Научная статья на тему 'Совершенствование форм управления персоналом как инструмент повышения устойчивости предприятия'

Совершенствование форм управления персоналом как инструмент повышения устойчивости предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
501
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ / БИЗНЕС-ТРЕНИНГИ / FINANCIAL STABILITY / MANAGEMENT OF PERSONNEL / PROGRAMS / EVENTS / BUSINESS TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гениатулин В.Н., Гуськова Т.Н., Крайнева Р.К.

Статья посвящена методологическим вопросам улучшения финансовой устойчивости предприятия за счет совершенствования работы с персоналом, сформулирована соответствующая программа мероприятий. Предлагаемая система направлена на обучение как управленческого персонала, так и производственного. Для каждой категории сотрудников предприятия предлагается отдельная модель обучения, включающая в себя возможность получения необходимых знаний и умений для решения управленческих и производственных задач. Утверждается, что повышенное внимание следует уделять освоению методологических аспектов и практических приемов маркетингового исследования. Подчеркивается важность разработки программ адаптации и наставничества, а также совершенствование нематериальной системы мотивации труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гениатулин В.Н., Гуськова Т.Н., Крайнева Р.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVE PERSONNEL MANAGEMENT AS A TOOL TO IMPROVE SUSTAINABILITY OF THE ENTERPRISE

The article is devoted to methodological issues of improving the financial sustainability of the enterprise through the improvement of work with personnel, formulated the corresponding program events. The proposed system is aimed at training managerial staff and production. For each category of employees proposed private training model, including the possibility of obtaining the necessary knowledge and skills to solve management and production problems. It is argued that greater attention should be given to the development of methodological aspects and practical techniques of marketing research. Stresses the importance of developing adaptation programmes and mentoring, and improving non-material motivation system.

Текст научной работы на тему «Совершенствование форм управления персоналом как инструмент повышения устойчивости предприятия»

УДК: 338 ББК: 65

Гениатулин В.Н., Гуськова Т.Н., Крайнева Р.К.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Geniatulin V.N., Guskova T.N., Krayneva R.K.

IMPROVE PERSONNEL MANAGEMENT AS A TOOL TO IMPROVE SUSTAINABILITY OF THE ENTERPRISE

Ключевые слова: финансовая устойчивость, управление персоналом, программы мероприятий, бизнес-тренинги.

Keywords: financial stability, management of personnel, programs, events, business training.

Аннотация: статья посвящена методологическим вопросам улучшения финансовой устойчивости предприятия за счет совершенствования работы с персоналом, сформулирована соответствующая программа мероприятий. Предлагаемая система направлена на обучение как управленческого персонала, так и производственного. Для каждой категории сотрудников предприятия предлагается отдельная модель обучения, включающая в себя возможность получения необходимых знаний и умений для решения управленческих и производственных задач. Утверждается, что повышенное внимание следует уделять освоению методологических аспектов и практических приемов маркетингового исследования. Подчеркивается важность разработки программ адаптации и наставничества, а также совершенствование нематериальной системы мотивации труда.

Abstract: the article is devoted to methodological issues of improving the financial sustaina-bility of the enterprise through the improvement of work with personnel, formulated the corresponding program events. The proposed system is aimed at training managerial staff and production. For each category of employees proposed private training model, including the possibility of obtaining the necessary knowledge and skills to solve management and production problems. It is argued that greater attention should be given to the development of methodological aspects and practical techniques of marketing research. Stresses the importance of developing adaptation programmes and mentoring, and improving non-material motivation system.

В современной экономике устойчивость деятельности предприятия является определяющим фактором стабильности результатов его деятельности и оказывает непосредственное влияние на рост эффективности предприятия в целом.

Прежде чем разрабатывать мероприятия по модернизации производства, необходимо провести анализ деятельности предприятия и выявить основные проблемы, оказывающие негативное влияние на устойчивость деятельности, в т.ч. финансовую. Главной проблемой зачастую является падение объемов продаж, повлекшее сниже-

ние значений финансовых показателей, отражающих устойчивость предприятия до уровня ниже нормативного.

Основными причинами падения объемов продаж являются:

- ухудшение качества оказываемых услуг;

- высокая текучесть кадров;

- снижение выработки персонала предприятия и др. [6].

На рисунке 1 представлена примерная программа мероприятий по улучшению финансовой устойчивости за счет совершенствования работы с персоналом [7].

Рисунок 1 - Примерная программа мероприятий по улучшению финансовой

устойчивости предприятия

Рассмотрим мероприятия подробнее.

1. Падение качества оказываемых услуг обусловило необходимость создания системы обучения и повышения квалификации персонала предприятия. Предлагаемая система направлена на обучение как управленческого персонала, так и производственного. Для каждой категории сотрудников предприятия предлагается отдельная модель обучения, включающая в себя возможность получения необходимых знаний и умений для решения управленческих и производственных задач.

Так, для управленческого персонала разработаны следующие направления обучения:

- внутриорганизационное обучение;

- прохождение курсов и тренингов, организованное внешними структурами.

В настоящее время самостоятельное обучение персонала является одним из наиболее актуальных способов образования. Среди основных преимуществ данного вида обучения можно выделить:

- минимальный уровень затрат;

- гибкость форм обучения;

- эффективность методов обучения;

- возможность приспособить содержание и сроки обучения к потребностям предприятия.

Реализация данного вида обучения основана на следующих составляющих:

- обучение посредством метода ротации персонала;

- изучение специальной полезной литературы, необходимой для получения определенных знаний в процессе осуществления профессиональной деятельности;

- решение бизнес-кейсов и моделирование конкретных управленческих ситуаций

(деловые игры).

Распространенным методом обучения на рабочем месте является ротация. Ротация персонала - это метод, направленный на получение знаний и приобретение опыта в результате систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и производственных задач.

Преимущества данного метода обучения:

- оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника;

- помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями;

- расширяет социальные контакты на рабочем месте.

Изучение полезной литературы, не покидая рабочее место, обусловлено высоким темпом развития бизнеса и увеличением нагрузки на каждого сотрудника.

Необходимую литературу предлагается разместить в специальном разделе внутреннего сайта предприятия. Данный ресурс необходимо сделать доступным для каждого сотрудника предприятия, а также простым и удобным в использовании. Данный сервис включает в себя поиск необходимой литературы по ключевым словам, а также ее выбор по категориям функционирования предприятия. Электронная библиотека должна быть актуальной и содержать в себе учебные пособия, затрагивающие все сферы деятельности предприятия:

- производство;

- НИОКР;

- управление персоналом;

- финансы;

- маркетинг;

- менеджмент организации;

- стратегическое управление.

Учебная литература может быть представлена в различных формах, среди которых могут быть:

- учебники, пособия;

- научные статьи, журналы;

- справочная литература;

- аудио-, видеоматериалы.

Поиск и подбор полезной литературы следует поручить руководителям среднего звена.

Последняя форма внутриорганизаци-онного обучения основана на проведении деловых игр и решении бизнес-кейсов. Данная форма позволит смоделировать конкретные ситуации, способные сложиться в будущем. Участие в деловых играх и решение бизнес-кейсов способствуют приобретению необходимых навыков и знаний для успешного разрешения типовых ситуаций.

Бизнес-кейсы и деловые игры необходимо разделить на категории функционирования предприятия, при этом принимать в них участие стоит всем руководителям среднего звена.

Следующая предлагаемая форма обучения управленческого персонала - участие в тренингах и семинарах, которая является одним из быстрых и эффективных способов повышения результативности персонала предприятия. В настоящее время многие бизнес-школы предлагают программы тренингов и семинаров на различные темы.

По нашему мнению, повышенное внимание следует уделять освоению методологических аспектов и практических приемов маркетингового исследования [3].

Маркетинговое исследование выполняет одно из базовых требований для экономистов - сделать развитие рынка предсказуемым.

Маркетинговое исследование дает оценки его состояния, характеристики тенденций и закономерностей его развития, осуществляет анализ результатов рыночной деятельности. На микроуровне отдельной фирмы в понятие маркетингового исследования вкладывается более скромное содержание: сбор и анализ информации, необходимой для определенных маркетинговых

мероприятий и принятия маркетинговых решений.

Перед экономистами конкретной фирмы стоят конкретные задачи [1, 2]:

1) сбор, обработка, сводка и хранение информации;

2) анализ влияния глобальных сил и факторов макросреды маркетинга на деятельность фирмы и ее результаты;

3) оценка и анализ конъюнктуры рынка, расчет емкости рынка, характеристика и прогнозирование спроса, анализ его эластичности;

4) оценка собственных возможностей фирмы, ее потенциала и конкурентоспособности;

5) оценка возможностей и активности конкурентов;

6) постоянные замеры основных параметров конкретного товара; определение его емкости;

7) анализ воздействия макросреды маркетинга;

8) анализ раздела рынка сбыта, оценка его доли, занимаемой фирмой, территориальный анализ рынка сбыта;

9) сертификация и тестирование качества товара и его конкурентоспособности, изучение реакции потребителей на новый или модифицированный товар;

10) изучение товарной номенклатуры и ассортимента, сдвигов в их структуре;

11) информационно-аналитическое обоснование сегментации рынка (группировка и стратификация потребителей по социально-экономическим и другим признакам);

12) учет и анализ товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и прибыли в целом и по этапам жизненного цикла товаров.

Экономисты фирмы должны понимать принципы сегментации рынка, т.е. разделения совокупности потребителей по признакам географического распределения, демографической структуры, психографических и поведенческих особенностей потребителей.

Особо важную роль играют опросы, поэтому в процессе бизнес-тренингов целесообразно осваивать методики их организации и проведения, причем для обеих форм опроса: устного и его разновидности — ин-

тервьюирования, и письменного — анкетирования, чаще всего способом саморегистрации [4].

Главной предпосылкой успеха метода интервьюирования является высокая квалификация интервьюера, профессионализм, его коммуникабельность, тактичность, знание основ психологии, умение наладить контакт с разной аудиторией, на что следует обратить особое внимание при проведении бизнес-тренингов.

Следует обратить внимание на методологически правильный подход к проведению опросов и научной трактовке их результатов [5].

Перечень вопросов, характеризующих предмет опроса, число вопросов не должно быть чрезмерно большим; в противном случае опрашиваемый может не пожелать заполнять анкету, кроме того, лишние вопросы удорожают обследование; с другой стороны, нужно стремиться к полному освещению изучаемого явления; иначе говоря, нужен разумный компромисс между желанием сделать анкету максимально полной и реальной возможностью получить ответы.

Разработка анкет — творческая задача. Вопросы анкеты должны задаваться в логической последовательности с учетом сложившейся рыночной ситуации. Необходимо учитывать особенности тех групп населения, которым адресована анкета.

План разработки анкет составляется заранее и обсуждается, увязывается с общими задачами маркетингового исследования. Необходимо заранее спланировать разработку анкет, составить ее программу, макеты таблиц, графиков и т.д.

В бизнес-тренинге представляет интерес метод логико-смыслового моделирования проблем. Его применяют следующим образом. Руководство фирмы собирает на 1-3 дня руководителей подразделений и ведущих специалистов. Им предлагается представить себе все проблемы, которые, по их мнению, должны быть решены в процессе маркетинга (как стимулирующего характера, так и препятствующие нормальному развитию). По этим записям на ЭВМ составляют каталог проблем. После этого определяется рейтинг проблем. Каждый участник должен отметить на компьютере пять наиболее важных, по его мнению, проблем или отдать 5 баллов одной самой важной или сложной проблеме. Сумма баллов каждой проблемы покажет ее приоритетность и позволит ранжировать проблемы по их важности.

Обобщая, можно утверждать, что применение разнообразных форм маркетинговых исследований повышает репрезентативность экономических оценок.

Наиболее популярные бизнес-центры г.о. Тольятти представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Бизнес-центры г.о. Тольятти

Название Адрес Сайт

Leadguard Фрунзе, 8 Ы^/Л eadguard. т

Academix Фрунзе, 8 http://www.academ-x.ru

Центр управления персоналом Ворошилова, 17 http://www.tcupbiznes.com

Практик-менеджмент Васильковая, 13 http://praktik.org.ru

Приоритет Дзержинского, 19 http://kyrsy.ru

Актуальные знания 40 лет Победы, 44б http://www.aztlt.ru

Среди услуг, предоставляемых бизнес-школами (таблица 1), для директора и каждого руководителя среднего звена были по-

добраны актуальные темы тренингов и семинаров (таблица 2).

Таблица 2 - Темы тренингов и семинаров для управленческого персонала

Должность Тема тренинга

Профессиональное развитие Личностный рост

Директор Стратегическое планирование; Дополнительные ресурсы для повышения эффективности; Управление развитием предприятия в условиях нестабильности и спада на рынке; Антикризисный менеджмент Тайм-менеджмент; Управление стрессами

Заместитель директора по научно-технической работе Управление проектами и разработками Тайм-менеджмент

Заместитель директора по производству Эффективное производство: управление себестоимостью и оборотным капиталом; Промышленный менеджмент; Логистика Тайм-менеджмент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИЯ-специалист Адаптация новых сотрудников; Управление и организация деятельности подчиненных: планирование, контроль, обучение; Управление отношениями в компании - повышение производительности Взаимодействие с коллективом

Заместитель директора по финансам Бюджетирование Тайм-менеджмент

Для производственного персонала в целях повышения качества услуг предлагается организовать курсы повышения квалификации. При этом следует использовать дистанционную форму обучения, которая позволяет проходить обучение без отрыва от производства.

Среди центров г.о. Тольятти, осуществляющих профессиональную переподготовку кадров, предлагается выбрать Центр сертификации «Гарант». Среди перечня проводимых курсов были выбраны наиболее актуальные для производственного персонала (таблица 3).

Должность Тема курса

Главный инженер Безопасность строительства и качество устройства инженерных систем и сетей

Главный энергетик Безопасность строительства и качество устройства электрических сетей и линий связи

Главный механик Безопасность строительства и качество выполнения монтажных и пусконаладочных работ по видам оборудования и программного обеспечения

Начальник производственно-технического отдела Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)

Технологи Строительный контроль (технический надзор) за соблюдением проектных решений и качеством строительства

Мастера Безопасность строительства. Организация строительства, реконструкции и капитального ремонта

Прорабы Безопасность строительства и осуществление строительного контроля

Таблица 3 - Темы курсов повышения квалификации для производственного персонала

Социальный эффект для работника и мероприятия - обучения и повышения ква-предприятия от реализации предложенного лификации персонала - отражен в таблице 4.

Таблица 4 - Результаты обучения персонала

Результаты обучения персонала

для работника для предприятия

1. Гарантия сохранения рабочего места. 2. Приобретение новых знаний, умений, навыков, раскрытие способностей. 3. Увеличение собственной стоимости как работника на рынке труда. 4. Расширение возможностей профессионального и карьерного роста. 5. Повышение самооценки и уверенности в себе. 6. Расширение социальных связей и контактов 1. Повышение производительности и качества труда, следовательно, доходов предприятия. 2. Увеличение вклада каждого сотрудника в достижение целей предприятия. 3. Сокращение периода адаптации. 4. Повышение мотивации труда сотрудников. 5. Совершенствование корпоративной культуры предприятия. 6. Положительное влияние на трудовую дисциплину. 7. Сокращение текучести кадров

2. Следующим направлением повышения финансовой устойчивости предприятия является разработка программы адаптации и наставничества.

Целью программы адаптации является

снижение издержек предприятия.

Реализовывать программу адаптации и наставничества на предприятии предлагается по направлениям, отраженным в таблице 5.

Вид адаптации Направление

Корпоративная Ознакомление нового сотрудника с положением предприятия на рынке, со стратегией и миссией, с основными конкурентами, клиентами и партнерами предприятия, со структурой предприятия

Социальная Ознакомление со стилем общения, принятом на предприятии, ознакомление с коллективом

Организационная Ознакомление с бытовыми аспектами работы (местоположение столовой, раздевалки, бухгалтерии, рабочим местом и т.д.), осведомление об отпуске, социальном страховании

Техническая (технологическая) Ознакомление с хранением необходимого оборудования, использованием программного обеспечения

Профессиональная Освоение используемых технологий и техник, стандартов работы, оформление документации, освещение вопросов, касающихся возможности обучения, карьерного роста

Психофизиологическая Ознакомление с графиком работы, командировками, проектной работой

Относительно намеченных направлений программа мероприятий (таблица 6). адаптации и наставничества была разработана

Таблица 6 - Программа наставничества и адаптации сотрудников_

Вид адаптации Мероприятие Ответственные лица

Корпоративная, психофизиологическая 1. Разработка настольной книги сотрудника предприятия. 2. Создание информационной доски НЯ-специалист

Социальная 1. Создание электронных анкет сотрудников. 2. Введение нового сотрудника в рабочий коллектив НЯ-специалист, программист

Таблица 5 - Направления адаптации новых сотрудников

П родолжение таблицы 6

Вид адаптации Мероприятие Ответственные лица

Организационная 1. Проведение экскурсии по предприятию. 2. Ознакомление с обустройством рабочего места ИЯ-специалист, руководители отделов

Техническая (технологическая), профессиональная 1. Прикрепление к новому сотруднику наставника. 2. Проведение ознакомительного семинара Руководители отделов, ИЯ-специалист, директор

Социальный эффект от внедрения представлен в таблице 7. программы адаптации и наставничества

Таблица 7 - Результаты внедрения программы адаптации

Выгоды от внедрения программы адаптации

для сотрудника для предприятия

1. Получение полной информации, требуемой для эффективной работы. 2. Снижение уровня неопределенности и беспокойства. 3. Повышение удовлетворенности работой и развитие позитивного отношения к компании в целом. 4. Освоение основных норм корпоративной культуры и правил поведения. 5. Выстраивание системы взаимодействия с коллегами. 6. Получение эффективной обратной связи от наставника и линейного руководителя по итогам испытательного срока 1. Создание механизма оценки профессиональных и управленческих компетенций сотрудника и его потенциала по итогам работы в первые месяцы. 2. Выявление недостатков существующей в компании системы подбора. 3. Развитие управленческих компетенций наставников и линейных руководителей. 4. Обоснование кадровых решений в отношении как новичка, так и наставников после окончания адаптационного периода. 5. Повышение лояльности сотрудника предприятия к работодателю

3. Одним из эффективных направлений повышения финансовой устойчивости является совершенствование нематериальной системы мотивации труда.

Предлагается использовать следующие способы нематериального стимулирования персонала:

- возможность дополнительного отдыха (предоставление сотрудникам предприятия отдыха в виде отгулов, а также возможно приходить на работу позже или уходить раньше);

- создание банка идей (создание специального раздела на корпоративном сайте, где сотрудники предприятия будут иметь возможность делиться своими идеями и предложениями. Важно также организовать обратную связь для того, чтобы сотрудник понимал, что его предложение было рассмотрено);

- создание доски почета (на доске почета рекомендуется помещать фотографии лучших работников месяца. Данный способ

мотивирует лучшего работника сохранять свое лидерство, а других работников составлять ему конкуренцию);

- оплата абонемента фитнес-клуба (эффективная мотивация заключается в оплате увлечений и хобби сотрудников. Также данный способ обусловлен необходимостью поддержки совершенного физического состояния производственного персонала. Оплата фитнес-клуба предоставляется сотрудникам, попавшим на доску почета);

- оплата санаторно-курортного лечения (оплата санаторно-курортного лечения предоставляется сотруднику по итогам рассмотрения заявки).

Изучение теоретических аспектов исследования финансовой устойчивости показало, что финансовая устойчивость является главным компонентом финансового состояния предприятия и должна обязательно соответствовать такому положению его финансовых ресурсов, которое отвечает требо-

ваниям рынка и обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и рационализации структуры капитала при сохранении платежеспособности в условиях допустимого уровня риска. Формирование финансовой устойчивости предприятия обусловлено множеством различных факторов, которые классифицируются по месту

возникновения, по важности результата, по структуре, по времени действия и по сфере воздействия.

Таким образом, при анализе финансовой устойчивости предприятия следует проводить комплексную оценку факторов внешней и внутренней среды функционирования хозяйствующего субъекта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Амблер, Т. Практический маркетинг / пер. с англ.; под общ. ред. Ю.Н. Каптуревско-го. - СПб: Питер, 2006. - 400 с.

2. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. - М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Гениатулин, В.Н., Гуськова, Т.Н. Статистическое образование как социально-экономическая парадигма // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. -№ 1 (33). - С. 106-110.

4. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - 3-е изд. - М.: Финпресс, 2008. - 526 с.

5. Гуськова, Т.Н. Опрос в маркетинге: статистические аспекты. Управленческие аспекты учета и анализа в условиях мирового фин. эконом. кризиса: сб. стат. 3 МНПК. - Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2009. - 368 с.

6. Гуськова, Т.Н. Многомерные статистические методы в маркетинге // Вестник Самарского государственного университета путей сообщения. - Вып. 6 (18). Том 2. - 182 с.

7. Крайнева, Р.К. Современные подходы к созданию комплексной системы управления персоналом на сервисном предприятии // Вестник ПВГУС. Серия: Экономика. - 2016. - № 1 (43). - С. 124-131.

8. Крайнева, Р.К. Современные подходы к менеджменту организаций в условиях экономики знаний // Вестник ПВГУС. Серия: Экономика. - 2013. - № 1 (27). - С. 122-126.

9. Немцев, А.Д. Практика применения "карты потока создания ценности" для анализа бизнес-процессов / А.Д. Немцев, Е.М. Шевлякова, М.К. Шевляков // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - Т. 2. № 2. - С. 176-181.

10. Немцев, А.Д., Глухова, Л.В. Моделирование системы мониторинга интеллектуального ресурса предприятия // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. -Т. 2.№ 1. - С. 169-175.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, том 2, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.