Научная статья на тему 'Совершенствование аэродинамической подсистемы токоприемника'

Совершенствование аэродинамической подсистемы токоприемника Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
111
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОКОПРИЕМНИК / CURRENT COLLECTOR / АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО / AERODYNAMIC DEVICE / УГОЛ АТАКИ / ANGLE OF ATTACK / РАБОЧАЯ ВЫСОТА / WORKING HEIGHT / СПЕКТР ОБТЕКАНИЯ / АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / AERODYNAMIC CHARACTERISTICS / A FLOW SPECTRUM

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Смердин Александр Николаевич, Голубков Антон Сергеевич, Капралова Марина Анатольевна

В статье приводятся спектры обтекания воздушным потоком аэродинамического устройства токоприемника «АИСТ», полученные путем расчета, с использованием которых определены аэродинамические характеристики данного устройства. Приведены экспериментальные аэродинамические характеристики токоприемника «АИСТ» тяжелого и легкого типа, оснащенного аэродинамическим устройством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Смердин Александр Николаевич, Голубков Антон Сергеевич, Капралова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF AN AERODYNAMIC SUBSYSTEM OF A CURRENT COLLECTOR

Flow ranges are given in article by an air stream of the aerodynamic device of a current collector the AIST, received by calculation, using which aerodynamic characteristics of this device are defined. Experimental aerodynamic characteristics of a current collector the AIST of heavy and easy type with use of the aerodynamic device are provided.

Текст научной работы на тему «Совершенствование аэродинамической подсистемы токоприемника»

УДК 629.423.33

А. Н. Смердин, А. С. Голубков, М. А. Капралова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОДСИСТЕМЫ ТОКОПРИЕМНИКА

В статье приводятся спектры обтекания воздушным потоком аэродинамического устройства токоприемника «АИСТ», полученные путем расчета, с использованием которых определены аэродинамические характеристики данного устройства. Приведены экспериментальные аэродинамические характеристики токоприемника «АИСТ» тяжелого и легкого типа, оснащенного аэродинамическим устройством.

В ходе выполнения проекта «Разработка и организация высокотехнологичного производства нового магистрального токоприемника для применения на линиях с модернизированной инфраструктурой системы токосъема» были разработаны два исполнения токоприемника «АИСТ» для магистрального электроподвижного состава: тяжелого и легкого типа. Токоприемник тяжелого типа применяется в сетях постоянного тока, а легкого типа - в сетях переменного тока. Данные типы токоприемников имеют разные аэродинамические характеристики [1].

В результате воздействия воздушного потока на токоприемник возникают дополнительная аэродинамическая составляющая контактного нажатия РВТ и лобовое сопротивление токоприемника РВТХ, это ухудшает качество токосъема и увеличивает сопротивление движению поезда [2]. Оптимальная характеристика аэродинамической подъемной силы должна быть такой, чтобы эта сила могла эффективно влиять на сокращение длительности отрывов полозов от контактного провода и не вызывать увеличения изнашивания элементов скользящего контакта и появления таких отжатий контактного провода, при которых возможны аварийные ситуации.

Сумма вертикальной составляющей аэродинамической силы на поднятый рабочий (задний по ходу) токоприемник и активного нажатия не должна превышать 198 Н для тяжелого токоприемника и 144 Н для легкого при условии, что электроподвижной состав (ЭПС) движется с наибольшей скоростью (160 км/ч), при встречном ветре не более 10 м/с (36 км/ч) [3, 4].

Конструкция токоприемника «АИСТ» без дополнительных аэродинамических устройств имеет аэродинамическую подъемную силу выше установленной в техническом задании при движении токоприемника «коленом» назад [1]. В связи с этим для обеспечения заданной аэродинамической подъемной силы при максимальной скорости необходимо использовать дополнительные аэродинамические устройства.

Прототипом предлагаемого аэродинамического устройства послужил экран, выполненный в виде наклонной металлической прямоугольной пластины [4].

Недостатком данной конструкции является низкая аэродинамическая эффективность. Для создания большей аэродинамической подъемной силы требуется увеличение размеров устройства, что приводит к повышению приведенной массы верхнего узла токоприемника, сопротивления движению, нагрузок на систему подвижных рам.

В проекте разработано аэродинамическое устройство, компенсирующее аэродинамическую подъемную силу токоприемника (рисунок 1). Поскольку наибольшая доля аэродинамической подъемной силы приходится на полоз, целесообразно использовать аэродинамические устройства в верхнем узле токоприемника [2]. Чтобы снизить влияние завихрений, создаваемых элементами токоприемника, аэродинамическое устройство располагают на рогах соединительного вала, где оно будет обтекаться «свободным» потоком.

На рисунке 1 изображен асимметричный скоростной токоприемник 1, на рогах 2 соединительного вала 3 закреплены между стойками 4 боковыми стенками 5 аэродинамические устройства 6, а соединенный вал 3 связан синхронизирующей тягой 7 с верхней частью ниж-

40 ИЗВЕСТИЯ Транссиба _№ 4(16) 2013

= _

него рычага 8. Вертикальное положение рогов, а значит, и аэродинамических устройств, остается неизменным за счет синхронизирующей тяги, при этом механическая нагрузка на каретки остается постоянной.

Л у

Рисунок 1 - Модель скоростного токоприемника «АИСТ» с аэродинамическими устройствами

Выбор профиля аэродинамического устройства основан на аэродинамических исследованиях различных профилей крыльев Центрального аэрогидродинамического института им. Н. Е. Жуковского [5]. Благодаря заданию толщины профиля создаваемая подъемная сила будет выше, чем при использовании обычного экрана, применяемого в настоящее время как аэродинамическое устройство.

Профиль характеризуется площадью миделя Я = 0,00031 м2, размахом / = 120 мм, сужением ц= 1, хордой Ъ = 76,5 мм и толщиной профиля с = 6 мм (рисунок 2). Задание аэродинамическому устройству установочного угла (р позволяет использовать это устройство в обоих направлениях движения.

С ростом скорости движения и увеличением инерционных сил при движении «коленом» вперед контактное нажатие в моменты появления отрицательных динамических составляющих может оказаться равным нулю, т. е. контакт между полозом токоприемника и проводом нарушается. Для предупреждения таких явлений целесообразно увеличение аэродинамической подъемной силы токоприемника.

Рисунок 2 - Профиль аэродинамического устройства

№ 4(16) 2013

ИЗВЕСТИЯ Транссиба

При движении «коленом» вперед необходимо выбирать угол установки аэродинамического устройства таким образом, чтобы создаваемая аэродинамическая подъемная сила была положительной (рисунок 3). При движении «коленом» назад из-за значительной аэродинамической подъемной силы, создаваемой токоприемником, ее необходимо компенсировать (рисунок 4).

Движение «коленом» вперед

а б

Рисунок 3 - Спектр обтекания аэродинамического устройства при движении «коленом» вперед

Движение «коленом» назад

а б

Рисунок 4 - Спектр обтекания аэродинамического устройства при движении «коленом» назад

Так как аэродинамическое устройство имеет профиль крыла, то удобнее использовать понятие угла атаки а как угла между хордой крыла и направлением скорости набегающего воздушного потока. Угол атаки крыла можно получить, зная угол атаки токоприемника а' (угол между продольной осью ОХ и направлением скорости набегающего воздушного потока [7]). Угол атаки а' = 1° (последний по ходу движения токоприемник) и а' = 3° (первый по ходу движения токоприемник).

Таким образом, формула для опрделения угла атаки аэродинамического устройства при движении «коленом» вперед токоприемника имеет вид:

а = ф + а\ (1)

при движении «коленом» назад

а = ф-а'.

(2)

Аэродинамические характеристики данного устройства в зависимости от различных углов установки и скорости набегающего воздушного потока при движении токоприемника «коленом» вперед представлены на рисунке 5, а при движении «коленом» назад - на рисунке 6.

Исходя из рисунков 5 и 6 можно заключить, что аэродинамическое качество крыла будет

42 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 4(16) 2013

1 1

наилучшим при угле установки устройства в 10°, что позволит регулировать аэродинамическую подъемную силу в независимости от направления движения.

Рисунок 5 - Характеристики подъемной силы аэродинамического устройства при движении токоприемника «коленом» вперед

Рисунок 6 - Характеристики подъемной силы аэродинамического устройства при движении токоприемника «коленом» назад

На линии Москва - С.-Петербург Октябрьской железной дороги были проведены испытания токоприемника «АИСТ» с установленными на нем рассматриваемыми в данной статье аэродинамическими устройствами. При испытаниях были получены аэродинамические характеристики и контактное нажатие токоприемника (Ркт) обоих типов при движении «коленом» назад и вперед.

Рассмотрим аэродинамические характеристики подъемной силы при различном высотном положении (И) токоприемника легкого типа при движении «коленом» назад (рисунок 7, а) и тяжелого типа (рисунок 7, б).

Значение максимальной аэродинамической составляющей силы на поднятый токоприемник по результатам испытаний для токоприемника легкого типа составляет 57,4 Н на высоте 800 мм и при скорости набегающего воздушного потока 176 км/ч, а для токоприемника тяжелого типа при той же высоте - 54,5 Н.

№ 4(16) 2013

ИЗВЕСТИЯ Транссиба

Суммы вертикальной составляющей аэродинамической силы и активного контактного нажатия (Ра) токоприемника приведены в таблице.

а

P

60 Н

I 40

30 20

10

ВТ

h = 800 м

í ^^

\ 600 400

16U км/ч i "6

100 110 120 130 140 1?0

Vb --

б

Рисунок 7 - Аэродинамические характеристики подъемной силы токоприемника легкого (а) и тяжелого (б) типа

при движении «коленом» назад

Экспериментальное значение контактного нажатия токоприемника «АИСТ»

Высотное положение h, мм Токоп] зиемник

легкого типа тяжелого типа

400 600 800 400 600 800

Рвт, Н 42,6 51,3 54,4 40,3 54,9 54,5

Ра, Н 87,4 85,1 83,7 106,5 104,4 103,0

Ркт, Н 130,0 136,4 138,1 146,8 159,3 157,5

Из данных таблицы видно, что сумма вертикальной составляющей аэродинамической силы на поднятый рабочий (задний по ходу) токоприемник и активного нажатия не превышает значе-

44 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 4(16) 2013

Ш

ния 140 Н для токоприемника легкого типа (190 Н для токоприемника тяжелого типа) при условии, что ЭПС движется с наибольшей скоростью и при встречном ветре не более 10 м/с.

Исходя из сказанного можно сделать вывод о том, что применение разработанного аэродинамического устройства позволяет поддерживать аэродинамическую силу в пределах технического задания проекта.

Использование предлагаемого устройства позволит повысить надежность и качество токосъема при высоких скоростях движения путем стабилизации контактного нажатия и, как следствие, обеспечить снижение износа контактных элементов токоприемника и контактных проводов за счет оптимизации аэродинамической подъемной силы путем изменения профиля аэродинамического устройства и выбора оптимального угла его установки.

Список литературы

1. Капралова, М. А. Оценка аэродинамических свойств токоприемника при его проектировании [Текст] / М. А. Капралова // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск, 2012. - № 4 (12). - С. 19 - 25.

2. Маслов, Г. П. О выборе рациональный аэродинамической характеристики токоприемника [Текст] / Г. П. Маслов, О. И. Поздняков, Е. Н. Панзо // Исследования и разработка ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте: Межвуз. сб. науч. тр. с междунар. участ. / Самарский ин-т инж. ж-д. трансп. - Самара, 2002. - Вып. 23. - С. 70, 71.

3. ГОСТ Р 54334-2011. Токоприемники железнодорожного электроподвижного состава [Текст] / Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. - М., 2011. -26 с.

4. Обоснование рациональных технических параметров токоприемников для эксплуатации со скоростью более 200 км/ч [Текст] / В. М. Павлов, И. Е. Чертков и др.// Токосъем и тяговое электроснабжение при высокоскоростном движении на постоянном токе: Сб. науч. тр. - М.: Интекст, 2010. - 192 с.

5. Атлас аэродинамических характеристик профилей крыльев, испытанных в трубе Т-1 ЦАГИ [Текст] // Труды / Центральный аэрогидродинамический ин-т им. Н. Е. Жуковского. -М., 1935. - Вып. 193. - 78 с.

6. ГОСТ 20058-1980. Динамика летательных аппаратов в атмосфере. Термины, определения и обозначения [Текст]. - М.: Изд-во стандартов, 1981. - 54 с.

УДК 629.471

А. В. Шимохин

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ПО ФАКТИЧЕСКОМУ СОСТОЯНИЮ БУКСОВЫХ УЗЛОВ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

В статье рассматриваются организация и совершенствование процесса ремонта буксовых узлов подвижного состава по результатам диагностики. Приводятся диагностическая модель объекта и методика совершенствования ремонта по фактическому состоянию с применением технической диагностики и аналитических средств, основанная на концепции ТРМ.

Впервые концепция «всеобщий уход за оборудованием» (ТРМ) появилась в Японии как необходимость действий, направленных на снижение затрат и брака, возникающих по причине дефектов и поломок оборудования.

Под оборудованием в ТРМ понимается абсолютно все основные фонды организации. С точки зрения вагонного хозяйства под объектом, требующим повышения надежности, а следовательно, снижения поломок и дефектов, рассматривается вагонный парк, а средством

№ 4(16) ИЗВЕСТИЯ Транссиба 45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.