СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В
ИНВЕСТИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
М.А. Арзыбаева, канд. экон. наук, доцент Ошский технологический университет (Кыргызстан, г. Ош)
001:10.24412/2411-0450-2024-11-1-32-35
Аннотация. В предлагаемой научной статье исследованы пути совершенствования деятельности местных органов управления Кыргызской Республики (КР) в инвестировании социальной сферы, уточнены их теоретические и практические положения. Объектом исследования являются инвестирование в социальной сфере КР. По результатам исследования на основе изучения роли и значения инвестирования в социальной сфере КР, предложены пути расширения влияние местных органов в инвестировании в этой сфере, комплекс мероприятий, проводимых местными органами власти для улучшения социальной сферы.
Ключевые слова: социальная сфера, инвестиции, финансирование, меры, поддержка, мероприятии, регулирование.
Местные органы управления, как составная часть государственного управления в развитии социальной сферы играют косвенную роль. Ее суть заключается в создании органами государственной власти субъектов Кыргызской Республики и органами местного самоуправления выгодных условий для финансирования социальных инвестиций заинтересованными в их результатах инвесторах на коммерческих условиях. К мерам косвенного финансирования можно отнести различного рода льготы, которые потенциальные инвесторы получат, вложив свои ресурсы в финансирование соответствующих программ: налоговые: таможенные льготы, льготные кредиты и другие виды государственной поддержки, не связанные с непосредственным выделением финансовых ресурсов.
В свою очередь косвенное влияние на уровне местных органов власти может проявляться в различных формах: освобождение от налогообложения отдельных категорий плательщиков или видов деятельности; изъятие из объекта налога ряда составляющих его элементов; установление необлагаемого минимума объекта налога; понижение налоговых ставок для отдельных категорий плательщиков; вычет из исчислений суммы налога; отсрочка взимания налога и др. [3].
Кроме мер налогового и амортизационного регулирования важным направлениями косвенного регионального финансирования социальных инвестиций могут стать меры, та-
кие как: гарантирование инвестиций (например, через привязку к выданным гарантиям пакетов акций приватизированных организаций, находящихся в распоряжении государства). Наиболее привлекательными является предоставление частичных гарантий, чтобы не снимать риска с основного инвестора средств и не допустить лоббирования чиновниками определенных проектов.
Следующая мера повышения роли местных органов управления - это повышение возможностей филиалов коммерческих банков, расположенных в областях и районах в инвестировании и участия их в бизнесе, в том числе коммерческом производственном бизнесе объектов социальной сферы. К сожалению, следует констатировать, что в настоящее время филиалы коммерческих банков не имеют самостоятельной роли принятия решений инвестирования не только социальной сферы, но и объектов производственной сферы.
Весьма полезным региональным инструментам инвестирования являются: организацию траста активами региона; гарантирование выкупа части вторичной эмиссии (для закрепления управления и привлечения инвесторов); бюджетные гарантии субъекта государства, акцептованные региональными и государственными банками; экспортное покрытие инвестиционных ресурсов в инвестиционные проекты и программы региона; межгосударственные двухсторонние и многосторонние соглашения о технической помощи и целевом
финансировании; целевое финансирование международных инвестиционных институтов и организаций программ регионов и городов и
др.
Важным условием повышения роли местных органов управления в инвестировании социальной сферы является преодоление иждивенческих их настроений, а также постепенный переход к самофинансированию и самоуправлению. Однако это вовсе не означает полную децентрализацию, ибо в условиях КР не позволяет этого, как известно кроме столичных городов (г. Бишкек и Ош) и Чуйскую области, все другие регионы в настоящее время являются дотационными, а потому проблема самофинансирования и самоуправления - это, скорее всего задача не ближайшего будущего. Однако в ожидании благополучия регионов, тем более при нынешних условиях бюджетного финансирования, когда большая часть налоговых поступлений собирается, так называемый в общий республиканский котел, оттуда в последующем перераспределяется по направления и регионам, невозможно добиться перехода на самофинансирование. С другой стороны постоянно находиться в иждивении дело неблагодарное, а тем более, мало стимулов к развитию [1].
Вместе с тем на пути расширению самостоятельности надо иметь в виду объективные природно-климатические и исторические условия хозяйствования, а также цельность экономического и социального развития. В первую очередь надо иметь в виду следующее для каждой территориальной социально-экономической системы-области, города. района- концепция самоуправления и самофинансирования будет иметь свои собственности со спецификой территории. Практика показала, что в каждом конкретном случае выявляются необходимость разработки концепции в соответствии с региональными условиями развития той или иной территории. Необходимо отметить, что местное самоуправление охватывает все аспекты функционирования территории - научно-технические, приз-водственно-экономические, социальные, экологические, которые с одной стороны взаимосвязаны между собой, с другой - каждый из элементов имеет свои специфические проблемы решения. Все вместе они составляют единый комплекс данной территории.
Концепция экономического и социального развития территории в принципе должны исходить из максимального и эффективного использования имеющихся ресурсов с учетом рыночного механизма и использование демократических принципов управления на пути становления правового государственного устройства [4].
В качестве общих концептуальных подходов развития территориальных социально-экономических систем имеются основных проблемы, такие как: расширение объема и направлений хозяйственной деятельности, находящейся в сфере влияния органов местного самоуправления; общее перераспределение функций правления, ресурсов и прав собственности между предприятиями, центральными, отраслевыми и местными органами управления; образование коммунальной (муниципальной собственности); радикальное изменение механизма формирования финансовых ресурсов территориальных социально-экономических систем (областей, городов, районов); изменение организационно-экономической структуры внутри регионального управления; изменение системы регулирования ценообразования и системы платежей; проведение реформы территориальной системы управления в части, касающейся форм и методов и структуры работы местных органов управления всех уровней; изменение функций и полномочий представительных и исполнительных органов в направлении усилия защиты прав граждан, социальной справедливости, законности и гласности; изменение системы проведения аналитической работы и процедуры прогнозирования социально-экономических процессов с учетом выявления тенденций и общественности мнения.
Весьма полезно использование, так называемых внебюджетных средств территорий, для развития объектов социальной сферы. Практика зарубежных стран показывает, что бюджеты многих социальных объектов (школ, больниц, университетов, культурных учреждений и т.д.) формируется и за счет различных пожертвований, сборов и отчислений из внебюджетных средств фондов помощи и др. Не смотря на неразвитость подобных каналов инвестирования, или не менее и в практике КР можно найти много примеров, когда те или иные частные лица из личных сбереже-
ний оказывают помощь инвалидам, детским домам, музыкальным школам, университетам и др. [2].
Кроме того, к числу возможностей расширение влияние местных органов инвестирования относится:
1) дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы, полученные за счет осуществления организованных местными кенешами и местной государственной администрацией мероприятий по решению экономических и социальных проблем;
2) средства самообложения, добровольные взносы и пожертвования граждан, предприятий (объединений), организаций и учреждений;
3) доходы от ценных бумаг, местных займов и денежно-вещевых лотерей, аукционов;
4) штрафы за загрязнения окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения при-родно-охранного законодательства, санитарных норм и правил;
5) штрафы за административные правонарушения, совершенные на соответствующей территории;
6) доходы от реализации бесхозного и конфискованного имущества;
7) иные внебюджетные средства, включаемые во внебюджетные фонды местными ке-нешами по предложению местной государственной администрации.
В заключении необходимо отметить, комплекс мероприятий, проводимых местными органами власти улучшение социальной сферы, направлен на решение следующих задач:
- приостановление падения жизни населения и создание условий для наиболее полного раскрытия способностей людей на основе действия рыночных отношений государственного регулирования хозяйственной деятельности в рамках законодательства;
- в области экологического развития -оздоровление среды проживания населения, охрана природы и рациональное использование природных ресурсов;
- в области занятости населения - обеспечение рационального использования трудовых ресурсов, стимулирование сдерживание чрезмерного естественного роста населения регулирование миграционных процессов, сокращения безработицы.
Библиографический список
1. Абдиев М.Ж. Основные направления и пути улучшения занятости населения / М.Ж. Абдиев, С.М. Касымова // Известия Иссык-Кульского форума бухгалтеров и аудиторов стран ЦА. - 2020. - №4. - С. 4-7.
2. Абдымаликов К.А. Экономика Кыргызстана (на переходном этапе). - Бишкек, 2010. -C. 305-333.
3. Воронцовский А.В. Инвестиция и финансирование. Методы оценки и обоснования. - СПб.: Изд. СПБ. университета, 2005. - 527 с.
4. Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018-2040 гг. от 31-октября 2018 года УП №221: Указы Президента КР. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа.-http://cbd.minjust.gov.kg.
IMPROVING THE ACTIVITIES OF LOCAL GOVERNMENT BODIES IN SOCIAL SPHERE INVESTMENTS
M.A. Arzybaeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Osh Technological University (Kyrgyzstan, Osh)
Abstract. The proposed scientific article examines the ways of improving the activities of local governments of the Kyrgyz Republic (KR) in investing in the social sphere, clarifies their theoretical and practical provisions. The object of the study is investing in the social sphere of the KR. According to the results of the study, based on the study of the role and importance of investing in the social sphere of the KR, ways to expand the influence of local authorities in investing in this area, a set of measures carried out by local authorities to improve the social sphere are proposed.
Keywords: social sphere, investments, financing, measures, support, events, regulation.