Научная статья на тему 'Совершенствование и развитие системы управленческого учета торговых сетей с целью обеспечения их конкурентоспособности'

Совершенствование и развитие системы управленческого учета торговых сетей с целью обеспечения их конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНТРОЛЛИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потехина Е.Н.

Эффективная финансово-хозяйственная деятельность организации в период экономических ограничений в сложившейся геополитической ситуации возможна только при наличии современной интегрированной системы управления, основным элементом которой является управленческий учет. Развитие управленческого учета оказывает положительное влияние на конкурентоспособность организации. Система контроллинга, как фактор повышения конкурентоспособности, расширяет возможности организации для увеличения рентабельности производства и реализации товаров и услуг, а также дает возможность оптимизации самого производственного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Потехина Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование и развитие системы управленческого учета торговых сетей с целью обеспечения их конкурентоспособности»

УДК 336.1

Е. Н. Потехина Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

Совершенствование и развитие системы

управленческого учета торговых сетей с целью обеспечения их конкурентоспособности

Эффективная финансово-хозяйственная деятельность организации в период экономических ограничений в сложившейся геополитической ситуации возможна только при наличии современной интегрированной системы управления, основным элементом которой является управленческий учет. Развитие управленческого учета оказывает положительное влияние на конкурентоспособность организации. Система контроллинга, как фактор повышения конкурентоспособности, расширяет возможности организации для увеличения рентабельности производства и реализации товаров и услуг, а также дает возможность оптимизации самого производственного процесса.

Ключевые слова: управленческий учет, бухгалтерский учет, налогообложение, конкурентоспособность, контроллинг.

Совершенствование системы управленческого учета организаций обусловлено необходимостью развития экономики в период введения санкций и усилением конкуренции на внутреннем рынке.

Необходимо разработать научно обоснованную позицию по адаптации управленческого бухгалтерского учета к особенностям торговых организаций в силу ряда их особенностей: высокая материальная ответственность работников, внедрение инноваций в рамках функциональных структурных изменений, быстро меняющихся условия внешней среды. Таким образом, существует необходимость в разработке научных методов, основанных на качественной связи между бухгалтерским учетом и управленческим анализом для всех типов торговой деятельности, которые обусловлены развитием научно-технического прогресса, в частности для быстро развивающейся интернет-торговли.

В период реформ, государство пытается создать оптимальную систему бухгалтерского учета и налогообложения, учитывать особенности торговых организаций и поощрять их развитие при одновременном снижении затрат. В рамках существующей изменений необходима плавная регулировка изменений в налоговом законодательстве, не затрудняющая стабильную работу торговых сетей и способствующая их эффективной работе. Одной из проблем, препятствующих эффективному и конкурентоспособному развитию торговых сетей, является выбор оптимального налогообложения [1].

Научно обоснованная система налогообложения торговых сетей является необходимым условием успешного их развития в России, особенно в условиях ограничительных мер и экономиче-

ского регулирования в рамках кризиса. Но действующая налоговая система не в полной мере учитывает специфику торговых сетей.

Торговые сети в зависимости от специфики деятельности могут выбирать систему налогообложения.

С 1 января 2013 года применение любого налогового режима является добровольным. Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели вправе сами решать, на какой системе налогообложения они будут работать. Исключение составляют налогоплательщики, которые потеряли право на уплату единого налога на вмененный доход в результате превышения ограничения по численности персонала или доле участия в уставном капитале. Они смогут перейти только на общий режим налогообложения. И причем уплачивать налоги им нужно будет как вновь созданной организации или вновь зарегистрированному предпринимателю (п. 2.3 ст. 346.26 НК РФ).

Для применения общей системы никаких ограничений не установлено. Поэтому организации, которые совмещали общую систему налогообложения с «вмененкой», будет удобнее перевести всю деятельность на общий режим. Потому что при этом нет необходимости ведения раздельного учета, предусмотренного пунктом 7 статьи 346.26 НК РФ.

А вот «упрощенка» подходит не всем организациям. Ведь главой 26.2 НК РФ для ее применения установлены некоторые ограничения. Поэтому при принятии решения о переходе на упрощенную систему налогообложения после отказа от уплаты ЕНВД организациям необходимо проверить следующее:

Е. Н. Потехина

71

- не относятся ли они к категории налогоплательщиков, которые не имеют права применять УСН;

- удовлетворяют ли они всем критериям, позволяющим работать на упрощенной системе. Например, средняя численность работников за 9 месяцев года, предшествующего переходу на УСН, не должна превышать 100 человек.

Полный перечень лиц, которые не вправе применять УСН, приведен в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ.

Ограничения по доходу при переходе с системы налогообложения в виде ЕНВД на упрощенную систему не применяется. Это связано с тем, что плательщики единого налога на вмененный доход при переходе на УСН определяют сумму только тех доходов, которые получены по видам деятельности, облагаемым в рамках общего режима. А такое возможно, если «вмененка» совмещается с общим режимом. В случае когда организация работает исключительно на системе налогообложения в виде ЕНВД, доходы, облагаемые в рамках общего режима, отсутствуют. Это следует из письма Минфина России от 05.10.2010 № 03-11-11/255.

Что касается индивидуальных предпринимателей, решивших отказаться от «вмененки», то они вправе выбрать:

- общую систему налогообложения;

- упрощенную систему налогообложения (при соблюдении условий, установленных главой 26.2 НК РФ);

- патентную систему налогообложения.

Однако стоит заметить, что и для применения

патентной системы налогообложения, как, впрочем, и для «вмененки», и для «упрощенки», Налоговым кодексом РФ предусмотрены некоторые ограничения.

Так, данный спецрежим может применяться только в отношении определенных видов деятельности, перечень которых установлен пунктом 2 статьи 346.43 НК РФ. Вместе с тем орган власти субъекта РФ вправе дополнить указанный перечень видами деятельности, относящимися в соответствии с ОКУН к бытовым услугам.

Кроме того, патентная система налогообложения может действовать не во всех субъектах РФ, так как вводится в действие законами региональных властей и применяется только на соответствующих территориях [2].

С 1 января 2015 года список местных налогов пополнился новым платежом - торговым сбором. Соответствующая глава 33 «Торговый сбор» введена в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом

от 29.11.2014 № 382-ФЗ. Поскольку торговый сбор -это местный налог, устанавливать его будут местные власти. Ближайший срок, с которого сбор могут ввести, - это 1 июля 2015 года. Однако с этого момента торговый сбор будет установлен только в городах федерального значения - Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. В остальных муниципальных образованиях (городах, муниципальных районах, городских и сельских поселениях) сбор смогут ввести только после принятия соответствующего федерального закона (п. 4 ст. 4 Закона № 382-ФЗ).

Платить торговый сбор будут фирмы и предприниматели, занимающиеся торговлей через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами и без (за исключением автозаправочных станций), через объекты нестационарной торговой сети, а также при отпуске товаров со склада (п. 30 ст. 2 Закона № 382-ФЗ, ст. 411 и 413 НК РФ). Причем распространяется обязанность уплаты сбора и на «упрощенцев», если они осуществляют отмеченные виды торговли. В частности, плательщикам УСН придется перечислять в бюджет и «упрощенный» налог, и торговый сбор. При этом на сумму уплаченного торгового сбора они смогут уменьшить величину «упрощенного» налога (п. 8 ст. 346.21 НК РФ и п. 24 ст. 2 Закона № 382-ФЗ).

Что касается ставок торгового сбора, то они будут установлены в рублях за квартал в расчете на объект торговли или на его площадь. Перечислять сбор придется в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 2 ст. 417 и ст. 414 НК РФ).

Управленческий учет аккумулирует и систематизирует внутреннюю информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Таким образом, в условиях рыночной экономики эффективное функционирование организации может быть обеспечено только на основе грамотного руководства, обеспечивающего независимость и конкурентоспособность организации. Для этого необходимо построить соответствующую информационную систему, поддерживающую весь спектр необходимой информации для принятия управленческого решения. Управленческий учет является информационной базой для принятия решений на всех уровнях управления. Для увеличения прибыли торговым организациям необходим постоянный поиск новых рынков сбыта, оптимизации производства и объемов продаж, создания новых продуктов и услуг и повышение их качества, улучшения ассортимента продукции и оптимизации цен, создания эффективных методов финансирования, совершенствования технологии производства

и услуг, снижения издержек производства и затрат на ее реализацию, ускорение движение капитала, внедрение новых методов управления бизнесом. Управленческий учет в условиях глобализации и интеграции должен выступать в качестве основы информационной сбалансированной финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Система управленческого анализа должна выступать как автоматизированный комплекс, обеспечивающий информационную, цифровую и визуальную поддержку процедур многоступенчатого анализа и регулирования финансовых и товарных потоков. Для торговых сетей можно предложить три блока управленческого анализа: 1) аналитический блок; 2) электронные базы данных, содержащие статистические параметры предприятий, экономическую и конъюнктурную информацию; 3) аналитический центр принятия решений. Аналитический блок необходим для непосредственного описания процессов производства, реализации, товародвижения, ценообразования для группы предприятий торговой сети по основным видам товаров, конечное потребление, экономику как отдельного предприятия и торговой сети в целом. Электронные базы данных аккумулируют информацию бухгалтерского учета и другую учетную информацию, для обеспе-чеиия выходной информации, необходимой для принятия решений с необходимыми расчетами [6].

В то время быстроменяющихся внешних управляющих окружающей среды нужная информация планировалась ранее проектов и ситуаций, но она анализируется, и качественная информация должна быть основой для ситуаций, когда вам нужно быстро реагировать и принимать управление качеством решения. Информация будет использоваться контроллингом как часть управленческого учета с точки зрения информации и аналитической информации. Таким образом, комплексная методика организации управленческого учета торговой организации для обеспечения оптимизации и совершенствования организационных структур и информации. Использовать контроллинг предлагается в более широком смысле как целостную систему, связывающую систему планирования Управленческий учет необходим для решения управленческих задач торговой организации в настоящем и будущем.

Это также обеспечит решение проблем торговых организаций, связанных с прозрачностью деятельности, и взаимодействие торговых организаций внутри сети. Контроллинг позволяет обеспечить грамотное выполнение должностных обязанностей каждого отдельного сотрудника и отделов в целом, позволит увеличить эффектность реализации управ-

ленческих решений, а значит, работу всей организации в целом. А с позиции интегрированного контроля - проверки допустимости исходных предпосылок, методологической и содержательной согласованности планового процесса, результатов деятельности - создавать гарантии выполнения плана и оптимизации управленческого процесса. Мероприятия, направленные на обеспечение большей прозрачности и открытости для рынка, призваны решать одну из основных задач - содействовать повышению капитализации торговой организации [1].

Контроллинг, обобщая традиционные функции управленческого учета по учету, планированию, контролю, обеспечивает прозрачность взаимосвязанных и взаимозависимых процессов внутри торговой организации; систематизирует информационную и аналитическую информацию для принятия правильных управленческих решений; и в целом способствует более эффективной финансово-хозяйственной деятельности торговой организацией. В связи с этим внедрение контроллинга и его адаптация в организациях торговой сети необходима и оправдана.

Развитие коммерческих организаций в России в силу исторических и национальных особенностей происходило в период роста потребления и быстро развивающейся экономики.

Одним из преимуществ большой сети является то, что она принимает значительные скидки от поставщиков за их распределение и розничные цены сопоставимы, чтобы принести больше прибыли, чтобы инвестировать в расширение бизнеса. Планируется ввести государственное регулирование торговли, это, по мнению чиновников, позволит урегулировать взаимоотношения между поставщиками и торговыми организациями. Речь идет об ограничении на взимание платы за право поставок продовольственных товаров, а также за изменение ассортимента поставляемой продукции. Торговым организациям, доля которых в объеме всех реализованных товаров в границах муниципального района, городского округа не превышает 35 процентов, предполагается предоставить право на строительство, приобретение, аренду новых торговых объектов и площадей [5].

Розничные торговые организации обяжут представлять отчетность в Роспотребнадзор. А в Кодекс РФ об административных правонарушениях будут включены новые составы административных правонарушений в сфере торговли.

Однако при всем при этом у небольших розничных компаний есть шанс попасть в число лидеров. В странах с развитой рыночной экономикой традиционно принято считать, что сеть начинается

Е. H. Потехина

73

от 100 магазинов, так что сейчас все участники столичной розницы находятся на начальном этапе своего развития. При стабильных инвестициях и грамотных технологиях ведения бизнеса вперед может вырваться любой из тех операторов, кто пока не особенно заметен на рынке. Именно от их динамических способностей будет зависеть то, кто из них через три года станет лидером, а кто аутсайдером.

Руководители торговых организаций должны уже сейчас уделить большее внимание развитию инновационных возможностей, ведь именно неспособность быстро адаптироваться к изменениям на рынке и управлять знаниями является одной из наиболее значимых причин слабой конкурентной позиции российских организаций, по сравнению с зарубежными. Торговые фирмы, стремящиеся к лидерству, должны будут обеспечить высокий инновационный потенциал во всем: маркетинге, управлении взаимоотношениями с поставщиками, логистике, управлении персоналом, качестве обслуживания и т. д. Следовательно, введение такой новации, как контроллинг, востребовано прежде всего в тех розничных сетях, которые хотят удержаться на рынке и занять его значительную долю. Наиболее крупные участники рынка, действующие на различных сегментах, прикладывают все больше усилий для захвата и укрепления на региональном рынке [ 1].

Перечисленные особенности и тенденции диктуют необходимость разработки и применения современных форм управления, одной из которых и является контроллинг.

Торговые предприятия имеют экономические характеристики, существенно отличающие их от производственных предприятий.

На рынке конкурентоспособным является товар, обладающий комплексом привлекательных потребительских, качественных и стоимостных свойств, который в условиях широкого предложения обеспечивает удовлетворение потребностей покупателей и коммерческий успех предприятия.

Существует прямая зависимость влияния уровня конкурентоспособности продукции на эффективность производства, поскольку конкурентоспособная продукция в более полной мере удовлетворяет потребности в ней и всегда находит рынок сбыта, гарантирует финансовую стабильность организациям, а также получение им прибыли [4].

Ш

1. Гнеушева Г. И. Управленческий учет и анализ на предприятиях сетевой торговли: дис. ... канд. эконом. наук. Орел, 2007. 151 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-8/5501.

2. Налоговый кодекс (часть первая и вторая) [Электронный ресурс]: Федер. закон от 01 октября 2008 г. № 154-ФЗ. URL: Консультант Плюс.

3. Потехина Е. Н. Проблемы и пути совершенствования учета на малых предприятиях // Фундаментальные исследования. Пенза: Издательский Дом Академия Естествознания, 2014. № 9-6. С. 1322-1325.

4. Потехина Е. Н., Юричева Е. Ю. Конкурентные преимущества сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках разных режимов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/ 120-17178 (дата обращения: 28.02.2015).

5. Федеральный закон от 29 июля 2007 г. № 95 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

1. Gneusheva G. I. Upravlencheskiy uchet i analiz na pred-priyatiyakh setevoy torgovli: dis. ... kand. ekonom. nauk. Orel, 2007. 151 s.: il. RGB OD, 61 07-8/5501.

2. Nalogovyy kodeks (chast' pervaya i vtoraya) [E'lektronnyy resurs]: Feder. zakon ot 01 oktyabrya 2008 g. № 154-FZ. URL: Konsul'tant Plyus.

3. Potekhina E. N. Problemy i puti sovershenstvovaniya ucheta na malykh predpriyatiyakh // fundamental'nye issledovaniya. Penza: Izdatel'skiy Dom Akademiya Estestvoznaniya, 2014. № 9-6. S. 1322-1325.

4. Potekhina E. N., YUricheva E. YU. Konkurentnye preimush-chestva sel'skokhozyaystvennykh tovaroproizvoditeley v ramkakh raznykh rezhimov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 6. URL: http://www.science-education.ru/120-17178 (data obrashcheniya: 28.02.2015).

5. Federal'nyy zakon ot 29 iyulya 2007 g. № 95 «O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii».

E. N. Potekhina Mari State University, Yoshkar-Ola

Improvement and development of trade networks' management

accounting system for ensuring their competitiveness

Effective financial and economic activities of the organization during economic constraints in the current geopolitical situation is only possible with modern integrated management system, the main element of which is the management accounting. Development of management accounting influences positively on the competitiveness of the organization. Controlling system, as a factor in improving the competitiveness expands resources of organizations to increase the profitability of production and sale of goods and services, and also enables the optimization of the production process.

Keywords: management accounts, accounting, taxation, competitiveness, control system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.