Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COMPLEXES / INNOVATIVE DEVELOPMENT PROGRAM / INNOVATION CENTER / RESEARCH AND DEVELOPMENT / QUALITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Феклистов Иван Федорович

Настоящее исследование посвящено совершенствованию инновационной деятельности научно-образовательных комплексов на основе менеджмента качества. Аргументируется разработка каждым научно-образовательным комплексом Программы инновационного развития, создания специального Инновационного центра с целью формирования эффективной системы менеджмента качества и инновационной деятельности в научных исследованиях и разработках в масштабах всего высшего образования. Цель. Формирование эффективной системы инновационной деятельности в организации научных исследований и разработок в масштабах всего высшего образования. Задачи . Обеспечить максимальный учет инновационных научных исследований и разработок и распространение их по всей системе высшей школы. Методология . В настоящей статье с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены системы этапов инновационного процесса новшеств, включающие инновационные идеи, методики и осуществленные инновации. Результаты . В результате проведенных исследований определена важность развития научно-образовательных комплексов, создаваемых в системе высшего образования. Выводы . В силу объективных и субъективных факторов число научно-исследовательских, конструкторских, проектных организаций, выполнявших научные исследования и разработки, из года в год сокращается. Поэтому необходимо повышать роль научно-образовательных комплексов, формируемых образовательными организациями высшего образования находящихся под их контролем, либо ассоциированных с ними научно-исследовательских институтов, экспериментальных станций, клиник, лабораторий. При этом надо учесть, что численный контингент исследователей и научных разработок преимущественно сосредоточен из числа докторов наук, кандидатов наук и преподавателей с большим опытом исследовательской работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING THE INNOVATIVE ACTIVITY OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COMPLEXES BASED ON QUALITY MANAGEMENT

This research is devoted to improving the innovative activity of scientific and educational complexes based on quality management. It is argued that each scientific and educational complex develops a program for innovative development, creates a special innovation center in order to form an effective quality management system and innovative activity in R&D at the higher education level. The purpose of the article was to create an effective system of innovative activity in R&D at the higher education level. The tasks of the article were to ensure that innovative R&D is taken into account as much as possible and spread at the higher education level. Methodology. In this article, on the basis of general methods of scientific knowledge in various aspects, the systems of the innovation process stages, including innovative ideas, methods and implemented innovations, are considered. Results. As a result of the research, the importance of developing scientific and educational complexes created in the higher education system is determined. Conclusions. Due to objective and subjective factors, the number of R&D organizations is decreasing year on year. Therefore, it is necessary to increase the role of scientific and educational complexes formed by educational organizations of higher education under their control, or associated with them research institutes, experimental stations, clinics, laboratories. At the same time, it should be taken into account that the numerical contingent of researchers and scientific developments is mainly concentrated among doctors of sciences, candidates of sciences and teachers with extensive research experience.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ НА ОСНОВЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 7 • Номер 12 • Декабрь 2020 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

t>

Первое

экономическое издательство

совершенствование инновационной деятельности научно-образовательных комплексов на основе менеджмента качества

Феклистов И.Ф. 1

1 Научно-производственное объединение «РЕИНЖИНИРИНГ» , Санкт-Петербург, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Настоящее исследование посвящено совершенствованию инновационной деятельности научно-образовательных комплексов на основе менеджмента качества. Аргументируется разработка каждым научно-образовательным комплексом Программы инновационного развития, создания специального Инновационного центра с целью формирования эффективной системы менеджмента качества и инновационной деятельности в научных исследованиях и разработках в масштабах всего высшего образования. Цель. Формирование эффективной системы инновационной деятельности в организации научных исследований и разработок в масштабах всего высшего образования. Задачи. Обеспечить максимальный учет инновационных научных исследований и разработок и распространение их по всей системе высшей школы. Методология. В настоящей статье с помощью общих методов научного познания в различных аспектах рассмотрены системы этапов инновационного процесса новшеств, включающие инновационные идеи, методики и осуществленные инновации. Результаты. В результате проведенных исследований определена важность развития научно-образовательных комплексов, создаваемых в системе высшего образования. Выводы. В силу объективных и субъективных факторов число научно-исследовательских, конструкторских, проектных организаций, выполнявших научные исследования и разработки, из года в год сокращается. Поэтому необходимо повышать роль научно-образовательных комплексов, формируемых образовательными организациями высшего образования находящихся под их контролем, либо ассоциированных с ними научно-исследовательских институтов, экспериментальных станций, клиник, лабораторий. При этом надо учесть, что численный контингент исследователей и научных разработок преимущественно сосредоточен из числа докторов наук, кандидатов наук и преподавателей с большим опытом исследовательской работы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научно-образовательные комплексы, программа инновационного развития, инновационный центр, научные исследования и разработки, менеджмент качества.

Developing the innovative activity of scientific

and educational complexes based on quality management

Feklistov I.F. 1

1 Research and Production Association REENGINEERING, Russia

Введение

Цель любого научного исследования - сконцентрировать внимание ученого на нерешенных наукой проблемах. В связи с этим возникает вопрос: какие проблемы в области менеджмента инновационной

деятельности высшей школы уже решаются, а какие пока находятся за бортом научных исследований?

На наш взгляд, к настоящему времени выполнено немало исследований в части менеджмента качества инновационной деятельности, которые дали и дадут существенные практические результаты. К ним можно отнести ряд соответствующих нормативно-правовых актов, ценных научных работ, значительное число учебников и учебных пособий по инновационному менеджменту качества и другие.

Вместе с тем существует явный вакуум исследований в части менеджмента качества инновационных процессов. До сих пор нет ни одной научной работы, специально или попутно посвященной познанию системы этапов инновационных процессов. Более того, трудно найти какое-либо издание, где хотя бы упоминалось об инновационном менеджменте качества научных исследований и разработок.

ABSTRACT:_

This research is devoted to improving the innovative activity of scientific and educational complexes based on quality management. It is argued that each scientific and educational complex develops a program for innovative development, creates a special innovation center in order to form an effective quality management system and innovative activity in R&D at the higher education level. The purpose of the article was to create an effective system of innovative activity in R&D at the higher education level. The tasks of the article were to ensure that innovative R&D is taken into account as much as possible and spread at the higher education level. Methodology. In this article, on the basis of general methods of scientific knowledge in various aspects, the systems of the innovation process stages, including innovative ideas, methods and implemented innovations, are considered. Results. As a result of the research, the importance of developing scientific and educational complexes created in the higher education system is determined. Conclusions. Due to objective and subjective factors, the number of R&D organizations is decreasing year on year. Therefore, it is necessary to increase the role of scientific and educational complexes formed by educational organizations of higher education under their control, or associated with them research institutes, experimental stations, clinics, laboratories. At the same time, it should be taken into account that the numerical contingent of researchers and scientific developments is mainly concentrated among doctors of sciences, candidates of sciences and teachers with extensive research experience.

KEYWORDS: scientific and educational complexes, innovative development program, innovation center, research and development, quality management

JEL Classification: 122, i23, 033 Received: 15.12.2020 / Published: 25.12.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers For correspondence: Feklistov I.F. (info0rng-spb.ru)

CITATION:_

Feklistov I.F. (2020) Sovershenstvovanie innovatsionnoy deyatelnosti nauchno-obrazovatelnyh kompleksov na osnove menedzhmenta kachestva [Developing the innovative activity of scientific and educational complexes based on quality management]. Ekonomika truda. 7. (12). - 1235-1248. doi: 10.18334/et.7.12.111390

Экономически развитые страны проводят активную государственную политику регулирования и поддержки нововведений, способствуя динамичному и широкому развитию инновационных процессов научно-образовательных комплексов на базе университетов. При этом создается сеть центров промышленной технологии, которые работают как филиалы университетов для передачи в промышленность новейших технологий и научных достижений. Для координации работы сети при министерствах создаются центры применения федеральных технологий.

В Японии модель поддержки инновационной деятельности базируется на принципах, заложенных в закон о технологических полисах и реализации программы создания межрегиональных и межотраслевых сетей инновационных центров:

• наличие долговременной программы научно-технического развития страны;

• создание крупных научно-образовательных комплексов на базе университетов;

• по преимуществу прикладных исследований и разработок;

• поощрение активных закупок за рубежом.

В силу объективных и субъективных факторов из года в год сокращается число научно-исследовательских, конструкторских, проектных и проектно-изыскательских организаций, выполнявших исследования и разработки. Достаточно сказать, что за период 2000-2018 гг. число научно-исследовательских организаций сократилось в 1,7 раза, конструкторских организаций - в 1,3 раза, проектных и проектно-изыскательских -в 4,3 раза. Разгосударствление и приватизация бывших отраслевых НИИ в 90-х и начале 2000-х годов не дали ожидаемого эффекта, поскольку зачастую заказ от промышленности практически свелся к нулю. Государству пришлось взять на себя поддержку нескольких десятков наиболее прикладных НИИ, получивших статус государственных научных центов (ГНЦ). Однако ГНЦ составляет лишь около 3% общей численности организаций предпринимательского сектора науки.

Государственное участие выражается в прямом финансировании науки и инновации. В настоящее время в России объем бюджетного финансирования гражданской науки соизмерим, к сожалению, с объемом финансовых ресурсов крупного западного научного-исследовательского центра, созданного на базе университета.

В России удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ составил в 2018 г. - 2,1%, что даже ниже, чем в 2010 году (4,2%).

ОБ АВТОРЕ:_

Феклистов Иван Федорович, научный руководитель, д.э.н., шей школы Российской Федерации, академик Российской

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Феклистов И.Ф. Совершенствование инновационной деятельности научно-образовательных комплексов на основе менеджмента качества // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 12. - С. 1235-1248. сЫ: 10.18334М.7.12.111390

профессор, заслуженный работник выс-академии естественных наук

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг составил в 2018 г. - 6,5%, в 2010 г. - 10,4% [5, с. 519] (Feklistov, 2009, р. 519).

Объем инновационных передовых производственных технологий, товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в России в 2018 г. - 6,5%, в Москве этот показатель составил - 3%, в Санкт-Петербурге - 9,9%, в Московской области - 13,2%, в Брянской области - 14,9% [3, с. 527].

В нашей стране поставлена государственная задача перехода на инновационный путь развития. Была разработана и принята Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 г). В соответствии с этой стратегией разработана концепция научной, научно-технической и инновационной политики на базе научно-образовательных комплексов, независимо формируемых образовательными организациями высшего образования, независимо от источника финансирования и правового статуса, а также находящихся под их контролем либо ассоциированных с ними научно-исследовательских институтов, экспериментальных станций, клиник, научных лабораторий.

При этом за период 2010-2019 гг. увеличилось в 2,4 раза число научно-образовательных комплексов в системе высшего образования, выполняющих исследования и разработки.

Численность персонала, занятного исследованиями и разработками, уменьшилась за период с 2010 года по настоящее время в 1,3 раза. При этом доля ученых в средней возрастной группе от 30 до 40 лет сильно сократилась. В результате чего под угрозой оказалась преемственность поколений и сохранность научных школ. Одновременно произошло резкое старение научных кадров [3, с. 506].

Следует отметить, что численность персонала, занятого исследованиями и разработками в секторе деятельности научно-образовательных комплексов, за 2010-2018 годы выросла в 1,6 раза.

Важно подчеркнуть, что расходы федерального бюджета на финансирование инновационных исследований и разработок за период 2010-2018 гг. выросли в 1,7 раза, в том числе на фундаментальные исследования - в 1,8 раза, на прикладные научные исследования - в 1,7 раза. В процентах к расходам федерального бюджета финансирование фундаментальных и научно-прикладных исследований в 2010 г. составило: 2,35%, в 2018 г. - 2,44%, к валовому внутреннему продукту в 2010 г. - 0,51%, в 2018 г. - 0,39%.

Важно подчеркнуть, что внутренние затраты в стране на исследования и разработки в 2010 г. из средств федерального бюджета составили 360,3 млрд руб. Соответственно, в 2018 г. на исследования и разработки внутренние затраты из федерального бюджета составили 660,9 млрд руб.

Внутренние затраты на исследования и разработки по сектору деятельности высшего образования составили в 2010 г. - 43,7 млрд руб., в 2018 г. - 99,5 млрд руб. [3, с. 509].

Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг по видам экономической деятельности в 2018 г.: научных исследований и разработок в области информационных технологий - 1%.

Мы считаем, что инновационные процессы являются главным, решающим объектом менеджмента для всей инновационной деятельности научно-образовательного комплекса.

Проведенный анализ показывает, что для отдельных этапов инновационной деятельности причины торможения и меры ускорения инновационных процессов качества научно-образовательных ресурсов весьма специфичны, поэтому наиболее успешным может быть только поэтапное управление.

Таким образом, ведущей частью инновационной деятельности научно-образовательных комплексов служат именно инновационные процессы качества ресурсов, а управлять качеством ресурсов научно-образовательных комплексов можно только поэтапно, поскольку причины торможения и пути ускорения каждого этапа имеют свои естественные особенности.

Поэтапный инновационный менеджмент качества сложных процессов является одним из его методов управления, но до сих пор применяется недостаточно, в том числе при менеджменте образовательной и научно-исследовательской деятельности. Вместе с тем метод поэтапного инновационного менеджмента сложных процессов, на наш взгляд, заслуживает более широкого применения благодаря его достоинствам.

В настоящее время, несмотря на постановку государственной задачи перехода страны на инновационный путь развития, разработку концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации, застой в инновационной деятельности многих вузов еще не преодолен. Анализ показывает, что есть еще немало вузов, где не созданы научно-образовательные комплексы. Следует подчеркнуть, что вузы, а также их руководители могут пока спокойно существовать без инновационных инициатив и их выполнения.

Чтобы коренным образом заинтересовать вузы в активизации их инновационного развития, необходимо изменить существующую оценку работы вузов. При присуждении статуса, переаттестации, определении рейтинга необходимо учитывать уровень инновационного развития вузов.

По нашему мнению, Министерству науки и высшего образования РФ ввести порядок обязательной разработки каждым вузом Программы инновационного развития.

Полагаем, что для того чтобы оказать научно-образовательным комплексам помощь в решении новых и нелегких задач инновационного развития, необходимо в высшей школе, особенно на уровне регионов, создать специальный инновационный центр. Его цель - формирование эффективной системы менеджмента инновационной деятельности в масштабах всего высшего образования.

Инновационный центр (далее - Инноваццентр, Инновационный центр), по нашему мнению, мог бы способствовать решению задач информационного плана, обмена опы-

том создания Программ инновационного развития научно-образовательного комплекса, направленных на инновационный менеджмент качества ресурсов вузов.

Полагаем, что задача Инновационного центра заключается в том, чтобы обеспечить максимальный учет инновационных новшеств, имеющихся в высшей школе. В соответствии с системой этапов инновационного процесса эти новшества включают:

• инновационные идеи;

• инновационные методики;

• осуществленные инновации.

Таким образом, в Инноваццентре будут сконцентрированы основные инновационные новшества как отечественных, так и зарубежных вузов, банк данных о которых будет постоянно пополняться. Главное - в том, что сведения о них станут доступными для всех научно-образовательных комплексов.

Специалисты-эксперты Инноваццентра должны установить наиболее ценные новшества.

Подобный избирательный подход к новшествам важен сегодня, особенно для научно-образовательных комплексов, которые имеют трудности с финансированием своей инновационной деятельности.

В настоящее время научно-образовательные комплексы не имеют такой информации, а накопление ее собственными силами весьма трудоемко и долго. Более того, исчерпывающую информацию им получить практически невозможно.

Формы информирования об имеющихся новшествах могут быть разными, такими как знакомство с ними непосредственно в Инноваццентре или посредством периодически публикуемых специальных бюллетеней.

В современных условиях каждый научно-образовательный комплекс, по нашему мнению, должен иметь Программы инновационной деятельности - самостоятельные или в виде раздела общей Программы развития вуза.

Немало научно-образовательных комплексов, которым впервые придется разрабатывать подобные планы, не имея опыта. На помощь им снова может прийти Инноваццентр, обеспечивающий информацию о вузах, которые уже работают по Программам инновационного развития.

Научно-образовательные комплексы, прежде всего, осуществляют самостимулирование инновационной активности своих работников, кафедр и других подразделений вуза. Однако иное дело - наиболее эффективные инновационные новшества, в осуществлении которых особо заинтересована высшая школа. Им нужна особая специальная поддержка, прежде всего через различные формы материального стимулирования инноваторов как юридических, так и физических лиц.

В высшей школе уже имеют место десятки видов премий и других мер поощрения, которые имеют отношение к стимулированию инновационной деятельности.

Нами предлагается система многоуровневой оплаты труда как элемент стимулирования инновационного поведения сотрудников научно-образовательного комплекса.

Механизм многоуровневой системы оплаты труда нацелен на увеличение стимулирующей силы заработной платы. В основе механизма положен базовый уровень заработной платы 1бу (рис. 1).

В каждом научно-образовательном комплексе устанавливается свой базовый уровень заработной платы, в основном в целях привлечения в научно-образовательный комплекс работников необходимой квалификации и подготовки. Базовый уровень 1бу ориентируется не на какого-то персонального работника научно-образовательного комплекса, а рассчитан на группу людей - венчурную группу, лабораторию и т.д. Периодическое увеличение размера базового уровня заработной платы предлагается производить строго в соответствии с внедрением новшества в реальный проект.

Значительное место в системе многоуровневой оплаты труда отводится показателю I и уровню оплаты, ориентированному на инновационное поведение. Индивидуальный или коллективный автор новшества может ежегодно получать до 20% общей суммы экономического эффекта после его внедрения. В период внедрения новшества научно-образовательный комплекс оказывает финансовую и другую необходимую поддержку деятельности исследователей-инноваторов

Предлагаются и другие уровни заработной платы с учетом дополнительных составляющих - превышения базового уровня (табл. 1) и снижения базового уровня (табл. 2).

Повышение базового уровня оплаты труда предлагается производить исходя из формулы:

1 з.п. = 1 б.у. + 1 п,

где: I зп - уровень заработной платы; I бу - базовый уровень заработной платы; I п - превышение базового уровня.

Мс ¡бу ¡бу+1с

Рисунок 1. Схема алгоритма многоуровневой оплаты труда исследователей- инноваторов в научно-образовательном комплексе Источник: составлено автором.

Снижение базового уровня оплаты труда предлагается производить исходя из формулы:

1 з.п. = 1 б.у - ^ ,

где I с - снижающий показатель базового уровня оплаты труда.

Таблица 1

повышение базового уровня заработной платы при проведении научных исследований и разработок

критерии повышения превышение 1 п %

Оптимизация сроков научных исследований и разработок по сравнению с плановым графиком внедрения 10-50

Совмещение профессий 15-50

Проявление инициативы по освоению и применению передовых методов, внедрению новых технологий, ведущих к снижению себестоимости научных исследований и разработок (к экономии материалов, снижению затрат труда и заработной платы, снижению транспортных затрат и т.д.) 10-30

Помощь научно-образовательному комплексу в обеспечении заказов на выполнение научных исследований и разработок 10-30

Экономия установленного Фонда оплаты труда 10-30

Сокращение затрат труда, установленных заданием 10-20

Срочное и качественное исполнение специальных заданий на научные исследования и разработки 5-10

Выполнение заданий и работ в срок и без нареканий 2-5

Источник: составлено автором. Таблица 2 понижение базового уровня заработной платы при проведении научных исследований и разработок

критерии понижения размер снижения 1 с,%

Бесхозяйственное отношение к инструменту, инвентарю, приспособлениям, материалам, к высокотехнологичному оборудованию До 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нарушение установленного порядка документооборота До 30

Превышение установленных затрат труда и установленного Фонда оплаты труда До 35

Нарушение правил эксплуатации аппаратуры, машин, механизмов, инструмента До 40

Срыв сроков проведения научных исследований и разработок, предусмотренных заданием (графиком) До 45

Нарушение правил охраны труда и техники безопасности, наличие случаев травматизма До 50

Грубые нарушения трудовой дисциплины (прогулы, опоздания, пьянство и т.д.) До 50

Источник: составлено автором.

Предложенная многоуровневая система оплаты труда научных исследований и разработок позволяет стимулировать работников научно-образовательного комплекса к эффективной инновационной деятельности на основе оценки их коллективного труда с целью повышения качества научных исследований и разработок [2, с. 134] (Mau, Kuzmenov, 2013, р. 134).

Одна из задач Инноваццентра состоит в том, чтобы знать обо всех таких формах поощрения и информировать о них научные-образовательные комплексы. Более того, необходимо ввести специальные премии и гранты, стимулирующие инновационные достижения научно-образовательных комплексов. Это уже прерогатива Инноваццентра как самого компетентного органа в области инновационной деятельности высшей школы [4, с. 232] (Feklistov, 2019, р. 232).

Представляет также интерес расширение специальных государственных заказов на выполнение особо эффективных инноваций, прежде всего, новшеств международного значения, обеспечивающих приоритетность высшего образования России в мире.

На многотрудной дороге от рождения идей до воплощения новшеств в практику и распространения инноваций не все зависит от исследователей-инноваторов. Часто требуется получить одобрение идеи, решение о внедрении новшества, его распространении, что является компетенцией разных организаций и их руководителей [1, с. 730] (Okrepilov, 2014, р. 730).

На помощь здесь может прийти Инноваццентр, который поможет преодолеть препятствия на пути продвижения новшества. Это относится не ко всем, а только к высокоэффективным инновациям.

В каждом научно-образовательном комплексе существуют, разрабатываются, используются многие десятки методик, положений, инструкций, в соответствии с которыми выполняются научно-исследовательские работы.

Опыт показывает, что там, где нет квалифицированных методистов, а это нередкие случаи, настоящие методики являются низкокачественными, не опираются на соответствующую методологию, то есть представляют собой ненаучные методики.

Необходима, по нашему опыту, такая последовательность. Сначала формируется Инноваццентр, имеющий квалифицированных методологов и методистов, которые разрабатывают типовые научные методики и представляют их научно-образовательным комплексам. Затем уже методисты «привязывают» эти типовые научные методики к конкретным условиям своей работы.

Инноваццентр обязан приоритетное внимание уделять впервые предложенным новшествам и реализуемым инновациям. Их надо выявлять, подвергать экспертизе, а затем помогать их осуществлению и распространению. К таким новшествам и инновациям мы относим как отечественные, так и зарубежные.

Как только Инноваццентр накопит достаточный опыт работы, появится возможность наблюдения за развитием инновационной деятельности научно-образователь-

ного комплекса, т.е. мониторинг - комплекс категорий исследований, определяющих изменения в инновационной деятельности [3, с. 191].

Развитие мониторинга мы связываем с созданием государственной статистики инновационной деятельности высшей школы, которая сейчас практически отсутствует. Без этого соответствующие наблюдения невозможны. Если они появятся в Инноваццентре, то создадутся и необходимые условия для проведения научных и практических исследований в области развития инновационной деятельности, качества ресурсов вузов.

Проведенные нами исследования показали, что для развития инновационного менеджмента научных исследований и разработок необходимо поставить научно-образовательные комплексы в условия, которые бы активизировали инновационную деятельность. Для этого следует все основные критерии оценки работы научно-образовательных комплексов поставить в зависимость от их активной или пассивной инновационной деятельности.

Инноваццентр, по нашему мнению, может окупить все затраты за короткий период за счет экспертизы особо эффективных новшеств, во внедрении которых заинтересованы научно-образовательные комплексы. Инноваццентр окажет квалифицированную помощь вузам при разработке ими программ инновационного развития, а также может разрабатывать и предоставлять вузам научные методики по их заказам.

Основным содержанием Программы инновационного развития научно-образовательных комплексов высшего образования являются инновационные проекты -намечаемые, планируемые инновации. В программах особое значение уделяется разработке механизмов менеджмента инновационных проектов, выстроенных с целью реализации новых моделей в научно-образовательных комплексах.

Внедрение методов инновационного менеджмента качества научных исследований и разработок научно-образовательных комплексов включает в себя следующие этапы:

1. Аккумулирование инновационных идей членов коллектива научно-образовательных комплексов. В этих целях необходимо стимулирование творческого потенциала исследователей - профессорско-преподавательского состава. К аккумулированию инновационных идей привлекаются все члены коллектива научно-образовательного комплекса. Особая роль в аккумулировании инновационных идей отводится менеджменту всех уровней научно-образовательного комплекса (от лаборантов и ассистентов до высшего руководства) [6, с. 91] (Feklistov, Chetyrkina, Tumanov, 2018, р. 91).

2. При экспертизе - отборе наиболее перспективных идей для их дальнейшего внедрения - оценивается целесообразность внедрения предложенных инновационных идей. Экспертизу проводит комиссия из наиболее квалифицированных исследовате-лей-инноваторов. Она проводится на открытой основе, а выбраковка идей должна быть обоснованной.

3. Разработку инновационного проекта целесообразно выполнять по установленному нормативу (модулю), определяющему структуру разрабатываемого проекта.

В каждом научно-образовательном комплексе устанавливаются собственные нормативы разработки инновационного проекта, учитывающие внутриорганизационную специфику [4, с. 131] (Feklistov, 2019, р. 131).

4. Экспериментальное внедрение, мониторинг и корректировка инноваций. При экспериментальном внедрении проводится анализ эффективности предложенного к внедрению новшества, определяется соответствие целей и результата его внедрения. На данном этапе также выполняется мониторинг и корректировка процессов внедрения и использования внедренного новшества. При корректировке новшества устраняются недоработки, допущенные в процессе разработки инновационного проекта. В соответствии с корректировкой новшества выполняется корректировка инновационного проекта.

5. Периодическая отчетность по эффективности использования внедренных инноваций. Заключительным этапом внедрения инновационных методов, является наиболее характерное для научно-образовательных комплексов периодическое выполнение отчетности по эффективности применения внедренного новшества (инновации).

Представляется, к основным направлениям инновационной деятельности относятся:

• выбор относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики;

• широкое использование технологии двойного назначения;

• развитие инфраструктуры инновационного процесса.

Основными типами инновационных стратегий научно-образовательных комплексов можно выделить следующие:

• стратегию переноса, заключающуюся в использовании имеющегося зарубежного научно-технического потенциала в российской экономике;

• стратегию заимствования, заключающуюся в том, что используя часть собственного научно-технического потенциала, осваивается производство наукоемкой продукции, производившейся ранее в развитых индустриальных странах;

• стратегию наращивания, состоящую в использовании собственного научно-технического потенциала, привлечении зарубежных ученых и конструкторов, интегрировании фундаментальной науки университетов и фирменной науки для создания новых продуктов высоких технологий, которые реализуются в производстве.

Численность персонала, занятного исследованиями и разработками, уменьшилась за период с 2010 года по настоящее время в 1,3 раза. При этом доля ученых в средней возрастной группе от 30 до 40 лет сильно сократилась. В результате чего под угрозой оказалась преемственность поколений и сохранность научных школ. Одновременно произошло резкое старение научных кадров.

Заключение

Полагаем, что внимание государства должно быть обращено на новые формы научно-инновационной и инженерной деятельности, использующие современные информационные технологии. Это внимание постепенно должно переключаться с « количественных» аспектов на «качественные». В этих целях необходимо осуществить в научной сфере:

• увеличение финансирования фундаментальных исследований и приоритетных научно-технический направлений, реализуемых в форме государственных программ;

• выделение целевых средств на обновление приборной базы науки;

• радикальное улучшение информационного обеспечения;

• улучшение материального положения ученых в бюджетной сфере;

• стимулирование привлечения молодежи в науку;

• более широкое использование контрактной системы найма специалистов в научно-технической сфере;

• реструктуризация части научно-исследовательских и проектных институтов в инжиниринговые фирмы с развитой финансово-экономической структурой;

• санация и закрытие неэффективно работающих научных организаций;

• углубление интеграции науки и образования с целью повышения качества подготовки специалистов на новых высокотехнологичных направлениях на базе научно-образовательных комплексов высшего образования.

ИСТОЧНИКИ:

1. Окрепилов В.В. Развитие науки о качестве. / Избранные труды. - СПб.: Издание политехнического университета имени Петра Великого, 2014. - 869 с.

2. Мау В.А., Кузменов Я.И. Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политик. / Книга первая. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. - 430 с.

3. Российский статистический ежегодник. 2019. / стат. сб. - М.: Росстат, 2019. - 708 с.

4. Феклистов И.Ф. Инновационный менеджмент качества ресурсного потенциала организаций. Методология и методы. / Монография. - СПб.: Политехника-сервис, 2019. - 256 с.

5. Феклистов И.Ф. Программа инновационного развития вуза: качества ресурсов - качества образования. Методология и методы. / Монография. - СПб.: Политехника-Сервис, 2009. - 238 с.

6. Феклистов И.Ф., Четыркина Н.Ю., Туманов К.М. Обеспечение конкурентоспособности организации на основе менеджмента качества. / Монография. - СПб.: Издательство СПб ГЭУ, 2018. - 171 с.

references:

Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2019 [Russian Statistical Yearbook. 2019] (2019). M.: Rosstat. (in Russian).

Feklistov I.F. (2009). Programma innovatsionnogo razvitiya vuza: kachestva resursov - kachestva obrazovaniya. Metodologiya i metody [Program of innovative development of the university: quality of resources - quality of education. Methodology and methods] SPb.: Politekhnika-Servis. (in Russian).

Feklistov I.F. (2019). Innovatsionnyy menedzhment kachestva resursnogopotentsiala or-ganizatsiy. Metodologiya i metody [Innovative quality management of the resource potential of organizations. Methodology and methods] SPb.: Politekhnika-servis. (in Russian).

Feklistov I.F., Chetyrkina N.Yu., Tumanov K.M. (2018). Obespechenie konkurentos-posobnosti organizatsii na osnove menedzhmenta kachestva [Ensuring the competitiveness of the organization on the basis of quality management] SPb.: Izdatelstvo SPb GEU. (in Russian).

Mau V.A., Kuzmenov Ya.I. (2013). Strategiya 2020: Novaya model rosta - novaya sotsialnaya politik [Strategy 2020: a new growth model - a new social policy] M.: Izdatelskiy dom «Delo» RANKhiGS. (in Russian).

Okrepilov V.V. (2014). Razvitie nauki o kachestve [Science of quality development] SPb.: Izdanie politekhnicheskogo universiteta imeni Petra Velikogo. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.