Научная статья на тему 'ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВ В ВИРТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ'

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВ В ВИРТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
129
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО / ПРЕДСТАВИТЕЛИ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВ / ВИРТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ «ВКОНТАКТЕ» / ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВА / СМАРТФОН

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волобуев Сергей Сергеевич

Целью исследования выступает изучение вовлеченности представителей социально ориентированных бизнес-сообществ в виртуальные социальные сети. Данные коммуникативные площадки играют все большую роль в жизни общества. За последние годы выросло количество пользователей виртуальных социальных сетей, а время, которое они проводят в них, увеличилось. Данное явление ведет к отражению всех сторон офлайн-жизни в онлайн-среде, что стимулирует представителей бизнес-сообществ организовывать свою деятельность в виртуальных социальных сетях. В статье описаны особенности использования подобных цифровых ресурсов представителями социально ориентированных бизнес-сообществ. Выявлены социально-демографические показатели, которые были сопоставлены с аналогичными данными исследований авторитетных зарубежных и отечественных ученых. В исследовании был применен метод онлайн-анкетирования посредством google-форм. Полученные данные могут быть полезны как для органов власти, оказывающих поддержку социальному предпринимательству, так и для самих социально ориентированных представителей бизнес-сообществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVEMENT OF SOCIALLY-ORIENTED BUSINESS COMMUNITIES REPRESENTATIVES TO VIRTUAL SOCIAL NETWORKS

The aim of the study is to investigate the involvement of socially-oriented business communities representatives to virtual social networks. Virtual social networks are playing an increasingly important role in the life of society. In recent years, not only the number of users of virtual social networks has increased, but also the time they spend in them on average during the day. This phenomenon leads to a reflection of all aspects of offline lifestyle within an online space, thus encouraging business communities members to organize their activities in virtual social networks. The paper describes the specifics concerning the use of such digital resources by socially-oriented business communities. Socio-demographic indicators were identified and compared with similar research data of authoritative foreign and domestic scientists. The study applied the online questionnaire method via Google forms. The data obtained can be useful both for the authorities supporting social entrepreneurship as well as for the socially oriented representatives of the business communities themselves.

Текст научной работы на тему «ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВ В ВИРТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 37-41. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 7. P. 37-41.

Научная статья УДК 316.45

https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.6

Вовлеченность представителей социально ориентированных бизнес-сообществ

в виртуальные социальные сети

Сергей Сергеевич Волобуев

Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Россия, trust-power@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4446-8249

Аннотация. Целью исследования выступает изучение вовлеченности представителей социально ориентированных бизнес-сообществ в виртуальные социальные сети. Данные коммуникативные площадки играют все большую роль в жизни общества. За последние годы выросло количество пользователей виртуальных социальных сетей, а время, которое они проводят в них, увеличилось. Данное явление ведет к отражению всех сторон офлайн-жизни в онлайн-среде, что стимулирует представителей бизнес-сообществ организовывать свою деятельность в виртуальных социальных сетях. В статье описаны особенности использования подобных цифровых ресурсов представителями социально ориентированных бизнес-сообществ. Выявлены социально-демографические показатели, которые были сопоставлены с аналогичными данными исследований авторитетных зарубежных и отечественных ученых. В исследовании был применен метод онлайн-анкетирования посредством google-форм. Полученные данные могут быть полезны как для органов власти, оказывающих поддержку социальному предпринимательству, так и для самих социально ориентированных представителей бизнес-сообществ.

Ключевые слова: виртуальные социальные сети, бизнес-сообщество, представители социально ориентированных бизнес-сообществ, виртуальная социальная сеть «ВКонтакте», онлайн-сообщества, смартфон

Для цитирования: Волобуев С.С. Вовлеченность представителей социально ориентированных бизнес-сообществ в виртуальные социальные сети // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 37-41. https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.6.

Original article

Involvement of socially-oriented business communities representatives

to virtual social networks

Sergey S. Volobuev

North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia, trust-power@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-4446-8249

Abstract. The aim of the study is to investigate the involvement of socially-oriented business communities representatives to virtual social networks. Virtual social networks are playing an increasingly important role in the life of society. In recent years, not only the number of users of virtual social networks has increased, but also the time they spend in them on average during the day. This phenomenon leads to a reflection of all aspects of offline lifestyle within an online space, thus encouraging business communities members to organize their activities in virtual social networks. The paper describes the specifics concerning the use of such digital resources by socially-oriented business communities. Socio-demographic indicators were identified and compared with similar research data of authoritative foreign and domestic scientists. The study applied the online questionnaire method via Google forms. The data obtained can be useful both for the authorities supporting social entrepreneurship as well as for the socially oriented representatives of the business communities themselves.

Keywords: virtual social networks, business community, socially oriented representatives, virtual social network VKontakte, online communities, smartphone

For citation: Volobuev S.S. Involvement of socially-oriented business communities representatives to virtual social networks// Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 7. P. 37-41. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.6.

Виртуальные социальные сети набирают все большую популярность среди населения планеты. Соответственно, и представители социально ориентированных бизнес-сообществ все больше используют онлайн-направление в своей деятельности. Так, согласно исследованию виртуальных социальных сетей исследовательскими центрами «Hootsuite» и «We Are Social», результаты которого опубликованы в отчете «The Digital 2021 Global Overview Report», социальные сети приобрели еще большее значение в обществе за 2020 г. Так, доля пользователей виртуальных социальных сетей за этот период возросла на 13 %. В количественном значении это составляет 490 млн человек [1].

Представители социально ориентированных бизнес-сообществ были выбраны в качестве предмета и целевой аудитории исследования ввиду того, что они имеют ключевое значение для общества в условиях кризиса и роста числа социальных проблем. А развитие и выстраивание новых связей между представителями социально ориентированных бизнес-объединений может привести к позитивным изменениям в обществе.

А.А. Аниканова, Н.С. Бикен дают термину «виртуальные социальные сети» следующее определение - по их мнению, это удобные для коммуникации интернет-площадки, позволяющие своим участникам практически беспрепятственно искать, самостоятельно отбирать и транслировать актуальную для себя и общества информацию, в том числе связанную с определенными социальными движениями [2]. Виртуальные социальные сети представляют собой персонализированные онлайн-площадки, которые открывают широкие возможности для ведения предпринимательской деятельности. Это обеспечивается за счет того, что современные социальные сети имеют встроенные агрегаты для ведения бизнеса, например, рекламный кабинет, который позволяет отслеживать эффективность рекламы в режиме реального времени. Кроме этого, высокая мобильность позволяет предпринимателю экономить массу средств и времени, ведь для того чтобы развивать бизнес, ему достаточно иметь смартфон и подключение к интернету.

С ростом популярности виртуальных социальных сетей интерес к ним со стороны ученых всего мира получает практическое оформление: исследователи обращаются к изучению особенностей виртуальной коммуникации и проблем, с которыми могут сталкиваться предприниматели, ведущие свою деятельность в онлайн-сфере. Так, одной из значимых в интересующем нас контексте исследований является работа К. Herhold, в которой представлен анализ предпочтений нескольких сотен предпринимателей из США в виртуальных социальных сетях. В результате исследования ученым было выявлено, что наиболее популярной виртуальной социальной сетью среди предпринимателей является «Фэйсбук», что объясняется тем, что эта интернет-площадка востребована в США, и в нее интегрированы удобные сервисы для ведения бизнеса [3]. В России пользователи Сети отдают предпочтение локальной виртуальной социальной коммуникативной платформе «ВКонтакте», однако все больше внимания среди предпринимателей получает интернет-структура «Instagram».

Мы надеемся, что настоящее исследование поможет выявить особенности в предпочтениях социально ориентированных бизнес-сообществ в виртуальных коммуникативных сетях. Теоретическая значимость исследования будет актуальна как для самих предпринимателей, так и для органов власти, оказывающих поддержку малому и среднему бизнесу.

В ходе исследования К. Herhold было выявлено, что владелицы бизнеса проявляют себя в виртуальных социальных сетях более активно, чем предприниматели-мужчины [4]. Это объясняется тем, что в целом среди пользователей виртуальных социальных сетей больше женщин, чем мужчин. Так, аналогичный результат по гендерному соотношению среди предпринимателей, которые используют виртуальные социальные сети для ведения бизнеса, получила исследовательская группа ВШМ СПБГУ при сотрудничестве с виртуальной социальной сетью «ВКонтакте». Из 400 тысяч компаний, которые используют в коммерческих целях ресурсы данной интернет-площадки, 61 % принадлежит женщинам [5].

Нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 130 респондентов в возрасте от 18 до 52 лет. В выборку были включены представители социально ориентированных бизнес-сообществ. Анкета состояла из 3 разделов: первый из них был направлен на сбор социально-демографических данных, второй - на получение информации о бизнес-сообществах, третий - посвящен оценке возможности реализации партнерских отношений в виртуальных социальных сетях. Опрос проведен посредством гугл-форм в онлайн-формате.

По результатам исследования были выявлены следующие группы респондентов.

1. Представители социальных предпринимателей - 130 человек.

2. Собственно социальные предприниматели, которые используют виртуальные коммуникативные сети для бизнеса, - 105 участников опроса.

3. Члены бизнес-сообществ, которые смогли найти партнеров в виртуальных социальных сетях - 45 человек.

Выборка респондентов производилась среди зарегистрированных пользователей - участников сообществ со строго социальной ориентацией, таких как онлайн-объединение «Социальное предпринимательство». В интересах настоящего исследования мы делаем допущение, что основная доля опрошенных нами представителей социально ориентированных бизнес-сообществ использует виртуальные социальные сети именно для решения социальных проблем, а не в коммерческих целях.

Половозрастные показатели нашего исследования совпали с мировыми тенденциями (рис. 1). Так, респондентов-девушек оказалось 58 % против 42 % мужской доли представителей социальных предпринимателей в общей массе принявших участие в опросе.

Наибольшее число респондентов, принявших участие в опросе, относятся к возрастной категории от 25 до 34 лет - таких 53 %. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что виртуальные социальные сети наиболее популярны среди молодежи. Однако анкетирование показало, что социальное предпринимательство более актуально для зрелых людей. Доля молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет составляет около 22 % среди всех опрошенных индивидов, а доля более зрелых предпринимателей - в возрасте от 34 до 45 лет - превышает 29 %; это можно объяснить тем, что более взрослая возрастная группа уже смогла реализовать себя в коммерческом направлении и теперь использует свой ресурс в социальных интересах. Доля же людей старшей возрастной категории составила немногим более одного процента. Этот факт также полностью соотносится с мировыми тенденциями - группа населения, и предпринимателей в том числе, старше 45 лет не является активной категорией пользователей виртуальных социальных сетей.

45-54 0

35-44 17

12 12

25-34 33

20

18-24 13

0 5 10 15 20 25 30 35

Рисунок 1 - Половозрастная структура социально ориентированных предпринимателей в виртуальных социальных сетях (красным цветом обозначено количество женщин в соответствующей возрастной категории, синим - мужчин)

Наиболее популярным направлением использования виртуальных социальных сетей является реклама - респонденты отметили это в 48 % ответов. Примерно одинаково распространены интернет-продажи и продвижение бренда: на них приходится 28 % и 24 % ответов соответственно (рис. 2). С помощью рекламы можно увеличить продажи и продвинуть бренд относительно недорого, но не особенно эффективно. В этом смысле более результативным средством в виртуальных социальных сетях может являться использование торговых сервисов, которые обладают набором специальных механизмов. Стоит отметить: респонденты в ответах не указали, что основным результатом их виртуальной бизнес-деятельности является общение или выстраивание новых социальных связей. Это говорит о том, что такие важные явления, как, например, нетворкинг, отходят на второй план.

Рисунок 2 - Основные направления использования виртуальных социальных сетей

представителями бизнеса,%

Тенденции последнего времени позволяют говорить о том, что наиболее популярной виртуальной социальной сетью для ведения бизнеса среди предпринимателей сегодня является все же «Instagram» - ее выбирают для бизнес-коммуникации 60 % заинтересованных лиц. Доля же «ВКонтакте» составляет лишь 35 %, а «Telegram» - и вовсе 5 %. «ВКонтакте» постепенно уступает «Instagram», хотя в недавнем прошлом занимала лидирующие позиции. Предприниматели же являются наиболее гибкой категорией пользователей виртуальных социальных сетей, так как анализ цифровых платформ взаимодействия с потенциальными потребителями напрямую связан с успешностью их бизнеса. Высокая степень наглядности в «Instagram» за счет принципа прикрепления текстового материала к фото или видео в обязательном порядке позволяет поделиться социальной идеей с большим количеством пользователей. «Telegram» же сложно отнести к социальной сети, скорее, он является мессенджером, то есть приложением для переписки. Но стоит отметить, что оно обладает уникальными сервисами, которые могут быть полезны для узкой категории социально ориентированных предпринимателей. Заметим, что бизнесмены обычно зарегистрированы сразу в нескольких виртуальных социальных сетях. На рисунке 3 представлены лишь те, которые являются приоритетными для них.

Telegram: 5

Вконтакте: 35

Instagram: 60

Рисунок 3 - Приоритетные виртуальные социальные сети для организации цифрового

социального предпринимательства, %

Большинство респондентов, принявших участие в организованном нами опросе, занимаются развитием и продвижением страниц в виртуальных социальных сетях самостоятельно и не видят возможности ведения бизнеса в современных реалиях без использования цифровых коммуникативных площадок.

Доля респондентов, состоящих в виртуальных социальных сетях, составляет 43 %, 57 % участников исследования не зарегистрированы в цифровых бизнес-сообществах вообще.

Среди членов социально ориентированных бизнес-сообществ 80 % приходится на юридически не зарегистрированные структуры и лишь 20 % - на оформленные в соответствии с требованиями законодательства. Это говорит о том, что предприниматели не хотят брать на себя обязательств, которые могут их как-нибудь ограничивать в бизнес-деятельности или вести к дополнительным затратам. Основной выгодой, которую могут получить предприниматели в виртуальных социальных сетях от коллег, является информационный обмен и общие проекты.

Среди сообществ, в которых состоят предприниматели, 50 % представлены онлайн и офлайн, 43 % - только онлайн и 7 % - только офлайн. Это подтверждает тот факт, что виртуальные социальные сети играют все большую роль в организации ведения бизнеса. Сообщества, которые ведут свою деятельность только офлайн, чаще узко ориентированы и придерживаются консервативных подходов к обсуждению и решению поставленных задач.

Для 87 % респондентов отношения с партнерами, с которыми они выстроили деловые связи в виртуальных социальных сетях, были взаимовыгодными, и лишь для 13 % опрошенных они носили односторонний характер. Это говорит о высокой степени открытости социально ориентированных предпринимателей и готовности сотрудничать ради решения социальных проблем.

В целом можно заключить, что большинство представителей социально ориентированных бизнес-сообществ демонстрируют положительное отношение к виртуальным социальным сетям. Социально-демографические показатели предпринимателей укладываются в рамки тенденций, которые были выявлены исследователями из разных стран и на материале разных виртуальных социальных сетей.

Исследование позволяет утверждать, что наибольший интерес у бизнесменов вызывает возможность размещения рекламы в виртуальных социальных сетях. Согласно нашему исследованию, среди социально ориентированных предпринимателей все большую популярность приобретает «Instagram» как площадка для организации взаимодействия с потенциальными потребителями производимого ими бизнес-продукта. Большая часть опрошенных состоит в деловых интернет-сообществах, и успешность их взаимодействия с партнерами в виртуальных социальных сетях достигает 87 %, что является очень высоким показателем.

Таким образом, виртуальные социальные сети представляют большой интерес для молодых участников социально ориентированного бизнеса, что может привести и к дальнейшему росту их значимости с течением времени в связи со сменой поколений и продолжающимся развитием технологий. Развитие данного сектора вероятно при более тесном сотрудничестве социально ориентированных предпринимателей между собой, что возможно при интенсивном развитии бизнес-сообществ с активным использованием виртуальных социальных сетей.

Список источников:

1. Digital 2021: the Latest Insights Into How People Around the World Use The Internet, Social Media, Mobile Devices, And Ecommerce [Электронный ресурс] // Hootsuite. URL: https://hootsuite.widen.net/s/zcdrtxwczn/digital2021_globalreport_en (дата обращения: 14.07.2021).

2. Аниканова А.А., Бикен Н.С. Роль виртуальных социальных сетей в организации социальных движений в современной России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1-4. С. 125-129.

3. Herhold K. How Small Businesses Use Social Media in 2018 [Электронный ресурс] // Clutch. URL: https://clutch.co/agen-cies/social-media-marketing/resources/small-business-social-media-survey-2018 (дата обращения: 14.07.2021).

4. Ibid.

5. Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2018/2019 : национальный отчет / О.Р. Верховская [и др.]. СПб., 2019. 91 с.

Информация об авторе С.С. Волобуев - аспирант кафедры социологии Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь, Россия.

Information about the author S.S. Volobuev - PhD student, Department of Sociology, North Caucasus Federal University, Stavropol, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 10.06.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.06.2021; Принята к публикации / Accepted for publication 22.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.