Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСПОДДЕРЖКИ АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСПОДДЕРЖКИ АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / аграрный сектор / сельхозпроизводители / господдержка / государственная поддержка / субсидии / цифровой рубль / блокчейн / agriculture / agricultural sector / agricultural producers / state support / state support / subsidies / digital ruble / blockchain

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальсагова Радима Гапуровна

В статье приведены результаты исследования направлений совершенствования механизма поддержки российских сельскохозяйственных предприятий со стороны государства. Целью исследования является выявление и оценка преимуществ направлений совершенствования господдержки аграрных предприятий в условиях внедрения цифрового рубля. К методам исследования относятся контент-анализ, синтез, обобщение, классификация, сопоставление, нормативно-правовой метод, статистический метод. Несмотря на достижение некоторых результатов в области реализации программ импортозамещения в условиях антироссийских санкций, Россия до сих пор имеет зависимость от импортных товаров, что диктует необходимость реализации различных государственных программ развития сельского хозяйства, включающих разнообразные меры поддержки. Результаты аудита эффективности, проводимого Счетной палатой, свидетельствуют о наличии неэффективного использования бюджетных средств, неправомерного предоставления субсидий и грантов сельхозпроизводителям, в том числе с признаками причинения ущерба экономическим интересам государства. Для решения данных проблем в статье предложено использование технологии блокчейн и цифрового рубля как инструментов контроля при использовании бюджетных средств получателями господдержки в аграрном секторе. Данное предложение позволит обеспечить следующие преимущества для государства: упростит порядок отслеживания направлений использования бюджетных средств, так как история операций с каждым цифровым рублем фиксируется и учитывается; снизит процент операционных ошибок и роли человеческого фактора при исполнении сделок; сократит ненужный документооборот. Для внедрения цифрового рубля в бюджетный процесс при получении господдержки сельхозпроизводителей необходимо изменение соответствующего законодательства; совершенствование информационных систем и процессов; проведение масштабной разъяснительной работы в области преимуществ использования цифрового рубля с бизнес-сообществом и гражданами, с сельхозпроизводителями, уже получающими государственную поддержку, а также принимающими участие в госзакупках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING STATE SUPPORT FOR AGRICULTURAL ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF THE INTRODUCTION OF THE DIGITAL RUBLE

The article presents the results of research of ways to improve the mechanism of support of Russian agricultural enterprises by the state. The purpose of the study is to identify and evaluate the advantages of improving the state support of agricultural enterprises in the context of the introduction of the digital ruble. The research methods include content analysis, synthesis, generalization, classification, comparison, regulatory method, statistical method. Despite the achievement of some results in the implementation of import substitution programs under the conditions of anti-Russian sanctions, Russia still has dependence on imported goods, which dictates the need to implement various state programs for the development of agriculture, including a variety of support measures. The results of the efficiency audit conducted by the Accounts Chamber indicate the presence of inefficient use of budget funds, illegal provision of subsidies and grants to agricultural producers, including with signs of damage to the economic interests of the state. To solve these problems, the article suggests the use of blockchain technology and the digital ruble as control tools when using budget funds by recipients of state support in the agricultural sector. This proposal will provide the following benefits for the state: it will simplify the procedure for tracking the use of budget funds, since the history of transactions with each digital ruble is recorded and taken into account; it will reduce the percentage of operational errors and the role of the human factor in the execution of transactions; it will reduce unnecessary document flow. To introduce the digital ruble into the budget process when receiving state support for agricultural producers, it is necessary to change the relevant legislation; improve information systems and processes; conducting large-scale explanatory work in the field of the advantages of using the digital ruble with the business community and citizens, with agricultural producers already receiving state support, as well as participating in public procurement.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСПОДДЕРЖКИ АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ»

Научная статья

УДК 35.078.5+ 631.16

doi: 10.55186/25876740_2024_67_2_178

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСПОДДЕРЖКИ АГРАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ

Р.Г. Мальсагова

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Институт цифровых финансов, Москва, Россия

Аннотация. В статье приведены результаты исследования направлений совершенствования механизма поддержки российских сельскохозяйственных предприятий со стороны государства. Целью исследования является выявление и оценка преимуществ направлений совершенствования господдержки аграрных предприятий в условиях внедрения цифрового рубля. К методам исследования относятся контент-анализ, синтез, обобщение, классификация, сопоставление, нормативно-правовой метод, статистический метод. Несмотря на достижение некоторых результатов в области реализации программ импортозамещения в условиях антироссийских санкций, Россия до сих пор имеет зависимость от импортных товаров, что диктует необходимость реализации различных государственных программ развития сельского хозяйства, включающих разнообразные меры поддержки. Результаты аудита эффективности, проводимого Счетной палатой, свидетельствуют о наличии неэффективного использования бюджетных средств, неправомерного предоставления субсидий и грантов сельхозпроизводителям, в том числе с признаками причинения ущерба экономическим интересам государства. Для решения данных проблем в статье предложено использование технологии блокчейн и цифрового рубля как инструментов контроля при использовании бюджетных средств получателями господдержки в аграрном секторе. Данное предложение позволит обеспечить следующие преимущества для государства: упростит порядок отслеживания направлений использования бюджетных средств, так как история операций с каждым цифровым рублем фиксируется и учитывается; снизит процент операционных ошибок и роли человеческого фактора при исполнении сделок; сократит ненужный документооборот. Для внедрения цифрового рубля в бюджетный процесс при получении господдержки сельхозпроизводителей необходимо изменение соответствующего законодательства; совершенствование информационных систем и процессов; проведение масштабной разъяснительной работы в области преимуществ использования цифрового рубля с бизнес-сообществом и гражданами, с сельхозпроизводителями, уже получающими государственную поддержку, а также принимающими участие в госзакупках.

Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрный сектор, сельхозпроизводители, господдержка, государственная поддержка, субсидии, цифровой рубль, блокчейн

Благодарности: исследование выполнено при поддержке Финансового университета при Правительстве Российской Федерации в рамках государственного задания.

Original article

IMPROVING STATE SUPPORT FOR AGRICULTURAL ENTERPRISES IN THE CONTEXT OF THE INTRODUCTION OF THE DIGITAL RUBLE

R.G. Malsagova

Financial University under the Government of the Russian Federation, Institute of Digital Finance, Moscow, Russia

Abstract. The article presents the results of research of ways to improve the mechanism of support of Russian agricultural enterprises by the state. The purpose of the study is to identify and evaluate the advantages of improving the state support of agricultural enterprises in the context of the introduction of the digital ruble. The research methods include content analysis, synthesis, generalization, classification, comparison, regulatory method, statistical method. Despite the achievement of some results in the implementation of import substitution programs under the conditions of anti-Russian sanctions, Russia still has dependence on imported goods, which dictates the need to implement various state programs for the development of agriculture, including a variety of support measures. The results of the efficiency audit conducted by the Accounts Chamber indicate the presence of inefficient use of budget funds, illegal provision of subsidies and grants to agricultural producers, including with signs of damage to the economic interests of the state. To solve these problems, the article suggests the use of blockchain technology and the digital ruble as control tools when using budget funds by recipients of state support in the agricultural sector. This proposal will provide the following benefits for the state: it will simplify the procedure for tracking the use of budget funds, since the history of transactions with each digital ruble is recorded and taken into account; it will reduce the percentage of operational errors and the role of the human factor in the execution of transactions; it will reduce unnecessary document flow. To introduce the digital ruble into the budget process when receiving state support for agricultural producers, it is necessary to change the relevant legislation; improve information systems and processes; conducting large-scale explanatory work in the field of the advantages of using the digital ruble with the business community and citizens, with agricultural producers already receiving state support, as well as participating in public procurement.

Keywords: agriculture, agricultural sector, agricultural producers, state support, state support, subsidies, digital ruble, blockchain

Acknowledgments: the research was carried out with the financial support of the Financial University under the Government of the Russian Federation as part of a state assignment.

Введение. Экономические потрясения России последних лет, в числе прочего влияющие на развитие аграрного сектора, обуславливают необходимость его постоянной государственной поддержки. Она представляет собой один из главных инструментов в механизме государственного регулирования аграрного сектора экономики. Сельское хозяйство России нуждается в господдержке по многим причинам.

© Мальсагова Р.Г., 2024

Международный сельскохозяйственный журнал, 20;

Главной из них является то, что отечественные сельхозпроизводители зависят от импортного оборудования и семян, экспортеры зерна ограничены пошлинами, введены санкции в отношении РФ.

При этом эффективность данного инструмента оказывает влияние на развитие и конкурентоспособность всей отрасли сельского хозяйства на международном рынке, его экс-

[, том 67, № 2 (398), с. 178-182.

портный потенциал, а также на эффективность обеспечения продовольственной безопасности в стране. Вместе с тем государственная поддержка сельхозпроизводителей оказывает положительное влияние на рост производства и уровень социальной защиты граждан, способствуя повышению качества их жизни. Согласно статистике, по итогам 2022 года объем производства сельхозпродукции в России увеличился

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

£

на 10,2% в сравнении с 2021 годом в сопоставимых ценах и на 14,8% в фактически действовавших ценах [15]. Во многом это стало возможным в результате оперативных мер господдержки. Поэтому от эффективности использования мер государственной поддержки в аграрном секторе в определенной степени зависит развитие всей экономики. А существование некоторых проблем в целевом освоении бюджетных средств снижают их эффективность, создавая сопротивление в развитии аграрного сектора в России. Этим обусловлена актуальность темы исследования.

Цель и объект исследования. Целью исследования является выявление и оценка преимуществ направлений совершенствования господдержки аграрных предприятий в условиях внедрения цифрового рубля. Объектом исследования является механизм осуществления государственной поддержки аграрных предприятий в России.

Методы исследования. К методам исследования относятся контент-анализ, синтез, обобщение, классификация, сопоставление, нормативно-правовой метод, статистический метод.

Экспериментальная база. Исследование основано на нормативно-правовых актах, государственных программах, теоретических и аналитических исследованиях, посвященных вопросам эффективности государственных мер поддержки сельхозпроизводителей в России.

Ход исследования. Формами предоставления государственных средств в сельском хозяйстве России являются субсидии, субвенции и гранты. Субсидии в агрокомплексе представляют собой государственные выплаты под определенные цели для поддержки уязвимых отраслей. В рамках поддержки сельского хозяйства реализуются субсидии «компенсирующие» и «стимулирующие». Компенсирующие субсидии должны возмещать выпадающие доходы сельхозпроизводителей в виде компенсации недостаточной рентабельности отраслей: племенное животноводство, растениеводство, молочное скотоводство, агрострахование. В 2024 году, согласно данным Министерства сельского хозяйства, две существующие субсидии планируется объединить с целью акцента на поддержке и сохранении производства, отказавшись от стимулирующих выплат [11]. Кроме того, средства, потраченные на возведение или модернизацию объектов агрокомплекса, можно возместить за счет частичной компенсации затрат. Она предусмотрена также для закупки предприятиями оборудования. Компенсация может составить 20-25% от суммы расходов на возведение объекта или его модернизацию. Если сельхозпроизводителям нужно финансирование под конкретные задачи, они могут запросить субвенции от государства. Именно целевое применение субвенций отличает их от компенсирующих субсидий. Также существуют гранты по конкретные цели начинающим фермерам, на которые могут претендовать предприниматели малого бизнеса, потребительские кооперативы, а также владельцы ЛПХ и самозанятые. Средства в рамках гранта предоставляются безвозмездно, при этом нужно выполнить ряд условий [1,11].

На сегодняшний день государственная поддержка аграрной отрасли предусматривает более 50 различных мер, которые Министерство

сельского хозяйства РФ в следующие направления (рис. 1).

Ежегодно выделяемые бюджетные средства идут на реализацию специализированных государственных программ. В 2023 году действуют несколько государственных программ развития сельского хозяйства, охватывающие также промышленность и сферу науки [1-4].

Диаграмма динамики объема выделенных средств господдержки сельхозпроизводителей России свидетельствует о наличии понижающего тренда за последние десять лет (рис. 2).

Так, в 2013 году данный показатель находился на уровне 185178 млн. руб. (наиболее высокий уровень), а к концу исследуемого периода (2022 год) составил 167816 млн. руб. В среднем объем средств аграрной господдержки за последние десять лет находится на уровне 160170 млрд. руб.

Наиболее низким за представленный период показатель выделенных средств господдержки является в 2020 году, когда он составил 150068 млн. руб., что почти на 19% ниже уровня 2013 года. Это было обусловлено несколькими

Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса

Льготный тариф и компенсация части затрат на транспортировку продукции

Льготный лизинг

Льготное кредитование

Льготное кредитование по СПК

Компенсирующая и стимулирующая субсидии

Субсидня на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам

Возмещение части расходов на мелиоративные мероприятия

Компенсация части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов АПК

Компенсация части затрат на сертификацию продукции

Стимулирование увеличения производства отдельных видов масличных культур

Субсидии производителям сельскохозяйственной техники

Меры поддержки субъектов МСП в сфере переработки сельскохозяйственной продукции

Компенсация части затрат на приобретение семян

Специальный инвестиционный контракт (СПИК 2.0)

Создание и развитие агробнотехнопарков

Субсидия на стимулирование развития виноградарства и виноделия

Рисунок 1. Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса Figure 1. Measures of state support for the agro-industrial complex

Источник: составлено автором поданным [1,11]

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рисунок 2. Динамика объема выделенных средств господдержки сельхозпроизводителей России в 2013-2022 гг.

Figure 2. Dynamics of the volume of allocated funds for state support of agricultural producers in Russia in 2013-2022

Источник: составлено автором поданным [13]

факторами. Во-первых, приостановкой и задержкой реализации некоторых мероприятий по господдержке в результате нехватки финансовых ресурсов в силу перенаправления их на цели преодоления последствий пандемии ко-ронавируса и экономического кризиса в более пострадавших, отраслях. Во-вторых, снижение объемов господдержки обусловлено также изменением порядка их предоставления и расчета исследуемого показателя. Так, до 2020 года объем выделенных средств господдержки определялся, исходя их сумм, фактически полученных аграрными предприятиями государственных средств из бюджетов всех уровней (федерального, регионального, муниципального), включая объемы субсидий на поддержку мероприятий по развитию сельского хозяйства (растениеводства, животноводства), средства, предоставленные в рамках федеральных целевых программ, непрограммные инвестиции в основные фонды. С 2020 года данный показатель определяется как сумма средств федерального и регионального бюджетов [13].

Положительно оценивается то, что после 2020 года показатель объема выделенных средств господдержки сельхозпроизводителей имеет тенденцию к росту, увеличившись на 5,6% в 2022 году по сравнению с 2020 годом — с 150068 млн. руб. до 167816 млн. руб.

Согласно запланированным показателям государственных программ, в 2023 году объем средств поддержки сельхозпроизводителей увеличится. Это выполнение указанных выше госпрограмм [1-4], целями которых является решение вопросов по импортозамещению и комплексному развитию предприятий аграрного сектора и сельских территорий. Их бюджет в 2023 году был увеличен 14-50%%. Половина заявленных средств имеет своей целью стимулирование инвестиционной деятельности сельхозпроизводителей, около четверти средств — модернизацию их производственной базы. Усилена поддержка молочной отрасли, овощеводства, семеноводства, изменены старые и введены новые виды субсидий в животноводстве и других направлениях, расширен комплекс мер поддержки сельскохозяйственной отрасли [1,2,16].

Новые условия получения государственной поддержки агрокомплекса начали действовать с 1 января 2023 года. Правительство увеличило гранты производителям мяса, молока, повысило компенсации сельскохозяйственным кооперативам. На период 2023-2025 гг. государством предусмотрено дополнительное выделение на развитие аграрного сектора экономики 11,5 млрд. руб. С 2023 года упрощены требования к получению грантов семейными фермами и сельхозкооперативами в части кадровой политики. Вместе с тем все виды субсидий для фермеров стали доступны также для самозанятых с ЛПХ [8].

Однако реализация государственных программ в области поддержки АПК России сталкивается с проблемами целевого использования выделяемых бюджетных средств. Оценить объем коррупционных операций и уровень нецелевого расходования использования средств в РФ весьма сложно из-за закрытости данных, тогда как публикуемые открытые данные чаще всего являются приблизительными. Согласно оценкам Счетной палаты, в 2022 году предпо-

ложительно потеряно бюджетных средств на сумму около 5,6 трлн. руб. (18% бюджета и 3,7% от ВВП России в 2022 году) в результате нецелевого использования средств и различных теневых схем при госзакупках. Специалисты Счетной палаты предполагают, что объёмы теневой экономики в России составили около 10% ВВП в 2022 году [18].

Аудит эффективности расходования бюджетных средств господдержки сельхозпроизводителей, проведённый в трех регионах России (Чувашской Республике, Волгоградской и Новосибирской областях), показал следующие результаты. В процессе проведенной проверки Счетная палата выявила нарушения в сфере финансов на сумму около 1 млрд. руб. Среди этих нарушений выявлено неэффективное использование бюджетных средств на сумму около 660 млн руб. [5]. Установлено, что при практически 100%-ном расходовании бюджетных субсидий не выявлено ни одного региона, который бы достиг целевых результатов, установленных в соглашениях. Кроме того, отдельные получатели господдержки не выполнили обязательства по увеличению и сохранению объемов производства сельхозпродукции. При этом общая сумма финансовых нарушений в области использования бюджетных средств в указанных регионах составила почти 94 млн руб. Также было отмечено, что многие нарушения носили системный характер. Так, было выявлено много фактов неправомерного предоставления субсидий и грантов сельхозпроизводителям указанных регионов. Объем таких нарушений составил почти 40 млн. руб., в том числе 17 млн. руб. потрачены с признаками причинения ущерба экономическим интересам государства [9].

Для устранения данных проблем необходимо улучшить порядок расходовании бюджетных средств. Для этого предлагается применение технологии блокчейн и цифрового рубля, работающего на ее основе, в расчетах между государством и получателями государственной поддержки сельхозпроизводителей.

Результаты и обсуждение. Технология блокчейн предоставляет несколько заслуживающих внимания преимуществ, которые способствуют все большему ее внедрению в различных отраслях. Прозрачность — одно из ключевых преимуществ технологии блокчейн. Все транзакции, записанные в блокчейне, видны каждому участнику сети, что способствует подотчетности и облегчает отслеживание и проверку транзакций. Технология блокчейн обеспечивает неизменность, то есть, как только транзакция записана, ее нельзя изменить или удалить. Эта функция создает постоянную, поддающуюся проверке запись всех транзакций, что существенным образом отличает технологию от традиционных систем, где транзакции могут быть отменены. Такая неизменяемость обеспечивает целостность данных и способствует доверию среди пользователей. Кроме того, технология блокчейн повышает эффективность, обеспечивая более быстрые транзакции без необходимости в посредниках, таких как банки и другие финансовые организации. Это не только ускоряет операции, но и снижаеттранзакционные издержки, что приводит к более эффективным бизнес-процессам [10,12,20].

Примеров использования технологии блокчейн и цифровых валют в государственном

управлении практически нет на сегодняшний день в связи с молодостью данной технологии во всем мире. В текущем 2023 году Китай начал переход на государственное использование цифрового юаня. Так, заработные платы госслужащих некоторых регионов начали переводиться на цифровые счета. Однако для выплат субсидий и грантов получателям господдержки цифровая валюта не используется ни в одной стране [18].

В октябре 2020 года Банком России была анонсирована новая форма государственной валюты, цифровой рубль, который будет использоваться наравне с безналичным и наличным рублем [19]. Наряду с очевидными преимуществами цифровых валют для государства создание цифрового рубля было обусловлено также существенным ростом доли электронных платежей в России: с 39% в 2016 году до 70% в 2020 году [6]. А в условиях самоизоляции в результате пандемии коронавируса спрос потребителей на цифровые услуги увеличился в разы. Технология осуществления расчётов цифровым рублем предполагается в виде присвоения кода каждому специальному электронному кошельку, который будет открыт в платежной системе Банка России. Следовательно, расчеты будут осуществляться путем передачи кода. При этом Банком России подчеркивается равное существование всех трех видов валют и их свободный обмен [19].

Выпуск цифрового рубля обеспечит возможность обмена наличных банкнот и безналичных денежных средств на счетах кредитных организаций (средства на счетах и депозитах) на обязательства Банка России в виде цифровой валюты и обратно. Кроме того, Банк России рассматривает вероятность использования цифровой валюты для перевода заработной платы, государственных пособий и других платежей населению. Однако, Банк России делает акцент, что в данном случае физическое лицо будет иметь возможность самостоятельного выбора необходимой ему формы выплат. Преимуществом цифрового рубля является также возможность осуществлять платежи без подключения к интернету, тогда как безналичным рублем нельзя расплатиться при отсутствии подключения. [6,10].

Цифровой рубль может привести к сокращению наличного оборота в стране, а также будет способствовать упрощению расчетов в цифровом виде. От безналичного рубля его также отличает отсутствие посредников, которыми в настоящее время являются финансовые организации в системе безналичных расчетов. Это позволит сократить стоимость транзакций для населения и корпоративного сектора, что повысит доступность финансовых услуг.

Кроме того, на базе технологии блокчейн и цифровой валюты возможно осуществление внедрения инновационных сервисов для населения, кредитных организаций, корпоративного сектора и госпредприятий, например, таких, как применение смарт-контрактов, то есть программ автоматической проверки выполнения договорных условий и осуществления расчетов по госконтрактам и т.д. Например, возможно автоматическое отслеживание денежных потоков в части средств, выделенных по государственным контрактам или другим бюджетным платежам. То есть, к примеру, средства, выделенные

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

в цифровых рублях на социальные выплаты, будет невозможно потратить на другие цели.

Следовательно, значение цифрового рубля для экономики страны заключается в его благоприятном влиянии на состояние рынка финансов, повышение доступности финансовых услуг для населения и малого бизнеса. Как предполагается, выпуск цифрового рубля позволит объединить преимущества наличных и безналичных расчетов, в том числе с возможностью дистанционных расчетов и без наличия подключения к сети Интернет. Еще одно преимущество для экономики России, обусловленное внедрением цифрового рубля, связано с появлением возможности проведения анализа на основе больших массивов данных [14,19].

Весьма спорным среди экспертов является вопрос влияния введения цифрового рубля на борьбу с теневой экономикой и уходом от налогообложения. В результате экономического кризиса во второй половине 2020 года наличные расчеты вновь приобрели популярность, что обусловлено снижением платежеспособности физических лиц и ухудшением экономического состояния многих предприятий, прежде всего, малого бизнеса, который стремится сокрыть доходы путем наличных расчётов для ухода от налогообложения, а также сэкономить на транзакционных издержках. В то же время запуск цифрового рубля, несмотря на удешевление расчетных операций, сделает их открытыми для государства, что будет способствовать еще большему развитию «теневой» экономики, либо спровоцирует очередную волну банкротств, прежде всего, в сфере малого бизнеса.

В то же время, эксперты отмечают, что к такому результату может привести только сценарий, при котором все экономические субъекты обязаны будут иметь электронный кошелек и использовать только цифровую валюту, а наличные рубли будут выводиться из оборота. Подобная ситуация, по мнению экспертов, может произойти в Китае, в котором в перспективе планируется обязательное использование электронных кошельков под угрозой отзыва лицензий. К России такой сценарий в настоящее время применить не получится в силу других экономических условий и политического режима. Поэтому цифровая валюта в российской экономике может способствовать только выявлению подозрительных операций и переводов [14].

Применительно к реализации механизма господдержки сельхозпроизводителей цифровой рубль, напротив, будет иметь массу преимуществ с точки зрения государственного контроля и борьбы с непрозрачностью использования бюджетных средств, так как история операций с каждым цифровым рублем фиксируется и учитывается. Вместе с тем использование цифрового рубля с применением смарт-контрактов может оказать позитивное влияние на такие инструменты, как эскроу-счета и аккредитивы. Кроме того, применение смартконтрактов будет способствовать снижению операционных ошибок и роли человеческого фактора при исполнении сделок [18].

Другим преимуществом использования цифрового рубля в бюджетном процессе является сокращение лишнего документооборота.

Эффективность применения цифрового рубля будет выражаться в размерах потерянных из

бюджета сумм, о которых было упомянуто выше. На первом этапе данные потери однозначно снизятся, даже если не устранятся полностью.

Область применения результатов. Для внедрения цифрового рубля в бюджетный процесс при получении господдержки сельхозпроизводителей необходимо, прежде всего, изменение соответствующего законодательства (Гражданский кодекс, федеральные законы «О ЦБ РФ», «О бухгалтерском учете» и другие).

Вместе с тем, необходимо проводить масштабную разъяснительную работу с бизнес-сообществом и гражданами в области преимуществ использования цифрового рубля. Прежде всего, данная работа должна проводиться с сельхозпроизводителями, уже получающими государственную поддержку, а также принимающими участие в госзакупках.

Выводы. В данном исследовании получены следующие результаты. От эффективности использования мер государственной поддержки в аграрном секторе в определенной степени зависит развитие всей экономики. А существование некоторых проблем в целевом освоении бюджетных средств снижают их эффективность, создавая сопротивление в развитии аграрного сектора в России. Результаты аудита эффективности, проводимого Счетной палатой, свидетельствуют о наличии неэффективного использования бюджетных средств, неправомерного предоставления субсидий и грантов сельхозпроизводителям, в том числе с признаками причинения ущерба экономическим интересам государства. Для устранения данных проблем необходимо улучшить порядок расходовании бюджетных средств. Для этого предлагается применение технологии блок-чейн и цифрового рубля в расчетах между государством и получателями государственной поддержки в лице сельхозпроизводителей. При этом Банком России подчеркивается равное существование всех трех видов валют и их свободный обмен. Технология осуществления расчётов цифровым рублем предполагается в виде присвоения кода каждому специальному электронному кошельку, который будет открыт в платежной системе Банка России. Следовательно, расчеты будут осуществляться путем передачи кода. Применительно к реализации механизма господдержки сельхозпроизводителей цифровой рубль будет иметь массу преимуществ с точки зрения государственного контроля и борьбы с непрозрачностью использования бюджетных средств, так как история операций с каждым цифровым рублем фиксируется и учитывается. Кроме того, использование цифрового рубля в данной сфере будет способствовать снижению операционных ошибок и роли человеческого фактора при исполнении сделок, а также сократит ненужный документооборот. Для внедрения цифрового рубля в бюджетный процесс при получении господдержки сельхозпроизводителей необходимо, прежде всего, изменение соответствующего законодательства; соответствующее совершенствование информационных систем и процессов; проведение масштабной разъяснительной работы с бизнес-сообществом и гражданами в области преимуществ использования цифрового рубля, с сельхозпроизводителями,уже получающими государственную поддержку, а также с принимающими участие в госзакупках.

Список источников

1. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

2. Постановление Правительства РФ от 25.08.2017 № 996 (ред. от 13.05.2022) «Обутверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017 — 2030 годы».

3. Постановление Правительства РФ от 31.05.2019 № 696 (ред. от 10.07.2020) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

4. Постановление Правительства РФот 14 мая 2021 г. № 731 «О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации».

5. Бюллетень Счетной палаты РФ. Агропромышленный комплекс. М.: Счетная палата РФ, 2022.1 13с.

6. Заботкин А. Цифровой рубль: возможности и варианты. Эконс: экономический разговор. URL: http://econs. online/articles/regulirovanie/tsifrovoy-rubl-vozmozhnosti-i-varianty/ (дата обращения: 22.09.2023)

7. Концепция цифрового рубля. М.: Банк России, 2021. 31 с. URL: http://cbr.ru/Content/Document/ File/120075/concept_08042021. pdf (дата обращения: 22.09.2023).

8. Льготы для сектора АПК: результаты рынка в 2022 году, господдержка отрасли, инвестирование, планы развития. Деловой профиль. URL: http://delprof.ru/ upload/iblock/a90/Analitika_DELOVOY-PROFIL_Lg oty-dlya-sektora-APK.pdf (дата обращения: 23.09.2023).

9. Мамедов С. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования субсидий, направленных на поддержку сельхозпроизводства и стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в 2020 году и истекшем периоде 2021 года». Счетная палата. URL: http://ach.gov.ru/checks/ gospodderzhka-apk (дата обращения: 20.09.2023).

10. Мамышева Е.А. Цифровой рубль: зачем он запускается и как будет работать? // Московский экономический журнал. 2022. № 9. С. 5-15.

11. Меры государственной поддержки агропромышленного комплекса. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://mcx.gov.ru/activity/ sta te-sup port/mea su res/ (дата обращения: 22.09.2023).

12. Митряев И.С., Лысенко Е.С., Острякова А.Ф. Технология блокчейн и криптова-люта: инструменты цифровой трансформации // Аграрное и земельное право. 2022. №4(208). С. 132-136.

13. Объем средств государственной поддержки в рамках программ и мероприятий по развитию сельского хозяйства. Статистическая система ЕМИСС. URL: http://www.fedstat.ru/indicator/42373 (дата обращения: 25.09.2023).

14. Проценко Н. Цифровой рубль — финансовый аттракцион с двойным дном — эксперты. EADaily. URL: http://eadaily.com/ru/news/2020/10/16/cifrovoy-rubl-finansovyy-attrakcion-s-dvoynym-dnom-eksperty (дата обращения: 27.09.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://rosstat.gov.ru/enterprise_economy (дата обращения: 30.09.2023).

16. Узбекова A.A. Господдержка АПК в 2023 году будет расширена. Российская газета. URL: http:// rg.ru/2022/12/30/gospodderzhka-apk-v-2023-godu-budet-rasshirena.html?ysclid=lmymqtflw5845163677 (дата обращения: 30.09.2023).

17. Цифровой рубль. Центральный банк РФ. URL: http://cbr.ru/fintech/dr/ (дата обращения: 29.09.2023).

18. Цифровой рубль и его роль в трансграничных расчетах и в бюджетном процессе. М.: Институт экономики роста им.Столыпина П.А., 2023.47 с.

19. Цифровом рубль. Доклад для общественных консультаций. Банк России. URL: http://cbr.ru/StaticHtml/ File/112957/Consultation_Paper_201013.pdf (дата обращения: 29.09.2023).

20. Copeland Т. What is blockchain technology? A beginner's guide to distributed ledgers. The Block. URL: http:// www.theblock.co/learn/249522/what-is-blockchain-technology-a-beginners-guide-to-a-distributed-ledger (accessed 19 September 2023).

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14 iyulya 2012 g. N 717 «0 Gosudarstvennoi programme razvitiya sel'skogo khozyaistva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaistvennoi produktsii, syr'ya i prodovol'stviya».

2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25.08.2017 N 996 (red. ot 13.05.2022) «Ob utverzhdenii FederaTnoi nauchno-tekhnicheskoi programmy razvitiya sel'skogo khozyaistva na 2017 — 2030 gody».

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 31.05.2019 N 696 (red. ot 10.07.2020) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Kompleksnoe razvitie sel'skikh territoril» i о vnesenii izmenenii v nekotorye akty Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii».

4. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14 maya 2021 g. N 731 «0 gosudarstvennoi programme ehffektivnogo vovlech-eniya v oborot zemel' sel'skokhozyaistvennogo naznacheniya i razvitiya meliorativnogo kompleksa Rossiiskoi Federatsii».

5. Schetnaya palata RF (2022). Byulleten'Schetnoi palaty RF. Agropromyshlennyi kompleks [Bulletin of the Accounts Chamber of the Russian Federation. Agro-industrial complex]. Moscow: Schetnaya palata RF.

6. Zabotkin A. (2022). Tsifrovoi rubl':vozmozhnosti i vari-anty [Digital ruble: opportunities and options]. Ehkons: eh-konomicheskii razgovor. Available at: http://econs.online/ar-tides/regulirovanie/tsifrovoy-rubl-vozmozhnosti-i-varianty (accessed 22 September 2023).

7. BankRossii (2021). Kontseptsiya tsifrovogo rublya [The concept of the digital ruble]. Moscow: Bank Rossii. Available at: http://cbr.ru/Content/Document/File/120075/con-cept_08042021.pdf (accessed 22 September 2023).

8. Delovoi profit (2023). L'gotydlyasektoraAPK:rezul'taty rynka v2022godu, gospodderzhka otrasli, investirovanie, plany razvitiya [Benefits for the agricultural sector: market results in 2022, state support for the industry, investment, develop ment plans]. Available at: http://delprof.ru/upload/iblock/ a90/Analitika_DELOVOY-PROFIL_Lgoty-dlya-sektora-APK. pdf (accessed 23 September 2023).

9. Mamedov S. (2022). Otchetorezul'tatakh kontrol'nogo meropriyatiya «Audit ehffektivnosti ispol'zovaniya subsi-dii, napravlennykh na podderzhku sel'khozproizvodstva i stimulirovanie razvitiya prioritetnykh podotraslei agropro-myshlennogo kompleksa, v ramkakh Gosudarstvennoi programmy razvitiya sel'skogo khozyaistva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaistvennoi produktsii, syr'ya i prodovol'stviya v 2020 godu i istekshem periode2021 goda» [Report on the results of the control event «Audit of the effectiveness of the use of subsidies aimed at supporting agricultural production and stimulating the development of priority sub-sectors of the agro-industrial complex within the framework of the State Program for the Development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets in 2020 and the expired period of 2021»]. Schetnaya palata. Available at: http://ach.gov.ru/checks/gospodderzh-ka-apk (accessed 20 September 2023).

10. Mamysheva E.A. (2022). Tsifrovoi rubT: zachem on zapuskaetsya i kak budet rabotat'l [Digital ruble: why is it launched and how will it work?]. Moskovskii ehkonomicheskii zhurnal, no. 9, pp. 5-15.

11. Ministerstvo sel'skogo khozyaistva Rossiiskoi Federatsii (2023). Mery gosudarstvennoi podderzhki agropro-myshlennogo kompleksa [Measures of state support for the agro-industrial complex]. Available at: http://ma.gov.ru/ activity/state-support/measures/ (accessed 22 September 2023).

12. Mitryaev 15, Lysenko E.S. & Ostryakova A.F. (2022). Tekhnologiya blokchein i kriptova-lyuta: instrumenty tsifrovoi transformatsii [Blockchain technology and Cryptography: Tools of digital transformation]. Agrarnoe i zemel'noe pravo, no. 4 (208), pp. 132-136.

13. Statisticheskaya sistema EMISS (2023) Ob"emsrec/stv gosudarstvennoi podderzhki v ramkakh programm i meropri-

yatii po razvitiyu sel'skogo khozyaistva [The amount of state support funds within the framework of programs and activities for the development of agriculture]. Available at: https:// www.fedstat.ru/indicator/42373 (accessed 25 September 2023).

14. Protsenko N. (2020). Tsifrovoi rubí' — ftnansovyi at-traktsion s dvoinym dnom — ehksperty [Digital ruble — a financial attraction with a double bottom — experts], EADaily. Available at: http://eadaily.com/ru/riews/2020/10/16/cifro-voy-rubl-finansovyy-attrakcion-s-dvoynym-dnom-eksperty (accessed 27 September 2023).

15. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistic (2023). Sel'skoe khozyaistvo, okhota i lesnoe khozyaistvo [Agriculture, hunting and forestry]. Available at: http:// rosstat.gov.ru/enterprise_economy (accessed 30 Septem ber 2023).

16. Uzbekova A.A. (2022). Gospodderzhka APK v 2023 godu budet rasshirena [State support of the agro-industrial complex in 2023 will be expanded]. Rossiiskaya gazeta. Available at: http://rg.ru/2022/12/30/ gospodderzhka-apk-v-2023-godu-budet-rasshirena. html?ysdid=lmymqtflw5845163677 (accessed 30 September 2023).

17. Tsentral'nyi bank RF (2023). Tsifrovoi rubT [Digital ruble]. Available at: http://cbr.ru/fintech/dr/ (accessed 29 September 2023).

18. Institut ehkonomiki rosta im. Stolypina P.A. (2023). Tsifrovoi rubí' i ego roí' v transgranichnykh raschetakh i v byudzhetnomprotsesse [The digital ruble and its role in cross-border settlements and in the budget process]. Moscow: Institut ehkonomiki rosta im. Stolypina P.A.

19. Bank Rossii (2023). Tsifrovoi rubT. Doklad dlya obshchestvennykh konsul'tatsii [Digital ruble. Report for public consultations]. Available at: http://cbr.ru/StaticH-tml/File/112957/Consultation_Paper_201013 pdf (accessed 29 September 2023).

20. Copeland T. (2023). What is blockchain technology? A beginner's guide to distributed ledgers. The Block. Available at: http://www.theblock.co/learn/249522/what-is-blockchain-technology-a-beginners-guide-to-a-distributed-ledger (accessed 19 September 2023).

Информация об авторе:

Мальсагова Радима Гапуровна, кандидат экономических наук, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8004-l 78Х, RGMalsagova@fa.ru

Information about the author:

Radima G. Malsagova, candidate of economic sciences, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8004-l 78X, RGMalsagova@fa.ru

0 RGMalsagova@fa.ru

I

ЖУРНАЛЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ЭЛЕКТРОННАЯ НАУКА»

ISSN 2713-1424

СТОЛЫПИНСКИЙ КСП1ПIK

OrilWIM'IIIK' воиросои roll IUI. II.но лкопомпчегкпч реформ и l'orniii

Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник»

■ Издается при поддержке Государственного университета по землеустройству и Фонда национальной премии имени П.А.Столыпина.

■ Журнал освещает опыт и актуальные вопросы социально-экономических реформ в России.

■ Цитируется в РИНЦ И КиберЛенинка.

Контакты: https://stolypin-vestnik.ru/vestnik/, stolypin_vestnik@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.