Научная статья на тему 'Совершенствование федеративных отношений как поиск нового оптимума в соотношении централизованного управления с социальной инициативой субъектов федерации'

Совершенствование федеративных отношений как поиск нового оптимума в соотношении централизованного управления с социальной инициативой субъектов федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
164
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Асылгужин Х. Б.

В статье обосновывается актуальность дальнейшего развития федеративных отношений, что выступает основанием гармоничного сочетания интересов федерации и ее субъектов путем оптимального соотношения централизации и регионализации, суверенитетов федерации и ее субъектов, проблем федерации и самостоятельности регионов в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION OF FEDERAL RELATIONS AS A SEARCH OF AN OPTIMUM OF IN THE RATIO OF CENTRALIZED DIRECTION WITH THE SOCIAL INITIATIVE OF SUBJECTS OF FEDERATION

This article has established an actuality of the further development of federal relations that is the reason of a harmonious combination of interests of federation and its subjects by means an optimum correlations of centralization and decentralization, sovereignties of federation and its subjects, problems of federation and independence of regions as a whole.

Текст научной работы на тему «Совершенствование федеративных отношений как поиск нового оптимума в соотношении централизованного управления с социальной инициативой субъектов федерации»

проблемы, которые решаются на основе интуиции, ми большими группами людей, но и анализ отно-

чувственных симпатий и антипатий, доверия, ува- шений между этими группами и отдельными

жения, чувства дружбы, добрососедства. людьми, учитывая при этом и их "нерационализи-

В предмет политической эпистемологии необ- руемые" компоненты материального и духовного

ходимо вводить вопросы не только об отношениях бытия.

между государствами, классами, нациями и други-

ЛИТЕРАТУРА

1. Панарин А.С. Философия политики. М., 1996. С.421.

Поступила в редакцию 26.12.2006 г

УДК 316.334.3 ББК 60.561.3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ПОИСК НОВОГО ОПТИМУМА В СООТНОШЕНИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ С СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВОЙ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ Асылгужин Х.Б.

В статье обосновывается актуальность дальнейшего развития федеративных отношений, что выступает основанием гармоничного сочетания интересов федерации и ее субъектов путем оптимального соотношения централизации и регионализации, суверенитетов федерации и ее субъектов, проблем федерации и самостоятельности регионов в целом.

Современные федеративные отношения в своем функционировании и движении к реальной федерации нуждаются в углублении наших знаний об их сущности и специфике управления ими, разработке комплекса важных проблем их гармонизации. Ибо конструктивные исследования вопросов развития федеративных отношений, находятся, на наш взгляд, все же на начальной стадии. Вероятно, для полного решения ее потребуется еще довольно длительный период накопления, изучения и систематизации знаний о процессах федерализации. Основанием для этого вывода является, в частности, и то обстоятельство, что существующие в научной литературе интерпретации категории «федеративные отношения» довольно различны. Более того, нынешний уровень исследования проблемы федеративных социальных отношений остается еще низким. Так, пока еще полностью не раскрыты содержание субъекта федеративных отношений, в том числе федерального центра, характер взаимосвязей и взаимозависимостей субъектов, значение их для развития и совершенствования федеративных отношений в целом. Круг разработок этих отношений еще весьма невелик: отсутствует более подробная их классификация, они рассматриваются зачастую как результат деятельности управляющей и управляемой систем, как управление «вообще». Хотя федеративные отношения сложны и многообразны, и поэтому можно говорить как о взаимоотношениях равнозначных групп управленческих отношений, так и о комплексе этих отношений - об отношении части и целого.

Вышеизложенное позволяет утверждать о недостаточном научном обосновании системы федеративных отношений. С учетом этих обстоятельств весьма существенно проведение анализа категории «федеративные отношения», определение структуры, раскрытие роли, значения и основных тенден-

ций их формирования. Ибо все это существенно для выявления специфики различных сфер социальной жизни, развития механизма их взаимодействия, научного понимания самого федеративного сообщества в целом.

Федеративные отношения, безусловно, -

сложнейшая система, выражающая «стыки» явлений трех уровней: федерального центра, субъектов федерации и муниципалитетов. Рассматриваемые отношения, являясь основным типом связей членов федерации, представляют структуру одноименного общества. Формируясь в процессе практического общения, прежде всего, центра и субъектов федерации, они обусловливают это общество; ими порождаются политические, экономические, социальное и другие его состояния. Поэтому их изучение способствует раскрытию содержания и выявлению особенностей строения и функционирования федерации как макросистемы. Следовательно, исследование федеративных отношений выступает необходимым методологическим требованием при разработке проблем становления и развития федеративной формы государственного устройства.

Структурным свойствам федерации характерна двойственность, в частности, правовые нормы и административные ресурсы в одних случаях могут выступать как средства, а в других - в качестве результата практической деятельности, формирующей ее. Благодаря этим особенностям федеративного сообщества, республики, будучи своеобразными социальными единицами, либо ограничивают, либо создают возможности его развития. Однако на стадии становления рассматриваемого сообщества и, следовательно, его социальных единиц как таковых, по причине значимости неосознанных обстоятельств и тех или иных действий, им задействуется лишь некоторый потенциал структуры. Каждое действие структурных элементов является

процессом производства нечто нового и совершенного. Таким образом, структуру федеративной системы следует понимать как фактор, постоянно осуществляющий действия, направленные на качественное ее преобразование.

Структура федеративных отношений как структура социальных отношений в целом может быть изучена с разных позиций. Например, марксистами она обследована с точки зрения: а) «способа их реализации, т. е. включения» регионов как субъектов федеративных отношений «в социальное целое, способа обмена деятельностью и ее результатами»; б) «отношений собственности, т. е. их социально-экономической природы».

Выяснение с этих позиций значимости взаимоотношений центра и субъектов федерации ориентирует исследования именно на анализ их структуры и раскрытие основных ее элементов. В определении характера внутрифедеративных взаимоотношений обнаруживаются следующие основные аспекты анализа, которые могут рассматриваться по принципу:

а) координации, организации в плане воздействия на прочность федеративных связей и отношений - от унитарной сплоченности до конфедеративной разобщенности;

б) субординации, иерархии (взаимоотношения подчинения и соподчинения);

в) взаимодействия, содружества, взаимодоверия (взаимоотношения партнеров);

г) по характеру функциональных связей между центром и субъектами федерации (конституционные, договорные, конституционно-договорные отношения и т. д.);

д) по принципу неоднозначности (взаимоотношения асимметрии). Возможны и другие аспекты, характеризующие те или иные стороны взаимоотношений субъектов.

В случае значимых социальных изменений, как, например, углубление демократизации общества, происходящее на определенной стадии развития государства, структура федеративных отношений может выступать как существенный фактор. Другие различного рода социальные изменения, также могут выдаваться в качестве необходимых условий структурирования. Способность структурных свойств федеративной системы выступать в качестве средства и как результат практической деятельности, предполагает социальные изменения. Такие свойства системы как правовая основа, административные ресурсы, которыми социальные единицы руководствуются при осуществлении взаимодействия, посредством их же подвергаются реконструкции. К одному из проявлений указанных свойств федерации, на наш взгляд, можно отнести то, что в условиях унитаризма экономика российской национальной республики полностью контролировалась центром. Притязания ее на экономическую самостоятельность обосновывались тем, что на ее долю тогда приходилось 75% территории Союза ССР, 60% основных производственных фондов, по 90% - добычи нефти и заготовок деловой древесины и т. д.

Преодоление трудностей, связанных с оздоровлением российской экономики и развитием ее

экономической деятельности и т. д. стало возможным лишь в условиях перераспределения полномочий с союзным центром, делегированием строго определенного, ограниченного их круга. Оно сопровождалось разработкой и принятием политикоправовых основ качественно нового статуса России. Социальные единицы федерации, в том числе Башкортостан, также не имели прав пользования природными и другими ресурсами по своему усмотрению, что усугубляло отставание их в области социальной сферы. На всех этапах развития Союза БАССР была в числе передовых регионов по темпам роста производства, а по улучшению благосостояния своих жителей - в числе постоянно отстающих. И это несмотря на то, что она входила в число двенадцати наиболее развитых в промышленном отношении российских регионов, и по объему продукции сельского хозяйства занимала 3-4 места. Общий объем извлеченной за 1932-1990 гг. из недр нефти превысил 1,3 млрд. т., из-за чего положительное сальдо межрайонного обмена республики уже в конце 70-х гг. превысило один миллиард рублей [1] .

Важность и необходимость выявления качественного состояния отношений внутри федерации диктуется и тем, что в них непосредственно отражается характер социальной связи и взаимодействия между центром и субъектами федерации. Причем здесь представлены разные виды связей и отношений и фиксируется их целостный характер.

Таким образом, федеративные отношения являются необходимым компонентом как федерации, так и ее субъектов. Природа их в значительной степени предопределяется политико-правовым статусом независимости и самостоятельности последних. Поэтому возникновение, функционирование и развитие республик (регионов) как субъектов федеративных отношений, возможны в особых государственных устройствах и если это федеративная форма, то они детерминируются федерацией. Заложенные в ее основу отношения и связи проявляются во взаимодействии сторон, образуя субъектнообъектную или же межсубъектную систему отношений. Первая из систем, изучение проблем которой особо актуально, означает различность ролей субъектов диспозиционных отношений. Категория субъект является полимодальной, т.е. функционируя, она выступает и как субъект, и как объект. Субъекты федерации в первом качестве могут существовать на нескольких уровнях:

а) отдельный субъект федерации;

б) ассоциация, объединение субъектов федерации, имеющие единое коллективное сознание, волю к действию и т. д.;

в) федеральный округ, представляющий собой определенный социум;

г) федеративное общество, или одноименное государство, выступающее как единое целое.

Вторая из систем формируется, как правило, в результате практического взаимодействия, общения на принципах равенства.

Рассматриваемые отношения носят безличный характер, в них отражаются существенные, типичные связи и отношения, которые хотя и слагаются из действий индивидов или их групп, но, тем не

Вестник Башкирского университета.2007.№1.

115

менее, не сводятся к их действиям. Они складываются в соответствии с определенными взглядами по поводу разделения власти, полномочий, социальных условий жизнедеятельности людей и способов удовлетворения их потребностей. То есть, призваны обеспечить адекватное отражение в сознании людей объективной реальности, законов природы, общества и т. д. Они выражают структуру федеративного общества, в качестве которой выступают этнос, межнациональная общность и региональное сообщество со своими сознательными действиями, способные созидать новую систему отношений.

Итак, федеративные отношения являются существенными, стержневыми отношениями и связями в обществе как целостной социальной системы, и выступают в качестве социологических законов. Одновременно они являются и правовыми, социальными, политическими, экономическими и др., как и все другие социальные отношения, в которых федеральный центр и субъекты федерации находятся друг с другом. Следовательно, суть федеративных отношений не что иное, как социальные связи: сущность федерации в широком смысле слова есть целостная система общественных отношений, проявляющейся во внутрифедеративном взаимодействии. Республики, края, области и др. выступают носителями, субъектами федеративных отношений во всем многообразии их видов. Федеративные отношения как одна из форм всеобщей связи явлений (закон) общества в отличие от иных законов не распространяют свое действие на ту или иную сферу общественной жизни, а выражают связи между различными ее сферами и поэтому представляют собой совокупность, комплекс отношений и связей.

Каждый из видов федеративных отношений выделяется в зависимости от объекта отношений, форм и средств их реализации, закрепления и защиты, т. е. охватывает определенную сторону социальной жизни. Например, объектом экономических отношений между центром и субъектами федерации является материальное благо (справедливое распределение финансовых ресурсов и средств и т.д.), государственная власть и т.д. Следовательно, категория «федеративные отношения» отражает существо отношений внутри данного общества между сообществами людей, возникающих в процессе формирования и удовлетворения их материальных и духовных потребностей. Определение федерации через систему федеративных отношений позволяет вскрыть глубокую социальную сущность федеративного государства, которая представляет собой объективное условие для развития этносов, субстанцию социальности и форму общения этнических и региональных сообществ.

Известно, что в начале 2000 г. федеративные отношения были подвергнуты реформированию: из всех проблем взаимодействия системы «центр и субъект федерации» особо актуальным представлялось укрепление субординационной, иерархической связи субъектов федерации и центра. «Укрепление федерализма» и вертикали власти осуществлялось на административно-властной основе, определенными правовыми санкциями, влияющими на правовое положение и выполнение субъектами тех или иных функций. А это поставило структуру многонациональной федерации «в политически сомнительное положение». В таком государстве самым приемлемым должен был выступить принцип содружества, согласованности в решении такого рода вопросов. Еще в царской России, как утверждает К. С. Аксаков, «отношения между народом и Государем..., особенно, допетровской, основывались на взаимном доверии, на обоюдном искреннем желании пользы. ».

Летом 2005 года отечественная социологическая и политологическая науки как бы отрешились от бытовавших ранее представлений об управлении субъектами федерации как совокупности надстроечных «властно-волевых» отношений. Президентом РФ было заявлено о том, что регионам будут переданы 80% полномочий из федерального центра [2]. Отныне главы субъектов федерации «будут активнее привлекаться к разработке бюджета». Готовность Центра «поделиться с властью» и политической ответственностью за реформы явилась крупным шагом в поиске нового оптимума в соотношении централизованного управления с инициативой субъектов федерации, основанного на существенном расширении самостоятельности основного звена федерации и резком повышении уровня его ответственности за судьбу федерализма. Сегодня это, пожалуй, самая главная проблема совершенствования российской федеративной системы. Ее решение требует развития теории регионального управления, проведения комплекса мер, направленных на коренное изменение сложившихся отношений между макро- и мезоуровнями управления.

Ведь отношение центра к субъектам тем значительнее, чем больше вопросы оптимизации взаимоотношений решаются на основе принципа справедливости, а не насилия, и, следовательно, только тогда он будет пользоваться полным доверием и уважением. Доверительное отношение центра к правовым актам и решениям, принятым в регионах, может повышать их активность, инициативность и ответственность, стать мощным катализатором развития регионов, и, в конечном итоге, всей федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хисматов М.Ф. Становление современного народнохозяйственного комплекса Башкортостана (19201990-е гг.) //Экономика Башкортостана: Учебник /Под ред. Барлыбаева Х.А., 2-е изд. Уфа, 2003. С. 57-58.

2. Тропкина О., Галицких О. Дотянуться до власти //Российская газета. 2005, 24 авг.

Поступила в редакцию 01.11.2005 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.