Научная статья на тему 'Совершенствование экономической политики региона на основе выявления индикаторов развития'

Совершенствование экономической политики региона на основе выявления индикаторов развития Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТОРЫ / ИНДИКАТИВНЫЙ МЕТОД / ИНДИКАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / ИНДИКАТИВНЫЙ ОРИЕНТИР / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / INDICATORS / INDICATIVE METHOD / INDICATIVE MANAGEMENT / REGIONAL ECONOMIC POLICY / REGION / INDICATIVE BENCHMARK / ECONOMIC POTENTIAL / INSTRUMENTS OF STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бодрунов С.Д., Вертакова Ю.В., Непочатых О. Ю.

Авторами предложена модель индикативного управления муниципальными образованиями на основе системы индикаторов социально-экономического развития территорий, которая в свою очередь позволит органам местного самоуправления принимать адекватные управленческие решения, как следствие повысить уровень жизни населения в регионе. Объектом исследования является региональная социально-экономическая политика. Предметом исследования организационные и социально-экономические отношения субъектов индикативного управления, возникающие при согласовании целей, выборе методов их достижения и оценке результатов функционирования. Целью исследования является разработка методических и практических рекомендаций по выявлению направлений совершенствования экономической политики региона на основе выявления индикаторов развития. При выполнении исследования использовались методы системного анализа к выявлению индикаторов развития, также статистические методы анализа, обработки и обобщения данных. В качестве выводов авторы отмечают, что при поиске источников экономического роста, высокой эффективности региональной экономической политики следует сконцентрировать внимание на инструментах государственной поддержки, которые позволяют обеспечить условия для интенсивного роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ECONOMIC POLICY OF THE REGION ON THE BASIS OF IDENTIFICATION OF DEVELOPMENT INDICATORS

The authors propose a model of indicative management of municipalities based on a system of indicators of socio-economic development, which should ensure that local governments make adequate management decisions, and as a result, improve the standard of living of the population in the region. The object of research is the regional socio-economic policy. Subjects of research are the organizational and socioeconomic relations of the subjects of indicative management, decisions in coordinating goals, the choice of methods for achieving them and the evaluation of functioning results. The aim of the research is to develop methodological and practical recommendations for identifying the improvement of the economic policy of the region based on development indicators. In carrying out the research, methods of system analysis were used, as well as statistical methods of analysis, processing and generalization of data. In search of sources of economic growth, high efficiency of regional economic policy, it is necessary to concentrate on the instruments of state support, which provide conditions for intensive growth.

Текст научной работы на тему «Совершенствование экономической политики региона на основе выявления индикаторов развития»

РЕГИОНАЛЬНАЯ И МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА REGIONAL AND MUNICIPAL ECONOMY

УДК 338.24

DOI 10.18413/2411 -3808-2019-46-4-589-599

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ИНДИКАТОРОВ РАЗВИТИЯ

IMPROVEMENT OF ECONOMIC POLICY OF THE REGION ON THE BASIS OF IDENTIFICATION OF DEVELOPMENT INDICATORS

С.Д. Бодрунов 1, Ю.В. Вертакова 2, О. Ю. Непочатых 3 S.D. Bodrunov 1, Y.V. Vertakova 2, O.Y. Nepochatykh 3

Институт нового индустриального развития им. С.Ю. Витте, г. Санкт-Петербург,

Российская Федерация1, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Курский филиал,

г. Курск, Российская Федерация2, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Российская Федерация3

Institute for New Industrial Development S.Yu. Witte, St. Petersburg, Russian Federation1, Financial University under the Government of the Russian Federation, Kursk Branch,

Kursk, Russian Federation2 Southwest State University, Kursk, Russian Federation3

E-mail: inir@inir.ru, vertakova7@yandex.ru, holga1306@yandex.ru

Аннотация

Авторами предложена модель индикативного управления муниципальными образованиями на основе системы индикаторов социально-экономического развития территорий, которая в свою очередь позволит органам местного самоуправления принимать адекватные управленческие решения, как следствие - повысить уровень жизни населения в регионе. Объектом исследования является региональная социально-экономическая политика. Предметом исследования -организационные и социально-экономические отношения субъектов индикативного управления, возникающие при согласовании целей, выборе методов их достижения и оценке результатов функционирования. Целью исследования является разработка методических и практических рекомендаций по выявлению направлений совершенствования экономической политики региона на основе выявления индикаторов развития. При выполнении исследования использовались методы системного анализа к выявлению индикаторов развития, также статистические методы анализа, обработки и обобщения данных. В качестве выводов авторы отмечают, что при поиске источников экономического роста, высокой эффективности региональной экономической политики следует сконцентрировать внимание на инструментах государственной поддержки, которые позволяют обеспечить условия для интенсивного роста.

Abstract

The authors propose a model of indicative management of municipalities based on a system of indicators of socio-economic development, which should ensure that local governments make adequate management decisions, and as a result, improve the standard of living of the population in the region. The object of research is the regional socio-economic policy. Subjects of research are the organizational and socioeconomic relations of the subjects of indicative management, decisions in coordinating goals, the choice of methods for achieving them and the evaluation of functioning results. The aim of the research is to develop methodological and practical recommendations for identifying the improvement of the economic policy of

the region based on development indicators. In carrying out the research, methods of system analysis were used, as well as statistical methods of analysis, processing and generalization of data. In search of sources of economic growth, high efficiency of regional economic policy, it is necessary to concentrate on the instruments of state support, which provide conditions for intensive growth.

Ключевые слова: индикаторы, индикативный метод, индикативное управление, региональная экономическая политика, регион, индикативный ориентир, экономический потенциал, инструменты государственной поддержки

Keywords: Indicators, indicative method, indicative management, regional economic policy, region, indicative benchmark, economic potential, instruments of state support.

Введение

В качестве перспективных тенденций формирования управления на современном этапе развития в социально-экономических условиях в зарубежных и отечественных концепциях рассматривается использование индикативных способов. Заинтересованность к индикативному управлению сопряжена с потенциальной возможностью достижения положительного результата в решении определенных вопросов управления: развитие организованности и упорядоченности действий работы субъектов предпринимателей, соблюдения действующего законодательства, реализации общественных интересов.

С целью управления необходима определенная методика индикаторов, способствующая решению цели и задачи функционирования деятельности, пределы самостоятельности, ресурсная поддержка, позволяющая осуществлять постоянное наблюдение и функционирование, а также моделирование возможностей по формированию организации, так и в отраслевом, областном, государственном контекстах. Усилия регулировать проблемы и приходить к консенсусу интересов государства с коммерческими структурами, не ущемляя их интересов и целей с использованием индикативного подхода, уже предпринимаются, несмотря на то, что современные концепции и практика индикативного управления не совсем доработана до операционного уровня методического инструментария и нуждается в систематически обобщающих и практических рекомендациях.

Основные результаты исследования

Выявление индикативных ориентиров регионального развития. С целью регулярного контролирования процессов развития и формирования своевременного предоставления обоснованных административных и экономических заключений следует применять конкретные оценивающие аспекты, разрешающие совершать заключения о степени и динамике социально-экономического развития и также содействия отдельных компонентов социально-экономической системы.

Следовательно, одним из главных моментов управления социально-экономическим развитием выступает анализ такого развития, так как показатели данного анализа станут в последующем применяться с целью проведения мероприятий по социально-экономическому развитию, а значит, объективность анализа будет непосредственно воздействовать на результаты управленческих воздействий. Для решения данной задачи можно найти и выработать систему показателей для проведения оценивания и сопоставления и дальнейшего внедрения в практику государственного управления, а также систематический мониторинг этих показателей с надлежащим реагированием на их отклонения от установленных или пороговых значений, то, что будет реализацией индикативного подхода к управлению.

В данном исследовании рассмотренная методика используется для оценки уровня социально-экономического развития регионов Центрального федерального округа (ЦФО) [Яковлева Ю.К., 2017]. Главным в выборе условия современного регионального развития

признается использование имеющегося потенциала, его повышение в направлениях, которые обеспечивают реальную социально-экономическую отдачу. Регионально-ориентированная оценка потенциала развития учитывает определение его характеристик с учетом заданных требований в конкретный этап времени, выступая одновременно структурным показателем и средством повышения эффективности и применяя существующий потенциал для реализации инновационных целей [Ованесян Н.М., Кристиан О.О., 2017].

Методология оценки экономического потенциала региона подразумевает осуществление последующих стадий:

1. Отбор показателей, определяющих экономический потенциал и отдельные частные потенциалы на региональном уровне.

2. Нормирование показателей, позволяющее привести их в сопоставимый вид, необходимый, в том числе, для их корректного агрегирования и устранения влияния размерности на результат.

3. Расчет многоуровневого агрегированного показателя экономического потенциала региона.

На основе изученной практики применения экономических показателей в качестве индикаторов стратегии развития региона [Бодрунов С.Д. 2015, Вертакова Ю.В., 2005, Вертакова Ю.В., 2017] нами сформирована система стратегических индикаторов регионального развития (табл. 1).

Таблица 1 Table 1

Стратегические индикаторы регионального развития Strategic indicators of regional development

Вид индикативного ориентира Индикатор

1.1 Потенциал сферы материального производства Объем отгруженных товаров собственного производства, млн руб.

1.2 Потенциал нематериальной сферы Объем выполненных работ и услуг собственными силами, млн руб.

2.1 Потенциал отраслей, создающих материальные блага (промышленности, сельского хозяйства, строительства) Совокупный результат хозяйственной деятельности предпринимательских структур и населения региона соответствующих сфер деятельности, млн руб.

2.2 Потенциал отраслей, доставляющих материальные блага потребителю (транспорта и связи) Коэффициент плотности автомобильных дорог (протяженность путей сообщения, тыс. км)

2.3 Потенциал отраслей сферы обращения (торговли, общественного питания, материально-технического снабжения, сбыта) Совокупный результат хозяйственной деятельности предпринимательских структур и населения региона соответствующих сфер деятельности, млн руб.

2.4 Потенциал сферы услуг (жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, транспорта и связи для населения) Совокупный результат хозяйственной деятельности предпринимательских структур и населения региона соответствующих сфер деятельности, млн руб.

2.5 Потенциал отраслей социального обслуживания (образования, здравоохранения, культуры, искусства, науки и научного обслуживания) Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов. Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями; выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями; обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями; обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом

3.1 Природно-ресурсный потенциал Обеспеченность экономической деятельности в регионе балансовыми запасами основных видов природных ресурсов, рассчитываемый на основе индикаторов

Вид индикативного ориентира Индикатор

3.2 Демографический потенциал Численность населения, тыс. чел.

3.3 Трудовой потенциал Наличие профессионально обученной рабочей силы и квалифицированного инженерно-технического персонала, тыс. чел.

3.4 Рекреационный потенциал Индекс распределения туристско-рекреационных ресурсов, %

4.1 Инновационный потенциал Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн руб.

Для решения данной проблемы разнородности элементов и проанализированных данных к сопоставимому виду они нормированы по формуле линейного масштабирования:

у _ xi хг

-

Хтах хтт

где Zij - нормированное значение 1-го показателя _]-го региона, xi - значение 1-го показателя ]-го района, xmax, xmin - максимальное и минимальное значение показателя.

Для нормирования показателей приводим их в сопоставимый вид, произведем их анализ с общесистемной точки зрения и ранжирование по степени управляемости. Определим набор возможных состояний экономической системы по степени снижения индикативных показателей. Для создания начальной оценки определим границы основных экономических состояний на интервале [0; +го), учитывая, что состояние стагнации -константа. xmax=170, xmin=0. Получим границы 5 основных экономических состояний (таблица 2).

Таблица 2 Table 2

Границы основных экономических состояний Boundaries of the main economic States

Уровень развития Значение аналитической функции

Профицитный рост [170; -К»)

Рост [120; 170)

Динамическая стагнания [SO: 120)

Спад [50; 80)

Депрессивные [0: 50)

Составим формулу весовой оценки. Для этого выявим временной горизонт анализа. Элементом экономического движения при стабильном функционировании ситуации может быть коэффициент роста/спада. Направление движения индикаторов можно определить, как разницу значений математического ожидания. Определим кризис как дисбаланс положительных и отрицательных индикаторов, выходящий за статистически обоснованные границы вероятности в 99,7 % по формуле:

Стандартная картина развития кризиса включает в себя 5 этапов, De=32, характеризуемых производными среднеквадратичного отклонения волатильности [0;32), как показано в таблице 3.

Таким образом, применяя функцию оценки экономического состояния, можем увидеть результаты, приведенные в таблице 4.

На основании таблицы 4 можно сделать следующий вывод: общее положение ЦФО в состоянии оживления. Отсутствуют области кризисного состояния. В депрессивном состоянии находится Смоленская область. Особое внимание нужно уделить отраслям транспорта и связи. Большинство областей ЦФО в период с 2009 г. по 2017 г. попадают в показатель «плато», области в данном значении весовой оценки имели нестабильную динамику, происходит фаза коррекции, при которой идет уменьшение диспропорций устойчивого территориального развития, идет тенденция к росту.

Таблица 3 Table 3

Весовая оценка кризисных значений The weight rating of the crisis of values

Характернстика состояния Значение

Бум >32

Подъем 24-32

Плато 16-24

Депрессия S-16

Кризис О-В

Таблица 4 Table 4

Оценка экономического состояния областей ЦФО Assessment of the economic condition of the Central Federal district

Область Ранг Характерист ика состояния Область Ранг Характерист ика состояния Область Ранг Характерист ика состояния

Белгородская область 22 Плато Костромская область 21 Плато Смоленская область 16 Депрессия

Брянская область 19 Плато Курская область 21 Плато Тамбовская область 22 Плато

Владимирская область 23 Плато Липецкая область 20 Плато Тверская область 21 Плато

Воронежская область 24 Подъем Московская область 26 Подъем Тульская область 23 Плато

Ивановская область 25 Подъем Орловская область 20 Плато Ярославская область 23 Плато

Калужская область 22 Плато Рязанская область 19 Плато г. Москва 24 Подъем

Согласно полученным результатам исследования в разрезе ЦФО мы можем отметить дифференциацию динамики развития всех областей.

Следовательно, в представленном комплексе элементов целенаправленно рассчитывали и применяли интегральные показатели, что позволит обеспечить такие преимущества, как: интегральные показатели не ограничивают возможности использования исходных показателей; возможность использования интегральных показателей в качестве критерия принятия решений при применении экономико-математических методов оптимизации в сфере принятия управленческих решений; возможность использования интегральных показателей в качестве сводного критерия для

оценки уровня, динамики и потенциала социально-экономического развития, а также в качестве индикатора (отслеживаемого показателя) при мониторинге социально-экономического развития [Яковлева Ю.К., 2017].

В целях определения приоритетных направлений региональной политики муниципальные районы и городские округа по уровню социально-экономического развития по ключевым показателям ранжированы на 4 группы. Для удобства нами разработана форма сводной таблицы итоговых значений. Пороговые значения и формулы представлены в таблице 5.

Таблица 5 Table 5

Пороговые значения показателей по уровням развития Threshold values of indicators by levels of development

№ Формула. Уровни развития

1 Высоенй£^1

2 - __. - ^ %тах X < Xj < х + - 1 2 Выше среднего^+1

3 - % __. . -2 Ниже среднего^)

4 - ^ %mtLX *i< х 2 НизкийJ^}

Примечание. В таблице использованы обозначения: Х1 - значение показателя 1-го района, Хтах, Хшт - максимальное и минимальное значение показателя, х - среднее значение показателя.

Общая количественная оценка деятельности ЦФО по всем индикаторам соотносится с интервальной группировкой для получения сопоставимой качественной оценки. Из результатов исследования следует вывод, что ЦФО имеет уровень развития ниже среднего (-49 < 0). Для достижения индикативных ориентиров территориального развития требуется государственное вмешательство в отраслевое или региональное планирование для решения стоящих перед страной экономических задач.

Установленные количественно-качественные значения величин индикаторов в целом по ЦФО образуют информационную основу для принятия управленческих решений и выбора определенных методов-регуляторов.

Разработка рекомендаций по организации системы мониторинга достижения индикативных ориентиров экономической политики региона. Задача на перспективу планирования мероприятий по социально-экономическому развитию территории приводит к тому, чтобы выбрать для реализации в каждый конкретный период времени мероприятия, которые позволят максимально увеличить интегральный показатель с учетом ограниченного бюджета. При этом целесообразно ставить задачу максимизации среднего уровня социально-экономического развития территории в плановый период, а не его максимизации к концу периода (что отличает данную постановку задачи от, например, инвестиционных решений, когда ставится задача максимизации прибыли в конце инвестиционного проекта) [Использование оптимизационных моделей].

Программа развития в системе индикативного управления - это инструмент поддержания баланса интересов и ожиданий, выраженных в виде основных целей и параметров деятельности, которые реализуются за счет операционных процессов предоставления услуг, описываемых значениями конкретных индикаторов, проверяемых мониторингом и корректируемых методами-регуляторами.

Взаимодействию общественных институтов и органов исполнительной власти будет содействовать формирование и использование регионального законодательства, документации об общественном обсуждении областных законопроектов, о гражданской законодательной инициативе, о депутатских расследованиях, о порядке предоставления информации органами государственной власти области, об организации регулярной контрольной деятельности Областной Думы, о наказах и отчетах депутатов областной Думы, об общественном контроле в области [Проект «Стратегия социально-экономического, 2019]. Методы-регуляторы представлены в таблице 6.

Таблица 6 Table 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корректирующие воздействия на индикативные ориентиры Corrective effects on indicative targets

х] Отрицательный(на ШВ] ) Положительный (на ШВ^

Развитие человеческого капитала и социальной сферы Налогообложение Налоговые преференции

Повышение инвестиционной привлекательности Патентование Льготное кредитование

Обеспечение комплексной безопасности Лицензирование Государственное инвестирование

Экономическое развитие Таможенные пошлины Таможенные преференции

Развитие информационно -коммуникационной инфраструктуры Политические санкции Политические преференции

Повышение эффективности регионального управления Законодательный запрет Дотации

Методы индикативного управления предполагают работу с большим объемом информации, который необходимо непрерывно актуализировать, накапливать и систематизировать в целях ретроспективного анализа и прогнозирования. Решением сложных управленческих задач является информатизация, однако, инструменты существенно разнятся по направлению индикативных ориентиров. Для эффективного функционирования индикативного управления территориальным развитием необходимо использовать весь набор механизмов воздействия.

В мировой практике сложились различные формы стимулирования достижения стратегических ориентиров регионального развития, предполагающие использование институциональных, финансовых и других механизмов (табл. 7).

Таблица 7 Table 7

Механизмы и инструменты организации индикативного управления Mechanisms and tools of the organization of indicative management

Вид механизма Перечень инструментов

Отрицательный (на INDj )

Налогообложение Снижение ставки НДФЛ. Внедрение инструментов распределения налоговой нагрузки: плоская шкала НДФЛ в сочетании с множественными вычетами для малообеспеченных слоев населения

Патентование Субсидирование российскими организациями на возмещение части затрат, связанных с уплатой пошлин при патентовании российских разработок

Лицензирование Усиление ответственности за нарушение лицензионных требований и условий

Вид механизма Перечень инструментов

Таможенные пошлины Введение тарифных квот и установление порядка их распределения

Политические санкции Замораживание зарубежных активов Торговое эмбарго (на эскпорт и импорт (кроме продуктов питания и лекарств))

Законодательный запрет Меры ценового контроля Введение особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами

Положительный (на IND.j )

Налоговые преференции Создание технико-внедренческой особой экономической зоны (ТВОЭЗ) Освобождение от уплаты налога на имущество, земельного и транспортного налогов Введение особых тарифов на страховые взносы

Льготное кредитование Получение краткосрочного или инвестиционного, по уменьшенной ставке

Государственное инвестирование Прямое финансирование (субсидии, займы) Предоставление ссуд

Таможенные преференции Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении оборудования, комплектующих, запасных частей и сырья, которые ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов

Политические преференции Заключение специального инвестиционного контракта от имени Российской Федерации с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем

Дотации Целевые дотации на научно-исследовательские разработки Снижение тарифов на энергоснабжение, газ, водоснабжение и т. п.

В качестве рекомендаций по достижению индикативных ориентиров требуется модернизация экономической политики регионов и внедрение инструментов организации индикативного управления, представленных в таблице 8.

Таблица 8 Table 8

Рекомендации по достижению стратегических (индикативных) ориентиров регионального

развития

Recommendations for the achievement of strategic (indicative) targets for regional development

хл Развитие человеческого капитала и социальной сферы Повышение инвестиционной привлекательности Обеспечение комплексной безопасности Экономическое развитие Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Повышение эффективности регионального управления

Белгородская область Налоговые преференции Патентование Государственное инвестирование Таможенные преференции Политические преференции Дотации

Брянская область Налогообложение Льготное кредитование Лицензирование Таможенные преференции Политические санкции Законодательный запрет

Владимирская область Налоговые преференции Патентование Государственное инвестирование Таможенные преференции Политические преференции Дотации

Воронежская область Налоговые преференции Патентование Лицензирование Таможенные преференции Политические преференции Дотации

Ивановская область Налоговые преференции Патентование Лицензирование Таможенные пошлины Политические преференции Дотации

Калужская область Налоговые преференции Льготное кредитование Государственное инвестирование Таможенные пошлины Политические санкции Дотации

хп Развитие человеческого капитала и социальной сферы Повышение инвестиционной привлекательности Обеспечение комплексной безопасности Экономическое развитие Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры Повышение эффективности регионального управления

Костромская область Налогообложение Патентование Лицензирование Таможенные преференции Политические санкции Законодательный запрет

Курская область Налогообложение Льготное кредитование Лицензирование Таможенные пошлины Политические преференции Законодательный запрет

Липецкая область Налогообложение Льготное кредитование Государственное инвестирование Таможенные преференции Политические преференции Законодательный запрет

Московская область Налоговые преференции Льготное кредитование Государственное инвестирование Таможенные преференции Политические преференции Дотации

Орловская область Налогообложение Патентование Лицензирование Таможенные пошлины Политические санкции Законодательный запрет

Рязанская область Налоговые преференции Патентование Лицензирование Таможенные преференции Политические преференции Дотации

Смоленская область Налогообложение Патентование Лицензирование Таможенные пошлины Политические санкции Законодательный запрет

Тамбовская область Налогообложение Патентование Лицензирование Таможенные преференции Политические санкции Законодательный запрет

Тверская область Налоговые преференции Патентование Лицензирование Таможенные пошлины Политические санкции Дотации

Тульская область Налоговые преференции Льготное кредитование Лицензирование Таможенные пошлины Политические преференции Дотации

Ярославская область Налоговые преференции Патентование Государственное инвестирование Таможенные преференции Политические преференции Дотации

город Москва Налоговые преференции Льготное кредитование Государственное инвестирование Таможенные преференции Политические преференции Дотации

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что при поиске источников экономического роста, высокой устойчивости территориального развития следует сконцентрировать внимание на инструментах государственной поддержки, которые позволяют обеспечить условия для интенсивного роста.

Государство через инструменты регулирования должно контролировать целевой характер использования высвобождаемых средств налогоплательщиков для решения задачи инвестирования в определенную стратегически важную сферу, определяемую индикаторами.

Заключение

В рамках данного исследования предполагается оказание поддержки со стороны органов власти в реализации индикативного управления следующих мероприятий:

1. Разработка специализированного нового уровня государственного контроля и координации принятия решений - стратегическая экспертиза программ социально-экономического развития пространственных структур, представляющего собой деятельность уполномоченных органов системы публичного управления, направленную на определение достоверности, законности и целесообразности достижения результатов, представленных в программных и стратегических документах социально-экономического развития, что позволит обеспечить реализацию запланированных программно-целевых индикаторов. Предполагается, что функции указанной организации могут быть возложены как на вновь создаваемые, так и уже существующие организации.

2. Разработка механизма реализации адресной, целевой, таргетинговой государственной экономической политики с учетом выявления преимуществ, специфики и недостатков существующего;

3. Установление эффективного информационного взаимодействия между участниками хозяйствующих субъектов.

4. Реализация мер по мотивации и стимулированию сотрудничества между участниками хозяйствующих субъектов (организация семинаров, конференций, открытых лекций, докладов, отчетов, экспертных групп, создание специализированных интернет-площадок и электронных списков рассылки).

Список литературы

1. Берченко Н.Г. 2016. Формирование стратегии развития экономического потенциала региона на основе системы целевых показателей. Общество и экономика. 2016. № 4. С. 27-35.

2. Бодрунов С.Д. 2015. Интеграция производства, науки и образования как основа реиндустриализации РФ. Мировая экономика и международные отношения. 2015. № 10. С. 94-104.

3. Вертакова Ю.В. 2005. Анализ структурных пропорций в процессе индикативного устойчивого развития региона. Известия Курского государственного технического университета. 2005. № 1 (14). С. 208-214.

4. Вертакова Ю.В. 2017. Развитие системы индикативного и стратегического планирования при реализации государственной экономической политики на всех уровнях управления. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2017. Т. 7. № 4 (25). С. 30-56.

5. Захарова Е.Н. 2010. О перспективных направлениях совершенствования механизма управления экономическим потенциалом Краснодарского края. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. № 3. С. 44-53.

6. Использование оптимизационных моделей в практике управленческих решений [Электронный ресурс] Режим доступа: https://esa-conference.ru/wp-content/uploads/files/pdf/ YAkovleva-YUliya-Konstantinovna.pdf

7. Ованесян Н.М., Кристиан О.О. 2017. Социально-экономический потенциал региона: системный подход. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. Фонд поддержки образования и науки в Ростовской области (Ростов-на-Дону). 11 (90): 7-12.

8. Положенцева Ю.С., Непочатых О.Ю., Фарафонова С.Г. 2019. Индикативное управление как инструмент территориального развития. В сборнике: Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения Сборник научных статей 9-ой Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. С. 254-259.

9. Проект «Стратегия социально-экономического развития Калининградской области на средне- и долгосрочную перспективу (с изменениями на 5 июня 2019 года) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/469728648

10.Рудыкина В.И. 2018. Комплексная методика оценки экономического потенциала регионов. Современные научные исследования и разработки. 2018. № 12 (29). С. 761-771.

11.Яковлева Ю.К. 2017. Методический и инструментальный уровни индикативного управления социально-экономическим развитием регионов. Экономика строительства и городского хозяйства. Донбасская национальная академия строительства и архитектуры (Макеевка). 13 (3): 213-223.

References

1. Berchenko N.G., 2016. Formation of the strategy for the development of the economic potential of the region based on the system of target indicators [Society and economics] №. 4. P. 27-35. (in Russian)

2. Bodrunov S.D. 2015. Integration of production, science and education as the basis of the reindustrialization of the Russian Federation [World Economy and International Relations] №. 10. P. 94104. (in Russian)

3. Vertakova Yu.V. 2005. Analysis of structural proportions in the process of indicative sustainable development of the region [Bulletin of the Kursk State Technical University]. №. 1 (14) P. 20814. (in Russian)

4. Vertakova Yu.V. 2017. Development of a system of indicative and strategic planning in the implementation of state economic policy at all levels of management [Bulletin of the South-West State University. Series: Economics. Sociology. Management]. Vol. 7. №. 4 (25). P. 30-56. (in Russian)

5. Zakharova E.N. 2010. On promising areas of improving the mechanism for managing the economic potential of the Krasnodar Territory [Bulletin of the Adygea State University. Series 5: Economics]. №. 3. P. 44-53. (in Russian)

6. Hovhannisyan N.M., Christian O.O. 2017. Socio-economic potential of the region: a systematic approach. Science and education: economy and economy; entrepreneurship; law and management. Fund for support of education and science in the Rostov region (Rostov-on-don). 11 (90): 7-12. (in Russian)

7. Polozhentseva Yu.S., Nepochatykh O.Yu., Farafonova S.G. 2019. Indicative management as an instrument of territorial development [In the collection: Management of socio-economic development of the regions: problems and ways to solve them Collection of scientific articles of the 9th International Scientific and Practical Conference. In 3 volumes]. P. 254-259. (in Russian)

8. The use of optimization models in the practice of management decisions [Electronic resource] access Mode: https://esa-conference.ru/wp-content/uploads/files/pdf/YAkovleva-YUliya-Konstantinovna. pdf. (in Russian)

9. The project " Strategy of socio-economic development of the Kaliningrad region in the medium and long term (with changes on June 5, 2019) [Electronic resource] access Mode: http://docs.cntd.ru/document/469728648. (in Russian)

10. Rudykina V.I. 2018. A comprehensive methodology for assessing the economic potential of regions [Modern scientific research and development]. №. 12 (29). P. 761-771. (in Russian)

11.Yakovleva Yu.K. 2017. Methodical and instrumental levels of indicative management of socioeconomic development of regions. Economics of construction and urban economy. Donbass national Academy of construction and architecture (Makeyevka). 13 (3): 213-223. (in Russian)

Ссылка для цитирования статьи For citation

Бодрунов С.Д., Вертакова Ю.В., Непочатых О.Ю. 2019. Совершенствование экономической политики региона на основе выявления индикаторов развития. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 46 (4): 589-599. DOI 10.18413/2411-3808-2019-46-4-589-599

Bodrunov S.D., Vertakova Y.V., Nepochatykh O.Y. 2019. Improvement of economic policy of the region on the basis of identification of development indicators. Belgorod State University Scientific Bulletin. Economics. Information technologies. 46 (4): 589-599 (in Russian). DOI 10.18413/2411-38082019-46-4-589-599

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.