Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КАЗАНЬ)'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КАЗАНЬ) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
205
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Нурлыев Рустам Зафилевич

В статье рассмотрены основные направления улучшения инфраструктуры города Казани, а также даны и рассчитаны собственные рекомендации по развитию городской инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Нурлыев Рустам Зафилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КАЗАНЬ)»

Щ SCIENCE TIME Щ

(jj II < 5л ' 1-1Ф -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА КАЗАНЬ) Нурлыев Рустам Зафилевич, Казанский Федеральный Университет, г. Казань E-mail: nur-rus94@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрены основные направления улучшения инфраструктуры города Казани, а также даны и рассчитаны собственные рекомендации по развитию городской инфраструктуры.

Ключевые слова: городская инфраструктура, совершенствование.

Одна из приоритетных тем дальнейшего развития градостроительной деятельности города Казани - это создание комфортного пространства для развития человеческого капитала. И здесь важно выделить те пути, которые помогут достичь поставленные цели. В связи с этим важно рассмотреть общие пути совершенствования городской инфраструктуры.

Самое главное предложение - это создание нового образа города, который ориентирован на человека, гражданина, создание условий для наиболее благоприятного его проживания, обеспечение безопасности. Каждый горожанин должен понимать, что и с какой целью реализует Правительство в области градостроения.

Как представляется, будущее Казани и градостроительной деятельности будет ориентировано на следующие факторы.

С каждым годом необходимо повышать эффективность землепользования (рис.2). Важно повысить показатель до значений 70-80 млн.руб./кв.км. Правительство должно понимать, что каждое свободное пространство необходимо использовать, причем использовать с максимальной пользой. Здесь, по нашему мнению, целесообразно использовать европейский опыт, где каждое свободное пространство отдается под строительство важного объекта.

Предложенный путь будет особенно рационален в решении проблемы нехватки территорий под застройку, транспортной ситуации и т.д.

Прогноз на будущее Казани

1 1

Четкие территориально-пространственные приоритеты Большая Казань и города-спутники Развитие с опорой на создание всех условий для жизни человека

Рис. 1 Собственное видение будущего градостроительства Казани

Целевые диапазоны значений индикаторов состояния эффективности землепользования, млн.руб./кв.км.

82,3

40,35 1 1

31,95

1

2010 2013 2018 2021 2024 2030

Рис. 2 Целевые диапазоны значений индикаторов состояния эффективности землепользования [1]

Из графика видно, что значение, которое было раньше и которое есть сейчас, в будущем по прогнозам будут только увеличиваться.

Очень важно иметь ввиду и предполагаемый прирост населения в размере порядка 800 тысяч человек к 30-м годам. Общее число горожан должно составить 2 млн. человек. Что же предлагается в связи с этим? Основное предложение касается жилищного обеспечения. Целесообразно перестать возводить малоэтажные дома и переключиться на строительство высотных зданий для проживания, поскольку это разрешит проблему с нехваткой жилья для граждан. Причем упор нужно сделать и на сокращение сроков возведения зданий без потери качества. Самый свежий пример нашего мнения - это Китай с его нововведениями. В марте 2015 года китайцы установили очередной рекорд -они возвели небоскреб в 57 этажей за 19 дней! Фантастические сроки. Главный их секрет - это максимально возможная подготовка всех конструктивных

I

SCIENCE TIME

I

элементов зданий на отдельных заводских площадках в купе с идеальным и безошибочным логистическим процессом. Подобной технологией пользуются еще в США и Великобритании. После сдачи небоскреба Mini Sky City в эксплуатацию, в нем будут размещаться 800 жилых квартир, а также офисные помещения на 4 тысячи человек. С экономической точки зрения такая технология также эффективней обычной, поскольку затраты окажутся ощутимо меньше. Также метод безопасен и для природы, так как нагрузка на окружающую среду окажется минимальной. Как говорится, прогресс не стоит на месте, но пока наша страна не дошла до таких нововведений.

Помимо всего этого, необходимо развивать Институт саморегулирования стройкомплекса, как современной формы государственного регулирования. Почему же это так важно? Главные преимущества подобного пути - это привнесение дополнительных ресурсов для развития экономики. Институт станет новым источником роста, который сможет решать важнейшие социальные, государственные задачи по обеспечению безопасности граждан, их жизнедеятельности, реализуя предупредительные меры по недопущению аварий, катастроф.

К сожалению, решить проблему с несчастными случаями на стройках никак не удается. Поэтому нужно стараться обеспечивать безопасность территорий и объектов капитального строительства, предупреждать причинения вреда человеку, технологических, техногенных и природных аварий и катастроф.

Вообще стоит отметить, что Казань имеет хороший институциональный фундамент в виде отлаженной системы управления территориями. Однако необходимы существенное повышение квалификации кадров, обновление технологий управления, настройка на решение перспективных задач развития в опережающем режиме. Потеря системы пространственного планирования, произошедшая в постсоветский период, подмена ее территориальным планированием и землеустройством - один из серьезных недостатков управления, сдерживающий развитие всех систем жизнедеятельности [2].

Отсюда одним из перспективных направлений в дальнейшем развитии градостроительства видится градостроительное образование. Оно представляет собой уникальное культурное явление советской эпохи. Гораздо более сильно интегрированное в систему архитектурного образования, чем его мировые аналоги, оно развивалось в логике так называемого «физического планирования», накопив самостоятельный цельный массив исследований, посвященных развитию и планированию городских территорий. Сегодня одной из важнейших задач становится сохранение, полноценное изучение и наращивание этого массива, поиск индивидуальной стратегии дальнейшего развития национальных и региональных градостроительных школ без некритичного копирования зарубежных аналогов.

I

SCIENCE TIME

I

Развитие системы

управления территориями г. Казани

Градостроительное образование

Новый уровень управления пространством с использованием перспективных информационных технологий

Рис. 3 Направления развития системы управления территориями

Какие же еще меры должны быть в приоритете для преобразования градостроительной деятельности в Казани? Не менее значимым фактором будет стабилизация количества населения, занятого в градообразующих отраслях (48% населения) при росте занятости в обслуживающих отраслях и общем росте населения, занятого в сфере материального производства и услуг. Также необходимо добиться роста инвестиций в градообразующие отрасли промышленности, прежде всего в нефтехимическую промышленность и машиностроение, стимулирующем их развитие, формирующее новые рабочие места.

Что же следует предложить в целях улучшения экологической ситуации в городе? Во-первых, рационально будет вынести промышленные предприятия и коммунально-складские объекты из водоохранных и прибрежных зон реки Волги и Казанки и начать формирование рекреационных зон вдоль акватории рек.

Во-вторых, будет полезно начать строительство в Казани новой специализированной мусоросортировочной станции. Опять же такие предприятия больше характерны для европейских стран, но это и понятно, поскольку именно там делается упор на человека и условия его жизни. Поэтому автором был разработан проект бизнес-плана подобной идеи, основные показатели которого представлены в табл.1. По нему предполагается 2,8 года дисконтированного срока окупаемости проекта при сроке реализации в 6 лет. Значение планируемого дисконтированного дохода - 62 112 тыс. рублей. Внутренней нормой доходности (IRR) определяется максимально приемлемая ставка дисконта, при которой возможно инвестирование средств без опасных потерь для собственника, в размере 60,2%. Данный показатель превышает банковскую процентную ставку.

Проект подобного рода имеет высокий уровень экологической целесообразности. Однако стоит отметить, что многое будет зависеть от чувствительности к изменениям цен на продукцию, от высоких рисков материального снабжения, от нестабильности экономики и многих других

| SCIENCE TIME |

факторов. Поэтому важно выделить перечень путей снижения возможных рисков:

- долгосрочные договоры с потребителями с условиями отсутствия снижения цен с их стороны и штрафные санкции за просрочку кредиторской задолженности;

- активная маркетинговая политика в сфере ресурсного привлечения. Ведение энергичного сотрудничества с населением, местными властями и коммунальными предприятиями;

- материальная мотивация и нематериальное стимулирование горожан к системе сортировки твердых бытовых отходов в условиях домовладения;

- оборудование, которое предоставило предприятие-учредитель как вклад в уставный капитал. При этом отсутствует необходимость выплаты по займам.

При выполнении перечисленных мер можно рассчитывать на успешность проекта и минимизацию рисков.

В-третьих, целесообразным путем в решении экологической проблемы будут экологически эффективные и ресурсосберегающие технологии, сырье, продукция и оборудование, рациональное пользование природными ресурсами. Здесь рекомендация касается внедрения и распространения значимости технологии по утилизации отходов. Почему именно этот шаг? Помимо высокого экологического эффекта переработке отходов свойственна и положительная экономическая результативность. Оценка специалистов сходится на том, что примерно 60% отходов - это потенциально вторичное сырье. Его можно перерабатывать и выгодно реализовывать.

Вообще самое главное в решении экологической проблемы - это экологическая культура человека, его экологическое образование и воспитание, которые постоянно должны совершенствоваться. Лишь тогда мы сможем добиться значительного результата в этом направлении. Самый известный пример - это азиатские страны, которые практически «помешаны» на экологии своих городов. Они экономят в использовании энергоресурсов, пользуются электромобилями. И все градостроительство развивается в подобном русле.

А что же с транспортным комплексом? Какие здесь новшества необходимо проводить? Прежде всего, необходимо стремиться к разумному транспортному обслуживанию жилых зданий. Это означает, что дворовые пространства должны по максимуму освобождаться от транспортных приспособлений и тем самым обеспечиваются безопасные условия для отдыха граждан, для их хозяйственной деятельности. И, как следствие из этого, значимое условие в формировании жилой среды - это огораживание жилых домов и их территорий от губительного воздействия автомобилей. Дороги должны стать национальным проектом!

Чтобы справиться с проблемой загруженности улиц Казани, необходимо разработать комплексные транспортно-планировочные мероприятия,

| SCIENCE TIME |

обеспечивающие жизнеспособность центральных зон города. Тут, по мнению автора, наиболее действенной мерой будет организация отводящих путей пропуска внешнего и внутригородского транзитного автодвижения, осуществляющиеся чаще всего через центр. Важно продолжить идею радиально-полукольцевой и радиально-кольцевой системы транспортного движения. Это позволит сформировать еще направления, «обтекающие» наиболее загруженные части города.

Как один из вариантов для решения проблемы с загруженность - это дополнение крупнейшего нашего моста Миллениум нижним ярусом по примеру американских мостов. Здесь идея заключается в том, чтобы облегчить движение на мосту и в соединяющихся улицах. Но при этом надо учитывать высоту нижней части, которая не должна мешать судоходному транспорту. И полезно было бы в дополнение к этой идее развивать дублирующие направления, к примеру, дорогу вдоль реки от Миллениума до Казань Арены и далее. Это также ослабит загруженность.

Кроме этого, еще один значимый момент - это развитие авиации. В регионе предполагается постепенное продолжение роста объемов авиационных пассажиропотоков. По Казанскому аэропорту этот показатель не должен превысить 4 млн. пассажиров в год к 30-м годам (двукратный рост). Поэтому необходимо улучшать условия для населения, расширять аэропорт и прилежащую к нему территорию.

Таким образом, Казань - это действительно уникальный город с тысячелетней историей, но при этом современный и с каждым годом активно развивающийся. Поэтому при планировании и совершенствовании его градостроительства нужно учитывать все аспекты. Будущее рассматриваемой деятельности будет зависеть от многих факторов и касаться различных вариантов развития.

Таблица 1

Значения основных экономических показателей проекта

Показатель Годы

2017 2018 2019 2020 2021 2022

1. Объем реализации продукции, тонн 2719 10124 16253 18060 18060 18060

2. Выручка, тыс. руб. 15 876 69 329 114809 140487 155136 171312

3. Балансовая прибыль, тыс. руб. -3 884 16 109 27 514 36 140 40 012 45 110

4. Чистая прибыль, тыс. руб. -5 028 11 026 20 604 28 911 32 010 36 089

5. Чистый дисконтированный доход (№У), тыс. руб. -25220 13 132 15 475 19 846 19 392 19 488

I

SCIENCE TIME

I

Литература:

1. Стратегия социально-экономического развития РТ до 2030 г. - Версия 22.01.2015

2. Будущее Казани. По материалам Портала недвижимости Казани. URL: http:// www.reportaLru/forum/topic.php?forum=7&topic=183

3. Проблемные вопросы градостроительства в Казани. По материалам Делового центра РТ. URL: http://info.tatcenter.ru/article/16877/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.