Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19: ПОПЫТКА ОСМЫСЛЕНИЯ: ВВЕДЕНИЕ К ТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ'

СОЦИОЛОГИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19: ПОПЫТКА ОСМЫСЛЕНИЯ: ВВЕДЕНИЕ К ТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
484
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19 / СОЦИОЛОГИЯ ПАНДЕМИИ / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ОБЩЕСТВО ГЛОБАЛЬНОГО РИСКА / ПОСТКОВИДНЫЙ МИР

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ядова Майя Андреевна

В статье рассматривается новое направление социального знания - социология пандемии COVID-19. Особое внимание уделяется предметной области, ключевым проблемам и дискурсивным практикам этой субдисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGY OF THE COVID-19 PANDEMIC: AN ATTEMPT TO UNDERSTAND: INTRODUCTION TO THE THEMATIC SECTION

The article considers a new direction of social knowledge - the sociology of the COVID-19 pandemic. Particular attention is paid to the subject area, various key issues and discursive practices of this subdiscipline.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19: ПОПЫТКА ОСМЫСЛЕНИЯ: ВВЕДЕНИЕ К ТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗДЕЛУ»

ТЕМА НОМЕРА: СОЦИОЛОГИЯ ПАНДЕМИИ

УДК 316.1; 316.4

ЯДОВА М.А.* СОЦИОЛОГИЯ ПАНДЕМИИ COVID-19: ПОПЫТКА ОСМЫСЛЕНИЯ: введение к тематическому разделу. DOI: 10.31249/rsoc/2021.02.01

Аннотация. В статье рассматривается новое направление социального знания - социология пандемии COVID-19. Особое внимание уделяется предметной области, ключевым проблемам и дискурсивным практикам этой субдисциплины.

Ключевые слова: социология пандемии COVID-19; социология пандемии; пандемия COVID-19; общество глобального риска; постковидный мир.

YADOVA M.A. Sociology of the COVID-19 pandemic: an attempt to understand: introduction to the thematic section.

Abstract. The article considers a new direction of social knowledge - the sociology of the COVID-19 pandemic. Particular attention is paid to the subject area, various key issues and discursive practices of this subdiscipline.

Keywords: sociology of the COVID-19 pandemic; pandemic sociology; COVID-19 pandemic; global risk society; post-COVID world.

Для цитирования: Ядова М.А. Социология пандемии COVID-19: попытка осмысления: введение к тематическому разделу // Социальные и

* Ядова Майя Андреевна - кандидат социологических наук, заведующая отделом социологии и социальной психологии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: m.yadova@mail.ru

гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11: Социология. - 2021. - № 2. - С. 7-12. DOI: 10.31249/rsoc/2021.02.01

Пандемия COVID-19 - беспрецедентный вызов для человечества, ввергший в системный кризис большинство стран мира. Мы стали участниками грандиозного социального эксперимента -было бы странным, если бы обществоведы не попытались в нем разобраться. Несмотря на то что в современной социологии еще не появилось новых фундаментальных исследований и концепций, посвященных теме пандемии, уже можно говорить о формирующейся на наших глазах новой отрасли социального знания - социологии пандемии (или даже социологии пандемии COVID-19) [см., например: Matthewman, Huppatz, 2020; Connell, 2020; Волков, Курбатов, 2020], предметное поле которой пересекается со сферой интересов таких субдисциплин, как социология катастроф и стихийных бедствий, социология риска, социология безопасности, социология здоровья, социология медицины и т.п. Вместе с тем предмет социологии пандемии уникален и представляет собой всестороннее изучение пандемии (от греч. navS^ia - весь народ) -сильнейшим образом распространившейся общемировой эпидемии. Попробуем поразмышлять над тем, что и как могла бы изучать социология пандемии.

Круг важных для исследователей пандемии тем необычайно широк и прежде всего связан с коронавирусными изменениями и тенденциями. Например, российские социологи Ю.Г. Волков и В.И. Курбатов, систематизировав и обобщив отечественные и зарубежные сценарии развития постковидного мира, в числе ключевых трендов выделяют следующие [Волков, Курбатов, 2020, с. 29]:

- институциональные изменения, связанные с трансформацией структуры общества, а также усилением роли традиционных социальных институтов;

- увеличение влияния государственного сектора в экономике, расширение территориальной национальной государственности;

- формирование общества глобального риска;

- нацеленность на решение вопросов безопасности и проблем, связанных с экономическими последствиями пандемии (бедность, безработица, материальное неравенство и пр.);

- трансформация привычных форм социального взаимодействия (упор на горизонтальные связи, одновременные процессы солидаризации и атомизации общества и пр.);

- тренд на цифровизацию, развитие дистанционных технологий в различных сферах общества;

- влияние коронавирусного кризиса на психическое здоровье людей.

По словам специалистов, уже выработался особый язык пандемии и сложились определенные дискурсивные практики. «Новая нормальность», вобравшая в себя реалии борьбы с коронавирусом, вынуждает исследователей активно использовать военные метафоры: тех, кто борется с постковидными последствиями (медиков, волонтеров и пр.), считают героями, находящимися на линии фронта; заболевших или умерших воспринимают как раненых или погибших; маски, перчатки и дезинфицирующие гели становятся средствами индивидуальной защиты, сохраняющими «боеспособность» человечества [Craig, 2020]. Определенную интригу добавляет сходство происходящего с антиутопическими мирами, описанными в произведениях фантастов. К тому же жанр антиутопии требует выработки специальных терминологии и изобразительно-выразительных средств для описания новых пугающих явлений. Вероятно, сугубо научный подход в этом случае выглядит недостаточным. Его могло бы дополнить то, что принято называть социологическим воображением [Миллс, 2001], т.е. специфический взгляд ученого на, казалось бы, уже хорошо известные вещи, умение увидеть в обыденном скрытые смыслы и взаимосвязи. Профессор Р. Коннелл из Сиднейского университета считает полезным инициативы, связанные с социологической фантастикой (например, So Fi Zine1): по ее мнению, подобные проекты способствуют развитию более творческого социального мышления [Connell, 2020, p. 750].

Открывают заглавный тематический раздел этого номера тексты общетеоретического характера, ставящие перед собой задачу

1 So Fi Zine - это независимое издание социологической фантастики, поэзии, изобразительного искусства и пр., своего рода творческая площадка для обществоведов, стремящихся к искусству на основе результатов своих исследований. Подробнее см.: So Fi Zine. - Mode of access: https://sofizine.com/ (accessed: 10.02.2021).

осмыслить вызванные пандемией COVID-19 социальные трансформации сквозь призму социологии, социальной психологии и смежных социальных наук. В обзоре Е.В. Якимовой рассматриваются предпринятые обществоведами концептуальные объяснения последствий пандемии в общемировом и локальном масштабах, а также выработанные ими практические рекомендации политикам и социальным лидерам. В работе Ю.В. Никуличева делается попытка проанализировать социально-демографическое измерение пандемии. Опираясь на многолетнюю историю пандемий, автор выдвигает идею «патогенности» современной цивилизации.

Следующая часть материалов носит проблемный характер и посвящена тем или иным аспектам жизни в эпоху коронавируса. Так, в обзоре А.Ю. Долгова рассматриваются последствия масштабного внедрения цифровых технологий в социальную жизнь в период пандемии COVID-19. Обсуждаются новые формы межличностных взаимоотношений и риски, связанные с повсеместной цифровизацией. Отмечается амбивалентность «цифровых эффектов» пандемии: с одной стороны, новые технологии предоставили хорошие возможности для преодоления вызванных пандемией ограничений, с другой - чрезмерные цифровизация и алгоритмизация социальной жизни угрожают правам и свободам личности.

Эту тему продолжает обзор А.М. Торотоевой и М.А. Ядовой, посвященный постковидной цифровой трансформации высшего образования в Великобритании, Южной Корее и России. По мнению авторов, легкость перехода на дистанционное обучение зависит от массы факторов: уровня социально-экономического, технологического развития, культурных особенностей того или иного общества и даже степени психологической подготовленности населения. Сравнение мер готовности российских и передовых зарубежных вузов к цифровым нововведениям обнаруживает существенное отставание отечественного образования. Российской системе высшего образования, вероятно, придется преодолеть немало трудностей, чтобы осуществить полноценный переход к инновационным моделям обучения, сохранив при этом лучшие традиции отечественной университетской культуры.

В центре внимания О.Н. Пряжниковой - усиление тендерного неравенства в условиях пандемии COVID-19. В результате пандемии степень уязвимости женщин существенно возросла. Это

касается как профессиональной (риск безработицы, увеличение профессиональной нагрузки на представительниц некоторых «женских» профессий, например медсестер, сиделок и др.), так и бытовой (вызванная карантинами дополнительная бытовая нагрузка на семейных женщин, рост домашнего насилия) сфер жизни.

Я.В. Евсеева в своей работе фокусируется на одной из наиболее депривированных сегодня социодемографических групп - пожилых людях. Среди основных вопросов, поднимаемых в обзоре Я.В. Евсеевой: социальные практики взаимодействия с пожилыми в это непростое время; новая реальность в представлениях и ощущениях пожилых людей, их адаптационные стратегии; несовершенство существующей системы оказания медико-социальных услуг немолодым клиентам и необходимость ее реформирования; угроза ковидных геронтологических стереотипов; жизненные перспективы старших возрастных когорт после пандемии.

Еще одной специфической проблемой, порожденной пандемией, стала «эпидемия» фейков и слухов о новой инфекции: это явление носит название инфодемии. К сожалению, циркулирующие в киберпространстве огромные потоки ложной информации не только отрицательно влияют на психическое и физическое здоровье интернет-пользователей, но и препятствуют борьбе с СОУГО-19 в целом. Негативные последствия инфодемии и способы их минимизации - предмет обсуждения работы, подготовленной А.А. Раренко и В.О. Воронцовой.

Наконец, в реферате статьи французского исследователя Ж.-Ф. Дюмона РитоП:, 2020] обсуждается процесс сворачивания чрезмерной мобильности населения в новых условиях. Автор исходит из представления о том, что начиная с 1990-х годов гипермобильность населения была вызвана интенсификацией глобали-зационных процессов. Сможет ли пандемия положить конец этому тренду, размышляет Дюмон.

Резюмируя, отметим, что современные социологи пока не слишком преуспели в постановке адекватного «диагноза» состоянию коронавирусного мира и выработке эффективных рекомендаций по преодолению последствий пандемии СОУГО-19. Вместе с тем вектор движения намечен: исследователям необходимо стремиться к более точным прогнозным расчетам для проектирования устойчивых и гуманистически ориентированных социальных си-

стем, способных противостоять дальнейшим глобальным кризисам, которых в XXI в., скорее всего, будет немало.

Список литературы

Волков Ю.Г., Курбатов В.И. Глобальная социология пандемии : отечественные и зарубежные сценарии и тренды послекоронавирусного мира // Гуманитарий Юга России. - 2020. - Т. 9, № 2. - С. 17-32.

Миллс Ч.Р. Социологическое воображение / пер. с англ. О.А. Оберемко ; под общ. ред. и с предисл. Г. С. Батыгина. - М. : NOTA BENE, 2001. - 264 с.

ConnellR. COVID-19 / sociology // J. of sociology. - 2020. - Vol. 56, N 4. -P. 745-751.

Craig D. Pandemic and its metaphors : Sontag revisited in the COVID-19 era // European j. of cultural studies. - 2020. - Vol. 23, N 6. - P. 1025-1032.

Dumont G.-F. COVID-19 : la fin de la géographie de l'hypermobilité? // Les analyses de population et avenir. - 2020. - Vol. 1 1, N 29. - P. 1-13.

Matthewman S., Huppatz K. A sociology of Covid-19 // J. of sociology. - 2020. -Vol. 56, N 4. - P. 675-683.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.