Научная статья на тему 'Социожурналистские материалы В. Г. Короленко'

Социожурналистские материалы В. Г. Короленко Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
297
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЧЕРК / СОЦИОЖУРНАЛИСТИКА / НАБЛЮДЕНИЕ / ОПРОС / СИНТЕЗ / АНАЛИЗ / ТИПИЗАЦИЯ / КОМПОЗИЦИЯ / СТИЛЬ / ESSAY / SOCIAL JOURNALISM / OBSERVATION / INTERVIEW / SYNTHESIS / ANALYSIS / TYPIFICATION / COMPOSITION / STYLE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зотов Н.В.

Исследуется комплекс характеристик социожурналистских материалов В.Г. Короленко, в которых особенности художественного мышления писателя рассматриваются в связи с техникой сбора информации, принятой в социологии. Автор сопоставляет сферу интересов, принципиальные установки, объекты исследования и отражения, комплекс методов труда, основной адресат, к которому обращены результаты деятельности журналиста В.Г. Короленко и представителей науки социологии. Материалом анализа стали очерки В.Г. Короленко «Драка у Апраксина двора», «Отголоски политических переворотов в уездном городе XVIII века. (Из балахонской старины)», «Колечко», «На Лукьяновке. Во время дела Бейлиса», «Новости идут». В результате проведенной работы было установлено, что в своей журналистской практике Короленко использует технику сбора и обобщения информации, характерную для социологических исследований: методы наблюдения, опроса, использование статистических данных. Короленко также пользовался и другими качественными методами социологии методами анализа и синтеза полученных сведений, проводил классификацию, группировку, типологизацию. Анализ материалов В.Г. Короленко показывает, что они, действительно, были социожурналистскими и создавали яркую картину жизни современного ему общества. В структуре очерковой прозы Короленко приводимые им данные «социологических» исследований становятся одной из наиболее убедительных форм выражения авторской позиции, определяют жанровую специфику очерков, их стилевое своеобразие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-JOURNALISTIC ESSAYS OF VLADIMIR KOROLENKO

The author of this article investigates the complex of characteristics of the socio-journalistic essays of Vladimir Korolenko, in which the features of the writer's artistic thinking are considered in connection with the technique of collecting information adopted in sociology. The author compares the area of interest, basic principles, objects of study and reflection, set of working practices, primary recipient of the works by Vladimir Korolenko and sociology scholars. The material of the analysis embraced the essays by V. Korolenko “Fight at Apraksin yard”, “Echoes of political upheavals in the County town of the XVIII century. (From balakhonsky antiquities)” and “The Ring”, “On Lukyanovka. During the Beylis case”, “The news is coming”. The results of this work demonstrate that in his journalistic practice V. Korolenko used the same techniques of collecting and analyzing information as is the case in sociological research, i.e. methods of observation, survey, statistical data processing. V. Korolenko also benefited from the other qualitative methods of sociology methods of information analysis and synthesis, classification, grouping, typologization. In the structure of Korolenko's essay prose, the data of his “sociological” studies become one of the most convincing forms of expression of the author’s position, determine the genre specificity of the essays, their stylistic originality.

Текст научной работы на тему «Социожурналистские материалы В. Г. Короленко»

Б01: 10.15593/2224-9354/2019.4.9 УДК 316 (092)

Н.В. Зотов

СОЦИОЖУРНАЛИСТСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В.Г. КОРОЛЕНКО

Исследуется комплекс характеристик социожурналистских материалов В.Г. Короленко, в которых особенности художественного мышления писателя рассматриваются в связи с техникой сбора информации, принятой в социологии. Автор сопоставляет сферу интересов, принципиальные установки, объекты исследования и отражения, комплекс методов труда, основной адресат, к которому обращены результаты деятельности журналиста В.Г. Короленко и представителей науки социологии. Материалом анализа стали очерки В.Г. Короленко «Драка у Апраксина двора», «Отголоски политических переворотов в уездном городе XVIII века. (Из балахонской старины)», «Колечко», «На Лукьяновке. Во время дела Бейлиса», «Новости идут». В результате проведенной работы было установлено, что в своей журналистской практике Короленко использует технику сбора и обобщения информации, характерную для социологических исследований: методы наблюдения, опроса, использование статистических данных. Короленко также пользовался и другими качественными методами социологии - методами анализа и синтеза полученных сведений, проводил классификацию, группировку, типологизацию. Анализ материалов В.Г. Короленко показывает, что они, действительно, были социожурналистскими и создавали яркую картину жизни современного ему общества.

В структуре очерковой прозы Короленко приводимые им данные «социологических» исследований становятся одной из наиболее убедительных форм выражения авторской позиции, определяют жанровую специфику очерков, их стилевое своеобразие.

Ключевые слова: очерк, социожурналистика, наблюдение, опрос, синтез, анализ, типизация, композиция, стиль.

В наше время возрастает заинтересованность общества в информации, адекватно характеризующей его современное состояние в различных сферах действительности. Данные сведения могут быть представлены не только учеными-социологами в средствах массовой информации, но и самими журналистами. В связи с этим возрастает степень интеграции журналистики и социологии, что ставит перед современными журналистами задачу эффективно использовать возможности смежной гуманитарной науки. Следовательно, обращение к опыту предшественников, классиков социальной публицистики может быть полезным. Доктор философских наук, доцент В.М. Маслов считает, что исследование различных аспектов творчества В.Г. Короленко позволит разобраться во многих современных социально-философских проблемах [1, с. 107].

Цель данного исследования - дать анализ создания авторской концепции действительности в очерковой прозе Короленко, учитывая при этом эффек-

© Зотов Н.В., 2019

Зотов Николай Владимирович - аспирант кафедры русской литературы ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», е-таН; kolianzot@mail.ru.

тивность использования в ней результатов сбора информации, применяемых в социологии.

Возможности социологии как науки позволяют исследовать общество в целом и различные процессы, происходящие в нем, в частности, с самых различных точек зрения, так как исследовательское поле социологии очень обширно и «простирается от анализа столкновений между передвигающимися по улице людьми до исследования глобальных социальных процессов» [2, р. 10]. Результаты журналистской деятельности обеспечивают социологию множеством фактов, которые необходимы данной науке для выработки теоретических обобщений. Общую задачу социологии и журналистики Сен-Симон видел в том, чтобы привлечь внимание широкой общественности к правильному пути, ведущему к процветанию: общество способно измениться под воздействием морали и мнения социума [3].

В конце XIX - начале XX в. Россия вступила на путь развития капитализма. Изменения в обществознании и журналистике потребовали от журналистов более мобильной реакции на факты и явления социальной жизни. В это время в России развивалась аналитическая пресса, стали популярны очерки нравов: «авторы рисовали социальный тип или конфликт, показывая процессы, которые порождают данное общественное явление» [3]. Среди блестящих образцов отечественной социологической публицистики С.Г. Корконосенко выделяет очерки Г.И. Успенского, А.Н. Энгельгардта,

A.П. Чехова [3, разд. I, гл. 2]. На наш взгляд, в их число нужно включить и очерки знаменитого русского писателя и публициста В.Г. Короленко.

По мнению Б. Аверина, В.Г. Короленко «был художником, мыслящим социально, и социологом, умеющим отвлекаться от излишне рационалистических, сухих схем» [4]. Как художник В.Г. Короленко всегда интересовался вопросами, касающимися сферы обществоведения. В материалах, созданных им в период нижегородской ссылки, он исследует общие с наукой социологией объекты - современное ему общество, а также его компоненты.

B.Г. Короленко стремится изучить социально значимые события, выявить мотивы поведения участвующих в них людей, их мнения, интересы, понять характер взаимоотношений. Внимание публициста привлекают не массово-статистические факты и процессы, а уникальные события и человеческая индивидуальность.

Самое первое произведение В.Г. Короленко «Драка у Апраксина двора», опубликованное в газете «Новости» [5], было журналистским материалом об уличной драке между дворниками-татарами и мастеровыми [6, с. 54]. В фельетоне «Новости идут», опубликованном в «Нижегородском листке» в 1895 г. [7], В.Г. Короленко пытается выяснить, как появление в Нижнем Новгороде новой пароходной компании накануне Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 г., повлияет на жизнь разных слоев населения

города. В очерках «Отголоски политических переворотов в уездном городе XVIII века. (Из балахонской старины)» [8] и «Колечко» [9] В.Г. Короленко рассказывает о событиях вековой давности. «Колечко» - история с мистическим сюжетом, где кольцо, имеющее силу «рокового талисмана», калечит жизнь сорокалетней вдовы. Под мистическим сюжетом скрыто порицание В.Г. Короленко судебной системы XVIII в., когда суд вершился только ради соблюдения формальностей. В очерке «Отголоски политических переворотов в уездном городе XVIII века. (Из балахонской старины)» автор рассказывает читателю о судьбе двух простых безграмотных людей, пострадавших от невежественности государственных чиновников, которые не желают разобраться в сущности дела. Документальные факты взяты автором из дел жителя Арзамаса Степана Павлова и «балахонца Костянкина Андреева Торговкина», невинно пострадавших - один из-за «монета» опального царевича Иоанна VI, случайно попавшего в его руки, другой - из-за «печатных листов» - подброшенного ему портрета того же царевича [8]. Обоих обвинили в антиправительственном заговоре и сурово наказали. В.Г. Короленко путем комбинации различных документальных «улик» восстанавливает цельную картину произошедших «преступлений», предлагая читателю не только свою авторскую версию мотивов поведения героев очерка. В истории частных людей, относящейся к далекому прошлому, Короленко обнаруживает сходство с современностью, таким «обходным» путем вступая в полемику с принципами государственной власти России. Есть основания для характеристики мировоззрения Короленко «как социальной демократии», ведь писатель всегда желал установления социального и политического равенства [10].

Широко известен вклад В.Г. Короленко в защиту вотяков-удмуртов, его публикации о еврейском вопросе. Короленко не остался в стороне и от «дела Бейлиса». В «Нижегородском листке» (в номерах за 22 и 23 октября 1913 г.) появилась перепечатка его публикации в «Русских ведомостях» под названием «На Лукьяновке. Во время дела Бейлиса» [11]. В этом очерке В.Г. Короленко описывает свое видение обстоятельств убийства мальчика и проводимого следствия по делу обвинения еврея Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве. «Гарантия того, что журналист состоится, - в его умении подпитывать свое творческое мышление говорящими фактами действительности», - считает П.Н. Киричек [12, с. 27]. В.Г. Короленко проводит свое, как бы сейчас сказали, «независимое расследование», погружаясь в социум Лукь-яновки. Публицист опрашивает детей - тех, кто знал убитого мальчика, в смерти которого был ложно обвинен еврей Бейлис, а также дворника, других живущих рядом с местом преступления людей: «Пока мы смотрим в щели забора, к нам по Половецкой подходят один за другим новые любопытные. <...> и дальше мы пошли вместе, громко разговаривая, делясь впечатлениями и жестикулируя» [11]. Короленко узнает факты о свидетелях и о ходе

расследования, будто вытягивая нити из запутавшегося клубка, вскоре распутывает его, и дает читателям явную и яркую картину того, что произошло на самом деле. Сбор и исследование фактов реальной действительности - это основа синтеза журналистики и социологии, - пишет П.Н. Киричек [12, с. 27]. В.Г. Короленко глубоко погружается в действительность, а именно в социум, и взаимодействует со всеми его представителями, независимо от социального статуса, поэтому мы можем с уверенностью назвать его социожурналистом.

В своем творчестве Короленко руководствовался установками, сходными с принципами социологии. Прежде всего, для писателя важным критерием его работы была социальная ответственность, которая вписывалась в парадигму мышления, отмеченную современным исследователем. «Именно в эту эпоху (вторая половина XIX и начало XX в.), - писал В.П. Козырьков - теоретические идеи ответственности и духовные поиски разрешения противоречий в реализации нравственной ответственности за судьбу всего человечества в целом прошли проверку социальной практикой и ходом развития литературы, которая в России отчасти выполняла функции социальной науки» [13, с. 160]. По мнению исследователя, именно В.Г. Короленко одним из первых пришел к выводу, что «атрибут ответственности в русской культуре существует в виде „сознания общей ответственности" перед правдой жизни за все ее неправды...» [13, с. 161]. Критикуя современные ему методы управления обществом, Короленко выступает в защиту справедливости, а «требовательное и бескомпромиссное отношение к власти как социальному институту, заведомо противостоящему простому человеку» является одной из составляющих творческой «матрицы гуманизма В.Г. Короленко» [14, с. 180].

Стремление к получению надежной и достоверной информации также сближает творчество В.Г. Короленко с работой социолога. Американский социолог П. Бергер сравнивает работу социолога с работой разведчика: он считает, что работа социолога состоит в том, «чтобы с предельной достоверностью описывать некоторый театр социальных действий» [15, с. 4].

Короленко составил опись дел балахнинского магистрата и во время работы почерпнул из архивных источников ценный материал по истории города Балахны XVII - начала XVIII в. [16]. В.Г. Короленко не просто переписывал архивные материалы - со скрупулезностью детектива он пытался представить себе недостающие части историй, описанных в архивах, домысливал их, оживлял, расцвечивал, превращал в настоящие детективы или мистические сюжеты, и в таком виде представлял читателю. Сухие отчеты, хроники и дела превращались под пером В.Г. Короленко в реальные драматические истории, заставляя читателя сопереживать их героям и задумывался об их судьбе [17]. Этот принцип соединения объективного и субъективного является также важной чертой знаний в социологии. Социологу, как и журналисту, необходимо применить «социологическое воображение». Данную идею

и термин ввел в научный оборот знаменитый американский социолог Ч.Р. Миллс [18].

Исследуя социальную действительность, В.Г. Короленко использует методику интервьюирования: «Это метод получения первичной социологической информации путем непосредственной беседы интервьюера и респондента» [19, с. 249]. Для того чтобы быть более объективным, В.Г. Короленко с разных сторон исследует действительность: разговаривает с различными участниками скрытого конфликта, приводит ряд выразительных, с его точки зрения, фактов, которые подвергает анализу.

Часто Короленко сопровождает высказывание персонажа зарисовкой мимики и жеста говорящего, что придает дополнительную живую окраску образу персонажа: «Возница, угрюмо и без надобности похлестывавший лошадь, разделял, по-видимому, мое чувство, только, конечно, с более реальными основаниями: - Теперь от Красных казарм, от Софроновской - шабаш возить ездока на ярмарку... Кончено!» [7, с. 2]. Так, Короленко дает объективную оценку события возчиком в фельетоне «Новости идут». Здесь же В.Г. Короленко приводит не только мнение извозчика, но и суждения тех, кого непосредственно коснуться изменения общественной жизни: женщины-кассира новой пароходной компании, лодочника-«мартышки». В.Г. Короленко констатирует факты, приводит мнения, но не дает им никакой оценки: он стремится передать картину происходящего максимально непредвзято, заставляя читателя на основе изложенных фактов сделать вывод о судьбе значительного количества нижегородцев. Установка на объективность изложения фактов не предполагала в случае с журналистской практикой Короленко устранения от выражения определенной общественной позиции. Это была позиция независимого журналиста, свободного от «стереотипов, навязываемых политической конъюнктурой, общественным мнением, государством, модными авторитетами» [20, с. 3].

Исследуя действительность, В.Г. Короленко применяет и другие качественные методы социологии - описание, сравнение, наблюдения. Конечно, Короленко не обладал знаниями о концепции, подходах, методологии системного анализа, не всегда использовал в своих публикациях, социологические методы. Большинство его очерков строятся на синкретическом сочетании эмпирических данных и социально значимых обобщений с художественной их интерпретацией в определенном типе очеркового повествования.

Стоит отметить, что в очерках В.Г. Короленко значительно аналитическое начало, его стремление на основе приведенных фактов выявить скрытые закономерности общественной жизни, указывая на генетическую связь явлений современной действительности и событий прошлого. Короленко-журналист использовал и другие качественные методы социологии - анализ и синтез полученных сведений, проводил классификацию, группировку, типо-

логизацию. В его творчестве ярко проявляется социологическое мышление, которое позволило ему более адекватно отображать жизнь, не прибегая к излишней теоретизации и стереотипам, - считает В.И. Кузин [3; разд. II, гл. 2]. Именно социологическое мышление В.Г. Короленко в публикации «Драка у Апраксина двора» помогло ему сделать вывод о том, что уличная драка между дворниками-татарами и мастеровыми не является проявлением межнациональной розни. Расспросив свидетелей драки, писатель узнал о действительных бытовых причинах розни, избегая пристрастности, обычной для участника событий, выявил внутреннюю закономерность произошедшего -бытовой конфликт, предпосылки к которому возникли гораздо раньше: дворникам давно хотели отомстить, а ситуация с матросом послужила поводом к применению насилия [21].

«Социологическое мышление - это, прежде всего, рационалистическое мышление, в его основе лежит независимость мысли, умение брать не отдельные факты, а всю их совокупность, без исключений», считает В.И. Кузин [3; разд. II, гл. 2]. Как опытный журналист, Короленко «чувствовал» потребности, настроения аудитории, пожелания народа и стремился говорить на языке тех, к кому обращался. Для Короленко-журналиста основным адресатом была широкая общественность, а как социолог в своих очерках он постоянно апеллировал к органам управления. В своих произведениях нижегородского периода, применяя социологические качественные методы, он отображал социальные процессы и явления в широком контексте мнений, характеров, политических страстей. Художественное воображение и «социологическое мышление» позволили ему, интерпретируя факты действительности, создавать полную картину реальной жизни и одновременно высказывать свои гуманистические идеи.

Список литературы

1. Маслов В.М. Творческая деятельность В.Г. Короленко как проблема новых коммуникативных технологий // Наследие В.Г. Короленко. Стратегии гуманизма: сб. материалов Второй Всерос. науч.-практ. конф. - Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2019. - С. 106-111.

2. Giddens A. Sociology. - Cambridge: Polity press, 1989. - 815 р.

3. Социология журналистики / под ред. С.Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 2-е изд. - 421 с.

4. Аверин Б. Личность и творчество В.Г. Короленко [Электронный ресурс]. - URL: http://korolenko.lit-info.ru/korolenko/kritika-o-korolenko/averin-lichnost-i-tvorchestvo-korolenko.htm (дата обращения: 20.02.2019).

5. Короленко В.Г. Драка у Апраксина двора // Новости. - 1878. -7 июня. - С. 3.

6. Миронов Г. Короленко. - М.: Молодая гвардия, 19б2. - 3б8 с.

7. Короленко В.Г. Новости идут // Нижегородский листок. - 1895. -28 июля. - С. 2-3.

8. Короленко В.Г. Отголоски политических переворотов в уездном городе // Нижегородский листок. - 1895. - 5 нояб. - С. 2-3.

9. Короленко В.Г. Колечко // Нижегородский листок. -189б. - 5 марта. - С. 2.

10. Гайдукова И.Б. Проблемы социальной философии в творчестве В.Г. Короленко: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. - 20 с.

11. Короленко В.Г. На Лукьяновке. Во время дела Бейлиса // Нижегородский листок. - 1913.- 22 окт. - С. 2; 23 окт. - С. i.

12. Киричек П.Н. Река по имени «факт». Журналистика и социология // Вестник Мордовского университета. - 1992. - № 2. - С. 27-30.

13. Козырьков В.П. Становление новой формы гуманизма: от Короленко к Бахтину // Наследие В.Г. Короленко, стратегии гуманизма: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Н. Новгород, 2018. - С. 158-1б8.

14. Фортунатов А.Н. Коммуникативная матрица гуманизма В.Г. Короленко // Наследие В. Г. Короленко, стратегии гуманизма: сб. материалов Все-рос. науч.-практ. конф. - Н. Новгород, 2018. - С. 178-183.

15. Бергер П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива / пер. с англ. под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Аспект-пресс, 199б. - 1бб с.

16. Короленко В.Г. в Нижнем Новгороде [Электронный ресурс] // Государственная архивная служба Нижегородской области: сайт. - URL: http://www.archiv.nnov.ru/?id=349б (дата обращения: 03.04.2019).

17. Ветринский Ч. В.Г. Короленко в Нижнем // Нижегородский листок. -1903. - 15, 1б июля. - С. 2.

18. Миллс Ч.Р. Социологическое воображение / пер. с англ. О.А. Обе-ремко. - М.: Nota Bene, 2001. - 2б4 с.

19. Эмпирическая социология: учеб. для вузов / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина. - Сургут; Екатеринбург, 201б. - 313 с.

20. Сидоров В.А. Социология журналистики: программа курса и метод. указания. - СПб., 1999. - б1 с.

21. Короленко В.Г. История моего современника. - М.: Художественная литература, 19б5 // ЛитМир: сайт. - URL: https://www.litmir.me/br/?b=179892&p=130 (дата обращения: 03.04.2019).

References

1. Maslov V.M. Tvorcheskaia deiatel'nost' V.G. Korolenko kak problema novykh kommunikativnykh tekhnologii [Creative work of V.G. Korolenko as a problem of new communicative technologies]. Nasledie V.G. Korolenko. Strategii gumanizma. Proceedings of 2nd All-Russ. Sci.-Pract. Conf. Nizhny Novgorod, NNSU, 2019, pp. 10б-111.

2. Giddens A. Sociology. Cambridge, Polity press, 1989, 815 p.

3. Sotsiologiia zhurnalistiki [Sociology of journalism]. Ed. S.G. Korkono-senko. Moscow, Aspekt Press, 2004, available at: http://evartist.narod.ru/ text9/49.htm (accessed 25 February 2019).

4. Averin B. Lichnost' i tvorchestvo V.G. Korolenko [Personality and work of V.G. Korolenko]. Available at: http://korolenko.lit-info.ru/korolenko/kritika-o-korolenko/averin-lichnost-i-tvorchestvo-korolenko.htm (accessed 20 February 2019).

5. Korolenko V.G. Draka u Apraksina dvora [A fight by the Apraksin's court]. Novosti, 1878, Jun. 7, p. 3.

6. Mironov G. Korolenko [Korolenko]. Moscow, Molodaia gvardiia, 1962, 368 p.

7. Korolenko V.G. Novosti idut [News are coming]. Nizhegorodskii listok, 1895, Jul. 28, pp. 2-3.

8. Korolenko V.G. Otgoloski politicheskikh perevorotov v uezdnom gorode [Echoes of political upheaval in a country town]. Nizhegorodskii listok, 1895, Nov. 5, pp. 2-3.

9. Korolenko V.G. Kolechko [A ring]. Nizhegorodskii listok, 1896, March 5, p. 2.

10. Gaidukova I.B. Problemy sotsial'noi filosofii v tvorchestve V.G. Korolenko [Problems of social philosophy in the work of V.G. Korolenko]. Abstract of Ph.D. thesis, available at: http://cheloveknauka.com/problemy-sotsialnoy-filosofii-v-tvorchestve-v-g-korolenko (accessed 03 April 2019).

11. Korolenko V.G. Na Luk'ianovke. Vo vremia dela Beilisa [In Lukianovka. During the Beilis' case]. Nizhegorodskii listok, 1913, Oct. 22, p. 2, Oct. 23, p. 1.

12. Kirichek P.N. Reka po imeni "fakt". Zhurnalistika i sotsiologiia [River named "fact". Journalism and sociology]. VestnikMordovskogo universiteta, 1992, no. 2, pp. 27-30.

13. Kozyr'kov V.P. Stanovlenie novoi formy gumanizma: ot Korolenko k Bakhtinu [The development of a new form of humanism: from Korolenko to Bakhtin]. Proceedings of V All-Russ. Sci.-Pract. Conf. Nasledie V.G. Korolenko. Strategii gumanizma. Nizhny Novgorod, 2018, pp. 158-168.

14. Fortunatov A.N. Kommunikativnaia matritsa gumanizma V.G. Korolenko [Communicative matrix of V.G. Korolenko's humanism]. Proceedings of All-Russ. Sci.-Pract. Conf. Nasledie V.G. Korolenko. Strategii gumanizma. Nizhny Novgorod, 2018,pp. 178-183.

15. Berger P.L. Invitation to sociology: A humanistic perspective (Russ. ed.: Berger P.L. Priglashenie v sotsiologiiu: Gumanisticheskaia perspektiva. Ed. G.S. Batygina. Moscow, Aspekt-press, 1996, 166 p.).

16. V.G. Korolenko v Nizhnem Novgorode [V.G. Korolenko in Nizhny Novgorod]. Available at: http://www.archiv.nnov.ru/?id=3496 (accessed 03 April 2019).

17. Vetrinskii Ch. V.G. Korolenko v Nizhnem [V.G. Korolenko in Nizhny Novgorod]. Nizhegorodskii listok, 1903, Jul. 15, 16, p. 2.

18. Mills C.W. The Sociological Imagination (Russ. ed.: Mills Ch.R. Sotsiologicheskoe voobrazhenie. Ed. O.A. Oberemko, G.S. Batygin. Moscow, Nota Bene, 2001, 264 p.).

19. Zborovskii G.E., Shuklina E.A. Empiricheskaia sotsiologiia [Empirical sociology]. Surgut, Yekaterinburg, 2016, 313 p.

20. Sidorov V.A. Sotsiologiia zhurnalistiki [Sociology of journalism]. Curriculum and teaching guide. St. Petersburg, 1999, 61 p.

21. Korolenko V.G. Istoriia moego sovremennika [The history of my contemporary]. Moscow, Khudozhestvennaia literatura, 1965, available at: https://www.litmir.me/br/?b=179892&p=130 (accessed 03 April 2019).

Оригинальность 88 %

Получено 15.05.2019 Принято 15.06.2019 Опубликовано 15.01.2020

N.V. Zotov

SOCIO-JOURNALISTIC ESSAYS OF VLADIMIR KOROLENKO

The author of this article investigates the complex of characteristics of the socio-journalistic essays of Vladimir Korolenko, in which the features of the writer's artistic thinking are considered in connection with the technique of collecting information adopted in sociology. The author compares the area of interest, basic principles, objects of study and reflection, set of working practices, primary recipient of the works by Vladimir Korolenko and sociology scholars. The material of the analysis embraced the essays by V. Korolenko "Fight at Apraksin yard", "Echoes of political upheavals in the County town of the XVIII century. (From balakhonsky antiquities)" and "The Ring", "On Lukyanovka. During the Beylis case", "The news is coming". The results of this work demonstrate that in his journalistic practice V. Korolenko used the same techniques of collecting and analyzing information as is the case in sociological research, i.e. methods of observation, survey, statistical data processing. V. Korolenko also benefited from the other qualitative methods of sociology - methods of information analysis and synthesis, classification, grouping, typologization. In the structure of Korolenko's essay prose, the data of his "sociological" studies become one of the most convincing forms of expression of the author's position, determine the genre specificity of the essays, their stylistic originality.

Keywords: essay, social journalism, observation, interview, synthesis, analysis, typification, composition, style.

Nikolay V. Zotov - MA (International Journalism); Postgraduate Student, Department of Russian Literature, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod - National Research University, е-mail: kolianzot@mail.ru.

Received 15.05.2019 Accepted 15.06.2019 Published 15.01.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.