Научная статья на тему 'Совершенствование информационной работы субъектов контрольно-надзорной деятельности в сфере общественного питания с различными категориями населения'

Совершенствование информационной работы субъектов контрольно-надзорной деятельности в сфере общественного питания с различными категориями населения Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
95
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / КОНТРОЛЬ / НАДЗОР / ИНФОРМАЦИЯ / РОСПОТРЕБНАДЗОР / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД / FEDERAL SERVICE ON CUSTOMERS'' RIGHTS PROTECTION AND HUMAN WELL-BEING SURVEILLANCE / PUBLIC CATERING / CONTROL / INFORMATION / SUPERVISION / FEDERAL SERVICE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Токарев М. А.

В настоящий момент достаточно серьезное внимание уделяется вопросу о необходимости совершенствования информационной работы представителей контрольной деятельности с различными группами населения. Действующая система распределения информации от субъектов контрольной деятельности в сфере общественного питания имеет достаточное количество изъянов. В качестве выхода из сложившейся ситуации автор статьи предложил использовать модель информационного перераспределения среди всех субъектов и объектов контрольной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Токарев М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование информационной работы субъектов контрольно-надзорной деятельности в сфере общественного питания с различными категориями населения»

Токарев М.А. ©

Преподаватель Национального исследовательского Нижегородского государственного университета

им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ РАБОТЫ СУБЪЕКТОВ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация

В настоящий момент достаточно серьезное внимание уделяется вопросу о необходимости совершенствования информационной работы представителей контрольной деятельности с различными группами населения. Действующая система распределения информации от субъектов контрольной деятельности в сфере общественного питания имеет достаточное количество изъянов. В качестве выхода из сложившейся ситуации автор статьи предложил использовать модель информационного перераспределения среди всех субъектов и объектов контрольной деятельности.

Ключевые слова: общественное питание; контроль; надзор; информация; Роспотребнадзор; Государственный доклад.

Keywords: public catering, control, information, supervision, Federal service on customers' rights protection and human well-being surveillance, Federal service

В статье Токарева М.А. касающейся изучения Государственных докладов «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Нижегородской области в периоды с 2008 по 2011 год», было отмечено (Токаревым М.А.), что в каждом из докладов говорится о совершенствовании политики относительно работы с различными категориями населения. Вследствие чего, возник вопрос о необходимости рассмотреть действующую систему информирования различных слоев населения с формулированием выводов и, в случае выявления недостатков, предложить свой вариант выхода из ситуации.

Прежде чем осуществлять процесс совершенствования информационной работы, необходимо дать оценку действующей ситуации происходящей на территории РФ, посредством рассмотрения информационной работы у каждого из субъектов контрольной деятельности. Двумя основными субъектами, осуществляющими контрольную деятельность в сфере общественного питания, можно считать Министерство Здравоохранения и Социального Развития и Союз Рестораторов.

Основная причина, по которой два указанных выше органа будут являться центральными для анализа, является следующее - для предоставления информации населения, необходимо обладать достаточно устойчивой материальной базой, иметь в своем штате специалистов по работе непосредственно с общественностью, а также располагать обширными объемами информации, которые можно представлять в составленных отчетах и докладах. При этом следует понимать, что нельзя списывать со счетов и такие субъекты контроля как руководители предприятий (они доносят информацию непосредственно до подчиненных, а зачастую и до потребителей), потребители и потребительские союзы (зачастую очень часто проводятся частные исследования проблем в сфере общественного питания, после чего данные публикуются в различных печатных и электронных средствах информации), ученые и исследовательские институты (данные субъекты контроля могут осуществлять процедуру контроля абсолютно разными способами как проведением сравнительного анализа уже имеющихся данных, так и участвовать в самой проверке) и т.д.

Исходя из данных, представленных в пункте 4.22.5. (Информирование населения) Государственного доклада "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Нижегородской области в 2011 году", основными задачами органов и учреждений Роспотребнадзора в Нижегородской области в сфере реализации информационной политики в 2012 году являлись:

- оперативное сотрудничество со СМИ региона по вопросам;

- организация пресс-конференций и брифингов по актуальным вопросам;

- организация постоянных рубрик о деятельности в отраслевых СМИ, проведение «горячих линий», в том числе в пресс-центрах региональных газет;

© Токарев М.А., 2013 г.

- оптимизация сайтов Управления Роспотребнадзора и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» [1].

Также, в пункте 4.22.4. указанно, что основными задачами Управления и ФБУЗ по вопросам информационного обеспечения и гигиенического обучения населения в 2012 году являлись:

- совершенствование форм предоставления населению информации в электронных средствах доступа;

- увеличение объема и повышение качества справочной и разъяснительной информации на официальном сайте по вопросам профилактики инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), защиты прав потребителей;

- развитие справочника «Благополучие человека» на официальном сайте Управления Роспотребнадзора;

- оптимизация информации, размещаемой на официальном сайте ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» [1].

Исходя из данных представленных в этих двух подпунктах Государственного доклада, необходимо задаться следующими вопросами:

- какая целевая аудитория является основным потребителем предоставляемой Роспотребнадзором информации? Если представить, что все слои общества, так или иначе связанные с общественным питанием, нуждаются в информации, то следует помнить, что каждая отдельно взятая группа населения потребляет информацию из ограниченного количества источников. Если это молодые люди в возрасте 16-30 то, скорее всего это будет Интернет или же телевидение, но не печатная продукция;

- не указан более подробно источник предоставления информации. Например, в Государственном докладе "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Нижегородской области в 2011 году", говорится что всего за 2011 год проведено 3711 выступлений в СМИ с участием должностных лиц Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области, из них - 477 по телевидению [1]. При этом так и не указано, какой характер носили данные выступления (т.е. комментарий в новостной программе или же целая передача, посвященная вопросу гигиены питания); в какое время выходили данные выступления (в утренние, обеденные или же вечерние часы); на каких телеканалах (это очень важный момент, поскольку для охвата всех целевых групп необходимо учитывать какие именно информационные программы и телеканалы просматриваются непосредственно каждой группой). Точно такие же вопросы можно задать по выступлениям в радиоэфире, публикациям и материалам, размещенным в Интернете;

- в Государственных докладах, не указана отдача от данной методики в сфере реализации информационной политики. Стоит заметить, что суть в обращении к населению, а также предоставлению материалов кроется в повышении уровня санитарно-гигиенических норм среди всех групп населения (начиная от рядового потребителя и заканчивая сотрудниками контрольных органов). Однако по материалам, представленным в Государственном докладе "О санитарно-эпидемиологической обстановке в Нижегородской области в 2011 году", не представляется возможным отследить реакцию любой из целевых групп. Для осуществления данного замысла, необходимо проводить социологическое исследование, которое не предусмотрено в пунктах 4.22.4 и 4.22.5 Государственного доклада;

- в материалах Государственного доклада так и не указано, что должны содержать в себе обращения к каждой из целевых групп, кто конкретно должен осуществлять непосредственно сам процесс обращения и в какой форме ожидать отдачу от населения.

Теперь необходимо рассмотреть информационную работу такого важно субъекта контроля «Федерация Рестораторов и Отельеров РФ» (далее по тексту ФРиО) [4].

На сайте данной организации представлены следующие направления по информационной работе с различными группами респондентов:

- информационный блок, под названием «Вопрос - ответ», в рамках которого юрист-консультант отвечает на поступивший ему вопрос, относительно сферы общественного питания;

- юридический вестник «ФРиО», в рамках которого рассматриваются различный вопросы в сфере общественного питания, в том числе и вопросы санитарно-эпидемиологического состояния и контроля;

- электронная библиотека, в которой представлены книги и различного рода пособия;

- непосредственно мероприятия (семинары, конференции, брифинги и т.д.).

Несмотря на наличие таких положительных моментов, как создание самого Союза, так и его сайта (на котором в очень сжатом виде представлена информация), непосредственно в контексте

работы с информацией (размещение, составление и передача) по мнению автора статьи наблюдаются следующие недостатки:

- необходимо отметить, что создание подобного союза должно повлечь за собой развитие молодого поколение в сфере общественного питания. В целях чего, должен присутствовать открытый доступ к большей части информационных ресурсов. В противном случае может возникнуть эффект «варки в собственном соку» со стороны ФРиО. Вся же основная информация, будь то база данных или же тематические журналы, предоставляется только после получения статуса члена ФРиО. Т.е. в случае необходимости задать вопрос (например, научному сотруднику или просто потребителю) необходимо зарегистрироваться. Однако, даже после регистрации стать членом ФРиО не удастся, потому что по данным официального сайта, представлен следующий список членов ассоциации (т.е. тех, кто имеет доступ к информационным ресурсам): «Членами Федерации Рестораторов и Отельеров могут быть юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с индустрией питания, и лица, осуществляющие иные виды деятельности, признавшие ее устав и способные внести вклад в реализацию целей и задач, стоящих перед Федерацией.

ФРиО установила три вида членства:

- действительное членство - относится к отдельному или сетевому предприятию индустрии гостеприимства

- региональное объединение - некоммерческое юридическое лицо в виде партнерства, союза, ассоциации и других не противоречащих действующему законодательству форм, объединяющее не менее десяти предприятий

- ассоциированное членство - относится к организациям - поставщикам товаров и услуг, общественным объединениям, СМИ, образовательным учреждениям, агентствам и любым другим организациям, деятельность которых связана с индустрией гостеприимства., где при прочих условиях необходимо указать» [4].

Т.е. для получения информации, необходимо обладать определенным статусом в сфере общественного питания. Учитывая, что ошибки в сфере общественного питания будут стоить здоровья (а в отдельных случаях и жизни) граждан РФ, открытый доступ к информацию ФРиО и Министерству Здравоохранения и Социального Развития позволит сократить риск от негативных последствий и в полной мере осуществить такую важную цель (отмеченную на сайте ФРиО), как формирование идеологии развития индустрии питания;

- очень важным аспектом является «необходимость осознания на кого направлена вся представляемая информация». Так, из данных представленных на сайте можно сделать вывод, что основной целевой аудиторией являются непосредственно рестораторы и отельеры, с другой стороны одной из задач ФРиО является формирование идеологии развития индустрии питания. Возникает вопрос, как можно формировать идеологию, создавая закрытый информационный ресурс. При этом, явно делается градация для всех предприятий общественного питания, т.е. мелкие предприятия по большей своей части игнорируются. Если это продолжится и дальше, произойдет более глобальное расслоение не только в качестве приготавливаемых блюд, но и в качестве проработанности стандартов.

Проведя краткий анализ информационной работы двух основных субъектов контрольной деятельности и мониторинга, были выявлены следующие основные негативные моменты деятельности:

- отсутствие сегментирования при составлении и предоставлении информации о проведении и результатах контрольной деятельности, т.е. присутствует лишь общая направленность;

- крайне мало задействованы другие субъекты контрольной деятельности (потребители, научные сотрудники и т.д.);

- отсутствие конкретики в предоставляемой информации (например, абсолютно непонятно по каким критериям составлялся «Список неблагонадёжного персонала» представленный на сайте ФРиО или же отсутствует причинно-следственная связь в Государственных докладах о санитарно-эпидемиологической обстановке;

- информация представляется в большей степени руководителям предприятий и сотрудникам государственных органов. Большей частью информации потребители, научные сотрудники или же персонал небольших предприятий общественного питания не смогут воспользоваться по причине отсутствия информации в свободном доступе;

Часть из указанных проблем формирует общую единую необходимость совершенствования информационной политики основными субъектами контрольной деятельности в сфере общественного питания. В качестве варианта решения сложившейся ситуации, автор статьи

предлагает построить модель информационного перераспределения среди всех субъектов и объектов контрольной деятельности (Рисунок 1).

Рис.1. - Модель информационного перераспределения среди всех субъектов и объектов контрольной

деятельности

Обязательным условием данной модели, является описание следующих ее составляющих.

Что является информацией, необходимой для распространения среди всех категорий участников сферы общественного питания.

В качестве примеров информации, которая будет распространяться между всеми субъектами деятельности можно выделить:

- Результаты всех последних проверок, осуществляемы, любым из субъектов контроля. Это даст возможность всем участникам сферы общественного питания отслеживать возникновение, как новых патогенных факторов, так и появление новых очагов инфекций;

- Отчеты за различные периоды проведенных проверок, что позволит совершенствовать процесс мониторинга посредством сопоставления различных данных;

- Результаты проведенных исследований. Необходимость в данной информации, кроется в самой сущности совершенствования контрольной деятельности. Зачастую, информацию о проведенном исследовании очень сложно найти, что мешает достаточно глубоко и подробно анализировать отдельные аспекты деятельности;

- Мнения экспертов и ученых в данной сфере. В случае возникновения или предотвращения серьезной проблемы в сфере общественного питания, могут потребоваться различные варианты разрешения ситуации. В данном случае будет крайне важным услышать мнение различных специалистов и экспертов (например, на основании одного ошибочного мнения, совсем другой человек посредством анализа может предложить вариант решения сложившейся ситуации);

- Переводы зарубежных публикаций по теме контроля и мониторинга из стран ближнего и дальнего зарубежья (так например, большая часть докладов Комиссии Codex Alimentarius переводится на русский язык с очень большим опозданием, а такие стандарты, как Safe Quality Food

версия 1 или 2 отсутствуют в переведенном формате полностью). Стоит учитывать, что большую часть возникающих проблем в данной сфере можно решать посредством заимствования и переработки методик не использующихся на территории РФ);

- Построение «рейтинга надежности предприятий общественного питания» относительно их санитарно-гигиенической работы. В качестве варианта можно предложить следующее: предприятия проходят различные проверки (внутренние и внешние), результатом которых является их санитарно-гигиеническая подготовленность. Чем меньше было выявлено нарушений, тем выше будет оценка. В качестве основных субъектов публикующих рейтинг можно предложить несколько вариантов, например рейтинг от Союза Рестораторов, Роспотребнадзора и Потребительского Союза. Аналогом их оценочной деятельности может послужить работа основных агентств по рейтингованию облигаций (существует три основных агентства S&P, Moody's и Fitch). Создание данного рейтинга и постоянная его публикация заставит предприятия имеющие много нарушений либо в скором времени исправить их, либо полностью уйти с рынка;

- Построение «Черного списка» сотрудников предприятий общественного питания. Это список тех лиц, которые либо не успели пройти, как санитарную проверку, так и курсы повышения квалификации. Суть данного списка заключается в необходимости оградить от сферы общественного питания людей, которые заведомо могут являться потенциальными носителями заболеваний различной степени тяжести;

- Пропаганда среди населения всех социальных категорий гигиены питания (не есть грязными руками, использовать чистую посуду и т.д.). Данная программа имеет наибольшую необходимость среди таких социальных групп, как: дошкольный возраст, школьный возраст, студенты, аллергики, беременные, пожилые люди. Сущность данной программы, как в воспитании более здорового поколения, так и своеобразная подготовка будущих сотрудников сферы общественного питания (т.е. частичная санитарно-гигиеническая подготовка). Также важным моментом является необходимость ограждения от большей части патогенных факторов наиболее уязвимой части населения -беременные женщины и аллергики.

Следующей не менее важной составляющей считается непосредственно объект получаемой информации. В данном случае всех получателей информации можно подразделить на следующие категории:

- рядовой потребитель, которому необходимо знать следующее - является ли отдельно взятое предприятие общественного питания безопасным относительно вопросов гигиены и санитарии. К дополнительным вопросам можно отнести: процессы происходящие на предприятии, личная гигиена, мероприятия предотвращающие появление инфекций. Однако из данной группы, необходимо вычленить отдельные ее элементы, требующие специального подхода:

- дети школьного и дошкольного возраста. При проведении с детьми постоянно работы относительно санитарно-гигиенических норм и правил удастся в последствие создать более гигиенически грамотное население, и частично начать готовить потенциальных сотрудников предприятий пищевой промышленности;

- беременные, пенсионеры и аллергики. Данной группе населения требуется особенное питание, исключающее из рациона отдельные группы продуктов. Также данная группа населения больше всего подвержена риску отравлений, за счет ослабленного иммунитета. Как следствие необходимость в получении информации о предприятиях общественного питания для данной группы лиц крайне необходима;

- руководители и сотрудники контрольных органов. Наличие информации для них крайне необходимо, как для формирования новых материалов, так и для совершенствования своих навыков и как следствия качества выполняемой работы;

- руководители и сотрудники предприятий общественного питания. Информация, адресуемая им должна содержать в себе, как сведения о новых патогенных факторах, так и о противодействии уже существующим. Так же, информация для данной группы населения, является одним из способов совершенствования своих знаний и навыков;

- часть населения, занимающаяся научной деятельностью. За счет полученной информации удастся создать новые модели для совершенствования контрольной деятельности, соблюдения гигиенических норм и т.д.;

- международные организации. Необходимость получения информации данной группой людей обуславливается, как процессом глобализации, так и вступлением РФ во Всемирную Торговую Организацию.

В качестве заключения, можно отметить следующее. Действующая система распределения информации от субъектов контрольной деятельности в сфере общественного питания имеет достаточное количество изъянов. В качестве выхода из сложившейся ситуации автор статьи предложил использовать модель информационного перераспределения среди всех субъектов и объектов контрольной деятельности. Положительным направлением деятельности данной модели будет являться выполнение ее основных целей.

Основными целями совершенствования информационной работы с населением в сфере общественного питания, являются:

- плавное сокращение частоты возникновения желудочно-кишечных инфекций вызванных отравлениями после посещения предприятий общественного питания, либо же после употребления продукции там произведенной;

- улучшение качества осуществляемой сотрудниками контрольных органов деятельности, посредством создания обширных баз данных относительно проверок и отравлений на предприятиях общественного питания;

- повышение навыков гигиены, среди сотрудников предприятий общественного питания, посредством постоянной пропаганды, а также создания базы данных помогающей отслеживать медицинское состояние каждого из бывших/действующих сотрудников;

- повышение уровня гигиенического самообразования среди всех слоев населения, посредством постоянной работы с каждой из групп;

- воспитание здорового и гигиенически грамотного будущего поколения, на базе постоянной работы с детьми всех возрастов.

Литература

1. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке» в Нижегородской области за 2011 год» / Официальный сайт Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области

2. Задорожный Ю.В. Организация контроля в сфере реализации продовольственных товаров: диссертация кандидата экономических наук. - Н.Новгород, 2006, с. 169

3. Токарев М.А. Совершенствование процесса гигиенической подготовки и переподготовки персонала на предприятиях общественного питания, Ежемесячный научно - практический журнал Кадровик, выпуск 9, Москва, 2011, с. 94 - 99;

4. Официальный сайт Федерации Ресторатров и Отельеров [Электронный ресурс] URL: http://www.frio.ru/artides/4/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.