УДК 338.242.4:631.1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
АГРАРНОЙ ЭКОНОМИКИ
Иван Алексеевич Минаков
доктор экономических наук, профессор
Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. Приведен анализ существующей системы государственной поддержки аграрной экономики: результативность, направления и объемы финансирования. Рассмотрены изменения, внесенные в Государственную программу развития сельского хозяйства с целью достижения намеченных индикаторов, и обоснованы предложения по совершенствованию господдержки.
Ключевые слова: аграрная экономика, государственная поддержка, объем бюджетных ассигнований, результативность, уровень самообеспечения продуктами.
В условиях усиления международных санкций государство большое внимание уделяет вопросам поддержки развития аграрной экономики. За 20132021 гг. финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства из федерального бюджета увеличилось с 197,9 до 325,8 млрд. руб., или на 64,6%. В 2022 г. на ее реализацию предусмотрено 285,1 млрд руб., в 2023 г. - 304,9, в 2024 г.- 326,8 млрд руб. В Госпрограмме на 2022-2023 гг. объем господдержки из федерального бюджета предусмотрен больше, чем в 2021 г., но меньше фактически выделенных средств. В Госпрограмме за указанный период на господдержку было предусмотрено 2054,9 млрд руб., фактически выделено 2216,8 млрд руб., или на 7,9% больше. Однако сельскохозяйственные организации ежегодно перечислят государству налогов в 1,5 раза больше объема поддержки отрасли [1].
За указанные годы производство продукции сельского хозяйства в фактически действующих ценах возросло с 3458,3 до7572,3 млрд руб., или в 2,2 раза, а бюджетная поддержка - в 1,6 раза. Это позволило увеличить производство сельхозпродукции в расчете на 1 руб. бюджетных ассигнований с 17,5 до 23,2 руб., или на 32,6%. Производство зерна возросло с 92,4 до 121,4 млн. т, или на 31,4%, сахарной свеклы - с 39,3до 41,2 млн. т, или на 4,8%, масличных культур - с 13,2 до 24,9 млн. т, или на 88,6%, овощей - с 12,6 до 13,5 млн. т, или на 7,1%, плодов и ягод - с 2,7 до 4,0 млн. т, или на 48,1%, свиней на убой в живом весе - с 3,6 до 5,5 млн. т, или на 44,7%, птицы на убой в живом весе - с 5,1 до 6,7 млн. т, или на 31,4%, молока - с 29,9 до32,3 млн. т, или на 8,0%. Производство крупного рогатого скота, овец и коз на убой в живом весе стабилизировалось соответственно на уровне 2,9 и 0,6 млн. т, а валовой сбор картофеля сократился с 24,0 до 18,3 млн. т, или на 23,8%.
Существующая система государственной поддержки позволила решить проблему продовольственной независимости по мясу и мясопродуктам, растительному маслу, сахару, зерну и др. Однако уровень самообеспечения не достиг порогового значения по картофелю - 88,4% (95%), овощам и бахчевым -86,9% (90%), фруктам - 43,6% (60%), молоку и молокопродуктам - 84,2%
(90%). Поэтому государству необходимо больше внимания уделять производству перечисленных продуктов.
В Государственной программе развития сельского хозяйства два направления (подпрограммы): «Развитие отраслей АПК» и «Обеспечение условий развития АПК».
Анализ распределения бюджетных ассигнований по отдельным направлениям (подпрограммам) Госпрограммы свидетельствует о том, что большую часть их выделяют на финансирование направления «Развитие отраслей АПК». В 2021 г. финансирование указанного направления из федерального бюджета составило 276,8 млрд руб., или 85,0 % общей их суммы. Из них наибольшее количество средств выделялось на финансирование ведомственного проекта (ВП) «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК» - 134,8 млрд руб., или 41,3%, ВП «Развитие отраслей АПК, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» - 86,4 млрд руб., или 26,5%, федерального проекта (ФП) «Экспорт продукции АПК» - 36,9 млрд руб., или 11,3% объема бюджетных ассигнований.
Финансовое обеспечение направления «Развитие отраслей АПК» в 2021 г. к уровню 2020 г. возросло на 31,9% из-за увеличения финансирования ВП «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК» - на 24,6%, ВП «Развитие отраслей АПК, обеспечивающих ускоренное импортозамещение основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» -на 40,3%, ФП «Экспорт продукции АПК» - на 24,2%.
На финансирование направления «Обеспечение условий развития АПК» в 2021 г. было выделено 49,0 млрд руб., или 15,0% общей их объема. Из указанной суммы на финансирование ведомственной целевой программы (ВЦП) «Обеспечение общих условий функционирования отраслей АПК» израсходовано 25,2 млрд руб., или 7,7%, ВЦП «Организация ветеринарного и фитосанитарного контроля» - 14,4 млрд руб., или 4,4%, ВП«Развитие
мелиоративного комплекса России» - 6,5 млрд руб., или 2,0% общего объема бюджетных ассигнований.
Финансовое обеспечение направления «Обеспечение условий развития АПК» из федерального бюджета в 2021 г. к уровню 2020 г. сократилось на 20,2% из-за уменьшения финансирования ВЦП «Обеспечение общих условий функционирования отраслей АПК» - на 15,2%, ВП «Развитие мелиоративного комплекса России» - на 54,2%. Финансирование ВЦП «Организация ветеринарного и фитосанитарного контроля» увеличилось на 4,3%.
В паспорте Госпрограммы, утвержденном решением Председателя Правительства России от 23.12.2021 г. предусмотрено увеличение финансирования господдержки (табл. 1). В 2022-2024 гг. финансовое обеспечение Госпрограммы увеличится с 285,1 до 326,9 млрд. руб., или на 14,7%, к уровню 2021 г. - на 27,6%. Финансирование направления «Развитие отраслей АПК» возрастет с 259,4 до 299,1 млрд. руб., или на 15,3%, к уровню 2021 г. - на 41,8%. Доля средств, предусмотренных на указанное направление, в общем их объеме увеличиться с 91,0 до 91,5%, к уровню 2021 г. - на 9,2 процентных пункта.
Высокие темпы роста бюджетных ассигнований предусмотрены по ФП «Экспорт продукции АПК». За 2022-2024 гг. его финансирование увеличится с 60,5 до 86,0 млрд руб., или на 42,1%, к уровню 2021 г. - на 81,8%. Такое увеличение финансирования указанного проекта экономически оправдано. В условиях усиления санксионного давления западных стран возникли трудности с экспортом некоторых товаров из России, но не с экспортом сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Продукция АПК востребована на мировом рынке, поэтому для наращивания аграрного экспорта целесообразно увеличивать его государственную поддержку.
Резко увеличивается финансирование ФП «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства, так как им отводится важная роль в производстве картофеля, овощей, фруктов и др. Господдержка указанного проекта возрастет с 5,6 до 9,1 млрд руб., или на 62,5%.
Таблица 1
Финансовое обеспечение Госпрограммы из федерального бюджета на 2022-2024 гг.
Направления (подпрограммы) 2022 2023 2024
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Бюджетные ассигнования - всего 285,1 100 304,7 100 326,9 100
Направление (подпрограмма) «Развитие отраслей АПК» 259,4 91,0 277,4 91,0 299,1 91,5
ФП «Развитие отраслей и техническая модернизация АПК» 72,6 25,5 76,9 25,2 78,0 23,9
ФП «Стимулирования инвестиционной деятельности в АПК» 115,5 40,5 117,8 38,7 120,4 36,8
ФП «Создание условий для независимости и конкурентоспособности отечественного АПК 1,6 0,6 1,7 0,6 1,8 0,6
ФП «Стимулирования развития виноградарства и виноделия» 2,4 0,8 2,5 0,8 2,6 0,8
ФП «Развитие сельского туризма» 0,3 0,1 0,5 0,2 0,7 0,2
ФП «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» 5,6 2,0 6,4 2,1 9,1 2,8
ФП «Экспорт продукции АПК» 60,5 21,2 70,8 23,2 86,0 26,3
ВП «Цифровое сельское хозяйства» 0,1 0,0 0,1 0,0 - -
ВП «Укрепление материально-технической базы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» 0,8 0,3 0,7 0,2 0,5 0,1
Направление (подпрограмма) «Обеспечение условий развития АПК» 25,7 9,0 27,3 9,0 27,8 8,5
КПМ «Обеспечение деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и подведомственных организаций 15,8 5,5 17,2 5,7 17,4 5,3
КПМ « Организация ветеринарного и фитосанитарного контроля» 9,9 3,5 10,1 3,3 10,4 3,2
Примечание: ФП - федеральный проект, ВП - ведомственный проект, КПМ - комплекс процессных мероприятий
В Госпрограмме на 2022-2024 гг. предусмотрено увеличение финансирования из федерального бюджета и других проектов. Так, по ФП «Развитие отраслей и техническая модернизация АПК» объем бюджетных ассигнований возрастет с 72,6 до 78,0 млрд руб., или на 7,4%, ФП «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК» - с 115,5 до 120,4 млрд руб., или на 0,9%.
Финансовое обеспечение направления «Обеспечение условий развития АПК» из федерального бюджета в 2022-2024 гг. увеличится с 25,7 до 27,8 млрд. руб., или на 8,2%, а ее доля в общем объеме бюджетных ассигнований
сократится с 9,0 до 8,5%. Финансирование комплекса процессных мероприятий «Обеспечение деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и подведомственных организаций» предусмотрено увеличить с 15,8 до 17,4 млрд руб., или на 10,1%, комплекса процессных мероприятий «Организация ветеринарного и фитосанитарного контроля» - с 9,9 до 10,4 млрд руб., или на 5,1%.
Новыми мерами господдержки аграрной экономики являются компенсирующая и стимулирующая субсидии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г., № 1573 предусмотрены изменения в господдержке отраслей АПК. С 2020 г. вводятся компенсирующая и стимулирующая субсидии вместо трех видов господдержки: несвязанной (погектарной), субсидии на 1 л реализованного молока и единой субсидии.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. № 118 производителям зерновых культур выделяются субсидия на возмещение части затрат на их производство и реализацию до 50% затрат.
В 2021 г. компенсирующая субсидия составила 30,7 млрд руб., по отношению к 2020 г. - 89,8%, на 2022-2024 гг. она составит 32,9 млрд руб., или 107,2% по отношению к 2021 г.; стимулирующая субсидия - 23,1 млрд руб., к уровню 2020 г - 85,2%, на 2022-2024 гг. - 20,7 млрд руб., или по отношению к 2021г -89,6%. Субсидия на возмещение части затрат на производство и реализацию зерна в 2021 г. составила10,3 млрд руб.; на 2022-2024 гг. она запланирована в размере 10,0 млрд руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5.02.2020 г. на увеличение производства сои и рапса представляется субсидия. В 2021 г. указанная субсидия составила 3,4 млрд руб., по сравнению с 2020 г. она возросла на 6,3%.
В 2021 г. на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам выделялось 17,1 млрд руб., к уровню 2020 г. -73,4%; на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и
модернизацию объектов АПК соответственно 7,2 млрд руб. и 107,5%; на мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения - 3,0 млрд руб. и 49,2%; на то же мероприятие в рамках ФП «Экспорт продукции АПК» - 2,3 млрд руб. и 95,8%. Следовательно по некоторым важным мероприятиям наблюдается сокращение государственной поддержки, что может отрицательно отразится на развитие аграрной экономики.
Для повышения результативности государственной поддержки необходимо разработать более четкие критерии оценки степени выполнения всех заявленных ее целей и закрепить за каждой из них соответствующие индикаторы (показатели) [2].
Производства сельхозпродукции определяются уровнем развития отраслей, производящих средства производства для АПК. При производстве многих видов продукции широко используются импортные материально-технические ресурсы. Так, доля импортных семян овощных культур составляет 50%, подсолнечника - 56%, картофеля - 80%, сахарной свеклы - 98%, кроссов в производстве бройлеров - 95%, плодовых саженцев и техники - более 40% [3]. Развитию отраслей АПК (тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, производства средств защиты, питомниководства, семеноводства, племенного животноводства и др.), производящих средств производства будет способствовать увеличение бюджетных ассигнований и совершенствование мер государственной поддержки этих отраслей [4].
Следовательно, предусмотренные меры государственной поддержки стимулируют развитие отраслей сельского хозяйства, но ее объемы не всегда позволяют достичь индикаторов Госпрограммы. Необходимо больше внимания уделять вопросам бюджетной поддержки отраслей, производящих импортозамещающую продукцию и средства производства для АПК.
Список литературы:
1. Алтухов А. И. Проблемы социально-экономического развития отечественного АПК требуют активного решения // Экономика
сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2021. № 6. С. 2-12. -DOI 10.31442/0235-2494-2021-0-6-2-12. EDN XIBBBW.
2. Климентова Э. А., Дубовицкий А.А. Результативность государственной поддержки регионального сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2020. № 8. С. 36-41. DOI 10.31442/0235-2494-2020-0-8-36-41. EDN UUBXDI.
3. Минаков И. А. Экономика и управление предприятиями, отраслями и комплексами АПК. Санкт-Петербург: Лань. 2020. 404 с. ISBN 978-5-8114-52064. EDN HFSOSN.
4. Минаков И. А., Кувшинов В.А. Формирование эффективного механизма государственной поддержки сельского хозяйства. Мичуринск-наукоград РФ: МичГАУ, 2009. 158 с. ISBN 978-5-94664-167-8. EDN QTKAPJ.
UDC 338.242.4:631.1
IMPROVING STATE SUPPORT AGRICULTURAL ECONOMY
Ivan A. Minakov
Doctor of Economics, Professor [email protected] Michurinsk state agrarian University Michurinsk, Russia
Abstract. The analysis of the existing system of state support of the agrarian economy is given: effectiveness, directions and volumes of financing. The changes made to the State Program for the Development of Agriculture in order to achieve the planned indicators are considered and proposals for improving state support are substantiated.
Keywords: agrarian economy, state support, the volume of budget allocations, efficiency, the level of self-sufficiency in products.
Статья поступила в редакцию 02.09.2022; одобрена после рецензирования 03.10.2022; принята к публикации 20.10.2022.
The article was submitted 02.09.2022; approved after reviewing 03.10.2022; accepted for publication 20.10.2022.