Научная статья на тему 'Совершенствование государственной региональной политики в сфере высшего профессионального образования'

Совершенствование государственной региональной политики в сфере высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
321
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / THE HIGHER VOCATIONAL TRAINING / RUSSIAN EDUCATION PROBLEMS / EDUCATIONAL SPACE / BOLOGNESE PROCESS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ислакаева Г. Р.

В статье изучаются особенности государственной региональной социально-экономической политики в сфере высшего профессионального образования с позиций императива модернизации всей системы образования в стране. Предложены концептуальные положения и методологические принципы по формированию и реализации государственной региональной политики в сфере высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regional policy development in the sphere of higher professional education

This article describes the peculiarities of state regional social and economical policy in the sphere of higher professional education with a view to imperative modernization position of the whole educational system in this country. The concept points and methodological principles of formation and realization of state regional policy in the sphere of higher professional education are provided.

Текст научной работы на тему «Совершенствование государственной региональной политики в сфере высшего профессионального образования»

дискуссия

журнал научных публикаций

Г. Р. Ислакаева, старший преподаватель, кафедра управления внутренней и международной торговлей, Уфимский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета, г. Уфа, Россия, Islakaeva@list.ru

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Среди направлений региональной социально-экономической политики в Российской Федерации наибольшие трансформации в последние два десятилетия испытывает государственная региональная политика в сфере высшего профессионального образования. Это, очевидно, связано с усилением социальной направленности развития общества, а также со стратегическими ориентирами России на достижение российскими университетами мирового уровня. В 1990-е гг. эти трансформации выражались, главным образом, в либерализации управления социальной сферой, нашедшей свое выражение, в частности, в предоставлении образовательных услуг не только на бюджетной, но и на коммерческой основе.

В последнее деся- =

тилетие (особенно в последние годы) наблюдается активизация деятельности государства в реформировании социальной сферы, в том числе и сферы высшего профессионального образования1. Вступление России в 2003 г. в Болонский процесс, реализация концепции создания федеральных университетов и национальных исследова-

Вступление России в Болонский процесс, реализация концепции создания федеральных университетов и национальных исследовательских университетов существенным образом изменили как сложившуюся отечественную модель высшего профессионального образования и науки, так и реализуемую региональную политику в социальной сфере.

разом изменили как сложившуюся отечественную модель высшего профессионального образования и науки, так и реализуемую региональную политику в социальной сфере (особенно в части высшего профессионального образования).

Основная часть исследований и публикаций относится к обсуждению национальной (государственной) политики в области высшего профессионального образования (ВПО), в то время как государственной региональной политике в этой области уделяется мало внимания. Концепция региональной политики в сфере высшего профессионального образования, ее рассмотрение и конкретизация отсутствуют в концепциях федеральной социально-экономической полити-= ки2. Несмотря на это, государство проводит региональную политику тем или иным образом, размещая объекты ВПО по территории страны, каждый раз руководствуясь специальными обоснованиями, порой не скоординированными между собой. В результате интересы регионов слабо учитываются при размещении и развитии сети учреждений высшего профессиональ-

тельских университетов существенным об- ного образования, а процессы подготовки

№ 10 (28) ОКТЯБРЬ 2012

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

специалистов высшей профессиональной квалификации недостаточно тесно увязаны с потребностями региональных рынков труда.

Вышеизложенное выдвигает проблему разработки теоретико-методологических положений по формированию и реализации государственной региональной политики в сфере высшего профессионального образования в число актуальных.

Решение поставленной проблемы в статье предусматривает, прежде всего, разработку концептуальных положений и основополагающих принципов как одних из основных элементов государственной политики в той или иной сфере. В этой связи автором предложены следующие концептуальные положения по формированию и реализации государственной региональной политики в сфере ВПО в рамках региональной социально-экономической политики, проводимой государством в лице федеральных и региональных органов власти с позиций национальных приоритетов в области подготовки кадров высшей квалификации, вытекающих из курса страны на модернизацию экономики:

1. Курс страны на модернизацию экономики, переход от «сырьевой экономики» к «инновационной экономике» определяет приоритет государственной региональной политики в сфере ВПО: преобразование региональных систем высшего профессионального образования страны в «точки инновационного развития» регионов России. Исходя из этого, стратегической целью государственной региональной политики в сфере ВПО должно быть обеспечение конкурентоспособности отечественной высшей школы в мировом образовательном пространстве, основным критерием которой является востребованность выпускников российских вузов всех субъектов Российской Федерации.

2. Достижение этой стратегической цели требует решения ряда тактических задач:

— развитие общероссийского образовательного пространства, в контексте выполнения болонских соглашений во всех регионах страны;

— обеспечение высококвалифицированными кадрами всех субъектов федерации, получение реальных результатов на-

учных исследований, а также их внедрение в управление государством, бизнес и образование;

— создание многочисленных «точек роста» в сфере ВПО по территории страны при одновременном обеспечении определенного уровня территориальной доступности к ним;

— переход от «бюджетирования по затратам» к «бюджетированию, ориентированному на результат», соответствующему требованиям бюджетной и административной реформы.

3. Необходима комплексная согласованность формирования и реализации политик, представленных на рис.1, которая подразумевает: их увязку по стратегическим целям и тактическим задачам; оптимизацию выделяемых на их реализацию материальных, трудовых и финансовых ресурсов; ориентацию на получение конкретных результатов.

Рис. 1. Взаимосвязь государственной

региональной политики в сфере ВПО

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., принятая в 2009 г., рассматривает диспропорции уровней развития регионов России как угрозу ее территориальной целостности. В этой связи представляется, что государственная региональная политика в сфере ВПО с позиций обеспечения национальной безопасности страны должна включать:

а) сокращение межрегиональной дифференциации в развитии сети учреждений высшего профессионального образования;

б) обеспечение экономики регионов кадрами высшей категории;

в) координация между федеральными, региональными и местными уровнями мер

дискуссия

журнал научных публикаций

в сфере развития региональных систем высшего профессионального образования;

г) обеспечение участия вузов всех регионов в глобальных технологических и исследовательских проектах.

5. Повышение качества высшего профессионального образования во всех регионах страны. С позиций выполнения болон-ских соглашений, региональная политика в Российской Федерации применительно к сфере ВПО должна быть направлена на развитие общероссийского образовательного пространства в контексте интеграции в общеевропейское пространство, на повышение качества образования во всех регионах страны до сопоставимого с иностранными европейскими университетами уровня.

При формировании и реализации государственной региональной политики в сфере ВПО большое значение имеют основополагающие принципы, в рамках которых осуществляются поставленные цели и задачи. В качестве основополагающих принципов автором предложены следующие:

а) принцип сбалансированности общероссийской образовательной системы предусматривает то, что национальная стратегия в сфере развития высшего профессионального образования должна опираться на сбалансированную и взаимосвязанную в стратегическом и тактическом плане систему, основными элементами которой являются: государственная политика в сфере ВПО, региональная политика в сфере ВПО, региональная социально-экономиче-

ская политика и региональная политика в сфере ВПО (рис. 1). Реализация данного принципа предполагает согласованность государственной региональной политики в сфере ВПО с действующими принципами региональной социально-экономической политики государства (принцип выравнивания социально-экономического развития регионов, принцип поляризованного развития регионов);

б) принцип учета специфических особенностей регионов заключается в учете социально-экономических особенностей регионов России, их потребности в квалифицированных кадрах, а также существующего трудового потенциала и его долгосрочной и среднесрочной динамики;

в) принцип единства общенационального образовательного пространства означает обеспечение единого общенационального стандарта бюджетных услуг (бюджетных мест на получение высшего профессионального образования) на уровне индивида, группы людей, локализованных на том или ином уровне территориальной общности (село, город, район, субъект федерации).

Реализация предложенных в статье концептуальных положений разработки государственной региональной политики в сфере ВПО, включающих тактические цели и основополагающие принципы, лежащие в ее основе, позволит усовершенствовать региональную составляющую проводимых в РФ реформ по качественной модернизации всей инфраструктуры образования. ^

1. Бурдейный Н. Н., Хоценко В. П., Павлюк А. Н. Конкурентоспособность российского образования в современных условиях // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2011. № 8 (16) октябрь. С. 120-123.

2. Ислакаева Г. Р. Региональная политика в сфере высшего профессионального образования как фактор формирования человеческого потенциала территорий // Известия Уфимского научного центра РАН. 2012. № 2. С. 68-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.