УДК 3 51.74
А Александр Анатольевич БЕЖЕНЦЕВ,
доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСПЕКТОРОВ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЗАКРЕПЛЕННЫХ ЗА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
IMPROVEMENT OF JUVENILE INSPECTORS' ACTIVITY OF THE BODIES OF THE INTERIOR ASSIGNED TO THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Характерные черты оптимизации деятельности школьного инспектора милиции в данной статье рассмотрены по четырем ключевым блокам. Детально проанализировано комплексное взаимодействие школьного инспектора милиции с администрацией образовательного учреждения, озвучена целесообразность внедрения в практику по предупреждению правонарушений несовершеннолетних информационных агитационных стендов различной направленности, сакцентировано внимание на необходимости введения дополнительных фотографических и электронных видов учетов и картотек, освещена важность привлечения для проведения профилактических мероприятий представителей других служб и подразделений органов внутренних дел, представителей иных органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
The features of the optimization of a school militia inspector's activity are considered according to the mainfour groups inthefollowing article. The author analyses the interactionbetweena school militia inspector and school administration of an educational institution; finds the different information and agitation sections to be important in preventing juvenile delinquency; pays great attention to the necessity of using additional photographic and electronic types of registrations and card-files; highlights the importance of getting the representatives from other agencies of the Interior bodies and other institutions, centers preventing juvenile delinquency to take part in diverse preventive activities .
Ключевые слова: инспектор по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, закрепленный за образовательным учреждением, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, администрация школы, иного образовательного учреждения, воспитательная работа с несовершеннолетними, информационные агитационные стенды, виды учетов в отделах по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Keywords: juvenile inspector of the bodies of the Interior, assigned to the educational institution, prevention of juvenile neglect and delinquency, school administration, other educational institutions, educational work with juveniles, information and agitation sections, types of registrations in juvenile departments of the Interior bodies.
Российская Федерация как правовое государство обязана обеспечить всем несовершеннолетним конституционные права на жизнь, охрану здоровья, образование, вырастить их полноценными членами гражданского общества. Распространение таких негативных социальных явлений, как детская безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних, содержит в себе угрозу нормальному развитию го-
сударства, поскольку способствует росту преступности, наркомании, увеличению количества заболеваний!, подрывает нравственные основы общества.
Метаморфозы общественного устройства в нашей стране разрушили основы прежней системы воспитания и образования молодого поколения, ухудшили положение детей и возможности семьи, государства по их жизнеобеспечению и развитию,
привели к отторжению детей из неблагополучных семей, к резкому увеличению количества детей, лишенных возможности получить необходимое содержание, воспитание и образование. Результатом этого стали безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних.
В целях предотвращения и пресечения правонарушений лиц, не достигших восемнадцати лет, необходима профилактика, проводимая компетентными органами. Субъекты профилактической деятельности, различаясь по конкретным задачам, объему, формам деятельности, находятся в системной взаимосвязи друг с другом. Для достижения эффективной работы этой системы профилактическая деятельность должна строиться на началах взаимодействия функционально-специализированных субъектов, объединенных общей целью, итогом которой будет совокупный результат системы в целом, а не отдельных звеньев цепи профилактики.
Совсем недавно в низовую структуру подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел были введены помимо должностей инспекторов по делам несовершеннолетних дополнительные должности школьных инспекторов милиции. Введение должностей школьных инспекторов милиции практически на всей территории Российской Федерации способствовало усилению контроля за несовершеннолетними лицами, склонными к противоправной деятельности в школах, на прилегающей к образовательным учреждениям территории и по месту жительства.
Обращаясь к оптимизации деятельности школьного инспектора милиции, рассмотрим положительные моменты по:
• организации комплексного взаимодействия школьного инспектора милиции с администрацией образовательного учреждения;
• внедрению в практику по предупреждению правонарушений несовершеннолетних информационных агитационных стендов различной направленности;
• введению дополнительных фотографических и электронных видов учетов и картотек;
• привлечению для проведения профилактических мероприятий представителей других служб и подразделений органов внутренних дел, представителей иных органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
I. Рассматривая организацию комплексного взаимодействия школьного инспектора милиции с администрацией образовательного учреждения, отметим, что зачастую администрация школы не слишком приветствует наличие в школе инспектора милиции. Это связано с тем, что школа, во-первых, попадает в постоянное поле зрения сотрудников милиции, что, безусловно, нарушает привычный уклад жизни образовательного учреждения, во-вторых, слишком большое количество школьников, состоящих на учете в органах внутренних дел, - это отрицательный показатель для школы, а для инспектора - показатель, положительно характеризующий его профессиональную деятельность. Ввиду этого фактора директор школы, его заместители, социальный педагог достаточно негативно относятся к школьному инспектору именно в их школе. Как показывает опрос представителей руководящего состава образовательных учреждений, большинство опрошенных поддерживают введение дополнительных должностей школьных инспекторов милиции, но негативно относятся к его присутствию в их учреждении.
Таким образом, начиная проходить службу в должности инспектора по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, закрепленного за образовательным учреждением, в первую очередь необходимо наладить контакт с управляющим звеном школы, так как противоречия между инспектором и руководством могут привести к нарушению режима работы заведения, ухудшат показатели деятельности обоих звеньев цепи системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, деятельность которой направлена на нормальное качественное обучение и воспитание лиц, не достигших восемнадцатилетия.
В связи с этим подготовка школьных инспекторов милиции должна носить универсальный и всесторонний характер и включать в себя не только знание своих должностных прав и обязанностей, но и функциональных обязанностей директора школы и социального педагога. В результате анализа должностных инструкций школьных инспекторов милиции и функциональных обязанностей руководства образовательных учреждений приходим к выводу о частичном дублировании в данных служебных документах отдельных функций сотрудника милиции и представителей руководства школы. Это создает дополнительные трудности. Кроме того, руководство школы, в которой имеется школьный инспектор милиции, в большинстве случае пытается выжать максимум из его присутствия во время проведения занятий, пытается возложить на него большинство своих функций по проведению воспитательной работы в связи с нарушением дисциплины, опозданием на занятия, неподготовленностью к занятиям, ненадлежащим внешним видом школьников, употреблением ими нецензурных выражений и иными антиобщественными проявлениями.
В настоящее время приходится констатировать , что проблема воспитательной работы в образовательных учреждениях, к большому сожалению, носит неисчерпаемый характер и в случае если школьный инспектор будет решать эти сложные проблемы в одиночестве, без помощи представителей школы, он рискует не в полном объеме справиться с возложенными на него обязанностями, не на должном уровне выполнить все поручения руководства, что приведет к дезорганизации его деятельности, и из сотрудника милиции он рискует превратиться в воспитателя.
В данном случае необходимо на совместном собрании руководства школы, руководства горрайоргана внутренних дел и школьного инспектора милиции конкретно и предметно обговорить сферы ведения и полномочий всех лиц, участвующих
в процессе воспитания и обучения несовершеннолетних, разграничить их функции, четко определить обязанности в тех или иных нештатных ситуациях в целях устранения параллелизма и дублирования в работе. Это будет способствовать качественной профессиональной деятельности школьного инспектора милиции.
Следующим проблемным моментом является различная подчиненность управленческого звена школы и сотрудников милиции.
Несмотря на то, что одной из характерных черт деятельности милиции является подчиненность и подконтрольность представительным и исполнительным органам государственной власти, повседневное руководство милицией не возложено на представительную и исполнительную власть, хотя данные органы и участвуют в контроле за деятельностью милиции. Так, ст. 37 Закона РФ «О милиции» говорит о том, что «контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Эта же статья содержит исключение из общего правила: «При осуществлении контрольных функций органы государственной власти не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную деятельность и производство по делам об административных правонарушениях».
Таким образом, контролировать и вносить определенные коррективы в деятельность органов внутренних дел могут только законодательные и исполнительные органы субъектов Федерации, и то лишь в исключительных случаях через управленческий аппарат милиции. Следовательно, различного рода указания школьный инспектор может получить лишь от руководства горрайоргана внутренних дел и отдела по делам несовершеннолетних. Руководство школы, в свою очередь, не под-
чиняется инспектору по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, закрепленного за образовательным учреждением!.
Итак, в случаях противоположных позиций по факту противоправного деяния, по числу и роли участников, степени их виновности в совершенном проступке между руководством школы и школьным инспектором милиции разрешить ситуацию императивным решением одного человека не представляется возможным. Как показывает практика, учитывая широту полномочий директора школы, средств различного рода воздействия на школьного инспектора у него значительно больше. Например, всегда есть возможность под предлогом плановой замены коммуникаций, капитального ремонта помещения, целесообразности эксплуатации площадей выделить сотруднику милиции другой кабинет, с более худшим месторасположением, менее ярким освещением, меньшей площади, совместный с работниками администрации школы.
Кабинет школьного инспектора милиции целесообразно разместить не в дальнем крыле с отдельным входом, а в центральном здании школы в середине верхних этажей. Это позволит инспектору, добираясь до рабочего места, осуществлять обход и визуальный осмотр большей части вверенного участка работы. Поскольку количество служебной и процессуальной документации, их бумаго-оборот значительны, инспектор по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, закрепленный за учебным заведением, должен иметь отдельный просторный кабинет, оборудованный не только современной оргтехникой, средствами связи, но и выдержанный в духе блюстителя правопорядка. Там могут находиться разнообразные милицейские атрибуты, благодарности и почетные грамоты инспектора, портреты руководства МВД России, геральдические символы Российской Федерации, что будет способствовать определенной атмосфере, которая присуща не школьным классам, а помещениям орга-
нов исполнительной власти, наделенных исполнительно-распорядительными полномочиями, в том числе возможностью применять специальные меры принуждения. Это придаст дополнительную строгость при общении школьного инспектора милиции с несовершеннолетними лицами, совершившими антиобщественные деяния, будет способствовать дальнейшему перевоспитанию лиц, не достигших совершеннолетия, в духе законности, гордости за отечество, уважения к сотрудникам органов внутренних дел.
Аккумулировав вышеприведенные аргументы, можем констатировать необходимость до назначения нового школьного инспектора в образовательное учреждение на уровне администрации района, района в городе, иного муниципального образования проводить обязательные консультации совместно с руководством района, горрайоргана внутренних дел и администрации школы касательно будущих условий работы инспектора по делам несовершеннолетних, закрепленного за конкретным образовательным учреждением.
Данный постулат нуждается в законодательном закреплении. Во-первых, по нашему мнению, для обеспечения нормальных условий работы школьного инспектора милиции необходимо п. 71 главы XI Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел дополнить пп. 71.1, изложив его в следующей редакции: «В школе, за которой закрепляется инспектор, ему выделяется отдельный кабинет, по своим размерам и характеристикам оптимально способствующий реализации прав и выполнению возложенных на инспектора обязанностей».
Однако администрация образовательного учреждения не обязана в своей деятельности руководствоваться ведомственными подзаконными нормативными актами МВД России. Следовательно, во-вторых, исходя из множества нерешенных вопросов в условиях современных реалий назрела острая необходимость принять совместный межведомственный нормативный документ,
регламентирующий порядок организации деятельности школьного инспектора милиции, оценки и контроля за его работой, четко обозначающий приоритеты при взаимодействии с руководством школы.
В настоящее время взаимодействие между образовательными учреждениями и органами внутренних дел в организации деятельности школьных инспекторов милиции регулируется в основном лишь соглашениями, а не правовыми актами. Примером может служить соглашение Управления внутренних дел по Архангельской области и Департамента образования и науки Архангельской области от 21 февраля 2008 г. N№10-11/60/5/2-300 «О разграничении полномочий между муниципальными органами управления образованием и органами внутренних дел».
Итак, если отталкиваться от периодического делового общения управляющих звеньев школы и инспектора милиции, данный правовой документ должен лежать в правовом поле функционирования как Министерства внутренних дел, так и Министерства образования и науки Российской Федерации. Примерное наименование документа может соответствовать следующему варианту: совместный приказ МВД России и Минобрнауки России «Об утверждении Инструкции по организации деятельности и взаимодействия инспектора по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, закрепленного за образовательным учреждением, с администрацией образовательного учреждения по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних учащихся». В указанном правовом акте серьезное внимание следует уделить проблемам, изложенным выше.
В целях еще большей конкретизации предложенного постулата целесообразно дополнить норму ст. 3 6 Закона РФ «О милиции», обязав органы исполнительной власти и местного самоуправления предоставлять помещения для работы на обслуживаемых административных участках, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи не только участковым уполномоченным милиции, но и инспек-
торам подразделений по делам несовершеннолетних, в том числе и в образовательных учреждениях. Кроме этого, норма, отраженная в рассматриваемом законодательстве : «Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обеспечивают техническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение, предоставляемых милиции служебных помещений и их капитальный ремонт», должна, несмотря на негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса, быть не только прописана на бумаге, ноив полномобъеме исполняться.
Помимо вышеперечисленного, для повышения психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя в особо проблемных случаях, когда имеют место неоднократные противоправные действия, следует закрепить за инспектором право проводить профилактические мероприятия с несовершеннолетними противоправной направленности не только по месту жительства ребенка и не только по месту постоянного пребывания инспектора в образовательном учреждении, но и в помещениях отдела милиции, инспекциях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. Это позволит с помощью смены привычной для правонарушителя обстановки, погружения в интерьеры помещений органов внутренних дел повысить эффективность проводимых бесед, увеличить качество восприятия подаваемой информации, что может способствовать более быстрой трансформации лица, не достигшего совершеннолетия, по направлению к отрицанию асоциального образа жизни.
II. Говоря о внедрении в практику по предупреждению правонарушений несовершеннолетних информационных агитационных стендов различной направленности, подчеркнем, что в холлах, коридорах, возле гардероба на досках информации целесообразно вывешивать стенные газеты с агитационными сведениями различного характера. Учитывая, что антиобщественное поведение школьников, как правило,
начинается с нарушения дисциплины в целом, пренебрежения нормами морали и нравственности, существующими в цивилизованном обществе, стенгазеты в первую очередь должны содержать сведения о недопустимости индивидуальных грубых проявлений в общественных местах, о фатальных последствиях опозданий и прогулов занятий для получения полноценных достаточных знаний, о деструктивном влиянии употребления нецензурных слов и выражений на общую культуру личности.
Исходя из того, что совершению противоправных действий способствует употребление табачных изделий, спиртосодержащих напитков, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров, одурманивающих веществ, отдельные информационные стенды должны быть посвящены недопустимости курения, потребления алкоголя и наркотиков. Информация должна содержать проиллюстрированные цветными фотографиями сведения о медицинском вреде употребления вышеназванных веществ, о социальном статусе алкоголиков и наркоманов, о санкциях - дисциплинарных за курение на территории учебного заведения, дисциплинарных и административных за потребление алкогольных напитков , административных и уголовных за незаконное хранение и распространение, немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ.
Помимо этого, вследствие того, что обществознание и правоведение, как правило, изучаются в старших классах школы, есть смысл подробно отразить в стенной газете сведения о возрасте привлечения к административной и уголовной ответственности, остановиться на статьях Особенной части УК РФ, ответственность по которым наступает с 14 лет: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), краж£ (ст. 158), грабеж (ст. 161),
разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167) , терроризм (ст. 205) , захват заложника (ст. 206) , заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213) , вандализм (ст. 214) , хищение либо вымога тельство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267).
Школьные стенды должны быть оформлены достаточно ярко для привлечения внимания всех групп школьников, сопровождаться подписанными тематическими фотоматериалами и рисунками. Ввиду того что газета, провисевшая на стенде более квартала, уже не вызывает интерес, обновление газет следует проводить постоянно с определенной периодичностью.
Работу по разработке концептуальных идей и подготовке информационных стендов не обязательно проводить самому школьному инспектору милиции индивидуально. В рамках выполнения разработанной совместно с руководством школы программы стимулирования учеников целесообразно поручать организацию данной деятельности положительно характеризующимся старшеклассникам, самостоятельно изъявившим желание оказывать содействие инспектору по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, закрепленному за образовательным учреждением. Подготовительные мероприятия должны проходить под неустанным контролем сотрудника органов внутренних дел во избежание ошибок в итоговом информационном материале.
Наряду с агитационными стенными газетами представляется необходимым для детального ознакомления с личностью школьного инспектора милиции подгото-
вить стенд с биографическими данными, положительно характеризующими его личность. Лучше всего разместить стенд в холе первого этажа, так как это позволит не только ученикам, но и родителям знакомиться с его содержанием. Для позитивного побуждающего воздействия на молодежь крайне важен персонифицированный фактор сильной личности, которая доводит определенные сведения, убеждает аудиторию в чем-то, склоняет ее к определенным действиям. В данном случае для того, чтобы фигура инспектора выглядела в глазах: школьников более весомо, по возможности необходимо кратко указать послужной список милиционера: сведения о месте рождения, его образование, службу в армии, должности в милиции, специальное звание, поощрения по службе, командировки в горячие точки, государственные и ведомственные награды и иные сведения, повышающие статус сотрудника.
Школьники привыкают видеть школьного инспектора в повседневной форменной одежде, часто без наличия специальных средств, дополнительной экипировки. Таким образом, информационный стенд должен быть усилен фотографиями инспектора в парадной форменной одежде со всеми знаками отличия, в тире либо на стрельбище с табельным огнестрельным оружием, с палкой резиновой, со слезоточивым газом, с наручниками, электрошоковым устройством в средствах: активной бронезащиты на мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в окружении реальных масс людей. Все это скажется на повышении престижа инспектора по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, закрепленного за образовательным учреждением, что в конечном счете существенно облегчит его профессиональную деятельность.
Продолжая обращаться к агитационной информации, вернемся к положительному опыту, впервые широко распространенному в советское время на различных крупных государственных предприятиях. В данном контексте речь идет о так называемых
досках почета и явлении, обратном этому, - досках позора. Сразу же подчеркнем!, что, безусловно, идеологическое давление на человека, унижение его достоинства, использование обличающей и позорящей информации должны остаться в советском прошлом, а защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе и при проведении агитационных мероприятий, должны стать предметом первоочередной заботы российского государства, провозгласившего себя в Конституции РФ демократическим и правовым.
Кроме этого, здесь требуется дифференцированный подход. В образовательных учреждениях неполного среднего образования использовать методику подачи информации с негативными сведениями об учениках недопустимо, так как в младшем возрасте психика ребенка еще не окрепла, понятие категорий положительного и отрицательного только формируется, многие проступки кажутся шалостями, а выпады сверстников с периодическими обличающими упреками могут травмировать ребенка, оставить неизгладимый след в его психике.
Напротив, по достижении возраста, близкого к совершеннолетию, подросток четче формулирует понятия законного и противоправного поведения, адекватнее воспринимает критические выпады и стремится к их уменьшению. В данном случае можно на стенде с темным фоном, находящемся в отдаленном крыле образовательного учреждения, разместить фотографию, данные, персонифицирующие лицо и совершенное им деяние. Как правило, образовательные учреждения идут на эту крайнюю меру лишь в случаях систематических, грубых нарушений общественного порядка и безопасности со стороны учеников на территории школы в период проведения уроков.
Если говорить о доске почета, то она может присутствовать и в школах. Ее целесообразно расположить в общей рекреации, близко к входу в здание, на видном месте. На ней обычно в позолоченных рамках располагаются фотографии
отличников учебы, спорта, дисциплины, под которыми размещается информация, характеризующая положительную деятельность подростков, изображенных на них. Для того чтобы несовершеннолетние, даже те, кто в прошлом был склонен совершать противоправные проступки, стремились попасть на доску почета, следует провозгласить дополнительные формы поощрения для указанной категории подростков. Это может быть более удобное время приема пищи, отдельные столы в столовой, отдельная более свободная секция раздевалки, в случаях ношения в образовательном учреждении школьной формы - определенные знаки отличия (значки, повязки, нашивки, галстуки, другие съемные знаки).
Основным критерием эффективности обозначенной деятельности является периодическое обновление стендов на основе анализа действительного положения вещей в школьном коллективе. В случаях, когда вследствие протекционизма кто-либо необоснованно долго находится на почетном месте, эффективность усилий по воспитанию несовершеннолетних в духе соблюдения законности сводится к минимуму.
Немаловажным является и факт координации действий в указанном направлении деятельности как администрации школы, так и инспектора по делам несовершеннолетних, закрепленного за ней.
III. Активная деятельность по введению дополнительных фотографических и электронных видов учетов и картотек и иных информационных технологий в отчетно-статистическую деятельность подразделений по делам несовершеннолетних, по нашему мнению, также положительно скажется на динамике противоправных проявлений несовершеннолетних в образовательных учреждениях. Как отмечено выше, в подразделениях по предупреждению правонарушений несовершеннолетних ведутся два основных вида учета: учетно-профилакти-ческие карточки и учетно-профилактичес-кие дела, разрешение на их заведение дается в письменном виде начальником горрайоргана или его заместителем.
С улучшением технической оснащенности подразделений по делам несовершеннолетних на основании вышеуказанных бумажных учетных документов в отделах создаются автоматизированные базы данных, которые позволяют быстро проводить выборку как конкретного лица, так и определенного массива правонарушителей из числа лиц, не достигших восемнадцатилетия, по любым имеющимся критериям, что практически невозможно сделать оперативно при обработке большого количества карточек вручную.
Кроме того, на наш взгляд, представляется необходимым развивать новые виды учетов, позволяющие получать более полную и достоверную информацию о деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, отражающую в том числе и положительный опыт функционирования указанных подразделений милиции общественной безопасности. Итак, помимо основных видов учетов, которые ведутся, как отмечено, на бумажных носителях, целесообразно внедрять в практику на постоянной основе дополнительные виды учета, с помощью которых школьные инспектора успешно предотвращают правонарушения и раскрывают преступления, например электронная алфавитная картотека на несовершеннолетних, которая ведется в настоящее время в некоторых отделах по делам несовершеннолетних инспекторами милиции.
Электронная алфавитная картотека предназначена для сбора и систематизации наиболее общих и важных сведений о несовершеннолетних, состоящих, ранее состоявших на учете в отделах по делам несовершеннолетних либо по тем или иным причинам попавших в поле зрения органов внутренних дел. Картотека ведется в табличной форме, в которой заполняются соответствующие графы об анкетных данных подростка, о кличках, его наиболее ярких и стабильных приметах, криминальных наклонностях, родственных связях, о совершенных правонарушениях и преступлениях и принятых мерах, судимости. Субъектами данного электронного
картотечного учета являются как жители, проживающие в районе, совершившие где-либо противоправные действия, так и жители других районов, задержанные на обслуживаемой территории школы, прилегающей территории. При достижении совершеннолетия, снятии с учета по иным основаниям сведения из электронной картотеки не удаляются. Сведения систематизированы в алфавитном порядке, что позволяет быстро проводить их выборку при наличии фамилии. С использованием новейших информационных технологий в некоторых подразделениях ведутся электронные алфавитные карточки с фотографиями.
Также в определенных подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел разработана и ведется электронная картотека учета по кличкам лиц, учтенных в алфавитной картотеке, и иных несовершеннолетних, чьи клички стали известны в процессе работы. Сведения расположены в алфавитном порядке, и при наличии нескольких кличек заполняются столько строчек в таблице, сколько у данного лица выявлено кличек.
Источниками сведений для электронной алфавитной картотеки и картотеки учета по кличкам являются учетные документы на несовершеннолетних, материалы об административных правонарушениях, материалы уголовных дел, протоколы заседаний комиссий по делам несовершеннолетних, сведения, полученные в результате проведения рейдов, бесед.
Помимо вышеперечисленных дополнительных видов учетов в некоторых отделах по делам несовершеннолетних горрай-органов также ведутся фотоальбомы и электронные фотоальбомы на несовершеннолетних, которые систематизированы по полу, возрасту, месту жительства. Как правило, все листы альбома заполнены, единообразны, фотографии не имеют никаких пояснительных надписей, а только номер. Список лиц, изображенных на фотографиях, ведется отдельно.
Работа инспектора по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, зак-
репленного за образовательным учреждением, по предупреждению и профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних ведется в постоянном взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, и все сотрудники горрайорганов постоянно пользуются вышеуказанными картотеками как при проведении профилактических мероприятий, так и при раскрытии и расследовании преступлений. По кличкам и неполным данным, приметам устанавливаются лица, подозреваемые в совершении преступлений. Сотрудниками уголовного розыска и следователями часто используются фотоальбомы для предъявления потерпевшим и свидетелям с целью установления преступников.
IV. Обращаясь к деятельности по привлечению для проведения профилактических мероприятий представителей других служб и подразделений органов внутренних дел, представителей иных органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, начнем с того, что, сталкиваясь с необходимостью ежедневного присутствия школьного инспектора милиции в школе, несовершеннолетние привыкают к постоянным профилактическим мероприятиям с его стороны, воспринимают общение с ним как обыденное явление.
Это подводит нас к мысли о необходимости привлекать для проведения профилактических мероприятий иных сотрудников милиции и представителей органов и учреждений системы профилактики правонарушений лиц, не достигших восемнадцатилетия, с целью наибольшего превентивного воздействия на противоправных подростков.
Положительный опыт взаимодействия Санкт-Петербургского университета МВД России и Главного управления внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области в рамках проведения в университете выездных практических занятий показал эффективность привлечения курсантов и слушателей университета к проведению бесед в образовательных
учреждениях среднего (полного) общего образования.
Например, в соответствии с тематическим планом организации образовательного процесса университета кафедрой административной деятельности органов внутренних дел совместно с сотрудниками отделов по делам несовершеннолетних управлений внутренних дел административных районов г. Санкт-Петербурга с курсантами и слушателями учебных взводов неоднократно проводились выездные практические занятия по теме: «Организационно-правовые основы деятельности милиции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Помимо того, что на выездном занятии курсантам разъяснялась работа по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, раскрывались задачи милиции по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних, тактика действий подразделений и служб милиции общественной безопасности по предупреждению, пресечению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, курсанты и слушатели совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, закрепленными за образовательными учреждениями, участвовали в проведении комплексных профилактических бесед в школах, гимназиях, лицеях, профессиональных училищах и техникумах районов г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В рамках общения с учениками младших классов курсантами разъяснялась сложная криминогенная ситуация, сложившаяся в Северо-Западном регионе, раскрывались моменты, связанные с виктимным поведением, с акцентированием внимания на самых распространенных преступлениях в отношении несовершеннолетних, сообщались результаты по действиям детей, способствующим несовершению в отношении их противоправных деяний, в том числе преступлений, напоминались правила дорожного движения, обязанности детей на проезжей части в условиях интенсивного трафика в г. Санкт-Петербурге.
С учениками старших классов проводились профилактические беседы по недопустимости асоциального поведения, нарушения школьной дисциплины, опозданий, детально разъяснялись формы ответственности за потребление табака, алкогольной продукции, наркотических средств и психотропных веществ, их распространение.
С учетом того, что по штатной численности школьный инспектор милиции в образовательном учреждении может быть только один, охватить профилактическими беседами всех учащихся при реальном нахождении на руках инспектора большого количества требующих безотлагательного рассмотрения и принятия решения материалов, зарегистрированных по Книге учета сообщений о происшествиях органов внутренних дел, зачастую не представляется возможным. В рамках же проведения выездных практических занятий на выезд направляется минимум учебный взвод численностью до 35 курсантов либо слушателей, что позволяет не только охватить все школы района, в том числе и те, где по штату не предусмотрена должность школьного инспектора милиции, но и обойти все классы образовательного учреждения.
Основываясь на практике проведения выездных практических занятий, можем констатировать, что для их качественной организации со стороны профессорско-преподавательского состава университета требуется приложить немало усилий, в основном сводящихся к беседам с руководством управления горрайорганов по вопросам оказания содействия в проведении выездного занятия. На деле курсанты и слушатели оказывают реальную помощь в деятельности школьных инспекторов милиции.
Таким образом, назрела необходимость унифицировать отношения по комплексному взаимодействию горрайорганов внутренних дел с образовательными учреждениями МВД России, придать им четкую правовую форму путем издания совместных приказов о мерах по активизации взаимодействия министерств внутренних дел
республик, главных управлений внутренних дел, управлений внутренних дел городов федерального значения, автономных округов, автономной области, краев, об-ластейиуниверситетов, академий, институтов МВД России, путем закрепления базовых территориальных подразделений практических органов милиции, оказывающих содействие в проведении выездных занятий. Это, безусловно, принесет действенную пользу и обучаемым и сотрудникам милиции, в том числе и школьным инспекторам.
Данные приказы могут визироваться начальниками подразделения милиции по субъекту Федерации и образовательного учреждения МВД России, иметь срок действия не менее года, предусматривать основания и порядок привлечения к ответственности должностных лиц, не выполнивших требования данных подзаконных правовых актов.
Важную роль, на наш взгляд, в наставлении несовершеннолетних правонарушителей на путь исправления и строгого соблюдения ими норм права могут сыграть беседы, проводимые в классах противоправной направленности сотрудниками органов внутренних дел с богатым послужным списком, боевым и большим жизненным опытом.
В данном контексте предлагается с помощью писем, подписываемых начальником горрайоргана внутренних дел, приглашать на ознакомительные и профилактические беседы с учениками сотрудников отрядов милилци особого назначения, участвовавших в боевых действиях на Кавказе, руководителей подразделений органов внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, награжденных за успешное проведение операций ведомственными и государственными наградами, отличившихся сотрудников отделов вневедомственной охраны, Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Насыщенные эмпирическими сведениями о реальных нештатных ситуациях по организации деятельности подразделений
милиции, об активной роли в них лиц, сумевших проявить в этих ситуациях лучшие профессиональные и личные качества, рассматриваемые ознакомительные беседы помогут подростку противоправной направленности по-иному взглянуть на природу правонарушения и могут привести к переориентации несовершеннолетних правонарушителей с «тюремной романтики» на законопослушный путь, основанный на недопустимости совершения правонарушений и преступлений.
Кроме этого, существенную помощь в профилактике безнадзорности, беспризорности, попрошайничества и правонарушений несовершеннолетних могут оказать должностные лица и служащие государственных, муниципальных и негосударственных органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Подводя итог вышесказанному, мы приходим к выводу о том, что публичное освещение профилактической деятельности как органов внутренних дел (милиции) , так и других субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия, заключается в доведении соответствующей информации до самой аудитории несовершеннолетних правонарушителей, что будет способствовать, во-первых, выполнению соответствующими должностными лицами своих должностных обязанностей, во-вторых, повышению качества превентивной работы по правонарушениям несовершеннолетних, в-третьих, дальнейшей переориентации прежде всего подростков, состоящих на учете в отделах по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
К сожалению, на практике все обстоит иначе. Представители органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних ввиду загруженности особо не изъявляют желания выступать с лекциями в образовательных учреждениях. Некоторые из них ссылаются на отсутствие достаточного опыта публичных выступлений, занижая свои
ораторские способности. Если и имеет место факт появления представителей государственных, муниципальных и негосударственных органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в образовательном учреждении, то это, как правило, бывает связано с их персонифицированным интересом либо обусловлено личными контактами со школьным инспектором милиции!.
На сегодняшний день заинтересованными во внедрении систематической практики выступления перед аудиторией образовательных учреждений оказываются только должностные лица органов внутренних дел, это, на наш взгляд, не может считаться нормальным положением вещей. Что касается способов реализации органами внутренних дел указанной ини-
циативы, то в качестве одного из них можно считать подачу письма за подписью руководителя городского, районного органа внутренних дел с просьбой оказать содействие школьному инспектору милиции - посетить с профилактической беседой образовательное учреждение. К несчастью, даже в этом случае письменно оформленные запросы ничего не гарантируют, так как не являются документом для обязательного исполнения данными органами ввиду их неподчинения органам внутренних дел. В этих условиях на первый план выходят личные качества инспектора по делам несовершеннолетних органа внутренних дел, закрепленного за образовательным учреждением (настойчивость, дипломатичность), которые могут помочь ему решить данную проблему.