Научная статья на тему 'Социология профессиональных групп: история становления и перспективы'

Социология профессиональных групп: история становления и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
977
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ГРУПП / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / SOCIOLOGY OF PROFESSIONS / SOCIAL STATUS OF PROFESSIONAL GROUPS / HISTORICALRESEARCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мансуров Валерий Андреевич, Юрченко Олеся Викторовна

Статья посвящена историческому обзору становления социологии профессиональных групп в нашей стране. Проанализирована специфика, роль и значение этой научной традиции. Утверждается перспективность сочетания отечественных и западных теоретических подходов для изучения статуса профессиональных групп в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Sociology of Professional Groups: the History and Perspectives

The paper is centered on the historical analysis of the formation of sociology of professional groups in our country. We have analysed the nature, the role and the implications of this scientific trend. The advantages of the combination of the national and Western approaches to the studies of professional groups were stated.

Текст научной работы на тему «Социология профессиональных групп: история становления и перспективы»

ВЕСТНМкйда

Вопросы теории

Социология профессиональных групп: история становления и перспективы

Мансуров Валерий Андреевич - доктор философских наук, профессор, заместитель директора Института социологии РАН

E-mail: mansurov@isras.ru

Юрченко Олеся Викторовна - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН

E-mail: olesya@mail.ru

ВЕСТНИк^Ж 92

Социология

профессиональных групп: история становления и перспективы

Аннотация Статья посвящена историческому обзору становле-

ния социологии профессиональных групп в нашей стране. Проанализирована специфика, роль и значение этой научной традиции. Утверждается перспективность сочетания отечественных и западных теоретических подходов для изучения статуса профессиональных групп в современной России.

Ключевые слова: социология профессий, социальный статус профессиональных групп, исторический опыт

^циология профессий и профессиональных групп в нашей стране долгое время не выделялась в отдельную отрасль научного знания. Профессиональные группы в основном исследовались в рамках социологии труда и производства, социологии организаций и социологии интеллигенции. При этом анализ социального положения профессиональных групп не являлся целью социологических и экономических научных проектов, а служил средством для решения различных производственных проблем и для объяснения социальных процессов того времени. Проблематика социологии профессий на протяжении советского периода в основном была растворена в сюжетах, связанных с изучением социальной структуры общества, проблемами трансформации труда в процессе научно-технической революции и прикладными заводскими исследованиями [Мансуров 2003; Московская 2009; Абрамов 2011].

В этой статье мы обращаемся к исторической перспективе, чтобы обозначить роль и значение отечественных иссле-т дований профессиональных групп. История изучения профес-

о сиональных групп в нашей стране, как и в других европейских гч

_о странах, по-прежнему остается относительно «неизведанным

^ континентом» [Гадеа 2011: 30]. Традиция теоретического рассмотрения отдельно взятых профессиональных групп в каче-

о

^ стве цели исследования, а не как индикатора для измерения

^ социального статуса класса или слоя, возникла в англо-сак-

0) сонском мире. Социологам в Англии и США удалось раз-

№ работать вариативные теоретические модели для изучения

Ключевой отличительной особенностью советской социологии стал социально-психологический подход к изучению профессиональных групп.

m

тН

о

(N .0 CL Ю

пз ^

о е!

ss

IS

is

X Н

профессиональных групп, которые послужили отправной точкой для становления данной отрасли социологии и в континентальной Европе1. История развития западной социологии профессий нами будет кратко рассмотрена для сравнения с процессом институционализации этой дисциплины в России [Burrage 2006; Svensson, Evetts 2010].

Исследования профессиональных групп в нашей стране проводились на протяжении всего советского периода, хотя они и были представлены отдельными работами, сделанными ad hoc, или сводились к частным задачам в рамках отраслевых социологий [Абрамов 2011]. Ключевой отличительной особенностью советской социологии стал социально-психологический подход к изучению профессиональных групп [The Anglo-American and Russian Sociology. 2004]. Становление профессиональных групп в России разворачивалось по пути, далекому от англо-саксонской модели. В нашей стране никогда не существовало лингвистического разграничения профессиональных групп на высокостатусные («профессии» -professions) и обычные («род занятий» - occupations)2. В отечественной социологии под профессией чаще всего понимался определенный род трудовой деятельности, который имеет рыночную стоимость и которым индивид занимается регулярно с целью получения устойчивого дохода [Социология: Энциклопедия. 2003]. Профессия предусматривала наличие у индивида определенной совокупности знаний, практического опыта и трудовых навыков в системе разделения труда.

ТЛ «-» «-»

В первой части этой статьи мы рассмотрим исследования профессиональных групп в нашей стране в послереволюционный период, когда популярность идей научной организации труда породила психотехнические исследования на производстве, направленные на решение задач психологии труда, профессиональной ориентации и отбора. Влияние науки психологии на изучение профессиональных групп в России остается заметным и до настоящего времени. Во второй части статьи речь пойдет об исследованиях профессий в 1960-80-е гг., в период становления социологии интеллигенции и стратификационных исследований профессиональных групп. В третьей части будет рассмотрен современный этап социологии профессий, когда свежую струю в исследования российских социологов внесли западные теории социологии профессий.

Тематика профессий разрабатывалась в трудах многих великих европейских основателей социологии (например, работы Э. Дюркгейма, А. Сен-Симона, А. Токвиля). Однако сама отрасль научного знания — социология профессий — выкристаллизовалась именно в англо-саксонском контексте.

2

В Англии и США первоначально в категорию «профессий» включали только врачей, юристов, священников и преподавателей вузов.

Первые советские исследования профессий: 1920-30-е гг.

Исходной точкой возникновения социологии труда послужил рабочий вопрос. В начале XX в. стали появляться фундаментальные труды о социальном положении рабочего класса в России и развернулись эмпирические исследования промышленного труда.

т

тН

о <ч

^о О.

ю

пз ^

о

Р

X

н

Исходной точкой возникновения социологии труда послужил рабочий вопрос. В начале XX в. стали появляться фундаментальные труды о социальном положении рабочего класса в России и развернулись эмпирические исследования промышленного труда1. В это время ставились вопросы организации и условий труда, производственного травматизма и заболеваний, заработной платы и стимулирования труда, условий найма и трудовых конфликтов [Святловский 1889; Тимофеев 1906]. В это же время появились теоретические работы С. Булгакова «Философия хозяйства» и «Христианская социология», направленные на поиск глубинной сути феномена труда и хозяйства [Булгаков 1990; 1993]. В отличие от М. Вебера, С. Булгаков пытался утвердить этические и нравственные категории в социальном понимании труда. Он критиковал термин «экономический человек», ставил под вопрос трудовую теорию К. Маркса, утверждая, что труд - это не только производство материальных благ, но и наработка духовных ценностей, то есть волевое и творческое усилие [Булгаков 1990: 42].

Начало нового периода в развитии социологии труда можно датировать 1922 г., когда за пределами страны оказались С. Булгаков, П. Сорокин и Н. Бердяев. Изучение профессиональных групп вытеснилось из сферы философского анализа и прочно укоренилось в области реальных проблем производства [Кравченко, Щербина 1998]. Освободившееся место философов постепенно заняла генерация последовательных марксистов. Для этих социальных исследователей было свойственно делать акцент на технологических и экономических детерминантах становления и развития общества. В центре внимания оказались конкретные вопросы организации и культуры профессиональной деятельности, необходимые для осуществления научной организации труда [Гастев 1972].

В Советском Союзе формирование социологии труда и профессий осуществлялось под влиянием идеологических ограничений2. В контексте марксистско-ленинской трактовки социальной структуры советское общество определялось как

1 Несмотря на то, что статистические и эмпирические данные о различных сторонах труда и быта заводских рабочих велись на протяжении всего XIX в. серьезных обобщающих работ до начала XX в. сделано еще не было (исключением можно считать труды В. Берви-Флеровского).

2 Важно отметить, что вопрос о социологии как о самостоятельной дисциплине начинает открыто обсуждаться только в начале 1960-х гг., до этого статьи по социологии труда публиковались в философских и экономических журналах.

Сам процесс разделения труда в советское время изучался с целью проследить феномен исчезновения «межклассовых» и «внутриклассовых» различий между профессиональными группами и описать движение в сторону социальной однородности.

т

тН

о <ч

^о О.

ю

пз ^

о

Р

X

н

общество горизонтальной иерархии. Утверждённая политической партией схема «2+1» выделяла два советских класса «рабочих» и «крестьян» и прослойку «интеллигенции». Такая властная номинация государства во многом определяла и специфику советских исследований профессиональных групп. В центре идеологического дискурса долгое время находился рабочий класс как ключевой элемент социальной структуры. Сам процесс разделения труда изучался с целью проследить феномен исчезновения «межклассовых» и «внутриклассовых» различий между профессиональными группами и описать движение в сторону социальной однородности.

Профессиональные группы рабочих и специалистов различались в соответствии с типом промышленности, в которой они были заняты. Профессия рассматривалась как характеристика самого работника, его рабочего места и рабочего процесса [Струмилин 1957]. Во-первых, «профессия» определялась как набор определённых навыков и умений работника. Во-вторых, она сводилась к набору функций, заключённых в том или ином рабочем месте. В-третьих, профессия описывала структуру и определённый набор рабочих процедур, а также их последовательность. С. Струмилин не только работал над определением поиска феномена «профессии», но разработал один из первых классификаторов профессиональных групп в стране. Термины «работа» и «профессия» использовались им как взаимозаменяемые.

Теоретический марксизм оказал меньшее влияние на социально-психологические и психотехнические исследования. В данном направлении марксистские догмы не играли решающей роли [История советской психологии. 1983]. Эмпирическая работа в этой области знания базировалась на психологических и социально-психологических основах. На многих предприятиях появились специалисты, которые занимались разработкой психологических методов решения практических задач: профессиональным отбором и консультациями, вопросами профессионального обучения и рационализации труда, борьбой с профессиональным утомлением и травматизмом.

В 1920-30-е гг. в стране действовала широкая сеть психотехнических и психофизиологических лабораторий на фабриках и заводах [Кравченко, Щербина 1998]. Для этого периода характерно хорошо налаженное сотрудничество психологов, физиологов, гигиенистов труда, инженерно-технического персонала предприятий, специалистов по организации и охране труда. С 1928 по 1932 г. в стране издавались специальные журналы «Психофизиология труда и психотехника», «Советская психотехника». Важно подчеркнуть, что не все исследования профессиональных групп в то время носили исключительно психологический характер, так как речь шла не только об индивидуальных возможностях работника и способностях

Возрождение исследований профессиональных групп происходит в конце 1950-х и начале 1960-х гг., в годы хрущёвской оттепели. Социологи стали отмечать необходимость дальнейшего развития представлений о сущности категории «профессия».

выполнить ту или иную работу, но также и о том, насколько работники способны соответствовать социальным и профессиональным требованиям [Подмарков, Сиземская 1969].

В середине 1930-х гг. в стране прошла волна политических репрессий, которая коснулась и психотехников [Кравченко, Щербина 1998]. На смену нэпу пришла сталинская индустриализация и форсированное развитие промышленности. Научная организация труда и психотехника оказались ненужными на предприятиях, где вопросы стали решаться жесткой дисциплиной и идеологическими методами управления.

Возрождение интереса к изучению профессиональных групп: 1960-80-е гг.

В нашей стране социальные исследования интеллектуального труда начались с массовых профессий интеллигенции, в отличие от западных стран, где первоначально в центре внимания оказались элитные профессии.

т

тН

о <ч

.0

¡¡(о О.

Ю ПЗ

о

Р

X

н

Возрождение исследований профессиональных групп происходит в конце 1950-х и начале 1960-х гг., в годы хрущевской оттепели. Социологи стали отмечать необходимость дальнейшего развития представлений о сущности категории «профессия». Речь шла о том, что социальные характеристики профессионалов должны быть рассмотрены наряду с описаниями рабочих мест и трудового процесса. Отмечалось в частности, что сложившиеся определения, подобные определениям С. Струмилина, плохо поддаются операционализации и что необходим социологический взгляд на мир профессий [Подмарков 1972]. Стали также появляться статьи, в которых указывалось на то, что социологи переоценили технические и технологические факторы, оказывающие влияние на формирование профессиональной и классовой структуры. Критике стала подвергаться сама идея социальной однородности советского общества.

Если в 1920-30-е гг. универсальной моделью профессии был объявлен квалифицированный рабочий как носитель гармоничного сочетания физического и умственного труда, то на фоне оттепели на первый план выходит изучение занятий, связанных с интеллектуальным трудом [Волков 1999; Московская 2009]. Профессии, связанные с духовным производством, начинают оцениваться как более престижные по сравнению с профессиями, связанными с материальным производством. В 1960-е г. в обществе, особенно среди молодежи, преобладает оптимистическое мировосприятие. Существует уверенность в возможности получить образование по любой интересующей специальности и в дальнейшем включиться в активную профессиональную жизнь с полученной квалификацией.

В нашей стране социальные исследования интеллектуального труда начались с массовых профессий интеллигенции, в отличие от западных стран, где первоначально в центре вни-

Важным этапом в становлении исследований профессий стала книга «Социально-психологический портрет инженера», подготовленная по итогам коллективного проекта под руководством В. Ядова, в которой учитывались подходы к пониманию занятий.

m

тН

о

(N .0 CL Ю

пз ^

о е!

ss is

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

н

мания оказались элитные профессии (врачи, юристы и преподаватели вузов). Под интеллигенцией чаще всего понимался общественный слой людей, профессионально занимающихся умственным, преимущественно сложным и творческим трудом, развитием и распространением культуры [Мансуров 2003]. Важно отметить, что в это время в западной социологии существовало множество определений интеллигенции. Так, польский социолог Я. Щепаньский в 1950-е г. собрал их более шестидесяти [Szczepanski 1961].

Проанализировав эти определения, Я. Щепаньский выделил три ключевых теоретических подхода к пониманию интеллигенции [The Anglo-American and Russian Sociology. 2004]. В первом подходе интеллигенты рассматривались как критически настроенные и творческие интеллектуалы, ответственные за формирование и сохранение в обществе идеальных представлений о том, что такое истина, добро и справедливость. В рамках второго подхода социальные исследователи фокусировали свое внимание на взаимоотношениях интеллигенции и власти, рассматривая первых как оппозиционно настроенных лидеров, способных влиять на общественное умонастроение и формировать альтернативные политические идеологии и теории развития. В третьем подходе интеллигенты анализировались как особый социальный слой работников интеллектуального труда, обладающих высшим или средним специальным образованием и участвующих в формировании

«-» ТЛ «-»

культурных ценностей. В советский период распространенными были определения «интеллигенции» третьего типа, тогда как культурные и политические аспекты данного понятия практически игнорировались.

Во многих исследованиях профессиональных групп интеллигенции за основу анализа бралась не статусная позиция группы, а ее наполнение. В связи с этим работы советских социологов часто носили описательный характер и сводились к раскрытию социальных портретов различных профессиональных групп интеллигенции, а также перспектив развития и усовершенствования их труда [Яновский 1986]. Понятие «профессионализма» использовалось для характеристики уровня квалификации и опыта отдельного работника, а не для описания принадлежности индивида к той или иной группе занятий [Абрамов 2011].

Важным этапом в становлении исследований профессий стала книга «Социально-психологический портрет инженера», подготовленная по итогам коллективного проекта под руководством В. Ядова, в которой учитывались подходы к пониманию занятий, развиваемые Т. Парсонсом и Р. Холлом [Ядов 1977]. Занятие инженера чаще других оказывалось в центре внимания советской социологии [Абрамов 2011]. Во-первых, труд инженера тесно связан с реальным производством и был важ-

В исследованиях престижа профессии, равно как и в других советских работах, посвящённых профессиям, акцент делался на изучении характеристик самого труда: его сложности, творческого характера, автономии работника, призвании индивида, его способностей.

m

тН

о

(N .0 CL Ю

пз ^

о е!

ss

IS

is

X Н

ным для экономики, ориентированном на крупную промышленность. Во-вторых, в это время в результате расширения системы высшего политехнического образования работа инженера стала по-настоящему массовым занятием. В-третьих, наряду с учителями и врачами инженерная профессия рассматривалась в качестве ключевой составляющей социальной группы трудовой советской интеллигенции [Бляхман, Шкаратан 1971].

В конце 1980-х гг. стало очевидным падение престижа инженерного дела и тенденции депрофессионализации инженеров как профессиональной группы [Крыштановская 1989]. Происходит относительная статусная инфляция и других массовых профессий интеллигенции, тех же врачей и учителей, в результате массового производства специалистов с высшим образованием, а также вследствие относительного снижения их заработной платы [Волков 1999]. Идеализм постепенно выходит из моды. Первое место среди престижных профессий по-прежнему занимают профессии, требующие высшего образования. Однако уже меньшее число выпускников школ стремится приобрести эти профессии. Вторым местом по престижности и часто первым по привлекательности наделяются профессии обслуживающего труда [Бабушкина 1985]. С начала 1960-х и до начала 1980-х гг. самый высокий рост оценок престижности претерпела профессия продавца. Заветной мечтой выпускников школ становятся торговые техникумы.

Исследования профессиональных ориентаций, жизненных планов молодёжи с использованием концепции «престижа профессии» проводились как в советское время [Титма 1975; 1986; Престиж профессий. 1979], так и в постсоветский период [Российский студент. 2002]. Престиж профессии определялся на основании сложившейся системы ценностей и воспринимался как феномен общественного сознания, в котором отражалась существующая в обществе иерархия профессий. В западной социологии престиж профессии чаще всего рассматривался в рамках концепций социальной стратификации [Standard International... 1992]. Отечественные социологи в советский период затрагивали престиж профессии в контексте социального самоопределения молодёжи и её профессионального выбора [Шубкин 1970; Чередниченко, Шубкин 1985].

В исследованиях престижа профессии, равно как и в других советских работах, посвящённых профессиям, акцент делался на изучении характеристик самого труда: его сложности, творческого характера, автономии работника, призвании индивида, его способностей. По идеологическим причинам два значимых измерения социального статуса практически полностью выпадали из социологического анализа: речь идёт о властных и экономических ресурсах профессиональных групп интеллигенции [The Anglo-American and Russian

Институционализация социологии профессий как самостоятельной дисциплинарной отрасли в России происходит в конце 1990-х гг. В это время в стране возникают несколько направлений и научных школ.

Sociology. 2004]. В соответствии с господствующей идеологией, советское общество определялось как общество горизонтальной иерархии, то есть как общество, в котором все профессиональные группы социально равны.

В западных стратификационных исследованиях речь в первую очередь шла о неравных ресурсах различных профессиональных групп, которые конвертируются в неравные возможности. Советские социологи могли писать только о неравных ресурсах, таких, как: содержание и функции труда; специфика протекания трудовой деятельности; структура и последовательность трудовых операций; уровень творческих возможностей; самоорганизация труда (управление, исполнение) [Шкаратан 1970]. При этом различия в спектре возможностей, объеме социально-экономических вознаграждений не подлежали обсуждению [Заславская 1970]. Если данный вопрос и обсуждался в публикациях, то только в структурно-функциональном ключе: «лучшие условия работы и жизни -лучшим работникам» - по принципу концепции советского общества как неиерархической структуры.

Постсоветские экономические и социальные реформы сделали закономерным сопоставление опыта российско-советских исследований «интеллигенции» с изучением «профессионалов» в англо-саксонской социологии. Объектом научного интереса в данных научных направлениях служат работники высококвалифицированного умственного труда, имеющие дипломы о высшем образовании. В то же время теоретико-методологические подходы российских и западных социологов, как будет показано далее, различаются.

Постсоветский этап изучения профессиональных групп

Институционализация социологии профессий как самостоятельной дисциплинарной отрасли в России происходит в конце 1990-х гг. В это время в стране возникают несколько направлений и научных школ антропологических и социологических исследований профессий и занятий. На базе Центра социальной политики и гендерных исследова-m ний в НИУ ВШЭ действует «Саратовская школа антрополо-

о гии профессий» под руководством П. Романова и Е. Ярской-

¡1 ^ Смирновой. В Институте социологии РАН работает сектор

^ социологии профессий и профессиональных групп под руко-

^ 2 водством В. Мансурова. В Российском обществе социологов

2 в 2002 г. был создан исследовательский комитет, целью кото-

Н poro стало изучение проблем социальной динамики и адапта-

У q| ции профессиональных групп в современной России и в мире.

Ü Гч|

Российские исследования и публикации по теме социологии и антропологии занятий и профессий, сделанные в последнее десятилетие, дают основание для оптимистических оценок дальнейших перспектив этой дисциплинарной области в России [Ярская-Смирнова, Романов 2007; Мансуров, Юрченко 2009; Ярская-Смирнова, Романов 2011]. Имеются в виду не только перспективы формирования сообщества исследователей занятий и профессий, но и возможность появления оригинальных объяснительных теоретических моделей. Залогом жизнеспособности таких объяснительных моделей является применение западных концептуальных ресурсов, имеющихся в мировой теоретической традиции, для понимания той социальной реальности, которая формируется в России на протяжении последних лет [Абрамов 2011].

Социология профессий в англо-саксонском мире начала оформляться в самостоятельную отрасль научного знания в начале XX века1, а период расцвета данного направления пришёлся на 1950-60-е гг., время господства структурного функционализма. Начало социологии профессий положили работы, посвящённые профессиональным группам, которым удалось добиться привилегированного положения в обществе и сохранить относительно высокую автономию и административную независимость от государственной бюрократии и организованного капитала [Carr-Saunders, Wilson 1933; Parsons 1949; 1968]. Социологи «теории черт» составляли перечни отличительных характеристик, чтобы понять, является ли тот или иной род занятий «профессией», «полупрофессией» или «занятием» [Pavalko 1971; Goode 1972]. В 1970-е гг. свежий подход в исследования профессий внесли интеракцио-нисты и сторонники критического подхода, марксисты и неове-берианцы. Появились работы, посвящённые вопросам профессионального доминирования, способам рыночного закрытия профессиональных групп с целью сохранения профессиональной монополии и привилегий [Abbott 1988; Larson 1977; Freidson 1994].

В 1980-90-е гг. изучением сущностной специфики и особенностей статуса профессиональных групп начинают интересоваться «континентальные» европейские социологи. Первый вопрос, который у них возник, заключался в том, насколько правомерна позиция англо-саксонских исследователей, выде-¡1 ^ ляющих характерные черты «профессии» на основе реально

Ig ^ существующих профессиональных групп до формулировки

^о. научного определения профессии. Отмечалось, что феномен

^ го разграничений «профессий» и «непрофессий» укоренён в наци-

S о ональном англо-саксонском контексте, тогда как непосред-

Н -:-

Ц Годом зарождения данного направления принято считать 1915-й, когда

m

было опубликовано эссе американского социолога А. Флекснера «Является ли социальная работа профессией?».

В российской постсоветской реальности социологи пришли к выводу о том, что сами понятия «профессии» и «профессионализации» тесно связаны с типом общественно-экономической системы, а также с историческими особенностями её развития.

В отечественных работах профессионалы подвергались анализу с точки зрения соответствия их деятельности и социальных установок интересам государства и задачам осуществления определённых социально значимых функций.

т

тН

о <ч

^о О.

ю

пз ^

о

Р

X

н

ственных эквивалентов данного понятия в континентальной Европе не существует [То^е^аЫ 1990]. В разных европейских странах стали появляться исследования, посвящённые историческим особенностям становления фигуры профессионала, профессионализма и самой отрасли социологии профессий [Burrage 2006].

В российской постсоветской реальности социологи также пришли к выводу о том, что сами понятия «профессии» и «профессионализации» тесно связаны с типом общественно-экономической системы, а также с историческими особенностями её развития [Мансуров, Юрченко 2005]. Было предложено рассматривать отечественные и западные теоретические подходы как взаимодополняющие для анализа социального статуса профессиональных групп интеллигенции, которые с приходом рыночной экономики получили возможность не только воспроизводить социальную систему, но и участвовать в её формировании. В данном вопросе помогло обращение к опыту западной социологии, где профессиональные группы работников интеллектуального труда рассматриваются как корпоративные акторы, способные монополизировать рыночные преимущества в собственную пользу, и как социальные институты, обеспечивающие нормативный социальный порядок.

В западной социологии профессий недостаточное внимание уделялось изучению социально-психологических характеристик отдельных профессионалов. Как было показано, многие советско-российские исследования, напротив, были сфокусированы на внутренних характеристиках профессиональной группы, таких как сложность труда, его творческий характер и призвание. Особое внимание уделялось профессионалам как отдельным индивидам, их мотивации и отношению к труду, ответственности, дисциплинированности и инициативности [Здравомыслов, Ядов 2003].

В отечественных работах профессионалы подвергались анализу с точки зрения соответствия их деятельности и социальных установок интересам государства и задачам осуществления определённых социально значимых функций. В современных западных исследованиях профессионалы оценивались как «группа интересов», которая закрывает доступ посторонним, обычным низкостатусным профессиональным группам к определённым рыночным преимуществам и социальным благам, а также на равных с государством включается в процесс управления той или иной отраслью. Комбинация отечественных и западных подходов может позволить рассмотреть как альтруистические, так и своекорыстные интересы современных профессионалов в осуществлении их социально значимой деятельности. Кроме того, разнообразные теоретические подходы помогают проанализировать объём автономии и властных полномочий профессионалов, специфику их взаимоотношений

с государством и потребителями их услуг, а также стратегии профессионализации, понимаемой как групповая восходящая мобильность [Мансуров, Юрченко 2009].

Важно отметить, что за последние два десятилетия происходит расширение эмпирического поля западной социологии профессий за счёт выделения в качестве объекта исследования «обычных» родов занятий (occupations). Новое течение было отмечено в частности в рамках Международной социологической ассоциации на Всемирном конгрессе социологов в Мадриде, когда была создана рабочая группа под названием «социология профессиональных групп» (sociology of professional groups). В качестве важного объекта исследования были заявлены не только элитные, но и обычные рода занятий, исследования которых рекомендовалось проводить с учётом многообразия исторических условий становления и развития профессиональных групп в разных странах [Гадеа 2011]. Как было показано в данной статье, в России накоплен богатый опыт изучения «обычных» занятий. Кроме того, на сегодняшний день вновь возник интерес к изучению массовых занятий в социологии и антропологии профессий [Ярская-Смирнова, Романов 2011].

Исследования западной социологии профессий имели ограниченную релевантность для России в советский период. На сегодняшний день западные теории профессий и профессионализации активно используются отечественными социологами. При этом в фокусе внимания оказываются самые различные профессиональные группы, начиная от врачей, юристов, менеджеров, представителей бизнес-элиты, заканчивая полицейскими и специалистами традиционной медицины. Проведённые эмпирические исследования подтверждают, что западные теоретические схемы могут эффективно применяться в контексте российской действительности, если во внимание принимаются социально-структурная и историческая специфика нашего общества. В свою очередь использование категориального аппарата отечественной социологии профессий может расширить эвристические возможности западной социологии профессиональных групп, а также раскрывает новые возможности для межкультурного сравнительного анализа.

m

тН

о

(N .0 CL Ю

пз ^

о

ss is

X

н

Библиографический список

1. Абрамов Р. 2011. Историко-социологические импликации

-1 и О О о

социологии профессий: российский и зарубежный контексты // Давыдовские чтения: исторические горизонты теоретической социологии. Сборник научных докладов симпозиума, 13-14 октября 2011 г. / Под ред. И. Ф. Девятко, Н. К. Орловой. - М.: Институт социологии РАН.

2. Бабушкина Т. А. 1985. Школа и начало трудового пути. -М.: Знание.

3. Берви-Флеровский В. В. 1958-1959. Избранные экономические произведения в 2-х т. - М.: Соцэкгиз.

4. Бляхман Л. С., Шкаратан О. И. 1973. НТР, рабочий класс, интеллигенция. Монография. - М.: Политиздат.

5. Волков С. В. 1999. Интеллектуальный слой в советском обществе // Официальный сайт историка С. В. Волкова. иИЬ: http://swolkov.ru/ins/pre.htm [Дата посещения: 03.03.2013].

6. Шкаратан О. И. 1970. Проблемы социальной структуры рабочего класса СССР (историко-социологическое исследование). Монография. - М.: Мысль.

7. Булгаков С. Н. 1990. Философия хозяйства. - М.: Наука.

8. Булгаков С. Н. 1993. Христианская социология // Социологические исследования. № 10.

9. Гадеа Ш. 2011. Социология профессий и социология профессиональных групп. За изменение перспективы // Антропология профессий, или посторонним вход разрешен / Под ред. Романова П., Ярской-Смирновой Е. - М.: ООО Вариант, ЦСПГИ.

10. Гастев А. К. 1972. Как надо работать. - М.: Экономика.

11. Заславская Т. И. 1970. О социальных функциях миграции сельского населения в городе // Урбанизация и рабочий класс в условиях научно-технической революции. - М.: Советский фонд мира.

12. Здравомыслов А. Г., Ядов В. А. 2003. Человек и его работа в СССР и после. - М.: Аспект-Пресс.

¡1 ^ 13. История советской психологии труда. 1983. Тексты

ю (20-30-е годы XX века). - М.: МГУ. пз

5 ^ 14. Кравченко А., Щербина В. 1998. Социология труда и про-

I ^ изводства // Социология в России / Под ред. Ядова В. -

и ^ М.: Институт социологии РАН. Ш О!

00

а* I

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

>1 гч

со

45 —'

§о

15. Крыштановская О. В. 1989. Инженеры: Становление и развитие профессиональной группы / Отв. ред. Ф. Р. Филиппов. - М.: Наука.

16. Мансуров В. А. 2003. Исследование профессиональных групп российской интеллигенции: ситуация, методология, методика // Профессиональные группы интеллигенции. -М.: Институт социологии РАН.

17. Мансуров В. А., Юрченко О. В. 2009. Социология профессий: история, методология и практика исследований // Социологические исследования. № 8.

18. Московская А. 2009. Профессионализм, доверие и проблемы России // Свободная мысль. № 11 (1606).

19. Подмарков В. Г. 1972. Человек в мире профессий // Вопросы философии. № 8.

20. Романов П., Ярская-Смирнова Е. 2007. Три типа знания в социологии профессий // Социальная динамика и трансформация профессиональных групп в современном обществе / Под ред. В. А. Мансурова. - М.: Институт социологии РАН.

21. Романов П., Ярская-Смирнова Е. 2009. Мир профессий -пересмотр аналитических перспектив // Социологические исследования. № 8.

22. Подмарков В., Сиземская И. 1969. О профессиональной структуре советского общества. - М.: Знание.

23. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодёжи. 1979 / Черноволенко В., Оссовский В., Паниотто В. - Киев: Наукова думка.

24. Российский студент сегодня: учёба плюс работа 2002 / Константиновский Д. Л., Чередниченко Г. А., Вознесенская Е. Д. - М.: ЦСП.

25. Святловский В. В. 1889. Фабричный рабочий. - Варшава.

26. Струмилин С. Г. 1982. Проблемы экономики труда. -М.: Наука.

27. Социальное развитие советской интеллигенции. 1986 / Отв. ред. Р .Г. Яновский. - М.: Наука.

28. Тимофеев П. 1906. Чем живёт заводской рабочий. - СПб:

Ц ^ Русское богатство.

29. Титма М. X. 1975. Выбор профессии как социальная про-^ 5 блема. - М.: Знание.

30. Титма М. X., Саар Э. А. 1986. Молодое поколение. -Н М.: Мысль.

Ш О!

31. Чередниченко Г. А., Шубкин В. Н. 1985. Молодёжь вступает в жизнь (Социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). - М.: Мысль.

32. Шубкин В. Н. 1970. Социологические опыты. Методологические вопросы социальных исследований. -М.: Мысль.

33. Социально-психологический портрет инженера. 1977. По материалам обследования инженеров ленинградских про-ектно-конструкторских организаций / Под ред. В. Ядова. -М.: Мысль.

34. Социология: Энциклопедия. 2003 / Составители: А. Грицанов, В. Абушенко, Г. Евелькин, Г. Соколова, О. Терещенко. - М.: Книжный Дом.

35. Ярская-Смирнова Е. 2001. Профессионализация социальной работы в России // Социологические исследования. № 5.

36. Ярская-Смирнова Е., Романов П. 2011. Антропология профессий, или посторонним вход разрешён. - М.: ООО Вариант, ЦСПГИ.

37. Abbott A. 1988. The System of Professions: an Essay on the Division of Expert Labour. - Chicago: University of Chicago Press.

38. Anglo-American and Russian Sociology of Professions: Comparisons and Perspectives. 2004 / Mansurov V., Yurchenko O., Allsop J., Saks M. Knowledge, Work and Society. - Sweden. Vol. 2. № 2.

39. Burrage M. 2006. Revolution and the Making of the Contemporary Legal Profession. - Oxford: Oxford Socio-legal Studies.

40. Carr-Saunders A. M., Wilson P. A. 1933. The Professions. -Oxford: Clarendon Press.

41. Collins R. 1990. Market Closure and the Conflict Theory of the Professions / Burrage M., Torstendahl R. (eds.) // Professions in Theory and History. - L.: Sage.

42. Demaziere D., Gadea C. (dirs). 2009. Sociologie des Groupes Professionnels. - Paris: la Decouverte.

m

4s I

II о 43. Freidson E. 1994. Professionalism Reborn. - Cambridge:

§ ^ ГМ

|| л Polity Press.

^ ^ 44. Goode W. 1972. Community within a Community: the

ф Professions // Sociological Perspectives on Occupations. -

Illinois: F. E. Peacock Publishers.

F fs

У 0| 45. Hall R. 1983. Theoretical Trends in the Sociology of

BQ 2 Occupations // Sociological Quarterly. № 24.

46. Larson M. 1977. The Rise of Professionalism: a Sociological Analysis. - Berkeley, L.: University of California Press.

47. Pavalko R. 1971. Sociology of Occupations and Professions. -Illinois: F. E. Peacock Publishers.

48. Parsons T. 1949. The Professions and Social Structure // Parsons T. Essays in Sociological Theory. - Glencoe: Free Press.

49. Parsons T. Profession. 1968 // Shills D. (ed.). International Encyclopaedia of the Social Science. Vol. 12. - L.: Macmillan and Free Press.

50. Svensson L. G., Evetts J. 2010. Sociology of Professions. Continental and Anglo-Saxon Traditions. - Goteborg: Bokforlaget Daidalos AB.

51. Standard International Socio-Economic Index of Occupational Status. 1992 / Ganzeboom H. B. G, de Graaf P. M, Treiman D. J. // Social Science Research. № 21.

52. Torstendahl R. 1990. Three Approaches to Theories of Professionalism / Burrage M., Torstendahl R. (eds) // Professions in Theory and History. - L.: Sage.

53. Szczepanski J. 1961. Intellectuals in Contemporary Societies. - Stanford.

m

tH

о

(N .0 CL

ю

ПЗ ^

о ci

ïs

P

X H

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.