Научная статья на тему 'Совершенствование информационного обеспечения управления инновационными процессами'

Совершенствование информационного обеспечения управления инновационными процессами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сушко Т. И.

В статье рассматриваются проблемы информационного обеспечения управления инновационными процессами, сущность инноваций, организация учета инноваций в целях получения достоверной информации для проведения оценки инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of information support of innovative processes management

The article deals with the problems of information support for the management of innovation processes, the essence of innovations, organization of innovation accounting in order to obtain reliable information for the assessment of innovation activities.

Текст научной работы на тему «Совершенствование информационного обеспечения управления инновационными процессами»

УДК 339: 637.12

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Т. И. СУШКО, кандидат экономических наук, доцент УО «Могилевский государственный университет продовольствия»

IMPROVEMENT OF INFORMATION SUPPORT OF INNOVATIVE PROCESSES MANAGEMENT

T. I. SUSHCHKO, Candidate of economic sciences, Assistant professor at Mogilev State University of Food Technologies

В статье рассматриваются проблемы информационного обеспечения управления инновационными процессами, сущность инноваций, организация учета инноваций в целях получения достоверной информации для проведения оценки инновационной деятельности.

The article deals with the problems of information support for the management of innovation processes, the essence of innovations, organization of innovation accounting in order to obtain reliable information for the assessment of innovation activities.

Введение. Инновационная модель в настоящее время является приоритетным направлением развития экономики Республики Беларусь. Общие стратегические направления, цели и задачи, важнейшие средства и механизмы инновационного развития, в том числе и пищевой промышленности, определены в рамках Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 г. Основой устойчивого развития АПК Беларуси является Государственная программа развития аграрного бизнеса на 2016-2020 гг. [1]. Это требует создания современной, адаптированной к условиям инновационного развития информационной системы.

Анализ источников. Инновации рассматриваются с разных точек зрения: в связи с технологиями, коммерцией, социальными системами, экономическим развитием и формулированием политики. Выделяют четыре этапа осуществления инновационного процесса:

1 этап - фундаментальные исследования, которые проводятся в высших учебных заведениях.

2 этап - прикладные исследования, которые проводят различные научные учреждения. На данном этапе возникает вероятность получения отрицательного результата и инвестиционных рисков.

3 этап - опытно-конструкторские и экспериментальные разработки, которые могут выполнять как сами организации, так и научно-исследовательские учреждения.

4 этап - коммерциализация инновационных разработок, т. е. запуск в серийное производство и выход на потребительский рынок. На этом этапе требуются весьма существенные инвестиции для развития производства, повышение квалификации работников, рекламу и т. д.

Инвестиции остаются рискованными. Необходимо анализировать не только все основные этапы инновационного процесса, но и результаты деятельности тех организаций, которые обеспечивают его определенными ресурсами и требуют постоянного инвестирования.

Для пищевой и перерабатывающей промышленности характерны следующие типы инноваций, охватывающие разный диапазон изменений: продуктовые, процессные, организационные и маркетинговые. В этой связи и существуют разные подходы к проведению анализа инновационной деятельности. Одни методики анализа больше внимания уделяют оценке внутренних экономических параметров, способствующих или не способствующих реализации инноваций. Другие рассматривают анализ инновационной деятельности с позиции потребительского рынка; третьи - с позиции инвестирования; четвертые - с позиции затрат; пятые - с позиции рисков [2, 6, 9]. Все эти подходы имеют равноправное значение для анализа инновационной дея-

тельности. Речь может идти лишь о выборе алгоритма (последовательности) действий в методике проведения анализа инновационной деятельности. В литературе также обоснованы принципы организации инновационного анализа - общие для экономического анализа в целом и специфические, отражающие объект анализа - инновации.

Методологический подход и система аналитических показателей управленческого инновационного анализа, разработанные А. М. Илышевым и И. Н. Воропаевой, позволяют оценить состояние инновационной деятельности в организации [5].

Для оценки эффективности инноваций Г. В. Савицкая предлагает использовать три группы показателей, характеризующие производственный эффект инноваций, их финансовую и инвестиционную эффективность [7].

Оценку эффективности инновационных проектов и их результатов Л. Л. Ермолович предлагает осуществлять последовательно на всех стадиях инновационного процесса [3].

Методы исследования. Монографический, абстрактно-логический, метод сравнения и др.

Основная часть. Пищевая промышленность является стратегической в обеспечении продовольственной безопасности Республики Беларусь. В ее состав входит более двух десятков отраслей. Как объект управления она является весьма сложным комплексным производством, что предъявляет особые требования к качеству и оперативности информационной системы, которая включает бухгалтерский учет, контроль, экономический анализ, планирование и прогнозирование. От их качества во многом зависит рациональность и эффективность принимаемых управленческих решений. В связи с этим управление и осуществление анализа инновационной деятельности предприятий приобретает особое значение.

Основной целью комплексных разработок по совершенствованию методических и практических аспектов анализа деятельности организаций в условиях их инновационного развития является формирование качественной и своевременной информации об инновациях на всех этапах инновационного процесса -

от исследования новых идей до коммерческого использования инновационных разработок. Это необходимо для оценки потребности, возможности, целесообразности, эффективности внедрения и использования инноваций в деятельности хозяйствующего субъекта без угрозы его дальнейшему функционированию.

Исследование проблем формирования организационных и методических аспектов становления инновационного анализа направлено на обеспечение инновационного менеджмента совокупностью аналитических показателей, которые удовлетворяли бы требованиям объективности, комплексности и иерархичности.

Информационная система организации включает бухгалтерский учет, контроль, экономический анализ, планирование и прогнозирование. От качества учета, контроля и экономического анализа во многом зависит рациональность управленческих решений, и, следовательно, эффективность деятельности любой коммерческой организации. В условиях рыночной экономики только на основе данной информации можно осуществлять мониторинг деятельности организации, установить оптимальный вариант решения поставленных задач не только за отчётный, но и за ряд периодов, определить тенденции ее развития.

Учитывая актуальность инноваций, важной задачей, стоящей перед предприятиями пищевой промышленности, является организация учета инноваций в целях получения своевременной, полной и достоверной информации для проведения оценки и анализа инновационной деятельности. Система учета инноваций должна быть составным элементом общей системы бухгалтерского учета. Одним из общих принципов такого учета должно быть формирование информации об инновационной деятельности предприятия в разрезе ее направлений, видов, стадий, этапов. Изменения в организации и методике бухгалтерского учета происходят в зависимости от типа внедряемых инноваций. Например, при внедрении процессных инноваций, связанных с изменением производственных технологий, возможно потребуется пересмотреть методы сводного учета затрат на производ-

ство (попередельного, позаказного и других) по уже существующим видам продукции. При внедрении продуктовых инноваций, например, в связи с использованием инновационных видов сырья и материалов, может возникнуть необходимость в пересмотре методов списания затрат на производство (в настоящее время применяются следующие методы: по средней себестоимости, по ФИФО, по цене каждой единицы, по учетной стоимости), методов оценки готовой продукции (по плановым ценам, по фактической себестоимости и другим) и т. д.

Для систематизации информации и проведения анализа результатов инновационной деятельности целесообразно отделять этап исследования от этапа разработки, что в свою очередь потребует введения в план счетов организации дополнительных субсчетов по учету затрат и доходов в разрезе видов, стадий и этапов инновационной деятельности. Это позволит как на этапе сметного планирования, так и в процессе мониторинга инновационной деятельности четко определить характер результатов, затраты по финансированию, контролировать и оценивать освоение средств, доходы и расходы по инновационной деятельности. На первой стадии если результаты исследования могут быть оценены положительно с экономической точки зрения, то они финансируются из общего бюджета организации и признаются нематериальными активами. В противном случае - из бюджета инновационного проекта. Это позволяет оптимально согласовывать данные бухгалтерского учета и финансово-хозяйственного анализа.

Процесс отражения в учете хозяйственных операций, составляющих инновационную деятельность предприятий - потребителей инновационной продукции, осложнен рядом проблемных аспектов, например, по учету затрат на разработку и внедрение различных видов инноваций, выбору методик калькулирования затрат на инновации, стоимости инновационных объектов и другими [8].

Существуют проблемы учета затрат на внедрение различных видов инноваций. Формирование фактической стоимости инновационного внедрения, которое может быть в дальнейшем опре-

делено как основное средство (техника, устройства, машины и т. д.) или нематериальный актив (программное обеспечение), происходит на счете учета капитальных вложений.

Затраты, формирующие стоимость капитальных вложений, включают в себя стоимость инновационного объекта; стоимость монтажных работ (сборка, наладка, установка); затраты на транспортировку; стоимость специализированных запчастей; затраты обучение персонала работе с инновационным оборудованием и т. д.

Формирование стоимости инновационного топлива, сырья, инструментов соответственно обеспечивается на счетах учета товарно-материальных ценностей. Однако сформировать стоимость непосредственно инновационных технологий, инновационных организационных и маркетинговых мероприятий фактически невозможно, так как затраты на эти процессы нельзя однозначно отнести на тот или иной бухгалтерский счет. Особый упор при этом делается на систему управленческого учета. Данное направление нуждается в развитии и в совершенствовании [4].

Требуется разработка стратегического учета со своей структурой стратегических счетов. Это позволит сгруппировать затраты по видам инноваций, сформировать информационную базу затрат и доходов по инновационной деятельности для целей определения ее эффективности.

В динамично и эффективно развивающихся организациях пищевой промышленности основную роль в производстве играют внутрихозяйственные структурные подразделения, на которые возлагаются задачи освоения технологических инноваций, в связи с чем возникает необходимость выделения центров ответственности за инновации и организация бухгалтерского учета доходов и расходов по этим центрам.

Развитие системы учета инноваций позволит повысить оперативность получения достоверной информации для принятия управленческих решений, направленных на достижение положительных результатов инновационной деятельности и на их основе обеспечения конкурентных преимуществ и повышения экономической эффективности.

Согласно методике экономического анализа, важным этапом аналитического исследования является формирование информационной базы. Относительно источников информации инновационного анализа следует отметить возможность использования различных данных (внешних и внутренних), способствующих комплексному аналитическому исследованию инноваций (про-ектно-сметная документация, планы, бюджеты, технологические сведения, информация о кадрах, материально-техническом обеспечении, внешнеэкономической деятельности и др.).

Источником информации для анализа инновационной деятельности коммерческой организации является «Отчет об инновационной деятельности организации» 1-нт (инновация). Данная форма содержит информацию о затратах на инновации, источниках их финансирования, объемах реализации инновационной продукции (услуг), сокращении материальных затрат в связи с осуществлением инновационной деятельности, о результатах от осуществления инновационной деятельности, о факторах препятствовавших инновационной деятельности. Отчет определяет классификацию инноваций на технологические (продуктовые, процессные), организационные, маркетинговые, экологические инновации.

Специальные показатели оценки инновационной деятельности включают расчет инновационного потенциала, инновационного климата и инновационной позиции организации. Инновационный потенциал организации - это мера ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, то есть мера готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инновации.

Инновационный климат - это состояние внешней среды организации, соответствующее или противодействующее достижению инновационной цели.

Инновационная позиция организации определяется при совместном рассмотрении внутренней и внешней среды, то есть инновационного потенциала и инновационного климата.

Следует отметить, что единой принятой методики проведения оценки инновационной деятельности нет ни в научной литературе, ни в нормативных правовых актах. Все используемые методики зависят от поставленных целей организации и задач анализа. Целесообразно учитывать и использовать при проведении анализа инновационной деятельности организации определенные последовательности и подходы, тем самым создавая собственные методики под конкретные задачи.

Определить целесообразность инноваций, их эффективность и реальную новизну, технологические возможности организаций, финансовую поддержку и экономические результаты может институт аудита. Основной его задачей является систематическая оценка хозяйственной деятельности, всесторонний анализ экономики субъекта хозяйствования, а также оценка инновационного вида его деятельности или возможности реализации нового инновационного направления. В этой связи отдельным видом аудиторских услуг является инновационный аудит, который имеет особое значение как на стадии принятия решений о выделении средств из инновационных фондов республиканского или местных бюджетов, так и на стадии реализации инновационного проекта.

На предварительной стадии инновационный аудит должен определить целесообразность инноваций, их эффективность и реальную новизну, технологические возможности организаций для реализации инноваций, необходимые размеры финансовой поддержки и экономические результаты.

В организации, получившей государственную финансовую поддержку, инновационный аудит должен проводиться на всех стадиях реализации инновационного проекта. При этом обязательным условием эффективности его проведения является изучение таких вопросов как: наличие финансово-экономических и технических возможностей осуществления инновационной деятельности на предприятии; надлежащее выполнение технологических требований к производству конкретного инновационного продукта, соблюдение всех норм технической документации на каждой стадии его изготовления; величина затрат, относящихся

к инновационной деятельности предприятия, а также правомерность отнесения или не отнесения тех или иных затрат на мероприятия инновационного характера; эффективность реализации инновационного проекта.

Заключение. Разработка проблем повышения эффективности функционирования организаций пищевой промышленности на инновационной основе является научным направлением, которое предполагает формирование нового подхода к формированию информации о затратах на инновации и доходах на вложенный капитал, к оценке эффективности инноваций. Основными направлениями повышения качества и соответственно эффективности принятия управленческих решений в области развития инновационной деятельности в пищевой промышленности являются:

- выделение комплексного инновационного анализа как самостоятельной аналитической системы, которая позволит построить базу для оценки инновационных процессов на республиканском, региональном уровнях, в конкретных организациях, указать направления развития в новой инновационно-информационной среде развития отечественной экономики;

- обоснование методологии управленческого инновационного анализа, роль которого сводится к информационно-аналитическому обеспечению процесса принятия управленческих решений по активизации инновационной деятельности, прогнозирование затрат и возможную стоимость новой продукции, контроля за ходом осуществления инноваций, определения возможности совершенствования инновационного процесса на всех стадиях его осуществления;

- разработка системы аналитических показателей для оценки эффективности инноваций в системе финансового инновационного анализа, позволяющие формировать качественную финансовую информацию для принятия наиболее эффективных и выгодных с экономической точки зрения управленческих решений по развитию организации.

Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о том, что инновационное развитие хозяйствующего субъекта в

Республике Беларусь является одним из приоритетных направлений на современном этапе развития экономики, поэтому особое внимание необходимо уделять инновационному анализу, согласно которому хозяйствующий субъект получает качественную информацию для принятия наиболее эффективных и выгодных управленческих решений по развитию организации.

Список литературы

1. Государственная программа развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016-2020 гг.: утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь, № 196 от 11.03. 2016г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://msh.gov.by/ru/. - Дата доступа: 15.03.2017.

2. Анализ показателей эффективности инвестиционного проекта [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.economic-s.ru/index. php/theory/invest-analiz/analiz-pokazateley-efFektivnostiinvestitsionnogo-proekta/ Дата доступа: 09.11.2017.

3. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Л. Л. Ермолович (и др.) под ред. Л. Л. Ермолович. - Минск: Современная школа, 2010. - 800 с.

4. Герасимова, Л. Н. Роль учетных механизмов в управлении инновационной деятельностью организации // Л. Н. Герасимова / Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2012. - № 12. - С. 11 - 15.

5. Илышев, А. М. Методологический подход и система показателей управленческого инновационного анализа / А. М. Илышев, И.Н. Воропаева // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 8. - С. 35 - 42.

6. Котова Т. В. Инновационный анализ: особенности формирования информационной базы / Т. В. Котова, Г. Г. Черкасова // Вестник АгТУ. Серия «Экономика». - 2010. - № 2. - С. 18 - 26.

7. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. - Минск: ООО «Новые знания», 2012. - 320 с.

8. Солоненко, А. А. Информационные возможности современного бухгалтерского учета в период становления инновационной экономики / А. А. Солоненко, Г. Г. Черкасова // Международный бухгалтерский учет, 2011. - № 41. - С. 26 - 30.

9. Методика проведения анализа инновационной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа http://studme.org/45005/investirovanie /metodika_provedeniya _analiza_ innovatsion noy_deyatelnosti Дата доступа: 09.11.2017.

Информация об авторе

Сушко Таиса Ивановна - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита Учреждения образования «Могилевский государственный университет продовольствия». Информация для контактов: тел. служ. (0222) 48-19-00, E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 11.12.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.