■ ■ ■ СОЦИОЛОГИЯ ОНЛАЙН ИЛИ ОФЛАЙН КОММУНИКАЦИЙ: ПО МАТЕРИАЛАМ ДИСКУССИИ НА ГРУШИНСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ - 2021
Платонова А.П.
ООО «ТД «РусСпецЭлектрод», Москва, Российская Федерация
Аннотация. В статье приводятся результаты обсуждения социологии онлайн и офлайн на секции XI Грушинской социологической конференции «2021: пересборка социального, или насколько дивным будет новый мир?», которая проводилась 17-22 мая 2021 г. Секция «Социология: онлайн или офлайн?» была сфокусирована на обсуждении новых трендов в онлайн-социологии, качестве и валидности данных в онлайн-исследованиях.
С появлением обратной связи на веб-сайте программное обеспечение для онлайн-опросов и инструменты для анкетирования превратились в нечто совершенно иное. Начав как решение в большей степени в области традиционных инструментов опроса с длинными списками вопросов и анонимными респондентами, программное обеспечение для онлайн-опросов сумело трансформировать анкеты в сторону большей воспринимаемости онлайн-респондентами. Растущая популярность онлайн-опросов также объясняется тем фактом, что при использовании доступных программных средств обеспечения для онлайн-опросов появляется возможность быстро связаться с целевой аудиторией и собрать отзывы пользователей.
Ключевые слова: онлайн-социология, социолог, офлайн-социология, репрезентативность, онлайн-исследования, фокус-группа, контент-анализ.
Для цитирования: Платонова А.П. Социология онлайн или офлайн коммуникаций: по материалам дискуссии на грушинской конференции -2021//Коммуникология: электронный научный журнал. 2020. Том 6. No 1. C.83-92.
Сведения об авторе: Платонова Антонина Петровна, кандидат социологических наук, Заместитель генерального директора ООО «ТД «РусСпецЭлектрод». Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, 84. Тел.: +7 (926) 386-63-29. Е-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию: 06.09.2020. Принята к печати: 30.03.2021.
Введение
Одним из наиболее широко используемых методов опроса, онлайн-опрос, является систематический сбор данных от целевой аудитории, характеризующийся приглашением респондентов и заполнением анкеты через Всемирную паутину. В течение последних нескольких лет многие
компании использовали Интернет для проведения всевозможных исследований по всему миру. Будь то рыночные или научные исследования, онлайн-опрос стал более быстрым способом сбора данных от респондентов по сравнению с другими методами опроса, такими как метод бумаги и карандаша и личные интервью. Помимо этого преимущества, веб-опрос также представляет другие плюсы и преимущества для всех, кто хочет провести опрос. Однако следует учитывать преимущества и недостатки метода онлайн-опроса. К преимуществам относятся: простота сбора данных; минимальные затраты; автоматизация ввода и обработки данных; увеличение числа ответивших (из-за удобства ответа со своим темпом, временем и предпочтениями); гибкость дизайна. Недостатками онлайн-опроса являются: отсутствие интервьюера (невозможность задавать открытые вопросы); неспособность обеспечить равную возможность войти в выборочную совокупность (респонденты, не имеющие доступа к Интернету); возможные случаи мошенничества при обследовании (ответы за вымышленное лицо или ради получения только ради денег).
XI Грушинская социологическая конференция - перезапуск социологии
Год 2020 драматичным образом повлиял на развитие нашего общества и мира в целом. C 17 по 21 мая 2021 года прошла XI Грушинская социологическая конференция, посвящённая анализу трендов, отражающих переход общества в новый постковидный мир. Не случайно ее название «2021: пересборка социального, или насколько дивным будет новый мир?» Тематические линейки мероприятий включали в себя: «Digital -искусственная социальность, публичное управление, диджитл в медиа и культуре»; «Пересборка социального - образование, здоровье, молодежь, гражданское общество, религиозность»; «Мобильности - физические и виртуальные мобильности, мигранты, (де)урбанизация»; «Повседневность пандемии - наблюдения и осмысление, доверие, изменения на рынках труда, путешествий, развлечений и потребления, потребительский модерн в постковиде»; специальный стрим под эгидой ESOMAR - изменения на рынках труда, путешествий, развлечений и потребления, потребительский модерн в постковиде; «Индустриальный: перезапуск социологии» -социология онлайн и офлайн, качественные исследования, конструирование образа будущего в исследованиях, исследования PRO BONO, книжная зависимость; мероприятия «на полях» конференции - мероприятия, посвященные развитию Арктики, фронтирной социологии, этносоциологии (памяти Л. Дробижевой).
Онлайн-социология и онлайн-исследования
Остановимся на работе секции «социология: онлайн или офлайн», где обсуждались новые тренды в онлайн-социологии, качество и валидность данных в онлайн-исследованиях. Участники секции пытались дать ответы на вопросы: возможно ли, используя методы онлайн-социологии, проводить масштабные региональные и всероссийские опросы? Можно ли принимать важнейшие управленческие решения, опираясь на данные онлайн социологии? И главное - стоит ли говорить, что за онлайн-социологией уже наше настоящее?
Открыла секцию программный директор, руководитель направления Социология АНО «Диалог» Е. Удалова, которая предложила и обсудить методологические вопросы, проблемы, сложности и возможности, возникающие в связи с текущим положением дел и изменением в окружающей среде, с технологическим прогрессом.
К. Абрамов (гендиректор Фонда ВЦИОМ) подчеркнул, что есть крупные технологические IT-гиганты, которые будут продвигать свои экосистемы, развивать исследования. Он выразил беспокойство в отношении того, что часть россиян не пользуется интернетом. Социально активные личности социализируются через различные инструменты прямой или представительской демократии. «Соответственно, перед нами стоит задача, как сделать опросы, онлайн-опросы, которые, в принципе, маркетинговые структуры уже сделали очень утилитарными, эффективными, - как сделать так, чтобы опросы социально-политического характера в ближайшей перспективе тоже вышли на уровень репрезентативности». Он сконцентрировал внимание присутствующих на том, что одним из самых перспективных методов является метод онлайн-исследований, подчеркнув, что классическая социология будет оставаться востребованной и для нее будет своя ниша даже в новом цифровом мире.
Е. Куроедова (ООО «Amber Data») остановилась на опыте проведения онлайн-исследований, при проведении которых есть возможность, получать информацию о респондентах неопросными методами. Это то устройство, с которого пользователь проходит опрос, операционная система и география пользователя, откуда он этот опрос проходит. Также это социально-демографические характеристики, которые не обязательно должны включать в анкету опросов, это пол, возраст, социальное положение, детность и так далее, это интересы, которые он проявляет в интернете, это и коммерческие интересы - по онлайн покупкам в магазинах и такие общие интересы как к новостям, к новостям каких разделов, фильмам и так далее и история посещения сайтов пользователем, его цифровой след, который он оставляет. Если же эти показатели не будут использоваться в корреляционном анализе, то необходимость в них практиченски отпадает. «Всю эту информацию можно получить, не задавая дополнительных вопросов пользователям. Это первое. Второе - это необходимость при
возможности сокращать анкету, не давать слишком длинные анкеты респондентам. Третье - это понимать, что значения, которое мы получим, будут ниже, чем при офлайн-социологии. И последнее - это, что возможно на этих пользователях проводить повторные опросы».
Риски онлайн-социологии
Д. Рассадина (АНО «Диалог»), остановилась на преимуществах, ограничениях и основных рисках онлайн-социологии. «Стоит сказать, что актуализация, большее распространение онлайн-социологии прежде всего зависело от трех основных факторов. Первое - это всем известный фактор: развиваются технологии, появляются новые каналы и ресурсы, соответственно, новые подходы к проведению исследований. Второй немаловажный фактор, который уже отмечали - доступность интернета. Третье - это, конечно же, вызовы пандемии». Учитывая, что офлайн-социология во время пандемии не могла проводить те или иные исследования, онлайн-социология как раз популяризировалась, она позволяла не только безопасно проводить исследования, но это был практически один из единственных способов узнать про общественное мнение. «Основные преимущества, которые мы выделяем в онлайн-социологии. Во-первых, это скорость. Онлайн-социология позволяет за очень короткий промежуток времени собрать очень большой массив данных. Причем стоит отметить, что онлайн-социология обладает таким свойством, как одномоментность, то есть в зависимости от тех ресурсов, которые мы имеем, мы можем сделать моментальную фотографию нашего общества, построить выборку, которая будет репрезентировать ту или иную группу населения. Во-вторых, преимуществом онлайн-социологии является охват и тематика. Если говорить про охват, то тут у нас нет ограничений, мы можем опрашивать любые группы населения, это маргинальные какие-то группы и те группы, которые недоступны в большинстве случаев офлайн-социологии».
Модератор Е. Искакова (генеральный директор ООО «ВОКС») затронула вопрос о том, как удержать респондента на интервью и как повысить возможность отклика на исследования при рекрутинге. «В большинстве стран или в крупных компаниях, когда мы говорим о репрезентативных выборках, это, прежде всего, случайные выборки. В случае с онлайн-опросами мы пока говорим о потоковой выборке, но для нас тема удержания респондента и повышение достижимости, на мой взгляд, также актуальна».
Развитие региональной онлайн-социологии
К. Дивеева (ЦУР, Красноярский край, АНО «Диалог Регионы) коснулась региональной онлайн-социологии. «Возможна ли все-таки на сегодняшний день именно региональная онлайн-социология, ответ - да,
возможна на уровне регионов, особенно если это рассматривать с точки зрения доступности интернет-аудитории. Мы достучались-таки до респондентов из той самой глубинки, собирали их мнение, повышали уровень представленности таких удаленных населенных пунктов в общей выборке, но нельзя не отметить, что все-таки на сегодняшний день методология онлайн-опросов требует дальнейшего совершенствования основных ее принципов и инструментов анализа».
Качественное применение по-новому качественных методов
В. Романенко (ЦУР, Санкт-Петербург, АНО «Диалог Регионы») в выступлении «Цифровизация социологической классики: новые-старые методы качественных исследований» остановилась на фокус-группах и контент-анализе медиа. Развитие информационно-коммуникационных технологий привело к тому, что появилась возможность общаться с респондентами через интернет, примерно в том же стиле, в каком с ними можно общаться офлайн. Респонденты могут взаимодействовать между собой, а фокус-группа в онлайн-режиме напоминает классическую фокус-группу благодаря новым техническим средствам. Тем не менее, здесь есть специфические черты. Исследователь должен четко следить за тем, чтобы гайд беседы соответствовал задачам, целям и таймингу. Очень затянутая по а времени фокус-группа в онлайн-режиме может быть достаточно резко покинута участниками. Что касается контент-анализа медиа, то дизайн исследования с переходом количественно-качественного метода в онлайн-среду изменился, появились доступы к большим массивам данных. Появилось программное обеспечение, которое помогает анализировать эти большие массивы. Однако здесь по-прежнему требуется участие исследователя. «В общем-то, очень много плюсов, но, так или иначе, исследователь должен осознавать не только эти плюсы, но еще и некоторые ограничения. И в принципе, насколько, когда и как нужно применять тот или иной метод. Должен уметь выбирать от задачи, формат работы онлайн-или офлайн-формат. И в принципе, конечно же, нужно избегать стремления к неоправданной автоматизации аналитики, которая может идти в ущерб качественной ориентации в методологии, если мы речь ведем именно о качественном характере наших исследований».
В. Звоновский (президент Фонда социальных исследований) остановился на онлайн-исследованиях. «Наша задача описать поведение различных социальных групп и получить адекватное представление об этих социальных группах. При этом мы понимаем, что в интернете находятся, имеют доступ к нему не все социальные группы, соответственно, когда мы говорим о репрезентативности, то должны понимать, хотя бы, что мы репрезентируем». Выступающий подчеркнул, что у индустрии онлайн-опросов есть возможности и перспективы развития, одна из проблем -
недостаток специалистов, которые могли бы реализовать эти возможности. Е. Удалова в завершающем выступлении поблагодарила присутствующих за участие и предложила в следующем году провести подведение итогов большого эмпирического опыта.
Заключение
С появлением обратной связи на веб-сайте программное обеспечение для онлайн-опросов и инструменты для анкетирования превратились в нечто совершенно иное. Начав как решение в большей степени в области традиционных инструментов опроса с длинными списками вопросов и анонимными респондентами, программное обеспечение для онлайн-опросов каким-то образом сумело трансформировать анкеты в сторону большей воспринимаемости онлайн-респондентами. Растущая популярность онлайн-опросов также объясняется тем фактом, что при использовании доступных программных средств обеспечения для онлайн-опросов появляется возможность быстро связаться с целевой аудиторией и собрать отзывы пользователей.
Выбор подходящего программного обеспечения для онлайн-опросов или инструмента для анкетирования для конкретных целей может быть довольно сложным, особенно учитывая, что многие из предлагаемых инструментов предоставляют одни и те же шаблоны. Также есть некоторые различия между возможностями, которые предоставляют платные и бесплатные версии. При таком выборе следует обратить внимание на возможности версий. Платные версии программного обеспечения для онлайн-опросов предлагают дополнительные возможности, такие как:
• Survey logic - логика опроса - платные инструменты часто предоставляют возможность добавить дополнительный вопрос. Это основано на ответе, который вы предоставили на предыдущий вопрос. Это также называется маршрутизацией вопросов.
• Экспорт данных - существует несколько инструментов, которые не позволят вам экспортировать данные опроса, если использовать бесплатную версию.
• Пользовательский логотип - возможность превращения логотипа инструмента своим собственным. В большинстве платных версий это возможно.
• Больше типов вопросов - хотя бесплатные инструменты опроса предлагают множество типов вопросов, включая множественный выбор, рейтинги, раскрывающиеся списки и переключатели, платные версии, как правило, предлагают значительно больший спектор типов и форм задаваемых вопросов и получения ответов.
Источники
Борисова С.Ф. (2002). Компьютер и интернет для социолога. Н. Новгород. 180 с.
Давыдова. (2010). М: РИЦ «Северо-Восток», 327с.
Докторов Б. (2000). Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия //Телескоп. №4. С.31.
Кейп П. (2010). Возможности применения Flash шкал в онлайн исследованиях //Онлайн исследования в России 2.0. М., 127 с.
Корытникова Н.В. (2012). Методика онлайн-опроса пользователей Интернета, М.,
155 с.
Мавлетова А. М. (2010). Социологические опросы в сети Интернет: возможности построения типологии // Социология,.№31. 161 с.
Мавлетова А.М. (2009). Борьба за качество и надежность данных в онлайн исследованиях: основные результаты панельной конференции CASRO 2009//0нлайн исследования в России 2 / Под ред. А.В. Шашкина,,И.Ф. Девятко, С.Г.
Мамыкин А.А. (2005). Стратегия и тактика маркетинга в Интернет// Маркетинг в России и за рубежом. № 2 29 с.
Никуткина К.М., Привалова А.О. (2009). Западные количественные исследования фрилансеров: профессиональный обзор // Экономическая социология, № 1. 134 с.
Романович Н.А. (2005). Ситуация опроса глазами респондента // Социологические исследования, № 2. 36 с.
См. Докторов Б. (2000). Онлайновые опросы: обыденность наступившего столетия // Телескоп. №4. [online].
См. Жичкина А.Е. (1997). Теория, практика и методология опросов в Интернет. [online]; Coomber R. Using the Internet for survey research // Sociological Research Online. 1997. Vol. 2, No. 2. [online]; Hamman R. The application of ethnographic methodology in the study of cybersex // Cybersociology Magazine. No. 1. 10 Oct. [online] и
др.
Социологические опросы в интернете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: (дата обращения - 22.07.2021).
Стребков Д.О. Социологические опросы в Интернете: возможности и ограничения [Электронный ресурс] - Режим доступа: (дата обращения - 22.07.2021)
Чесноков С. (2000). Аудитория Интернета в России: измерения и ральность, «Broadcasting». №3. 91 с.
Шарков Ф.И. (2009). Интерактивные электронные коммуникации (возникновение «Четвертой волны». М.: Дашков и Ко, 260 с.
Шарков Ф.И. (2020). Научно-инновационная парадигма гуманистически ориентированной цифровизации медиапространства профессора С.А. Кравченко (по материалам книги «Социология цифровизации» //Коммуникология: электронный научный журнал. Т. 5. № 4. С. 80-93.
Шурыгина И.И. (2006). Интернет-пространство свободы выбора // Онлайн исследования в России: тенденции и перспективы / Под редакцией Шашкина А.В. и Поздняковой М.Е. М. Изд-во Института социологии РАН, 171 с.
Эйдман И.В. (2007). Прорыв в будущее: Социология интернет-революции. М.: ОГИ, 384 с.
Harvey A. What researchers think about online research [online]; цит. по: Докторов Б. Указ. соч.
Borisov S.F. (2002). Computer and internet for the sociologist. - Nizhny Novgorod. P.180
Cape P. (2010). Applications Flash scales in online research // Online research in Russia 2.0. M., P. 127.
Chesnokov S. (2000). Internet audience in Russia: measurement and chirality. «Broadcasting». №3. P.91.
Doktorov B. (2000). Online Surveys: ordinariness of the new century // Telescope. №4
p.31
Eydman I . V. (2007). Breakthrough to the Future: Sociology Internet revolyutsii. M.: OGI,
P. 38.
Korytnikova N.V. (2012). Methods of online survey research of Internet users, M. P.155. Mamykin A.A. (2005). Strategy and tactics of marketing on the Internet // Marketing in Russia and abroad. № 2, pp.29.
Mavletova A.M. (2010). Opinion polls on the Internet: the possibility of building typology In: Sociology. №31. P. 161.
Mavletova A.M. (2010). The struggle for quality and reliability in online studies: the main results of the conference panel CASRO 2009. In: Online research in Russia 2 / Ed. AV Shashkina, IF. Nine, SG Davydov. M: RIP «Northeast», pp.327.
Nikutkina K.M, Privalov A. O. (2009). Western quantitative research freelancers: professional review. In: Economic sociology. T. 10. № 1. P. 134.
Romanovich. N .A. (2005). Situation through the eyes of the survey respondents //Sociological studies. № 2. P.36.
Shurygina I. I. (2006). Internet - a space of freedom of choice // Online research in Russia: trends and prospects / Edited by AV Shashkina and Pozdnyakova ME - M., Publishing House of the Institute of Sociology. P.171.
Turkle Sh. (1995). Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. P. 324.
■ ■ ■ SOCIOLOGY OF ONLINE OR OFFLINE COMMUNICATIONS: BASED ON THE MATERIALS OF THE DISCUSSION AT THE GRUSHINSKAYA CONFERENCE - 2021
Platonova A. P.
OOO « TD Russpetselektrod», Moscow, Russian Federation
Abstract. The article presents the results of the discussion of sociology online and offline at the section of the XI Grushinsky Sociological Conferences 2021: the reassembly of the social, or how brave will the new world be?, which was held on May 17-22, 2021. The section «Sociology: online or offline?» was focused on discussing new trends in online sociology, the quality and validity of data in online With the advent of feedback on the website, online survey software and survey tools have turned into something completely different. Starting as a solution to a greater extent in the field of traditional survey tools with long lists of questions and anonymous respondents, online survey software has managed to transform questionnaires towards greater perception by online respondents. The growing popularity of online surveys is also explained by the fact that when using available software for online surveys, it becomes possible to quickly contact the target audience and collect user reviews.research.
Keywords: online sociology, sociologist, offline sociology, representativeness, online research, focus group, content analysis.
For citation: Platonova A. P. Sociology of Online or Offline Communications: based on the materials of the discussion at the Grushinskaya Conference —2021. In: Communicology: electronic scientific journal. 2021. Vol. 6. No 1. P.83-92.
Inf. about the author: Platonova Antonina Petrovna, Candidate of Sociological Sciences, Deputy General Director of LLC «TD Russpetselektrod».. Address: 84 Vernadsky Avenue, Moscow, 119571. Tel.: +7 (926) 386-63-29. E-mail: [email protected]
Received: 06.09.2020. Accepted: 30.03.2021. References
Borisova S.F. (2000). Computer and Internet for a sociologist.180 p . (In Rus.). Cape P. (2010). Applications Flash scales in online research // Online research in Russia 2.0. M., P. 127.
Cape P. (2010). Possibilities of using Flash scales in online research //Online research in Russia 2.0. M., 127 p. (In Rus.).
Chesnokov S. (2000). Internet audience in Russia: measurement and chirality. «Broadcasting». №3. P.91.
Chesnokov S. (2000). Internet audience in Russia: measurements and profitability, «Broadcasting». No.3. 91 p. (In Rus.).
Davydova. (2010). M: RIC "North-East", 327c. (In Rus.).
Doctors B. (2000). Online surveys: the routine of the coming century //Telescope. No. 4. P. 31. (In Rus.).
Doktorov B. (2000). Online Surveys: ordinariness of the new century // Telescope. №4
p.31
Eidman I.V. (2007). Breakthrough into the future: The Sociology of the Internet Revolution. Moscow: OGI, 384 p. (In Rus.).
Eydman I . V. (2007). Breakthrough to the Future: Sociology Internet revolyutsii. M.: OGI,
P. 38.
Harvey A. What researchers think about online research [online]; cit. by : Doctors B. Decree. op. (In Rus.).
Korytnikova N.V. (2012). Methodology of online survey of Internet users, M., 155 p. (In
Rus.).
Korytnikova N.V. (2012). Methods of online survey research of Internet users, M. P.155. Mamykin A.A. (2005). Strategy and tactics of marketing on the Internet // Marketing in Russia and abroad. № 2. P. 29.
Mamykin A.A. (2005). Strategy and tactics of marketing on the Internet // Marketing in Russia and abroad. No. 2. 29 p . (In Rus.).
Mavletova A.M. (2009). The struggle for the quality and reliability of data in online research: the main results of the CASRO 2009 panel conference//Online research in Russia 2 / Edited by A.V. Shashkin,I.F. Devyatko, S.G. (In Rus.).
Mavletova A.M. (2010). Opinion polls on the Internet: the possibility of building typology In: Sociology. №31. P. 161.
Mavletova A.M. (2010). Sociological surveys on the Internet: the possibilities of building a typology // Sociology. No.31. 161 p. (In Rus.).
Mavletova A.M. (2010). The struggle for quality and reliability in online studies: the main results of the conference panel CASRO 2009. In: Online research in Russia 2 / Ed. AV Shashkina, IF. Nine, SG Davydov. M: RIP «Northeast», pp. 327.
Nikutkina K.M, Privalov A. O. (2009). Western quantitative research freelancers: professional review // Economic sociology. T. 10. № 1. P. 134.
Nikutkina K.M., Privalova A.O. (2009). Western quantitative studies of freelancers: a professional review // Economic Sociology, No. 1. 134 p. (In Rus.).
Romanovich N.A. (2005). The situation of the survey through the eyes of the respondent // Sociological research, No. 2. 36 p. (In Rus.).
Romanovich. N .A. (2005). Situation through the eyes of the survey respondents //Sociological studies. № 2. P.36.
See Doctors B. (2000). Online surveys: the routine of the coming century // Telescope. No. 4. [online]. (In Rus.).
See Zhichkina A.E. (1997). Theory, practice and methodology of Internet surveys. [online]; Coomber R. Using the Internet for survey research // Sociological Research Online. 1997. Vol. 2, No. 2. [online]; Hamman R. The application of ethnographic methodology in the study of cybersex // Cybersociology Magazine. No. 1. 10 Oct. [online], etc. (In Rus.).
Sharkov F.I. (2009). Interactive electronic communications (the emergence of the «Fourth wave». M.: Dashkov and Co., 260 p. (In Rus.).
Sharkov F.I. (2020). The scientific and innovative paradigm of humanistically oriented digitalization of the media space by Professor S.A. Kravchenko (based on the materials of the book «Sociology of Digitalization» //Communicology: electronic scientific Journal. Vol. 5. No. 4. pp. 8093. (In Rus.).
Shurygina I. I. (2006). Internet - a space of freedom of choice // Online research in Russia: trends and prospects / Edited by AV Shashkina and Pozdnyakova ME - M., Publishing House of the Institute of Sociology,.P. 171.
Shurygina I.I. (2006). Internet space of freedom of choice // Online research in Russia: trends and prospects / Edited by Shashkin A.V. and Pozdnyakova M.E. M. Publishing House of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 171 p. (In Rus.).
Sociological surveys on the Internet [Electronic resource]. Access mode: (date of application. 22.07.2021). (In Rus.).
Strebkov D.O. Sociological surveys on the Internet: opportunities and limitations [Electronic resource] - Access mode: (date of application - 22.07.2021). (In Rus.).
Turkle Sh. (1995). Life on the Screen: Identity in the Age of the Internet. P. 324.
■ ■ ■ КОММУНИКАТИВНАЯ РОЛЬ СМИ: НА ПРИМЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНО-БЫТОВОГО НАСИЛИЯ
Гоголева С.Д.
Студенческое движение «Студенты Москвы»
Аннотация. Современное медиапространство отображает социальные интересы и мнения в обществе. Растущая роль средств массовой информации как социального института влияет на формирование общественного мнения по различным общественным проблемам, в частности по проблеме семейно-бытового насилия. Актуальной задачей сегодня является принятие закона о профилактике семейно-бытового насилия. СМИ играют при этом важную роль, не только указывая на существование проблемы, но и способствуя повышению