Научная статья на тему 'Совершенствование финансового планирования в бюджетной организации ГБУЗ ко «Городская больница №1»'

Совершенствование финансового планирования в бюджетной организации ГБУЗ ко «Городская больница №1» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1403
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПЛАН ФИНАНСОВО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / CAPITATION / PLAN OF FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY / FINANCIAL PLANNING / HOWLING / BUDGET / FINANCIAL HIGHLIGHTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гладкая О.С.

Актуальность данной статьи определяется тем, что определяющим условием эффективного функционирования национальной экономики является рассчитанное, обоснованное и экономное расходование средств государственного бюджета, которые направлены на содержание отраслей непроизводственной сферы. Статья знакомит с особенностью деятельности государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Городская больница №1» и его функционированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гладкая О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MPROVING FINANCIAL PLANNING IN THE BUDGET OF THE GBUZ KO "CITY HOSPITAL №1»

The urgency of this Article is determined by the fact that the most important condition for the effective functioning of the national economy is a planned, rational and economical use of state budget funds allocated for the maintenance of non-production sectors. The article introduces the feature of the activities of the state budget of health institutions of the Kaliningrad region "City hospital №1» and its functioning.

Текст научной работы на тему «Совершенствование финансового планирования в бюджетной организации ГБУЗ ко «Городская больница №1»»

УДК 338.27

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГБУЗ КО «ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА №1»

О. С. Гладкая, магистрант 2-го года Института финансов, экономики и менеджмента ФГБОУ ВО «Калининградский государственный технический университет»

Актуальность данной статьи определяется тем, что определяющим условием эффективного функционирования национальной экономики является рассчитанное, обоснованное и экономное расходование средств государственного бюджета, которые направлены на содержание отраслей непроизводственной сферы. Статья знакомит с особенностью деятельности государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области «Городская больница №1» и его функционированием.

подушевое финансирование; план финансово хозяйственной деятельности; финансовое планирование; бюджет; финансовые показатели

В стране существует огромное количество бюджетных учреждений здравоохранения, которые получают средства из государственного бюджета, а также из других внебюджетных источников. Бюджетные организации являются значимыми субъектами экономики при любом порядке хозяйствования и в каждой модели государственного устройства.

Развитие экономико-социальной сферы характеризуется огромным увеличением роли бюджетных учреждений.

Результат их деятельности характеризует полезность проделанной ими работы и представляет собой процесс предоставления услуг широким слоям населения.

Предметом исследования является: "Совершенствование финансового планирования в бюджетной организации".

Объектом исследования является государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области «Городская больница №1».

Целю исследования является анализ финансового планирования на основе базе оценки организации государственного бюджетного учреждения здравоохранения, а также разработка предложений по его совершенствованию.

Для осуществления вышеуказанной цели поставлены нижеперечисленные задачи:

- обосновать необходимость проведения анализа финансово планирования в учреждении здравоохранения;

- проанализировать финансово-хозяйственную деятельность исследуемого учреждения;

- дать оценку финансового положения и финансовых результатов учреждения;

- создать комплекс рекомендаций по усовершенствованию финансового планирования бюджетной организации.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области «Городская больница № 1» имеет в своем составе три структурных подразделения:

1. стационар на ул. Чапаева, д.26-28;

2. поликлиника на ул. Расковой, д.10;

3. поликлиника на ул. Алданская, д.10 [2].

Задачи и функции медицинской организации:

Удовлетворение потребностей граждан в получении специализированной медицинской помощи, проведение медицинских экспертиз, обеспечение населения Калининграда и Калининградской области медицинской помощью для улучшения показателей здоровья [2].

Обеспечение населения качественной, доступной, своевременной, квалифицированной медицинской помощью в соответствии с Программой государственных гарантий оказания населению Калининградской области бесплатной медицинской помощи согласно имеющимся лицензиям и сертификатам.

Занятие предпринимательской деятельностью, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Основной вид деятельности учреждения - оказание медицинской помощи населению.

Прикрепленное население по состоянию на 01.01.2016 г. составляет 40368 чел., из них 2454 - детского населения, 16274 мужчин и 21640 женщин.

Штатная численность на 01.01.2016г. - 341,75 единиц, физических лиц в учреждении по состоянию на 01.01.2016г. 242 чел. без внешних совместителей.

В табл. 1 представлены планируемые показатели по поступлениям учреждения на 2014-2016 гг.

Таблица 1 - Показатели по поступлениям на 2014-2016гг. (Составлено по расчетам автора)

№ п/п Наименование показателя 2014г. 2015г. 2016г.(прогноз) Изм 2015г к 2014г., % Изм 2016гк 2015г., %

всего (руб.) всего (руб.) всего (руб.)

1. Остаток средств на начало планируемого года 16 187 504,04 15 590 754,60 23 438 876,46 96,31% 150,34%

2. Поступления, всего: в том числе: 119 389 217,06 149 182 737,94 159 578 487,76 124,95% 106,97%

2.1. Субсидии на выполнение государственного задания 1 039 081,20 1 732 636,16 2 067 839,40 166,75% 119,35%

2.2. Целевые (иные) субсидии: 0,00 0,00 22 549,00 - -

2.3. Поступление средств обязательного медицинского страхования (в рамках территориальной программы ОМС) 115 208 335,86 142 458 869,89 152 458 869,89 123,65% 107,02%

2.4. Поступления от иной приносящий доход деятельности 3 141 800,00 4 991 231,89 4 979 229,47 - 99,76%

2.5. Поступления средств Фонда социального страхования (родовые сертификаты) 0,00 0,00 50 000,00 - -

3. Итого поступлений с учетом остатка 135 576 721,10 164 773 492,54 183 017 364,22 121,54% 111,07%

Основной источник поступления денежных средств - это средства ОМС, которые перечисляют страховые компании (Областная медицинская страховая компания, РОСГОССТРАХ, СОГАЗ, Спасские ворота) и предпринимательская деятельность (Оказание платных услуг населению и сдача имущества в аренду)

Также каждый год выделяются субсидии на обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами и детским питанием.

Показатели по расходам учреждения на 2014-2016 гг. представлены в табл. 2.

Таблица 2 - Показатели по расходам учреждения за 2014-2016гг.(Составлено по расчетам автора)_

Наименование КОСГУ 2014г. 2015г. 2016г. (прогноз) Изм 2015гк 2014г., % Изм 2016гк 2015г., %

Расходы (выплаты), всего: в том числе: х 126 291 249,24 141 334 616,08 150 807 282,34 111,91% 106,70%

Заработная плата 211 75 765 466,00 86 449 563,96 91 407 334,69 114,10% 105,73%

Прочие выплаты 212 27 600,00 3 046,77 111 400,00 11,04% 3656,33%

Начисления на оплату труда 213 22 881 212,00 25 614 761,50 27 605 471,05 111,95% 107,77%

Услуги связи 221 505 413,70 499 165,85 506 704,84 98,76% 101,51%

Транспортные услуги 222 513 950,00 478 953,82 423 735,50 93,19% 88,47%

Коммунальные услуги 223 2 694 160,00 2 078 292,47 2 338 310,82 77,14% 112,51%

Услуги по содержанию имущества 225 683 870,00 975 184,86 1 011 168,72 142,60% 103,69%

Прочие услуги 226 2 769 527,12 2 907 135,49 3 379 693,67 104,97% 116,26%

Прочие расходы 290 1 082 200,00 1 025 278,32 1 182 973,67 94,74% 115,38%

Увеличение стоимости ОС 310 1 716 980,42 2 059 022,33 3 278 712,86 119,92% 159,24%

Увеличение стоимости МА 340 17 650 870,00 19 244 210,71 19 561 776,52 109,03% 101,65%

Наибольший вес в структуре расходов занимают расходы на оплату труда- более 78% от ежемесячных поступлений.

Около 17% от годовых расходов приходится на увеличение материальных запасов.

По 1.5% на оплату коммунальных услуг и увеличение основных средств.

Главным источником поступление денежных средств является подушевое финансирование. Чем больше населения закреплено за поликлиникой, тем большее финансирование она получит. При расчёте подушевых нормативов (размер финансирования на душу населения) учитывается половозрастной состав закреплённого населения. Пожилые люди, страдающие, в основном, хроническими заболеваниями, и маленькие дети обращаются за медицинской помощью чаще, чем молодёжь, поэтому и подушевой норматив на таких жителей больше.

В табл. 3 представлено подушевое финансирование на 2014-2016 гг.

Увеличение численности населения в 2015-2016гг. ГБУЗ КО «Городская больница №1» связано с объединением с ГБУЗ КО «Городская поликлиника №4».

Не все подушевое финансирование поступает на счет медицинской организации. Страховые компании не выплачивают подушевое, если человек будучи прикрепленный к ГБУЗ КО «Городская больница №1», пролечивается в других лечебно-профилактических учреждениях. На практике более 50% от подушевого финансирования не выплачивается.

Таблица 3 -Подушевое финансирование на 2014-2016гг. (Составлено по расчетам автора)

Возрастная группа 2014г. 2015г. 2016г. (прогноз)

кол-во, чел. сумма, руб. кол-во, чел. сумма, руб. кол-во, чел. сумма, руб.

м 0-4 - - 394 2927388,48 402 3276846,72

ж 0-4 - - 370 2485778,4 376 2780294,4

м 5-17 - - 858 4338116,64 891 5283558,72

ж 5-17 - - 755 3757182 792 4613431,68

м 18-59 9735 26332396,2 13167 39597382,44 13227 39892102,9

ж 18-54 9916 52524258,72 13272 77399118,72 13207 74563552,3

м -60 2329 16320793,56 3095 22770905,4 3132 24506647,2

ж -55 6220 41196055,2 8399 58776537,96 8507 66026910,4

Итого 28200 136 373 503,68 40310 212 052 410,04 40534 220 943 344,32

В ГБУЗ КО «Городская больница №1» имеет в своем составе 145 коек.

1. Хирургическое отделение (хирургические койки взрослые -40, гнойные хирургические койки взрослые-20)

2. Отделение анестезиологии и реаниматологии (реанимационные койки взрослые-6)

3. Гастроэнтерологическое отделение (гастроэнтерологические койки взрослые-45)

4. Эндокринологическое отделение (эндокринологические койки взрослые-30)

5. Терапевтическое отделение (терапевтические койки взрослые - 10) [2]

В среднем за 1 месяц стационар зарабатывает 4 500 000 руб.

Рекомендации по совершенствованию финансового планирования в ГБУЗ КО «Городская больница №1»:

В ГБУЗ КО «Городская больница №1» (как во всех бюджетных организациях) финансовое планирование очень важно в современных условиях. Для бюджетных учреждений функция планирования является традиционной. Их умение планирования относится в основном к времени централизованной экономики. Поэтому планирование на этих предприятиях всегда носило второстепенный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, и не предполагало серьезного мастерства анализировать и предусматривать собственные цели развития. [1]

На основании вышеуказанного, можно сформировать некоторые рекомендации:

В нынешних условиях хозяйствования система финансового планирования и управления финансами медицинской организации обязана обеспечивать главную стратегическую установку - выживание учреждения (обеспечение финансового равновесия).

Руководству медицинского учреждения необходимо ориентироваться на краткосрочное планирование, т. е. составлять предсказывание на период, не более одного года. Это объясняется тем, что за такой период, как можно ожидать, происходят все классические для жизни бюджетного предприятия действия. Долгосрочное планирование (от 3 до 5 лет) в бюджетных организациях усложнено, так как изменяются ежегодные тарифы и нормативы, устанавливаемые соответствующими государственными ведомствами.

Что касается составления годового плана ФХД в медицинском учреждении, то следует отметить, что он является одним из важнейших финансовых документов и при планировании, и при управлении финансовыми ресурсами. [2]

План ФХД - это форма планового расчета, которая определяет детальную программу действий предприятия на намеченный период. При составлении плана в рассматриваемой организации применяется нормативный и балансовый метод.

В исследуемой бюджетной организации необходимо, чтобы план ФХД формировался не поквартально, а помесячно с разъяснением плановых и фактических показателей. Это позволит мгновенно реагировать на любые изменения.

По мере реализации заложенных в бюджете плана ФХД необходимо анализировать и фактические результаты деятельности учреждения. Сравнивая фактические показатели с запланированными, требуется выполнять бюджетный контроль. В этом смысле основной интерес уделяется показателям, которые отклоняются от плановых, и рассматриваются причины этих отклонений. Таким образом, дополняется информация обо всех сторонах деятельности бюджетного учреждения. [3]

Совокупный анализ деятельности бюджетных организаций помогает более эффективному использованию средств, посылаемых на содержание непроизводственной сферы. Поэтому, действенное управление бюджетными учреждениями и разумное использование и бюджетных, и внебюджетных средств навлекает потребность в организации анализа показателей их финансово - хозяйственной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доржиева, И. Ц. Финансы бюджетных организаций / И.Ц. Доржиева.- Улан-Удэ: ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В. Р. Филиппова», 2009. - 71 с.

2. Морозова, Л. Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет / Л. Морозова// Бухгалтерский учет и налогообложение. - 2008. - № 1.- С. 16-20.

3. Федотова, К. А. Расходы бюджетных средств и особенности их учета в государственных учреждениях здравоохранения/ К.А. Федотова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2007. - № 11.- С. 26-31.

MPROVING FINANCIAL PLANNING IN THE BUDGET OF THE GBUZ KO "CITY

HOSPITAL №1»

O.Gladkaja, Undergraduate, Kaliningrad State Technical University

The urgency of this Article is determined by the fact that the most important condition for the effective functioning of the national economy is a planned, rational and economical use of state budget funds allocated for the maintenance of non-production sectors. The article introduces the feature of the activities of the state budget of health institutions of the Kaliningrad region "City hospital №1» and its functioning.

capitation; plan offinancial and economic activity; financial planning, howling; budget; financial Highlights

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.