Научная статья на тему 'Связи с общественностью как социальный механизм взаимодействия власти и общества'

Связи с общественностью как социальный механизм взаимодействия власти и общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5191
573
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Галина Ивановна

В настоящее время важнейшей проблемой российской власти является низкий уровень доверия граждан к деятельности государственных учреждений. По данным ВЦИОМ в 2008 г., менее всего население доверяет профсоюзам 24%; судебной системе 26%; политическим партиям 27%; Совету Федерации 28%; правоохранительным органам 34%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Герасимова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Связи с общественностью как социальный механизм взаимодействия власти и общества»

#

09’2008

ВЛАСТЬ

33

Галина ГЕРАСИМОВА

связи с общественностью как социальный механизм ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА

В настоящее время важнейшей проблемой российской власти является низкий уровень доверия граждан к деятельности государственных учреждений. По данным ВЦИОМ в 2008 г., менее всего население доверяет профсоюзам - 24%; судебной системе - 26%; политическим партиям - 27%; Совету Федерации - 28%; правоохранительным органам - 34%.

ГЕРАСИМОВА

Галина

Ивановна —

Тюменский

государственный

нефтегазовый

университет

Преодоление сложившейся ситуации возможно при условии роста профессионализма государственных служащих, их умения вести диалог с населением, взаимодействовать и устанавливать контакты с различными социальными группами. Без поддержки государственных решений со стороны населения реформирование осуществить невозможно, поэтому изменение взаимоотношений между властью и гражданами становится актуальной задачей социально-политического управления.

В отношениях между властью и обществом назрела необходимость перехода от технологий воздействия к технологиям взаимодействия, а также учета общественного мнения и создания условий для привлечения граждан к принятию управленческих решений, особенно на местном уровне. Право граждан на получение информации, учет их позиции, предложений, привлечение к участию в подготовке решений может быть реализовано с помощью связей с общественностью (паблик рилейшнз, PR). Использование знаний и умений в этой области способствует установлению обратной связи с населением, которая отвечает принципу субсидиарности, то есть передачи полномочий и ресурсов на более низкие, близкие к населению, управленческие уровни.

В органах государственной власти связи с общественностью являются «многофункциональной системой..., включающей в себя два аспекта. Во-первых, ... теоретическая работа с целью выработки рекомендаций для высшего руководящего звена. Во-вторых, ...практическая работа по оценке двустороннего потока информации с широким использованием финансовых и материально-технических средств, а также специальных форм и методов образовательно-воспитательного воздействия на массовое сознание и поведение людей, социальных групп, объединений и институтов»1.

В настоящее время воздействие властных структур направлено на различные группы населения с целью изменения их мнения и отношения без учета их интересов и позиции. Связи с общественностью как технология взаимодействия предполагают установление равноправного диалога, при котором возможен учет интересов и пожеланий населения как равноправного участника процесса управления. Связи с общественностью в органах власти призваны наладить механизм использования коммуникативного потенциала — важного ресурса реализации государственной политики.

1Русаков А. Ю. Связи с общественностью в государственных структурах. Уч. пособие. — СПб.: «Изд-во Михайлова В.А.», 2006, стр. 33

ф

34_______________________ВЛАСТЬ___________________09’2008

Возможности паблик рилейшнз заключаются не только в том, чтобы задействовать средства массовой информации, но и в способности общаться с населением напрямую, объясняя свои решения, выявляя запросы и выясняя позиции различных социальных групп.

Через структуры власти передается новостная информация, адресованная обществу, а также послания, направленные на активизацию деятельности граждан, их продуктивное участие в решении проблем своего государства, региона, территории. В основе взаимодействия общественности и органов власти лежит принцип коллективной ответственности, требующий делового партнерства и сотрудничества между населением, народными избранниками, представителями исполнительной власти. Главная цель этого взаимодействия — развитие гражданского сознания и создание благоприятного общественнополитического климата.

Практика показывает, что сегодня наибольшее внимание уделяется освещению деятельности власти в СМИ. Пресс-службы и другие информационные структуры распространяют информацию о работе органов власти среди населения, не обеспечивая обратную связь. Социальный контроль за деятельностью ветвей власти практически не производится. Редко исследуется общественное мнение, которое является необходимым условием принятия управленческих решений. Более совершенный этап взаимодействия — декларируемый диалог. На этом этапе органы власти имеют показательные планы и программы взаимодействия с населением, однако в них преобладают количественные характеристики, а коммуникации организуются лишь с целью убеждения общественности в правильности принятых властью решений. Реально во взаимодействии принимает участие незначительная часть населения.

Идеальной является двусторонняя симметричная коммуникация в форме диалога. Она характеризуется высокой степенью вовлеченности населения в управленческие процессы. При взаимодействии учитываются современные научные достижения в области теории коммуникации, администрирования, социального проектирования. Власть не только осознает необходимость развития контактов с населением, но и умеет их организовать,

использует обратную связь для принятия стратегических и оперативных решений.

Технологические приемы связей с общественностью, которые успешно могут быть использованы в органах власти, самые разнообразные. Прежде всего это потенциал средств массовой информации, которые благодаря своим возможностям в передаче интересов самых разнообразных групп и слоев населения доминируют в системе социального представительства интересов граждан. Технические возможности СМИ в состоянии обеспечивать интерактивную связь между коммуникаторами, делать достоянием общественности значимые социальные проблемы, мобилизовать граждан на их реализацию, доводить мнение различных социальных групп до чиновников всех уровней.

Все большую роль в вопросе открытого взаимодействия власти и общества играет Интернет. Наиболее значимым достижением этого направления является так называемое электронное правительство, т.е. система интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи Интернета. Системы электронного государственного управления помогают повысить эффективность работы правительства за счет повышения точности, полноты, оперативности и достоверности накапливаемой информации; обеспечения высокой степени контроля за исполнением решений и поручений правительства другими государственными структурами; снижения накладных расходов государственного управления; улучшения качества услуг; сокращения бюрократических барьеров и др.

Данные технологии нашли широкое применение в развитых странах Европы и США. Например, в США (штат Вашингтон) с 1998 г. существует онлайновый доступ к услугам всех государственных учреждений1. Граждане, частные компании имеют возможность по Интернету платить налоги, продлевать водительские удостоверения, записывать детей в школу, получать свидетельства о рождении ребенка или о смерти близких, находить невостребованную собственность. Новые проекты электронного правительства активно реализуются в

1 Новоскольцев В. Краткий обзор концепций информационного общества // www.neweurope.ru/ prmt/docs/review; http://access.wa.gov

#

09’2008__________________ВЛАСТЬ_________________________35

Великобритании и Канаде. Результатом учета новых возможностей явилось провозглашение Европейской Комиссией проекта «Электронная Европа».

В России в 2001 г. принята Федеральная целевая программа «Электронная Россия», но о формировании электронного правительства пока говорить рано. Планируется, что все властные структуры Российской Федерации создадут свои интернет-сайты, которые станут составными частями единого государственного веб-портала. В настоящее время открыты официальные сайты Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Государственной Думы РФ и т.д. В Тюменской области существует официальный портал органов государственной власти Тюменской области и официальный сервер Администрации г. Тюмени. Данные представительства содержат информацию о событиях, происходящих на региональном и местном уровне, в государственных органах власти и органах местного самоуправления. На официальном портале Правительства Тюменской области существует возможность написать письмо губернатору; на официальном сервере Администрации г. Тюмени — оставить обращение по какому-либо вопросу.

Удачных примеров реализации программы «Электронная Россия», при огромных возможностях Интернета, в настоящее время существует немного, и потенциал этого направления далеко не исчерпан. В частности, стремительно развивается блогосфера, предоставляя возможность интерактивного взаимодействия с представителями различных категорий гражданам. «Блог (weblog) — это вид сайта, который представляет собой сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке»1.

Технологии паблик рилейшнз в государственных органах должны реализовываться с учетом интересов всего населения страны и на постоянной основе. В соответствии с трехуровневой организацией государственного управления (федеральный, субъектный/региональный, местный уровни) можно говорить и о специфике их применения. Так, на

1 Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика. — М., «Дело», 2006, стр. 408

федеральном уровне целесообразно уделять больше внимания взаимодействию со СМИ, аналитической и прогностической деятельности.

Региональные отделы по связям с общественностью не должны дублировать работу органов федерального уровня, а более пристальное внимание уделять непосредственным контактам с общественностью. Это могут быть приемы граждан по личным вопросам, посещения предприятий и учреждений, формальные и неформальные встречи с сотрудниками, различного рода расширенные совещания с привлечением тех или иных групп общественности, общественные слушания, презентации социальных проектов, публичные дебаты по актуальным общественным проблемам и т.д.

Для органов местного самоуправления большое значение приобретают технологии организации специальных событий и личные контакты с населением, работа общественных советов при главах муниципального образования, взаимодействие с некоммерческими организациями, с другими учреждениями третьего сектора.

Изучение общественного мнения как проявления «общественного сознания, в котором отражается отношение (оценка) больших социальных групп (народа) к актуальным явлениям, представляющим общественный интерес, на основе существующих общественных отноше-ний»2 является важным направлением паблик рилейшнз. Его изучение требует постоянной работы (мониторинг, анализ, определение адекватных форм воздействия). Общественное мнение способствует побуждению субъекта управления к принятию решений в интересах социальных общностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примерами учета общественного мнения является изменение маршрута прибайкальского нефтепровода, которое произошло во многом благодаря многочисленным акциям протеста экологических общественных организаций, конструктивное сотрудничество инициативных групп автомобилистов с законодателями при принятии поправок в Правила дорожного движения.

В целом общественное мнение является показателем адекватности решений

2 Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В.Осипова. — М.: «Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М», 1998., стр. 290

ф

36_______________________ВЛАСТЬ___________________09’2008

государственных органов тем ожиданиям, которые существуют у различных социальных групп. Недоверие населения к власти, апатичность, бурная реакция на определенного рода решения — важнейшие симптомы несложившихся отношений между властью и обществом.

Технологии паблик рилейшнз могут быть использованы в качестве коррелирующего механизма взаимодействия, основанного на компромиссе и взаимопонимании. Положительно зарекомендовали себя в государственных паблик рилейшнз публичные консультации, которые являются механизмом определения потребностей общественности. К сожалению, эта сфера деятельности в России развита слабо. Поэтому возникает необходимость изучения иностранного опыта взаимодействия с общественностью, методов публичных консультаций, их интеграции в процесс принятия управленческих решений в органах муниципального и государственного управления. В разных странах их называют по-разному: «общественное участие» (citizens. participation), «вовлечение общественности» (public involvement), «публичные консультации» (public consultations).

В США существует так называемое «жюри граждан», а в Великобритании — «гражданский воркшоп»1. В Голландии существует термин «слушающее правительство (listening government), который означает, что власть становится доступной для вопросов, жалоб и пожеланий частных лиц, групп общественности2.

«Жюри граждан» позволяет частично разрешить проблему слабой информированности граждан. Для проведения «жюри граждан» приглашают тщательно отобранных по определенным квотам 10—20 человек. Специалисты муниципалитета рассказывают им об определенной проблеме с различных точек зрения в течение двух или трех дней. Участники должны глубоко разобраться в проблеме, поэтому во время лекций и презентаций

1 Дорофеев Д. Публичные консультации — новый шаг в местное самоуправление // «Пресс-служба», 2005. - № 5, стр. 87

2 РЯ сегодня: новые подходы, исследования, международная практика / Пер. с англ. - М.:

Консалтинговая группа «ИМИДЖ — Контакт»; «ИНФРА-М», 2002, стр. 24

они задают все интересующие их вопросы выступающим. После ознакомления с проблемой организуется групповая дискуссия. Граждане высказывают свои соображения по поводу возможных решений, предложения и пожелания. «Жюри граждан» не способно предложить идеальный план решения проблемы, но оно показывает основные пожелания горожан, которые затем учитываются при принятии решений. Данный метод достаточно дорогостоящ, поэтому «жюри граждан» собирают только в случае необходимости решения очень сложных проблем. Основная цель такой технологии — дать возможность жителям территории поучаствовать в разработке муниципальной политики и повлиять на принимаемые решения.

Гражданский воркшоп (от англ. workshop — мастерская) — метод, позволяющий активизировать потенциал личности, пробудить его любознательность, задействовать эмоции3. Обозначение «воркшоп» можно использовать как рабочий термин среди специалистов, заменив его в практической работе на словосочетание «консультации с населением». Гражданский воркшоп (citizens’ workshop) — это метод определения потребностей общественности, основанный на проведении фокус-групп с представителями различных слоев населения.

Данные методы могут использоваться в работе российских органов местного самоуправления для более точного учета мнения населения и повышения эффективности принятия решений. Адаптация к российским условиям «жюри граждан» и «воркшопа» как новых методов учета мнений граждан при принятии решений позволяет налаживать диалогово-паритетные взаимоотношения власти и общества. Эти и другие технологии паблик рилейшнз призваны формировать доверие общественности к государственным структурам, создавая условия для социальных дискуссий, способствуя вовлечению граждан в процесс принятия решений на государственном уровне.

3 Кузнецова Г. Рост бизнеса через развитие личности, или Как подружиться с внутренним художником // http://www.chastnik.ru/ info.html?id=7786&section =30&module=9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.