УДК 629:658.562.07
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА ТЕХНИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ
ПРЕДПРИЯТИИ
Вахрамеева Елена Александровна, студент Фролова Ирина Ивановна, к.соц.н., доцент Казанский инновационный университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП)
В статье актуализирована значимость организации технического контроля на предприятии с целью обеспечения производства качественной продукции, выявлены достоинства и недостатки в организации работы отделов технического контроля автомобильных предприятий, а также предложены рекомендации по совершенствованию деятельности ОТК.
Ключевые слова: отдел технического контроля, система технического контроля, контроль качества.
Актуальность исследования обусловлена тем, что качество продукции во многом зависит от качества функционирующей производственной системы на предприятии. Одним из элементов этой системы является организация технического контроля, который осуществляется через отдел технического контроля (ОТК).
Управление качеством - это установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации (потреблении), осуществляемые путем систематического контроля и воздействия на условия и факторы, влияющие на качество про-дукции[3, с.11].
С точки зрения Егоровой Г.В., "исходной базой для достижения конкурентных преимуществ выпускаемой продукции является превосходство предприятия в области качества, его уникальности, неповторимости[5, с.67].
В настоящее время одной из важнейших проблем, стоящих перед российской экономикой является проблема обеспечения высокого качества производимой продукции. Многие экономисты отмечают, что при ранжировании страновых значений индекса конкурентоспособности, ежегодно озвучиваемых в докладах Всемирного экономического форума, Россия среди охваченных исследованием стран неизменно оказывается в конце списка[4, с.16].
Гордашникова О.Ю. отмечает, что "проблема дальнейшего развития отечественных машиностроительных предприятий связана с решением сложной задачи совершенствования системного управления качеством, с использованием последних достижений теории управления и применением отлаженных систем менеджмента качества (СМК). При эксплуатации ряда систем менеджмента качества не всегда еще обеспечивается эффективное и разумное использование материальных и трудовых ресурсов, не
всегда получается своевременная и максимальная отдача от вложений в СМК. В ряде случаев высокие экономические показатели, предусмотренные в проектах, не подтверждаются при внедрении и эксплуатации отдельных СМК. Это происходит вследствие того, что потенциал системы менеджмента качества машиностроительных предприятий используется не в полном объеме. Между тем на предприятиях имеются достаточные возможности для выявления недостатков, возникающих в процессе эксплуатации СМК, систематического и тщательного изучения фактической экономической эффективности вложений, затраченных на их создание и вне-дрение"[2].
Важнейшую роль в предотвращении поступления в сферу обращения товаров с низким уровнем показателей свойств и производственного исполнения играет контроль их качества.
Контроль качества - это проверка соответствия количественных или качественных характеристик продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям. Основная задача контроля качества - не допустить появления брака и других несоответствий продукции установленным требованиям. Поэтому в ходе контроля проводится постоянный анализ отклонений параметров продукции от установленных требований. В результате контроля выявляются отклонения от требований - несоответствия и дефекты [7, с.147].
В настоящее время в качестве системы контроля качества повсеместно в российской экономике применяется система ОТК (отделы технического контроля). Эта система, свойственная административной школе управления, органично вписывается в иерархические структуры управления российскими предприятиями (организациями). По мнению Егорова Ю.Н., система ОТК предполагает следующее:
1. "Проблемой управления качеством продукции занимаются на предприятиях формализованные отделы. На предприятии назначаются специальные сотрудники - сотрудники ОТК, отвечающие за качество производимой продукции. Все остальные сотрудники (персонал организации, рабочие) как бы освобождаются от необходимости контроля качества.
2. ОТК требует значительных затрат: на содержание специальных сотрудников, помещения, которые больше напоминают еще одни склады (которые логисты вообще мечтают ликвидировать), делопроизводство, сохранность продукции, ее обслуживание и т.д.
3. Труд работников ОТК при всей важности их службы не является производительным и сдельным. Квалифицированные работники, как правило, в службу ОТК работать не идут.
4. Отделы ОТК не могут контролировать качество всей производимой продукции. Проверке на соответствие стандартам качества подвергается лишь часть продукции, по которой делается заключение о соответствии стандартам качества всей продуктовой партии.
5. ОТК не контролирует качество работ по всей технологической цепочке. Обычно контроль осуществляется лишь на заключительной производственной стадии - готовой продукции перед ее отправкой покупателю (торговой организации). Характеристики продукции оцениваются поверхностно. Чаще всего - по внешнему виду. Технологические дефекты чаще всего не распознаются.
6. В системе ОТК существуют допуски в оценке качества. Допуски предполагают возможность незначительных отклонений от стандартов, оценка которых носит часто условный характер" [4, с. 16].
Под системой технического контроля (СТК) понимают совокупность средств контроля и исполнителей, взаимодействующих с объектом контроля по правилам, установленным соответствующей документацией. В условиях системного подхода к управлению качеством продукции СТК выступает как сложная проблема, имеющая многоуровневую иерархическую структуру по вертикали и структуру по горизонтали.
В общем случае структура СТК содержит:
- объекты контроля;
- процессы техническою контроля;
- техническое оснащение, основанное на методах и средствах контроля;
- организацию контроля:
- исполнителя,
Построение СТК сводится к осуществлению двух основных этапов:
- получение информации о фактическом состоянии объекта, признаках и показателях его свойств;
- сопоставление первичной информации с заранее установленными требованиями, нормами, критериями[1, с.496].
"Контроль является неотъемлемой частью процесса управления любым объектом, в том числе качеством продовольственных и непродовольственных товаров.
Контроль, включающий органолептическую проверку и измерение определенных характеристик товара, возник еще в XX столетии и осуществлялся техническими контролерами, работающими на предприятиях. Они контролировали все изделия, разделяя их на качественные и дефектные.
В условиях современного массового производства эффективность такого контроля невысока, так как после завершения процесса производства управляющие действия могут иметь лишь корректирующий характер. Меры по исправлению возникших несоответствий являются крайне неэффективными м не гарантируют отсутствия повторных отклонений. Кроме того, они могут быть сопряжены с большими затратами[7, с.148].
Основную нагрузку функций контроля в управлении качеством продукций на предприятии, как известно, несет отдел технического контроля, который ведет систематический операционный контроль, приемочный контроль полуфабрикатов, контроль готовой продукции; проводит профилактические мероприятия по предупреждению брака; участвует в подготовке
и проведении аттестации продукции и технологических процессов; выполняет функции планирования повышения качества продукции; проводит контроль хранения и транспортировки готовой продукции; осуществляет сбор, учет и анализ информации о качестве труда и продукции и о причинах возникновения дефектов; определяет виновников брака; составляет и рассматривает межцеховые акты о браке; организует работы по подготовке и переводу на самоконтроль исполнителей.
В настоящее время основными факторами, влияющими на выбор схемы структуры ОТК, являются: объем и сложность выпускаемой продукции; категория предприятия; производственная структура предприятия. От правильной разработки структуры ОТК во многом зависит оптимальность организации управления качеством[8].
"Отдел технического контроля — самостоятельное подразделение производственной организации, которое осуществляет независимый контроль соответствия продукции установленным требованиям и гарантирует это соответствие потребителю. Отдел технического контроля подчиняется непосредственно высшему руководству организации, что обеспечивает независимость контроля.
Функции технического контроля определяются во многом задачами и объектами производства. Они включают контроль за качеством и комплектностью выпускаемых изделий, учет и анализ возвратов продукции, дефектов, брака, рекламаций и др.
Система контроля на предприятии является неотъемлемой частью производственного процесса и разрабатывается одновременно с технологией при участии ОТК или по согласованию с ним[7, с.153].
В современном машиностроении развитие форм контроля все еще отстает от изменений производственных процессов и организации производства в целом. На многих предприятиях до настоящего времени функции технического контроля качества сводятся лишь к проверке годности готовых изделий; при этом игнорируются такие стороны деятельности, как предупреждение (профилактика) брака и регулирование качества, предусматривающие активное воздействие на элементы производственного процесса, включая и технологию [8].
Ескерова З.А. рассматривает следующие основные принципы рациональной организации технического контроля на машиностроительных предприятиях:
- "профилактичность — предупреждение возникновения брака. Обеспечивается правильным выбором соответствующих видов и объектов технического контроля;
- точность и объективность определения качества продукции (количества, видов, причин и виновников). Обеспечивается соответствием ТУ, используемых измерительных инструментов и приборов, квалификацией персонала, осуществляющего контроль, выбором видов контроля;
- максимальное привлечение к контролю качества изготовителей продукции. Повышает ответственность исполнителей, снижает затраты на контрольные операции"[6].
Таким образом, управление качеством продукции является необходимым условием в реализации управленческих решений руководства на предприятиях. Оно охватывает различные виды работ: от изучения характера потребностей населения и установления требований к качеству продукции до планирования и обеспечения качества на всех стадиях производства и при эксплуатации продукции.
Система управления качеством определяется как совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, которая обеспечивает эффективность управления качеством в процесс производства продукции.
Система технического контроля (объекты контроля, контрольные операции, их последовательность, режимы, методы, техническое оснащение, средства механизации и автоматизации) является одним из главных элементов производственной системы на предприятии. Она разрабатывается при участии отдела технического контроля (ОТК).
Главные задачи ОТК — предотвращение выпуска продукции, не соответствующей требованиям технических условий, стандартов, утвержденным образцам (эталонам), проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договорам, а также укрепление производственной дисциплины и повышение ответственности во всех звеньях производства за качество выпускаемой продукции на предприятии.
В процессе исследования были выявлены следующие достоинства в организации работы отделов технического контроля автомобильных предприятий:
- вся работа ОТК направлена на предотвращение выпуска продукции, несоответствующей требованиям стандартов и технических условий, утвержденным образцам (эталонам), проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров;
- ОТК проводит анализ выявленных отклонений при входном контроле покупного инструмента по факту поставки инструмента с отклонениями. Ведётся контроль за уровнем дефектности инструмента собственного производства, выявленного у потребителя;
- выстроена система профилактики брака;
- внедрены технологии бережливого производства.
Вместе с тем, следует выделись следующие недостатки:
- недостаточная квалификации персонала, осуществляющего контроль;
- нехватка знаний у персонала, осуществляющего контроль по статистическим методам контроля качества и метрологическому обеспечению деятельности ОТК;
- слабо организована работа по проведению профилактического контроля, контроля работы рабочих, переведенных на самоконтроль;
- формальный учет повторяющихся дефектов продукции, выявленных при технической приемке;
- наличие ошибок при оформлении отчётных документов, сокрытие информации или её неточное представление;
- отсутствие оперативности коммуникаций ОТК с другими подразделениями.
Для совершенствования организации работы отдела технического контроля и устранения выявленных проблем предложено:
1. Систематизировать работу по учёту повторяющихся дефектов продукции, выявленных при технической приемке, проводить регулярный анализ повторяющихся дефектов с изучением их причин.
2. Обеспечить оперативность передачи информации ОТК в другие подразделения.
3. Разработать форму для проведения профилактического контроля, контроля работы рабочих, переведенных на самоконтроль.
4. Организовать повышение квалификации персонала, осуществляющего контроль, в том числе, по статистическим методам контроля качества.
5. Закрепить ответственность в должностной инструкции за сокрытие информации или её неточное представление при оформлении отчётных документов, данные которых влияют на принятие управленческих решений.
6. Разработать или актуализировать документы на рабочие места:
- инструкции по контролю операций;
- порядок реагирования на дефекты (брак);
- перечень возможных дефектов сырья, материалов, металлов и поковок, полуфабрикатов, комплектующих изделий и инструмента, готовой продукции (стенд с образцами, фотографии).
Список литературы
1. Бакиев, А.В. Процессы жизненного цикла продукции в машиностроении : учебное пособие / А.В. Бакиев, А Д. Никифоров. - М. : Абрис, 2012. - 688 с. - ISBN 978-5-43720056-8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub. ru/index. php? page=book&id= 128844 (26.08.2016).
2. Гордашникова, О.Ю. Системное управление качеством На предприятиях машиностроительного комплекса: методология, методика, опыт: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Саратов - 2008 - Режим доступа: http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/a1020.php
3. Давиденко, Д.Ю. Анализ систем управления качеством продукции на предприятиях легкой промышленности//Факторы успеха. - 2016. - № 1 (6). - С. 9-14.
4. Егоров, Ю.Н. О необходимости использования новых систем управления качеством в российской экономике// APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. - 2015.- № 3. - С. 16.
5. Егорова, Г.В. Концепция потребительской ценности в управлении качест-вом//Школа университетской науки: парадигма развития. - 2010. - № 1-2. - С. 66-69.
6. Ескерова, З.А. Теоретические и практические аспекты контроля качества продукции на машиностроительном предприятии. Режим доступа: http://articlekz.com/ article/8552
7. Сероштан, М.В. Управление качеством : учебник / М.В. Сероштан, Е.Н. Михеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и Ко, 2012. - 531 с. - ISBN 978-5-394-01078-1 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:http://biblioclub.ru/ index. php?page=book&id= 112326 (26.08.2016).
8. Шилкин, А. К. Совершенствование организации технического контроля качества в промышленности (на примере холодильного машиностроения). - Режим доступа: http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/sovershenstvovanie-organizacii-tehnicheskogo-kontrolja-kachestva-v-promyshlennosti.html
9. Практикум по менеджменту/ Фролова И.И.// Учебное пособие / Набережные Челны, 2007.
10. Менеджмент организации/ Фролова И.И.// учебное пособие / Набережные Челны, 2008.
11. Success of training activities depending on the level of social intelligence/ Zakirova L.M., Frolova I.I.// Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 24. С. 112-119.
12. Управление качеством на предприятиях/ Фролова И.И.// опыт прикладных исследований / Уфа, 2013.
13. Проблемы организации работы с кадровым резервом на машиностроительных предприятиях/ Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 3 (8). С. 178-182.
14. Использование технологии контроллинга в системе менеджмента качества предприятия/ Фролова И.И., Максимов Д.Ф.// Современные материалы, техника и технологии. 2016. № 2 (5). С. 214-220.
15. Внутренний аудит системы менеджмента качества на предприятии/ Фролова И.И.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 286-293.
IMPROVEMENT OF ACTIVITY OF CHECKING DEPARTMENT AT THE
AUTOMOBILE ENTERPRISE
Vakhrameeva Elena Aleksandrovna, student
Frolova Irina Ivanovna, к.соц.н.к, associate professor
Kazan innovative university of V. G. Timiryasov (IEUP)
In article the importance of the organization of engineering supervision at the enterprise for the purpose of ensuring production of qualitative production is staticized, merits and demerits in the organization of work of checking departments of the automobile enterprises are revealed, and also recommendations about improvement of activity of Quality Department are offered.
Keywords: checking department, system of engineering supervision, quality control.