Научная статья на тему 'Совершенствование экономических условий развития АПК Дальнего Востока'

Совершенствование экономических условий развития АПК Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР / AGRARIAN SECTOR / ЭКОНОМИКА / ECONOMICS / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / СЕБЕСТОИМОСТЬ / PRIME COST / КРЕДИТЫ / CREDITS / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шелепа Алексей Семёнович

Дан анализ влияния экономических условий на результаты деятельности сельскохозяйственных организаций региона, обоснованы направления совершенствования форм и методов государственного регулирования, определён уровень поддержки, необходимый для простого и расширенного воспроизводства в аграрном секторе южных и северных территорий Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ECONOMIC CONDITIONS OF THE FAR EASTERN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX DEVELOPMENT

The article presents analysis of the economic conditions effect on the activity results of the region agricultural organizations. There are defined directions for improvement of forms and methods of the State regulation. There was also determined the necessary support level for simple and widened reproduction in agrarian sector of Southern and Northern territories in the Far East of Russia.

Текст научной работы на тему «Совершенствование экономических условий развития АПК Дальнего Востока»

УДК 338.43(571.6)

Шелепа А.С., д-р экон.наук, член-корр. Россельхозакадемии,

ГНУ Дальневосточный научно-исследовательский институт экономики, организации и планирования АПК Россельхозакадемии

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ АПК ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Дан анализ влияния экономических условий на результаты деятельности сельскохозяйственных организаций региона, обоснованы направления совершенствования форм и методов государственного регулирования, определён уровень поддержки, необходимый для простого и расширенного воспроизводства в аграрном секторе южных и северных территорий Дальнего Востока.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: АГРАРНЫЙ СЕКТОР, ЭКОНОМИКА, ОРГАНИЗАЦИЯ, СЕБЕСТОИМОСТЬ, КРЕДИТЫ, ИНВЕСТИЦИИ.

UDC 338.43(571.6)

Shelepa A.S., Doct.Econ.Sci., Corresponding Member of RAAS

The Far Eastern scientific research institute of economics, organization and planning

of agro-industrial complex

IMPROVEMENT OF ECONOMIC CONDITIONS OF THE FAR EASTERN AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX DEVELOPMENT

The article presents analysis of the economic conditions effect on the activity results of the region agricultural organizations. There are defined directions for improvement of forms and methods of the State regulation. There was also determined the necessary support level for simple and widened reproduction in agrarian sector of Southern and Northern territories in the Far East of Russia.

KEY WORDS: AGRARIAN SECTOR, ECONOMICS, ORGANIZATION, PRIME COST, CREDITS, INVESTMENTS

Аграрный сектор относится к добывающим отраслям и имеет принципиальные особенности. Он использует воспроизводимые ресурсы, которые не истощаются в процессе производства. Сельскохозяйственное производство не может быть прекращено полностью даже в районах Крайнего Севера, так как обеспечивает жизнедеятельность коренных малочисленных народов севера, поставляет биологически ценное продовольствие, является сферой приложения труда значительной части населения. Аграрный сектор осуществляет экономический, экологический и социальный контроль на сельских территориях. В то же время сельскохозяйственная продукция преимущественно потребляется в стране, развитие сельского хозяйства определяется внутренними экономическими условиями.

Специфической функцией аграрного сектора Дальнего Востока является сохранение заселённости территорий и обеспечение геополитических интересов страны. Учитывая выполняемые аграрным сектором функ-

ции, он не может рассматриваться только как сфера бизнеса. В нём наряду с продукцией создаются общественные блага, определяющие условия жизнедеятельности населения, и в этом случае его следует рассматривать как часть социальной сферы. От его состояния зависят численность, миграционные настроения и закрепление сельского населения. Эти особенности должны учитываться при формировании условий развития аграрного сектора.

Вклад аграрного сектора в производство валовой добавленной стоимости снизился по Российской Федерации с 5,2% в 2005 году до 4,2% в 2010 году и по ДФО с 5,7 до 3,7%. При этом отмечаются значительные различия между субъектами Федерации от 1,1% в Сахалинской области до 12,3% в Еврейской автономной области. Необходимо учитывать, что значительная добавленная стоимость создаётся при переработке и реализации товаров, произведённых из сельскохозяйственного сырья. Поэтому реальный вклад аграрного сектора в экономику значительно выше.

7

Возникший в результате экономических реформ диспаритет цен является основным фактором разрушения аграрного сектора страны. На Дальнем Востоке рост цен на промышленные ресурсы и услуги для сельского хозяйства в 1,8 раза, а на продовольственные товары в 1,3 раза опережает показатели Российской Федерации. Сохранение диспаритета цен увеличивает потребность в субсидиях и компенсациях из бюджетов разных уровней. В то же время постоянный рост цен на промышленные ресурсы обесценивает усилия федерального центра, субъектов Фе-

дерации и сельскохозяйственных товаропроизводителей, так как значительная часть субсидий изымается поставщиками ресурсов. Аграрный сектор лишается собственных источников для развития. Затраты на продукцию сельского хозяйства на Дальнем Востоке растут более высокими темпами, и разрыв со средними показателями по Российской Федерации возрастает.

Под воздействием диспаритета цен и действия ценовой политики рост затрат на сельскохозяйственную продукцию опережает рост выручки от её реализации (табл. 1).

Таблица 1

Динамика себестоимости и цен реализации сельскохозяйственной продукции СХО ДФО

Виды продукции Себестоимость, руб./ц Цена реализации, руб./ц Окупаемость затрат

1990 2011 2011 к 1990, раз 1990 2011 2011 к 1990, раз 1990 2011

Зерно 21 709 33,8 33 692 21 157 98

Соя 28 751 26,8 41 1001 24,4 146 133

Картофель 36 816 22,6 43 1042 24,2 119 127

Овощи откр. грунта 33 814 24,7 42 1026 24,4 127 126

Молоко 83 2519 30,3 136 1631 12 163 65

Прирост КРС 560 14878 26,6 670 8721 13 119 58

Прирост свиней 370 15072 40,7 490 11193 22,8 132 74

Прирост птицы 212 6708 31,6 356 7294 20,5 168 109

Яйцо 102 3710 36,4 126 3846 30,5 123 104

Наибольшие различия сложились в производстве продукции животноводства. Окупаемость прироста крупного рогатого скота составляет 58%, молока 65 и прироста свиней 74%. Рост издержек объясняется, прежде всего, ростом цен на ресурсы, так как в последние годы удой на корову, яйценоскость кур и прирост птицы и свиней не только достигли, но и превысили дореформенный уровень.

При проявлении политической воли Россия располагает реальными возможностями для решения проблем аграрного сектора. Совершенствование экономических условий должно базироваться на мерах по обеспечению баланса межотраслевых интересов и снижению диспаритета цен. Государство должно убрать главное препятствие на пути развития аграрного сектора. Необходима разработка и принятие Федерального закона «О паритете цен и компенсации потерь сельского хозяйства от опережающего роста цен на промышленные ресурсы».

В современных условиях не столько вступление в ВТО, а резкий рост цен на комбикорма и другие ресурсы делает неконку-

рентоспособным промышленное птицеводство и свиноводство. Убыточные отрасли не смогут сохраниться и развиваться.

Принимаемые меры на федеральном и региональном уровнях в процессе реализации проекта и государственной программы снизили остроту проблемы, но не создали условий для устойчивого развития сельского хозяйства и решения накопившихся проблем в сельской местности.

В целом по Российской Федерации в 2011 г. размер бюджетной поддержки составил 138041 млн руб. и вырос по сравнению с 2005 годом в 5,4 раза. По ДФО рост бюджетной поддержки составил лишь 2,5 раза, что ставит регион с неблагоприятными природными условиями в худшие экономические условия (табл. 2).

Выручка по сравнению с 2005 г. выросла в 2,6 раза при росте себестоимости в 2,3 раза. Рост поддержки в 2,5 раза позволил увеличить прибыль с учётом субсидий в 6,5 раза, а убыток без учёта субсидий сократился в 6 раз. Выплата субсидий позволила обеспечить рост рентабельности с 5 до 13,9%.

8

Таблица 2

Динамика экономических показателей сельскохозяйственных организаций ДФО, млн руб.

Показатели 2005 2008 2009 2010 2011 2011 к 2005, %

Выручка от реализации продукции 8555 14516 16139 20718 22782 266

Себестоимость реализации продукции 9558 14542 16046 19945 22188 232

Получено субсидий 2438 3918 5192 5585 6103 250

Прибыль (убыток) с субсидиями 476 2267 2684 2570 3088 648

Прибыль (убыток) без субсидий -1126 -415 -296 142 -196 17

Получено кредитов 1999 4091 2814 6059 8422 421

Кредиторская задолженность 4797 5929 6025 8872 9209 192

Обслуживание кредитов 277 465 714 837 1028 371

Инвестиции 2024 1880 4145 4403 5067 250

Основные средства 16714 18968 22299 28141 36465 218

Субсидирование процентных ставок по кредитам позволило увеличить объём привлечённых заёмных средств в 4,2 раза и инвестиции в 2,5 раза. В то же время расходы на обслуживание кредитов выросли в 3,7 раза, а кредиторская задолженность в 2 раза.

При ухудшении экономических условий или неблагоприятных природных условиях даже рентабельные субъекты хозяйствования попадают под угрозу банкротства. Результаты работы сельскохозяйственных предприятий Дальнего Востока свидетельствуют о том, что основным фактором формирования

Динамика уровня поддержки и рентаб

экономических условий для рентабельной деятельности является повышение поддержки до рационального уровня (табл. 3).

В южных территориях Дальнего Востока поддержка на уровне 15-20% обеспечивает условия для простого воспроизводства с рентабельностью 15-17%. Но оплата труда в сельском хозяйстве составляет от 50 до 68% от средней по экономике. Чтобы довести уровень оплаты труда до средней по экономике уровень поддержки необходимо повысить до 25-30%.

Таблица 3

и сельскохозяйственных предприятий

Территории Доля субсидий в себестоимости реализованной продукции, % Рентабельность с учётом субсидий, %

2005 2010 2011 2005 2010 2011

ДФО 25,5 28,0 27,0 5,5 12,8 13,8

Республика Саха 60,4 55,0 45,0 5,4 8,3 6,2

Камчатский край 16,4 26,0 39,0 14,2 15,8 20,9

Приморский край 13,0 13,7 13,6 9,6 13,6 10,7

Хабаровский край 20,8 14,4 20,0 -2,0 1,7 2,6

Амурская область 15,3 35,2 32,0 -0,8 20,7 24,0

Магаданская область 44,0 31,0 41,0 -0,7 4,9 -

Сахалинская область 11,4 16,1 14,7 4,1 9,4 12,2

Еврейская авт. область 23,0 20,0 15,5 26,3 16,2 20,8

Чукотский авт. округ 237,0 155,0 157,0 168,0 26,9 24,0

Южные территории ДФО 15,8 22,2 22,7 2,6 13,7 15,3

Северные территории ДФО 43,0 50,7 54,0 6,8 10,8 11,4

В Амурской области увеличение поддержки до 32-35% при ускоренном увеличении производства сои позволило достичь уровня рентабельности достаточного для расширенного воспроизводства темпами до 2% роста в год. Но оплата труда в сельском хозяйстве также ниже средней по экономике.

Для обеспечения темпов развития, предусмотренных стратегией развития Даль-

него Востока и Байкальского региона до 2025 г., уровень поддержки в южных территориях должен составлять 30-35% от затрат на основное производство, или повышен в 1,5-2 раза против фактического.

По северным территориям уровень поддержки 50-55% не обеспечивает условий для простого воспроизводства, при его повышении до 60-65% может обеспечиваться про-

9

стое воспроизводство с ускоренным развитием отдельных отраслей, имеющих, прежде всего, социально-экономическое значение.

Из-за различий в условиях деятельности в социальной и отраслевой структуре сельского хозяйства в каждом регионе формируется система и методы поддержки. В Амурской области в последние годы объём субсидий вырос в 5,5 раза, с 389 до 2143 млн руб., а средств, направляемых на техникотехнологическую модернизацию, вырос с 217 до 988 млн руб. или увеличился в 4,5 раза. В области организовано сборочное производство зерноуборочных комбайнов, субсидируется 50% затрат по приобретению отдельных видов техники из областного бюджета, осуществляются меры по удешевлению приобретения техники и племенного скота на условиях лизинга. Коэффициент обновления тракторов вырос с 1,8% в 2008 г. до 3,7% в 2011 г., зерноуборочных комбайнов с 2,4 в 2007 г. до 10,8 в 2011 г. В итоге 28% комбайнов эксплуатируются до трех лет и свыше 10 лет — 48%. В область завезено на условиях лизинга 4675 голов скота. Проведение модернизации позволило ввести в оборот неиспользуемые земли и довести посевы в 2012 г. до 1 млн га.

Опережающий рост поддержки аграрного сектора Амурской области, его ориентация на модернизацию и инновационное развитие способствовали увеличению инвестиций в 4,5 раза и основных средств в 2,7 раза, увеличению роста выручки от реализации в 3,2 раза при повышении себестоимости в 2,6 раза. Увеличение производства сои способствовало повышению рентабельности сельского хозяйства. Важным фактором повышения эффективности является устойчивый спрос на сою со стороны перерабатывающих предприятий. Для повышения эффективности необходимо основную часть сои перерабатывать в регионе и осуществлять поставки в другие районы и на экспорт продукции глубокой переработки.

Важное значение имеет не только размер, но и структура поддержки. В развитых странах более 70% поддержки аграрного сектора осуществляется из федеральных бюджетов. По ДФО на федеральный бюджет приходится 16,5%, на региональный бюджет — 83,5%.

Основной мерой государственной поддержки явилось субсидирование процентных ставок по кредитам. Долгосрочные кредиты позволяют увеличивать инвестиции и прово-

дить модернизацию.

В современных условиях субсидируемые кредиты обходятся аграрным заёмщикам в 12-15%, что на 5-8% выше инфляции. Через систему кредитования и налогообложения из аграрного сектора в разные годы изымалось от 50 до 63% от суммы средств бюджетной поддержки. Необходимо снижение процентных ставок по кредитам до уровня, превышающего уровень инфляции на 1-1,5%. А в действующих условиях субсидирование кредитов больше ориентировано на поддержку кредитных учреждений.

В ведущих индустриальных странах бюджетные инструменты занимают в формировании длинных денег важное место. В настоящее время ФРС США объявила, что до середины 2015 г. ставка рефинансирования останется на уровне 0-0,25 (фактический уровень — 0,15%). В России ставка рефинансирования составляет от 7 до 8,5%, выполняет фискальную функцию и не позволяет снижать процентные ставки по кредитам. Да и российские банки не заинтересованы в снижении ставок.

Доля аграрного сектора в добавленной стоимости с 2005 по 2011 гг. по Дальнему Востоку снизилась с 5,7 до 3,6%, а в инвестициях с 1,7 до 0,74%. Таким образом, отставание аграрного сектора увеличивается, и без регулирующего воздействия государства невозможно устранить данный перекос и обеспечить баланс интересов Российской Федерации, субъектов Федерации и хозяйствующих субъектов.

Поэтому важнейшим направлением совершенствования экономических условий должно стать не только субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, но и усиление государственного участия в инвестициях, направленных на модернизацию материально-технической базы.

Использование значительной части машин, оборудования и сооружений с истекшим сроком эксплуатации ведёт к снижению производственных мощностей, но делает аграрный сектор отзывчивым на инвестиции в модернизацию производства. Применение ресурсосберегающих технологий является важным фактором сокращения потребления ресурсов и снижения издержек на производство.

При инвестировании АПК необходимо использовать практику государственночастного партнёрства. За счёт государственных инвестиций федерального и региональ-

10

ного уровня осуществлять мелиорацию земель, проводить землеустройство, подготовку кадров, научное обеспечение АПК, развивать производственную и социальную инфраструктуру села, стимулировать модернизацию материально-технической базы. Активная государственная позиция ведёт к активизации бизнеса и увеличению частных инвестиций, росту производства сельскохозяйственной продукции. Как показывают расчёты, государственные инвестиции должны составлять не менее 35-45% от их общего объёма в аграрный сектор, в последние годы они составляли от 15 до 20%, и в источниках инвестиций преобладали привлечённые средства.

Учитывая социальные и геостратегические функции, выполняемые аграрным сектором региона, часть бюджетных инвестиций, направленных на развитие социальной инфраструктуры, мелиорацию земель, подготовку кадров и научное обеспечение, необходимо выделять на безвозмездной основе.

Для обеспечения простого воспроизводства среднегодовые инвестиции необходимо увеличивать в 1,5 раза, а для расширенного воспроизводства с темпами до 2,5%, предусмотренными в Программе до 2025 г., инве-

стиции необходимо увеличить в 1,8-2 раза.

Чем дольше откладываются работы по развитию аграрного сектора Дальнего Востока, тем выше затраты и требуется больше времени. Для достижения дореформенного уровня в 1996 г. требовалось до 40 млрд руб. производственных инвестиций и 7-8 лет; в 2006 г. потребность в инвестициях возросла до 80-90 млрд руб. и срок до 15 лет; в 2012 г. потребность в инвестициях возрастает до 120-150 млрд руб., но даже через 20 лет по ряду отраслей дореформенные уровни не будут достигнуты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Условия эффективного развития сельскохозяйственного производства в южных территориях Дальнего Востока.— Хабаровск, 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Буздалов, И. Обеспечить приоритет сельского развития // АПК: экономика, управление.— 2011, N° 7.

3. Ершов, М. Условия финансово-кредитной конкурентоспособности России после вступления в ВТО // Экономист.— 2013, № 5.

4. Шелепа, А. С. Экономические проблемы развития сельского хозяйства Дальнего Востока России // Пространственная экономика.— 2010, № 4.

5. Шелепа, А. С. Модернизация агропромышленного производства Дальнего Востока необходима // АПК: экономика, управление.— 2013 № 5.

УДК 338.43

Бонда Д.Г., ст. преподаватель, Пашина Л.Л., канд.экон.наук, профессор, ДальГАУ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК И МЕРЫ ЕГО ПОДДЕРЖКИ

В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования регионального продовольственного рынка в условиях текущих и перспективных программ развития ресурсной базы продовольственного рынка.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК, МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ, ИНФРАСТРУКТУРА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА, УРОВЕНЬ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА

UDC 338.43

Bonda D.G., teacher of accounting, Pashina L.L., Cand.Econ.Sci., professor, FESAU REGIONAL FOOD MARKET AND ITS SUPPORT MEASURES

The article is discussed the burning questions of formation of the regional food market in the conditions of the current and perspective programs of development of resource base of the food market.

KEYWORDS: AGRICULTURE, FOOD MARKET, SUPPORT MEASURES, INFRASTRUCTURE OF FOOD MARKET, LEVEL OF LOCAL MARKET

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.