Научная статья на тему 'Совершенствование биоадекватного квантового управления на основе использования нейрокомпьютерных технологий'

Совершенствование биоадекватного квантового управления на основе использования нейрокомпьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / КВАНТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРИРОДОПОДОБНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / НЕЙРОКОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIO-ECONOMIC PROCESS / QUANTUM TECHNOLOGIES / NATURE-FRIENDLY TECHNOLOGIES / PROFESSIONAL OUTLOOK / NEUROCOMPUTER TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбов Николай Михайлович, Горбова Татьяна Михайловна, Погонышев Владимир Анатольевич, Погонышева Дина Алексеевна

Увеличение потоков информации, используемой в процессе управления социально-экономическими системами, ее асимметрия, многовариантность решений обусловливают поиск инновационных технологий управления бизнес-процессами. В статье обоснован переход к управлению, основанному на генетических исследованиях, квантовых и природоподобных технологиях; выделены единицы экономической деятельности людей; обоснована структура профессионального мировоззрения; предложена методика оценки уровня сформированности профессионального мировоззрения субъектов социально-экономического процесса на основе применения нейрокомпьютерных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбов Николай Михайлович, Горбова Татьяна Михайловна, Погонышев Владимир Анатольевич, Погонышева Дина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of bio-adequate quantum control on the basis of the use of neurocomputer technologies

The increase in flows of information, used in the management process of social and economic systems, its asymmetry and solution diversity determine the search of innovative technologies for managing business processes. The article proves the transition to the management based on genetic researches, quantum and nature-friendly technologies. We determine the units of people’s economic activity and justify the structure of professional worldview. We offer a method for assessing the level of professional worldview of subjects of socio-economic process on the basis of use of neurocomputer technologies.

Текст научной работы на тему «Совершенствование биоадекватного квантового управления на основе использования нейрокомпьютерных технологий»

КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА

Том 11 • Номер 4 • апрель 2017 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy

издательство

Креативная экономика

Совершенствование биоадекватного квантового управления на основе использования нейрокомпьютерных технологий

Горбов Н.М.1, Горбова Т.М.1, Погонышев В.А.2, Погонышева Д.А.

1 Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского

2 Брянский государственный аграрный университет

АННОТАЦИЯ:_

Увеличение потоков информации, используемой в процессе управления социально-экономическими системами, ее асимметрия, многовариантность решений обусловливают поиск инновационных технологий управления бизнес-процессами. В статье обоснован переход к управлению, основанному на генетических исследованиях, квантовых и природоподобных технологиях; выделены единицы экономической деятельности людей; обоснована структура профессионального мировоззрения; предложена методика оценки уровня сформированности профессионального мировоззрения субъектов социально-экономического процесса на основе применения нейрокомпьютерных технологий

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социально-экономический процесс, квантовые технологии, природоподобные технологии, профессиональное мировоззрение, нейрокомпьютерные технологии.

Improvement of bio-adequate quantum control on the basis of the use of neurocomputer technologies

Gorbov N.M.1, Gorbova T.M. 1, Pogonyshev V.A. 2, Pogonysheva D.A. 1

1 Bryansk State University I.G. Petrovsky

2 Bryansk State Agrarian University

Введение

Для современной экономики России характерно падение конкурентоспособности, обусловленное снижением качества используемых ресурсов в условиях формирования многополярного информационного общества. Увеличение потоков информации, поддерживающей управление социально-экономическими системами, ее асимметрия, многовариантность принимаемых решений обусловливают применение инновационных технологий управления бизнес-процессами на различных уровнях финансово-хозяйственной деятельности. В условиях информатизации жизнедеятельности общества существенно изменилась роль информационно-интеллектуальных ресурсов. Значение человеческого

знания возрастает до уровня ключевого экономического фактора. Когнитивная экономика производит товар на основе знания, в свою очередь, экономикой стимулируется развитие знания, которое ею верифицируется. Таким образом, экономика играет фундаментальную эпистемологическую роль, связывая знание и реальность [1-8, 12, 13, 15, 17-19] (Abalkin, 1999; Artemev, 2008; Gavrilova, Kudryavtsev, 2009; Gorbov, 2017; Gorbov, Gorbova, Pogonysheva, Ryabyh, 2014; Gorbov, Gorbova, Pogonysheva, Ryabyh, 2013; Emelyanov, Leonova, 2014; Kudryavtseva, 2014; Melnikov, Gorelov, 2013; Muzyka, 2011; Pogonyshev, Pogonysheva, Morozova, 2016; Pogonysheva, 2012; Sukharev, 2008).

Основное значение теории относительности А. Эйнштейна для учёных, оперирующих категориями времени, энергии и пространства, исследующих проблемы управления социально-экономическими системами, состоит в понимании относительности дефиниций времени, пространства, массы; понимании запаздывающего продвижения физических сил, ресурсов и невозможности по этой причине объединения во времени подсистем, распределенных в пространстве; наличии пространственно-временного единства, т.е. пространство и время образуют единую четырёхмерную структуру [3, 7, 12, 15] (Gavrilova, Kudryavtsev, 2009; Kudryavtseva, 2014; Muzyka,2011).

Согласно фундаментальному принципу квантовой физики, называемому «суперпозиция», истинным выступает утверждение, что, если состояние системы неизвестно и бесконтрольно, система существует во всех возможных состояниях одновременно. Таким образом, в исследуемых системах отсутствует объективное время; отсутствуют объективные законы, но существуют при этом субъективные, определяемые исследо-

ABSTRACT:_

The increase in flows of information, used in the management process of social and economic systems, its asymmetry and solution diversity determine the search of innovative technologies for managing business processes. The article proves the transition to the management based on genetic researches, quantum and nature-friendly technologies. We determine the units of people's economic activity and justify the structure of professional worldview. We offer a method for assessing the level of professional worldview of subjects of socio-economic process on the basis of use of neurocomputer technologies.

KEYWORDS: socio-economic process, quantum technologies, nature-friendly technologies, professional outlook, neurocomputer technologies.

Received: 14.04.2017 / Published: 30.04.2017

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gorbov N.M. (sei-bgu0yandex.ru)

CITATION:_

GorbovN.M., Gorbova T.M., Pogonyshev V.A., Pogonysheva D.A. (2017) Sovershenstvovanie bioadekvatnogo kvantovogo upravleniya na osnove ispolzovaniya neyrokompyuternyh tekhnologiy [Improvement of bio-adequate quantum control on the basis of the use of neurocomputer technologies]. Kreativnaya ekonomika. 11. (4). - 509-520. doi: 10.18334/ce.1 1.4.37799

вателем; квантовый мир характеризуется вероятностью состояний; в процессе определенных количественных внутренних изменений происходит скачок, при этом уровень системы изменяется; существует возможность лишь вероятностной оценки пространственного нахождения. Опираясь на принцип неопределенности Гейзенберга, у исследователя отсутствует возможность рассматривать любую социально-экономическую систему как математическую модель, в рамках которой принимаются лишь структурированные линейные решения. В этих условиях управление погружается в область виртуальных явлений и управление виртуальностью представляет собой ключевую задачу управленцев [7, 13, 15] (Melnikov, Gorelov, 2013; Muzyka,2011).

Опираясь на открытия последних десятилетий в исследовании окружающей действительности, обоснован переход к управлению, основанному на генетических исследованиях, квантовых и природоподобных технологиях [4, 5, 6] (Gorbov, 2017; Gorbov, Gorbova, Pogonysheva, Ryabyh, 2014; Gorbov, Gorbova, Pogonysheva, Ryabyh, 2013).

В традиционной технологии управления, опирающейся на объективность времени и пространства, важнейшими свойствами мира выступали его линейность и предсказуемость. Вследствие этого в модели мира существовала возможность, зная в некоторый момент времени характеристики ключевых элементов системы, гарантированно определить состояние системы в любой прошлый или будущий момент времени. Квантовая технология управления социально-экономическими системами имеет существенные отличия от традиционной.

Согласно современным воззрениям, окружающая нас реальность представляет собой энергоинформационное пространство, состоящее из взаимно-проникающих сфер: социальной, духовной, компетентностной, технико-динамической, материально-предметной, операционно-преобразовательной, продуктово-ценностной, организационно-информационной и энерго-экологической. В радиальных, диаметральных, треугольных, четырехугольных, линейных, круговых, ромбических и других всевозможных сочетаниях мы можем увидеть и проявить множество систем реаль-

ОБ АВТОРАХ:_

Горбов Николай Михайлович, директор Института экономики и права, профессор кафедры экономики и управления, доктор экономических наук, профессор (sei-bgu0yandex.ru)

Горбова Татьяна Михайловна, доцент кафедры экономики и управления, кандидат экономических наук, доцент (sei-bgu0yandex.ru)

Погонышев Владимир Анатольевич, профессор кафедры математики, физики и информатики, доктор технических наук, профессор (pog0bgsha.com )

Погонышева Дина Алексеевна, заведующая кафедрой автоматизированных информационных систем и технологий, кандидат экономических наук, доктор педагогических наук, доцент (Dinochka320mail.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Горбов Н.М., Горбова Т.М., Погонышев В.А., Погонышева Д.А. Совершенствование биоадекватного квантового управления на основе использования нейрокомпьютерных технологий // Креативная экономика. - 2017. - Том 11. - № 4. - С. 509-520. doi: 10.18334^.11.4.37799

ного жизнедеятельностного мира, которые до создания модели и придания ее элементам символьно-смысловых связей были попросту невозможны в нашем воображении [4, 5, 6] (Gorbov, 2017; Gorbov, Gorbova, Pogonysheva, Ryabyh, 2014; Gorbov, Gorbova, Pogonysheva, Ryabyh, 2013).

На основе инновационных методологических подходов (д.э.н., профессор Н.М. Горбов, к.э.н., доцент Т.М. Горбова) в организации выделяют единицы экономической деятельности людей. Первоэлементами выступают разнородные социальная, потребительская, эргономическая, техническая, предметная, технологическая, продукционная и организационная сферы. Опираясь на общесистемные принципы и законы, разработчики ввели линии и единицы статических и динамических составляющих социально-экономического процесса как мощных информационных устройств, фиксирующих трансформацию используемых ресурсов в продукты, присваиваемые для удовлетворения потребности хозяйствующего субъекта.

Функционирование агента рыночной экономики связано с формированием следующих видов информации о радиальных системах: социально-целевой, социально-эргономической, социально-технической, социально-предметной, социально-технологической, социально-продукционной. Согласно общесистемным принципам и законам, социально-целевая система характеризуется потребностями трудового коллектива. Социально-эргономическая система представлена знаниями и опытом, мастерством, профессионализмом людей. Социально-техническая система описывается уровнем используемых технических средств хозяйственной деятельности. Социально-предметная система характеризуется материально-сырьевой базой деятельности. Социально-технологическая система отражает уровень применяемых операционных технологий. Социально-продукционная система характеризуется потребительскими свойствами продуктов деятельности.

В условиях информатизации управление транслируется в область психологии, из науки трансформируется в искусство [10, 12-14] (Ilenkova, 2000; Kudryavtseva, 2014; Melnikov, Gorelov, 2013; Meskon, Albert, Khedouri, 1997). На основную позицию выходят талант и интуиция как посредник рационального с неопределенным. Основой управления двадцать первого века является ориентация на человека-сотрудника и человека-клиента. Принцип дискретности, или прерывности, дополняют классические принципы управления: системность, иерархичность, обратные связи, симметричность, разнообразие и др.

Управление - это не набор методов, технологий, а бесконечное решение проблем. Любой неучтенный факт легко обесценивает эффективную стратегию. Существует огромное количество альтернатив, рассматриваемых при планировании и прогнозировании деятельности. Вследствие этого на первом месте появляется неопределенность как фундаментальная и неотъемлемая часть различных открытых сложных динамических систем, характеризующихся нелинейностью, имеющих значительное количество взаимосвязанных стохастических причинно-следственных связей между

составляющими, результат взаимодействия которых неочевиден при принятии решений. С этой точки зрения линейное развитие реальности абсолютно правильно и гармонично, но между мгновениями линейного развития присутствует квантовый переход, вносящий в него невероятные вероятности.

Опираясь на единство природы, материи, энергии, с учетом принципов кибернетики универсального организационного развития возможно реализовать аналогии как между механическими и физическими процессами, так и между экономическими и управленческими процессами. Можно утверждать о наличии критической массы знаний, на основе которой инициируется качественный скачок. В организациях критическая масса знаний обусловлена применением высоких технологий, в том числе скоростью потоков информации и финансов. В условиях существенной роли полипрофессиональных и трансдисциплинарных знаний, их синтеза, глобализации социально-экономических процессов, применения высоких технологий, экологической ответственности аксиомой процветания организации выступает её адаптация к скорости изменения внешней среды.

Личностно-профессиональный интеллект представляет собой стратегический ресурс и продукт бизнес-сообщества. Эта позиция представлена в Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года, в Федеральном законе «Об образовании» и других нормативно-правовых документах. Эффективное управление интеллектуальным капиталом и информационными ресурсами организации, повышение интеллектуального компонента в процессе создания потребительной стоимости является фундаментом ее конкурентоспособного развития. В условиях когнитивной экономики конкурентоспособность рыночного агента зависит от уровня инновационной деятельности, использующей имеющиеся и генерируемые знания [2-19] (Artemev, 2008; Gavrilova, Kudryavtsev, 2009; Gorbov, 2017; Gorbov, Gorbova, Pogonysheva, Ryabyh, 2014; Gorbov, Gorbova, Pogonysheva, Ryabyh, 2013; Emelyanov, Leonova, 2014; Ilenkova, 2000; Ilenkova, 2000; Kudryavtseva, 2014; Melnikov, Gorelov, 2013; Meskon, Albert, Khedouri, 1997; Muzyka, 2011; Belozertsev, Goneev, Pashkov, 2007; Pogonyshev, Pogonysheva, Morozova,2016; Pogonysheva, 2012; Sukharev, 2008).

В конкурентной борьбе знание представляет собой ключевой актив организации в связи с тем, что иные источники конкурентного преимущества могут быть скопированы либо выполнены конкурентами. Неотделимость знания от своего носителя создает неоспоримое конкурентное преимущество, развитие которого представляет собой стратегическую задачу хозяйствующего субъекта. Знания как самостоятельная ценность создают мультипликативный эффект, связанный с использованием остальных факторов производства, влияя на эффективность их использования. Таким образом, в современной экономике источником конкурентных преимуществ становятся, прежде всего, сложные для репликации знания как активы и способ их циркуляции, реализации в организации. Необходимо контролировать состояние таких ключевых процессов, как:

• создание новых знаний;

• структуризация и идентификация знаний;

• использование знаний при поддержке принятия управленческих решений;

• воплощение знаний в потребительной стоимости;

• движение знаний;

• поддержка целостности знаний;

• защита знаний от внешних и внутренних угроз.

Выполненные нами исследования позволили выявить следующие тенденции профессиональной подготовки будущих управленцев: гуманизация, фундаментализация, междисциплинарность, интегративность, информатизация, компьютеризация, непрерывность и др. Эффективность социально-экономического процесса обусловлена уровнем сформированности профессионального мировоззрения агентов рыночной экономики.

Опираясь на исследования философов, психологов и педагогов (Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Леонтьев А.Н., Радугин А.А., Асмолов А.Г., Сластенин В.А. и др.), под профессиональным мировоззрением мы понимаем систему знаний индивида об окружающем мире и месте в нем, представленную в аксиологических ориентирах о сущности природного и социального бытия, будущей профессиональной деятельности. В структуре профессионального мировоззрения современные философы, психологи и педагоги традиционно выделяют ключевые составляющие: мотивационно-ценност-ный, когнитивно-деятельностный и рефлексивно-коммуникативный компоненты [16] (Belozertsev, Goneev, Pashkov, 2007).

Мотивационно-ценностный компонент описывают показатели:

• аксиологический (понимание ценности профессиональной деятельности; ориентация на инновационно-преобразующую деятельность);

• мотивационный (стремление к достижению успеха; потребность в самосовершенствовании);

• целеполагающий (сформированность творческой позиции).

Когнитивно-деятельностный компонент представлен показателями:

• когнитивный (объем и уровень знаний);

• деятельностный (качество умений и навыков, компетенций;

• владение технологией принятия решений);

• инновационный (владение методами решения творческих задач).

Рефлексивно-коммуникативный компонент описывают критерии: рефлексивный

(рефлексия результатов профессиональной деятельности); самоконтроль; коммуникативный.

Для репродуктивного уровня сформированности профессионального мировоззрения характерно фрагментарное его проявление. Отсутствует отношение к профессиональной деятельности как к личностной и социальной ценности. Нет стремления к повышению уровня знаний, умений и навыков, компетенций. Преимущественно алгоритмическое мышление. Поведение эмоционально неустойчиво.

Для продуктивного уровня характерно положительное отношение к профессии. Хорошая ориентация в проблемах экономики и управления. Присутствует готовность к выполнению профессиональных функций на высоком уровне. Развито стремление к успеху. Присутствует адекватная самооценка. Сформирована субъектная позиция. Для креативного уровня присуще отношение к профессии как к личностной и социальной ценности. Задачи решаются на творческом уровне. Способность к разработке и реализации социально значимых инновационных проектов. Присутствует стремление к успеху, лидерству, самосовершенствованию. Обладание инновационным креативным мышлением. Владение методами конструктивного профессионального и межличностного общения.

Уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента профессионального мировоззрения субъекта рыночной экономики определяется состоянием социально-целевой системы. Уровень сформированности когнитивно-деятельност-ного компонента профессионального мировоззрения агента рыночной экономики обусловлен состоянием социально-эргономической системы, социально-технической системы, социально-предметной системы, социально-технологической системы.

Уровень сформированности рефлексивно-коммуникативного компонента профессионального мировоззрения субъекта рыночной экономики обусловлен состоянием социально-продукционной системы. С учетом взаимодействия условий и факторов внешнего окружения и внутренних переменных организации уровень сформирован-ности профессионального мировоззрения субъектов социально-экономического процесса оценивается экспертами по 100-балльной шкале.

В ходе разработки модели профессионального мировоззрения отсутствуют заранее известные элементы, но каждый разнородный элемент модели выявлен и информационно оформлен без отрыва от целостности явлений жизнедеятельности людей. На основе организмического подхода путем множественного сочетания разнородных элементов в организации выделяется множество функциональных систем, одновременно формируются массивы разнородной информации.

Современная информационная технология является средством обеспечения диагностики уровня сформированности профессионального мировоззрения субъектов социально-экономического процесса по особенностям функционирования взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем. Диагностика уровня сформированности профессионального мировоззрения субъектов социально-экономического процесса в организации выполняется с помощью статистических пакетов анализа данных для обработки числовой и нечисловой информации (SPSS, Statistica и др.) методологически подготовленными экспертами, в роли которых выступают руководители и специалисты. Состояние уровня сформированности профессионального мировоззрения субъектов оценивается ими по 100-балльной шкале. В дальнейшем экспертами рассчитывается совокупный уровень сформированности профессионального мировоззрения субъектов социально-экономического процесса.

Достаточно полный учет выделенных внутренних и внешних статических и динамических подсистем и системы показателей, характеризующих их взаимодействие, содержащей качественные и количественные данные, создает предпосылки использования многомерных нейросетевых моделей для оценки и прогнозирования уровня сформированности профессионального мировоззрения рыночных агентов. Алгоритм нейросетевой технологии обработки информации о взаимосвязи и взаимодействии компонентов профессионального мировоззрения субъектов социально-экономического процесса включает подготовку входящих и исходящих данных для нейросети, установление между ними логической связи, создание и моделирование нейросети, адаптацию и обучение нейросети, ее проверку, оценку качества прогнозирования [3] (Gavrilova, Kudryavtsev, 2009).

Исходными данными для моделирования уровня сформированности профессионального мировоззрения субъектов социально-экономического процесса с учетом состояния динамических первоэлементов послужили соответствующие «примеры». Обучающие «примеры» (факты) представляют собой набор входных факторов и известные результаты (выходные величины). Факты представляются в виде электронных таблиц, где столбцы отображают наборы входных и выходных переменных, строки-«примеры».

Таким образом, в одном столбце содержится одна переменная, в одной строке -один «пример». Результатом моделирования является обученная нейронная сеть, которая представляет собой топологию искусственных нейронов и веса связей. Степень значимости каждого из компонентов профессионального мировоззрения субъектов социально-экономического процесса изначально устанавливается методом экспертных оценок с привлечением руководителей и специалистов организаций и внешних экспертов.

В первом входящем слое нейронов присутствуют статические и динамические первоэлементы социально-экономического процесса: социально-целевая система, социально-техническая система, социально-технологическая система и др. В следующем слое нейронов отмечены иерархические уровни (мировое хозяйство, государство, отрасль, организация, подразделение организации, отдельное рабочее место).

В последующем слое нейронов представлены уровни состояния первоэлементов социально-экономического процесса. Каждый первоэлемент может пребывать на 0.. .100 уровне. Уровни 0-60 относятся к низкому, 61-80 - к среднему, 81-100 - к высокому. В последующем слое нейронов представлены уровни компонентов профессионального мировоззрения. Каждый компонент может находиться на репродуктивном, продуктивном или креативном уровне. В следующем слое нейронов присутствуют направления управленческих усилий по оптимизации уровня сформированности профессионального мировоззрения субъектов рыночной экономики, обусловленного состоянием социально-экономического процесса. Например, в случае выявления низкого уровня состояния социально-технической сферы управленческие решения

ориентированы на техническое перевооружение, которое возможно реализовать по следующим направлениям: покупка, аренда, лизинг и др.

Нейросетевая модель уровня сформированности профессионального мировоззрения субъектов рыночной экономики, построенная на основе статической и динамической структуры социально-экономического процесса, его первоэлементов, уровни состояния которых учитывают текущие условия внешней и внутренней среды, позволяет выявлять эффективность жизнедеятельности организации в зависимости от выбранных критериев: объем выпуска, стоимость реализованной продукции, прибыль и др. Информационное обеспечение исследования уровня сформированности профессионального мировоззрения субъектов рыночной экономики включает базы данных нормативно-справочной и правовой информации, документы организации, экспертные оценки и др.

Заключение

Исследования показывают, что использование разработанной методики обеспечивает эффективное формирование профессиональных компетенций в области экономики и управления у обучающихся образовательных организаций, будущих инновационно-активных специалистов.

Разработанная информационная технология является средством обеспечения диагностики уровня сформированности профессионального мировоззрения субъектов рыночной экономики по особенностям функционирования взаимосвязанных и взаимодействующих статических и динамических внутренних и внешних подсистем, выявленных с помощью экспертных оценок, а не по конечным результатам финансово-хозяйственной деятельности организации, т.е. существует потенциальная возможность принятия упреждающих управленческих решений.

ИСТОЧНИКИ:

1. Абалкин Л.И. Экономическая энциклопедия. - М.: Экономика, 1999.

2. Артемьев А.А. Взаимосвязь инновационного развития, государственного нако-

пительства и стабильности функционирования банковской системы в России // Креативная экономика. - 2008. - № 9(21). - с. 58-63.

3. Гаврилова Т.А. Кудрявцев Д.В. Инновационное развитие: экономика, интеллекту-

альное развитие, управление знаниями. - М: Инфра-М, 2009.

4. Горбов Н.М. Биоадекватное управление: жизнедеятельностный подход, природосо-

образная методология. / Коллективная монография. - Брянск: ООО «Новый проект», 2017. - 126 с.

5. Горбов Н.М., Горбова Т.М., Погонышева Д.А., Рябых Е.С. Методика формирования

профессиональных компетенций в области экономики у студентов профессиональных образовательных учреждений с использованием природосообразных технологий на основе нейрокомпьютерных технологий (динамическая модель организа-

ции) // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов наука и образование.

- 2014. - № 1(56). - с. 51.

6. Горбов Н.М., Горбова Т.М., Погонышева Д.А., Рябых Е.С. Формирование профес-

сиональных компетенций в области экономики у студентов профессиональных образовательных учреждений с использованием природосообразных технологий на основе компьютерных нейросетевых систем (модель факторов трудового поведения) // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов Наука и образование. - 2013. - № 5(48). - с. 25.

7. Забияко С.В. Квантовый менеджмент. .

8. Емельянов. Ю., Леонова, Ю. Оценка инвестиционной привлекательности регионов

России // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - № 7.

9. Инновационная Россия - 2020. - М.: Минэкономразвития России, 2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. - М.: ЮНИТИ, 2000.

11. Информационное общество (2011-2020 годы). -М.:Минкомсвязь России, 2010

12. Кудрявцева Е.И. Когнитивная экономика и когнитивный менеджмент: новая концепция управления человеческими ресурсами // Управленческое консультирование. - 2014. - № 4(64). - с. 62-69.

13. Мельников О.Н., Горелов Н.А. Смена образовательных парадигм как условие креативного развития личности обучающегося и формирования профессиональных компетенций // Креативная экономика. - 2013. - № 3(75). - с. 15-23.

14. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1997.

15. Музыка О.А. Бифуркации в природе и обществе: естественнонаучный и социо-синергетический аспект // Современные наукоемкие технологии. - 2011. - № 1. -с. 87-91.

16. Белозерцев Е.П., Гонеев А.Д., Пашков А.Г. Педагогика профессионального образования. / учеб.пособие для студентов высш. учеб. завед./под ред. В.А. Сластенина.

- М.: Издательский центр «Академия», 2007.

17. Погонышев В.А., Погонышева Д.А., Морозова Е.И. Совершенствование инновационного развития региона на основе использования когнитивных технологий // Креативная экономика. - 2016. - № 2. - с. 111-122.

18. Погонышева Д.А. Инновационные процессы в бизнесе и образовании. / Монография. - Брянск: ООО «Ладомир», 2012.

19. Сухарев М.В. Эволюционное управление социально-экономическими системами. / Монография. - КарНЦ РАН: КарНЦ РАН, 2008. - 175 с.

I REFERENCES:

Abalkin L.I. (1999). ЕкопошкЬезкауа entsiklopediya [Есопошк епсус1оре^а] M.: Ekonomika. (in Russian).

Artemev A.A. (2008). Vzaimosvyaz innovatsionnogo razvitiya, gosudarstvennogo nakopitelstva i stabilnosti fUnktsionirovaniya bankovskoy sistemy v Rossii [Relation between innovative development, state accumulation and functioning stability of the banking system in Russia]. Kreativnaya ekonomika. (9(21)). 58-63. (in Russian).

Belozertsev E.P., Goneev A.D., Pashkov A.G. (2007). Pedagogika professionalnogo obrazovaniya [Pedagogy of professional education] M.: Izdatelskiy tsentr «Akademiya». (in Russian).

Emelyanov. Yu., Leonova, Yu. (2014). Otsenka investitsionnoy privlekatelnosti regionov Rossii [Investment attractiveness assessment of Russian regions]. Problemy teorii i praktiki upravleniya. (7). (in Russian).

Gavrilova T.A. Kudryavtsev D.V. (2009). Innovatsionnoe razvitie: ekonomika, intellektualnoe razvitie, upravlenie znaniyami [Innovative development: economy, intellectual development, knowledge management] M.: Infra-M. (in Russian).

Gorbov N.M. (2017). Bioadekvatnoe upravlenie: zhiznedeyatelnostnyy podkhod, prirodosoobraznaya metodologiya [Bio-adequate management: life-activity approach, nature-friendly methodology] Bryansk: OOO «Novyy proekt». (in Russian).

Gorbov N.M., Gorbova T.M., Pogonysheva D.A., Ryabyh E.S. (2013). Formirovanie professionalnyh kompetentsiy v oblasti ekonomiki u studentov professionalnyh obrazovatelnyh uchrezhdeniy s ispolzovaniem prirodosoobraznyh tekhnologiy na osnove kompyuternyh neyrosetevyh sistem (model faktorov trudovogo povedeniya) [Formation of professional competences in the economic sphere among students of professional educational institutions, using nature-friendly technologies based on computer neuronetwork systems (the model of factors of labor behavior)]. Khroniki obedinennogo fonda elektronnyh resursov Nauka i obrazovanie. (5(48)). 25. (in Russian).

Gorbov N.M., Gorbova T.M., Pogonysheva D.A., Ryabyh E.S. (2014). Metodika formirovaniya professionalnyh kompetentsiy v oblasti ekonomiki u studentov professionalnyh obrazovatelnyh uchrezhdeniy s ispolzovaniem prirodosoobraznyh tekhnologiy na osnove neyrokompyuternyh tekhnologiy (dinamicheskaya model organizatsii) [The methodology for formation professional competencies in the sphere of economics for students of professional educational institutions using nature-friendly technologies based on neurocomputer technologies (the dynamic model of the organization)]. Khroniki obedinennogo fonda elektronnyh resursov nauka i obrazovanie. 1 (1(56)). 51. (in Russian).

Ilenkova S.D. (2000). Innovatsionnyy menedzhment [Innovation management] M.: YuNITI. (in Russian).

Kudryavtseva E.I. (2014). Kognitivnaya ekonomika i kognitivnyy menedzhment: novaya kontseptsiya upravleniya chelovecheskimi resursami [Cognitive Economy and Cognitive Management: the New Concept of Human Resources Management]. Upravlencheskoe konsultirovanie. (4(64)). 62-69. (in Russian).

Melnikov O.N., Gorelov N.A. (2013). Smena obrazovatelnyh paradigm kak uslovie kreativnogo razvitiya lichnosti obuchayuschegosya i formirovaniya professionalnyh kompetentsiy [Change of Educational Paradigms as a Condition for Creative Development of Student's Personality and Professional Competency Formation]. Kreativnaya ekonomika. (3(75)). 15-23. (in Russian).

Meskon M., Albert M., Khedouri F. (1997). Osnovy menedzhmenta [Management basics] M.: Delo. (in Russian).

Muzyka O.A. (2011). Bifurkatsii v prirode i obschestve: estestvennonauchnyy i sotsiosinergeticheskiy aspekt [Bifurcations in nature and society: the natural and socio-synergetic aspect]. Sovremennye naukoemkie tekhnologii. (1). 87-91. (in Russian).

Pogonyshev V.A., Pogonysheva D.A., Morozova E.I. (2016). Sovershenstvovanie innovatsionnogo razvitiya regiona na osnove ispolzovaniya kognitivnyh tekhnologiy [The improvement of reginal innovational development on the basis of the use of cognitive technologies]. Kreativnaya ekonomika. 10 (2). 111-122. (in Russian).

Pogonysheva D.A. (2012). Innovatsionnye protsessy v biznese i obrazovanii [Innovative processes in business and education] Bryansk: OOO «Ladomir». (in Russian).

Sukharev M.V. (2008). Evolyutsionnoe upravlenie sotsialno-ekonomicheskimi sistemami [Evolutionary management of socio-economic systems] KarNTs RAN: KarNTs RAN. (in Russian).

Zabiyako S.V. Kvantovyy menedzhment [Quantum management] (0). (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.