Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ США ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ США ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / ВЫСОКОТОЧНЫЕ СИСТЕМЫ ОРУЖИЯ / ВОЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / НАТО / ВОЕННЫЕ БАЗЫ / ГЕОПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Спиридонов Т.В.

В статье рассматривается роль инфраструктуры, как одного из важных приоритетов в военном строительстве США. Анализируются пути совершенствования различных элементов военной инфраструктуры для усиления военной мощи и достижения стратегических целей США, сохранения научно-технического превосходства над другими государствами и доминирующих позиций в мировой политике и экономике, с учетом изменений в военно-политической ситуации в мире. Исследуются различные меры, предпринимаемые США, для повышения эффективности экономического обеспечения военного строительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF INFRASTRACTURE OF THE UNITED STATES AFTER THE COLD WAR

The article considers the role of the infrastructure as one of the significant priorities of military construction of the United States. The article analyzed the ways to improve various elements of the military infrastructure to strengthen the military power and to succeed the strategic objectives of the United States, to maintain technological superiority over the other nations and the dominant position in world politics and economics, taking into account changes in the military-political situation in the world. In the articled are explored various measures taken by the United States to improve efficiency of economic support for military construction.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ США ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ США ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ

ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Сннрм.юнон Т.В.. к.э.н., докторант Института мировой экономики и международных отношении Российской академии наук

В статье рассматривается роль инфраструктуры, как одного ¡и тинных приоритетов « военном строительстве США. Анализируются пути совершенствования рапичных элементов военной инфраструктуры для усиления военной мощи и достижения стратегических целей США. сохранения научно-технического превосходства над другими государствами и доминирующих позиций в мировой политике и экономике, с учетом изменении в военно-политической ситуации в мире. Исследуются различные меры, предпринимаемые США, для повышения эффективности экономического обеспечения военного строительства.

Ключевые слова: вооруженные силы, высокоточные системы оружия, военная инфраструктура, НАТО, военные базы. геополитика.

IMPROVEMENT OF INFRASTRACTURE OF THE UNITED STATES AFTER THE

COLD WAR

Spiridonov Т., Candidate of Economic Sciences, doctoral candidate of the Institute of World Economy and International Relations of Russian

Academy of Sciences

The article considers the role of the infrastructure as one of the significant priorities of military construction of the United States. The article analyzed the ways to improve various elements of the military infrastructure to strengthen the military power and to succeed the strategic objectives oj the United Stales, to maintain technological superiority over the other nations and the dominant position in world politics and economics, taking into account changes in the military-political situation in the world. In the articled are explored various measures taken hy the United States to improve efficiency of economic support for military construction.

Keywords: armed forces, high-precision weapon systems, military infrastructure, NATO, military bases, geopolitics.

I lóate окончания холодной войны и распада Советского Союза в американских правящих кругах продолжались обсуждения того, какими способами и в каких масштабах они могут прибегать к помощи созданной огромной машины в качест ве средства обеспечения глобального верховенства США в новом однополярном мире. В этих же целях Министерство обороны значительное внимание уделяет совершенствованию военной инфраструктуры Произошли и происходят существенные изменения в численности и дислокации объектов военной инфраструктуры CUJA, как за рубежом, так и на континентальной части страны.

Учитывая кардинальные изменения в военно-политической ситуации в мире, США предпринимают различные меры для того, чтобы нх система военной инфраструктуры в наибольшей степени соответствовала военно-политическим и reo1экономическим интересам. целям сохранения военного превосходств;! над другими странами. Существенное влияние на формирование и совершенствование военной инфраструктуры Пентагона оказали террористические атаки II сентября 2001 года. Эгн события стали дополнительными стимулами для укрепления военной инфраструктуры на континентальной части США.

После атаки террористов на Всемирный торговый центр и на Пентагон президент Дж. Буш объявил о начале глобальной войны с международным терроризмом. В сентябре 2002 года была принята новая стратегия национальной безопасности [I]. объединившая весь комплекс идей американской администрации к области военно-политической стратегии. В соответствии с этой стратегией одной из приоритетных задач Министерства обороны является обеспечение защиты территории США от атак международных террористов.

В конце 2001 года начале 2002 года США предприняли ряд законодательных и организационных мер по повышению безопасности национальной территории. В частности, президент Дж. Буш создал Министерство внутренней безопасности (Department of Homeland Security). которому была переподчннена Береговая охрана США [2).

За последние годы Министерство обороны последовательно реализует планы усиления и создания объединенных военных баз (ОБ). Объединение военных баз происходит путем организационного слияния компактно расположенных военных объектов различной видовой принадлежности н в соответствии с программой по закрытию и перепрофилированию военных баз СЗГ1Б). Программа ЗПБ осуществляется Пентагоном поэтапно, начиная с 1488 года. За четыре этапа (1988-2004 гг.) было закрыто 350 военных объектов различного назначения. С 2005 года стартовал пятый этап программы ЗПБ Предусматривалось за шесть лет (2005-2011 гг.) закрыть 466 военных баз и перепрофилировать еще 334 объекта различного назначения [8].

Формируемые ОБ расположены на континентальной части США. а также на Гаванских островах и на острове Гуам. Проводимые мероприятия по объединению военных баз направлены на достижение следующих задач:

- повышение уровня взаимодействия формирования различных видов американских ВС;

- повышение эффективности оперативного управления воинскими формированиями;

- поддержание высокого уровня мобильности войск (сил):

- уменьшение общего количества военных баз;

- снижение финансовых расходов на содержание п материально-техническое обеспечение объектов недвижимости МО;

-выполнение требований федерального закона США «О национальной политике в области охраны окружающей среды»;

Объединение военных баз призвано надежно обеспечить защиту континентальной части территории CUJA, повысить мобилизационную готовность американских ВС. их оперативное реагирование на угрозу национальным интересам в любом регионе мира.

Следует отметить, что почти на всех созданных объединенных базах, помимо достаточно развитой инфраструктуры обеспечения повседневной деятельности размещенных на этих объектах крупных воинских формирований, имеются силы и средства по нх доставке на передовые театры военных действий (ТВД) воздушным или морским путем.

Американская администрация предпринимает различные меры усиления и модернизации Транспортного командования 11ентагона. в составе Командования воздушных перебросок (KBII). Командования морских перевозок (KMII) и Командования наземных перевозок (КПП).

В целях обеспечения стратегической мобильности вооруженных сил на КВГI возложена задача обеспечивать быструю доставку войск и военных грузов в любую точку земного шара. В KBII сосредоточены основные силы в средствах военно-транспортной (ВТА) и заправочной авиации. В состав КВН включены. C-l7Globemaster-3: С-5 Galaxy. С-135 «Hercules». КС-135 Stratotanker и КС-10 Extender

Я ад. [17],

В чрезвычайных случаях привлекаются и коммерческие самолеты. Комплексное использование военных и гражданских воздушных судов обеспечивает требуемый уровень стратегической мобильности американских вооруженных сил.

Для поддержания военно-транспортной авиации в босготовом состоянии Пентагон реализует комплексную программу ее модернизации. Например, этой программой предусматриваются оснащение военно-транспортного самолета С-5 новым двигателем и замена бортового радиоэлектронного оборудования, а также другие конструктивные и технологические доработки. Программа рассчитана

на срок до 2018 года и оценивается в 10 млрд. долларов.

Результаты расчетов, сделанные американскими военными специалистами. показывают, что до зоны конфликта в Ближневосточном регионе доставка военных грузов на авиационном транспорте не превышает 24 часов, что значительно меньше, чем у морских судов - 18 суток при средней скорости 24 узла.

К"VIII отвечает за обеспечение морских перевозок Пентагона. КМИ использует как государственные, так п коммерческие суда в трех основных направлениях: во-первых, в случае резкого увеличения морских перевозок необходимого вооружения и доставки войск из континентальной части США на ТВД по всему миру; во-вторых, для заблаговременного складирования оружия и других материальных средств общего назначения в передовых районах; в-третьих, для обеспечения устойчивости морских перевозок всеми судами KMII.

Огромные финансовые ресурсы, выделяемые па ВМС. направляются не только па строительство новых боевых кораблей, но н на развитие морского транспортного флота. 11апример. в последние годы Пентагон реализует программу строительства быстроходных военно-транспортных судов проекта J1ISV (Joint I ligh Speed Vessel), направленную на повышение возможностей 11ентагоиа по перевозке морем личного состава, вооружения и военной техники. Планируется до 2015 года построить десять судов >гого типа. Стоимость каждого судна оценивается в 225 млн. долларов. Общая стоимость программы может составить, по американским оценкам, около 2.3 млрд. долларов. Бывший министр обороны США Р. Гейтс 2 февраля 2010 года в Конгрессе заявил, что число быстроходных военно-транспортных судов проекта JIISV может быть расширено до 23 судов [9].

'За последние годы Пентагон стремиться значительно усилить Командование наземных перевозок (КПП). 'Это Командование обеспечивает размещение более чем па 90% военно-технических и материальных средств. KIIII выполняет роль связующего звена между грузоотправителями Министерства обороны н воздушным и морским транспортом.

KIIII имеет своих представителей в 24 морских портах по всему миру, а также взаимодействуете Федеральным управлением автомобильных дорог для обозначения сети стратегических дорог.

Транспортное командование в составе трех составных частей организует высокую мобильность американских вооруженных сил и своевременное их обеспечение всеми необходимыми видами вооружения, военной техники и быювыми условиями.

О высокой развитости транспортной инфраструктуры Пентагона говорит тот фант, что с октября 2001 года до 2011 года для поддержки боевых операций в 11раке н Афганистане Транспортным командованием США было перевезено более 2.2 млн. пассажиров и около 5500 тыс. тонн грузов [17].

После окончания холодной войны произошли значительные изменения в производственной инфраструктуре США. Важнейшей проблемой для I (ентагока стало не только некоторое сокращение вооруженных сил и военных приготовлений, но и реструктуризация военно-промышленной базы страны. Расходы I leirrartma на закупку вооружений сократились со 126 млрд. долларов в 1990 году до 66 млрд. долларов в 2000 году. Были пересмотрены п значительно сокращены существующие программы в области вооружений и технологий. В 90-х годах в США наблюдались так называемые «закупочные каникулы».

Для того, чтобы выжить в обстановке, сложившейся после окончания холодной воины, многие малые и средние предприятия, ранее работавшие на 11ен тагон, ушли из военного бизнеса. 11о американским оценкам, из примерно 120 тыс. компаний, выполнявших заказы Министерства обороны в годы холодной войны, во второй половине 1990-х годов их осталось лишь около четверти [18]. Среди крупных специализированных военно-промышленных фирм началась волна слияний и поглощений.

США достаточно зффективно решили задачу реструктуризации военно-промышленной базы, сохранив около 85% оборонного потенциала страны времен холодной войны. 11рн этом даже усилились их позиции в военном производстве мира.

В реструктуризации военно-промышленной базы решающую роль играло Министерство обороны, действующее методами убеждения, финансовой помощи (в частности, оно позволило подрядчикам списывать со счетов пираты, связанные с консолидацией). стимулирования военного зкепорта, а главное поддержки многочисленных слияний и поглощений военно-промышленных

фирм. Реструктуризация военной промышленности оказалась в д<-статочной степени эффективной. Этому способствовала финансовая помощь и жесткий контроль со стороны государства, активное использование рыночного механизма п применение передовых методов организации управления на мнкроуровне.

В результате многочисленных слияний и поглощений числс генеральных подрядчиков Пентагона к 2002 голу сократилось с 15 до 5 («Локхнд-Мартин», «Боинг», «Нортроп-1 румман». «Дженерал Дайнемнкс», «Рейтеон»), Заметно повысилась степень концентрация и монополизации военного производства: доля десяти крупнейших военно-промышленных корпораций в общем объеме полученные от Пентагона военных заказов 100 ведущих фирм возросла с 50". ¡ 1992 году до 63% в 2002 году [19].

Главным направлением реструктуризации военной промышленности США стало дальнейшее повышение концентрат) и монополизации производства за счет слияния и поглошени« военно-промышленных фирм, в ходе которых получили развит;:, процессы специализации военного производства и различных форм диверсификации производства. Конверсия же военного производства, предполагающая перепрофилирование мощностей на выпуо продукции гражданского назначения, широкого распространен»» в США не получила.

Администрация Б. Обамы предпринимает различные меры л.;« повышения эффективности экономического обеспечения военное строительства. В »тих целях совершенствуется система приобретения ВВТ, пересматриваются и регулярно закрываются устаревшие программы разработки и производства оружия.

Особое внимание военно-политическое руководство уделяе-вопросам интеграции военного и гражданского секторов экономик«, формирования единой национальной промышленной базы. Эт вызвано желанием укрепить базу разработки и производства ВВ~ расширить доступ к последним научно-техническим и производственным достижениям гражданского сектора. В результате использования двойных технологий и интеграции военно-инновационно! н научно-технологического потенциалов гражданской экономим происходит постепенное стирание граней между военной и гражданской промышленностью.

Погоня за разработкой и производством все более сложных i техническом отношении видов ВВТ сопровождается ростом расходов на H1IOKP. которые создают задел новых идей, знании , профессиональных навыков, без чего невозможна инновационны деятельность. После окончания холодной войны расходы США ка военные 11ПОКР несколько сократились: с 59 млрд. долларов в I году до 48.5 млрд. долларов в 2000 году.

В годы нового столетия расходы на военные НИОКР растут i : только в абсолютных, но и в относительных размерах. I (аблюлается тенденция роста наукоемкостн военного производства. В последние годы процентное отношение затрат на военные 11ПОКР к зат ратам ki военные закупки составляет 60-75%. в то время как в годы холодное войны этот показатель равнялся примерно 40%.

Из общего объема финансирования расходов на 11ИОКР в СШ -на бизнес приходится 61.6%, на государство 31.3%. а остальные 7,1% на университеты и иные организации. Исполняет научно-исследовательские работы: бизнес - 70.3%. государственные организации 11,7%. а университеты и иные организации 13.5 . Общее число ученных, занятых в сфере 11ИОКР. в США составляет 1413 тыс. человек [20].

Больше половины <|>едералы1ых расходов на 11ИОКР приходите* на долю Министерства обороны. Например, в 2012 финансовом году из 147,9 млрд. долларов федеральных расходов на ПИОК? доля Пентагона составила 79.9 млрд. долларов. В последние годы примерно 15% общих расходов на военные НИОКР направляется i_ фундаментальные исследования. 35% - на прикладные paipaóoivi и 50% на разработку перспективных технологий [21].

В США особо важное значение придается сближению видных н гражданских НИОКР. В этом процессе отражаются многие реалии нынешнего этапа научно-технического развития высоки* и продолжающая расти стоимость НИОКР: необходимость междисциплинарного подхода, обусловленная высокой техническое сложностью вновь создаваемых изделий; значительное повышение качественных характеристик изделий гражданского назначена сближение военных и гражданских технологий и т.д.

В 50-60-х годах прошлого столетия наибольшее распространение получила так называемая система Spin-olT. т.е. передача технологий от военного в гражданский сектор хозяйства. В 1970-1980-ж

годах ситуация стала меняться. В результате за последние годы приток технологий из гражданского сектора в военный значительно больше, чем в обратном направлении. Можно сказать, что сейчас преобладающим является не система Spin-off, а система Spin-on (т.е. передача новинок от гражданского сектора в военный).

В заключение следует сказать, что США придают приоритетное значение не только финансовому обеспечению и созданию необходимой инфраструктуры для проведения широким фронтом военных IIIIOKP. но п созданию законодательной среды и условий государственного стимулирования инновационных процессов в военной жономике и вооруженных силах. В значительной степени тгими обстоятельствами объясняется, что технический разрыв между США и другими странами в военной сфере не только сохраняется, но и продолжает увеличиваться.

Для обеспечения военного превосходства над противником, особенно во время боевых действий, государства во все времена большое значение придавали разведке и свя ш. информационному обеспечению вооруженных сил.

Роль разведки и связи особенно усилилась в последние десятилетня. Стремительное развитие информационных технологий, которые приобрели во второй половине XX века революционный характер, способствовало тому, что информация стала стратегическим ресурсом, новым фактором силы. Эффективное использование информации позволяет реализовать различные интересы государства. в том числе обеспечить его безопасность.

Администрация США приоритетное значение в военном строительстве придает развитию инфраструктуре информационного обеспечения вооруженных снл. В этих целях широко используются последние достижения информационных технологий. Для обеспечения эффективности разведки, доминирования в сфере обработки и передачи информации вооруженным силам Пентагон особенно активно использует космическую деятельность.

Происходит расширение областей применения космической техники как средства наблюдения п разведки из космоса, связи, навигации. картографии в военных целях. Например, в ходе военных действий па Балканах США и НАТО использовали 129 космических аппаратов различного назначения, в том числе были применены

36 спутников связи, 35 раэведыватель....... 27 навигационных и 19

метеорологических, в то время как 10 лет назад в операции «Буря в пустыне» был задействован лишь один спутник |22].

Особенно велика роль разведки и связи для реализации концепции «Ведения боевых действий в едином информационном пространстве» или так называемой «сетецентрнческой войны» (NCW - Network-Centric Warfare). Основная цель данной концепции

шачительное повышение эффективности применения вооруженных снл за счет достижения подавляющего информационного превосходства над противником.

Основой для сетецентричных операций является глобальная информационная сеть Министерства обороны, представляющая собой набор взаимосвязанных локальных информационных сетей, в том числе космических. Она оптимизирует процессы сбора, обработки. хранения, распределения информации и управления ею, а также доведения ее до потребителей внутри Министерства обороны и за его пределами. С помошыо этой системы осуществляется как административное, так и оперативное управление вооруженными силами.

Широкое применение современной автоматизированной информационной технологии в сетецентрнческой войне позволяет наилучшим образом управлять подготовкой и ведением военных действии соответствующей группировки войск, состоящей из различных видов вооруженных сил.

В целом современные системы сбора, обработки и распределения разведывательной информации способствуют сокращению времени для принятия решения и повышения эффективности совместного ведения боевых действий различных ролов войск на театрах военных действий.

IЦентральное место среди инструментов стимулирования воинского труда занимают денежное довольствие, льготы при прохождении службы, достойное пенсионное обеспечение, предоставление личному составу жилья и качественной медицинской помощи, оказание помощи в получении образования.

Администрация США рассматривает оплату труда военнослужащих не как денежное возмещение за воинскую службу, а как источник средств, позволяющий военнослужащим вести достойный образ жизни Практическая реализация данного принципа лежит

в основе военно-экономической политики в области оплаты воинского труда.

Руководство США предпринимает всяческие усилия для того, чтобы обеспечить достойные жизненные условия для военных, как во время службы, гак и после увольнения из вооруженных сил, ухода на пенсию.

Министерство обороны и в последние годы продолжает серьезное внимание уделять совершенствованию ti той части системы инфраструктуры, которая обеспечивает подготовку военнослужащих, их нормальные бытовые условия, втом числе качественным жильем, медицинским обслуживанием и коммунальными услугами.

В заключение следует отметить, что важное психологическое значение для поднятия престижности военной службы имеют и такие обстоятельства: американцы чтут память погибших военнослужащих. не предают забвению ни одного пропавшего без вести воина, предпринимают различные меры зля освобождения своих военнослужащих из плена. Чрезвычайно важно и то, что для сохранения престижности службы в армии и поддержания высокой боеготовности вооруженных сил США созданы условия, когда военные, как во время службы, так и на пенсии, живут в достойных условиях, сопоставимых с уровнем жизни среднего класса американского общества.

Литература:

1. National Security Strategy. Washington, B.C., 2010. - P. 17.

2. Strategy tor Homeland Defense and (."¡vil Support. DoD. Washington. D.C.. June 2005. -Pill.

3. Балев Б.Ф. Защита океанских коммуникаций // Морской сборник, 1971. -№ 7. С. 21.

4.1 lapiHHH B.I'., Романенко A.A.. Соколов В.К. Морской транспорт капиталистических стран. - М.: «Наука», 1989. С. 19.

5. ОАО. Repon lo the Subcommittee on Air and Land Forces, Committee on Anned Services, House of Representatives. Washington. 2009. P. I.

6. Joint Vision 2010. Focused Logistics. Washington. 2010. P.

7.

7. Зарубежное военное обозрение 2009. - № I. - С. 49.

8. Зарубежное военное обозрение 2010. .4« 8. - С. 23

9. Зарубежное военное обозрение. 2010. - № 7. - С. 62.

10. Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1981. - 13 нюня.

Ill lerpoB Д.М.. Хачатурян A.A. I[роблемы создания интегрированных структур кластерного типа в оборонно-промышленном комплексе I(ациональные интересы: приоритеты и безопасность, 2013.-.V» 21.

12. Хачатурян A.A. Необходимость, способы и институты государственного стимулирования инновационной активности организаций // Электронный научный журнал «Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте». Серия 1. Экономика и управление, 2012. №1.

13. Хачатурян К.С. Развитие трудового потенциала промышленных предприятий России в посткризисных условиях // Экономика и предпринимательство. 2013. № I.

14. Хачатурян К.С'. Пути решения кадровых проблем предприятий оборонно-промышленного комплекса России в современных условиях Ч Вестник Московского университета МВД России, 2012. -№ 10.

15. Хачатурян К.С. Экономические факторы, влияющие на развитие социального партнерства государства п бизнеса // Транспортное дело России, 2011. - № 6.

16. Хачатурян A.A. Концептуальные вопросы системы менеджмента качества но учёту затрат на производство продукции // Электронный научный журнал «Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте». Серия I. Экономика и управление, 2013. .V» 1(4).

17. http://en.wikipedia.org/wiki/UnitedStatesTransportation Command, p. I. р. 3.

18. Han ard Business Review. May-June 1997. P. 84.

19. Orbis. Fall 2003. P. 694.

20. Main Science and Technology indicates. Volume 2011 2. OFC D 2012.-P. 18.

21. AAAS R and D Budget and Policy Progam. Http://www.aaas. org/spp/rd.

22. Заколодяжный В. В любой точке координат //1 (езависимое военное обозрение. 2000. № 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.