Научная статья на тему 'Социология риска и безопасности в системе социально-гуманитарной подготовки будущих специалистов'

Социология риска и безопасности в системе социально-гуманитарной подготовки будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
533
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСК / ОБЩЕСТВО РИСКА / СОЦИОЛОГИЯ РИСКА / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Каменева Т. Н.

Автор рецензии отмечает вклад книги в процесс социально-гуманитарной подготовки студентов различных специальностей, подчеркивает значимость социологического знания о рисках и безопасности в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социология риска и безопасности в системе социально-гуманитарной подготовки будущих специалистов»

УДК 316

СОЦИОЛОГИЯ РИСКА И БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Рецензия на книгу: Кравченко С.А. Социология риска и безопасности: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Изд-во «Юрайт», 2016. - 302 с.

© 2017 Т. Н. Каменева

канд. социол. наук, доцент кафедры социологии и политологии e-mail: kalibri0304@yandex. ru

Курский государственный университет

Автор рецензии отмечает вклад книги в процесс социально-гуманитарной подготовки студентов различных специальностей, подчеркивает значимость социологического знания о рисках и безопасности в современном обществе.

Ключевые слова: риск, общество риска, социология риска, безопасность

Современное общество по праву именуется обществом риска. Специфика «общества риска» - это глобальная трансформация многих казавшихся незыблемыми начал и основ современного общества, обострение кризисных явлений, нарастание хаоса и неопределенности. Данная особенность современного общества способствует высвобождению человека из привычных рамок ограничений, ведет к утрате чувства надежности и уверенности, повышает тревожность и страх перед необходимостью выбора, что, в свою очередь, побуждает человека действовать в условиях риска, прогнозировать возможность его проявления, просчитывать его последствия.

Риск отражает обостряющуюся время от времени опасность в сочетании с постоянно воспринимаемой угрозой. Он своего рода ожидание опасностей и угроз, постоянно присутствующих в настоящем, и страх перед возможностью их осуществления, проецируемый в будущее.

В понятие риск, таким образом, включается субъективное состояние индивида, который занимает то или иное социальное положение. Опасность и угроза в рамках понятия «риск» представляют собой два аспекта: опасность возникает во внешних условиях, которые для субъекта неизбежны, то есть они для него носят объективный характер, а угроза создается собственными представлениями и восприятием опасности, то есть она субъективна. Жизнедеятельность человека в существующей социокультурной реальности практически во всех сферах сопровождается постоянными рисками.

На становление современного понимания общества риска оказали влияние У.Бек, Э. Гидденс, Н. Луман. Основной идеей концепции У.Бека было признание того, что современное общество само продуцирует риски [Бек 2000]. Данная теория разрабатывалась Э. Гидденсом, который создаёт концепцию риска на основе интегральной теории структурации и отмечает увеличивающуюся степень рисков в современном обществе [Гидденс 1994] и Н. Луманом, который оценивал риск как фактор, формирующего поведенческое пространство индивида [Луман 2004].

В складывающейся социокультурной реальности, характеризующейся полярностью мнений, разнообразием теорий, весьма важно заполнить духовный вакуум такими учебными дисциплинами, которые, обладая безусловным статусом научной объективности, социальной необходимости, помогут не только осмысленно воспринимать риски происходящих изменений, но и заложат творческие начала деятельности будущих специалистов. В связи с этим особую значимость приобретает преподавание в вузах науки о рисках.

«Социология риска и безопасности» - новая книга московского ученого, социолога С. А. Кравченко. Современным исследователям хорошо известны его труды последних лет по социологии риска [2014; 2014а; 2015; 2015а]. Рецензируемый учебник - работа особого рода, поскольку социология риска как новая отрасль знания по своей природе носит комплексный междисциплинарный характер. Очевидно, что при подготовке учебника С. А. Кравченко провёл огромную многолетнюю работу по сбору и обработке теоретического и эмпирического научного материала по рассматриваемой теме. Учебник написан с привлечением в научный оборот и практику преподавания широкого списка источников научной литературы, что дало возможность ее автору значительно расширить информационно-аналитическую базу дисциплины.

Основной целью данного учебника является раскрытие специфики социологии риска и безопасности как специальной отрасли социологического знания, овладение которой позволит студентам осуществлять междисциплинарные социологические исследования условий жизнедеятельности, сопровождающихся разнообразными по природе и формам проявления рисками, осуществлять их комплексную социально-гуманитарную экспертизу. Достижение этого невозможно без широкого, панорамного видения студентами социальной реальности, сочетающего в себе субъектное и системное рассмотрение проблем, логику их теоретического моделирования и анализа, опирающегося на опыт и традицию.

Учебник С.А. Кравченко «Социология риска и безопасности» представляет собой целостный анализ рисков современного общества и рассчитан на студентов, аспирантов, преподавателей и всех тех, кто интересуется проблематикой риска и безопасности. Он отличается от других учебных пособий новым подходом к изложению материала, учитывающим концепции основных социологических школ и направлений в области риска и безопасности. В учебнике последовательно проводится анализ концепций риска, определяются возможности инструментария классических социологических парадигм для изучения рисков и опасностей.

Главное внимание в книге уделяется процессу формирования рисков в условиях становления новой нелинейно развивающейся социальной реальности, специфика которой заключается в ускоряющейся динамике социальных процессов, что способствует усложнению рисков и еще более актуализирует вопросы социальной безопасности.

Автор осуществляет комплексный социологический анализ рисков и опасностей современного общества используя полипарадигмальный подход, и апеллирует к процессам становления сложного социума.

Не случайно структура учебника предполагает последовательный переход от определения предметного поля социологии риска (глава 1), к её теоретико-методологическим основам (главы 2-7) и далее к основным рискам, проявляющимся в современном обществе (главы 8-16). Это позволяет будущему специалисту получить теоретические знания и практические навыки анализа рискогенных ситуаций.

Автор учебника раскрывает эвристические возможности инструментария классических социологических теорий для изучения рисков и опасностей современного социума (П. Бергер и Т. Луман, У. Бек, А. Щюц, М. Дуглас, А. Вилдавски, М. Фуко

Каменева Т. Н. Социология риска и безопасности в системе социально-гуманитарной подготовки будущих специалистов (Рецензия на книгу: Кравченко С.А. Социология риска и безопасности: учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Изд-во «Юрайт», 2016. — 302 с.) и др.). В итоге, как отмечает С.А. Кравченко, наложение друг на друга различных знаний и систем в виде взглядов на мир... сегодня становится важным рискообразующим фактором [Кравченко 2016: 58].

Обращает на себя внимание четвертая глава «Рефлексивный модерн: новые факторы производства рисков», которая посвящена обоснованию того факта, что в складывающейся социокультурной реальности риски легитимно воспроизводятся социальными институтами, предлагающими для индивидов многообразие выборов решений действий, ... и могут не только приносить проблемы, но и способствовать инновациям [Там же: 77].

Автор доказательно классифицирует риски, порождаемые современным обществом, по трем основаниям: 1) социальных разрывов и культурных травм; 2) риски парадоксов синтеза социума; 3) риски взрывов и синтеза социума. Автор концептуализирует понимание рисков рефлексивного модерна с позиций теорий Э. Гидденса и Н. Лумана и У. Бека. Представленный учебник позволяет понять, как и почему формируются риски, обусловленные космополитическими парадоксами, ошибками и ловушками с позиций теории «мирового общества риска» У. Бека, что несёт за собой метаполитика и какова ее роль в сложном нелинейном социуме.

В итоге автор фокусирует свой взгляд на понимании процессов формирования рисков в условиях сложного социума с учетом синтеза социологических подходов с другими науками - социологических поворотов [Кравченко 2014а; 2011; 2015а], раскрывает понятие «уязвимостей», их генезис, обусловленный становлением сложного общества.

Особое внимание обращает на себя подход к типологии уязвимостей современного общества, в частности, актуализируется существование в сегодняшнем социуме уязвимостей самодостаточности общества и неуправляемой открытости России. С. А. Кравченко апеллирует к наличию в обществе так называемой иррациональной рациональности, порождающей риски дегуманизации человеческих отношений.

Для объяснения увеличения рискогенности социума автор обращается к «играизации», порождающей социальные практики открытого характера с внутрисистемной неопределенностью [Кравченко 2016: 194]. Он отмечает, что играизация выступая продуктом иррациональной рациональности, продуцирует риск толерантности. В результате индивид под воздействием данного риска начинает адаптироваться, принимать в своих повседневных практиках и «плохое» и «хорошее».

В учебном издании показано, что процесс формирования человеческого капитала в современном сложном социуме происходит под влиянием рисков. Многомерный междисциплинарный подход хорошо воспроизводит неоднозначное восприятие риска человеком, находящимся в пространстве разноплановых по своей природе сетевых связей и зависимостей. Авторский подход к своеобразию жизнедеятельности человека под воздействием рисков и уязвимостей акцентирует внимание на общественной потребности в биополитике - политической практике регулирования качества потребления продуктов питания, использования властями продовольственных ресурсов в целях сохранения здоровья и качества жизни населения.

Автором также раскрываются риски так называемой «нормальной» аномии, присущей фактически любому обществу и сочетающей в себе рискофобию - избегание риска и рискофилию - принятие риска.

Добровольное принятие риска может быть также обусловлено стремлением к самосовершенствованию, преодолению страхов, депрессии, комплексов, мешающих социальному и карьерному росту. В этом случае обращение к рискогенным видам деятельности позволяет сформировать чувство самоактуализации и гордости за свои

вновь открывающиеся возможности. Это могут быть как институализированные риски (занятие экстремальным видом спорта, военизированные тренировки с целью формирования силы, выносливости, воли), так и риски девиантного характера -проявление нетрадиционной сексуальности, преодоление гендерных стереотипов или вступление в организацию [Кравченко 2016: 247]. А поскольку данное явление получает распространение именно в молодёжной среде, то преподавание основ социологии риска и безопасности среди данного контингента вполне оправданно.

Автор констатирует факт формирования нового социального типа - человека риска, предрасположенного к рискофилии. Социальная мотивация таких людей -принадлежность к «избранным», «малочисленной элите». Принятие риска рассматривается ими не как глупость или иррационализм, а как свидетельство наличия высших качеств, позволяющих преодолевать опасности без нанесения себе вреда. Культивирование принятия риска в этом контексте видится как проявление воли, мужества, доблести, чувства собственного достоинства, способности жить в условиях повышенного риска и неопределенностях [Там же: 249]. С.А. Кравченко говорит о правомерности сосуществования практик избегания риска и принятия риска, рискофобии и рискофилии, что и есть квинтэссенция нормальной аномии в обществе риска [Там же: 250].

Пособие завершается обсуждением проблемы, которая, на наш взгляд, является ключевой для понимания перспектив развития российского общества - проблемы рисков модернизации страны, ставится важный вопрос о необходимости управления рисками, важность построения системы национальной безопасности России в условиях общества риска, а, следовательно, подготовки специалистов в этой сфере [Там же: 272]. Сегодня, когда в стране начался новый этап модернизации страны, необходимо прежде всего критически посмотреть на то, что же не позволило достичь заявленных результатов предшествующего этапа модернизации - построить самое справедливое социально ориентированное общество. Согласимся, что любые масштабные преобразования страны - это риски, которые несут как блага и достижения, так и определенные потери, а в ряде случаев порождают уязвимости. Традиционная недооценка в стране возникающих уязвимостей приводила к тому, что реальным достижениям сопутствовали весьма существенные ненамеренные вызовы и угрозы для социума. В силу этого нынешней модернизации необходимо решать не только проблемы инновационного перспективного развития, но и в значительной степени быть нацеленной на устранение или минимизацию ранее возникших уязвимостей [Там же: 258].

Автором анализируется динамика объективных и субъективных факторов модернизации через призму рисков и уязвимостей. В модернизации органически взаимосвязаны объективный и субъективный факторы, без учета которых ей угрожают дополнительные риски и уязвимости [Там же: 261]. Затрагивает автор и вопрос так называемой «ловушки модернизации»: в обществе есть осознание того, что необходимо осуществлять модернизацию, и вместе с тем существуют веские опасения того, что модернизация, ее конкретная стратегия могут ухудшить социальное положение значительной части населения, вызвать нежелательные экономические и политические риски и уязвимости в стране [Там же: 264]. Автор ставит вопрос о необходимости формирования нелинейно-гуманистического мышления в условиях общества риска, предлагая начать профессиональную подготовку риск-менеджеров, ориентированных на решение прежде всего практических проблем, и социологов-рискологов, готовых к анализу сложных рискогенных проблем, затрагивающих одновременно несколько сфер жизнедеятельности людей. На наш взгляд, рецензируемой учебник ориентирован

Каменева Т. Н. Социология риска и безопасности в системе социально-гуманитарной подготовки будущих специалистов (Рецензия на книгу: Кравченко С.А. Социология риска и безопасности: учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Изд-во «Юрайт», 2016. — 302 с.) именно на формирование, развитие профессиональной компетенции и методологической культуры у риск-менеджеров и социологов-рискологов.

Сегодня необходимо предпринять конкретные усилия в направлении огуманизирования образования в стране в целом, что, естественно, предполагает обучение творчеству, ориентированному на общественно значимую самоорганизацию, на самотворение собственно человеческого потенциала в контексте любых рискогенных ситуаций.

Заключительная, шестнадцатая глава обращена к многоаспектным вопросам построения системы национальной безопасности России в условиях общества риска. Совершенно справедливо автор говорит о необходимости распространения принципа неделимости безопасности, её обеспечения для всех народов мира.

Размышления над рецензируемой работой приводят к необходимости признания той пользы, которую принесет данный учебник как в процессе подготовки специалистов соответствующего профиля, так и всем тем, кто искренне интересуется проблемами общества риска.

Следует отметить, что все основные выводы и положения рецензируемого учебника не вызывают возражений: они логичны и аргументированы. Достоинством учебника является оригинальность структурирования материала: все главы содержат дефиниции базовых понятий дисциплины, вопросы для дискуссий и закрепления материала, тестовые задания для процесса самоподготовки студентов. Студент может углубить знания в отношении терминологии, воспользовавшись справочными изданиями автора [Кравченко 2012; 2011а].

Учебник отличает строго научное и вместе с тем доступное изложение материала. Его структура отвечает дидактическим и методическим требованиям преподавания. Главы включают в себя основную (материал для лекция), пояснительную (раскрытие терминов, понятий), методическую (вопросы по теме, литература, тесты) части. Это даёт возможность студентам более глубоко освоить содержание курса, аргументированно отвечать на поставленные вопросы, понимать сущность и социальную значимость рисков современного общества.

Библиографический список

Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 383 с.

Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. 1994. Вып. 5. С. 107-134.

Луман Н. Общество как социальная система. М.: Логос, 2004. 232 с.

Кравченко С.А. Социология риска и безопасности: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2016. 302 с.

Кравченко С.А. Социологическое знание через призму «стрелы времени»: востребованность гуманистического поворота. М.: МГИМО-Университет, 2015. 342 с.

Кравченко С.А. Социология: в 2 т. Т. 1. Классические теории через призму социологического воображения. М.: Юрайт, 2014.

Кравченко С.А. Социология: в 2 т. Т. 2. Новые и новейшие социологические теории через призму социологического воображения. М.: Юрайт, 2014а.

Кравченко С.А. Социология в движении к взаимодействию теоретико-методологических подходов // Социологические исследования. 2011. № 1. С. 11-18.

Кравченко С.А. Мосты, соединяющие всевозможные расколы социологии ради более равноправного мира подходов // Социологические исследования. 2015а. № 2. С. 29-38.

Кравченко С.А. Социологический толковый англо-русский словарь. М.: МГИМО-Университет, 2012.

Кравченко С.А. Словарь новейшей социологической лексики (с английскими эквивалентами). М.: МГИМО-Университет, 2011а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.