Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ВНЕДРЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (ЛИС)'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ВНЕДРЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (ЛИС) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лабораторная информационная система / ЛИС / электронное здравоохранение / медицинская информатика / внедрение ИС / бизнес-процессы / laboratory information system / LIS / e-health / medical informatics / IP implementation / business processes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — П.В. Авраменко

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности внедрения, взаимодействие между специалистами внедрения и персоналом медицинской организации, методы оценки эффективности внедрения ЛИС. Рассматриваются проблемы несоответствия процессов, заложенных в ЛИС существующим процессам в медицинской организации, неудовлетворенности персонала новой ЛИС, саботажа со стороны персонала медицинской организации. В результате исследования были разработаны рекомендации по совершенствованию бизнес-процессов внедрения ЛИС. Среди основных рекомендаций: улучшение процессов обучения персонала, обеспечение возможности специалистам внедрения напрямую сообщать о противодействии со стороны технического персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — П.В. Авраменко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING BUSINESS PROCESSES IN IMPLEMENTATION OF LABORATORY INFORMATION SYSTEM (LIS)

The article discusses issues of improving the effectiveness of implementation, interaction between implementation specialists and the staff of a medical organization, methods for evaluating the effectiveness of the implementation of LIS. The problems of inconsistency of the processes embedded in the LIS with the existing processes in the medical organization, dissatisfaction of the staff of the new LIS, sabotage by the staff of the medical organization are considered. As a result of the study, recommendations were developed to improve the business processes of implementing LIS. Among the main recommendations: improving staff training processes, enabling implementation specialists to directly report on opposition from technical personnel.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ВНЕДРЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (ЛИС)»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ВНЕДРЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ (ЛИС)

П.В. Авраменко, магистрант

Национальный исследовательский институт информационных технологий, механики и оптики НИУ ИТМО (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-1-153-156

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности внедрения, взаимодействие между специалистами внедрения и персоналом медицинской организации, методы оценки эффективности внедрения ЛИС. Рассматриваются проблемы несоответствия процессов, заложенных в ЛИС существующим процессам в медицинской организации, неудовлетворенности персонала новой ЛИС, саботажа со стороны персонала медицинской организации. В результате исследования были разработаны рекомендации по совершенствованию бизнес-процессов внедрения ЛИС. Среди основных рекомендаций: улучшение процессов обучения персонала, обеспечение возможности специалистам внедрения напрямую сообщать о противодействии со стороны технического персонала.

Ключевые слова: лабораторная информационная система, ЛИС, электронное здравоохранение, медицинская информатика, внедрение ИС, бизнес-процессы.

Актуальность исследования обуславливается распространенностью проблем, связанных с внедрением ЛИС, таких как неудовлетворенность персонала, саботаж со стороны технических специалистов, недостаточная поддержка со стороны руководства.

Внедрение информационных систем сложная задача как для медицинской организации, так и для поставщика информационной системы (ИС), с точки зрения бизнес-процессов и технических решений. Сотрудники внедрения могут только рекомендовать конфигурацию работу приложения и будут выстраивать работу в соответствии с решением руководства медицинской организации как клиента, даже если решения технически и организационно не обоснованы. Это вынуждает специалистов проявлять гибкость и находить сложные технические решения из существующих инструментов.

По разным причинам руководство МО может прийти к решению о внедрении ЛИС или о смене, существующей ЛИС. В работе Ильин А.В. рассматривает актуальность внедрения ЛИС [2].

Внедрение ЛИС в инфраструктуру МО изменяет существующие процессы работы

лаборатории. Процесс внедрения ЛИС влечет за собой смену процессов работы лаборатории, в связи с чем исследования на тему изменения процессов организации могут быть применимы для исследования. Предлагается рассмотреть внедрение ЛИС как внедрение изменений бизнес-процессов или как внедрение ИС и обратиться к исследованиям смежных областей.

Внедрение информационной системы можно рассматривать как внедрение системы менеджмента качества (СМК), если она еще не была внедрена или как изменение существующей СМК. В своей статье Семашина Ю. говорит о том, что яркой проблемой внедрения СМК является неудовлетворенность персонала, зависящая от нехватки мотивации и стимулирования [1]. Проблемы внедрения СМК, связанные с неудовлетворенностью персонала, присущи также и внедрению ИС. Медицинский и технический персонал лаборатории не всегда заинтересованы в успешном внедрении новой информационной системы. Это связано с разными причинами, среди которых: стресс при изменениях процессов работы и отторжение этих изменений, что может выражаться в

саботаже процесса внедрения ПО или смене места работы.

Процессы работы ЛИС, которые меняет существующие процессы в МО обусловлены требованиями со стороны регулятора. В работе Лянг О.В., Черничук О.В., Рысенкова Е.Ю., Жирова И.А., Кочетов А.Г. проанализировали, каким качествам и требованиям должны соответствовать лабораторные системы, чтобы пройти аккредитацию согласно ГОСТам [3]. Требования с течением времени могут меняться. На момент внедрения первой для лаборатории ЛИС или смены поставщика ЛИС требования регулятора могут отличаться. Например, требования о СЭМД [4].

Современные ЛИС поддерживают многие медицинские методики в области лабораторного контроля качества, например правила Вестгарда. Последующие поколения медицинской техники поддерживают не только отправку результатов, но и забор заданий. Регулятор предъявляет свои требования по поддерживаемым функциональным особенностям. ЛИС является примером цифровизации медицины и автоматизации работы лаборантов.

Перечисленное повышает качество медицинского обслуживания пациентов. В свою очередь подобный прогресс предъявляет новые требования: изменения существующих процессов в лаборатории, возможное освоение альтернативных, поддерживаемых ЛИС медицинских методик, повышение уровня информационных навыков для работы с ЛИС. В своей статье Ермолина Л.В. говорит о том, что при внедрении ИС встречаются трудности в виде использовании устарелых технологий, общей технологическая неграмотности, бедной коммуникационной инфраструктуры [5].

Также сроки внедрения часто ограничены. У руководства МО есть желаемые сроки.

В названных обстоятельствах лаборантам приходится приложить существенные трудозатраты для освоения новых процессов работы, с чем они справляются не всегда, не в полном объеме, в сроки, выходящие за ожидаемые со стороны руководства.

Внедрение ИС в существующую инфраструктуру предприятия является срезом того, насколько современный уровень информационных технологий, ЭВС используется в организации и насколько эффективно выстроена сама инфраструктура. О.А. Москальчук придерживается точки зрения о том, что 1Т-инфраструктура - это информационная основа обеспечения жизнедеятельности предприятия, которая включает в себя программное, организационно-техническое и вычислительное обеспечение [6].

Также процессы внедрение ЛИС могут быть срезом того, как выстроена работы между лаборантами, техперсоналом и руководством организации.

Предложенные улучшения направлены на взаимодействие сотрудников внедрения с административным персоналом организации. Применение предложенных улучшений позволит эффективнее провести внедрение за счет административной и технической поддержки со стороны руководства медицинской организации.

1. Часто специалисты внедрения проводят обучение для тех лаборантов, с которыми им дали возможность работать. Специалисты внедрения не имеют полномочий отрывать от работы лаборантов. У лаборантов не всегда есть время и силы вникать в технические тонкости и широкие возможности использования программы, затем они передают свои знания коллегам в других отделах. Вследствие чего лаборанты не используют даже базовые возможности системы в полной мере.

Предлагается со стороны руководства МО организовать общее обучение.

Это позволит ускорить и качественно обучить лаборантов. Также обученные лаборанты смогут предложить настройки информационной системы под существующие процессы лаборатории на этапе внедрения. На этапе сопровождения перестраивать информационную систему и процессы работы лаборантов значительно сложнее, задачи смежных подразделений лаборатории могут быть разнонаправленными.

2. Технический персонал медицинской организации может оказывать противо-

действие при внедрении ИС. Часто на сбор и предоставление доказательств тратятся значительные ресурсы. Специалисты внедрения собирают данные для руководства компании поставщика ИС, затем руководство организовывает предоставляет данные административному персоналу медицинского учреждения.

Предлагается обеспечить возможность специалистам внедрения по предоставленным каналам связи сообщить о саботаже со стороны технического персонала.

Возможность специалистов внедрения напрямую сообщать административному персоналу медицинской организации о противодействии значительно ускорит процесс внедрения.

3. В медицинскую организацию, сложную с точки зрения внедрения информационной системы, могут отправляться до десяти сотрудников внедрения. При этом учетных записей для доступа к серверу им выделено три, это существенно замедляет скорость работы.

Также сотрудникам внедрения могут не сообщить о том, что на рабочем компьютере может быть установлена ОС Goslinux, конфигурация которой в конкретном медицинском учреждении которая не предполагает возможности установки такого стороннего ПО, как клиент ЛИС. Сотрудники внедрения смогли установить клиентскую версию лабораторной информационной системы на рабочее место после замены ОС на аналог Debian linux.

Предлагается обеспечить условия работы специалистов внедрения. Административный персонал может повлиять на технический, который в свою очередь окажет поддержку специалистам внедрения, кратко ознакомит с техническими особенностями данной организации. Это позволит сотрудникам внедрения эффективнее выполнить работу.

4. Часть медицинский учреждений закупала технику в 2000-х годах. Она не обновлялась, потому что для выполнения рабочих задач ей мощности было достаточно.

Требования к электронной отчетности лабораторий растут и для их соблюдения требуется современная лабораторная си-

стема с поддержкой СЭМД. Современная лабораторная информационная система является сложным техническим продуктом, который, в случае большого потока данных, предъявляет высокие системные требования.

Помимо обмена данными с другими учреждениями лабораторная система является одной из основных сред работы лабораторного персонала: ведется коммуникация с медицинскими приборами, ведется работа с пробами, включая ручные методики, когда лаборант при работе с микроскопом одновременно совершает нажатия клавиш, в результате чего в лабораторной информационной системе производятся вычисления. Под этими возможностями и подразумевается цифровизация медицины. Благодаря таким инструментам в связке с медицинскими анализаторами производительность работы лаборатории кратно выросла.

Предлагается обновить комплектующие в парке компьютеров с уровня 2000-х до уровня 2010-х. На рынке комплектующие образца 2010-х годов предлагаются по доступным для бюджета лаборатории ценам. Это позволит поддержать достаточный уровень производительности труда лаборатории.

Предложенные улучшения помогут повысить эффективность внедрения лабораторной системы в медицинских учреждениях.

Специалисты внедрения могут сообщить о распространенных осложнениях при внедрении и предложить руководству медицинской организации оказать административную поддержку для успешного осуществления внедрения лабораторной информационной системы.

Специалисты внедрения смогут быстрее настроить информационную систему под процессы конкретной лаборатории, тем самым реализовать переход к новой информационной системе безболезненнее для сотрудников лаборатории.

Сотрудники лаборатории смогут легче перенести сложный этап внедрения лабораторной информационной системы, если будут обучены работе с новой программой.

Предложенные улучшения направлены Ожидается, что реализация предло-

на повышение эффективности взаимодей- женных мер позволит ускорить процесс ствия между специалистами внедрения и внедрения ЛИС, снизить затраты и повы-административным персоналом медицин- сить удовлетворенность пользователей. ской организации.

Библиографический список

1. Семашина, Ю. Проблемы и этапы внедрения СМК на предприятия / Ю. Семашина, А. Курушина // Роль технического регулирования и стандартизации в эпоху цифровой экономики: Сборник статей II Международной научно-практической конференции молодых ученых, Екатеринбург, 21 апреля 2020 года. - Екатеринбург: Издательский дом «Ажур», 2020. - С. 172-176. - ББК ОКХХЬБ.

2. Ильин, А.В. Опыт внедрения лабораторной информационной системы в единый информационный комплекс / А.В. Ильин // Лабораторная служба. - 2016. - № 5(4). - С. 4649. ББ№ ХКБЯИТ.

3. Лянг, О.В. Проблемы управления качеством лабораторных исследований в России / О.В. Лянг, О.В. Черничук, Е.Ю. Рысенкова, И.А. Жирова, А.Г. Кочетов // Лабораторная служба. - 2017. - № 6(2). - С. 33-37. ББ№ УБТСБК

4. Требования СЭМД для ЛИС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wiki.is-mis.ru/pages/viewpage.action?pageId=57247712 (дата обращения 28.03.2024).

5. Ермолина, Л.В. Реинжиниринг бизнес-процессов на примере промышленного предприятия // Основы экономики, управления и права. - 2014. - № 4 (16). - С. 82-87. ББ№ ТКОЬОБ.

6. Москальчук О.А. Современные подходы управления ИТ на предприятии / О.А. Москальчук // Евразийский союз ученых. - 2018. - № 3-4 (48). - С. 31-33. ЕБ№ ШУИ™.

IMPROVING BUSINESS PROCESSES IN IMPLEMENTATION OF LABORATORY

INFORMATION SYSTEM (LIS)

P.V. Avramenko, Graduate Student

National Research Institute of Information Technologies, Mechanics and Optics NRU ITMO

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article discusses issues of improving the effectiveness of implementation, interaction between implementation specialists and the staff of a medical organization, methods for evaluating the effectiveness of the implementation of LIS. The problems of inconsistency of the processes embedded in the LIS with the existing processes in the medical organization, dissatisfaction of the staff of the new LIS, sabotage by the staff of the medical organization are considered. As a result of the study, recommendations were developed to improve the business processes of implementing LIS. Among the main recommendations: improving staff training processes, enabling implementation specialists to directly report on opposition from technical personnel.

Keywords: laboratory information system, LIS, e-health, medical informatics, IP implementation, business processes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.