Научная статья на тему 'Социология ресурсов и неизбежность инноватики'

Социология ресурсов и неизбежность инноватики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
164
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕДНОСТЬ / КАПИТАЛ / НАСЕЛЕНИЕ / ОГРАНИЧЕННЫЕ РЕСУРСЫ / ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бекарев А. М.

Рассматриваются тренды, связанные с ресурсными изменениями. Речь идет о природных, человеческих, энергетических, геобиохимических ресурсах в их взаимосвязи. В фокусе внимания ограниченные и невосполнимые ресурсы, которые попадают в зависимость от двух тенденций – роста народонаселения и роста численности среднего класса. Делается вывод, что радикальные инновационные процессы будут характерны не только в области техники и технологий, но и в сфере переоценки культурных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGY OF RESOURCES AND INEVITABLE INNOVATION

This article considers some trends related to resource changes. We discuss natural, human, energy, geoand biochemical resources in their relationship. The focus is on limited and non-renewable resources that become dependent on two trends: population growth and the growth of the middle class. It is concluded that radical innovation processes will occur not only in the field of engineering and technology, but also in the reappraisal of cultural values.

Текст научной работы на тему «Социология ресурсов и неизбежность инноватики»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 3 (3), с. 16-20

УДК 316

СОЦИОЛОГИЯ РЕСУРСОВ И НЕИЗБЕЖНОСТЬ ИННОВАТИКИ © 2013 г. А.М. Бекарев

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

adrian.bekarev@yandex. т

Поступила в редакцию 24.06.2013

Рассматриваются тренды, связанные с ресурсными изменениями. Речь идет о природных, человеческих, энергетических, геобиохимических ресурсах в их взаимосвязи. В фокусе внимания ограниченные и невосполнимые ресурсы, которые попадают в зависимость от двух тенденций - роста народонаселения и роста численности среднего класса. Делается вывод, что радикальные инновационные процессы будут характерны не только в области техники и технологий, но и в сфере переоценки культурных ценностей.

Ключевые слова: бедность, капитал, население, ограниченные ресурсы, ценности.

Социология ресурсов. В этом кратком интеллектуальном опыте мы попытаемся проинтегрировать несколько социально-экономических трендов, так или иначе связанных с изменениями в мире ресурсов. Хотя термин «ресурсы» (в переводе с французского - средства, источники) является весьма широким и многозначным, может указывать источники существования самой разнообразной природы, постоянную «прописку» в категориальном смысле он имеет лишь в недрах экономической науки. Впрочем, и сама экономика определяется как наука о том, что, где и для кого производить «при ограниченных ресурсах». При этом «ограниченность» ресурсов не подвергается сомнению: это постулат. Однако если говорить о человеческих ресурсах, то в таких странах, как Китай или Индия, ограничена как раз территория земли, на которой находятся едва ли исчислимые человеческие ресурсы. В рамках economics (экономической теории) само понятие ресурсов определяется через простое суммирование некоторых реальных объектов - земли, труда, полезных ископаемых, инвестиционного капитала [І, с. 36].

Социологический взгляд на ресурсы является более широким и не ограничивается рыночным измерением (опять-таки в экономической теории принят термин «рынок ресурсов»). Наряду с экономическими ресурсами социология рассматривает в качестве актуальных и потенциальных источников существования человечества многие объекты натуры и культуры, которые могут быть представлены в виде вещей, процессов, отношений или феноменов духа. При этом одни источники могут попадать в

разряд безграничных (например, солнечная энергия), другие - быть невосполнимыми (некоторые виды флоры и фауны, углеродные источники энергии), третьи - оказаться неиспользуемыми (земля Кара-Кум), четвертые - «неработающими» (как некоторые виды собственности или деньги в качестве средства накопления). В любом случае ресурсы неравноценны. Они либо утрачивают ценность, подобно карфагенским деньгам, либо, напротив, растут в цене, подобно алмазам, нефти, пушнине.

В интересующем нас контексте мы обратим внимание на ресурсы дефицитные (ограниченные), используемые, невосполнимые и высоко ценимые.

Формула бедности. Первый тренд можно обозначить как растущую бедность. Речь идет о тотальном обеднении или обнищании, которое следует рассматривать в планетарном масштабе. Отразить тенденцию можно в простом формализме:

ограниченные ресурсы —-г------------=—-—=^4--- = народонаселение.

бедность (богатство)

Даже в случае отсутствия роста народонаселения ресурсы будут потребляться и истощаться, а результат деления - становиться все меньше и меньше. Однако в действительности народонаселение растет, и вместе с этим усиливается обнищание человечества в целом. Разумеется, здесь следует учитывать факторы распределения и перераспределения ресурсов между людьми и высокую вероятность процессов поляризации общества. Но для всех индивидов и

Методологические подходы к определению феноменов благосостояния и бедности

Объективные способы оценки бедности Субъективные способы оценки бедности

1 Г 1 г 1 г

Расходные Доходные Деприва-

(потреби- концепции ционные

тельские) (концепции концепции

концепции абсолютной

и относитель-

ной бедности)

Концепция

субъективных

суждений

о собственном материальном положении

Методы измерения бедности

I

Монетарный Монетарный Немонетарный / Построение

(измерение сум- (абсолютная депривацион- индексов

марных потреби- линия бедности - ный (построение субъективной

тельских расхо- прожиточный индексов лише- бедности

дов на товары и минимум; ний по товарам и

услуги в задан- относительная услугам)

ный период вре- линия бедности -

мени) доля от медианы)

Метод построения черты бедности на основе потребностей первой необходимости («метод пищевой энергии»; метод «удельного веса продуктов питания»)

Комбинированные (комплексные) подходы

Рис. 1. Основные социоэкономические концепции бедности и благосостояния

домашних животных факт относительного сокращения ресурсов является непреложным.

В социологических исследованиях предлагается некая сумма подходов для изучения феномена бедности в удобной схематичной форме [2, с. 31] (см. Рис. 1).

Однако этой суммы подходов все же недостаточно, чтобы раскрыть все значения и смыслы бедности (и ее антипода - богатства). Для примера возьмем такой ресурс, как здоровье человека. Есть серьезные разработки на эту тему, где здоровье предстает как природный и социокультурный феномен [3]. Здоровыми или больными могут быть не только люди, но и организации и народы. Мы вправе говорить о том, что болезнь - это не только спутник, но и признак бедности. Ресурсная трактовка бедности / богатства дает более адекватную картину этих

явлений по сравнению с замерами, которые строятся на доходности, расходах или самооценках респондентов. С другой стороны, границы «ограниченных ресурсов» достаточно подвижны: на смену парусу приходит паровой котел, на смену присваивающему хозяйству приходит производящее. Ресурсы меняются, хотя и при смене остаются ограниченными.

Числитель (ограниченные ресурсы). Несмотря на то что всегда можно найти ресурсы-заменители, пределы некоторых природных ресурсов обозначились настолько четко, что ряд социологов стал серьезно говорить о посткар-бонной эпохе. Невосполнимые углеродные источники материалов и энергии будут исчерпаны в очень короткие сроки (в частности, нефть и газ). Речь идет о полувеке, не более. В ответ на этот вызов (как будто из будущего) начали раз-

виваться энергосберегающие технологии. Основной вопрос, с которым человечество столкнется, будет так или иначе связан с дефицитом энергии. Уже сейчас можно сказать, что властью обладает не тот, кто обладает информацией, а тот, кто обладает энергией.

Известный социолог Дж. Урри не так давно писал: «Необходимо разработать скорее пост-карбонную социологию, чем постфордистскую или постмодернистскую социологию... Я не стремлюсь ни к чему другому, кроме как к развитию посткарбонной социологии и, что гораздо более важно, - посткарбонного общества» [4, p. 16]. Можно, конечно, представить общество, которое пересело с автомобилей на велосипеды или на колесницы; но намного больше будет острота продовольственной проблемы, когда иссякнут многие источники энергии. Не так важно, что свет простой лампочки будет измеряться размерами дохода. Куда важнее голодные глаза детства. Возможны и другие сюжеты в духе неокатастрофизма, включая гоббсовское omnium contra omnes. Разумеется, можно вновь вернуться к использованию энергии Солнца, ветра, приливов, не забывая об атоме. Но уже и сейчас ясно, что мейнстрим инновационных процессов придется на развитие энергетики.

Вместе с тем, в отличие от Дж. Урри, нам все-таки придется заниматься постфордистской социологией, поскольку уровень потребления в глобальном социуме возрастет в геометрической прогрессии. Это значит, что объемы товарного производства возрастут во много раз. В частности, в Китае, который по ВВП обошел Японию и вышел на третье место в мире, темпы прироста производста продукции стали составлять 8% ежегодно.

Знаменатель (народонаселение). Тренд, связанный с ростом народонаселения, может показаться безальтернативным и даже получает иногда статус «закона». Однако речь идет о ломаной линии, где есть точки бифуркации, возмущения и странности. В традиционных странах, которые относятся к «третьему миру», продолжает наблюдаться демографический бум, в то время как в богатых странах происходят такие процессы, как старение, сокращение роста численности населения, деградация института брака и т.п. В случае увеличения слоя среднего класса в странах Азии и Африки там вполне вероятна ситуация падения роста населения (что заметно по Европе и Японии). Поэтому неуклонный рост населения в числителе формулы отнюдь не очевиден. Но очевиден тот факт, что рост населения не зависит от уровня жизни и других популярных экономических

индикаторов. В цифрах это выглядит следующим образом: «Рождаемость в Европе - самая низкая в мире. Во всем мире значение суммарного коэффициента рождаемости (среднего числа детей на женщину репродуктивного возраста) составляет 2,51. При этом показатель для Африки равен 4,38; Азии - 2,29; Латинской Америки - 2,14; Северной Америки - 2,01; Океании - 2,41, а для Европы - 1,52» [5, с. 23]. Заметим, что коэффициент 2.1 отражает границу простого воспроизводства.

Возможно, законы народонаселения (если они есть) определяются природными и культурными факторами. Достаточно упомянуть о том, что естественный отбор никто для людей не отменял, и феномен человеческой агрессивности является достаточно убедительным фактом. А. Камю писал: «В отличие от многих славных моих современников, я не считаю человека по своей природе существом общественным. Говоря по правде, я думаю иначе. Но считаю - и это вовсе не одно и то же, - что последний сегодня не может жить вне общества: его законы необходимы для физического выживания» [6, с. 230]. «Социальность» человека подобна шагреневой коже. Она, по мнению философа, есть вынужденная помеха на пути раздирающих душу инстинктов. Социальность непременно сползет, так как инстинкты не являются константами в состоянии равновесия. Они рано или поздно преодолеют социальность.

С другой стороны, многие наши современники подписались бы под словами А. Камю. Так, К. Лоренц считал, что стадный инстинкт у животных более развит, чем у человека. Животные отличаются альтруизмом, человек - прогрессирующим эгоизмом. И едва ли такие культурные факторы, как мораль и право, смогут противостоять разъяренным индивидам, у которых деструктивные формы агрессии находятся в стадии роста [7, с. 8]. Следует отметить, что З. Бауман в своей «жидкой» современности констатировал факт утраты социальности современным обществом [8, с. 91]. Вместе с тем естественный отбор ограничен цивилизационными факторами. В странах с развитой системой здравоохранения он «минимизирован», а в странах, где голод сочетается с тропической лихорадкой, напротив, «максимизирован».

И все же не биологические, а культурные факторы скорее регулируют численность населения. Думается, что в густонаселенных восточных обществах действительной ценностью являются дети и социальные узы, а в европейских странах и в Америке - индиви-

дуальный комфорт. Ясно, что такие движения, как «childfree» теснейшим образом связаны с ценностями индивидуальной свободы и комфорта.

Даже если численность землян не вырастет, заметно возрастет слой среднего класса (общество массового потребления). Для описания представителя этого класса воспользуемся метафорой Леопольдо Маришаля из рассказа «Биопсия богатства»: «Прежде всего мне необходимо Вам пояснить, что в образе Круза я намереваюсь описать представителя Третьего Сословия, или homo economicus; в общем, «буржуа», так, как его определяет любой словарь. Крез, равно как представители других классов и сословий, выполняет строго определенную «социальную функцию» вследствие влияния таких факторов, как его внутренняя природа и «призвание». Таким образом, первичным в Крезе является не обладание чрезмерно большим материальным капиталом, но особый «менталитет» sui generic, который побуждает его желать и стремиться к приобретению этого капитала» [9, с. 565].

Тенденция к росту среднего класса - социальной опоры для устойчивости системы глобального капитализма - наиболее опасна для природных и техногенных ресурсов. Если этот слой «массовых потребителей» будет количественно приближаться к миллиарду, поскар-бонная эпоха неизбежно наступит.

Капитализация. Еще одна тенденция касается мира общечеловеческих ценностей. Здесь тоже наблюдается рост однообразия, когда многие культурные ценности стали подчиняться диктату капитала. Процесс теоретической капитализации осуществлен видными представителями экономической и социальной мысли -Г. Беккером, Ф. Фукуямой, П. Бурдье. Что касается практики, то деятели повседневности достаточно хорошо научились переводить различные ресурсы - материальные, интеллектуальные, социальные - на язык денег. А капитал как был «деньгами», так ими и остался. Кстати сказать, в современном разноязычном глобальном социуме язык денег претендует на «мировой» и является весьма понятным. Капитализация всего и вся (то есть через освоение и обладание ресурсами - оставшимися или восполнимыми) приведет к тому, что основное население планеты может оказаться по ту сторону от этих ресурсов.

Альтернативы. Альтернативы глобальному капитализму появились давно - уже в рамках самого капитализма. Можно привести версию Мишеля Альбера, который европейский (преж-

де всего - немецкий) вариант капитализма противопоставлял американскому [10]. «Глобализация порождает не только прямой конфликт с террористами, но и альтернативные проекты незападной глобализации. Их суть - полагать, что глобализация не достигает всемирной культуры, напротив, она подавляет многообразие культур американской культурой, распространяя повсюду Макдональдс, Диснейленд, продукцию Голливуда, все, что, как уже было отмечено, называется американской мягкой силой. Наиболее действенной силой обладает исламская альтернатива западной глобализации» [9, с. 438]. Думается, что мир не сможет развиваться по сценарию Ф. Фукуямы и «конец истории» не завершится полной победой капитализации в американском духе. Более вероятен исход, сформулированный С. Хантингтоном в «Столкновении цивилизаций».

Переоценка ценностей. Если общество продолжит хоровод вокруг капитала, то возникнет угроза жизни не только для человека, но и для всего живого на Земле. Чтобы избежать этой угрозы, необходима инновационная деятельность в поле, которое обычно возделывали философы и культурологи - в поле ценностей. Ресурсное истощение так или иначе потребует переоценки ценностей. Сейчас общества вращаются вокруг экономических ценностей, основанных на принципах эгоизма и индивидуализма (уже привычным стал термин «индивидуализированное общество»). Сейчас требуется выход за пределы эгоизма, каким бы «разумным» он ни был. Речь идет не о радикальном повороте к альтруизму, а о восстановлении социальности и о новом диалоге с природой, которая, похоже, мстит нам за то, что мы возомнили себя господами и пожелали сделать ее рабыней.

Приведем один пример, свидетельствующий о повороте от этики эгоизма к этике диалога. Речь идет о Фундаментальной инженерной этике, предложенной Ассоциацией инженеров УБ1 в Германии в 2002 году. Она призывает всех инженеров, творцов технологий, повернуться лицом к конфликтным аспектам профессиональной ответственности. Один из параграфов этого документа звучит следующим образом: «Инженеры несут как индивидуальную, так и совместно разделяемую ответственность. Они отвечают за свои профессиональные действия перед общественностью, политическими и социальными институтами, работниками, потребителями и пользователями технологий. Инженеры осведомлены о социетальном, экономическом и экологическом контекстах использова-

ния и безопасности, благосостояния граждан и жизни будущих поколений.

В случаях конфликта ценностей инженеры отдают предпочтение ценностям гуманизма перед ценностями динамизма инженерной деятельности, проблемам прав человека перед технологическими разработками и внедрением, общественному благополучию перед частными интересами, защите и безопасности перед функциональностью и выгодой технических решений. Инженеры, тем не менее, озабочены не только принятием таких критериев или индикаторов в догматическом смысле. Они готовы к публичному диалогу, чтобы найти подходящий баланс и консенсус, касающийся этих конфликтующих ценностей» [11].

В основе всех бед лежит нравственность. Точнее сказать, «дурная нравственность» (применяем же мы понятие «дурной нрав»). Есть вещи, которых нет у животных и растений. Они изобретены людьми. Например, маска, зеркало и деньги. Подспудный смысл этого вещевого набора связан с явлением эгоизма. Эгоизма индивидуального, который выражается в отчуждении друг от друга (маска), объективировании «Я» (зеркало) и умножении «Я» (деньги). Если бы дело ограничивалось немногочисленными случаями проявления индивидуального эгоизма на фоне господствующего альтруизма и согласия, то мы бы действительно жили в соответствии с Нагорной проповедью - служили Богу, не обращая внимания на момонну. Но сейчас речь идет о другом эгоизме - общечеловеческом. Человечество как коллективный эгоист, как «клинический» случай нарциссизма представляет собой угрозу существованию всякой иной (нечеловеческой) жизни, поскольку эту

иную жизнь оно превратило в ресурс и товар. Именно поэтому возникает вопрос о смысле жизни не какого-либо отдельного вида, а о смысле совместной жизни всех видов.

Истину иногда надо искать не в ответах, а в вопросах. Если вопрос о смысле совместной жизни хотя бы отчасти верен, то капитал как ценность уступит имперский трон такому непростому явлению, как жизнь, которая на самом деле относится к миру чудесного.

Список литературы

1. Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы. М.: БИНОМ, 1998. 544 с.

2. Теодорович М.Л. Проактивная стратегия преодоления бедности: партисипаторный механизм реализации: Автореферат дис. ... д-ра социол. наук. Нижний Новгород: ННГУ, 2010. 64 с.

3. Здоровье как ресурс: Материалы Международной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 24-25 ноября 2009). Нижний Новгород: НИСОЦ, 2010. 816 с.

4. Urri J. Climate Change and Society. Cambridge: Polity Press, 2011. 202 с.

5. Носкова А.В. Семейная тематика в европейской социологии // Социс. 2012. № 3. С. 21-27.

6. Камю А. Размышления о гильотине // Иностранная литература. 1989. № 1. С. 77-101.

7. Лоренц К. Агрессия // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 7-92.

8. Bauman Z. Liquid Modernity. Cambridge: Polity Press, 2000. 200 с.

9. Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова Н.Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации. М.: Культурная революция, 2008. 608 с.

10. Альбер М. Капитализм против капитализма. СПб.: Экономическая школа. 1998. 296 с.

11. VDI - The Association of Engineer: The Fundamentals of Engineering Ethics. Dusseldorf, Germany, 2002. 6 с.

SOCIOLOGY OF RESOURCES AND INEVITABLE INNOVATION A.M. Bekarev

This article considers some trends related to resource changes. We discuss natural, human, energy, geo- and biochemical resources in their relationship. The focus is on limited and non-renewable resources that become dependent on two trends: population growth and the growth of the middle class. It is concluded that radical innovation processes will occur not only in the field of engineering and technology, but also in the reappraisal of cultural values.

Keywords: poverty, capital, population, limited resources, values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.