Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ БЕРЕЖЛИВОГО УПРАВЛЕНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ БЕРЕЖЛИВОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес-процессы / бережливое управление / бережливое производство / процессный подход / бережливое мышление / бережливое правительство / business processes / lean management / lean manufacturing / process approach / lean thinking / lean government

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ариана Леонидовна Лобода, Елена Васильевна Масленникова

Отражены основы бережливого управления. Выделены основные факторы его выбора, а также принципы, в соответствии с которыми бережливые технологии находят свое практическое применение. Даны описательные характеристики каждого вида бережливых технологий, а также важность их использования в деятельности органов государственной власти. Приведена практика использования бережливого управления в субъектах РФ. Описаны проблемы при внедрении бережливого управления, а также даны рекомендации для органов государственной власти по использованию бережливого управления в своей деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ариана Леонидовна Лобода, Елена Васильевна Масленникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ACTIVITIES OF GOVERNMENT BODIES BASED ON THE INTRODUCTION OF LEAN MANAGEMENT

The article reflects the basics of lean management. The main factors of its choice are highlighted, as well as the principles according to which lean technologies find their practical application. Descriptive characteristics of each type of lean technologies are given, as well as the importance of their use in the activities of public authorities. The practice of using lean management in the subjects of the Russian Federation is given. The problems in the implementation of lean management are described, as well as recommendations for public authorities on the use of lean management in their activities are given.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ БЕРЕЖЛИВОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Научная статья УДК 35 ББК 6/8

DOI: 10.47475/2618-9852-2023-8-4-18-24

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ БЕРЕЖЛИВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ариана Леонидовна Лобода1, Елена Васильевна Масленникова2

1 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, ariana.gr120503@gmail.com

2 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия, evm26@mail.ru

Аннотация. Отражены основы бережливого управления. Выделены основные факторы его выбора, а также принципы, в соответствии с которыми бережливые технологии находят свое практическое применение. Даны описательные характеристики каждого вида бережливых технологий, а также важность их использования в деятельности органов государственной власти. Приведена практика использования бережливого управления в субъектах РФ. Описаны проблемы при внедрении бережливого управления, а также даны рекомендации для органов государственной власти по использованию бережливого управления в своей деятельности.

Ключевые слова: бизнес-процессы, бережливое управление, бережливое производство, процессный подход, бережливое мышление, бережливое правительство

Для цитирования: Лобода А. Л., Масленникова Е. В. Совершенствование деятельности органов государственной власти на основе внедрения бережливого управления // Общество, экономика, управление. 2023. Т. 8, № 4. С. 18-24. БОТ: 10.47475/2618-9852-2023-8-4-18-24

Original article

IMPROVING THE ACTIVITIES OF GOVERNMENT BODIES BASED ON THE INTRODUCTION OF LEAN MANAGEMENT

Ariana L. Loboda1, Elena V. Maslennikova2

1 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, ariana.grl20503@gmail.com

2 Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia, evm26@mail.ru

Abstract. The article reflects the basics of lean management. The main factors of its choice are highlighted, as well as the principles according to which lean technologies find their practical application. Descriptive characteristics of each type of lean technologies are given, as well as the importance of their use in the activities of public authorities. The practice of using lean management in the subjects of the Russian Federation is given. The problems in the implementation of lean management are described, as well as recommendations for public authorities on the use of lean management in their activities are given.

Keywords: business processes, lean management, lean manufacturing, process approach, lean thinking, lean government

For citation: Loboda AL, Maslennikova EV. Improving the Activities of Government Bodies Based on the Introduction of Lean Management. Society, economy, management. 2023;8(4):18-24. (In Russ.). DOI: 10.47475/2618-9852-2023-8-4-18-24

Организация бизнес-процессов — важная и одновременно многоаспектная деятельность как для государства, так и для самих предпринимателей. Бизнес разрешает множество проблем, связанных с социальной сферой, улучшает инвестиционный климат территории, зада-

© Лобода А. Л., Масленникова Е. В., 2023

ет тенденции, служит платформой для запуска различных инновационных технологий. Во многом развитие бизнеса зависит от применяемых государственных методик для стимулирования предпринимательской инициативы. Государство в данном случает выступает главным условием и фактором устойчивого развития бизнеса. Но не только государство способно

оказывать какую-либо поддержку для бизнеса. Имея накопленный потенциал и опыт, бизнес-среда также содержит в себе немало идей и технологий, адаптируя которые, можно усовершенствовать организацию внутренних процессов, происходящих в органах государственной власти. Одной из таких технологий, которые нашли свое практическое применение в деятельности органов государственной власти, являются бережливые технологии (Ьеап-технологии) в рамках концепции бережливого управления. Необходимо выявить сущность данного вида управления, вследствие чего далее представлено авторское определение понятия.

Бережливое управление — образ мыслей, поведения и совокупность принципов, в соответствии с которыми организация совершенствует происходящие внутренние процессы, находится в систематическом режиме устранения всевозможных потерь, с целью создания услуги, имеющей большую ценность для потребителя, но с меньшими усилиями для организации.

Основой бережливого управления является ценность, полезность продуктов и услуг для потребителей [7]. Адаптируя его основу под сектор государственного управления, можно сказать, что ею будут являться социальная полезность, качество и своевременность услуг, предоставляемых для населения, в рамках возложенных полномочий.

Данное управление не просто внедряется в деятельность в качестве отдельных несвязных элементов, а соединяется и вливается в саму систему. Следовательно, концепция, которую можно назвать философией бизнеса, базируется на процессном подходе к управлению, нацеленном на сокращение всех возможных видов потерь [1]. Так, можно сказать, что на основе внедрения бережливого управления в процессы деятельности органов государственной власти должен измениться способ внедрения и реализации управленческих решений, сама система работы, а также взгляд на нее у государственных и муниципальных служащих.

Бережливое управление имеет ряд весьма веских причин, по которым органы государственной власти делают выбор в пользу его внедрения.

1. Актуальность применения.

Даже в условиях нестабильной экономичной ситуации, воздействия внешних агрессивных факторов и ограничений бережливое управление создано для оптимизации процессов работы, что актуально как в стабильное время, так и во время перемен.

2. Экономичность применения.

Методика бережливого управления достаточно проста и понятна для служащих, что не подразумевает под собой большие затраты на процесс адаптации к ним.

3. Успешность применения.

Различные компании и органы государственной власти добились успеха в рамках применения данных технологий, что создает уверенность в дальнейшей эффективности и результативности их использования.

Говоря об успешности данных технологий, целесообразно привести в пример ряд компаний, где данная методика нашла свое применение. Например, компания «Тойота». Основатель производственной системы «Тойоты» был Тайити Оно. Подход, предложенный Тайити Оно, позволил выявить, что около 90 % действий, с точки зрения конечного потребителя, являются потерями [3]. Возникновение производственной системы «Тойоты» обусловлено, с одной стороны, устаревшими технологиями, низким качеством продукции, отсутствием финансовых ресурсов, сильными конкурентами, с другой стороны — это цели, которые ставила перед собой «Тойота»: улучшение качества продукции, снижение стоимости, совершенствование цепочки поставок и т. д. за счет снижения внутренних потерь, вовлечения персонала, непрерывных улучшений [2]. Большое значение компания придает использованию человеческого ресурса, управлению им, стандартизации некоторых процессов. Реализуемый процесс стандартизации позволяет добиться качественного выполнения порученной работы, где в конечном результате будет заинтересован сам сотрудник.

Что касается российского опыта внедрения концепции, то ряд крупных и средних промышленных предприятий, таких как ПАО «КамАЗ», ЗАО «Опытный завод "МИКРОН"», ОАО НПО «Сатурн», ООО «Камский кабель», ПАО «Компания "Сухой"», ОАО «РЖД», ПАО «Сбербанк», ГК «Росатом» и др., успешно применяют бережливое производство [4].

Анализируя данные факторы, органы государственной власти могут принять для себя решение о внедрении бережливого управления в свою деятельность. Кроме того, важно заметить, что люди являются основополагающим фактором успешного внедрения технологий бережливого производства. В данном случае следует понимать, что люди — это не только население, пришедшее за получением государственной услуги, но и сами служащие — участники производственного процесса.

Производственный персонал ближе к производственному процессу и поэтому является первой линией обратной связи, которая обеспечивает своевременное производство продукции (в нашем случае — услуги) и ее высокое качество [5].

Инструменты бережливого управления достаточно современны и эффективны, а потому и востребованы в деятельности учреждений и организаций различной направленности. При рассмотрении ключевых инструментов бережливого управления можно выделить семь их видов.

1. Система 5S [8].

Методика, подразумевающая под собой сортировку, систематизацию, соблюдение чистоты и порядка, стандартизацию, совершенствование разработанных стандартов.

2. Стандартизированная работа [8].

Если в структуре органов государственной власти в индивидуальном порядке есть какие-либо процедуры, порядок которых не является урегулированным, то необходимо составить алгоритм действий, который будет максимально типизирован. Подобный алгоритм позволит быстрее сориентироваться служащему в возникшей ситуации, что в конечном счете ускорит процесс получения государственной услуги.

3. Методология «прорыв к потоку» [8].

На основе данной технологии каждый цикл, этап, шаг должен быть продуман для исключения появления незапланированных неисправностей, рисков, которые негативным образом скажутся на всей работе.

4. Концепция ТРМ (англ., Total Productive Maintenance) [8].

Для многих сотрудников и служащих органов государственной власти становится удивительным тот факт, что обслуживанием оборудования должны заниматься не только специалисты-техники, программисты, но и они сами. Такой подход подразумевает, что каждый служащий будет ответственно относиться к государственному имуществу, будет стремиться к снижению поломок и аварий.

5. Система SMED (англ., Single Minute Exchange of Die) [8].

Система предполагает, что процесс обслуживания оборудования будет производиться без полной остановки всей работы в кратчайшее время; если подобный процесс ставит в зависимость от себя всю работу, то необходимо стремиться к его переводу в первый вариант.

6. Система вытягивающего производства [8].

Еще одним вариантом формулировки дан-

ной системы является Kanban. В контексте организации деятельности органов государственной власти аналог системы будет представлен в виде показателей эффективности и результативности деятельности или определенных индикаторов деятельности.

7. Система подачи и рассмотрения обращений [8].

Руководителям органов государственной власти, а также начальникам соответствующих подразделений и отделов важно доносить до служащих, что их инициативы также важны для деятельности и носят полезный аспект, который в последующем будет отмечен созданными материальными и нематериальными стимулами.

Но для эффективного внедрения бережливого управления в государственном управлении необходимо изменить подход к его восприятию. Неспроста и в бизнесе, и в самом начале данной статьи бережливое управление определялось в качестве образа мыслей. У государственных служащих должно быть сформировано «бережливое мышление» как на федеральном, региональном уровнях, так и на уровне муниципалитетов.

Концепция бережливого управления включает все уровни власти и управления, что является наиболее эффективным методом погружения в философию бережливого мышления, поскольку обучение и внедрение принципов бережливого управления только на государственном уровне власти не принесет результатов повышения эффективности управления в регионе, обязательно должен быть задействован и муниципальный уровень как наиболее приближенный к населению и решению вопросов местного значения [10].

Основу «бережливого мышления» составит «бережливое государство». Такой подход к организации деятельности государственных служащих был отмечен в качестве успешно реализуемой концепции в США и Великобритании.

Как отмечается, концепция «Lean government» («Бережливое правительство»):

• развивает внутренние способности;

• позволяет выполнять больше работы, не привлекая дополнительных трудовых ресурсов;

• снижает стоимость предоставления государственных услуг;

• повышает удовлетворительность клиента (налогоплательщика);

• существенно сокращает время, затрачиваемое на оказание услуги;

• обеспечивает средствами для фундаментального переосмысления того, ка-

кая работа осуществляется, и того, как это выполняется;

• требует привлечения меньших средств для внедрения и дальнейшего использования, чем альтернативные подходы;

• не зависит от дорогостоящих ИТ-решений [9].

Так, сэкономив денежные средства, которые могли пойти на излишние траты, государство получает возможность направить их на решение более значимых социальных проблем в различных сферах жизни общества, что также положительным образом скажется на уровне жизни населения и степени удовлетворения получаемых услуг от органов государственной власти.

В России данная идея формирования подхода к деятельности органов государственной власти также завоевывает свою актуальность и становится востребованной во многих регионах. «Бережливое правительство» также нашло свое применение в деятельности органов государственной власти Воронежской области, где результатом стала оптимизация процессов придомовых территорий, процесса сбора и вывоза ТКО, а также процесса содержания дорог в зимний период.

Кроме того, в Челябинской обл., к примеру, с 2019 г. реализуется проект «Эффективный регион» при поддержке российской компании «Росатом», основная идея которого состоит в том, чтобы оптимизировать различные сферы жизни, начиная от органов государственной власти и заканчивая здравоохранением, общественным транспортом, а также ЖКХ, на основе применения бережливых технологий. К данному проекту также присоединилось множество регионов, среди которых Свердловская, Новгородская, Нижегородская, Ростовская области, Краснодарский и Камчатский края и др., а также города федерального значения Санкт-Петербург, Москва. Также в рамках реализации проекта была создана новая учебная площадка в субъектах РФ, которая называется «Фабрика процессов».

«Фабрика процессов» — одно из направлений проекта по внедрению бережливых технологий, в основу которого положена идея о получении практического опыта в рамках преднамеренно смоделированной ситуации в процессе обучающего урока. Новый формат проведения занятий позволяет закрепить полученные теоретические основы и ощутить их работу на практике, что в последующем создаст прочную базу для работы новых специалистов, взгляд на производственные процессы которых

будет построен с учетом концепции бережливого производства.

«Фабрика процессов» функционирует и в Челябинской области, где обучающие мастер-классы могут получить старшеклассники, студенты, преподаватели и специалисты различной направленности. Интерактивные практики повышают вовлеченность участников в процесс обучения, что позволяет достичь желаемого результата в получении необходимых знаний значительно быстрее.

Бережливое управление также нашло свое отражение в деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ) в 13 субъектах РФ. Например, в Воронежской области количество консультаций граждан возросло в четыре раза (с 1 152 до 4 524 в месяц), а среднее время приема документов сократилось с 40 до 27 минут; в Кемеровской области среднее время приема документов сократилось в два раза (с 49 до 24 минут), число согласований при предоставлении услуг по распоряжению материнским капиталом уменьшилось с 12 до 7 [6].

На основе этой информации можно сказать, что бережливые технологии в рамках бережливого управления сегодня становятся не просто инструментом по оптимизации процедур управления, в том числе в государственном секторе, а целой системой, подходом, применяя который можно увеличить показатели деятельности.

Но, несмотря на столь мотивированную положительными показателями практику, при внедрении бережливого управления в органах государственной власти, всё же есть ряд проблемных моментов, о которых стоит помнить в рамках минимизации имеющихся рисков. Данных проблем выделено в рамках статьи всего четыре, все они способны оказывать негативное воздействие на внедрение бережливого управления.

1. Отсутствие навыков владения инструментами бережливого управления.

В органах государственной власти важно регулярно повышать свой уровень знаний и квалификацию, что отражается и на качественном подходе к организации деятельности, а также концептуальных взглядах самих служащих.

2. Желание руководителя изменить весь привычный стандартизированный процесс в одиночку.

Бережливое управление подразумевает под собой наличие множества новых, уникальных идей в контексте деятельности определенного органа государственной власти, но реализовы-вать их одному весьма сложно и неэффективно.

3. Нежелание служащих структурных подразделений менять привычный ритм и уклад рабочего процесса.

Данное нежелание может быть вызвано рядом различных факторов. Кто-то может опасаться того, что не справится с новыми задачами, кто-то не хочет вникать в новые инструменты, кто-то боится того, что ему придется повышать степень своей квалификации и т. д.

4. Различие ценностей служащих и высшего руководства с концепцией бережливого управления.

Если организация деятельности в органе государственной власти выстроена с учетом достижения в первую очередь личных интересов каждого, а психологическая обстановка и доверие к руководству находятся на низком уровне, то, вероятно, бережливое управление не найдет своего применения в данном органе.

Исходя из этого для органов государственной власти можно выделить ряд рекомендаций по реализации проектов бережливого управления:

1. Проведение информационной обучающей работы со служащими.

В рамках данного мероприятия каждый сможет понимать, за счет чего данное управление будет реализовываться, а также сможет восполнить недостающие знания в своей профессиональной деятельности.

2. Изучить методику проектного управления, создать проектную группу по внедрению бережливого управления.

Органам государственной власти важно понимать, что эффективность внедрения бережливого управления будет всецело зависеть от качества проделанной аналитической и практической работы. Поэтому внедрение нового подхода к управлению нерезультативно осуществлять в одиночку, важно создавать команду, которая окажет помощь в использовании бережливого управления на всех стадиях разработки и внедрения данного подхода к организации деятельности.

3. Разработать алгоритм работы, методы нематериального стимулирования служащих,

а также повышение их вовлеченности в процесс бережливого управления.

Органы государственной власти, как правило, владеют сведениями об интересах и ценностях каждого служащего. Рабочим инструментом для изучения предположительной реакции на внедрение нового подхода будет являться собрание, где руководитель сможет изучить поведение каждого, что послужит фундаментом в дальнейшем для разработки действий.

4. Сопоставлять заранее ценности и убеждения служащих, а также руководства с ценностными взглядами, которые несет в себе внедряемая концепция управления.

В рамках данной рекомендации также полезной окажется работа проектной группы, где будет составлена аналитика. Важно искоренять организационные проблемы в органе государственной власти, связанные со слабой корпоративной культурой, психологической атмосферой в коллективе и в целом кадровой работой.

Таким образом, можно сказать, что применение бережливого управления в организации деятельности органов государственной власти является важным критерием успешной, эффективной и результативной работы. На основе его использования сокращается время для обработки поступившей информации, услуги быстрее доводятся до своих получателей, повышается качество обслуживания лиц, возрастает клиентоориентированность, доверие населения к работе органов государственной власти и качеству услуг. Но государственным и муниципальным служащим важно обучаться основам применения бережливых технологий, понимать их необходимость и значимость, а также не пренебрегать их использованием. Рекомендации позволят органам государственной власти сориентироваться в их начальном пути по применению инструментов бережливых технологий, минимизировать риски, что также ускорит процесс адаптации к ним.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Братченко С. А. Бережливое производство в России в теории и на практике // Вестник Московского университета. 2018. № 3. С. 1-13. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/berezhlivoe-proizvodstvo-v-rossii-v-teorii-i-na-praktike/viewer (дата обращения: 01.11.2023).

2. Игнатова Л. В. Особенности применения производственной системы Тойота // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 1-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-primeneniya-proizvodstvennoy-sistemy-toyota/viewer (дата обращения: 01.11.2023).

3. Индан А. А. Концепция бережливого производства как инструмент повышения эффективности работы промышленных предприятий // Инновации и инвестиции. 2018. № 11. С. 1-4. URL: https://cyberleninka.

ru/article/n/kontseptsiya-berezhlivogo-proizvodstva-kak-instrument-povysheniya-effektivnosti-raboty-promyshlennyh-predpriyatiy/viewer (дата обращения: 05.11.2023).

4. Маркова Н. А., Марков Д. А. Проблемы внедрения концепции бережливого производства на предприятиях // Управленец. 2018. Т. 9, № 6. С. 1-9. DOI: 10.29141/2218-5003-2018-9-6-4. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/problemy-vnedreniya-kontseptsii-berezhlivogo-proizvodstva-na-predpriyatiyah/viewer (дата обращения: 05.11.2023).

5. Паршин И. А. Основные понятия и принципы бережливого производства // Инновации и инвестиции. 2020. № 6. С. 1-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-ponyatiya-i-printsipy-berezhlivogo-proizvodstva/viewer (дата обращения: 05.11.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Прокофьев С. Е. Государственный менеджмент : учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2023. 248 с.

7. Сапунова Т. А. Эффективность внедрения бережливых технологий в управлении предприятием // Форум молодых ученых. 2019. № 1 (29). С. 1-5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-vnedreniya-berezhlivyh-tehnologiy-v-upravlenii-predpriyatiem/viewer (дата обращения: 02.11.2023).

8. Степченко Т. С. Lean-технологии в управлении предприятием // Современные технологии управления. 2015. № 7 (55). С. 1-5. URL: https://sovman.ru/article/5508/ (дата обращения: 03.11.2023).

9. Царенко А. С., Гусельникова О. Ю. «Бережливое мышление» в государственном управлении: монография. М. : Юрайт, 2023. 207 с.

10. Чазова И. Ю., Соломенникова С. И. Применение методов бережливого управления в органах государственной власти // Вестник Удмуртского университета. 2021. № 5. C. 1-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ primenenie-metodov-berezhlivogo-upravleniya-v-organah-gosudarstvennoy-vlasti (дата обращения: 07.11.2023).

REFERENCES

1. Bratchenko SA. Berezhlivoye proizvodstvo v Rossii v teorii i na praktike = Lean manufacturing in Russia in theory and practice. VestnikMoskovskogo universiteta = Bulletin of Moscow University. 2018;(3):1-13. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/berezhlivoe-proizvodstvo-v-rossii-v-teorii-i-na-praktike/viewer, accessed: 01.11.2023. (In Russ.).

2. Ignatova LV. Osobennosti primeneniya proizvodstvennoy sistemy Toyota = Features of the application of the Toyota production system. Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya = Innovative economy: prospects for development and improvement. 2016;(5):1-4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/osoben-nosti-primeneniya-proizvodstvennoy-sistemy-toyota/viewer, accessed: 01.11.2023. (In Russ.).

3. Indan AA. Kontseptsiya berezhlivogo proizvodstva kak instrument povysheniya effektivnosti raboty pro-myshlennykh predpriyatiy = The concept of lean manufacturing as a tool for increasing the efficiency of industrial enterprises. Innovatsii i investitsii = Innovation and investment. 2018;(11):1-4. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/kontseptsiya-berezhlivogo-proizvodstva-kak-instrument-povysheniya-effektivnosti-raboty-promyshlen-nyh-predpriyatiy/viewer, accessed: 05.11.2023. (In Russ.).

4. Markova NA., Markov DA. Problemy vnedreniya kontseptsii berezhlivogo proizvodstva na predpriyatiyakh = Problems of implementing the lean manufacturing concept in enterprises. Upravlenets = Manager. 2018;9(6):1-9. DOI: 10.29141/2218-5003-2018-9-6-4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vnedreniya-kontsept-sii-berezhlivogo-proizvodstva-na-predpriyatiyah/viewer, accessed: 05.11.2023. (In Russ.).

5. Parshin IA. Osnovnyye ponyatiya i printsipy berezhlivogo proizvodstva = Basic concepts and principles of lean manufacturing. Innovatsii i investitsii = Innovation and investment. 2020;(6):1-3. Available at: https://cyberleninka.ru/ article/n/osnovnye-ponyatiya-i-printsipy-berezhlivogo-proizvodstva/viewer, accessed: 05.11.2023. (In Russ.).

6. Prokofiev SE. Gosudarstvennyy menedzhment: uchebnik I praktikum dlya vuzov = Public management: textbook and workshop for universities. Moscow, Yurayt Publishing House; 2023. 248 p. (In Russ.).

7. Sapunova TA. Effektivnost' vnedreniya berezhlivykh tekhnologiy v upravlenii predpriyatiyem = The effectiveness of introducing lean technologies in enterprise management. Forum molodykh uchenykh = Young Scientists Forum. 2019;(1):1-5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-vnedreniya-berezhlivyh-tehnologiy-v-uprav-lenii-predpriyatiem/viewer, accessed: 02.11.2023. (In Russ.).

8. Stepchenko TS. Lean-tekhnologii v upravlenii predpriyatiyem = Lean technologies in enterprise management. Sovremennyye tekhnologii upravleniya = Modern control technologies. 2015;(7):1-5. Available at: https://sovman.ru/ article/5508/, accessed: 03.11.2023. (In Russ.).

9. Tsarenko AS, Guselnikova OYu. "Berezhlivoye myshleniye" v gosudarstvennom upravlenii: monografiya = "Lean Thinking" in Public Administration: Monograph. Moscow, Yurayt Publishing House; 2023. 207 p. (In Russ.).

10. Chazova IYu, Solomennikova SI. Primeneniye metodov berezhlivogo upravleniya v organakh gosudarstvennoy vlasti = Application of lean management methods in public authorities. Vestnik Udmurtskogo universiteta = Bulletin

of Udmurt University. 2021;(5):1-9. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metodov-berezhlivo-go-upravleniya-v-organah-gosudarstvennoy-vlasti, accessed: 07.11.2023. (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ А. Л. Лобода — магистрант факультета управления.

E. В. Масленникова — кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Ariana L. Loboda — Master Student of the Faculty of Management

Elena V. Maslennikova — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration.

Вклад авторов: оба автора сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 06.11.2023 Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing: 15.11.2023 Принята к публикации / Accepted for publication: 23.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.