КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ И _ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ _
ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ
УДК 338.2; 332.142
СОУЧАСТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В МАРКЕТИНГЕ ТЕРРИТОРИЙ РАЗМЕЩЕНИЯ АЭС КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
© 2020 В.А. Руденко*, М.В. Головко*, С.П. Агапова*, Ж.С. Рогачева*, В.Г. Ткачев , A.B. Анцибор , А.Н. Сетраков
*Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Волгодонск, Ростовская обл., Россия Волгодонский филиал ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», Волгодонск, Ростовская обл., Россия
В статье рассматриваются некоторые проблемы обеспечения социально-экономической безопасности территорий размещения объектов атомной энергетики на примере г. Волгодонска, представлена их динамика. Авторы презентуют стартовые результаты проектной работы инициативного сообщества города, ориентированной на благоустройство территории. Отмечена важность следования принципам маркетинга, соучастного проектирования, методики тактического урбанизма при разработке стратегий развития территорий. Определены целевые и мотивационные ориентиры для всех групп стейкхолдеров. Поставлены задачи и основные направления соучастия в проекте. Обозначена роль ключевого партнера и эксперта проекта - Агентства стратегических инициатив.
Ключевые слова: объекты атомной энергетики, АЭС, социально-экономическая безопасность, территория, ГК «Росатом», стейкхолдеры, Агентство стратегических инициатив, вовлечение жителей.
Поступила в редакцию 03.03.2020 После доработки 12.03.2020 Принята к публикации 26.03.2020
Обеспечение социально-экономической безопасности является основой эффективности развития территорий, поскольку определяет возможности стабильного и в длительной перспективе производства достаточного количества экономических благ на душу населения. Рост уровня благосостояния населения и развитие человеческого капитала составляет стратегическую цель государственного и муниципального управления и отсутствие действенных механизмов по ее реализации может негативно сказаться на социальной стабильности и доверии действующей власти. Именно поэтому в целях оценки состояния социально-экономической безопасности необходимо четко определять существующие угрозы и источники их возникновения и принимать меры по их нивелированию. Многие авторы отмечают необходимость поддержания не только материальных, но и социально-культурных условий для создания и развития человеческого потенциала территории, что более точно соответствует сложности и многоаспектности указанного целевого ориентира, позволяет преодолеть высокий уровень социальной поляризации, напряженности и криминализации общества [1-4].
Особое значение решение указанных задач приобретает на территориях размещения объектов атомной энергетики, где крайне актуально создание условий для нормального функционирования предприятий и организаций атомной
© Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 2020
промышленности, развития государственно-частного партнерства, подготовки и переподготовки кадров, стимулирования инновационной и предпринимательской активности. Одним из потенциально-опасных и приоритетных факторов, способных послужить причиной тяжелой аварии на АЭС в современной России, является фактор социальный. Люди, поставленные в условия выживания, не в состоянии проявлять ответственность, обеспечивать должную культуру эксплуатации АЭС. Именно поэтому необходимо создать в атомградах такие социально-экономические условия, чтобы лучшие кадры страны стремились работать на потенциально опасных объектах атомной энергетики. Как отметил генеральный директор ГК «Росатом» А.Е. Лихачев, необходимо «работать над повышением качества жизни в 20 городах присутствия предприятий «Росатома», обеспечивая «здоровый образ жизни, его пропаганду, развитие, поддержку» [5].
Решение стратегических вопросов развития территорий размещения АЭС без участия их непосредственного потребителя/пользователя - населения, - невозможно. Территория - это продукт, которым пользуются люди, на ней проживающие, и, согласно законам маркетинга, именно они оценивают ее полезность и ценность, инвестиционную привлекательность и пригодность для организации жизнедеятельности. В связи с этим, принцип демократизации управления здесь должен доминировать, а процесс авторитарного государственного и муниципального управления - уступать место менеджменту территорий, руководствующемуся объективными рыночными законами [6].
Вовлечение жителей в решение проблем адаптации и совершенствования инфраструктурной среды территории является залогом успешного развития общественного пространства и подтверждается результатами многочисленных исследований [7-11]. Это создание механизмов для участия всех стейкхолдеров в принятии решений, разработке и реализации проектов благоустройства. Его суть заключается в формировании сообщества людей, доверяющих друг другу и участвующих в развитии территории на протяжении всего проекта и после его реализации, а не в проведении встреч с горожанами для формального согласования решений экспертов и муниципалитета. В число стейкхолдеров входят жители, на которых влияют или могут повлиять проектные решения, пользователи территории, люди, проживающие рядом, городские сообщества, общественные объединения, активисты, организаторы мероприятий, предприниматели, инвесторы, собственники недвижимости и земельных участков.
Вовлечение жителей в проекты благоустройства общественных пространств создает возможность для участия людей в принятии решений о развитии своего города, позволяет муниципалитету наиболее эффективно распределять ресурсы с учетом интересов и возможностей местных жителей, а также способствует тому, чтобы появляющиеся общественные места способствовали улучшению качества жизни и предоставляли новые возможности для горожан. Основная задача - применить альтернативный подход к созданию проектов городского развития (рис. 1).
Решения
Участив конечных пользователей Все потенциальные интересанты проекта —
сведено до пассивного потребления активные субъекты развития среды
Рисунок 1 - Альтернативный подход к созданию проектов городского развития [8] [An alternative approach to creating urban development projects]
Территории городов размещения объектов атомной энергетики должны являться объектом пристального внимания и органов власти, и ГК «Росатом» в силу специфики их производственного сектора.
Об уникальности одного из атомградов - г. Волгодонска, - отмечено в ряде публикаций [12]. В то же время, существует ряд проблем социально-экономического развития, связанных с нерелевантными методами и инструментами их разрешения в течение длительного времени. Среди них:
- износ системы водоснабжения (более 70%);
- износ канализационной сети (более 70%);
- отсутствие твердого покрытия дорог протяженностью более 112 км;
- нехватка мест в детских садах, школах;
- дефицит кадров в медицинских учреждениях.
В современных условиях ресурсы муниципального бюджета являются недостаточными для преодоления указанных сложностей, в том числе, в силу изменения его доходной части в результате:
- отмены с 2015 г. передачи в муниципальный бюджет налога на прибыль 5,5%;
- отмены с 2016 г. передачи в муниципальный бюджет налогов, взимаемых по упрощенной системе налогообложения (33,75%);
- снижения кадастровой стоимости земельных участков отдельных видов;
- снижения норматива отчислений НДФЛ с 30% до 25%,
Динамика производства и отчислений по г. Волгодонску представлена на рисунке 2.
305,0%
•Налоговые доходы ■Объем производства
266,7% 247,4%
133,3%
150,2°% 53,5%
98,2%
62,2%
72,
123,7%
, 96,3%92,5% 93,3% 1 14,7% 07,1%1 16,50/о*-^----
22,9% 26,4%
35,
I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рисунок 2 - Динамика производства и налоговых отчислений по г. Волгодонску (в % к 2010 г.) [13] [Dynamics of production and tax deductions for the city of Volgodonsk (as% of 2010)]
В числе проблем отмечена и неблагоустроенность территории города, несмотря на размещение достаточно крупных предприятий ГК «Росатом» и регионального машиностроительного кластера, на которых трудоустроено значительное число горожан. Отсутствие современных инфраструктурных объектов, зон организации досуга и отдыха существенным образом снижает ее привлекательность для молодых,
перспективных специалистов, а также для инвесторов. В этих условиях необходимым является объединение усилий всех групп заинтересованных лиц, например, в формате соучастного проектирования. В данной статье будет рассмотрен предложенный авторами алгоритм его реализации на примере отдельного инфраструктурного объекта, который, при его успешной реализации, может быть тиражирован для других социальных проектов.
На территории города длительное время существует необустроенный участок, выделенный в генеральном плане для детского парка. Однако, в силу ряда обстоятельств, вызванных финансовыми сложностями, характерными для многих муниципалитетов, его освоение идет крайне медленными темпами. В то же время, проектный и ситуативный подход, реализуемый на федеральном уровне для стимулирования и поддержки перспективных территорий, позволяет задействовать эффективные инструменты в рамках муниципального менеджмента. Так, Правительством РФ создана российская автономная некоммерческая организация «Агентство стратегических инициатив» (далее - АСИ) для осуществления комплекса мер в экономической и социальной сферах. В частности, для продвижения приоритетных проектов, реализации мероприятий по улучшению предпринимательской среды в стране, развитию профессиональных кадров и т.п. [14]. АСИ оказывает поддержку городским лидерам в работе над инициативными проектами на конкурсной основе, ориентировано на объединение усилий общества, бизнеса и государства.
Инициативная группа общественных деятелей г. Волгодонска, включающая представителей Волгодонского инженерно-технического института - филиала ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» «Ростовская атомная станция», сотрудников администрации г. Волгодонска, приняла решение об участии в конкурсе АСИ по целевому отбору в программу акселерации городских инициатив в 2020 г. с проектом создания детского парка на территории города.
Для участия были выполнены следующие требования:
- разработан проект в направлении функционального наполнения городских территорий присутствия ГК «Росатом»;
- сформирована команда из представителей различных сфер (муниципальной власти, бизнеса и общества);
- записано мотивационное видео [15].
Выполнение базовых критериев отбора (востребованность, новизна и оригинальность, охват населения, оптимальность бюджетных затрат) позволило включить проект в программу акселерации и сопровождения АСИ совместно с ГК «Росатом», которая предполагает следующие формы поддержки:
- сбор идей и их оценка в рамках специализированного экспертного сообщества;
- предоставление доступа в публичные и актуализируемые базы знаний;
- разработка концепций системных документов и их доработка;
- организация голосования за проекты и проведение опросов среди жителей города (опрос по предлагаемому инициативной группой проекту запущен на краудплатформе «100 городов» [16];
- проведение конкурсных процедур с открытой и закрытой подачей заявок;
- помощь с экспертизой заявок, поданных на конкурсы.
В результате проведенного с представителями АСИ экспертного питчинга, инициативной группой было принято решение об использовании механизмов соучастного проектирования для целей разработки и реализации проекта создания детского парка. Для этого были определены целевая аудитория и основные проблемы,
которые будет призван разрешить данный проект, поставлена цель и выявлены группы стейкхолдеров.
Кризисный период, характерный для многих российских городов, привел к формированию «болевых точек» для различных заинтересованных групп, таких как:
- местная власть (взаимное отчуждение и недоверие между местной властью и населением; нехватка финансовых ресурсов для благоустройства территории города; низкий уровень инвестиционной привлекательности города);
- местные жители (отсутствие комфортной среды для отдыха и самореализации);
- местный бизнес (нехватка квалифицированных кадров; низкий уровень рентабельности инвестиций; снижение емкости рынка сбыта).
Отсутствие действенных механизмов для решения указанных проблем обусловлено нехваткой финансовых ресурсов в местном бюджете, достаточно низким уровнем инициативы со стороны всех стейкхолдеров, апатией и неразвитой гражданской позицией у населения. В подобных условиях, взаимная работа над рассматриваемым в статье проектом позволит получить территорию, адаптированную для организации досуга и отдыха горожан с разнообразными зонами активности, пригодная для проведения общегородских и корпоративных мероприятий. Активность, организованная на основе паритета интересов, будет способствовать развитию согласованности действий бизнеса, населения и власти, а рост уровня взаимного доверия приведет к снижению расходов на контролирующие и правоохранительные мероприятия. Расширение рынка труда, снижение «кадрового голода» будет стимулировать повышение конкурентоспособности предприятий города, повышая тем самым инвестиционную привлекательность территории.
Идентификация проблемы позволила сформулировать цель проекта - разработка проекта создания парка на территории города Волгодонска с целью интеграции интересов горожан, местной власти и бизнеса на принципах консолидации интересов, эффективности и ответственности, что позволит снизить уровень социальной напряженности в городе, обеспечить инвестиционную привлекательность территории и рост благосостояния местного населения.
Задачами вовлечения местных жителей явились следующие:
- снижение оттока молодежи из города, преодоление «кадрового голода» предприятий;
- снижение социальной напряженности в городе относительно использования муниципальной земли не по назначению;
- развитие рекреационной инфраструктуры;
- создание единой коммуникационной социальной среды, преодоление апатии и дистанцирования горожан;
- выявление проблем, запросов и интересов всех групп потребителей продукта. Темами и идеями, которые могут объединить население в рамках проекта,
отмечены следующие:
- организация места для семейного и молодежного отдыха;
- интерактивные площадки для реализации творческих проектов горожан (лекториум, коворкинг-зона, «город мастеров», молодежные региональные фестивали («Фестиваль народов Дона», «Южный Ветер» и т.п.);
- создание высокотехнологичной экозоны;
- возможность реализации бизнес-инициатив в сфере досуга и отдыха.
Далее представим выявленные в г. Волгодонске группы интересантов и партнеров проекта, отметив их мотивацию и способы участия в реализации. Именно эти представители стейкхоледеров в дальнейшем будут движущей силой реализации данного проекта.
Таблица 1 - Интересанты и партнеры проекта создания детского парка [Interesters and partners of the project for creating a children park]_
Кто это может быть? (конкретные люди, сообщества, объединения, организации и т.п.)
Мотивация В чем может быть его интерес и личная ценность участия в проекте?
Участие и вклад как этот субъект может участвовать в проекте?
(конкретные действия и мероприятия)
Сообщества (активисты лидеры мнений, территориальные, творческие, спортивные, экологические, сообщества по интересам и т.п.)
Волгодонский инженерно-технический институт «МИФИ»
профориентация и обеспечение контингента, организация досуга и отдыха студентов, предотвращение развития асоциальных привычек и инициатив
личное участие в разработке проекта, участие в опросах, волонтерство
Молодежный парламент
самореализация, наполнение портфолио
личное участие в разработке проекта, в привлечении и объединении молодежи города, креативные идеи, волонтерство
Советы микрорайонов
облагораживание территорий, прилегающих к их микрорайонам
инициирование перемен и вовлечение жителей для их личного участия в волонтерских мероприятиях
Экономические субъекты (предприниматели (коммерческие и социальные), предприятия (малые, средние, крупные), градообразующие предприятия)
Предприятия ГК "Росатом" имиджевые составляющие, внешняя корпоративная социальная ответственность участие в разработке и финансировании проекта
Предприятия МСБ контракты на выполнение заказов, реклама и увеличение числа клиентов выполнение работ по озеленению и благоустройству, пожертвования
Политические субъекты (муниципалитет, район, область, депутаты)
Администрация г.Волгодонска и Волгодонского района, руководители экономических департаментов, архитектуры и строительства, PR- службы снижение социальной напряженности, решение демографической проблемы города, имидж действующей власти, актуализация генплана города в соответствие с современными тенденциями градостроительства предоставление нормативно-справочной и организационно-распорядительной информации, вовлечение сотрудников ключевых подразделений администрации в подготовку проекта
Депутаты Законодательного Собрания Ростовской области и городских округов активная гражданская позиция, высокий уровень социальной ответственности, поддержание имиджа «атомграда» в регионе, репутационная составляющая, подготовка к выборам в городскую думу коммуникации с Росатомом, предприятиями МСБ, главами администраций районов, консультативная помощь, трансляция интересов горожан команде проекта и финансовая поддержка в рамках депутатских бюджетов
Департамент городского хозяйства г.Волгодонска выполнение требований по благоустройству территории в соответствии с СанПиН технические возможности, специалисты управления городского хозяйства
Продолжение таблицы 1
Эксперты и профессионалы архитекторы, социологи, краеведы, историки, представители вузов, организаторы
событий, экологи, 1Т-специалисты и т.п.
Кафедры экономики подготовка и реализация проектов в рамках топографическая съемка, замеры,
и социально- курсовых и выпускных работ, подготовка разработка ЗД-моделей, экономическое
гуманитарных научных публикаций на основе обоснование проекта, подготовка,
дисциплин, прикладных исследований проведение и обработка результатов
строительных социологических опросов, реализация
производств, инструментов вовлечения населения в
информационных и проект
управляющих систем
ВИТИ ИИЯУ МИФИ
отдел архитектуры и развитие городской среды подготовка проектно-сметной
градостроительства документации
г. Волгодонска,
архитектурные бюро
города
Агентство реализация программы «100городов» обучение команды проекта, экспертиза
Стратегических проекта, помощь в поиске инвесторов,
инициатив, г.Москва информационное сопровождение
проекта
Национальная палата личное участие отдельных экспертов, экспертиза проекта, консультативная
инженеров, г. Москва выходцев из г.Волгодонска, эмоциональная помощь
связь с городом
Пользователи (местные жители, различные социальные группы, представители общественных зданий, объектов
социальной и культурной инфраструктуры вблизи места реализации проекта
Городские ощущение сопричастности к разработке участие в общественных слушаниях,
сообщества социально значимых проектов и поддержка, волонтерство
мероприятий города, патриотизм, гордость
от вовлеченности
Молодежь и получение нового, интересного места для активность в соцсетях, продвижение
студенты организации встреч, досуга, отдыха, проекта с интернет-сообществах,
культурно-творческих мероприятий участие в общественных слушаниях,
поддержка, волонтерство
Вовлечение указанных групп стейкхолдеров в разработку и реализацию проекта позволит обеспечить не просто инициативу, но и реальные действия, направленные на формирование нового качества проведения времени в городе, способного решить проблемы и удовлетворить потребности горожан. Запуск процедуры тактического урбанизма будет ориентировано на быстрое и качественное изменение городской среды с минимальными затратами, не связанными с капитальным строительством, но позволяющее, в свою очередь, создать атмосферу партнерства и сотрудничества местной власти, населения и бизнеса в конкретном муниципальном образовании [1718]. Это создаст предпосылки социально-экономической безопасности территории размещения предприятий атомной энергетики, что, в свою очередь, повысит уровень доверия населения к потенциально опасным производственным объектам, ляжет в основу технологической безопасности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Василенко, И. С. Лидерство в культуре безопасности и вопросы его формирования в вузе, ориентированном на подготовку специалистов для атомной отрасли / И. С. Василенко, Ю. А. Евдошкина, В. А. Руденко // Глобальная ядерная безопасность. - 2019. - № 3. -С. 127-136.
2. Головко, М. В. Факторы инновационного развития в системе экономической безопасности территорий: статистический подход / М. В. Головко, О. Ф. Цуверкалова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. - 2019. - № 1. - С. 5-10.
3. Golovko, M.V., Kuznetsova V.P. Compliance risks of industrial enterprises as a result of inefficiency of the institutional environment of the macro-region / Proceedings of the international scientific conference competitive, sustainable and secure development of the regional economy: response to global challenges (CSSDRE 2018) / AEBMR-Advances in Economics Business and Management Research. 2018. T. 39. P. 36-41.
4. Golovko, M.V., Agapova S.P., Antsibor A.V., Sukhoveeva. A.A., Andreeva O.V. Social entrepreneurship as a promising way to economic security. Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. 2019. T. 6. № S7. P. 33.
5. В Москве завершил работу III Форум городов атомной энергетики и промышленности. -URL : https://www.rosatom.ru/v-moskve-zavershil-rabotu-iii-forum-gorodov-atomnoy-energetiki-i-promyshlennosti/ (дата обращения: 29.02.2020).
6. Желтое, А. Почему городским активистам, чиновникам и проектировщикам в России сложно понять друг друга / А. Желтов // UrbanUrban. 21 марта 2014 года. - URL : http://urbanurban.ru/blog/reflection/381/Pochemu-gorodskim-aktivistam-chinovnikam-iproektirovschikam-v-Rossii-slozhno-ponyat-drug-druga (дата обращения: 29.02.2020).
7. Зимулъдинова, С. К. От публичных слушаний к соучаствующему проектированию / С. К. Зимульдинова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. -№ 3. - С. 166-170.
8. Санофф, Г. Соучаствующее проектирование. Практики общественного участия в формировании среды больших и малых городов / Г. Санофф; пер. с англ.; [ред.: Н. Снигирева, Д. Смирнов]. - Вологда : Проектная группа 8, 2015. - С. 7.
9. Грибер, Ю. А. - Тактический урбанизм как форма модернизации повседневности / Ю. А. Грибер, А. Г. Егоров // Социодинамика. - 2015. - № 9. - С. 1-79.
10. Муштеи, Н. А. Партисипативное взаимодействие и социальная стигмергия как процессы социальной самоорганизации в современном обществе / Н. А. Муштей // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. -2018. - Т. 18. - Вып. 3. - С. 270-274.
11. Бахарев, В. В. Участие сетевых сообществ в формировании социального капитала в процессе партисипативного проектирования архитектурно-ландшафтного пространства /
B. В. Бахарев, В. А. Демина // Регионология. - Т. 27. - № 2. - 2019. - С. 354-381.
12. Руденко, В. А. К вопросу об эффективных практиках подготовки кадров для реализации экспортоориентированной стратегии ГК «Росатом» / В. А. Руденко, М. В. Головко, Ю. А. Евдошкина, Н. П. Василенко // Глобальная ядерная безопасность. - 2019. - № 1(30) -
C. 124-135.
13. Депутаты донского парламента уделяют особое внимание безопасности функционирования Ростовской АЭС. - URL : http://zsro.ru/press_center/news/1/20583/ (дата обращения: 29.02.2020).
14. Распоряжение Правительства РФ от 11 августа 2011 г. № 1393-р «Об учреждении автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». - Правительство РФ. Дата обращения 21 июля 2012. Архивировано 4 сентября 2012 года. - URL : http://government.ru/gov/results/16183/ (дата обращения: 29.02.2020).
15. Мотивационное видео по проекту «Детский парк «Молодежный». - URL : https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=C5DchzEb4ek&feature=emb_logo (дата обращения: 29.02.2020).
16. Опрос по проекту «Детский парк «Молодежный». - URL : https://100gorodov.ru/improject-4851 (дата обращения: 19.05.2020).
17. Lydon M., Garcia A. Tactical Urbanism. Short-term Action for Long-term Change. Washington: Island Press, 2015. 256 p.
18. Вахштайн В. С. Пересборка города: между языком и пространством / В. С. Вахштайн // Социология власти. -2014. - № 2. - С. 9-38.
REFERENCES
[1] Vasilenko I.S., Evdoshkina Yu.A., Rudenko V.A. Liderstvo v kul'ture bezopasnosti i voprosy yego formirovaniya v vuze, oriyentirovannom na podgotovku spetsialistov dlya atomnoy otrasli [Leadership in Safety Culture and the Issues of its Formation in University Focused on Training Specialists for the Nuclear Industry]. Global'naya yadernaya bezopasnost' [Global Nuclear Safety]. 2019. No. 3. P. 127-136 (in Russian).
[2] Golovko M.V., Tsuverkalova O.F. Faktory innovatsionnogo razvitiya v sisteme ekonomicheskoy bezopasnosti territoriy: statisticheskiy podkhod [Factors of Innovative Development in the System of Economic Security of Territories: Statistical Approach]. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii [Theory and Practice of Service: Economics, Social Sphere, Technology]. 2019. No.1. P. 5-10 (in Russian).
[3] Golovko M.V., Kuznetsova V.P. Compliance Risks of Industrial Enterprises as a Result of Inefficiency of the Institutional Environment of the Macro-Region / Proceedings of the International Scientific Conference Competitive, Sustainable and Secure Development of the Regional Economy: Response to Global Challenges (CSSDRE 2018) / AEBMR-Advances in Economics Business and Management Research. 2018. T. 39. P. 36-41.
[4] Golovko M.V., Agapova S.P., Antsibor A.V., Sukhoveeva. A.A., Andreeva O.V. Social Entrepreneurship as a Promising Way to Economic Security. Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. 2019. T. 6. № S7. P. 33.
[5] V Moskve zavershil rabotu III Forum gorodov atomnoy energetiki i promyshlennosti [In Moscow, the III Forum of the Cities of Nuclear Energy and Industry Ended]. URL: https://www.rosatom.ru/v-moskve-zavershil-rabotu-iii-forum-gorodov-atomnoy-energetiki-i-promyshlennosti/ (in Russian).
[6] Zheltov A. Pochemu gorodskim aktivistam, chinovnikam i proyektirovshchikam v Rossii slozhno ponyat' drug druga [Why Is it Difficult for Urban Activists, Officials and Designers in Russia to Understand Each Other]. UrbanUrban. 21 marta 2014 goda [UrbanUrban. March 21, 2014]. URL: http://urbanurban.ru/blog/reflection/381/Pochemu-gorodskim-aktivistam-chinovnikam-i-proektirovschikam-v-Rossii-slozhno-ponyat-drug-druga (accessed: 02/29/2020) (in Russian).
[7] Zimuldinova S.K. Ot publichnykh slushaniy k souchastvuyushchemu proyektirovaniyu [From Public Hearings to Participatory Design]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i yestestvennykh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences]. 2018. No 3. P. 166-170 (in Russian).
[8] Sanoff Henry. Souchastvuyushcheye proyektirovaniye. Praktiki obshchestvennogo uchastiya v formirovanii sredy bol'shikh i malykh gorodov [Collaborative Design. The Practice of Public Participation in Shaping the Environment of Cities and Towns]. Per. s angl.; (red.: N.Snigireva, D.Smirnov) [Trans. from English; [Ed.: N. Snigireva, D. Smirnov]. Vologda: Proyektnaya gruppa 8 [Vologda: Project Team 8]. 2015. P. 7 (in Russian).
[9] Griber Yu.A., Takticheskiy urbanizm kak forma modernizatsii povsednevnosti [Egorov A.G. Tactical Urbanism as a Form of Modernization of Everyday Life]. Sotsiodinamika [Sociodynamics]. 2015. No 9. P. 1-79 (in Russian).
[10] Mushtey N.A. Partisipativnoye vzaimodeystviye i sotsial'naya stigmergiya kak protsessy sotsial'noy samoorganizatsii v sovremennom obshchestve [Partisipative Interaction and Social Stigmergy as Processes of Social Self-Organization in Modern Society]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika [News of Saratov University. New episode. Philosophy Series. Psychology. Pedagogy]. 2018. Vol.18. Issue 3. P. 270-274 (in Russian).
[11] Bakharev V.V., Demina V.A. Uchastiye setevykh soobshchestv v formirovanii sotsial'nogo kapitala v protsesse partisipativnogo proyektirovaniya arkhitekturno-landshaftnogo prostranstva [The Participation of Network Communities in the Formation of Social Capital in the Participatory Design of Architectural and Landscape Space]. Regionologiya [Regionology]. T.27. No.2. 2019. P. 354-381 (in Russian).
[12] Rudenko V.A., Golovko M.V., Evdoshkina Yu.A., Vasilenko N.P. K voprosu ob effektivnykh praktikakh podgotovki kadrov dlya realizatsii eksportooriyentirovannoy strategii GK «Rosatom» [Issue of Effective Training Practices for Implementing the Export-Oriented Strategy of Rosatom]. Global'naya yadernaya bezopasnost' [Global Nuclear Safety]. 2019. No.1(30). P. 124-135 (in Russian).
[13] Deputaty donskogo parlamenta udelyayut osoboye vnimaniye bezopasnosti funktsionirovaniya Rostovskoy AES [Deputies of the Don Parliament Pay Special Attention to the Safety of the Functioning of the Rostov NPP]. URL: http://zsro.ru/press_center/news/1Z20583/ (in Russian).
[14] Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 11 avgusta 2011 g. № 1393-r «Ob uchrezhdenii avtonomnoy nekommercheskoy organizatsii «Agentstvo strategicheskikh initsiativ po prodvizheniyu novykh proyektov» [Order of the Government of the Russian Federation of August 11, 2011 No. 1393-r «Establishment of Autonomous Non-Profit Organization» Agency for Strategic Initiatives to
Promote New Projects»]. Pravitel'stvo RF. Data obrashcheniya 21 iyulya 2012. Arkhivirovano 4 sentyabrya 2012 goda [Government of the Russian Federation. Date of treatment July 21, 2012. Archived on September 4, 2012]. URL: http://government.ru/gov/results/16183/ (in Russian).
[15] Motivatsionnoye video po proyektu «Detskiy park «Molodezhnyy» [Motivational Video for the Project "Youth Park" Youth]. URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v= C5DchzEb4ek&feature=emb_logo (in Russian).
[16] Opros proyektu «Detskiy park «Molodezhnyy» [A Survey of «Children's Park» Youth Project. URL: https://100gorodov.ru/improject-4851 (in Russian).
[17] Lydon M., Garcia A. Tactical Urbanism. Short-term Action for Long-term Change. Washington: Island Press, 2015. 256 p.
[18] Vakhstein V.S. Peresborka goroda: mezhdu yazykom i prostranstvom [Reassembly of the City: between Language and Space]. Sotsiologiya vlasti [Sociology of Power]. 2014. No.2. P. 9-38 (in Russian).
Cooperative Design in Marketing of NPP Location Territories as a Factor of Social and
Economic Security
V.A. Rudenko*1, M.V. Golovko*2, S.P. Agapova*3, J.S. Rogacheva 4, V.G. Tkachev*5, A.V. Antsibor*6, A.N. Setrakov**7
*
Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI», Lenin St., 73/94, Volgodonsk, Rostov region, Russia 347360
**
Volgodonsk Branch of The Federal State State Educational Institution of Higher Education "Rostov Law
Institute of Internal Affairs Ministry of Russian Federation", Stepnaya St., 40, Volgodonsk, Rostov region,
Russia 347360 1ORCID iD: 0000-0002-6698-5469 WoS Researcher ID: B-7730-2016
e-mail: [email protected] 2ORCID iD: 0000-0002-4835-9800 WoS Researcher ID: J-2461-2016
e-mail: [email protected] 3ORCID iD: 0000-0002-8484-2912 WoS Researcher ID: E-4842-2017
e-mail: [email protected] 4ORCID iD: 0000-0002-3363-2691
e-mail: [email protected] 5ORCID: iD 0000-0001-5599-440X WoS Researcher ID: AAP-73782020
e-mail: [email protected] 6ORCID iD: 0000-0002-1192-4554 WoS Researcher ID: K-6051-2018
e-mail: [email protected] 7ORCID iD: 0000-0001-5599-440X WoS Researcher ID: AAP-73782020 e-mail: aleksandr-maior@inbox. ru
Abstract - The article discusses some problems of providing the socio-economic security of the territories where nuclear facilities are located using the example of Volgodonsk, their dynamics are presented. The authors present the starting results of the project work of the initiative community of the city focused on the improvement of the territory. The importance of adhering to the principles of marketing, collaborative design, and tactical urbanism in the development of territorial development strategies is noted. Target and motivational guidelines for all groups of stakeholders are defined. The tasks and main directions of complicity in the project are set. The role of the key partner and project expert, the Agency for Strategic Initiatives, is outlined.
Keywords: nuclear energy facilities, nuclear power plants, social and economic security, territory, Rosatom State Corporation, stakeholders, Agency for Strategic Initiatives, involving residents.