Научная статья на тему 'Социология в поисках новой матрицы развития белорусского общества'

Социология в поисках новой матрицы развития белорусского общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
176
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Республика Беларусь / социология / общественное мнение / Институт социологии / цивилизационный код / социологические опросы / парадигма развития белорусского общества / Republic of Belarus / sociology / public opinion / the Institute of Sociology / civilizational code / sociological surveys / the Belarusian society development paradigm

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — И В. Котляров

Показана роль социологии в поиске новой парадигмы общественного развития, в анализе цивилизационного кода белорусского общества как экономического фактора, проанализированы основные задачи, которые должна решать социология на современном этапе становления белорусской государственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGY IN SEARCH OF A NEW BELARUSIAN SOCIETY DEVELOPMENT MATRIX

The role of sociology in the search for a new paradigm of social development is shown in the article. Within the analysis of civilizational code of Belarusian society as an economic factor there is the analysis of main challenges that sociology must solve at the present stage of Belarusian statehood formation.

Текст научной работы на тему «Социология в поисках новой матрицы развития белорусского общества»

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

УДК 316.654:316.1(476)

И. В. КОТЛЯРОВ,

доктор социологических наук, профессор, директор Института социологии НАНБеларуси, г. Минск

СОЦИОЛОГИЯ В ПОИСКАХ НОВОЙ МАТРИЦЫ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОГО ОБЩЕСТВА

Показана роль социологии в поиске новой парадигмы общественного развития, в анализе цивилизационного кода белорусского общества как экономического фактора, проанализированы основные задачи, которые должна решать социология на современном этапе становления белорусской государственности.

Ключевые слова: Республика Беларусь, социология, общественное мнение, Институт социологии, цивилизационный код, социологические опросы, парадигма развития белорусского общества.

Белорусское общество, как, впрочем, и весь современный мир, находятся сегодня на таком этапе своего развития, когда поиск путей выхода из кризиса и повышения эффективности национальной государственности требует применения принципиально новых методов изучения социальной реальности. Современная общественная наука обогатилась множеством новых теоретических подходов, помогающих видеть, чувствовать отдельные фрагменты новых процессов. В то же время существует явная потребность в теории, раскрывающей общие закономерности общественного развития. Одной из важнейших задач современной науки в целом и белорусской социологии в частности является создание такой парадигмы конкретных действий, которая позволит, используя современные методы научного анализа, не только анализировать причины будущих изменений, но и определять смыслы и ориентиры действий, предлагать новые сценарии для деятельности, выявлять причины, детерминирующие те или иные негативные процессы и явления, находить способы их устранения, поддерживать заслуживающие внимания инновации, формировать эффективные модели власти и гражданского общества, институты рыночной экономики и правового государства. В этом ракурсе важны и интересны социологические исследования, постоянно проводимые Институтом социологии НАН Беларуси и отражающие отношение жителей к происходящим в стране процессам и явлениям.

Для изучения социально-экономической и политической ситуации в стране в Институте социологии НАН Беларуси постоянно проводится социологический мониторинг - систематически повторяющиеся социологические исследования, проводимые по специально разработанной методике с применением

специализированного инструментария, направленные на выявление важнейших тенденций и закономерностей развития белорусского общества и принятие необходимых управленческих решений.

Как показали многочисленные социологические исследования, проводимые Институтом социологии НАН Беларуси, интегрирующим инструментом измерения многомерности процессов, происходящих в белорусском обществе, может стать цивилизационный код. Дефиниция достаточно популярная у наших западных и восточных соседей, но о которой мы практически ничего не знаем. Поэтому сразу же возникают вопросы: что такое цивилизационный код, в чем он выражается, как его определить, охарактеризовать, изучить, измерить? Можно ли на него целенаправленно влиять, если можно, то кто и как? Важно выявить механизмы формирования кодов, их важнейшие составляющие, постоянно использовать их в дальнейшей социальной деятельности.

На основе анализа многочисленных научных источников берем на себя смелость предложить следующее определение: «Цивилизационный код - это исторически сложившаяся система (набор) знаков, символов, средств антропологического и социокультурного характера, определенных коммуникаций (отношений), своеобразных маркеров, благодаря которым передается социальный опыт и смысл жизни от поколения к поколению, идеалы цивилизации воспроизводятся в преемственности людей, а они адекватно воспринимают и реагируют на происходящие пространственно-временные процессы».

Главная установка цивилизационного кода - это наличие определенного комплекса самобытных, доминирующих в обществе ценностей и смыслов, взглядов и традиций, форм общения и социальных укладов, исторической памяти и мировоззрения, поведенческих форматов и знаний, умения и навыков. Именно они детерминируют развитие нации и общества, передаются из поколения в поколение через образование и обучение, позволяют решать многочисленные проблемы, справляться с рисками и вызовами, сами формируются в процессе исторического цивилизационного развития, интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания.

И что очень важно - анализ цивилизационного кода способен дать ответы на многие вопросы: куда идти и что делать, ради чего жить? что ценно и что важно? что есть добро и что есть зло? Возникает вопрос: как измерить ци-вилизационный код? От каких показателей он зависит? Как эти показатели, факторы можно формировать, управлять ими в экономическом, социальном, политическом, воспитательном, идейном, образовательном и иных пространствах?

При изучении цивилизационного кода ученые Института социологии НАН Беларуси попытались выйти на эмпирический уровень, посмотреть на цивилизацию глазами жителей Беларуси: увидеть ее сущность, ценности, существующие в обществе, выявить механизмы, эти ценности формирующие, оценить доставшуюся нам от отцов и дедов историческую память, аттитюды, детерминирующие мировоззрения белорусских граждан. Для этого была раз-

работана единая для данной парадигмы система координат, неких базовых принципов, которая лежит в основе разработки и изучения цивилизационного кода.

Что входит в структуру цивилизационного кода? Цивилизационный код предполагает при всех экономических и идеологических, политических и социальных различиях набор определенных смыслообразующих факторов, характерных черт, фундаментальных ценностей, долговременных признаков, культурных и религиозных, духовных и этнических характеристик, исторических традиций, особенностей ментальности. Среди них основополагающие, системообразующие психологические характеристики, связанные с определенными поведенческими и ментальными стереотипами, духовной идентификацией, коллективными представлениями общества, различными социальными и идеологическими ориентациями [1; 2].

Одной из важнейших составляющих цивилизационного кода являются смыслы. Современный мир находится в состоянии перманентной войны. Но это не война людей, техники, технологий. Это война смыслов. Смыслы одних народов, наций и цивилизаций пытаются подменить смыслами других народов, других наций, другой цивилизации. Известный российский ученый М. П. Остроменский в исследовании «Смыслы, язык и ценности народа», показывая роль смыслов в развитии цивилизаций, особо подчеркнул, что «смыслы являются продуктом совместной социокультурной (духовной) деятельности людей, социокультурной (духовной) деятельности народа, нации, цивилизации как единого целого. Образование нового народа совпадает с образованием его системы смыслов, собственно образование системы смыслов и знаменует собой образование нового народа. Распад системы смыслов народа или кардинальное изменение знаменует собой или его смерть, или возникновение нового народа. Смыслы преобразуются в течение всей жизни народа. Что создание, что усвоение, что сохранение смыслов народа - есть результат совместной социальной деятельности представителей народа. Смыслы - это тот фундаментальный результат исторической, духовной деятельности народа, что образуется как итог ежедневного совместного проживания и совместного решения, постоянно возникающих проблем различного масштаба. В этом процессе совместного проживания смыслы не только подтверждаются и закрепляются, но претерпевают изменения. Собственно смыслы, это наиболее глубокие, для данного народа, признаки и основания для его общности и для его выделения как элементарной социальной единицы человечества. Смыслы - сердце народа» [3].

Особое значение для понимания сущности цивилизационного кода любого общества имеют традиционные национальные ценности, которые составляли его духовную, нравственную, мировоззренческую основу. Постоянно возникает вопрос: какими национальными ценностями обладают белорусы? Как показывают многочисленные социологические исследования, белорусскому национальному сознанию свойственны идея патриотизма как высочайшей ценности Родины, уважительное отношение к родному краю, забота

о сохранении и приумножении его богатств. В процессе патриотического воспитания на традициях всенародного подвига и защиты Родины происходит синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых сфер личности с ценностями и смыслами, направляющими человека на созидательное осмысление социально-политических реалий. Идеалы и традиции, любовь к Родине, с особой силой проявившиеся во время Великой Отечественной войны, являются высшей морально-нравственной ценностью белорусского общества, основой воспитания подрастающего поколения в нашей стране. В то же время находятся люди, средства массовой коммуникации, сеющие семена исторических фальсификаций и предательства. Их задача - уничтожить патриотизм, разрушить национальное сознание и заменить его неким симулякром, основанным на античеловеческих подходах.

Сегодня очень многие политики и экономисты утверждают, что в основе общественных отношений лежит экономика. Однако это совсем не так. «Современная экономическая наука, - отмечает известный российский экономист Сергей Глазьев, - явно пренебрегает значением нравственных ценностей в формировании экономического поведения. В доминирующей сегодня парадигме рыночного равновесия заложена предпосылка о рациональном поведении экономических агентов, направляемых единственным мотивом максимизации прибыли. При этом игнорируется значение всех других мотивов экономического поведения и его нравственных ограничений» [4]. Социологические исследования, постоянно проводимые Институтом социологии НАН Беларуси, показывают, что очень часто сама экономика испытывает огромное, иногда решающее воздействие неэкономических факторов, без учета которых нельзя ее понять и совершенствовать. Рост уровня жизни зависит не только от экономических факторов, благоприятного географического положения и наличия природных ресурсов, но и от уровня образования и интеллектуального потенциала, морально-нравственного климата и исторических традиций, социального капитала и т. д. Неэкономические сферы общественной жизни могут иметь определяющее значение для успешного развития экономики. Современный этап развития белорусского государства требует принципиально новой модели экономического роста, учитывающих влияние образования и здравоохранения, информации и других факторов на качество и эффективность труда.

Таким образом, в настоящее время очень важно сосредоточить особое внимание на анализе духовных и гуманитарных предпосылок дальнейшего развития Беларуси, ее социально-экономического роста, поставить на службу экономике образование и нравственность, здравоохранение и науку, культуру и спорт, честность и порядочность, обратить особое внимание на воспитание подрастающего поколения, повышение морально-нравственного климата. В кризисных условиях очень важное экономическое значение имеют общая культура населения, формирование высокообразованной и высоконравственной, деловой и творческой личности белорусского общества как важнейше-

го условия его успешного развития. Неэкономические сферы общественной жизни могут и должны иметь решающее значение для успешного развития национальной экономики. Кроме того, существует реальная необходимость четко определить взаимосвязи институционально-экономических и институционально-политических факторов роста, оценить их роль в достижениях современной экономики, разработать механизмы оптимизации влияния данных факторов [1; 2].

Взяв за основу культуру (прогрессивную и статичную) как главный катализатор общественного развития, известные исследователи Самюэль Хантингтон и Лоуренс Харрисон предложили основные элементы неэкономического воздействия на экономику:

1. Ориентация во времени. Прогрессивная культура предполагает упор на будущее, на то, как изменить к лучшему судьбу страны и свою собственную. Статичная ориентируется на поиск проблем или светлых дней в прошлом или решение вопросов выживания в настоящем.

2. Отношение к работе. В успешных нациях упорный труд рассматривается как главное условие жизненных достижений, успехи на работе и творчество являются источником не только материального благополучия, но и самоуважения. В провальных - люди работают, чтобы жить, труд рассматривается как досадная необходимость.

3. Бережливость как путь к сбережениям, инвестициям и достатку в прогрессивных культурах и тенденция к расточительности и/или равенство в бедности - в статичных.

4. Хорошее образование - обязательное условие жизненного успеха в передовых странах, но без него могут обойтись в отсталых.

5. Личные заслуги как центральный фактор продвижения по общественной и служебной лестнице и, наоборот, связи, блат, семейственность.

6. Социализация. В прогрессивных культурах люди идентифицируют себя с большими общностями - страной, нацией, профессией. В статичных -с семьей, знакомыми, земляками. Здесь почва для непотизма, коррупции и отсутствие почвы для альтруизма и благотворительности.

7. Этические нормы более строги в прогрессивных культурах. Например, в них неприемлемыми считаются взяточничество или воровство.

8. Закон и правосудие воспринимаются как незыблемые и непререкаемые нормы, исполняются буквально и невзирая на лица в успешных странах. В остальных большее значение имеют круг знакомств и предложенная сумма.

9. Распределение власти. Прогрессивные культуры характеризуются большей децентрализацией и горизонтальными связями, тогда как статичные -централизацией и вертикалями.

10. Светскость. Лучше развиваются те страны, где влияние религиозных институтов на повседневную жизнь ниже [5].

Можно соглашаться с этим мнением, можно не соглашаться. Однако такие социальные институты существуют, и их необходимо учитывать в повседневной реальности.

Важно выявить социальные механизмы, существенно влияющие на развитие ценностей белорусского общества, его цивилизационный код, формирующие идеалы и ценностные ориентиры граждан. Под механизмами формирования и развития структурных элементов цивилизационного кода можно понимать комплекс институтов, общественных и государственно-правовых отношений, которые с помощью различных методов, способов и средств, с учетом политических, социальных и экономических факторов воздействуют на возникновение, развитие и изменение цивилизационных параметров.

Анализ важнейших структурных элементов социального механизма, влияющего на элементы цивилизационного кода, начнем с культуры. В условиях, когда идейный дефицит заполняется чуждыми национальным традициям ориентирами и критериями духовной и материальной жизни, это особенно важно. Недаром профессор Преображенский в известной книге Михаила Булгакова «Собачье сердце» отмечал, что «разруха начинается в головах». Действительно, все беды, все проблемы начинаются с «кризиса в головах», недостатка элементарной культуры.

Культура как элемент цивилизационного кода понимается как исторически сложившаяся система ценностей и норм поведения, закрепленная в материальном и нематериальном культурном и историческом наследии. Культура - это часть национального характера. Она охватывает все стороны жизни, способствует сохранению традиционных ценностей, повышает ответственность и гражданское участие людей в развитии белорусского государства. Цивилизация - «тело» культуры, тогда как культура - «душа» цивилизации. Культура предлагает универсальный набор ценностей и смыслов, кодов и стереотипов поведения, вырабатывает их при значительном влиянии предшествовавших поколений [5; 6; 7].

В Беларуси достаточно высокий уровень культуры. Она постепенно становится одним из важнейших приоритетов развития белорусского общества, в стране развивается рынок культурных товаров и услуг, призванный удовлетворять познавательно-образовательные, коммуникативные, художественно-творческие и другие потребности различных социальных групп Беларуси. Отличительными чертами белорусской культуры всегда выступали взаимное уважение, неприятие любых форм враждебности на религиозной либо этнической почве. И в то же время кризисные явления затронули и эту часть белорусского общества: существенно падает интерес к театрам и кино, все меньше людей посещают библиотеки, концертные залы. Необходимы широкие масштабные социологические исследования современного состояния национальной культуры, которые помогут заглянуть в будущее. Однако для этого нужны кадры.

В рамках изучения цивилизационного кода белорусского общества мы пытаемся узнать, на каких книгах, на каких фильмах растут современные граждане Беларуси, какие ценности им прививают современные кино и литература. Ведь не зря говорят: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто

ты». Это утверждение верно и сегодня, и не только по отношению к одному человеку, но и ко всей нации. Особенно резко уменьшилось число читателей в библиотеках. И, как утверждают наши коллеги, например, из ФРГ, там, даже в условиях научно-технического прогресса, читательские залы заполнены.

Как показывают социологические исследования, у жителей Беларуси имеются существенные претензии и к национальной литературе, и к кинематографу. За последние двадцать пять лет, как отмечали многие респонденты, в Беларуси не написано ни одного романа о Великой Отечественной войне, которые будут читать, которыми будут гордиться и восхищаться будущие поколения. Имея великолепные традиции (многие поколения воспитывались на фильмах «Константин Заслонов» или «Дзяучынка шукае бацьку», а киностудия «Беларусьфильм» еще совсем недавно называлась в народе «Партизан-фильм»), белорусские кинематографисты в последние годы так и не смогли создать национальных шедевров типа «Летят журавли» или «А зори здесь тихие».

В октябре 2016 г. мы посетили форум научно-творческой интеллигенции в Кыргызстане. Там нам показали прекрасный фильм кыргызского режиссера Мирлана Абдыкалыкова «Сутак» («Небесное кочевье»), ставший лауреатом премии «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии». Это был фильм о добре, любви, совести, честности и порядочности. Мы смотрели, и нам было обидно: почему всюду говорим, что у нас прекрасное кино, но до таких фильмов не доросли.

Особую роль в цивилизационной парадигме играет образование. Оно традиционно является одной из высших ценностей белорусского народа. Уровень образованности в Беларуси один из самых высоких в мире, финансирование образования достаточно стабильное, полностью отсутствует дискриминация, инновации направлены на укрепление ведущих принципов национальной школы, среди которых следует выделить обеспечение справедливости, равного доступа к образованию, повышение его качества.

Национальное образование постоянно критикуют. Однако социологические исследования до последнего времени показывали, что и студенты, и родители, и работодатели в целом были удовлетворены его качеством. Сегодня, в кризисных условиях, работодатели хотят получать более профессиональных специалистов и не тратить достаточное количество времени на его «доработку». Выпускники вузов, колледжей хотят найти более престижную, более высокооплачиваемую работу. Об этом мечтают их родители. Кризис наступил, но руководители системы образования его не заметили. Осталось огромное количество проблем, которые необходимо было давно решить. Среди них наиболее важными, по мнению респондентов, являются: невысокая заработная плата, низкая мотивация и крайне низкий престиж педагогического, прежде всего, учительского труда. Время не ждет, а чиновники от образования принялись решать совсем другие вопросы, выталкивая лучшие умы за рубеж.

Еще одна проблема. Политика последних лет, вымывающая гуманитарные предметы из школы и высших учебных заведений, совершенно не конструк-

тивна. Человек, который никогда не читал Льва Толстого или Николая Гоголя, не способен ничего эффективного и интересного создать и в научно-технической сфере.

Необходимо, как утверждают многие респонденты, добиться, чтобы вузы несли ответственность за судьбу своих выпускников, не выталкивали их за дверь, не отказывались от них сразу же после того, как те получат дипломы.

Значительной объединяющей силой современных цивилизаций является спорт. Это молодость и скорость, конкуренция и состязательность, красота - все то, о чем постоянно говорят и что привлекает различные слои и группы современного общества. Спортивные победы, прежде всего, белорусских олимпийцев вызвали у жителей нашей страны повышенный интерес, чувство сопричастности и единения.

Вспомним чувство гордости, которое охватило белорусский народ во время чемпионата мира по хоккею в Минске. Вся страна следила за соревнованиями. Успешное проведение чемпионата мира существенно повлияло на престиж Беларуси, формирование ее международного имиджа. Гости белорусской столицы увидели, что Республика Беларусь - это современное, красивое, достойное европейское государство с отличной спортивной инфраструктурой, высоким уровнем образования и культуры, науки и здравоохранения, государство, где нет места злобе, ненависти и конфликтам, где людей не делят по цвету кожи и религии, по языку и имущественному положению, где живут интересные и дружелюбные, спокойные и толерантные люди. «Гостеприимство - визитная карточка белорусов», - говорили многие. А «зона гостеприимства» - изюминка минского чемпионата мира, переступив которую вчерашние враги мгновенно становились друзьями и братьями. Те, кто был в Беларуси, смотрели чемпионат мира по телевидению, запомнили Беларусь именно такой страной [8; 9].

Интересно сравнить чемпионат Европы по футболу во Франции и чемпионат мира по хоккею в Беларуси. Хоккеистов и болельщиков в Минске встречали как друзей, как братьев, во Франции - как врагов. В Беларуси был праздник спорта, во Франции - битва и кровопролитие, насилие и оскорбление, здесь улыбки и цветы, там синяки, резиновые пули и дубинки. Вот и сравнивай ци-вилизационный код белорусского и французского обществ.

Спорт должен приносить радость людям. Вспомним 5 сентября 2001 г. -отборочный турнир к ЧМ-2002 по футболу. Сборная Беларуси победила Польшу 4 : 1. Вулкан страстей на стадионе «Динамо», заполненном десятками тысяч болельщиков. Всю ночь бурлил Минск. Океан чувств, настоящие демонстрации, и не только болельщиков, а простых граждан, патриотов своей Родины.

Сегодня белорусский футбол только огорчает. Люди отвернулись от «игры миллионов». Они перестали ходить на футбол. 2016 год - год самой слабой посещаемости в истории высшей лиги. В среднем на футбольных матчах высшей лиги приходило меньше 1,5 тысячи болельщиков. Это своеобразный антирекорд посещаемости. Интересно разобраться: почему?

В высшей лиге белорусского чемпионата 16 команд. Это очень много для современного развития футбола в стране. Для стольких команд у нас нет высокопрофессиональных футболистов. Нет даже средненьких. Белорусский футбол, по мнению болельщиков, насквозь коррумпирован. Футболисты организуют договорные матчи. Зачем идти на футбол, если результат футбольной встречи зависит не от футболистов, а от каких-то темных личностей. Сами футболисты оправдываются: платите хорошие деньги, и мы не будем организовывать договорные матчи.

Но взрыв негодования болельщиков вызвало сообщение, что экс-футболист команды «Ислочь», обвиняемый в причастности к организации договорного матча, подал в суд на клуб из-за того, что тот должен ему зарплату за полтора месяца. Суд обязал «Ислочь» выплатить футболисту Тишкевичу 53 миллиона неденоминированных рублей. То есть, футболист на редкость периферийной и очень бедной команды имеет зарплату 36 миллионов рублей в месяц, и это в кризис. Кроме того, белорусские судьи берут и дают взятки. Среди них - самый главный судья белорусского футбола. Как говорил один известный комментатор: нам такой футбол не нужен. Конечно, он не приносит гражданам Беларуси радости, тем более счастья.

На этом о футболе можно было бы и закончить, но в одном из средств массовой информации совершенно неожиданно возник вопрос: «Зачем Беларуси вообще спорт высших достижений?» «Этот вопрос, - отмечает автор, - кажется на первый взгляд нелепым. Но если исходить из формальной логики, именно он должен определять стратегию развития спорта в стране». Далее он продолжает: «За 25 лет суверенный белорусский спорт достиг многого. У нас были медали Олимпиад любой поры года любых достоинств, выходы в плей-офф КХЛ, топ-турниры сборных. Но, мне кажется, нет главного - четкого понимания, зачем это все Беларуси нужно» [10]. Я бы посоветовал автору этих слов выйти на улицы белорусских городов и сел после значимых побед наших спортсменов, посмотреть в счастливые глаза болельщиков, почувствовать, как у них поднимается настроение, как ладятся дела дома и на работе. Но я не буду этого делать, так как автор этих слов о спорте Генеральный секретарь ФК БАТЭ и колумнист PressbaП.by. И пока такие люди, которых, как они говорят, «кормит спорт», будут находиться у основ его идеологии, будет «постыдная пустота трибун, нулевые рейтинги спортивных трансляций против любых сериалов, полная неузнаваемость спортсменов на улице, невозможность для спортивных клубов зарабатывать. В общем, полное отсутствие двигателя развития, работающего во всем мире, - спроса» [10] и все меньше болельщиков, которые будут ходить на матчи БАТЭ, несмотря на все стенания его генерального секретаря и футболистов.

В последние десятилетия существенно возросла роль средств массовых коммуникаций. Газеты и журналы, радио и телевидение являются таким же национальным достоянием, как газ и нефть, недра и культура. Это механизмы передачи, развития и совершенствования национальной культуры, смыслов

и традиций, аттитюдов и образов, характеров и стереотипов. Средства массовой информации, пишет Л. Харрисон, воздействуют на наши умы, а через умы, через наше поведение - на экономику. Они позволяют осуществлять передачу разных моделей поведения из различных регионов мира не только по временной шкале (в таком случае общества менялись бы крайне медленно), но и по горизонтали. Телевидение сегодня выступает в качестве площадки для проведения различного рода ток-шоу, круглых столов и т. п., где происходит не только обмен уже существующими идеями, что важно само по себе, но порой рождаются и новые идеи [7].

Однако, к сожалению, многие современные средства массовой информации, прежде всего электронные, давно забыли о своем предназначении. Через них пропагандируется все, что угодно, в том числе ложь и убийства, обман и предательство. «Сегодня на телевидении похабщина, кровь, насилие, и дети это смотрят, - отметил Павел, митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси. - Вы включите в любой день телевизор. Я иногда посмотрю новости, щелкаю, думаю, чем люди интересуются, что людям показывают. Ни одного дня не проходит, чтобы на экранах не было каких-то фильмов о насилии, стрельбе, крови. Я не смотрю это насилие, мне просто неприятно. Но ведь дети смотрят их, идет исподволь воспитание» [11]. Некоторые средства массовой информации вместо укрепления расшатывают основы государства, общественной жизни и семейные устои, смакуют негативные явления в частной жизни. Все это отрицательно сказывается на стабильности и нравственных устоях общества, укреплении единства социума, отвлекает людей от решения важнейших проблем и формирует паразитическое отношение к жизни, чувство безразличия к себе и другим людям.

Огромное значение в поиске новой цивилизационной парадигмы развития белорусского общества имеет социология. В последние годы ее авторитет постоянно растет. Это обусловлено инновациями во всех сферах общественной жизни. Без знания реального положения дел и понимания происходящих в обществе процессов невозможно внедрение в жизнь смелых идей. Налицо все возрастающая потребность человечества в социологическом знании и вырабатываемых социологией подходах к анализу социальной реальности. Именно социологи анализируют, почему происходят те или иные процессы, почему они происходят именно таким образом, и что надо делать, чтобы избежать негативных последствий. И особенно важна роль социологии при изучении социальных институтов, влияющих на развитие некоторых элементов циви-лизационного кода. Современное социологическое знание обладает не только эвристичностью - способностью объяснять и предсказывать закономерности, регулирующие жизнь социумов, но и прагматичностью - способностью вырабатывать эффективные решения конкретных проблем. Социологи способны в полной мере осознавать свою социальную ответственность перед обществом, помогать ему решать имеющиеся задачи. Теперь перед ними новая важная задача - поиск эффективной цивилизационной парадигмы развития белорусского общества [12].

Цивилизационный код - это ценности и идеология, организация и стиль. Различные социальные и политические субъекты предлагают разные векторы развития для всей цивилизации, стремясь обеспечить их доминирование. Для успешного движения вперед в условиях масштабных политических и экономических преобразований необходим комплексный анализ взаимосвязи, характера и динамики социально-экономических структур населения и системообразующих элементов цивилизационного кода, формирование на этой основе исторически и культурно адаптированных моделей национального развития. В условиях глобализации и интеллектуальной дискуссии с соседями, сторонниками и противниками важно понять, почувствовать ту роль, которую играют цивилизационные структурные различия в современных политических, экономических и социальных процессах [1; 2; 6].

Список использованных источников

1. Котляров, И. В. Цивилизационная парадигма белорусского общества: теоретическо-ме-тодологические основания / И. В. Котляров // Вес. Нац. акад. навук Беларуси Сер. гумаштар. навук. - 2016. - № 4. - С. 20-32.

2. Котляров, И. В. Цивилизационный код белорусского общества и неэкономические резервы современной экономики (социологические тренды) / И. В. Котляров // Институциональные механизмы развития малого и среднего бизнеса : материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 28-29 янв. 2016 г. - Минск : ИПП, 2016. - С. 27-41.

3. Остроменский, М. П. Смыслы, язык и ценности народа [Электронный ресурс] / М. П. Остроменский // Война и мир. Аналитика. - Режим доступа: http://www.warandpeace.ru/ ru/analysis/view/45057. - Дата доступа: 20.11.2016.

4. Глазьев, С. Ю. Нравственные начала в экономическом поведении и развитии - важнейший ресурс возрождения России / С. Ю. Глазьев // Экономика и общественная среда: неосознанное взаимовлияние. - М., 2008. - С. 406.

5. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. - М. : Моск. школа полит. исследований, 2002. - 320 с.

6. Россия как цивилизация: материалы к размышлению / под общ. ред. О. И. Шкаратана, В. Н. Лексина, Г. А. Ястребова. - М. : Ред. журн. «Мир России», 2015. - 466 с.

7. Харрисон, Л. Евреи, конфуцианцы и протестанты: культурный капитал и конец мульти-культурализма / Л. Харрисон. - М. : Мысль, 2014. - 286 с.

8. Котляров, И. В. Беларусь между прошлым и будущим / И. В. Котляров // Белая вежа. -2014. - № 7. - С. 92-105.

9. Котляров, И. В. На пути к будущему. Социологические тренды / И. В. Котляров // Бела-рус. думка. - 2015. - № 1. - С. 89-96.

10. THE. Ревизию белорусского спорта нужно начать с вопроса «Зачем нам вообще спорт высших достижений?» Андрей Вашкевич не критикует, а задает на первый взгляд простые вопросы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pressball.by/pbonline/ exclusive/82837. - Дата доступа: 20.11.2016.

11. На ТВ похабщина, кровь, насилие, и дети это смотрят. Митрополит Павел о нападении в ТЦ «Европа» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.tut.by/society/515873. html. - Дата доступа: 13.10.2016.

12. Беларусь на пути в будущее: социологическое измерение / И. В. Котляров [и др.] ; ред-кол.: И. В. Котляров (гл. ред.) [и др.] ; Ин-т социологии Нац. акад. наук Беларуси. - Минск : Беларус. навука, 2015. - 499 с.

I. V. KOTLIAROV

SOCIOLOGY IN SEARCH OF A NEW BELARUSIAN SOCIETY DEVELOPMENT

MATRIX

Summary

The role of sociology in the search for a new paradigm of social development is shown in the article. Within the analysis of civilizational code of Belarusian society as an economic factor there is the analysis of main challenges that sociology must solve at the present stage of Belarusian statehood formation.

Keywords: Republic of Belarus, sociology, public opinion, the Institute of Sociology, civilizational code, sociological surveys, the Belarusian society development paradigm.

Поступила 12.12.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.