Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СЛУЖЕБНО - ПРИКЛАДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО - ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / СКОРОСТЬ РЕАКЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моськин Сергей Александрович

В статье рассматриваются научные основы педагогического подхода изучения и развития скоростных качеств, в частности, скорости реакции и функциональных свойств человека, обеспечивающего профессиональную подготовку сотрудников полиции, спортсменов. В статье приведены методики развития быстроты в учебно - тренировочном процессе служат основой для развития этого качества применительно к служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Особый акцент статья ставит на развитие специально - прикладных качеств сотрудника полиции средствами физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моськин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS AS A BASIS FOR ENSURING THE PHYSICAL SAFETY OF FUTURE POLICE OFFICERS

The article discusses the scientific foundations of the pedagogical approach to the study and development of speed qualities, in particular, the reaction speed and functional properties of a person providing professional training of police officers, athletes. The article presents methods for the development of speed in the educational and training process, which serve as the basis for the development of this quality in relation to the performance of ATS employees. The article places a special emphasis on the development of specially applied qualities of a police officer by means of physical training.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 796. 012.2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

IMPROVING THE PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS AS A BASIS FOR ENSURING THE PHYSICAL SAFETY OF FUTURE POLICE OFFICERS

Моськин Сергей Александрович

старший преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт Министерства внутренних дел России

имени В. В. Лукьянова г. Орел, Россия Moskin Sergey Alexandrovich senior lecturer department of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются научные основы педагогического подхода изучения и развития скоростных качеств, в частности, скорости реакции и функциональных свойств человека, обеспечивающего профессиональную подготовку сотрудни-ков полиции, спортсменов. В статье приведены методики развития быстроты в учебно-тренировочном процессе служат основой для развития этого качества примени -тельно к служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД). Особый акцент статья ставит на развитие специально-прикладных качеств сотрудника полиции средствами физической подготовки.

Abstract. The article discusses the scientific foundations of the pedagogical approach to the study and development of speed qualities, in particular, the reaction speed and functional properties of a person providing professional training of police officers, athletes. The article presents methods for the development of speed in the educational and training process, which serve as the basis for the development of this quality in relation to the performance of ATS employees. The article places a special emphasis on the development of specially applied qualities of a police officer by means of physical training.

Ключевые слова: физическая подготовка; служебно-прикладная деятельность; учебно-тренировочных занятий; двигательные навыки; скорость реакции.

Keywords: physical training; service and applied activities; training sessions; motor skills; reaction speed.

В современных условиях служебная деятельность сотрудников ОВД нередко проходит в экстремальных ситуациях: задержание правонарушителей (зачастую вооруженных), личная самозащита и защита граждан от противоправных действий, чрезвычайные обстоятельства, решение оперативно-служебных задач - все эти действия предполагают хорошо развитые физические качества сотрудников ОВД.

В настоящее время все более актуальной становится проблема развития и под -держания на достаточном уровне различных физических качеств и способностей сотрудников ОВД средствами и методами физической подготовки.

Среди вузов Министерства обороны уже много лет проводится олимпиада по военно-профессиональной подготовке среди курсантов 1 и 2 курсов вузов. Все кон -курсы направлены на оценку уровня, функциональной подготовленности к деятель -ности военнослужащего на поле боя. Учитывая положительный опыт министерства обороны можно рекомендовать проведение такой олимпиады среди курсантов Министерства внутренних дел (МВД). По нашему мнению, содержание конкурсов, нужно изменить с учетом специфики деятельности сотрудников МВД [3, с. 58].

Олимпиада сотрудников МВД должна быть направлена на определение лучших команд и участников них:

- в овладении специфическими средствами воздействия, в том числе принуждения; в применении специальных средств;

- в применении боевых приемов борьбы; владения огнестрельным оружием и знанием вооружения;

- вынесения наказания за содеянное;

- умения оказывать медицинскую помощь;

- уметь ориентироваться на местности (в условиях города и пересеченной местности);

- знанием характеристик массовых легковых автомобилей и иметь навыки их вождения;

- в умении преодолевать искусственные и естественные препятствия; физической подготовленности к служебной деятельности.

Структура олимпиады будет состоять из теоретического и практического раздела. Теоретический раздел: знание «Закона о полиции» и основных руководящих документов регламентирующих деятельность сотрудников ОВД, теоретических основ огневой подготовки, оказание первой медицинской помощи, и так далее.

Соревнования по практическому применению приемов и действий служебно-прикладной подготовки, должны включать в себя: выполнение боевых приемов борьбы; специально адаптированный под действия сотрудников полиции «Биатлон», с учетом специфики действий сотрудников полиции дистанция бега сокра -щена до 400 м, и стрельбой из штатного оружия (ПМ); тактикоспециальные задания с использованием средств противохимической защиты (к примеру: зачистка задымленного помещения, оказание помощи и так далее); комплексное упражнение: бег на местности 1 км, преодоление препятствий, с попутным противодействием различным противоправным действиям, преодоление отрезка лестничной клетки многоэтажного дома, причем все из них выполнять в средствах индивидуальной бронезащиты; преодоление специальной полосы препятствий после бега на дистан -цию 400 м; вождение легкового автомобиля на специальной площадке; ориентиро -вание на местности (в условиях города) с использованием обще-доступной схемы города которую можно приобрести в любом киоске; стрельба из пистолета Макарова с использованием укрытий имитирующих естественные городские условия (по

правилам практической стрельбы); стрельба по появляющимся (поворачивающимся) мишеням.

По результатам такой олимпиады делать запись в личном деле с отметкой занятого места. При наличии призового места можно будет сделать вывод о все -сторонней подготовленности и как следствие рассматривать такую кандидатуру на подходящую должность после выпуска из учебного заведения.

Основу подготовки к участию в олимпиаде будет составлять физическое развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, ловкости и выносливости. Работа специалистов кафедры физической подготовки будет центральной в подго -товке членов сборной команды. Успешное выступление команды вуза в таких меро -приятиях повысит статус кафедр отвечающих за подготовку спортсменов и мотива -цию службы в органах внутренних дел. Физически прочувствовав выпол-нение приемов и действий служебно-прикладной деятельности сотрудника МВД можно будет определить значение физической подготовки и занятия спортом.

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод, что положительный опыт проведения олимпиады по военно-профессиональной подготовке среди вузов МО, может быть успешно реализован среди вузов МВД. Предложенные практические упражнения, являются примерными и требуют тщательной доработки. Олимпиада по служебно-прикладной подготовке среди курсантов МВД по своей структуре это проведение соревнований по нескольким видам деятельности сотрудников полиции, где можно увидеть положительный процесс переноса физической под -готовки на практические навыки тактико-специальной подготовки. Важность проведения олимпиад предусматривающих соревнования по служебно-прикладной подготовке предопределена современными требованиями к образованию силовых структур.

Также мы полагаем необходимым обратить особое внимание на специфику тренировки скоростных реакций.

Скоростные качества являются сложными по своей структуре, включают в себя время двигательной реакции, быстроту одиночного движения, частоту движений и тому подобное. При развитии скоростных способностей сотрудников полиции для действий во внештатных ситуациях оперативнослужебной деятельности учитывают -ся сложность и многоплановость тренировочной работы, при этом делается акцент на приобретение и развитие новых двигательных умений и навыков.

Скорость реакции - это временной промежуток между появлением сигнала и началом мышечной реакции на этот сигнал. Также можно сказать, что скорость реакции - это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени. Основным фактором, влияющим на скоростную реакцию, является коли -чество возникающих нервных импульсов, каждый из которых требует своей быстрой реакции. В отличие от рефлексов, где информация идет из спинного мозга прямо к мышце и не вовлекает головной мозг, реакции на внешний сигнал должны быть в первую очередь обработаны головным мозгом. В спортивном контексте сигнал может быть либо визуальным (зрение), либо слуховым (слух), либо кинестетическим (осязание), в зависимости от вида деятельности. Как только сигнал

воспринимается через сенсорную систему (часть нервной системы, отвечающую за обработку сенсорной информации), мозг быстро обрабатывает информацию и реагирует, посылая сообщение по спинному мозгу к мышцам, вызывая их сокращение [1, с. 77].

Необходимо ознакомиться с разновидностями времени реакции человека на поступающий раздражитель. Время простой реакции относится к реагированию на один определенный сигнал и обычно оно очень быстрое (около 0,13-0,18 с). Это связано с тем, что существует только один сигнал и одна реакция на него, что упрощает и ускоряет процесс передачи импульса в центральную нервную систему. Например, реакция на выстрел стартового пистолета во время спринтерского бега на 100 м - это задача на время простой реакции. Время сложной реакции, также известное как время выбора, то есть промежуток времени, необходимый, чтобы ответить на избранный сигнал из множества сигналов наилучшим возможным способом. Однако поскольку мозг получает большое количество информации из окружающей среды, то ему требуется соответственно больше времени для обработки поступающего сигнала. Заторможенность в любом из этих процессов будет влиять на время отклика. Скорость движений зависит от разных систем организма, каждая из которых имеет свои уникальные функции. Быстрота движений связана со спецификой центральной нервной системы, с особенностями строения мышц (количество быстрых и медленных мышечных волокон), их эластичностью, характером и интенсивностью протекания биологических процессов в организме, с возрастом и полом человека, а также с генетическими предрасположенностями.

Также факторами, влияющими на общую скорость реакции, являются:

- психологическое состояние человека;

- уровень физической подготовки;

- интенсивность нервных импульсов;

- ожидание поступления нервных импульсов;

- имеющийся опыт;

- температура тела;

- чем холоднее, тем медленнее скорость реакции;

- тип темперамента личности - экстраверты реагируют быстрее;

- состояние бдительности;

- длина нервных путей;

- общий уровень усталости человека.

На скорость реакции большое влияние оказывает скорость нарастания нап-ряжения в мышцах, их расслабление, быстрота чередования данных фаз, уровень сокращения волокон в мышцах, а также их синергия в процессе выполнения дви -жений.

Развитие скоростных способностей сотрудников полиции для действий в не -штатных ситуациях оперативно-служебной деятельности должно учитывать следующие аспекты.

1. Качество работы над такими скоростными способностями сотрудника, как время двигательной реакции, быстрота одиночного движения, частота движений,

целостность действий; при этом делается акцент на приобретении и развитии новых двигательных навыков в процессе обучения сотрудника.

2. Посещение дополнительных занятий и систематическая индивидуальная отработка упражнений, направленных на развитие быстроты движений, времени двигательной реакции, подвижности в суставах, координационных способностей, а также на общую атлетическую подготовку и боевые приемы борьбы.

3. Постоянное совершенствование имеющихся двигательных способностей сотрудника полиции с акцентом на быстроту выполнения в условиях лимита времени, а также отработка тактических упражнений в составе группы. К примеру, решение оперативных задач в составе группы наблюдения, секрета, группы преследования и другие.

Скорость реакции сама по себе является важнейшей особенностью организма любого спортсмена, и общее время реакции можно постоянно совершенствовать на практике. Тренеру-преподавателю и спортсменам необходимо проанализировать тип навыков и требования к своему виду спорта и решить, какими упражнениями можно эффективнее развить скорость реакции.

В качестве примера совершенствования уровня реакции с учетом специфики личностных особенностей и вида спорта можно рассмотреть следующие правила развития высокой скорости реакции:

- сосредоточение на звуке

- в начале спринта необходимо сконцентрироваться на голосе подающего команду, звуке стартового выстрела, а также следует научиться отделять их от фонового шума толпы и негативных мыслей;

- обнаружение релевантных сигналов, например, вратарь учится анализировать язык тела игрока при пенальти;

- принятие быстрых решений - работа над стандартными элементами и игро -выми ситуациями;

- изменение фокуса внимания, например, сначала на противнике, потом на окружающей обстановке;

- создание оптимального уровня мотивации - «психологическая подготовка» спортсмена;

- разминка требуется, чтобы убедиться, что органы чувств и нервная система готовы передавать информацию, а мышцы - реагировать на нее.

Упражнения, приемы и действия из разделов физической подготовки частично, а в некоторых случаях и полностью входят в структуру тактико-специальной подготовки сотрудников МВД России. Быстрые перемещения от укрытия к укрытию, преодоление естественных и искусственных препятствий, задержание, обезоружи -вание и сопровождение - это лишь немногие элементы структуры двух дисциплин: физической подготовки и тактико-специальной подготовки. Анализ характеристики физических упражнений, рекомендуемых для подготовки сотрудников полиции в приказе № 450 от 1 июля 2017 г. и выводов из многочисленных проведенных учебно-тренировочных занятий позволил сформировать структуру физических упражнений для развития скоростных реакций у сотрудников МВД России. Цель

упражнений на скорость реакции - улучшить время реакции на внешний раздражитель.

Упражнения могут включать управление объектом (например, мячом в футболе или шайбой в хоккее). Сигнал к реакции может быть визуальным (движение объекта), голосовым (определенной командой) или звуковым (стартовый пистолет). Особое внимание должно быть уделено упражнениям, которые используются для развития быстроты реакции; скорости отдельных движений, в том числе для передвижения на различных коротких отрезках (от 10 до 100 м); упражнениям, характеризующимся взрывным характером. Для того, чтобы спортсмены были готовы выполнять скоростную работу или соревноваться на высоких скоростях, они должны правильно разогреться. Эффективная разминка состоит из серии динамических и активных движений, которые начинаются с малого воздействия, упражнений низкой интенсивности, естественным образом переходящих к высокой интен -сивности, имитирующих интенсивность предстоящей нагрузки или соревнований. Важное место отводится упражнениям на развитие ловкости спортсмена, поскольку она является важнейшим элементом дальнейшего совершенствования скоростных особенностей. Развитие ловкости закладывает основу двигательных навыков, необходимых для успеха в любом виде спорта. Неспособность легко координировать движения оказывает влияние на быстроту движений, поэтому независимо от того, каким видом спорта занимается человек, специальные тренировки по лов -кости помогут развить баланс, координацию и скорость.

Специальные спринтерские упражнения могут быть использованы для выработки правильных моделей движений конечностей. Технические упражнения для бегунов обычно выполняются с использованием трех видов деятельности: ходьба, прыжки и бег. Каждое упражнение помогает развить необходимые компоненты правильной и экономичной техники бега, скоростные способности. Тренировка на развитие скоростных способностей сильно истощает центральную нервную систему (ЦНС), и по мере накопления усталости тренировки быстро теряют свою эффектив -ность.

Любая скоростная работа должна быть выполнена с полным восстановлением, без которого мышцы и ЦНС начнут быстро уставать, снижая эффективность дальней -ших тренировок. По этой причине скоростные работы не следует включать в тренировки при наличии сильной усталости, изнеможения организма. Чтобы оптимизировать тренировочный процесс, полное восстановление должно соблюдаться как в тренировках, так и в повседневной жизни спортсмена. Восстановление после серьезной скоростной тренировки занимает 36-48 часов. В результате исследования спортивной литературы нами были отобраны методы, позволяющие наиболее результативно развить скоростные способности сотрудников полиции [2, с. 54-57].

Классификация ранее упомянутых методов следующая:

1) метод строго регламентированного упражнения, заключающийся в отработке упражнения, приема или заданной тактики с наибольшей скоростью;

2) соревновательный метод базируется на применении состязательной отра-ботки приемов или упражнений с дальнейшим выявлением победителя;

3) игровой метод предполагает отработку упражнений или приемов с наибольшей скоростью движений в формате игры.

Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях (например, в удобных исходных положениях). Далее скоростные способности проявляются в виде осуществления в составе направленного двигательного действия или элемента (старт, мгновенное выполнение боевых проемов борьбы, скоростное перемещение при выполнении тактических упражнений и так далее). Сокращение времени простой реакции должно происходить за счет целенаправленной, а главное, систематической тренировки на протяжении всей служебной деятельности. Цель развития скоростных способностей - достичь максимальной скорости за минимально короткий промежуток времени. Ключевыми элементами совершенствования скоростных навыков являются:

- правильно заданное исходное положение - биомеханика (акцент должен быть сделан на установлении удобного стартового положения);

- подталкивание центра тяжести - принятие почти линейной позы с головы до ног с наклоном вперед;

- скорость движений ног и увеличение длины шага;

- тренировка энергетической системы мощности / взрывной силы;

- выполнение упражнений на расширение диапазона движений, развитие силы.

Отдельное внимание стоит уделить процессу переноса скорости реакций чело -века. К примеру, если однажды сотрудник полиции быстро и четко отреагировал на поступивший сигнал, то в аналогичной последующей ситуации он отреагирует так -же. Большая часть оперативно-служебной деятельности сотрудника - это сложные двигательные действия, характеризующиеся постоянной и внезапной сменой ситуа -ции. Большинство сложных двигательных действий - реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации). Тренировка такого вида скоростных способностей связанна с моделированием различных актуальных ситуаций на учебно -тренировочных занятиях и совершенствованием целостных двигательных умений. Учитывая, что время реак -ции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один, необходимо учить пользоваться «скрытой информацией» на уровне интуиции о возможной перемене обстановки, о вероятных действиях противника (правонарушителя). Такую информацию можно извлечь из наблюдений за ситуацией, происходящей на местности, позой, мимикой, общей манерой поведения правонарушителя. Во время тренировки на улучшение скорости реакции ситуация, в которой задействован тренируемый, со временем усложняется, становится более запутанной и неожиданной. Увеличивается количество вариантов развития событий и соответственно количество ответных реакций со стороны трени -руемого. Способность быстро и правильно отреагировать на сложную ситуацию обуславливается физическими способностями организма, а именно - ловкостью, силой и уровнем выносливости. Ведущими методиками совершенствования скорости движений выступают те приемы или упражнения, которые отраба-

тываются с максимальной скоростью (или около максимальной); упражнения на общее развитие спортсмена и специально-подготовительные.

Развитие скоростных способностей сотрудников полиции может происходить при помощи «ускоряющего последствия» и варьирования отягощений. Такой метод предусматривает тренировку упражнений, приемов или действий с повышенным увеличением сопротивления (увеличением массы снаряда, средств индивидуальной бронезащиты и так далее).

Еще один метод развития быстроты - сенсорная активизация скоростных способностей или «лидирование». Он предусматривает мгновенное проявление ско-ростных способностей с целью преследования. Такой метод развития скорости можно применять только при тренировке скоростных перемещений. Следует отметить, что объем скоростных упражнений, приемов или действий, выполняемых в рамках одного учебно-тренировочного занятия, не должен занимать всю основную часть. Это обусловлено предельной интенсивностью и психической напряженностью, выполнение их в состоянии утомления нецелесообразно в связи с падением скорости движений. Режим работы и отдыха на занятии при выполнении скоростных упраж -нений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.

Таким образом, время реакции является результатом совместной работы трех компонентов: визуального, слухового, кинестетического. Если один из них будет замедлен, время реакции в результате будет больше. Также скорость реакции требует ответа от самих мышц, следовательно, быстрое время реакции часто связано с хорошими рефлексами. Средствами развития скоростных способностей у сот -рудников полиции для действий в нештатных ситуациях оперативно-служебной деятельности являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью. Они делятся на три основные группы:

- упражнения, направленно воздействующие на отдельные части скоростных способностей;

- комплексного воздействия на все основные части скоростных способностей; сопряженного воздействия.

Основными методами развития скоростных способностей будут:

- метод строго регламентированного упражнения;

- соревновательный метод;

- игровой метод.

Литература

1. Баркалов С. Н Актуальные аспекты оптимизации образовательного процесса по физической подготовке в вузах МВД России // Наука-2020. 2018. № 1-2 (17). С. 77-80.

2. Еремин Р. В. Развитие и совершенствование физических качеств курсантов вузов МВД России // Наука-2020. 2019. № 8 (33). С. 53-58.

3. Подрезов И. Н. Совершенствование профессионально-значимых двигательных качеств слушателей образовательных организаций МВД России в процессе физической подготовки //Наука-2020. 2018. № 1-1 (17). С. 57-61.

References

1. Barkalov S. N. Aktual'nye aspekty optimizatsii obrazovatel'nogo protsessa po fizicheskoy podgotovke v vuzakh MVD Rossii [Actual aspects of optimization of the educational process of physical training in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 1-2 (17), pp. 77-80.

2. Eremin V. R. Razvitie i sovershenstvovanie fizicheskikh kachestv kursantov vuzov MVD Rossii [Development and improvement of physical qualities of cadets of educational institutions of the MIA of Russia]. Nauka-2020 - Science-2020, 2019, no. 8 (33), pp. 53-58.

3. Podrezov I. N. Sovershenstvovanie professional'no-znachimykh dvigatel'nykh kachestv slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD Rossii v protsesse fizicheskoy podgotovki [Improvement of vocational important motor qualities of students of educational institutions of the MIA of Russia in the process of physical training]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 11 (17), pp. 57-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.