Научная статья на тему 'Совершенствование экономических основ и организации управления проектного финансирования в коммерческом банке'

Совершенствование экономических основ и организации управления проектного финансирования в коммерческом банке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
PROJECT FINANCING / BANK INFRASTRUCTURE / ASSOCIATION OF INSURANCE TRANSACTIONS RELATED TO PROJECT FINANCING / SINGLE INFORMATION CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Большакова М. С.

Project financing develops, both in domestic and foreign commercial bank infrastructure. In case of compliance with certain restrictive conditions may allocate a separate project unit in the foreign bank infrastructure, while respecting the rules of banking legal system. It is necessary to establish the Association of insurance transactions related to project financing in order to create a single insurance fund for legitimate termination of the project units and for additional funding for the completion of existing projects. There is a need to create a single information center for a full disclosure of existing transactions in project financing and project development history.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование экономических основ и организации управления проектного финансирования в коммерческом банке»

электронный научно-экономический журнал стр 48

Совершенствование экономических основ и организации управления проектного финансирования в коммерческом банке

28 ноября 2013 ------------------------------------------------------------------------------------------

Автор статьи:

М. С. Большакова,

аспирант

ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» г. Москва, Российская Федерация maria.bolshakova@gmail.com

Elaboration of economic fundamentals and management organization of project financing in a commercial bank

Project financing develops, both in domestic and foreign commercial bank infrastructure. In case of compliance with certain restrictive conditions may allocate a separate project unit in the foreign bank infrastructure, while respecting the rules of banking legal system. It is necessary to establish the Association of insurance transactions related to project financing in order to create a single insurance fund for legitimate termination of the project units and for additional funding for the completion of existing projects. There is a need to create a single information center for a full disclosure of existing transactions in project financing and project development history.

Key words: project financing, bank infrastructure, Association of insurance transactions related to project financing, single information center

В современных условиях для реализации проектного финансирования (ПФ) требуется активное развитие как внутренней, так и внешней инфраструктуры банка. В первом случае ПФ осуществляется силами отдельного дивизиона, департамента или частью кредитного подразделения банка. При такой структуре для подразделения банковского ПФ (ППФ) разрабатывается собственная кредитная политика, методологический инструментарий, пакет первоначальных документов, ковенанты и требования к заемщику и обеспечению; другой вариант: данное подразделение будет действовать в рамках стандартных процедур корпоративного кредитного подразделения [4,7]. Как правило, на работу в ППФ привлекаются профессиональные кадры с узкой специализацией. В таком случае ПФ является частью стратегии развития банка. Банк активно развивает данное направление, размещает его рекламу, делает акцент на своих преимуществах в разработке банковских продуктов в рамках ПФ на рынке банковских услуг. Примером являются Банк «Петрокоммерц», Альфа Банк, Номос-Банк.

ПФ может быть отнесено к внешней инфраструктуре банка, его допустимо передать отдельному, проектному, подразделению. В такой структуре ПФ является частью стратегии кредитной организации. С целью ее дальнейшего развития банк выделяет ПФ в отдельную дочернюю структуру с индивидуальной отраслевой специализацией. Это усиливает позиции данной структуры на рынке и предоставляет ей больше независимости при принятии решений.

Существование ПФ во внешней инфраструктуре выгодно банку. Если какие-либо проекты не реализуются и дочерняя компания обанкротится, это не скажется на головной организации и не отразится в консолидированной финансовой отчетности материнской компании в рамках её основной деятельности.

Чаще всего банки создают внутри департамента гибрид двух подразделений - классического кредитования и проектного финансирования. Цель - сэкономить средства на оценке финансового состояния потенциальных клиентов за счет использования штата кредитных специалистов, работающих в стандартном подразделении корпоративного кредитования. В департамент ПФ привлекаются специалисты для анализа бизнес-идей, бизнес-плана и Cash Flow проектов. В целом на рынке труда у данных специалистов более высокий уровень заработной платы, банку постоянно приходится тратить на них существенные средства.

При развитии внутренней инфраструктуры банка деятельность ПФ регламентируется нормами банковской деятельности, в том числе [3]. Мегарегулятор следит за выполнением кредитной организацией своих основных нормативов. При условии их выполнения регулирующий орган не ограничивает деятельность отдельных подразделений банка.

Если ППФ является самостоятельной организацией (проектным подразделением), риск нецелевого вывода вложенных денежных средств значительно возрастает. Деятельность данной структуры может привести не к дальнейшему развитию системы банковского проектного финансирования, а к более активному применению

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление № і (1) 2013

электронный научн°-энон°миченкий о^с/рнал стр 49

серых схем ухода от налогообложения, к выводу средств из страны с последующим нецелевым использованием и т.д. С точки зрения мегарегулятора, данная ситуация является нарушением ряда правил, что недопустимо. Проектные подразделения должны стать объектом мегарегулирования.

Следовательно, мегарегулятору необходимо провести ряд законодательных мер, чтобы операции дочерних структур также подпадали под банковское регулирование во избежание регулятивного арбитража, а именно:

• внести соответствующий законопроект с возможностью выделения проектного финансирования в отдельную дочернюю структуру в рамках законодательных норм;

• разработать нормы права, ограничивающие операции подобных подразделений и при этом не препятствующие их основной деятельности;

• разработать налоговые льготы для осуществления проектов, имеющих стратегическую или социально значимую направленность,

• стимулировать приток капитала в страну, препятствовать его оттоку.

Мы предлагаем создать Ассоциацию по страхованию сделок, связанных с ПФ. Каждый банк, который планирует осуществлять сделки ПФ, должен будет стать членом данной ассоциации и платить ей ежемесячные гарантированные взносы. Эти взносы будут формировать общий страховой фонд. Если в случае дефолта пострадает крупный проект, составляющий 10% от собственного капитала (исходя из максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков в размере 25%), банк сможет обратиться в ассоциацию за возмещением с целью покрыть связанные с проектом убытки или дофинансировать действующий проект до завершения антикризисного плана развития. Так банки смогут регулировать свои финансовые потоки наряду с денежными потоками проектов. Ассоциация по страхованию сделок, связанных с ПФ, может предпринять меры финансового оздоровления для значимых проектов, тем самым увеличивается ответственность каждого банка за качественную оценку ПФ. При создании данной структуры возможно установить дополнительный контроль за проектными подразделениями. В случае банкротства обособленного подразделения ПФ выплаты на все затраты, связанные с закрытием проектного подразделения, будет осуществлять ассоциация из средств общего фонда (включая выплату заработной платы и обязательные платежи в бюджет), а все имеющиеся проекты будут в порядке аукциона распределены между подобными подразделениями. В таком случае, с одной стороны, проектное подразделение закрывается легально, а с другой - финансирование проектов не прекращается, оно лишь откладывается до момента принятия решения, кому будут переданы данные проекты. Аукцион позволит привлечь дополнительные средства для финансирования перспективных проектов.

Данная ассоциация может быть создана как саморегулирующаяся организация при участии Ассоциации российских банков (АРБ), или структура государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», или государственная корпорация наподобие Агентства по страхованию вкладов.

Также мы предлагаем открыть единый информативный центр при ассоциации, который займется сбором всей необходимой информации по проектам, истории проектов и необходимыми маркетинговыми исследованиями. Часть средств от проведения аукциона будет направляться на оплату услуг информационного центра ПФ при подготовке проектов для продажи.

Таким образом, появится возможность одновременно осуществлять контроль за подразделениями ПФ и не прекращать финансирование проектов.

На сегодняшний день недостаточно развита законодательная база, существуют значительные налоговые и прочие ограничения [9,10], все это следует учесть при формировании условий для выделения ППФ в отдельное юридическое лицо — дочернюю аффилированную структуру:

Для регулирования ПФ нужно применять основы общего и банковского законодательства: Г ражданский кодекс, Налоговый кодекс, закон «О банках и банковской деятельности» [1], закон «Об акционерных обществах» [2], Трудовой кодекс, другие правовые акты [11 ].

В отсутствие закона о ПФ каждому проектному подразделению необходимо будет получить лицензию на осуществление деятельности в рамках банковского ПФ. Регулирующим органом могут выступить Министерство финансов или саморегулируемые организации, например АРБ [5].

Проектное подразделение следует создавать в форме самостоятельной кредитной организации, которая будет иметь собственную отчетность и соблюдать законодательные нормативы [12], установленные мегарегулятором.

Проектное подразделение развивается за счет участия материнской компании (банка) в его уставном капитале. Размер уставного капитала данной компании должен составлять не менее 45 млн руб. Данный расчет предложен

СТРАТЕГИИ БИЗНЕСА

анализ | прогноз | управление № і (і) 2013

электронный научна-экономический журнал сэр 50

с учетом минимального требования к капиталу банка в размере 180 млн руб. На сделки по ПФ в среднем приходится не более 1/5 от всех активных операций банка. Учитывая высокую рискованность ПФ, мы предлагаем установить долю ПФ от утвержденного минимального размера капитала банка на уровне 1/4 и определить требуемый размер капитала для проектного подразделения на уровне 45 млн руб.

Источником финансирования будут являться кредиты головного банка. Данный принцип схож с выделением лизинговых компаний в отдельные структуры банка. При этом свою маржу головной банк определяет самостоятельно. Мы предлагаем установить ее в размере не менее 1,5 %, это разность между процентной ставкой, установленной головным банком, и ставкой, предлагаемой проектным подразделением конечному заемщику.

Министерству финансов стоит разработать перечень приоритетных отраслей ПФ, где проектное подразделение может получить дополнительное финансирование, либо гарантии со стороны государства.

Необходимо разрешить участие проектных подразделений в финансировании на межбанковском рынке кредитования. Каждая из выделенных структур банковского ПФ должна иметь возможность привлечь финансирование от других банков, в том числе иностранных, и получить рейтинг кредитования. Структуры ПФ могут предоставлять кредитные средства друг другу, если они посчитают, что им выгоднее разместить свободные денежные средства в другие проектные подразделения и минимизировать риски, не участвуя в малоизученных, непрофильных проектах.

Обязательным условием для выделения ППФ является участие проектных подразделений в Ассоциации страхования сделок, связанных с ПФ. Наличие страхового фонда даст возможность поддержать не только сами подразделения ПФ, но и реализуемые ими проекты. У проектных подразделений будет дополнительное обязательство по внесению взносов, что будет дисциплинировать их работу на рынке и являться определенной формой контроля.

Передача данных о текущих заемщиках в Национальное бюро кредитных историй [5] позволит сократить объем потенциально просроченной задолженности, например не давать другим кредитным организациям рефинансировать проблемный кредит.

Пользуясь услугами единого информационного центра, члены ассоциации получат более полную информацию о кредитуемой отрасли, сегменте, регионе, а также об участниках сделки, в том числе о составах групп компаний и о наличии аффилированности с другими участниками ПФ в рамках уже действующих проектов.

Данные организации должны иметь возможность участвовать в программах Внешэкономбанка, в частности его дочерней структуры — МСП-Банка [8].

Отраслевую принадлежность и стратегию развития каждая структура ПФ должна выбирать сама. Стоит отметить, что желательно развивать те целевые отрасли, финансирование которых осуществляет головной банк в рамках стандартных кредитных проектов.

Руководителем проектного подразделения должно выступать доверенное лицо головного банка: вице-президент по корпоративному кредитованию, управляющий дирекцией и т.д. Его кандидатуру согласовывают акционеры или участники головного банка.

Для анализа финансового состояния компаний-поручителей, которые действительно работают на рынке, допустимо привлекать кредитных специалистов головного банка [6]. Это поможет сэкономить на постоянных издержках, которые подобное подразделение будет нести при найме высококвалифицированных специалистов.

При соблюдении вышеперечисленных критериев можно будет выделить ППФ в отдельную структуру, обеспечить соблюдение законодательных норм в соответствии с требованиями мегарегулятора. Благодаря усилению контроля над проектным подразделением повышается уровень доступности информации, необходимой для анализа проектов, что будет являться стимулом для увеличения объема сделок, реализуемых в рамках ПФ.

Список л ите ратуры:

1. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон № 395-1 от 02.12.1990 (ред. 12.10.2013) // КонсультантПлюс. ики http://www.consultant.ru/popular/bank/.

2. Об акционерных обществах: Федеральный закон №208-ФЗ от 26.12.1995 (ред. 06.11.2013 г.) // КонсультантПлюс. У^: http://www.consultant.ru/popular/stockcomp/.

3. Об обязательных нормативах банков: Инструкция Банка России от 3 декабря 2012 г. № 139-И // Гарант. У^: http://www.aarant.ru/products/ipo/prime/doc/70186876/.

электронный научно-экономический журнал стр 51

4. Асват Д. Инвестиционная оценка. Инструменты и методы оценки любых активов. 6-е изд. М.: Альпина паблишерз, 2010. 1338 с.

5. Ассоциация российских банков. ики http://arb.ru.

6. Беликов Т. А. Минные поля проектного финансирования: Пособие по выживанию для кредитных работников и инвесторов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 221 с.

7. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. Н. Барышниковой. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес»,2012.1008 с.

8. Внешэкономбанк. ики http://www.veb.ru.

9. Гусев К. Н. Инновационное развитие экономики России: ответы и вопросы // Банковское дело. 2012. № 8. С. 4448.

10. Давыдова А. В., Ильин И. В. Анализ тенденций развития проектного финансирования на мировом рынке и в России // Финансы и кредит. 2009. № 21. С. 17-22.

11. КонсультантПлюс. ики http://www.consultant.ru.

12. Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере кредитования / Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Кнорус, 2012. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.