проблем социально-экономического развития на основе рационального сочетания федеральных, краевых, муниципальных, частных и корпоративных интересов.
Проектом предусмотрено использование всех методов воздействия: нормативного правового регулирования, административных мер, прямых и косвенных методов бюджетной поддержки, организационной и информационной поддержки.
Организациооно-экономический механизм реализации Проекта включает следующие элементы: стратегическое планирование и прогнозирование до 2025 г., совершенствование нормативной правовой базы которая будет регулировать отношения органов законодательной и исполнительной власти, применение инстурементов государственного регулирования экономики, создание преференции, в части изменения ставок и сроков уплаты налогов, зачисляемых в краевой бюджет, предоставление государственных гарантий в ходе реализации инвестиционного проекта а также институциональные преобразования которые включают в себя развитие в Алтайском крае лизинговых компаний, краевого лизингового фонда.
Совершенно понятно что реализация данного инновационного проекта невозможна без корректировки законодательной базы. Именно поэтому для того чтобы осуществить привлечение в экономику Алтайского края необходимых финансовых ресурсов планируется разработать и принять специальный Федеральный закон «О создании и развитии на территории Российской Федерации особо значимых аграрных территорий», а также образовать ОАО «Краевое агентство по развитию Алтайского Приобья», учредителями которого выступят Администрация края и уполномоченные органы федерального уровня.
Все инвестиционные проекты, подготовленные в соотвествии с порядком и приоритетами развития особо значимой аграрной территории, направляются инициаторами в Администрацию края для отбора и определения инструментов государственной поддержки.
Инвестиционные проекты, одобренные администрацией края, направляются в ОАО «Краевое агентство по развитию Алтайского Приобья» для организации их реализации и финансирования.
Финансирование проектных мероприятий из федерального бюджета осуществляется на основании представленных отраслевыми органами исполнитель-
ной власти края бюджетных заявок при условии долевого участия в софинансировании краевого, местного бюджетов и инвесторов.
Таким образом, механизм реализации инвестиционного проекта предусматривает систему программных мероприятий, параметры которых контролируются по результатам мониторинга выполнения проекта.
Значимость реализации Проекта на федеральном, региональном и местном уровнях обусловлена: созданием инфраструктурных условий для улучшения качества жизни сельского населения, роста экономического благосостояния, улучшения демографической ситуации; повышением продовольственной и энергетической безопасности страны; закреплением позиции на мировых продовольственных рынках и достижением ряда важнейших показателей, характеризующих качество жизни населения и состояние развития Алтайского края (табл. 1).
Таблица 1 - Показатели социально-экономического развития Алтайского Приобья в 2025 г.
Показатели 2007 г. 2025 г.
Валовой региональный продукт на душу населения, тыс. руб. 84,8 322
Объем инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве в % от добавленной стоимости сельского хозяйства, % 11,3 33,5
Объем продукции сельского хозяйства на душу населения, тыс. руб. 23,3 52,0
Среднемесячная заработная плата одного работающего в сельском хозяйстве, руб. 3853 28 127
Выполнение комплекса мероприятий по развитию особо значимой аграрной территории позволит улучшить состояние продовольственной безопасности России и Алтайского края, повысить уровень потребления основных видов сельскохозяйственной и продовольственной продукции, их доступность и экологическую безопасность для населения, увеличить объемы переработки сельхозпродукции в среднем в 2 раза, а ВРП края в расчете на душу населения в 3,8 раза, что даст возможность улучшить межрегиональные экономические и торговые отношения и повысить уровень жизни населения в регионе.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОДДЕРЖКИ СТРАХОВАНИЯ ЗЕРНОВЫХ КУЛЬТУР
В.В. Носов, д.э.н., проф. Саратовского государственного социально-экономического университета
Сельское хозяйство - отрасль, наиболее подверженная воздействию стихийных сил природы. В различные по природно-климатическим условиям годы из-за неодинаковой урожайности по-разному используются сельскохозяйственные угодья и продукция.
Снижение уровня урожайности в неблагоприятные по метеорологическим условиям годы приводит к нарушению балансов сельскохозяйственной продукции, что в итоге ухудшает экономические показатели функционирования предприятий. В результате изменений природных условий по годам значительно изменяются объемы валовой и товарной продукции и, как следствие этого, размеры прибыли.
Практика ведения сельского хозяйства выработала целый спектр разнообразных организационно-экономических мероприятий смягчающих или устраняющих негативное воздействие природных условий на конечные суммарные результаты произ-
водства, среди которых можно выделить страхование, которому в настоящее время придается важное значение, как на уровне сельскохозяйственного предприятия, так и на уровне государства.
Анализ отечественной практики и зарубежного опыта показывает, что страхование сельскохозяйственных культур должно организовываться с участием государства в рамках его планов, программ и федеральных законов по сельскому хозяйству.
Такая возможность открывается с принятием Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ. Ст. 12 «Сельскохозяйственное страхование, осуществляемое с государственной поддержкой» рассматриваемого закона регулирует порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования.
Средства федерального бюджета, предоставленные в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, направляются сельскохозяйственным товаропроизводителям (юридическим лицам) независимо от организационно-правовой формы, крестьянским (фермерским) хозяйствам для финансирования 50% страхового взноса по договору страхования, заключенному ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение страхования урожая сельскохозяйственных культур.
Развитию сельскохозяйственного страхования должно содействовать более внимательное отношение к его проблемам органов государственной власти субъектов Российской Федерации, когда в регионах принимаются необходимые законодательные, организационные и финансовые основы
для оказания государственной поддержки сельскохозяйственному страхованию за счет средств регионального бюджета (табл. 1).
Несмотря на принимаемые меры ситуация в страховании урожая кардинально не изменилась. По прежнему общие затраты на осуществление страхования сельскохозяйственных культур, даже с учетом компенсации страховых взносов из бюджета высоки даже для финансово-устойчивых хозяйств, не говоря уже о подавляющем большинстве сельскохозяйственных товаропроизводителей, испытывающих финансовые трудности. Кроме того, при предоставлении субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям по договорам страхования совершенно не учитываются природные условия производства.
Таблица 1 - Информация по страхованию сельскохозяйственных культур при государственной поддержке в Саратовской области за 1999-2007 гг., тыс. руб.
Наименование показателя 1999 г. 2002 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Количество хозяйств застраховавших урожай 287 191 582 639 580
Сумма уплаченных страховых взносов, всего 6110,0 130689,0 398652,7 240026,1 245465,1
В том числе компенсации из федерального бюджета 3400,0 38662,8 182076,4 120013,2 136493,2
регионального бюджета 2710,0 30000,0 34500,0 30000,0 29365,6
Сумма выплаченных страховых возмещений 5836,0 83132,9 236200,0 153100,0 164828,3
Примечание. По данным министерства сельского хозяйства Саратовской области.
Так, Саратовская область разделена на семь природно-экономических микрозон, имеющих различную степень риска выращивания зерновых культур в связи с природно-климатическими условиями производства (рис. 1).
Для определения степени благоприятности погодных условий обратимся к теории динамического ряда, на примере динамики урожайности. Согласно этой теории, урожайность как учетная категория содержит в себе элементы необходимого и случайного. Необходимость проявляется в форме тенденции динамического ряда, случайность - в форме колебаний урожайности относительно кривой, выражающей тенденцию. Тенденция характеризует процесс интенсификации производства. Колебания урожайности относительно тренда порождены влиянием случайных, стихийных причин, главным образом, агрометеорологических условий. Коэффициент вариации характеризует риск выращивания сельскохозяйственных куль-
тур. Он показывает величину относительной колеблемости, приходящуюся на единицу среднего уровня, т.е. характеризует интенсивность колебательного процесса и является отвлеченным числом. Именно это свойство позволяет сравнивать колеблемость одного и того же показателя в разных условиях, выраженных в различиях средних уровней и, следовательно, коэффициент вариации может использоваться для сравнения колеблемости урожайности в различных почвенноклиматических условиях.
Коэффициенты парной корреляции отклонений урожайности отдельных культур от тренда имеют положительный знак. Это говорит о том, что экстремальные погодные условия качественно одинаково влияют на урожайность всех зерновых культур.
При этом удельный вес хозяйств расположенных в этих зонах, заключивших договора со страховыми организациями гораздо ниже (рис. 2).
1,907
2,000 „ 1,500-| * и
а 1,000-1 я ?
&
о
§ 0,500 0,0004
1,626
□ I. ЗАПАДНАЯ □ II. ЦЕНТРАЛЬНАЯ
□ III. СЕВЕРНАЯ □ IV. ЮЖНАЯ
(ПРАВОБЕРЕЖНАЯ) □ V. СЕВЕРНАЯ (ПРАВОБЕРЕЖНАЯ) □ VI. ЦЕНТРАЛЬНАЯ
(ЛЕВОБЕРЕЖНАЯ) □ VII. ЮГО-ВОСТОЧНАЯ (ЛЕВОБЕРЕЖНАЯ)
Рисунок 1 - Мера риска выращивания яровой пшеницы по микрозонам
VI.
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ^. ЮГ°- I. ЗАПАДНАЯ;
(ЛЕВОБЕРЕЖНА В°СГ°ЧНАЯ; 17,1
Рисунок 2 - Структура хозяйств, заключивших договора со страховыми органами, по микрозонам Саратовской области
Проведенное исследование показало, что более половины убыточных хозяйств сосредоточено в микрозонах имеющих максимальную величину риска выращивания сельскохозяйственных культур.
Возникает необходимость дифференциации размера компенсации части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на страхование сельскохозяйственных культур за счет средств федерального и регионального бюджета, с учетом подверженности сельских товаропроизводителей той
или иной зоны воздействию природных условий. При этом размер субсидий, выделяемых из бюджетов для компенсации части затрат на страхование сельскохозяйственных культур, по региону в целом должен соответствовать установленной величине. Результаты расчетов дифференциации по природно-экономическим микрозонам Саратовской области размера компенсации части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям на страхование яровой пшеницы представлены в табл. 2.
Таблица 2 - Предлагаемые размеры компенсации государством части затрат на страхование _______________________яровой пшеницы в Саратовской области________________________
Микрозоны Доля возможной страховой стоимости урожая Мера риска выращивания культуры Размер компенсации из бюджетов, %
федерального областного итого
Западная 0,292 1,295 49 11 60
Центральная (правобережная) 0,272 1,032 39 9 48
Северная (правобережная) 0,061 1,000 38 8 46
Южная (правобережная) 0,054 1,253 48 10 58
Северная(левобережная) 0,082 1,502 57 13 70
Центральная(левобережная) 0,063 1,907 72 16 88
Юго-восточная 0,176 1,626 62 14 76
Такая дифференциация бюджетных средств должна позволить уменьшить зависимость от природных факторов, проявление которых резко различается по территории области, заметно улучшить
условия воспроизводства, удешевить продукцию земледелия и повысить экономическую эффективность в неблагоприятные по погодным условиям годы.
О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Н.Н. Ковалева, асп. Всероссийского НИИ экономики и нормативов
В современной поддержке АПК не нашли должного места методы регулирования рисков, особенно в животноводстве. В период становления рыночной экономики индивидуальные и ассоциированные предпринимательские структуры в сельском хозяйстве осуществляют рисковую деятельность и нуждаются в страховании условий и результатов своего труда. Наряду с обеспечением защиты от природной стихии, к предмету страхования относятся случайные события технического или технологического свойства.
Необходимость восполнения имущественных потерь юридических и физических лиц, занимающихся сельским хозяйством, понесших убытки от действия стихийных сил и иных обстоятельств, требуют участия органов государственного страхования. Для этого практикуется создание страховых фондов в денежном и натуральном выражении, назначение которых сводится к минимизации непредвиденных расходов и возмещению ущерба хозяйств в народнохозяйственном масштабе.
Только господдержка страхования позволяет обеспечить полноту компенсации нанесенного природными явлениями ущерба производителям сельскохозяйственной продукции. И вот здесь раскрывается фундаментальная основа страхования сельскохозяйственных рисков, состоящая в его двойственном характере. С одной стороны, страхование, наряду с льготным предоставлением кредитов, объявлено согласно Федеральному Закону «О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ одним из приоритетных направлений эффективного регулирования агропромышленного производства и стабилизации доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей; с другой, оно само должно являться объектом государственной поддержки, для того чтобы компенсировать потери в полном объеме.
Страхование трансформируется в инструмент государственной поддержки, связанный с возмещением материальных потерь в процессе производства, то есть представляет собой экономический метод формирования целевых фондов под возмещение хозяйственных убытков при неблагоприятных явлениях. Рискованный характер организации товарного производства обусловливает необходимость предупреждения и преодоления негативных последствий от стихийных бедствий и непредвиденных обстоятельств, которые составляют экономическое содержание страховой поддержки деятельности в сельском хозяйстве и смежных с ним отраслей.
Актуальность принятия государственных мер по снижению рисков в аграрном секторе доказывает подготовленная в Минсельхозе РФ долгосрочная концепция единой политики государства по развитию сельскохозяйственного страхования до 2020 г.
Речь идет о создании эффективной системы страховой защиты российского села, в том числе с целью обеспечения продовольственной безопасности страны.
Несмотря на позитивную динамику, уровень развития сельскохозяйственного страхования не позволяет назвать его системным институтом АПК: его распространенность незначительна в масштабах страны и отрасли в целом. Одной из главных причин такого положения являются «неподъемные» затраты крестьян на страхование, даже с учетом государственной поддержки.
Начиная с 2009 г. методы господдержки АПК принимают новые качественные направления. Делается попытка придать им прогнозный характер, сориентировать их на долгосрочную перспективу. Одной из форм господдержки животноводства является компенсация части затрат по договорам страхования.