Научная статья на тему 'Социополитические особенности российской интернет-аудитории'

Социополитические особенности российской интернет-аудитории Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
428
50
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-АУДИТОРИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СЕТЕВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕТЕВАЯ ДЕМОКРАТИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бронников Иван Алексеевич

Статья посвящена анализу особенностям российской интернет-аудитории. Раскрываются объективные и субъективные факторы политической активности интернет-пользователей. Показано, что государство не способно справиться с возрастающими запросами и требованиями граждан без реализации принципов сетевой демократии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социополитические особенности российской интернет-аудитории»

отношений с ведущими государствами всех регионов мира по вопросам продовольственной безопасности в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации отвечают национальным внешнеполитическим и экономическим интересам страны.

Вступление во Всемирную торговую организацию на условиях, отвечающих национальным интересам Российской Федерации, также будет способствовать укреплению продовольственной безопасности страны [6, с.44]. Вместе с тем, реалии могут оказаться таковыми, что отечественное производство продовольственной продукции не выдержит конкуренции на рынке, что требует от руководства страны первоочередных мер по поддержке и развитию отечественного производителя.

Таким образом, политика обеспечения продовольственной безопасности занимает важнейшее место в системе национальной безопасности России.

Литература

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации / утверждена Указом Президента Российской Федерации №120 от 30.01.2010.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года / утверждена Указом Президента Российской Федерации №537 от 12.05.2009.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации №376-р «План мероприятий по реализации положений доктрины продовольственной безопасности Москвы» от 17.03.2010.

4. Закон города Москвы №39 «О продовольственной безопасности города Москвы» от 12.07.2006.

5. Асеев А.Д. Национальные интересы России: теоретическое содержание и этапы реализации // Вестник МГУУ. - М., 2007. - №1.

6. Силаева Л.П. и др. Обеспечение продовольственной безопасности России при вступлении в ВТО // АПК: экономика, управление. - №12. - 2004.

И.А. Бронников

социополитические особенности российской интернет-

аудитории

Аннотация. Статья посвящена анализу особенностям российской интернет-аудитории. Раскрываются объективные и субъективные факторы политической активности интернет-пользователей. Показано, что государство не способно справиться с возрастающими запросами и требованиями граждан без реализации принципов сетевой демократии.

Ключевые слова. Интернет-аудитория, политическая активность, сетевые отношения, сетевая демократия, электронное гражданское общество.

Интернет меняет привычное мироустройство, ускоряет коммуникационные процессы, в особенности в сфере политики. Современные политические реалии открыто показывают возрастание роли интернет-коммуникаций, в особенности децентрализованных и неинституционализированных форм взаимодействия акторов. Именно таков лейтмотив сетевых коммуникаций в начале XXI века.

В этой связи, проблематика исследования особенностей российской интернет-аудитории приобретает теоретическую и практическую значимость.

В настоящее время любое известие имеет своё отражение в Интернете. В виртуальной среде и развиваются события коренного значения. Опыт и практика

© Бронников И.А., 2013

показывают [2], что именно после обсуждения актуальных политических проблем в Сети, создаются предпосылки для стремительного и эффективного взаимодействия акторов, что, в дальнейшем переносится и в реальность. Таким образом, зачатки гражданственности начинают формироваться в Интернете. Схематично это можно изобразить следующим образом (рис. 1).

Практическая политическая активность в Интернете: сбор подписей; координация действий; формулирование требований к истеблишменту.

Практическая реализация политических решений: подача петиций; общественный резонанс; выступления; забаствоки; манифестации; флэшмобы и т.д.

Рис. 1. Процесс формирования гражданской позиции в Сети

Традиционно считается, что революционные условия складываются тогда, когда «низы не хотят жить по-старому, а верхи не могут управлять по-новому». В этой связи, как отмечает В.И. Буренко: «В России ещё не сложились эффективные формы взаимодействия и диалога общественности и власти. Разногласия... стали приобретать острые митинговые формы на грани силового противостояния» [4, с.6].

Между тем сегодня доминирующей активизирующей силой общества стал Интернет. Конечно, во многом, этому способствовало становление децентрализованных неиерархических сетевых отношений. И здесь, в первую очередь, мы имеем ввиду взаимодействие и посредством социальных сетей. К примеру, самая масштабная социальная сеть Faceebook насчитывает более 1 млрд. пользователей, Twitter - более 500 млн. пользователей, Google+ - более 400 млн. пользователей, Sina Weibo - более 300 млн. пользователей, а также огромное количество более мелких и менее популярных социальных сетей. В России можно выделить сеть «Вконтакте» (более 180 млн. пользователей) и сеть «Одноклассники» (более 140 млн. пользователей).

Как правило, чем больше доля интернет-аудитории, тем выше уровень интернет-активности и наоборот. Поэтому возникает множество вопросов: что есть сетевая политическая активность? что будет, если массы захотят контролировать большую политику? как бороться с общей деполитизацией населения?

Для этого необходимо проанализировать характеристики пользователей Рунета как участника политической коммуникации. Статистическое отслеживание социологических данных позволило выявить особенности формирования интернет-аудитории в России.

Согласно данным, предоставленным ФОМ, месячная аудитория Рунета по состоянию на 2002 год составляла 7,7 млн. пользователей, а данный показатель на зиму

2013 года составил 64,4 млн. пользователей. В 2003 году доля интернет-пользователей от общего населения страны составляла около 10%, а аналогичный показатель по состоянию на зиму 2013 года достиг уже 55% [7], что свидетельствует об увеличении интернет-аудитории в 5 раз. При сохранении такой динамики численность интернет-пользователей в 2015 году составит более 80 млн. человек, т.е. проникновение около 70% от населения страны старше 18 лет.

Аналогичную статистику предоставляет Internet World Stats [12]. По состоянию на июнь 2012 года, годовая аудитория Интернета в России составляет 67,9 млн. человек, что составляет 47,7% проникновения среди населения страны, что в свою очередь, составляет 13,1% от общего количества пользователей Сети в Европе (по данному показателю Россия занимает лидирующее положение, на втором месте Германия с 13,0% пользователей, и замыкает тройку лидеров Великобритания с 10,2% пользователей).

Численность интернет-пользователей зимой 2013 года в разрезе суточной, недельной и месячной аудиторией выглядит следующим образом: 43%, 53% и 55% соответственно. Как видно, разница практически нивелирована; кроме того, наблюдается положительная динамика в сторону более интенсивного использования интернет-услуг. Если рассматривать структуру пользователей по степени активности, то наблюдается существенное превосходство суточной (78% от общего количества) над недельной (17% от общего количества) и месячной (5% от общего количества) аудиториями [7].

Общие тенденции к увеличению числа пользователей зафиксированы во всех регионах страны, а интернет-аудитория по стране в период с 2002-2013 гг. увеличилась в среднем в 8 раз. Более того, необходимо отметить, что интернет-провайдеры по охвату территории впритык приблизились к телевизионным, оказывая существенное давление на телеиндустрию.

Социологи «Циркон» выявили прямую закономерность активности выхода в Сеть от возраста пользователя. Самый активный возраст в сфере интернет-технологий в 2012 год - от 18 до 24 лет, в данном возрасте регулярно (каждый день) в Сеть выходят две трети граждан. С взрослением населения наблюдается динамика в сторону уменьшения регулярного использования Сети. По процентному соотношению выхода в Интернет доля пользователей выглядит так: 25-34 года - 60%, 35-44 года - 39%, 45-54 года - 26% и старше 55 лет только 12% [8]. Обратная динамика наблюдается в части изучения новостей из печатных изданий, которыми, в основном, интересуются люди старшего возраста.

Немаловажным фактором, увеличивающим активность пользователей в Сети, является мобильный доступ, который решает функции связи там, где другие методы недоступны. По данным исследования компании J'son & Partners Consulting по состоянию на конец 2012 г. в России проникновение мобильного Интернета составляет 46% (что на 12% больше по сравнением с 2011 г.). По прогнозам, к концу 2016 года суммарный трафик мобильной передачи данных в России достигнет 3160 Пбайт, увеличившись в 6 раз по сравнению с 2012-м [13]. Проникновение мобильного веб-доступа в России приблизительно в два раза превышает среднемировой показатель.

Данные о сетевой активности интернет-аудитории в России также свидетельствуют об особенностях аудитории. Так, 87% пользователей посвящают своё время в сети информационно-поисковым сервисам, 61% - развлекательным, 46% -социальным и 17% - финансовой деятельности онлайн. Самые популярные виды сетевой активности Рунета: новости (77,4%), e-mail (62,3%), прогноз погоды (60,5%), поисковые сервисы (48,5%) [11].

Столь высокий интерес пользователей к новостным сайтам в Интернете не отражает существующее отношение к политике на самом деле. Пользователи изучают новостную информацию зачастую поверхностно, не вдаваясь в подробности и анализ, а

чтобы просто знать повестку дня, более того - на новостных сайтах размещается много дополнительной информации (прогноз погоды, курсы валют, спорт), на которую и тратится основное время.

Опрос, проведенный ВЦИОМ в сентябре 2012 года свидетельствует, что только 40% россиян интересуется политикой, а число тех, кто уделяет ей минимум внимания зависит от частоты выхода в Сеть. В частности, среди тех, кто выходит в Сеть эпизодически интерес к политике оказывают 34%, а среди тех, кто пользуется Интернетом раз в неделю уже 36% [1].

В этой связи, к политике проявляют интерес люди предпенсионного и пенсионного возраста, высокообразованные, сторонники непарламентских партий, а также жители Москвы и Санкт-Петербурга. Политика не имеет практически никакого значения для сельских жителей, малообразованных и граждан моложе 35 лет.

Схожую закономерность отмечают эксперты аналитического центра Юрия Левады. Исследования показывают, что те, кто заходит в Сеть, ищут там, прежде всего развлечений и общения, а не серьезную информацию. Большинство пользователей вообще аполитичны и не симпатизируют никаким партиям, движениям или политикам. Людей, которые используют Интернет для того, чтобы разобраться в происходящем, немного - не более 6% на всю страну [5].

Важно отметить, что, несмотря на то, что Интернет предоставляет широкие возможности, совсем неочевидно, что он является панацеей, способной избавить от существующих проблем. В этой связи, соглашаясь с П. Норрис заметим: «Политический Интернет функционирует скорее как способ дополнительного вовлечения и так уже вовлечённых в сферу политики граждан» [14, р.22].

Для того чтобы подчеркнуть общее пассивное отношение населения к политической жизни, приведем социологические данные отношения россиян к политике (рис. 2). Итак, наблюдается следующая закономерность: если в 2001 году интересующихся политикой было 43% от всех опрошенных, в 2005 году 39%, в 2011 году 37%, а в 2012 году 44% [10]. Таким образом, согласно данным ФОМ, более половины населения перестаёт участвовать и проявлять внимание к общественно-политической деятельности.

Рис. 2. Динамика интереса россиян к политике

Снижение интереса россиян к политике свидетельствует об общей деполитизации населения, что в свою очередь выражается в сокращении числа приверженцев всех идейно-политических образований России. Нарастающая пропаганда аполитичности в СМИ приводит к тому, что граждане больше интересуются вопросами, касающимися природных катастроф, криминальной сферы и светской жизни артистов.

Так, 65% россиян не хотели бы разбираться в политике, устройстве и закономерностях политической жизни, а 91% граждан вообще не хотели бы заниматься политикой [10].

Немаловажное значение в осознании ценности Интернета в качестве способа политической коммуникации имеет уровень образованности населения, оснащенность компьютерной техникой и среднемесячный доход. В частности, высокообразованным пользователям компьютер служит источником информации и помощником в работе, а малообразованным - развлечением или же подспорьем в учебе.

Чем выше уровень образования россиян, тем чаще они используют компьютер для выхода в Интернет (57% малообразованных против 86% высокообразованных) и работы (29% против 65%). Малообразованные более склонны сообщать, что слушают музыку или смотрят фильмы (57% против 29% высокообразованных), играют (29% против 13%) либо учатся (29% против 14%) [6].

О зрелости интернет-аудитории может служить факт размещения информации в Интернете самими акторами. В результате события становятся не только достоянием общественности, но и получают широкий резонанс. Всё чаще звучит в повседневной жизни термин «народный ньюсмейкер». Социальные сети позволяют каждому выступать в роли «народного ньюсмейкера» - публиковать в Интернете информацию (фотографии, видео, тексты) о тех или иных событиях и явлениях. Самому их продвигать, позиционировать и рекламировать.

К примеру, в России 18% пользователей размещают собственный контент в Сети, 11% высказывают свое мнение, 10% проявляют гражданскую активность, а 4% склонны к краудсорсингу. В Москве и Санкт-Петербурге эти показатели ещё выше: 26%, 12%, 15% и 8% соответственно [9].

Все это служит доказательством того, что Интернет в сфере политики используют в основном люди, относящие себя к среднему классу, с хорошим образованием и высокими доходами, с активной гражданской позицией.

Очевидно - мы наблюдаем внедрение Интернета в общественно-политическую реальность. В своем выступлении на заседании Госсовета, прошедшем 24 апреля 2012 года в Кремле, Д.А. Медведев заявил: «Россия должна быть в первой десятке среди всех стран мира по уровню внедрения электронных технологий во всех сферах жизни общества. Я уверен, что мы это сделаем». Безусловно, это будет способствовать построению информационного общества в России, укреплению позиций нашей страны в мировом коммуникационном пространстве.

Увеличение и развитие интернет-аудитории приводит к тому, что государство уже не способно справиться с возрастающими запросами и требованиями граждан без реализации принципов сетевой демократии. По сути, сетевая демократия основана на использовании интернет-технологий для непосредственного волеизъявления граждан на всех уровнях власти. Надо сказать, что сама идея сетевой демократии коррелирует с представлениями П. А. Кропоткина об анархии как форме организации жизни социума. Как в сетевой демократии, так и в анархических идеях Кропоткина центральное место отводится самоорганизации и коллективной активности граждан. Если общество научиться координировать свои действия в политическом процессе, то, вполне вероятно, это можно будет перенести и на другие сферы (социальную, экономическую).

Заметим, что преобладание пользователей с высшим образованием свидетельствует о качественном изменении российской интернет-аудитории и, как следствие, о её включении в политический процесс.

Итак, развитие интернет-коммуникации в России находится на стадии развития и имеет положительную динамику. По показателям 2013 г. уже 64,4 млн. человек являются пользователями Сети, из которых только 44% потенциально участвуют в политическом процессе, которые являются наиболее активной частью общества и в офлайне.

Граждане, которые занимают активную политическую позицию в реальном мире, стараются претворять в жизнь идеи электронного гражданского общества [3, с.44-51].

Однако властная элита, с одной стороны, в качестве приоритетной задачи заявляет о всё большей открытости политики, но, с другой - бюрократия, используя Интернет как новый властный ресурс, противодействует открытости политического процесса на основе возможностей, создаваемых интернет-коммуникациями.

Бесспорно, что нынешняя система государственного управления нуждается в модернизации, т. к. вертикаль власти слабо функционирует в обществе, пронизанном сетевыми коммуникациями. Представленный анализ позволяет предположить, что количественное распространение интернет-пользователей приведёт к глубоким качественным изменениям в политике и управлении. Возможно, интернет-технологии станут базой для перехода к формам прямой демократии в нашей стране.

Литература

1. А зачем вам Интернет? Пресс-выпуск № 2123 [Электр. ресурс]: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113106.

2. Бронников И.А. Метаморфозы гражданского общества // Журнал политической науки Politbook. - 2012. - №2 [Электр. ресурс]: http://j.politbook.ru/media/ files/Politbook_2_2012.pdf.

3. Буренко В.И., Бронников И.А. Электронное гражданское общество: иллюзии или реальность? (Зарубежный опыт и отечественная практика. Политический аспект) // Знание. Понимание. Умение. - 2012. - №1. - С. 44-51.

4. Буренко В.И. Группы интересов и лоббизм в политическом процессе (зарубежный опыт и российская практика) // Вестник Университета. - М.: ГУУ, 2012. -№ 4. - С. 6.

5. Волков Д. Большинство интернет-пользователей аполитично и не симпатизирует никаким партиям и политикам [Электр. ресурс]: http://www.gazeta.ru/ comments/2011/03/28_a_3566465.shtml.

6. Зачем Вам компьютер? Пресс выпуск № 1549 [Электр. ресурс]: http://wciom.ru/index.php?id=268&uid=13710.

7. Интернет в России: динамика проникновения. Зима 2012-2013 [Электр. ресурс]: http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10853.

8. Медиаповедение в России: основные тренды [Электр. ресурс]: http://www.slideshare.net/fullscreen/ZirconResearchGroup/ss-13410585/9.

9. Особенности потребления информации: столицы vs другие города России [Электр. ресурс]: http://runet.fom.ru/Proniknovenie-interneta/10712.

10. Политика - притягательная и отталкивающая [Электр. ресурс]: http://fom.ru/Politika/10660.

11. Потребность в информации характеризует современных пользователей [Электр. ресурс]: http://rumetrika.rambler.ru/review/2/4704.

12. Internet Usage in Europe [Электр. ресурс]: http://www.internetworldstats.com/ stats4.htm.

13. J'son & Partners: уровень проникновения мобильного интернета в России в 2 раза выше среднемирового [Электр. ресурс]: http://hitech.newsru.ru/article/ 22jan2013/rumobtrfc.

14. Norris P. Digital Divide? Civic Engagement, Information Poverty, and the Internet Worldwide. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001. - P. 22.

А.В. Кирка

влияние социальных сетей на коммуникационные процессы

в гражданском обществе

Аннотация. Настоящая статья содержит краткий анализ некоторых особенностей влияния сети Интернет и социальных сетей на коммуникационные процессы в современном гражданском обществе. Рассматриваются основные области проявления сущности социальных сетей, как на уровне отдельных индивидов, так и на уровне взаимодействия различных социальных групп, формирующих гражданское общество в целом.

Ключевые слова. Гражданское общество, Интернет, социальные сети, коммуникации.

Важнейшей предпосылкой формирования политической системы демократического типа является наличие гражданского общества, характеризующего всю совокупность разнообразных форм социальной активности населения, не обусловленную деятельностью государственных органов и воплощающую реальный уровень самоорганизации социума. Как правило, оно формируется на основе развития горизонтальной активности населения и выступает в виде добровольных объединений граждан, по-своему структурирующих общество. Базисным условием развития гражданского общества, помимо повышения образовательного уровня, политической активности населения, а также степени общественной политической рефлексии является наличие эффективных разнонаправленных общественных связей, существование и поддержание которых зависит от качественных и количественных характеристик социальных коммуникаций [2, с.192], в функционировании которых в последние годы все более важную роль играют Интернет и социальные сети.

В рамках настоящей статьи мы бы хотели рассмотреть некоторые особенности влияния современных информационных технологий и, в частности, сети Интернет и социальных сетей на коммуникационные процессы в гражданском обществе.

Интернет оказывает колоссальное влияние на обмен людьми информацией -ключевым компонентом социальных коммуникаций. В докладе, опубликованном Американской университетской школой коммуникаций выделено несколько основных областей, в которых это можно проследить. Во-первых, Интернет и социальные сети дают людям возможность выбора источника информации, минимизируя монопольную роль традиционных средств массовой информации. Таким образом, нивелируется эффект подачи информации множеству людей из одного источника. Во-вторых, люди приобрели возможность оперативно распространять собственные информационные сообщения среди внушительной аудитории, сохраняя эффективную обратную связь и обеспечивая прямое интерактивное взаимодействие между коммуникаторами, что повышает степень доверия к получаемой информации. В-третьих, технологический инструментарий современных социальных сетей обеспечивает высокую степень общественного контроля за достоверностью информации, позволяя детально проследить хронологию пользовательских оценок и мнений по поводу ее содержания.

© Кирка А.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.