Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
281
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / СМИ / RP ТЕХНОЛОГИИ / PUBLIC RELATIONS / MEDIA / RP TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Корончук Д.В.

В данной статье изучим актуальность исследования. Возникновение острой необходимости в обеспечении их информационно-аналитической поддержкой с целью достижения эффективного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF ACTIVITY REGIONAL AUTHORITIES FOR RELATIONS WITH PUBLIC

In this article, we will study the relevance of the study. There is an urgent need to provide them with information and analytical support in order to achieve effective management.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

УДК 659.4

Корончук Д.В. студент

ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

Липецкий филиал Россия, г. Липецк

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Аннотация: В данной статье изучим актуальность исследования. Возникновение острой необходимости в обеспечении их информационно -аналитической поддержкой с целью достижения эффективного управления.

Ключевые слова: связи с общественностью, СМИ, RP технологии.

Koronchuk D. V. student

Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration, Lipetsk Branch Russia, Lipetsk

IMPROVEMENT OF ACTIVITY REGIONAL AUTHORITIES FOR

RELATIONS WITH PUBLIC

Annotation: In this article, we will study the relevance of the study. There is an urgent need to provide them with information and analytical support in order to achieve effective management.

Key words: public relations, media, RP technology.

Одним из основополагающих принципов государственной политики, направленной на консолидацию общества, является открытость функционирования органов государственной власти и управления.

В связи с этим, для достижения оптимального управления всех уровней власти необходимо с одной стороны, обладать достоверной информацией о развитии общества, позициях различных социальных слоев и политических сил, что позволит принимать адекватные решения с учетом прогноза вероятных последствий и общественных реакций, а с другой, быть доступным для диалога с населением.

Значительную роль в этом процессе призваны сыграть службы по связям с общественностью. В последние годы подобные подразделения появились практически во всех органах государственной власти федерального, регионального и муниципального уровней.

Во многом от умения властных структур субъектов Федерации налаживать взаимодействие с гражданами зависит состояние социально-политических процессов в России, степень их демократизма.

В этой связи изучение организации деятельности служб по связям с общественностью в процессе выработки политико-административных решений на уровне субъектов Федерации является одним из приоритетных направлений современной российской политической науки.

Актуальность данного исследования определяется необходимостью совершенствования деятельности служб по связям с общественностью в процессе выработки политико-административных решений, как в центре, так и в регионах.

Состояние научной разработанности темы. Связи с общественностью -это неотъемлемая часть института управления, играющего значительную роль во всех сферах жизнедеятельности общества. Общетеоретические подходы к организации, организационного управления разработаны в исследованиях таких ученых И. Ансофф, А.А. Богданова, М.Вебер, Н.Винер, Г.Саймон, Ф.Тейлор, А.Файоль, Р.Фалмер. В зарубежной и в особенно американской литературе институт связи с общественностью - «паблик рилейшнз» - рассматривается как неотъемлемая часть эффективного управления любой организованной формы деятельности и является одной из классических тем.

Основная цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть деятельность служб по связям с общественностью в регионах России как необходимого условия выработки политико-административных решений, определить методы совершенствования этой деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:

- изучить концептуально-теоретические подходы, предложенные теориями формирования организации, выработать и предложить принципы и организационные структуры управления, наиболее оптимальные в деятельности службы по связи с общественностью;

- рассмотреть механизм функционирования политико-административного решения, особенности его выработки в органах исполнительной власти;

- проанализировать роль, специфику и тенденции развития служб по связи с общественностью в органах государственной власти регионального уровня;

- проанализировать проблемы формирования и использования системы информационных ресурсов для выработки политико-административных решений; разработать конкретные предложения и рекомендации для эффективного обеспечения работы служб по связи с общественностью на основе современных коммуникаций (Интернет);

- определить механизм функционирования общественных структур, в определенной степени реализующих задачи служб по связи с

общественностью в процессе выработки политико-административных решений.

Объектом исследования является деятельность региональных служб по связям с общественностью как система взаимоотношений между субъектом Федерации и населением.

Предметом исследования является участие региональных служб по связям с общественностью в выработке политико-административных решений.

Теоретико-методологическую базу исследования составили положения и выводы широкого спектра работ классических и современных авторов по проблемам теории «паблик рилейшнз». Также использовались положения общей теории организации, теории систем, теории организационного управления, теории принятия решений.

Методы исследования. В качестве ведущего метода используется системный подход, интегративный принцип которого позволяет исследовать «ПР» как целостную систему.

Эмпирическую базу исследования составили официальные документы органов власти, также использованы литературные источники, публикации в периодической печати и информационные передачи в электронных СМИ, а также информация, полученная из всемирной компьютерной сети Internet.

Авторские пути решения проблемы заключаются в следующем. Для выработки адекватных политико-административных решений необходимы организационно-оформленные структуры по связи с общественностью, способные к систематическому, стратегически выверенному взаимодействию. Анализ организации деятельности региональных органов служб по связи с общественностью позволяет говорить о неоднородной включенности их в управленческий процесс в зависимости от сложности решаемых задач в системе исполнительной власти.

В современных политических условиях региональные службы по связи с общественностью исполнительной власти имеют свои особенности и специфику.

Использование новых информационных технологий создает условия для повышения эффективности работы служб по связи с общественностью в системе исполнительной власти, обеспечивая достижение наилучшего результата по качественным критериям, значимым как для субъекта политической власти, так и для общества в целом.

Для успешного продвижения по пути реформ, учитывая интересы различных общественных объединений и социальных групп, исполнительная власть формирует систему взаимодействия с общественными структурами, в определенной степени, реализующими задачи служб по связи с общественностью в процессе выработки политико-административных решений.

Теоретическая значимость исследования определяется наличием теоретических подходов (системного, информационного, технологического)

к осмыслению такого политико-административного процесса как организация службы «паблик рилейшнз» в системе исполнительной власти, которые позволяют разрабатывать новые теоретико-организационные конструкции с учетом реально складывающихся взаимоотношений государства с гражданским обществом.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные результаты и выводы могут найти применение при выработке рекомендаций теоретического и прикладного характера по оптимизации служб «паблик рилейшнз» в процессе принятия политико-административных решений в России и субъектах Российской Федерации, способствовать совершенствованию деятельности этих структур.

В российской политологии усилилось внимание к проблемам выработки решений как специфическому направлению науки управления. Российские ученые выработку решений в основном рассматривают в связи с другими категориями политической науки: через формирование политических институтов, гражданского общества, становление и развитие многопартийности, парламентаризма, института президентства, технологии организации и проведении выборов и т.д.

Современное состояние развития теории информации, информатики, коммуникавистики, информационно-аналитических технологий,

компьютерных технологий, компьютерных методов моделирования открывает новые подходы к информационному обеспечению политического управления1.

Тем не менее, научную разработанность исследований, связанных с деятельностью служб по связям с общественностью в процессе выработки политико-административных политических решений, нельзя признать достаточной. Необходимы обобщающие научные труды, в которых всесторонне был бы проанализирован этот процесс.

Поиск путей повышения эффективности обеспечения согласования региональных и государственных интересов, делает объективно необходимым исследование роли служб по связи с общественностью, раскрытие и показ их участия в выработке политико-административных решений.

Особенности PR-деятельности в системе органов государственной власти в Российской Федерации.

Говоря об особенностях PR-деятельности в системе органов государственной власти в Российской Федерации, нельзя не согласиться с мнением некоторых исследователей в области связей с общественностью и политического управления, что в психологическом и нравственном смысле общество не готово к политическому диалогу. Традиционно сложившаяся в России изоляция власти от общества, существовавшая раньше в силу закрытости государственных органов власти и управления и частично

1 Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов.М.: Инфра, 1997. С. 89.

преодоленная в период демократических преобразований, сменилась агрессивно-отвергающим отношением общества к элементам открытости со стороны власти и управления.

Потребность в организации связей с общественностью в государственных структурах обусловлена рядом объективных причин, связанных со становлением демократических политических институтов и гражданского общества в России, требующих изменений во взаимоотношениях граждан и их объединений с государством. В таких условиях государство уже не может выполнять свои функции, не взаимодействуя с гражданским обществом и рядовыми гражданами, не завоёвывая их поддержки и одобрения при принятии политических решений.

Государственный PR качественно изменился и в результате массового использования интернет-технологий. Значительная часть крупных сетевых СМИ созданы либо модернизированы и поддерживаются близким к Администрации Президента РФ Фондом эффективной политики.

Цель создания государственных сетевых СМИ очевидна: удешевить и сделать более эффективным процесс продвижения информации, в которой заинтересована власть. Для решения этой проблемы «посредством традиционных медийных и PR-технологий необходим либо мощный информационный повод, либо массированное информационное давление на аудитории». Интернет - проще, эффективнее, дешевле. По предположениям ряда аналитиков, на финансирование долгосрочных государственных интернет-проектов направляются средства федерального бюджета РФ2. Будучи средствами групповой коммуникации, сетевые СМИ служат инструментом влияния структур государственного PR на наиболее активную часть населения - группы пользователей Интернета.

Государственный PR благодаря усилиям «технологов подавления» оказался заложником «политики ходов». Власть вынуждена постоянно выступать с более или менее краткосрочными инициативами, которые, при соответствующем PR-сопровождении, в целом благоприятно воспринимаются населением и поддерживают рейтинг доверия федеральным и региональным властям. Решение реальных (и долгосрочных) проблем российской экономики - таких, как жилищно-коммунальная реформа, например, - никогда не будет при таком подходе к информационной политике актуальным.

Интернет как канал распространения PR-информации органов государственного управления.

Сегодня Интернет является одним из официальных каналов распространения PR-информации органов государственного управления и, соответственно, сетевая активность органов государственного управления имеет статус одного из направлений государственной политики. Это подтверждается включением в функции структурных подразделений органов

2 Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. М.: Социс, 1998. С. 47.

государственного управления обязанностей по поддержанию официального Интернет-представительства.

Однако, как представляется, органы государственного управления используют свои Интернет-представительства преимущественно для односторонней коммуникации и не в полной мере используют возможности Интернет-коммуникации. На сегодняшний день, в целом, не все органы государственного управления поддерживают свои Интернет-представительства в активном состоянии и публикуют информацию в соответствии с нормативными требованиями, несмотря на все видимые преимущества этой дополнительной возможности ведения конструктивного диалога с общественностью.

Пресс-служба в органах власти должна быть не пропагандой успехов администрации, из личных предложений и пристрастий которой строится сама программа действий, а непосредственным «средством связи» между чиновниками и гражданами страны. Поэтому нужно увеличивать количество квалифицированных специалистов по связям с общественностью, чтобы они постарались сделать современную систему управления более открытой и не допускали противостояния населения и власти3.

Для наиболее эффективной работы PR-служб в государственных органах власти на основе исследуемого материала автором выработан ряд рекомендаций:

- Формулировка конкретных целей и программы PR-служб;

- Контроль подаваемой информации;

- Создание специальных инструментов влияния на подачу информации общественности;

- Развитие системы встреч, как диалога между властью и населением;

- Виртуализация государственных органов;

- Увеличение количества квалифицированных специалистов по связям с общественностью.

Таким образом, усилия PR-служб направлены на разъяснение обществу легитимности действий институтов и органов власти, согласование экономических и социально-политических интересов, разрешение общественно-политических конфликтов. Организация и поддержание открытого диалога власти и общества средствами паблик рилейшнз, в конечном итоге, помогает оптимизировать процесс реформирования и приводит к стабильности государства.

Доверие государству и понимание со стороны общества может быть достигнуто только в том случае, если государственные органы сами стремятся в максимально допустимых пределах предоставлять обществу объективную информацию о своих решениях и действиях, положении в стране, то есть следовать принципам информационной открытости и

3 Василенко В.И., Василенко Л.А. Интернет в системе государственной службы. М.: РАГС, 1998. С. 87.

прозрачности деятельности. И решение этих задач во многом определяется эффективностью информационного управления, реализуемого PR-службами аппарата государственных органов, о чем ясно говорят тенденции современного развития отношений общества и государства.

Однако сегодня многие госучреждения не торопятся создавать подразделения PR, причины тому следующие:

- недоверие к службам PR как к неконкретной сфере, требующей дополнительных финансовых затрат;

- многие руководители органов власти считают, что осуществление связей с общественностью - это их собственная прерогатива, успешно ими решаемая и не требующая использования профессиональных и компетентных специалистов;

- боязнь привлечения внимания общественности к спорным вопросам и недооценка необходимости учиться жить и работать в новом социокультурном режиме рыночных отношений, при котором значительно расширяются сферы влияния общественного мнения и деятельности коммерческих и общественных структур.

Очевидно, что в настоящее время уже сформировалась потребность в создании диалоговой модели коммуникации между государством и обществом, осознание которой характерно для всех основных ее участников: чиновников, журналистов и самого населения.

Характеристика PR-служб органов государственной власти и управления на региональном уровне.

Напомним, что региональный уровень власти в Российской Федерации - это 83 субъекта федерации: 21 республика, 46 областей, 9 краев, 1 автономная область, 4 автономных округа, 2 города федерального значения и соответственно имеющиеся у них подразделения по связям с общественностью (СО).

Местное самоуправление - это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, исходя из интересов всех жителей данной территории4. Территориальную основу местного самоуправления составляют муниципальные образования. Это территории, в границах которых совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов.

В Российской Федерации существуют пять видов муниципальных образований5:

- муниципальный район (несколько городских и (или) сельских поселений);

- сельское поселение (один или несколько сельских населенных пунктов);

4 Об основах государственной службы Российской Федерации: Закон РФ // Российская газета. -1995. №149.1.

5 Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. М.: Норма, 1994. С. 74.

- городское поселение (один город или поселок городского типа с прилегающими населенными пунктами сельского или городского типа);

- городской округ (городское поселение, не входящее в состав муниципального района);

- внутригородская территория города федерального значения (часть территории города федерального значения - Москвы или Санкт-Петербурга).

Задачи и функции PR-служб органов государственной власти и управления на федеральном уровне являются своего рода образцом и моделью для определения задач и функций - естественно в пропорционально уменьшенном масштабе - подразделений по СО органов государственной власти и управления на региональном и муниципальном уровнях.

Если говорить о пресс-службах органов государственной власти на региональном и муниципальном уровнях, то до сих пор отсутствуют регламенты, определяющие единые правила в названиях этих подразделений и их организационно-штатном наполнении. Функции подразделений по связям с общественностью па региональном и муниципальном уровнях зависят от поставленных перед ними задач и имеющихся в их распоряжении материальных ресурсов.

В этой связи заслуживает внимания идея, высказанная одним из авторитетных российских ученых в сфере связей с общественностью А. Н. Чумиковым. В оценке "функционала" он предлагает ввести понятие минимальной достаточности, при которой может реализовываться PR-функция. Этот минимум функций сводится к следующему6:

- оперативное и полное информирование граждан о деятельности организации, в том числе при помощи СМИ;

- подготовка для СМИ и распространение официальных сообщений, заявлений и иных информационных (журналистских) материалов, посвященных деятельности организации;

- подготовка и передача в СМИ разъяснений и комментариев специалистов, экспертов и авторов решений и действий организации;

- аккредитация журналистов, освещающих деятельность данной организации;

- оказание содействия аккредитованным журналистам, а также корреспондентам, выполняющим задание по сбору материалов для публикаций, теле- или радиопередач;

- подготовка пресс-бюллетеней, пресс-релизов, обзоров тематической информации;

- подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами;

- анализ материалов прессы, радио и телевидения о деятельности организации и ее руководителей;

6 Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика. М.: ДЕЛО, 2007. С. 54.

- подготовка (по мере необходимости) опровержений и разъяснительных писем по поводу недостоверных публикаций.

Что касается характера взаимоотношений между местными органами власти и населением, то А. Н. Чумиков предлагает разделить их на три категории: рутинные, позитивные и внешние7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Рутинные отношения являются результатом ежедневной работы местного органа власти. Например, решение вопросов неоплаты счетов за коммунальные услуги, штрафы, получение лицензий и пр.

- Позитивные включают в себя функции местных органов власти обучать, поощрять и награждать различные группы населения. Например, награждение самого выдающегося человека в городе.

- Внешние взаимоотношения возникают, когда людей приглашают поучаствовать в работе государственной организации или дать рекомендации.

Отметим некоторые особенности работы PR-структур па региональном и местном уровнях. Одна из них заключается в том, что, наряду с классическими формами и методами деятельности, PR-службы на муниципальном (в большей степени) и региональном (в меньшей степени) уровнях более широко используют технологии "выход в народ".

Руководитель субъекта вводит правило ежедневного либо еженедельного посещения ("объезд" в сопровождении свиты и приписанного пула журналистов) различных объектов промышленного (строительство или ввод нового предприятия), сельскохозяйственного (фермы, приусадебные хозяйства), образовательного (вузы, школы, детские сады), научного (НИИ, научные кластеры и хабы), транспортного (вокзалы, аэропорты, крупные развязки дорог) и другого направления.

Руководитель "выходит в народ", напрямую и непосредственно общается с разными категориями целевых аудиторий на объекте их деятельности (начальники, проектировщики, рабочие, педагоги, воспитатели и т.д.). Организуются живые и эксклюзивные интервью руководителя, представителей сопровождающих его заместителей и экспертов, "выходцев из народа", которые широко освещаются в региональных (местных) СМИ.

На федеральном уровне такая технология хотя и используется руководством и чиновниками государственных органов, но значительно реже, чем на местном и региональном уровнях8.

Причина заключается в том, что местная власть обладает качеством "социальной контактности": она более приближена к населению и к конкретной личности, непосредственно связана с реальными системами жизнеобеспечения человека (продовольствие, медицинское обеспечение, жилье, проблемы ЖКХ и т.д.) на конкретной территории. Общественность как совокупность различных категорий населения "на местах" оценивает,

7 ЧумиковА.Н., Бочаров М.П. Государственный РЯ. Связи с общественностью для госудапрственных организаций и проектов. М.: Инфра-М, 2012. С. 45.

8 Иванченко Г.В. «Реальность паблик рилейшнз» / Под общ. ред. Леонтьева Д.А. М.: Смысл. 1999. С. 204.

насколько принципы и приемы деятельности власти соотносятся с общественными интересами и адекватно их отражают. Именно этот уровень публичной власти справедливо считается основой российской системы народовластия и становления гражданского общества в нашей стране.

Доверие к конкретным руководителям на местах, понимание и поддержка проводимой ими политики, вовлечение населения в реализацию государственных проектов на данной территории - это приоритетные задачи РЯ-служб на региональном и местном уровнях, решение которых, в конечном итоге, формирует отношение к власти в стране в целом.

Следующая особенность деятельности PR-служб в органах власти и управления на региональном и местном уровнях заключается в том, что руководители этого масштаба зачастую понимают цель и главную задачу "связей с общественностью" как пропаганду успехов и достижений их администрации и, разумеется, ее главы (губернатора, мэра, префекта и т.д.). При таком подходе к коммуникационной политике в ход пускается известная в связях с общественностью "модель властвования и подчинения".

Руководители регионов и муниципальных образований, применяя имеющиеся в их распоряжении ресурсы (материальные, финансовые, административные, законотворческие и др.), используют PR-службы как средство односторонней асимметричной отфильтрованной по содержанию коммуникации и, в конечном итоге, как инструмент манипулирования мнением общественности на местах. Поэтому одна из актуальных проблем РЯ-структур органов государственной власти на региональном и муниципальном уровнях - это переформатирование модели их деятельности. Речь идет о превращении их из вспомогательного инструмента пропаганды в полноправную структуру коммуникационного менеджмента, участвующую в разработке информационной политики органа власти, ее планировании и реализации без какого бы то ни было давления сверху.

Еще одна особенность организации работы PR-структур на субъектном (региональном) уровне заключается в том, что они, как уже отмечалось выше, в известной степени дублирует работу органов федерального уровня, но отличаются по масштабам, охвату целевых аудиторий и задействованным ресурсам. Государственные органы субъектного уровня могут и, как правило, являются учредителем государственных региональных СМИ и источником их бюджетного финансирования (вспомним: "кто платит, тот и музыку заказывает").

Рекомендаций эффективной PR-деятельности в региональных органах

власти.

Исходя из всего вышесказанного, как представляется, можно выделить несколько рекомендаций эффективной PR-деятельности в органах государственной власти:

- Формулирование ясных целей и четкой программы PR-служб государственных органов.

- Концентрация информационного потока, тщательный внутриведомственный / межведомственный контроль за полнотой и достоверностью, сообщаемой СМИ информации.

- Создание специальных инструментов влияния на информационный поток (например, тематических отраслевых полос в ведущих периодических печатных СМИ), способных выполнять задачи «точечного» воздействия на общественное мнение.

Особую роль для эффективного государственного PR занимают мероприятия, позволяющие населению воспринимать органы власти не как бюрократические учреждения, а как организации, нацеленные на сотрудничество с жителями в самых различных сферах. Необходимо развивать систему встреч с населением в крупных городах: для федерального уровня - с участием должностных лиц Правительства, министерств; в районных центрах - для регионального уровня с участием сотрудников администрации региона, руководства департаментов, комитетов, депутатов всех уровней, а также шире применять публичные слушания при решении наиболее актуальных вопросов. Подобные формы взаимодействия будут символизировать нацеленность органов власти на сотрудничество и позволят уже на этапе подготовки решений исключить конфликтные ситуации. Очень перспективным направлением развития PR-деятельности государственных органов власти является их виртуализация (портал государственных услуг; блоги первых лиц государства, глав регионов, руководителей министерств и ведомств; официальные твиттер-аккаунты Президента РФ, органов государственной власти). Интернет - это мультисервисная среда массовой коммуникации, предоставляющая множество каналов для передачи PR-сообщений9. Использование Интернета в PR-деятельности делает органы государственного управления более информационно-прозрачными и открытыми для общественности, значительно упрощает взаимодействие с общественностью.

Подводя итог исследовательской работе, автор считает необходимым сделать следующие выводы.

Проведенный в ходе исследования анализ механизма совершенствования деятельности служб по связям с общественностью региональных органов власти Российской Федерации в процессе выработки политико-административных решений как на общетеоретическом, так и на конкретно-эмпирическом уровне, позволяет сделать ряд основополагающих выводов.

Быстрый рост современных организаций и уровень их сложности, разнообразие выполняемых операций привели к тому, что рациональное осуществление функций управленческого процесса стало исключительно

9 Пашенцев E.H. Связи с общественностью: мировая практика и современная Россия. М.: ИТРК РСПП., 2000. С. 54.

трудным делом, но в тоже время еще более важным для успешной работы организации.

Обобщая многочисленные исследования различных авторов, можно констатировать, что организация — это комплекс взаимосвязанных элементов, к которым относят: во-первых, цель, задачу (или задачи); во-вторых, разработку системы мероприятий для реализации цели и разделения задачи на отдельные виды работ, которые могут быть поручены определенным членам внутри организации; в-третьих, интеграцию отдельных работ в соответствующих подразделениях, которые могли бы их координировать различными средствами, включая сюда и формальную иерархическую структуру; в-четвертых, мотивацию, взаимодействие, поведение, взгляды членов организации, которые отчасти определяются мероприятиями, направленными на реализацию ее целей, а отчасти же носят личный, случайный характер; в-пятых, такие процессы, как выработка решений, коммуникации, информационные потоки, контроль, поощрение и наказание, имеющие решающее значение для обеспечения выполнения целей организации; в-шестых, единую организационную систему, которая понимается не как особый дополнительный признак, а как внутренняя согласованность, которая должна быть достигнута между всеми вышеуказанными элементами организации.

На взгляд автора, чтобы справиться с неизбежным ростом числа операций и их усложнением, организация должна основывать свою деятельность на системном подходе. При формировании организации службы по связям с общественностью необходимо представлять организацию не как состоящую из изолированных частей, а в виде элементов, которые связаны между собой и связаны с элементами других подсистем; знать взаимосвязи между ними и их возможные взаимодействия. Это определит эффективность работы организации в целом. Основная задача организации состоит в том, чтобы объединить эти индивидуальные, часто противоречивые функции в организованную систему, в которой деятельность всех частей направлена на достижение общих организационных целей.

Функциональной сущностью государственного управления является выработка политико-административных решений, обеспечивающих реализацию целей субъекта политики. Процесс выработки политико-государственных решений в реальной практике далеко не всегда укладывается в рамки теоретически выделенных операций, но в нем есть элементы, которые необходимы во всех случаях и потому «присутствуют» практически во всех схемах. К таким элементам автор относит следующие процедуры: «выработка цели стратегии», «идентификацию и анализ проблем», «разработка и обоснование вариантов действия», «организация политического действия».

Исследование механизма выработки и принятия политико-административных решений позволяет выявить возможность и фактический уровень участия служб по связям с общественностью в этом процессе.

Задачей деятельности служб по связям с общественностью в процессе выработки политико-административных решений является повышение удовлетворенности деятельностью государственных органов власти и управления со стороны различных слоев общества, что обеспечит массовую поддержку политико-административных решений, рост доверия к проводимой ими политике и активное участие самих граждан в осуществлении управления.

Эффективная работа служб «паблик рилейшнз» в процессе выработки политико-административных решений на нынешнем этапе существенно затрудняется сегодня серьезным обстоятельством, поступающие рекомендации или информация редко используются для оптимизации принимаемых решений и не рассматривается как ее ресурс. В нашей все еще жесткой системе управления вообще нет традиции подходить к принятию решений как к постоянному выбору альтернатив по критериям оптимальности. Соответственно, информация, которая артикулирует служба по связям с общественностью, во многом продолжает рассматриваться как инструмент тактический: она нужна для обоснования и, в лучшем случае, уточнения принимаемых решений, а не для того, чтобы усомниться в самих этих решениях, их исходных посылках.

Непременным условием для оптимальной работы служб «паблик рилейшнз» должно быть непосредственное участие их сотрудников в той деятельности, которую они обслуживают. Поэтому во главе направлений должны стоять специалисты, пользующиеся доверием руководителей и рассматриваемые ими как полноправные «члены команды». Только так можно достичь необходимой «настройки» аналитической работы на реальные процессы выработки политико-административных решений.

Необходимо признать, что в России еще не накоплен достаточный опыт обслуживания выработки политико-административных решений службами «паблик рилейшнз» для анализа альтернатив и представления ее в соответствующем виде лицу, принимающему решение. Это до сих пор остается искусством, а не технологией, как в аналогичных западных системах, (хотя нельзя сказать, что в этом направлении работа не ведется). Соответственно нет и опыта по информационному обеспечению разработки альтернативных сценариев. Мало практического опыта составления прогнозных разработок с использованием интерактивных подходов, теоретико-игровых моделей и т.п. в регионах.

Характер распределения властных полномочий внутри системы исполнительной власти показывает, насколько учитываются или игнорируются интересы основной массы общества, насколько он позволяет адаптироваться к изменениям и требованиям внутри общества, обеспечивая тем самым стабильность и нормальное функционирование системы

государственного управления посредством выработки и принятия политико-административных решений.

Процесс адаптации структур общественных связей на Российской почве является непростым и сопровождается многими проблемами: это и недопонимание назначения подобных подразделений управленцами высшего ранга в регионах России, и отсутствие профессионально подготовленных специалистов. Эффективность структур общественной связи зависит от потенциала специалистов и одновременно от уровня развития социума, готовности пользоваться сложными технологиями общественных связей.

Общественно-политические преобразования в регионах Российской Федерации способствуют сохранению консервативных тенденций, связанных с гипертрофированным авторитетом губернаторов и, как следствие, применением авторитарных методов воздействия на общественность. Нынешняя власть регионального уровня способна оказывать влияние на все сферы общественной жизни региона при внешнем соблюдении демократических норм. В этом заключается специфика развития социально-политических процессов в российской провинции.

Острота накопившихся в реформируемой России проблем повышает требования к обоснованности политико-административных решений. Это связано с выбором целей развития, выработкой стратегий действий, учитывающих будущее развитие ситуаций.

В условиях формирования рыночных методов хозяйствования, развитие региональной информационной системы является одним из важнейших факторов управляемости общества.

Эффективность использования информационных ресурсов в значительной мере определяется их доступностью, что напрямую связано с технологией доставки информации пользователю. Среди множества вариантов телекоммуникационных технологий бесспорным лидером за последние годы стал Internet. Он стал важнейшим элементом информационной инфраструктуры мирового сообщества.

Российский сегмент сети Интернет для исполнительной власти становится одним из методов работы служб «паблик рилейшнз». Интернет предлагает ряд функциональных решений, базирующихся на отработанных, принятых всем миром технологиях, максимально приспособленных к процессу демократизации управления, которые в сочетании с современными принципами управления могут оказать существенное воздействие на весь механизм функционирования государственной службы.

В администрациях регионов необходимо предъявлять требование к структурным подразделениям предоставлять информацию по различным разделам своей деятельности в службу «паблик рилейшнз», для размещения на серверах. Служба «паблик рилейшнз» должна обеспечить открытый, постоянный, непрерывный доступ к информации для всех граждан. Для этого необходимо принятие соответствующих нормативных документов и подзаконных актов, регламентирующих порядок формирования и

поддержания государственных информационных ресурсов и доступа к ним граждан.

Использованные источники:

1. О средствах массовой информации: Закон РФ от 27 декабря 1991// СПС Консультант Плюс

2. Об основах государственной службы Российской Федерации: Закон РФ // Российская газета. -1995. №149.1.

3. Алешина И. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетологов. М.: Инфра, 1997. 323 с.

4. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость (теоретико-прикладной анализ). М.: РАГС, 1996. 223 с.

5. Анохин М.Г., Комаровский B.C. Политика: возможность современных технологий. М.: РАГС, 1998. 312 с.

6. Антипов К.В., Баженов Ю.К. Паблик рилейшнз для коммерсантов. М.,2000.

7. Блажнов Е.А. Паблик рилейшнз. М.: Норма, 1994. 207 с.

8. Борисов Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. М.: Социс, 1998. 401 с.

9. Василенко В.И., Василенко JI.A. Интернет в системе государственной службы. М.: РАГС, 1998. 224 с.

10. Доти Дороти И. Паблисити и паблик рилейшнз. М.: Норма, 1996. 198 с.

11. Иванченко Г.В. «Реальность паблик рилейшнз» / Под общ. ред. Леонтьева Д.А. М.: Смысл. 1999. 405 с.

12. Пашенцев E.H. Связи с общественностью: мировая практика и современная Россия. М.: ИТРК РСПП., 2000. 332 с.

13. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика. М.: ДЕЛО, 2007 227 С.

14. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Государственный PR. Связи с общественностью для государственных организаций и проектов. М.: Инфра-М, 2012. 417 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.