52
Аграрный вестник Урала
№ 3 (57), 2009 г.
рых, для повышения объемов продаж как не пойти навстречу пожеланиям клиента и не сообщить ему дополнительную информацию о рынке;
- консультанты и эксперты - независимые или относящиеся к службам предприятия специалисты, продающие свои знания в форме советов или специальных разработок. Куда "влить" службу конкурентной разведки Как мы уже говорили ранее, служба конкурентной разведки, если она отрабатывает в полном объеме как стратегические, так и тактические вопросы, должна быть подчинена руководителю предприятия или его заместителю. При этом она не должна иметь собственных интересов. Единственная ее задача - информировать руководство о реальном положении дел по тем вопросам, которые перед этой службой поставлены. При этом не име-
ет значения, приятные или неприятные данные сообщает конкурентная разведка. Информация должна быть достоверной, упреждающей и нужной.
По меткому высказыванию одного из руководителей стратегической разведки США периода Второй мировой войны, разведывательная информация должна отвечать на пять W:
- who - кто;
- what - что;
- when - когда;
- where - где;
- why - почему.
Положительный настрой руководителя не входит в компетенцию конкурентной разведки.
Хорошо. Подчинили ее, например, директору. Значит ли это, что надо написать на двери "Руководитель службы конкурентной разведки"? На наш взгляд, нет. Мы считаем, что афишировать наличие этой структуры на пред-
Экономика
приятии не следует, ведь это может понизить эффективность работы конкурентной разведки. Можете при этом еще указать, чем именно конкурентная разведка интересуется в данный момент. Тогда ситуация ухудшится.
Мы считаем, что спрятать конкурентную разведку надо либо в отделе маркетинга, либо в отделе стратегического планирования. Но именно спрятать, то есть разместить территориально и вписать в ведомость по зарплате и в штатное расписание вообще.
Тогда специалисты конкурентной разведки могут выполнять свою работу, представляясь возможным собеседникам специалистами отдела маркетинга, каковыми они формально являются, но в то же время передавать наиболее деликатные целевые данные непосредственно руководству предприятия, сохраняя при этом необходимый уровень конфиденциальности.
Литература
1. Weiss A. Ask Arthur // Competitive Intelligence Magazine. V. 5. № 2. March-April 2002.
2. Weiss A. Competitive Strategies - the dog fight! SCIP online.
3. Weiss A. Identifying risk and opportunities for your company by effective use of SWOT analysis. SCIP online.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СВЯЗИ С ФОРМИРОВАНИЕМ АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РСО-АЛАНИЯ
К.А. БАСИЕВ,
кандидат экономических наук, доцент, М.К. ДЗАЛАЕВА (фото), аспирант, Горский ГАУ, РСО-Алания
Ключевые слова: агропромышленные формирования, экономическая эффективность, макроэкономические условия, государственное регулирование, агропромышленная интеграция.
Общеэкономический кризис, связанный с непоследовательностью трансформационных преобразований в нашей стране, наиболее существенно сказался на развитии агропромышленного комплекса. Цены на большую часть видов сельхозпродукции не только не обеспечивали сельскохозяйственным товаропроизводителям достаточно прибыльную деятельность, но и зачастую не покрывали необходимые для производства затраты [1]. Многие сельскохозяйственные предприятия, не желающие и не имеющие возможности дальше продолжать убыточное производство, стали создавать у себя собственные цеха и заводы по переработке сельскохозяйственной продукции. Это привело к тому, что перерабатывающие предприятия теряли свои сырьевые зоны и не имели возможности полностью загружать
производственные мощности.
Поиск неиспользованных резервов, научное обоснование путей совершенствования экономических взаимоотношений между предприятиями второй и третьей сфер АПК и повышение эффективности агропромышленного производства возможно за счет развития интеграционных процессов.
В нашей стране проблеме эффективного функционирования агропромышленных формирований посвящены труды таких ученых, как Е.Ф. Зло-бин, М.А. Коробейников, А.Г. Кохонов, И.Н. Буробкин, Р.Г. Ахметов и др.
Новизна исследования заключается в теоретическом обосновании и разработке практических подходов к определению эффективных направлений развития агропромышленных формирований в новых условиях хозяйствования, в разработке комплек-
са мер по оптимизации деятельности разных видов агропромышленных формирований.
Повышение эффективности агропромышленных формирований, развитие и ускорение интеграционных процессов в АПК во многом зависят от макроэкономических условий их функционирования. К сожалению, приходится констатировать, что далеко не всегда решения, принимаемые на государственном уровне, способствовали повышению эффективности функционирования аграрной сферы. Особенно остро это ощущалось в последнее десятилетие. Ущерб от непродуманных решений в области аграрных преобразований существенно
Agroindustrial formations, economic effectiveness, macroeconomical conditions, state regulation, agroindustrial integration.
№ 3 (57), 2009 г.
Аграрный вестник Урала
53
усугублялся общеэкономическим кризисом, охватившим все народное хозяйство страны [2]. Результатом ошибочной аграрной политики явилось то, что, по сути, произошел развал агропромышленного комплекса как единого целого. Интересы предприятий разных его сфер оказались рассогласованными. Приватизация предприятий АПК и его инфраструктуры привела к ущемлению прав сельскохозяйственных товаропроизводителей. Процессы, происходящие в аграрной сфере, все менее способны регулироваться государственными органами управления. Диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию продолжает углубляться.
Между тем, необходимость государственного регулирования цен в АПК как важнейшего направления создания соответствующих макроэкономических условий эффективного функционирования всех звеньев агропромышленных формирований давно не вызывает никаких сомнений.
Без решения проблемы паритета цен и обязательного регулирования эквивалентности обмена обеспечить благоприятные макроэкономические условия для повышения эффективности интеграционных процессов в АПК не представляется возможным. В то же время при любом состоянии системы ценообразования, особенно в условиях ее разбалансированности, сама интеграция и, прежде всего, создание вертикально интегрированных формирований в агропромышленной сфере - корпораций, финансово-агропромышленных групп и др. - является важнейшим направлением стабилизации производства в АПК [1].
Предприятия, вошедшие в интегрированные структуры, находят свою нишу на рынке и повышают конкурентоспособность своей продукции.
Представители крупного капитала, удачно вкладывая средства, получают льготы в налогообложении. Для удержания крупных инвесторов в сельском хозяйстве государство должно создать условия, чтобы колебания конъюнктуры рынка не смогли вынудить их уйти из аграрного сектора. В этой связи большое значение приобретает (наряду с необходимостью решения целого ряда и других проблем) правовое обеспечение предпринимательской деятельности в АПК. Есть проблемы и в области соблюдения правовых норм совместного функционирования самими участниками интегрированных формирований.
Другая очень важная проблема, от правильного решения которой во многом зависит успешное функционирование интегрированных формирований, - это человеческий фактор или социальная опора вертикальной интеграции. Речь идет об угрожающем произволе, который исходит от руководителей реформированных предприятий.
Они заняты (за редким исключением) не столько приумножением, сколько непроизводительным присвоением доставшейся им по воле случая собственности. Юридически они - собственники, а экономически - субъекты, поглощенные заботой об обмене остатков индустриального капитала на ресурсы личного потребления. Необходимость отделения неэффективных собственников от собственности представляется очевидным выводом из вышесказанного.
Государственные органы управления АПК при решении указанных вопросов должны, на наш взгляд, поддерживать кооперативные формы организации производства и отдавать предпочтение экономическим методам регулирования их развития. Хотя агропромышленная интеграция органично вписывается и в плановую экономику, и в рыночную, все же именно при рынке она отличается многообразием форм, свободой выбора методов управления, уходом от диктата государства и его непродуманных решений, которые характерны для командно-административной системы хозяйствования. При рыночных отношениях такой важнейший инструмент государственного регулирования, как госзаказ, существовавший еще до реформ, реализуется не по приказному принципу, а по конкурсному (через систему тендеров), а также через установление нормативов между стоимостью закупаемого по госзаказу сырья и стоимостью вырабатываемой из него продукции, что позволяет регулировать доходы сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. В этой связи необходимо подчеркнуть, что ускоренное развитие агропромышленной интеграции не только обеспечивает совершенствование и обновление хозяйственных связей субъектов аграрного рынка и объединение их материальных и информационных ресурсов, но и создает возможность для справедливого, экономически обоснованного распределения результатов совместной деятельности интегрированных формирований и стабилизации экономики регионов в целом.
В вопросе взаимодействия государства с агропромышленными формированиями важное место занимает управление АПК на уровне административных районов [2]. Во многом государственные органы управления на этом уровне уже не выполняют свои функции в прежнем объеме: контрольно-инспекторские, по соблюдению участниками формирований закона и принятого устава, по выявлению фактов нецелевого использования земель сельскохозяйственного назначения, по обеспечению рационального природопользования и др.
Как правило, в пределах одного административного района сосредоточены предприятия всех видов аг-
Экономика
росервиса, переработки и реализации. Районные органы власти могут воздействовать на механизм взаимодействия этих организаций с сельскохозяйственными предприятиями, которые наиболее остро нуждаются в рыночной инфраструктуре и выстраивании отношений на базе интегрированных структур. Методы воздействия должны быть преимущественно экономическими: стимулирование интеграционной активности крупных предприятий, а также инвестиционной активности агропромышленных формирований в сфере развития социальной инфраструктуры (дорожном строительстве, развитии газификации, телефонизации и т.д.).
В Республике Северная Осетия -Алания, как и во многих других регионах России, сырьевые зоны перерабатывающих предприятий накладываются друг на друга. Объясняется это тем, что в одном сельскохозяйственном предприятии производятся разнообразные виды продукции. К тому же сырьевые зоны некоторых перерабатывающих предприятий занимают территории нескольких административных районов. Отсюда следует два очевидных вывода.
Во-первых, одно и то же сельскохозяйственное предприятие может участвовать в разных агропромышленных формированиях. Это с новой силой подчеркивает приоритетность кооперативной формы интеграции.
Во-вторых, на наш взгляд, важен выбор оптимального сочетания территориального и отраслевого принципов управления, при котором контроль за агропромышленными формированиями, охватывающими несколько районов, осуществлялся бы от регионального органа управления к районному через промежуточное звено, то есть через орган управления несколькими районами, на базе которых функционируют соответствующие интегрированные структуры.
Можно создать в РСО-Алания шесть таких органов и рассредоточить их по имеющимся природно-экономи-ческим зонам, а районные управления сельского хозяйства реорганизовать в районные государственно-кооперативные агропромышленные объединения, которые бы включали на добровольных началах сельскохозяйственные, перерабатывающие и агросервисные предприятия.
Интеграционные процессы в регионах, по нашему мнению, могут оказать положительное влияние на развитие социальной сферы села. Поддержка этой сферы является одним из основных направлений государственной политики. Агропромышленная интеграция, обеспечивая повышение доходов населения, будет способствовать успешному решению кадровых вопросов, в том числе и за счет закрепления молодежи на предприятиях
54
Аграрный вестник Урала
№ 3 (57), 2009 г.
АПК. Молодежь на селе не всегда может реализовать свой творческий и даже физический потенциал в самом рутинном производстве и сталкивается со сложнейшими проблемами. Самой серьезной из них является социальная апатия, которая приводит молодых людей к безработице, криминалу и наркомании. Интеграционные процессы в аграрной сфере способны создать для них привлекательные рабочие места и обеспечить достойный заработок [3].
Для обеспечения высокой эффективности агропромышленного производства и интеграционных процессов в целом государству на макроуровне следует в первую очередь сосредоточить свои усилия на реализации следующих задач:
- придание вертикальной интеграции магистрального направления в развитии АПК;
- принятие срочных мер по реорганизации неэффективных горизонтальных структур в межотраслевые ассоциации по производству определенных видов продукции;
- совершенствование налогообложения интегрированных структур, в частности, отмена налогообложения на движение средств внутри интегрированных формирований, а также на средства, направляемые на поддержание и развитие сельскохозяйственного производства;
- совершенствование системы кредитования с учетом сезонности сельскохозяйственного производства, разнокачественности земель сельскохозяйственного назначения и других особенностей аграрной сферы;
- развитие прогрессивных форм лизинга в АПК;
- отмена необоснованных правовых барьеров, препятствующих вертикальному интегрированию;
- внесение поправок в действующие и скорейшее утверждение еще не принятых законов по правовому обеспечению ускоренного развития интеграционных процессов в АПК; в этой связи крайне необходимым представляется разработка и уточнение положений, касающихся функционирования предприятий разных форм хозяйствования (акционерной или кооперативной) с учетом сложившейся ситуации в агрокомплексе;
- стимулирование инвестиционной деятельности в АПК со стороны крупных финансовых учреждений, а также других представителей крупного бизнеса путем установления различных налоговых, административных и таможенных льгот;
- стимулирование активности интегрированных формирований в решении социальных проблем и повышении уровня жизни сельских тружеников;
- учреждение отраслевых союзов, которые оказывали бы помощь в раз-
Экономика
работке государственных программ и решении текущих проблем в АПК, и в которые входили бы предприятия сельского хозяйства, переработки, агро-сервиса, банковских структур;
- консолидация принадлежащих товаропроизводителям акций путем передачи их в доверительное управление;
- назначение в совет директоров акционерных обществ представителей государства;
- стимулирование развития инфраструктурных подразделений агропромышленного комплекса;
- поддержка функционирующих и создание новых финансово-агропромышленных групп (ФАПГ);
- расширение сети банковских организаций, инвестирующих сельских товаропроизводителей, за счет кооперативных банков и кредитных кооперативов, создаваемых на средства сельских тружеников;
- всемерное развитие агропродо-вольственного рынка, особенно его оптового звена; предоставление предприятиям оборудованных мест для осуществления оптовой торговли; оказание маркетинговых услуг, помощи в организации выставок, издании проспектов, каталогов и т.д.;
- обеспечение отечественным товаропроизводителям государственной протекции на внутреннем рынке и помощи в организации экспорта продовольствия за рубеж.
Литература
1. Ахметов Р. Г. Экономическое обоснование расчетных (договорных) цен на продукцию, работы и услуги в агропромышленном комплексе : учебное пособие для студентов и слушателей ФПК высших сельскохозяйственных учебных заведений. М. : Изд-во МСХА, 1990.
2. Кириленко А. С. Проблемы интеграционных процессов агропромышленного комплекса в условиях трансформируемой экономики. Иркутск : Изд-во БГУЭиП, 2006. 280 с.
3. Ушачев И. Г., Югай А. М. и др. Рекомендации по организационно-экономическому механизму функционирования интегрированных формирований в АПК. М. : ВНИЭСХ, 2003.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХМАО-ЮГРЫ
О.В. КОСТИНА,
главный специалист финансового отдела ГП «Исполнительная дирекция Фонда поколений ХМАО», г Ханты-Мансийск
Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, перспективы развития, продукция лесопромышленного комплекса, древесина.
По данным Европейской экономической комиссии ООН/ФАО (Ежегодный отчет рынка лесных товаров ЕЭС ООН/ФАО, 2005-2006 годы) мировой рынок лесопродукции, включая европейский, за последние 10 лет динамично развивается. Основные тенденции: - увеличивается спрос на сырье
рядом стран (Китай, прибалтийские страны и др.) при соответствующем увеличении экспорта лесопродукции глубокой переработки;
- в Северной Америке и Европе мощными темпами развивается рынок конструкционных изделий из древесины;
- в европейских странах и Север-
ной Америке интенсивно растет потребление биологического топлива, включая топливные пеллеты, что является следствием проводимой государственной политики по вводу специальных налогов для фирм и граждан, использующих в качестве топлива углеводородное сырье или уголь, при сгорании которых выделя-
Timber processing complex, development prospects, production of a timber processing complex, wood.