Научная статья на тему 'Совершенствование бюджетного прогнозирования на основе модели макроэкономического взаимодействия'

Совершенствование бюджетного прогнозирования на основе модели макроэкономического взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
649
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ПРОГНОЗА / ПРОГНОЗ / ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СИСТЕМА ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СЦЕНАРНЫЕ УСЛОВИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зуев В.Е.

Статья посвящена исследованию сложившейся мировой практики бюджетного прогнозирования, а также рассмотрению вопросов обеспечения макроэкономической стабильности и повышения надежности экономических прогнозов при долгосрочном бюджетном планировании в Российской Федерации. Даны рекомендации по совершенствованию системы бюджетного прогнозирования и использованию модели макроэкономического взаимодействия при планировании бюджетной политики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование бюджетного прогнозирования на основе модели макроэкономического взаимодействия»

УДК 336.144

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В. Е. ЗУЕВ, кандидат экономических наук, заместитель начальника отдела управления долговыми обязательствами казначейства Международного банка экономического сотрудничества E-mail: zuev ve@mail. ru

Статья посвящена исследованию сложившейся мировой практики бюджетного прогнозирования, а также рассмотрению вопросов обеспечения макроэкономической стабильности и повышения надежности экономических прогнозов при долгосрочном бюджетном планировании в Российской Федерации. Даны рекомендации по совершенствованию системы бюджетного прогнозирования и использованию модели макроэкономического взаимодействия при планировании бюджетной политики Российской Федерации.

Ключевые слова: бюджет, бюджетная политика, бюджетное планирование, бюджетное прогнозирование, бюджетное управление, бюджетный процесс, макроэкономическая модель, макроэкономическое взаимодействие, методы прогнозирования, методы регулирования, основные параметры прогноза, прогноз, прогноз социально-экономического развития, прогнозирование, прогнозные показатели, система прогнозирования, социально-экономическое развитие, сценарные условия, экономическая модель, экономическая политика.

Современный уровень развития российского государства выдвигает в число первоочередных задачу по переходу к стабильному, предсказуемому и эффективному развитию экономики страны.

В настоящее время в экономической жизни нашей страны происходят непростые явления, обусловленные последствиями мирового финансового кризиса. Мировая финансовая система находится на пороге принципиальных изменений. В условиях таких изменений и качественно новых

рисков поддержание стабильного функционирования финансовой системы России возможно только при условии проведения всесторонней модернизации экономики и развития системы бюджетного управления.

Для эффективного государственного управления экономикой страны необходима высокоэффективная система долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. Подобная система должна сочетать высокую надежность экономических прогнозов и результативность политики воздействия на процессы формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Высокая достоверность экономических прогнозов является качественной характеристикой эффективной системы бюджетного прогнозирования, которая должна обеспечивать обоснованность решений задач по достижению стратегических целей социально-экономического развития. В этой связи можно говорить о том, что эффективность бюджетного и стратегического планирования напрямую зависит от эффективности системы бюджетного прогнозирования.

Бюджетное прогнозирование в различных странах неразрывно связано с историческими, культурными, социально-экономическими и политическими факторами, сложившейся структурой распределения полномочий как между высшими органами государственной власти, так и между центральными и местными органами управления.

В США прогнозирование считается одним из важнейших элементов механизма регулирования экономики. Главные прогнозные макроэкономические разработки правительства США сосредоточены в трех органах управления: совете экономических консультантов, совете управляющих федеральной резервной системы и административно-бюджетном управлении. Значительный объем накопленной статистической информации в США обусловил преобладание методов экономического анализа и прогнозирования, основанных на использовании статистических данных. Прогнозирование осуществляется с использованием большого числа методов и моделей, в том числе: метода экспертных оценок, метода экономических индикаторов, модели динамических рядов, метода эконометри-ческого моделирования, в основе которого лежит применение экстраполяционных и факторных методов прогнозирования. Созданные Лоуренсом Клейном экономические модели, в том числе высокочастотная эконометрическая макроэкономическая модель экономики США, и их применение к анализу колебаний экономики и экономической политики позволили добиться существенного повышения эффективности в области высокочастотного и структурного прогнозирования. Особое внимание в стратегическом планировании развития национальной экономики США уделяется анализу технологических, экономических, конкурентных, международных, рыночных и политических факторов. Основанная на использовании теории эко-нометрических моделей система прогнозирования предусматривает привлечение к информационно-аналитической работе внешних специалистов для сбора и анализа данных. Полученная информация накапливается и обрабатывается с применением имитационной модели, которая позволяет выполнять многовариантные расчеты на основе различных наборов сценарных условий.

В Японии система общегосударственного прогнозирования и планирования основана на социально-экономических прогнозах, планах и научно-технических программах, которые используются в качестве инструмента государственного регулирования рыночной экономики. Прогнозированием параметров социально-экономического развития Японии занимаются правительственный экономический совет, управление экономического планирования, министерство внешней торговли и промышленности, управление по науке и технологии. Прогнозирование осуществляется на основе индикативных планов-программ, разрабатываемых

по заданию правительства Японии. Для разработки планов используются методы анализа статистических данных, в рамках которого строится прогноз экономического развития страны в отраслевом разрезе.

Для стран с моделью переходной экономики свойственна разработка многовариантных, альтернативных прогнозов, индикативных планов и иных финансовых программ. Одновременно могут применяться методики прогнозирования макроэкономических показателей Международного валютного фонда. Среди используемых методов прогнозирования можно выделить экстраполяцию, факторные модели, модели межотраслевого баланса, экспертные оценки. В качестве основы для оценки и прогнозирования экономической деятельности используется макроэкономическая статистика.

В России прогнозирование является неотъемлемой частью бюджетного процесса. Подготовка проектов бюджетов относится к исключительной компетенции Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и местных администраций муниципальных образований. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов РФ, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальными образованиями.

Проект бюджета основывается на Бюджетном послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического развития и основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

В Бюджетном послании Президента РФ 2010 г. среди основных приоритетов бюджетной политики в 2011—2013 гг. обозначена актуальность решения задач по развитию механизмов бюджетного управления, в частности, значительное внимание следует уделить обеспечению макроэкономической стабильности и координации долгосрочного стратегического и бюджетного планирования. Для этого требуется расширить горизонт планирования и повысить надежность экономических прогнозов, в том числе при оценках конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей.

Действующая система разработки прогноза социально-экономического развития РФ разделяет процесс подготовки прогноза на этапы:

— в первую очередь осуществляется разработка сценарных условий функционирования российской экономики, и определяются основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ. Сценарные условия подготавливаются с учетом

наиболее вероятных внешних и внутренних условий и характеристик социально-экономического развития РФ, соответствующим целям развития и включающим прогнозные показатели. Формирование основных параметров прогноза осуществляется с учетом прогнозируемых количественных характеристик развития российской экономики в прогнозном периоде, соответствующих сценарным условиям и отражающих социально-экономическое развитие РФ;

— во вторую очередь разрабатывается проект прогноза социально-экономического развития РФ, который готовится в нескольких вариантах и затем представляется в Правительство РФ. В базовом варианте прогноза отражаются основные тенденции и параметры развития экономики в условиях прогнозируемого изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Также готовится целевой вариант прогноза, в который закладываются основные параметры социально-экономического развития РФ, достижение которых позволит обеспечить реализацию целей социально-экономического развития РФ, учитывая приоритеты социально-экономической политики Правительства РФ.

После рассмотрения проекта прогноза Правительством РФ готовится уточненный вариант прогноза.

Методология бюджетного прогнозирования, применяемая в настоящее время в России, основывается на использовании итеративных расчетов основных параметров и агрегатов экономического развития. Однако существует ряд недоработок в применяемых прогнозных моделях, используемых для оценки основных показателей экономического

развития в процессе подготовки прогноза социально-экономического развития РФ (см. таблицу). Прогнозирование внешних и внутренних факторов при оценке развития экономики производится без учета факторов влияния макроэкономического взаимодействия.

Наличие значительных погрешностей в прогнозах действующей системы прогнозирования во многом является следствием отсутствия методологии комплексной оценки процессов в мировой экономике, а также прогнозирования основных показателей развития без учета влияния факторов макроэкономического взаимодействия. Глобальные процессы, происходящие в мировой финансовой системе, оказывают серьезное влияние на экономику РФ. Динамичная интеграция России в систему мирохозяйственных связей существенно повышает уязвимость нашей экономики перед процессами глобализации и формирует новые финансовые риски, в том числе обусловленные проблемой трансграничного движения капитала.

Предлагаемый автором подход представляет собой систематизированную совокупность способов и приемов, используемых для разработки прогнозов с применением модели макроэкономического взаимодействия. Определяющее значение роли прогнозирования в бюджетном процессе формирует круг задач, решение которых позволит повысить надежность прогнозирования при долгосрочном бюджетном планировании.

Теоретической основой формирования методологического подхода к разработке сбалансированной системы прогнозирования могут стать результаты анализа закономерностей, полученные при изучении макроэкономического взаимодействия (рис. 1).

Основные показатели развития экономики в 2009—2013 гг. (прирост/снижение, в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Показатель 2009 (отчет) 2010 (оценка) Прогноз

2011 2012 2013

Средняя цена за нефть Urals, долл. США/баррель 61,1 75 75 78 79

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю), % 8,8 7-8 6-7 5-6 4,5-5,5

ВВП, % -7,9 4,0 4,2 3,9 4,5

Промышленное производство, % -9,3 7,6 3,9 3,8 4,9

Производство продукции сельского хозяйства, % 1,2 -9,9 8,5 3,8 3,9

Инвестиции в основной капитал, % -16,2 2,5 10,0 3,5 7,4

Реальные располагаемые денежные доходы населения, % 2,3 4,4 3,6 3,6 4,2

Реальная заработная плата, % -3,5 4,9 3,5 4,0 4,7

Оборот розничной торговли, % -4,9 5,2 5,0 5,6 6,0

Экспорт товаров, млрд долл. США 303,4 378 389 412 432

Импорт товаров, млрд долл. США 191,8 241 277 303 334

Источник: по данным Министерства экономического развития РФ.

Основные взаимосвязи ----------- Влияющие факторы

Рис. 1. Схема макроэкономических взаимодействий с учетом факторов влияния

Главными объектами причинно-следственных связей макроэкономического взаимодействия являются экономические и социальные факторы, формирующие в мировом пространстве единую социально-экономическую систему.

Основа макроэкономических процессов определяется финансовым механизмом, сформированным в рыночных условиях. В результате эволюционных трансформаций сформировались структурные элементы трансграничных экономических взаимодействий, которые образуют неразрывные связи, обеспечивающие протекание экономических процессов.

Следует отметить, что методика прогнозирования, основанная на анализе макроэкономических взаимодействий, представляется более «динамичной». Однако данный факт определяет возникновение необходимости создания дополнительных систем контроля и управления экономическими процессами. Особенно очевидно данная необхо-

димость может ощущаться в периоды значимых изменений макроэкономических факторов, например в момент кризиса.

В современной мировой практике сформировались два подхода к разработке систем прогнозирования социально-экономического развития. Первый из них основан на марксистской теории, второй — на кейнсианской, монетарной и других теориях. Использование первого подхода в большой степени относится к странам, использующим административно-командную систему управления. Использование второго подхода относится к странам с рыночной экономикой.

Общая систематизация методов прогнозирования может осуществляться по значительному количеству критериев, что, в свою очередь, обусловливает возможность создания многочисленных моделей, использующих различные наборы методов прогнозирования. Помимо группировок методов по выбранным критериям можно осущес-

Рис. 2. Схема классификации методов прогнозирования

твить систематизацию методов прогнозирования в соответствии с предлагаемой классификацией (рис. 2).

По мнению автора, в современных условиях целесообразно использовать комбинированные прогнозные модели. Использование статистических методов в прогнозирования ключевых показателей социально-экономического развития при построении моделей макроэкономического взаимодействия позволит сформировать расчетную базу факторов влияния. В теории и практике статистического моделирования существует ряд методов, которые позволяют установить как общую тенденцию развития основных показателей во времени, так и тенденции, классифицированные по видам в разрезе анализа тенденции средней и дисперсии.

Одним из методов является использование метода кумулятивного Т-критерия, в основе реализации которого выдвигается гипотеза (Н0) об отсутствии тренда в исследуемом ряду динамики. Метод может позволить выявить не только наличие самой тенденции в рядах, но и определить ее математическое выражение — тренд.

Данный метод основан на определении накопленных значений отклонений эмпирических уровней изучаемого показателя от среднего уровня исходного ряда динамики. Гипотеза проверяется на основе кумулятивного Т-критерия, расчетное значение которого определяется по следующей формуле:

т =

а.

где ¿П — коэффициент отклонения накопленных эмпирических значений от среднего уровня; а^ — дисперсия изучаемого признака. Если расчетное значение Т превышает критическое (табличное) Т , то гипотеза об отсутствии тренда в исследуемом ряду динамики изучаемого показателя отвергается, и, следовательно, тренд в ряду динамики существует.

Подтвердить и проверить полученные ранее результаты о наличии или отсутствии тенденции в изучаемых рядах динамики, а также определить и охарактеризовать вид существующей тенденции возможно на основе ряда параметрических и непараметрических методов выявления тенденции.

Сущность данного метода заключается в том, что исходный ряд динамики разбивается на две равные части, каждая из которых рассматривается как самостоятельная независимая выборочная нормально распределенная совокупность. Проверка наличия тенденции средней сводится к проверке гипотезы (Н0) о существовании равенства средних, т. е. 7Г72.

За основу проверки берется ¿-критерий Стью-дента. Расчетное значение ¿-критерия (¿р) определяют по формуле

'р =

7 - У 2

у1(П -1)-с2 + (п2 -1)-о22 \

п1 ■ п2 ■ (п1 + п2 - 2)

п1+ п2

где с2 — дисперсия изучаемого признака;

п — длина временного ряда (число уровней).

Значение ¿р сравнивается с критическим (табличным) ¿кр при уровне значимости а и числе степеней свободы V = п — 2. Если , >t , то гипотеза

^ р кр'

(Н0) о равенстве средних двух нормально распределенных совокупностей отвергается с вероятностью ошибки а. В этом случае делается вывод о том, что средние различаются между собой существенно, следовательно, существует тенденция в средних, и правомерен вывод о наличии тренда.

Проверка наличия тенденции в дисперсиях заключается в проверке гипотезы (Н0) о равенстве дисперсий двух нормально распределенных совокупностей, т. е. с12=с22. Проверка гипотезы реализуется с помощью F-критерия, расчетное значение

которого определяется по следующей формуле: с2

Р = —2- при с12>с22

с2 .

Полученное расчетное значение F сравнивается с Fкр критическим (табличным) при уровне значимости а и числах степеней свободы v1 = п1 — 1 и V = П — 1. Если F >F , то гипотеза о равенстве

2 2 р кр

дисперсий двух нормально распределенных совокупностей отвергается, т. е. дисперсии различаются существенно, значимо и расхождение между ними неслучайно. Следовательно, в уровнях исходного ряда динамики существует тенденция в дисперсиях. Следует заметить, что данный метод эффективен лишь в случае рядов с монотонной тенденцией. Однако если ряд динамики меняет общее направление развития, то точка поворота тенденции оказывается близко к середине ряда, поэтому средние двух отрезков будут близки, а проверка может не показать наличия тенденции.

На практике данная проблема решается использованием других методов, среди которых важное место занимает группа непараметрических

методов выявления тенденции. Использование метода Фостера—Стюарта для оценки закономерностей развития основных показателей социально-экономического развития РФ даст наиболее точные результаты среди непараметрических методов прогнозирования. Сущность метода состоит в том, что осуществляется последовательное сравнение каждого следующего значения уровня ряда (у) со всеми предыдущими (у, ). Если какой-либо уровень ряда превышает по своей величине каждый из предыдущих уровней, то величине и 1 присваивается значение 1, в остальных случаях она равна 0. Таким образом:

П, (если у > ум у,_2,...,ухУ,

[0 (в остальных случаях).

И, наоборот, если уровень ряда меньше всех предыдущих, то величина I ( равна 1, в остальных случаях она равна 0. Таким образом:

= П,(еслиу, <у,_1,у,у1);

' [0 (в остальных случаях).

Затем вычисляются значения величин статистик критерия S = 'ZSt и й= 'Zd где S¿ = Л(+ I, d = и, — I . Величина S используется для проверки наличия тенденции дисперсии, а величина d — тенденции средней. С использованием ^критерия Стьюдента проверяется гипотеза (Н0) об отсутствии тенденции в средних ^ — 0), т. е. насколько существенно d отличается от нуля, и гипотеза (Н0) об отсутствии тенденции в дисперсиях ^ — ц), т. е. насколько существенно S отличается от ц:

С =

S - ц

с,

; 'а =■

й - 0

с

21

где ^ — математическое ожидание величины ^

определенное для случайного расположения;

с1 — средняя квадратическая ошибка величины

£

с2 — средняя квадратическая ошибка величины

d.

Полученные расчетные t-значения сравниваются с табличным при заданном уровне значимости а=0,05 и числе степеней свободы V = п — 1. Если ¿> ¿табл и ¿¿> ¿табл, то гипотеза об отсутствии тенденции в дисперсиях (тенденции в средних) отвергается, следовательно тенденция существует и описывается трендом.

Адекватность выбранной трендовой модели может быть проверена с помощью реализации алгоритма дисперсионного анализа. Сущность данного метода заключается в том, что общая дисперсия ряда динамики делится на две части: дисперсию тенденции и дисперсию случайной компоненты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Это положение исходит из того, что общая вариация ряда динамики (^общ) определяется как сумма вариаций вследствие тенденции (и случайной вариации (V):

кбщ=Z(y - y)2; K = Z (y, - y )2;

V = V - V ■

У f (t) У общ У e '

V = V + V ■

У общ У f (t V E '

_2 Vобщ ; _2 Ve

°общ =Z 7 ■ CE =

n -1

n - к

V

' f(t) к - 1'

где k — число параметров уравнения тренда.

Выдвигается и проверяется гипотеза о том, насколько форма трендовой модели достаточно точно описывает реально существующие тенденции. Проверка гипотезы осуществляется на основе F-критерия Фишера—Снедекора, расчетное значение

которого определяется по следующей формуле:

_2

р =° / И)

Р

"

F-расчетное сравнивается с F-критическим, определяемым на основе распределения Фишера при заданном уровне значимости а и числе степеней свободы V = k — 1 и V = п — k. Если F >F , то

2 р кр'

гипотеза (Н0) о том, что выбранная модель тренда неадекватно описывает тенденцию изучаемого явления отвергается, следовательно? выбранная модель тренда подходит для описания тенденции явления или процессов.

Для получения наиболее точных прогнозных оценок показателей при подготовке прогноза социально-экономического развития РФ необходимо учитывать результаты проведенного дисперсионного анализа, подтвержденного расчетами показателей точности и статистической значимости полученных уравнений трендов.

Комплексная оценка статистической значимости уравнения тренда, описывающего тенденции и закономерности применительно к разработке прогноза социально-экономического развития РФ, может включать в себя следующие этапы:

— проверка адекватности модели на основе F-критерия Фишера, средней квадратической ошибки, средней ошибки аппроксимации и т. д.;

— проверка статистической значимости параметров трендовой модели на основе ^критерия Стьюдента;

— оценка степени коррелированности отклонений эмпирических значений моделируемого при-

знака от теоретических значении, полученных по уравнению трендовой модели на основе критерия Дарбина—Уотсона.

Предложенный подход позволяет осуществлять построение прогнозных моделей исследуемых рядов динамики.

Использование статистических методов с применением модели макроэкономического взаимодействия при подготовке прогноза социально-экономического развития РФ позволит не только осуществить достоверный прогноз, но и достаточно точно рассчитать значения необходимых показателей. Однако необходимо учитывать, что любой статистический прогноз носит вероятностный характер. Поэтому целесообразно строить не только точечные, но и интервальные прогнозы, определяя доверительные интервалы прогноза в зависимости от выбранного метода прогнозирования.

Методология прогнозирования развития российской экономики должна определяться основными исходными принципами с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки. Подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов должны реализовывать методологические принципы прогнозирования и планирования, а также раскрывать и характеризовать логику формирования прогнозов, планов их осуществления, в том числе при проведении прогнозных расчетов и обосновании плановых решений.

Система бюджетного планирования РФ должна носить скоординированную концепцию построения на базе единой модели, учитывая сложившуюся государственную структуру. Одновременно представляется необходимым централизация системы прогнозирования, включая сбор и обработку информации, с целью исключения возможности политического субъективизма и обеспечения объективности оценок социально-экономической ситуации в России с учетом глобальных процессов макроэкономического взаимодействия и их прогноза.

Список литературы

1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от29.06.2010 «О бюджетной политике в 2011-2013 гг. // Рос. газ. 29.06.2010. URL: http://www.rg.ru/printable/2010/06/29/ poslanie. html (дата обращения: 18.10.2010).

3. Виссарионов А. Б. Перспективы социально-экономического прогнозирования в России // Оборудование: рынок, предложение, цены. 2007. № 1.

4. Дроздов О. И. Методы анализа и прогнозирования, применяемые в процессе исполнения бюджета в США // Бюджет. 2007. № 8.

5. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: учебник. М.: ИНФРА-М. 2009.

6. Зуев В. Е. Влияние процессов макроэкономического взаимодействия на равновесие мировой финансовой системы // Финансовый бизнес. 2010. № 3.

7. О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период: постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 1010 (в ред. от 25.06.2009 с изм. от 21.04.2010).

8. О порядке разработки прогноза социально-экономического развития РФ (вместе с

Правилами разработки прогноза социально-экономического развития РФ): постановление Правительства РФ от 22.07.2009 № 596.

9. О Центральном банке РФ (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ.

10. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ: Федеральный закон от 20.07.1995 № 115-ФЗ.

11. Подпорина И. В. Бюджетное регулирование, макроэкономическая стабильность и экономический рост: учебные материалы: курс при поддержке Канадского агентства международного развития. М., 2005.

12. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. / Министерство экономического развития РФ. URL: http://www.economy.gov. ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/ doc20100923_07 (дата обращения: 18.10.2010).

13. Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования: учеб. пособие. М.: Статистика. 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.