Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРСКОГО ПОРТА НОВОРОССИЙСК'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРСКОГО ПОРТА НОВОРОССИЙСК Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЙ ПОРТ / ПОРТОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПОРТОВОЕ СООБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРСКОГО ПОРТА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ревинский А.С., Кузнецова И.М.

В статье рассматриваются направления совершенствования государственного регулирования деятельности морского порта Новороссийск. Тема весьма актуальна, так как грузооборот порта продолжает расти, дополнительные мощности активизируются в ответ на такой рост. Вместе с этим будет повышаться и сложность системы логистики порта, требуя знаковых изменений в планировании, принятии решений и возможности инвестиционной поддержки на институциональном уровне государственной и местной властью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF STATE REGULATION OF THE SEAPORT OF NOVOROSSIYSK

The article discusses the ways to improve the state regulation of the seaport of Novorossiysk. This topic is very relevant, as the port's cargo turnover continues to grow, and additional capacity is being activated in response to this growth. At the same time, the complexity of the port logistics system will also increase, requiring significant changes in planning, decision-making and the possibility of investment support at the institutional level by state and local authorities.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРСКОГО ПОРТА НОВОРОССИЙСК»

УДК 351

Ревинский А. С. студент магистратуры Южно-Российский институт управления - филиал РАНХиГС

Россия, г. Ростов-на-Дону Кузнецова И.М., кандидат технических наук

доцент

профессор кафедры «Государственное и муниципальное управление» Южно-Российский институт управления - филиал РАНХиГС

Россия, г. Ростов-на-Дону

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРСКОГО ПОРТА

НОВОРОССИЙСК

Аннотация: в статье рассматриваются направления совершенствования государственного регулирования деятельности морского порта Новороссийск. Тема весьма актуальна, так как грузооборот порта продолжает расти, дополнительные мощности активизируются в ответ на такой рост. Вместе с этим будет повышаться и сложность системы логистики порта, требуя знаковых изменений в планировании, принятии решений и возможности инвестиционной поддержки на институциональном уровне государственной и местной властью.

Ключевые слова: морской порт, портовая инфраструктура, портовое сообщество, государственное регулирование деятельности морского порта.

Revinsky A. S. undergraduate

South-Russian Institute of management-branch of Ranepa

Russia, Rostov-on-don Kuznetsova I. M., candidate of technical sciences

docent

professor of the department " State and municipal management» South-Russian Institute of management-branch of Ranepa

Russia, Rostov-on-don

IMPROVEMENT OF STATE REGULATION OF THE SEAPORT OF

NOVOROSSIYSK

Abstract: the article discusses the ways to improve the state regulation of the seaport of Novorossiysk. This topic is very relevant, as the port's cargo

turnover continues to grow, and additional capacity is being activated in response to this growth. At the same time, the complexity of the port logistics system will also increase, requiring significant changes in planning, decision-making and the possibility of investment support at the institutional level by state and local authorities.

Key words: seaport, port infrastructure, port community, state regulation of the seaport activity.

Стратегические перспективы развития экономики Российской Федерации во многом определяются ее статусом крупной морской державы. Государство имеет мощный портовый потенциал, образуемый 67 портами, входящими в восемь морских бассейнов и расположенными на берегах 12 -ти морей, трёх океанов, а также Каспийского моря.

Еще в 2018 году Президент Российской Федерации, В.В. Путин в одном из своих посланий Федеральному собранию подчеркнул: «...в 1990 году мощность портов всего Советского Союза достигала 600 миллионов тонн. Из-за распада страны мы потеряли практически половину. В начале 2000-х годов мощность портов России составляла только 300 миллионов тонн. За 17 лет мы увеличили её в три раза. В начале прошлого года впервые в истории совокупная мощность портов России преодолела отметку в 1 миллиард тонн. Это на две трети больше, чем показатели всего СССР. Кстати, это цифра на начало года, сейчас - уже 1 миллиард 25 миллионов тонн. Растёт постоянно. Нужно и дальше наращивать этот потенциал. ».86

В 2019 году в Азово-Черноморском бассейне 12 морских портов обеспечили перевалку 31,1 % всех грузов, причем две трети из них приходится на крупнейший порт региона Новороссийск.

Город на юге страны в Краснодарском крае занимает территорию побережья Цемесской бухты Черного моря. Новороссийск обладает важным транспортным центром, где располагается самый большой порт страны, военно-морская база Черноморского флота. Включает грузовые, пассажирские, нефтеналивную гавань. Грузооборот — 147,4 млн тонн ежегодно. Порт находится на северо-востоке Краснодарского края, в незамерзающей Цемесской бухте и работает круглый год, но иногда деятельность прерывается в зимний период, во время холодного порывистого ветра бора, который опасен для судов.

Таким образом, важность этих морских российских ворот, которые находятся на пересечении центральных транспортных каналов, связывающих страну с Ближним Востоком, Америкой, Африкой и Средиземноморьем, сложно переоценить.

Краткосрочные цели развития порта заключаются в следующем:

86 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018 г. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (дата обращения: 01.12.2020)

- обеспечение роста грузооборота до проектного уровня и с учетом увеличения мощностей портов;

- обеспечение экономического и технического развития порта;

- увеличение ассортимента и повышение качества предоставления услуг;

- повышение экономической эффективности производства;

- совершенствование системы управления развитием порта на основе цифровизации деятельности.

В силу большого стратегического значения морского порта Новороссийск, государство напрямую заинтересовано в том, чтобы портовые мощности были загружены и порт мог извлекать прибыль из своей деятельности.

Поэтому развитие порта проходит, прежде всего, в рамках мероприятия, направленного на развитие морских портов Азово -Черноморского бассейна в рамках направления «Комплексное развитие транспортных узлов» госпрограммы, - проекта комплексного развития Новороссийского транспортного узла (НТУ), задачами которого является развитие объектов портовой инфраструктуры87.

За счет средств федерального бюджета финансируются проекты железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, направленные на увеличение транспортной доступности не только порта Новороссийск, но и других портов Азово-Черноморского бассейна.

В финансировании проектов Госпрограммы по развитию железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна принимает участие ОАО «РЖД».

Безусловно, строительство внутренней и внешней инфраструктуры морского порта Новороссийск создает мультипликативный эффект для экономики Краснодарского края в целом, что является стратегической целью властных органов, это и создание рабочих мест, рост среднего класса, благоприятствование социальному климату, повышение инвестиционной привлекательности территории и динамичное развитие связанных с портом отраслей.

Действительно, портовая отрасль является инвестиционно привлекательной для всех участников процесса, поэтому Минтранс России тесно работает как с инвесторами, так и с органами власти Новороссийска на местах. Совместно с федеральными органами власти, с бизнесом и ОАО «РЖД» создаются рабочие группы, разрабатываются дорожные карты и контролируется их исполнение.

Опираясь на Стратегию развития морского порта Новороссийск, отметим следующие положительные тенденции в состоянии морского порта

87 Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 г. №1596 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие транспортной системы». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71743998/ (дата обращения: 01.12.2020)

Новороссийск: ежегодное увеличение объема перевалки грузов, ежегодный прирост производственных мощностей портов за счет ввода новых и модернизации существующих терминалов, высокая отдача от инвестиций, осуществление мероприятий по повышению безопасности мореплавания в бассейне и др.

Тем не менее, дальнейшее развитие порта сдерживается наличием ряда проблем, которые характерны для портовой отрасли РФ в целом, в их числе:

- ограниченность пропускной способности железнодорожных подъездных путей к порту;

- недостаток инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры на основе механизмов государственно-частного партнерства;

- территориальные ограничения по развитию портовой и припортовой инфраструктуры;

- недостаточное организационное обеспечение функционирования портового хозяйства;

- недостаточная цифровизация и автоматизация деятельности порта.

Согласно Стратегии развития морского порта Новороссийск, к 2029

году прирост его мощностей должен составить 21,8 млн.тонн. Соответственно, на наш взгляд, для достижения постановленной цели и с учетом выявленных проблем, необходимо:

1.Обеспечить обновление материально-технической базы порта до уровня мировых стандартов, более эффективное использование перегрузочной техники, вводить и распространять новые перспективные инновационные технологии. Итак, ведущую роль следует отвести стимулированию инвестиционной деятельности в порту. Производственные мощности сегодня загружены не в полной мерой, поэтому, в первую очередь, следует сосредоточиться на техническом перевооружении и реконструкции существующих мощностей. Важное значение имеет также техническое развитие производственной инфраструктуры портов на базе государственно-частного партнерства и новейших цифровых технологий.

2. Усовершенствовать взаимодействие порта с контролирующими органами, местными органами власти, инвесторами, с грузо - и судовладельцами, обеспечить постоянство хозяйственных связей.

3. Усилить действенность централизованного государственного регулирования развития порта и вместе с этим обеспечить хозяйственную самостоятельность портов.

4. Способствовать созданию действенного государственного регулирования механизма распределения грузопотоков между портом Новороссийск и другими портами бассейна в соответствии с их мощностями, специализацией и потребностями в наиболее эффективной пропорции.

5. Обеспечить оптимальное сочетание отраслевого и территориального государственного регулирования развития морского порта Новороссийск.

Таким образом, только сочетание государственного регулирования и рыночного саморегулирования обеспечит прогрессивное развитие экономической системы морского транспорта в целом и его основы -морских портов.

Эффективное развитие морского порта Новороссийск требует совершенствования инструментов государственного регулирования, которые должны основываться преимущественно на экономических методах, обеспечивать постоянство условий развития и экономического климата в портах. Считаем, что государственное регулирование должно обеспечить оптимизацию интересов портов и других транспортных предприятий, местных и общегосударственных интересов, при отсутствии перекоса в какую-либо одну сторону.

Механизм регулирования развития морского порта Новороссийск должен строиться на принципе оптимального соотношения самостоятельности порта и централизованного влияния государства. Органы власти должны направлять усилия на достижение стратегических целей развития, оживление инвестиционной деятельности, развития регионов в комплексе с портовым хозяйством.

Использованные источники:

1. Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 г. №1596 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие транспортной системы». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71743998/ (дата обращения: 01.12.2020)

2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01.03.2018 г. - URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_291976/ (дата обращения: 01.12.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.