УДК 796
ВороновН.А., к.биол.н. доцент, старший преподаватель кафедра физической подготовки
Якунин Н.И. преподаватель кафедра физической подготовки Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны»
Министерство обороны Российской Федерации
Россия, г. Ярославль СОЦИОЛОГИЯ ПИТАНИЯ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Аннотация:
В статье рассматриваются как повседневные социальные практики потребления продуктов питания, так и производство, распределение и обмен продуктами питания. Сравнительный подход применяется при анализе традиционных и современных систем питания и вкусовые ощущения. Введение определяет социологию питания, его предмет и основные характеристики. Далее, питание рассматривается с точки зрения теории социальной системы. Показано смещение современной продовольственной системы в сторону общественного пространства потребления. Продовольствие характеризуется с точки зрения потребления продуктов питания различными социальными классами в зависимости от экономического и культурного капитала.
Ключевые слова: питание, пища, социум, продовольствие, современность, вкусовые ощущения.
Voronov N.A., Candidate of Biology, associate professor senior teacher of department of physical training Yaroslavl highest military college of air defense" Ministry of Defence of
the Russian Federation Russia, Yaroslavl Yakunin N.I.
teacher of department of physical training Yaroslavl highest military college of air defense" Ministry of Defence of
the Russian Federation Russia, Yaroslavl SOCIOLOGY OF FOOD AND HEALTHY LIFESTYLE Summary:
In article both daily social practicians of consumption of food, and production, distribution and exchange of food are considered. Comparative approach is applied in the analysis of traditional and modern power supply systems and flavoring feelings. Introduction defines food sociology, his subject and the main characteristics. Further, food is considered from the point of view of the theory of social system. Shift of modern food system towards public space of
consumption is shown. Food is characterized from the point of view of consumption of food by various social classes depending on the economic and cultural capital.
Keywords: food, food, society, food, present, flavoring feelings.
Мало того, что человек питается, его лицо также питает все общество. Вкусовые ощущения определяются не только индивидуально, но и социально, а процедура питания строго социально нормализована и структурирована. Обед - это не просто какая - то процедура, а целый социальный институт. Во-вторых, питание не только обеспечивает воспроизводство социальной группы, но и формирует свои социальные границы. В рационе каждая социальная группа формирует свою идентичность в отличие от других, и формирует внутреннее единство. В -третьих, процесс питания является типичным социальным действием по Веберу: пище всегда придается определенный особый смысл и значение, а их потребление всегда ориентировано не только на себя, но и на других [2]. Пища работает не только с продуктами, но и с символами, это символическая деятельность, где часто не просто символ относится к продукту, но один символ относится к другому. Таким образом, потребление пищи имеет еще и символическое значение, являющееся для каждого социального класса характерным.
Потребляемое продовольствие определяет и обеспечивает экономическая сфера жизни общества, которая включает в себя: производство пищевых продуктов (на сегодняшний день это массовое индустриальное производство сельскохозяйственной продукции на основе механизмов и переработки продукции на основе современных технологий); мощная система биржи - национальном и мировом продовольственных рынках, а также система торговли - там "мышцы" играют крупные сетевые супермаркеты, которые уже продают полуфабрикатами (мясо разрезано, молоко уже в бутылках). Для хозяйки не является обременительным разогревание приготовленного продукта-полуфабриката. Современная система питания в экономическом плане связана с развитием капитализма -свободного предпринимательства, рыночного механизма, эксплуатации свободного наемного труда и глобализацией.
Собственно, благодаря капитализму, мы обязаны за ускорение развития производственных сил, науки, техник, что ставит отрасль в первую очередь на службу частному предпринимательству, но приводит к беспрецедентному развитию потребления для всех классов, в том числе потребления продуктов питания. Капитализм - это невероятно эффективная экономическая система производства, основанная на постоянном снижении рыночных и производственных затрат. Наиболее важным показателем здоровья, непосредственно связанным с питанием, является ожидаемая продолжительность жизни, более чем удвоенная по сравнению со Средневековьем или древним миром. Любой работающий гражданин
развитого общества сегодня в супермаркете может приобрести набор продуктов, о которых не мечтал Римский Консул. Технология раздачи, продуктов питания - на недосягаемой высоте, технология хранения удивительна-замороженное мясо хранится бесконечно долго [3]. А уровень продовольственного снабжения в развитом мире даже избыточен -общество продовольственного изобилия, что тоже опасно, сегодня 1,5 миллиарда человек на планете имеют избыточный вес, а 500 миллионов страдают ожирением (состояние продовольствия и сельского хозяйства, доклад ООН, 2013).
Количество доступных продуктов в разных частях света неодинаково. И это самый главный минус системы воспроизводства и потребления пищи на данный момент. "Золотой миллиард", население большинства развитых стран, имеет все, что нужно. Еще около миллиарда ест средне-нормально, а в самых слаборазвитых экономически странах люди просто голодают (по данным ООН и социологии власти 12,5% населения мира недоедает), остальные 2 миллиарда человек испытывают дефицит одного или нескольких необходимых микроэлементов. Кроме неравномерности распределения, есть ещё один недостаток - крайняя расточительность. Система основана, с одной стороны, на максимизации производства, она с этим справляется но, с другой стороны, эта максимизация производства не связана с потреблением. Эта расточительность принципиальная, так как система естественным образом предполагает перепроизводство. Система также основана на максимизации потребительского потребления. И это также из-за расточительности: мы не только производим больше, чем нужно (например, 30% выращенных овощей, как правило, остаются на полях из-за их "нерыночного" вида) и потребляем продукты питания, но и тратим около половины произведенного.
Сегодня кейтеринг предназначен для всех - и для бедных, и для богатых. Рестораны всегда готовы предоставить отдельный стол состоятельной публике, что некогда было невиданной роскошью , и меню, где на выбор разнообразные блюда, сейчас, однако, лучшего меню нет-они мгновенно приготовят все, что пожелаете. Современная система социальной власти в мире была основана французом Жаном Ботином в 1725 году в Мадриде (то есть в Европе, а в Китае рестораны для гурманов известны с XIII века), здесь тоже был пансион, но принцип работы кухни изменился. С самого начала они обращали внимание на качество еды, хотя в те времена кухню вряд ли можно было считать высокой. В Париже открылся первый настоящий ресторан Boulanger - в 1765 году рядом с Лувром. Разница между ресторанами в том, что они, во-первых, подавали самую качественную еду (принципиальное отличие от таверны, где нужно было есть что дают); во-вторых, они обеспечивают комфорт каждому клиенту, в-третьих, каждому было предложено меню, где был выбор блюд и цены. Рестораны предназначались для состоятельной публики. Там было принято класть еду на буфет, и каждый брал себе то, что хотел, но в XIX веке стал каждый
поесть отдельности, оказалось, так что легче посчитать, кто и что съел. В целом, в XVIII- XIX веках, кулинария на особом счету в обществе, аристократия в кухне и пище внезапно стала ориентироваться, князья и бароны сами встали к плите (помните, "бефстроганов", мясо по рецепту графа А.А. Строганова, или "Гурьевская каша" министра финансов Д.А. Гурьева). После революции в Париже рестораны растут как грибы, потому что аристократия уже не играет роли, а ее место в пищевой системе занимает третье сословие-тогда в Париже поселилось много новых людей, и им приходилось где-то питаться. И во всем мире рестораны стали называть себя таким именем - в России "ресторации" (один из первых - "Славянский базар" в Москве, открытый в 1874 году), хотя француз Буланже имел в виду только реставрацию - восстановление сил после еды (как он называл свои знаменитые бульоны). В двадцатом веке. рестораны разделены на массовые (рестораны быстрого питания) и изысканные рестораны. Самый известный ресторан fastfood - это американская сеть "McDonald's", 32060 ресторанов в 118 странах (правда, половина в США), и вот что интересно - 25 тысяч предприятий управляются по франчайзингу, всего занято более 400 тысяч сотрудников [1].
Как правило, рестораны быстрого питания предлагают однотипное меню, за редким исключением. (поэтому индекс bigmak экономисты использовали для определения разницы в покупательной способности национальной валюты - потому что bigmak везде в натуральном выражении одинаковый, но стоимость разная).
Дизайн ресторана тоже стандартный, ориентированный, в основном, на детей. В них, обычно, следующее меню: гамбургеры (в том числе" Биг Мак"), картофель фри, десерты, сладкие напитки и др.
На эти блюда много жалоб, так как оно нездоровое, жирное и слишком калорийное. Но есть и плюсы фастфуда: в разных странах вы получите привычный продукт, стандарты санитарии и качества продуктов везде одинаковы. Впрочем, пищей быстрого приготовления не злоупотреблять. Самая большая сеть ресторанов быстрого питания-американская " Subway "(название" Submarine Sandwich " - бутерброд в виде подводной лодки), сеть насчитывает 40 тысяч ресторанов.
Быстрое развитие общественного питания в Х1Х-ХХ происходило за счет большего использования наёмного труда. Эмансипация позволила женщинам не сидеть дома, а работать наравне с мужчинами. Во время обеденного перерыва нужно было найти заведение, где обслужат быстро и недорого. Именно таким образом появились общественные закусочные, рестораны для менеджеров. Их пищевая технология была чисто промышленной: все блюда готовились в больших количествах, а меню не согласовывалось с потребителями (есть только несколько простых блюд на выбор). Конечно, первым открыл столовые для рабочих на своей фабрике Роберт Оуэн, но по настоящему больших масштабов кейтеринг достиг в СССР в 20-30-х годах. XX века. Затем было создано "Всенарпит" -
Всесоюзное общество национальной кухни, по всей стране были спроектированы фабрики-кухни, которые готовили простую еду в больших количествах, а затем ее доставляли в рабочие столовые. В это время преобладающей точкой зрения теоретиков большевизма было то, что домашней кухне в будущем обществе не будет места - даже дома для рабочих строились без кухни, считалось, что вся пища станет общей социальной потребностью и будет удовлетворяться в общественной столовой. При этом, как и во всем остальном, теоретики коммунизма просчитались. Хоть кухня и стала небольшой, но осталась в домах простых людей.
В целом, оценивая этот переход от домашней, частной еды к общественной, многие исследователи подчеркивают специфику сегодняшнего момента-пища, ее приготовление, превращается в хобби, а не профессиональное занятие. Люди готовы доверить нашу самую главную потребность-потребность в пище, свобода от "кухонного рабства" для многих важнее, чем искусство и ремесло кулинарии. Конечно, очень важно, чтобы пища попадала в сферу разделения труда, коммерциализации, рынка и становилась "общественным делом", поэтому повышается социальная эффективность производства и создается свободное время. С иной стороны, и эту одну из главных черт современной системы питания, отличающей её от предыдущей, люди необратимым образом теряют способность ежедневного приготовления пищи, теперь кухня рассматривается дань моде, а не как важная жизненная практика. Кроме того, в наши дни кейтеринг получил контроль над едой, так как дома мы едим те продукты, которые можно найти рядом в магазине, а на работе то, что предлагают находящиеся неподалеку столовые и рестораны.
Люди теряют способность идентифицировать себя в пище: мы едим то, что "правильно". И это при том, что возможно и доступно любое разнообразие в приготовлении и употреблении пищи. Но это экономическая логика массового производства продуктов питания и социальная логика общественного потребления продуктов питания.
Питание и социальные классы. Развитие социальной дифференциации в процессе питания в современном мире связан не только и не столько с классовым расхождение и экономическим неравенством, сколько с культурными различиями (так затрагивает социокультурную подсистему в социологии питания) [4].
Пьер Бурдье в своей книге The Distinction (1979) описывает, как продовольственное пространство делится по объему экономического и культурного капитала (Bourdieu 1984:186). В книге особое внимание уделяется тому, что с повышением доходов рабочих их вкусовые предпочтения остаются теми же, они едят то, что раньше. Но те, кто имеет большой запас культурного капитала при относительно низких доходах (например, профессора или работники культуры), формируют совершенно иные предпочтения в питании. С ростом экономического капитала движение
в этом " пищевом пространстве "(как его называют Бурдье) идет от комплекса" солено-жирно-тяжелое-крепкое-тушеное" к "утонченному-нежирному-легкому-деликатесному", от хлеба и зерна к мясу и рыбе. С ростом культурного капитала предпочтение отдается "культурному потреблению" - национальной кухне, здоровым продуктам.
Вкусовые ощущения в современной социальной системе власти.
В характеристике культурной подсистемы можно увидеть изменение вкусов. Говорят, что вкусы имеют четкую индивидуальность, говорят о личности и нет смысла их оспаривать. Это верно, но исключительно в границах всей социальной системы вкусов, которая дает чёткую характеристику каждой исторической эпохе. В доказательство можно привести то, что древние греки и римляне пили красное вино, но с мясом предпочитали белое, сейчас же мы делаем совершенно иначе. Почему? И все это из-за того, что в древней Греции и Риме считали, что здоровое питание состоит в комбинации разных элементов.
Античность в своей великолепной тенденции трактовала смешение продуктов, хотела достичь баланса горячего и холодного, льда и пламени, земли и воздуха.
Наша идея вкусовых ощущений основана на идее анализа, классификации и комбинации подобного. Высококалорийное мясо, тяжелая пища требует этого - "тяжелого" красного вина, а к легкой рыбе мы добавляем легкое белое вино. Греки и римляне добавили воды в вино. Почему? Поскольку стихия огня (вина) уравновешивается стихией воды, то достигается гармония и правильный вкусовые ощущения [2].
Мы, наоборот, требуем противоположного: вино отдельно, вода отдельно. Смешивание (разбавленное вино) даже будет восприниматься как плохой вкусовые ощущения (но с виски и содой это вполне приемлемо). В какое время начала формироваться наша современная система вкусовых ощущений?
Примерно со второй половины восемнадцатого века специи, которые доминировали в Средние века, потеряли свое место на пьедестале кухни и вкусовых ощущений не только потому, что капиталистическая торговля удешевляет этот продукт и он становится массовым (тогда высший класс, чтобы отличиться от нижнего, ищет новые вкусовые ощущения). В эпоху Просвещения изменилась вся система мышления и чувств, вся система общих вкусов [3].
Прагматизм пронизал всю социальную сферу общества с помощью просвещения, книг, да еще и через религиозную реформацию. Прагматизм в своем первом виде не основывался на анализе или синтезе, или более того-на диалектологии власти или критической способности, он основывался на простой классификации.
Теперь можно описать современную социальную систему питания и подвести выводы. Очевидно, что в наши дни люди едят не то, что в средневековье и в античности. Кардинально поменялась структура питания:
раньше аграрное общество производило в основном пищу, содержащую углеводы, а сейчас основной будет белковая пища. За 50 лет люди стали мясоедами.
Во всем мире производство мяса за то же время увеличилось в 5 раз, среднегодовое годовое потребление - 40 килограмм на душу населения. Кроме этого, раньше человек питался тем, что было главными продуктами питания в его районе, то сейчас еда делокализована, то есть, мы питаемся пищей разных регионов мира.
Рестораны разных национальных кухонь снискали особую популярность среди интересующихся разными культурами. Часто, вкусовые ощущения от блюд в них довольно далеки от настоящей кухни, ими представляемой.
В-третьих, широкомасштабное промышленное производство создает абсолютно идентичный массовый вкус. Соответственно, современные люди едят сильно однообразно. Хоть и есть в мире абсолютно разные национальные кухни, но массовое производство не может сделать что-то из ряда вон выходящее. Парадокс.
Но, как и прежде, разные социальные классы едят разное, в соответствие с их экономическим и культурным капиталом. Каждый имеет свой вкус и свои предпочтения.
Через совместное питание получает не только развитие социальная интеграция, но и дифференциация. Несмотря на это, еда для нас много значит, не только биологически, но и символически. Хоть символизм всегда и меняется.
С течением времени пища чаще характеризует стандартные социальные моменты, как например кофе-брейки или бизнес-ланчи. Но еда и кухня, в отличие от прошлого, все чаще имеют место быть на передовицах газет и журналов, становится предметом дискуссий в телепрограммах, теперь пища отмечает моду и стиль.
Кулинария перестала быть ежедневной практикой или домашней обязанность, но хобби. Как бы мы сейчас не потеряли в этом процессе символического потребления телевизионной кухни все домашнее искусство, исторически накопленные кулинарные навыки, которые сделали наш мир разнообразнее и, конечно же, вкуснее.
Использованные источники:
1. Влияние организационной культуры вуза на формирование ценностной среды студенческой молодежи с исследовательской точки зрения / С.М. Воронин, Н.А. Воронов, С.В. Новожилова, В.В. Новиков, И.П. Афонин // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2016. № 4 (39). С. 63 - 67.
2. Ежедневник Здоровый Образ Жизни. Гимнастика, питание, голодание, очищение / Якуба Анна. - М.: Питер. 2014. - 163 с.
3. Здоровый образ жизни. Правильное питание / Лариса Текучева. -Москва: Мир. 2014. - 142 с.
4. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М.: КноРус, 2013. - 240 с.
УДК 004.6
Воронцова Д.А бакалавр 4 курса направление «Прикладная информатика» Северный Арктический Федеральный Университет научный руководитель: Пархимович М.А.
доцент Россия, г. Архангельск
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ НА
ОСНОВЕ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ НА ПРИМЕРЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация: в данной статье рассматривается такое понятие, как открытые данные и раскрыта актуальность разработки мобильных приложений на их основе на примере Архангельской области.
Ключевые слова: Открытое правительство, Программное обеспечение (ПО), JSON, Открытые данные, мобильное приложение
Vorontsova D.A. bachelor
4year, direction "AppliedInformatics" Northern Arctic Federal University Russia, Arkhangelsk Scientific adviser: M. Parchimovich assistant professor CURRENT DEVELOPMENT OF DEVELOPMENT OF MOBILE APPLICATIONS BASED ON OPEN DATA ON THE EXAMPLE OF THE ARKHANGELSK REGION
Annotation: this article deals with such concept as the open data and reveals the urgency of developing mobile applications on their basis.
Keywords: Open Government, Software (JSON), Open Data, Mobile Application
Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные организации обладают общественно значимой информацией, разрабатывают и выпускают различные документы, которые подлежат размещению в интернете. Для того, чтобы такие материалы можно было легко использовать для создания на основе их информационных сервисов полезных для бизнеса и граждан, их необходимо публиковать в машиночитаемом формате, обеспечивающим автоматическую обработку опубликованных данных. Размещённые в таком формате материалы считаются открытыми данными. Они становятся пригодными для