Научная статья на тему 'Социологическое сопровождение управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях'

Социологическое сопровождение управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
971
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / РЕГИОН / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / SOCIOLOGICAL RESEARCH / FEEDBACK / REGION / MUNICIPAL FORMATION / MANAGEMENT / MANAGEMENT DECISION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сухачева А.В., Кочнева О.П., Латфулина А.Р.

Значимость использования социологического знания в управленческой деятельности зачастую остается недооцененной. Те же органы управления, которые ориентируются в своей работе на обратную связь, мнения, оценки, предложения управляемой подсистемы, оказываются в более выигрышном положении, являясь успешными руководителями. В работе обозначена целесообразность включения результатов социологических исследований в процессы управления, особенно если его объектом являются региональные и муниципальные сообщества, а также представлен обзор практики проведения социологических исследований Кузбасским центром изучения общественного мнения. За годы функционирования центром проведено более 600 социологических исследований, из них большинство – в целях обеспечения администраций Кемеровской области, муниципальных образований региона обратной связью для возможности наиболее взвешенного принятия управленческих решений. Почти 30-летний опыт работы службы наглядно доказывает целесообразность использования социологической информации как для разрешения конкретных и узких проблем (оценка планируемых мероприятий, проектов; отношение к деятельности отдельных структур, руководителей и т. д.), так и для реализации долгосрочных целей: повышения социальной защищенности населения или повышения качества его жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сухачева А.В., Кочнева О.П., Латфулина А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL SUPPORT FOR MANAGEMENT DECISIONS AT THE REGIONAL AND MUNICIPAL LEVELS

The importance of using sociological knowledge in management is often underestimated. The same governing bodies, whose work is oriented to feedback, opinions, assessments, proposals of the managed subsystem, are in a more advantageous position, being more successful managers. The paper indicates the expediency of incorporating the results of sociological research into management processes, especially if it is the object of regional and municipal communities, as well as a review of the sociological research practice conducted by the Kuzbass Center for the Study of Public Opinion. Over the years of its functioning, the Center has conducted more than 600 sociological studies to provide the Kemerovo region administrations and municipalities with a feedback that would enable them to adopt balanced managerial decisions. Almost 30 years of experience clearly demonstrates the usefulness of sociological information to solve both specific problems (i.e. evaluation of planned activities, projects, attitude to the activities of individual structures, leaders, etc.), and long-term goals, such as improving social security or quality of life.

Текст научной работы на тему «Социологическое сопровождение управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях»

УДК 316.3+316.334.52

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ

Анна В. Сухачева1 @1, Оксана П. Кочнева1 @2, Альмира Р. Латфулина1 @3

1 Кузбасский региональный институт развития профессионального образования, Россия, 650070, г. Кемерово, ул. Тухачевского, 38 А @1 anisha86@mail.ru @2 smiop@yandex.ru @3 almiralatfulina@yandex.ru

Поступила в редакцию 07.02.2018. Принята к печати 12.03.2018.

Ключевые слова: социологическое исследование, обратная связь, регион, муниципальное образование, управление, управленческое решение.

Аннотация: Значимость использования социологического знания в управленческой деятельности зачастую остается недооцененной. Те же органы управления, которые ориентируются в своей работе на обратную связь, мнения, оценки, предложения управляемой подсистемы, оказываются в более выигрышном положении, являясь успешными руководителями. В работе обозначена целесообразность включения результатов социологических исследований в процессы управления, особенно если его объектом являются региональные и муниципальные сообщества, а также представлен обзор практики проведения социологических исследований Кузбасским центром изучения общественного мнения. За годы функционирования центром проведено более 600 социологических исследований, из них большинство - в целях обеспечения администраций Кемеровской области, муниципальных образований региона обратной связью для возможности наиболее взвешенного принятия управленческих решений. Почти 30-летний опыт работы службы наглядно доказывает целесообразность использования социологической информации как для разрешения конкретных и узких проблем (оценка планируемых мероприятий, проектов; отношение к деятельности отдельных структур, руководителей и т. д.), так и для реализации долгосрочных целей: повышения социальной защищенности населения или повышения качества его жизни.

Для цитирования: Сухачева А. В., Кочнева О. П., Латфулина А. Р. Социологическое сопровождение управленческих решений на региональном и муниципальном уровнях // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 1. С. 42-50. DOI:10.21603/2500-3372-2018-1-42-50.

Управление обществом, региональными и муниципальными сообществами - сложная, но неизбежная функция органов власти различного уровня. Чтобы ее реализация была успешной, требуется выполнение множества условий, среди которых важнейшая роль принадлежит информационному сопровождению. Принятие управленческих решений на основе достоверной, исчерпывающей, адекватной информации является залогом их эффективности. Одним из самых значимых источников такой информации являются результаты социологических исследований, проводимых на принципах научности и объективности, а поставщиком подобных сведений - профессиональные социологические службы, работающие как на государственном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Целью статьи является методологическое обоснование целесообразности и необходимости использования социологической информации при управлении обществом и описание опыта соответствующей деятельности Кузбасского центра изучения общественного мнения (КузбассЦИОМ).

Общество как научая категория имеет разные толкования - от человечества в его эволюционном развитии, его способа бытия, совокупности форм совместной жизнедеятельности до разновидности объединения, организации. Независимо от того, какой подход - узкий или широкий -мы выбираем к трактовке понятия общества, оно является сложной вероятностной системой, элементами которой выступают не только отдельно взятые индивидуумы, но и

набор разнообразных социальных отношений, складывающихся между ними, формирующихся через призму частных и групповых интересов.

Под социальными отношениями мы понимаем «относительно самостоятельный, специфический вид общественных отношений, выражающий деятельность социальных субъектов по поводу их неодинакового положения в обществе и роли в общественной жизни» [1, с. 66]. В широком смысле социальные отношения могут быть отождествлены с общественными отношениями (в противопоставлении, например, природным условиям), в узком значении - выделены как отдельный вид общественных отношений (наряду с экономическими, правовыми, политическими, духовными и пр.), возникающих на основе неравного доступа социальных групп, индивидуумов к власти, собственности, жизненным благам в связи с различным положением в обществе.

Понятие «система» получило в литературе множество интерпретаций. Чаще всего считается, что система - это комплекс взаимодействующих элементов, образующих единое целое и рождающих новые интегральные свойства. Общество является многоуровневой и многофункциональной социальной системой со сложным набором связей и отношений между ее элементами и наличием управленческой компоненты. На рисунке 1 представлен классический вариант обобщенной модели функционирования социальной системы, на которой отражены базовые элементы

Рис. 1. Модель функционирования социальной системы (сост. по [2, с. 317]) Fig. 1. Model of social system functioning (comp. [2, p. 317])

системы управления социальными образованиями (она может быть дополнена и иными составными частями).

Характер отношения между субъектом и объектом управления может складываться различным образом: путем воздействия (как однонаправленное действие), взаимодействия (как взаимная положительная реакция контактирующих элементов), противодействия (как долговременная отрицательная реакция контактирующих элементов). Но если говорить об управлении, регулировании, то отношения должны быть представлены в форме целенаправленного воздействия.

При рассмотрении проблем регулирования процессов, происходящих внутри социальной системы, наиболее приемлемо употребление такого многозначного понятия, как «социальное управление». Отсутствие в научной литературе общепринятой интерпретации данного термина обусловлено разнообразием толкования его составных элементов - понятий «социальное» и «управление» [3, с. 59]. Не ставя целью данной работы проведение терминологического анализа, представим определение социального управления, в наибольшей степени отражающее позицию авторов: социальное управление в широком смысле слова -органически присущее общественной системе явление, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики, воспроизводство и развитие; в узком - действие на общество по упорядочению и совершенствованию его социально-деятельностной структуры в процессе выработки и достижения цели [4, с. 169]. Осуществление деятельности по упорядочению общественных процессов основывается на сознательном использовании закономерностей, присущих общественным процессам.

Необходимость учета субъектом управления общественного мнения, обязательность обратной связи являются и элементом схемы функционирования социальной системы, и одним из основных положений социального управления, отмечаемые многими учеными. Для более полного представления места данного принципа в общей структуре социального управления можно привести подход, разработанный Л. Карапетяном (описан в [3, с. 61]). Ученый объединил все принципы в 2 группы:

1) социально-политические: единство экономического и политического управления, сочетание государственного и общественного управления, развитие демократии и вовлечение широких масс в управление, формирование и учет общественного мнения, сопряжение общественных и личных, общегосударственных и местных интересов;

2) организационно-административные: взаимосвязь общегосударственного (федерального), регионального

и местного управления, объективность, полнота и оперативность информации, планирование и прогнозирование, рациональная организация аппарата управления и управленческого труда, сочетание коллегиальности, единоначалия и личной ответственности, проведение кадровой политики по признакам профессионализма, деловитости и высокого нравственного долга, гарантия законности, контроль исполнения.

Для взвешенного принятия управленческих решений необходимо эффективное информационное обеспечение, которое должно соответствовать таким основным критериям, как объем, полнота, достоверность, насыщенность, ценность, относительная открытость. Информация, полученная с помощью социологических исследований, является мощным инструментом в деле сопровождения и поддержания всех управленческих функций: от планирования до разработки системы мотивации и контроля, выдачи рекомендаций по мерам реагирования, корректировки дальнейших действий.

«Интегрирующим элементом системы социального управления является государство» [1, с. 357], и надо отметить, что именно представители властных органов (различного уровня) нередко являются инициаторами, заказчиками различных социологических исследований. Так, органы власти регионального и муниципального уровней Кемеровской области уделяют особое внимание состоянию общественного мнения, обращаясь в этих целях за информационной поддержкой к научно-исследовательским центрам, одним из которых является Кузбасский центр изучения общественного мнения.

История создания КузбассЦИОМа берет начало в 1980-х гг. В 1979 г. по инициативе старшего преподавателя Прошкина Бориса Георгиевича и декана экономического факультета Поварича Ильи Прохоровича в Кемеровском государственном университете (КемГУ) была создана социологическая лаборатория. За 10 лет существования из студенческого кружка лаборатория преобразовалась в региональный центр социологических исследований, назрела необходимость и потребность в его институализации. В 1990 г. при поддержке А. Г. Тулеева, который в тот период был председателем Кемеровского облисполкома, при КемГУ был организован Кузбасский центр изучения общественного мнения. В 1991 г. руководителем Кузбасс-ЦИОМ стала первый в регионе кандидат социологических наук (в дальнейшем доктор экономических наук) Елена Алексеевна Морозова. Работа над исследованиями, как правило, осуществлялась временными рабочими группами по принципу формирования проектных команд. В регионе

была создана и успешно функционирует областная сеть анкетеров и интервьюеров, которые обеспечивают проведение полевой части исследований (данными видами работ много лет руководит Кириллова Светлана Михайловна). Обработка и анализ социологической информации ведется с помощью специального пакета программ SPSS. Настройка системы оперативной и качественной обработки данных -заслуга Кулибакиной Ирины Борисовны. В настоящее время исследовательская группа функционирует на базе ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» как социологический региональный центр.

За 28 лет работы в сфере изучения общественного мнения сотрудниками КузбассЦИОМа осуществлено свыше 620 социологических исследований, опрошено более 500 тысяч человек. Основным заказчиком социологической информации является администрация Кемеровской области, а также исполнительные органы власти муниципальных образований, среди которых своей активностью выделяется администрация г. Кемерово. Отчетные материалы тщательно изучаются и используются при принятии решений социально-экономического и политического характера.

На рисунке 2 представлены обобщенные данные по социологическим исследованиям, проведенным КузбассЦИОМ, начиная с 1990 г.

Количество исследований Количество опрошенных, тыс. человек Годы

Рис. 2. Обобщенные количественные данные по исследованиям КузбассЦИОМ Fig. 2. The generalized quantitative data on the researches conducted by the Kuzbass Center for the Study of Public Opinion

Максимальное число работ пришлось на 1999 г. и составило 72 исследования (практически таким же продуктивным был 2003 г.), минимальное - на кризисный 2009 г. - 5 исследований. При этом зависимость количества проведенных исследований и количества опрошенных - прямая. Исключением можно назвать 2016 г., когда в практике проведения социологических исследований КузбассЦИОМ впервые пришлось организовывать такое масштабное мероприятие, как экзит-пулл (опрос граждан на выходе из избирательных участков). В процессе него было опрошено свыше 10 000 человек. Напротив, самым минимальным по количеству респондентов стало исследование 1997 г., изучающее мнение депутатов Законодательного собрания Кемеровской области о предпочитаемой тематике планируемых социологических исследований. В целом заметим, что в исследованиях с малым количеством респондентов объектом обычно выступают руководящие работники, депутаты или узкие категории граждан.

Если рассматривать равномерность распределения количества исследований в течение года (рис. 3), можно обратить

внимание на снижение спроса на социологические услуги в летние месяцы и, напротив, повышение - в осенне-зимний период. Самым «горячим» по статистике является ноябрь, затишье чаще случается в июле. На основе обозначенной тенденции можно предположить, что данная сфера научной деятельности имеет тенденцию к сезонности. Скорее всего, это связано с периодом отпусков административных работников, принимающих решения относительно необходимости проведения социологических исследований.

Стоит отметить, что КузбассЦИОМ за неполные 30 лет своей деятельности не только проводил собственные исследования по авторским методикам, но и вел сотрудничество с другими социологическими компаниями (ВЦИОМ, РОМИР, Левада-центром, Центром социального прогнозирования и маркетинга и др.), помогая им в проведении полевого этапа благодаря наличию обширной региональной сети анкетеров.

Для получения полной и объективной социологической информации организаторам и исполнителям исследования требуется серьезная и кропотливая работа, поскольку социологическое исследование представляет собой многоуров-

Рис. 3. Суммарное распределение исследований КузбассЦИОМ по месяцам, 1990-2017 гг. Fig. 3. Total distribution of the researches performed by the Kuzbass Center for the Study of Public Opinion according to months, 1990-2017

невый, многофункциональный комплекс разноплановой деятельности по достижению поставленной цели и решению исследовательской проблемы. К проведению исследования привлекаются, с одной стороны, ученые, социологи-аналитики, программисты, с другой - многочисленный состав полевых работников (анкетеров и интервьюеров), работа которых требует коммуникативных навыков, физической выносливости, находчивости и гибкости. При планировании социологического исследования требуется учитывать строгую последовательность большинства работ, а также массу нюансов и возможные риски. Перечислим основные этапы организации исследования, которые сложились в практике КузбассЦИОМа:

- получение заказа, разработка и согласование с заказчиком программы исследования, решение финансовых, организационных вопросов, заключение договора;

- разработка инструментария, схемы выборки, организация сбора данных;

- полевой этап, контроль;

- кодировка данных, подготовка «задания» на их обработку, математическая обработка первичной социологической информации;

- анализ результатов исследования, подготовка отчета;

- передача отчета по результатам исследования заказчику;

- помещение материалов исследования в архив Кузбасс-ЦИОМ.

Необходимо отметить, что взаимодействие с заказчиком исследования не всегда завершается передачей только итогового отчета по результатам социологического исследования. По его запросу обработка данных, анализ результатов исследования могут быть продолжены, если это обусловлено необходимостью получения дополнительной информации, не оговоренной ранее. Также представители центра зачастую докладывают результаты исследований на совещаниях и других мероприятиях различного уровня.

При проведении исследований среди населения Кузбасс-ЦИОМ чаще всего использует такие методы сбора первичной информации, как уличный экспресс-опрос по квотной

выборке и поквартирный опрос по квотно-маршрутной выборке. Реже применяются телефонные опросы.

Как уже отмечалось, за годы функционирования Кузбас-сЦИОМ провел сотни исследований, результаты которых были востребованы управленческими структурами на региональном и муниципальном уровнях. Наиболее распространенными темами социологических исследований центра являются «Социально-политическая ситуация в муниципальных образованиях» и «Предвыборные настроения населения». Однако социологам приходилось изучать мнения граждан и по другим проблемам, тематический перечень которых очень широк. Для получения представления о разнообразии изучаемой проблематики, приведем перечень тем ряда исследований с указанием территории, население (или его отдельные категории) которой выступало в качестве объекта изучения, года их проведения и предмета исследования:

- «Трамвай» (г. Новокузнецк; 2016 г.; отношение к транспортному обслуживанию в городе и планам по демонтажу трамвайных путей);

- «Переселенцы из Украины» (Кемеровская область; 2015 г.; оценка условий жизни семей, прибывших из Украины в период боевых действий на ее территории, их планы на дальнейшую жизнь);

- «Зимнее и летнее время» (Кемеровская область; 2013 г.; отношение к изменению часового пояса и переводу часов на зимнее и летнее время);

- «Цены на хлеб» (Кемеровская область; 2004 и 2010 гг.; отношение к ценам на хлеб, их возможному повышению);

- «Гражданское общество» (Кемеровская область; 20072009 гг.; отношение к принципам и условиям формирования гражданского общества в России и Кемеровской области, уровень проявления гражданственности);

- «Чемпионат мира по хоккею с мячом» (г. Кемерово; 2007 г.; интерес к чемпионату мира по хоккею с мячом; отношение к вопросам его организации и проведению);

- «Социальная защита населения» - мониторинг на протяжении 15 лет с 2-годичной периодичностью (Кеме-

ровская область; 1991-2006 гг.; уровень социальной защищенности населения, отношение к субъектам, объектам, механизмам, проблемам социальной защиты);

- «Московский (Притомский) проспект» (г. Кемерово, Центральный и Ленинский районы; 2006 г.; отношение к различным наименованиям проспекта);

- «Мост» (г. Кемерово; 2005 г.; информированность о временном закрытии Кузнецкого моста и готовность к переориентации транспортных потоков на Кузбасский мост);

- «День шахтера» (г. Кемерово; 2005 г.; отношение к празднованию Дня шахтера, организации различных мероприятий);

- «Льготы», «Монетизация льгот» (Кемеровская область; 2004-2005 гг.; отношение к изменению принципов выплаты пособий и обслуживания льготных категорий населения);

- «Референдум» (Гурьевск и Гурьевский район; Топки и Топкинский район, Мариинск и Мариинский район, Ташта-гол и Таштагольский район; 2001-2004 гг.; отношение к объединению муниципальных образований);

- «Студенты и власть» (г. Кемерово; 2003 г.; оценка работы органов управления различного уровня);

- «Платное образование» (Кемеровская область; 2001 г.; отношение к платным образовательным услугам, платежеспособный спрос населения на услуги образования);

- «Инвестиционный потенциал населения» (Кемеровская область; 2001 г.; готовность и возможности населения к инвестированию личных средств в экономику через финансовые структуры);

- «Кузнецкий металлургический комбинат: проблемы управления» (г. Новокузнецк; 2000 г.; отношение работников комбината к предприятию, собственникам, топ-менеджменту, производственным и социально-экономическим проблемам);

- «Потребность в жилье» (г. Кемерово; 1995 г.; текущие и перспективные планы населения по улучшению жилищных условий, предпочитаемые типы домостроений, платежеспособный спрос на жилье).

Приведенный выборочный список исследований Кузбасс-ЦИОМа наглядно демонстрирует широкую палитру интересов региональных и муниципальных органов власти к мнению населения, его отдельных категорий при выполнении управленческих функций. При этом исследования иногда нацелены на решение весьма конкретных и узких задач, а иногда носят долгосрочный, если не постоянный, характер.

Так, тема «Качество жизни» стала не только постоянно востребованной областной администрацией, но и отдельным исследовательским направлением, одной из основных сфер научных интересов, которому в Кузбасском центре изучения общественного мнения уделялось и уделяется особое внимание [5-12]. Социологами проводится социологический мониторинг качества жизни населения Кемеровской области с периодичностью раз в несколько лет. Вместе с тем под качеством жизни коллектив авторов, разрабатывавший методику исследования, понимает комплексную характеристику уровня и условий жизнедеятельности людей, отражающую степень удовлетворения ими различных потребностей и субъективное восприятие жизни и ее отдельных аспектов [7, с. 29]. Данная социологическая методика строится на подсчете частных, промежуточных и итоговых показателей. Сначала рассчитывается показатель уровня жизни, затем - частные коэффициенты по различным сферам жиз-

недеятельности людей, которые в совокупности отображают показатель условий жизни. При объединении показателей уровня и условий жизни (промежуточных) получается итоговый коэффициент - качества жизни. Данная методика была создана в рамках подготовки региональной программы «Качество жизни населения Кемеровской области на 20052008 годы». Исследования проводились в 2003 г. - до принятия программы, в 2005 г. - в процессе ее реализации -и в 2009 г. после завершения программы [7, с. 43-44].

Многие индикаторы, вошедшие в опросную методику по исследованию качества жизни, использовались в Кузбассе и ранее - при мониторинге социальной защищенности населения региона [13-16]. Е. А. Морозова в своих работах, посвященных социальной защите населения на основе системного подхода, выделяет 7 видов социальной защиты: политическая, правовая, трудовая, бытовая, потребительская, морально-психологическая и личная безопасность [15, с . 100]. Каждому выделенному виду социальной защиты соответствует множество направлений, которые, в свою очередь, реализуются с помощью конкретных действий и мер. В практике проведения социологических исследований принято измерять социальную защищенность, которая рассчитывается также по системной методике, основанной на отдельных индикаторах и интегральных показателях, дающих количественную оценку функционирования системы социальной защиты. В нее входят: 1) личная защищенность по видам и в целом; 2) удовлетворенность системой социальной защиты по видам и в целом; 3) степень социальной защищенности по видам и в целом (обобщенный показатель); 4) информированность о системе социальной защиты; 5) актуальность социальных проблем; 6) субъекты социальной защиты; 7) объекты социальной защиты; 8) механизмы социальной защиты; 9) ожидания, относительно социальной защищенности населения [15, с. 202].

По заданию Совета ректоров вузов Кемеровской области в 2013 и 2015 гг. среди студентов очной формы обучения всех 9 государственных вузов области было проведено два исследования-омнибуса под общим названием «Кузбасский студент» [17-20]. Тематические блоки затрагивали такие актуальные проблемы, как мотивация студентов к обучению (мотивы получения высшего образования, выбора вуза, направления подготовки), оценка качества профессиональной подготовки, межнациональные отношения в студенческой среде, социальная защита, корпоративная культура и др. Результаты, полученные в ходе исследований в образовательной среде, позволяют выявлять наиболее «узкие» места, прорабатывать их более детально в ходе научной деятельности [21-25].

Приведем еще один пример, наглядно демонстрирующий значимость социологического сопровождения управленческих решений при поиске оптимальных путей взаимодействия субъекта и объекта управления. В 2004 г. был принят федеральный закон о так называемой монетизации льгот, в соответствии с которым большинство социальных льгот были заменены ежемесячными денежными выплатами (в основном это касалось пенсионеров). Но это решение органов власти вызвало социальную напряженность и протестные акции среди получателей пенсий и других категорий населения в ряде регионов страны, т. к. многие восприняли предлагаемый денежный эквивалент несоразмерным их реальной стоимости (см., например, [26, 27]).

Администрация Кемеровской области сочла необходимым заранее изучить мнение населения по данному вопросу с привлечением социологов. Полученные результаты отразили неготовность кузбассовцев к таким переменам, в связи с чем в регионе было принято решение об отсрочке монетизации льгот, постепенной реализации данного проекта, усиления разъяснительной работы, чтобы население смогло более рационально подойти к предстоящим переменам, учесть опыт других регионов, страны в целом. В результате процесс перехода к денежной форме льгот в кузбасском регионе прошел планомерно и спокойно.

Таким образом, качественная и своевременная социологическая информация служит надежным инструментом в деле принятия эффективных управленческих решений, касающихся самых разных аспектов жизнедеятельности общества и его подсистем. Понимание властными структурами значимости обратной связи и использование ее способствуют более благоприятной социально-экономической и политической обстановке в обществе, росту удовлетворенности работой управленческих структур и жизнью в целом.

Литература

1. Социологический справочник / под общей ред. В. И. Воловича. Киев: Политиздат Украины, 1990. 382 с.

2. Латфуллин Г. Р., Райченко А. В. Теория организации: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 464 с.

3. Морозова Е. А. Социальная политика в Кузбассе: Теоретические основы. Региональная практика. Обратная связь: монография. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. 563 с.

4. Социальное управление: словарь / под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова. М.: Изд-во МГУ, 1994. 198 с.

5. Пастухова Е. Я. Характеристики бедности и социальная защита бедных в регионе (на примере Кемеровской области): дис. ... канд. экон. наук; Кемеровский гос. ун-т. Кемерово, 2001. 177 с.

6. Шабашев В. А., Морозова Е. А. Уровень жизни, качество жизни, социальная защищенность - общее и особенное // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2005. № 6. С. 103-109.

7. Пастухова Е. Я., Прошкин Б. Г., Мухачева А. В. Качество жизни населения: теория и практика социологического изучения: монография / отв. ред. Е. А. Морозова. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. 262 с.

8. Морозова Е. А., Бельчик Т. А., Головина О. В., Кочнева О. П., Лузгарева О. И., Мухачева А. В., Пастухова Е. Я., Сухачева А. В. Социологическая оценка результативности социальной политики на региональном и муниципальном уровне // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 3-3. С. 119-124.

9. Пастухова Е. Я. Депривационный подход к анализу потребительских характеристик бедности в регионе // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 41-43.

10. Морозова Е. А., Пастухова Е. Я., Головина О. В. Социологическая оценка уровня жизни населения // Человеческие ресурсы: проблемы инновационного развития и использования: сборник научных трудов. Посвящается 40-летию экономического факультета КемГУ Кемерово: Министерство образования и науки Российской Федерации: Кемеровский государственный университет: Кузбасский центр САН ВШ: Научная школа «Социально-экономические проблемы управления человеческими ресурсами», 2014. С. 158-165.

11. Мухачёва А. В., Морозова Е. А. Качество жизни в условиях кризиса: региональный аспект: монография. Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2016. 232 с.

12. Мухачёва А. В., Морозова Е. А. Подходы к типологизации регионов по качеству жизни населения // Сибирская финансовая школа. 2014. № 6. С. 34-39.

13. Морозова Е. А. Социальная защита населения: системный подход к анализу и управлению: дис. ... д-ра экон. наук; Кемеровский гос. ун-т. Кемерово, 2006. 464 с.

14. Морозова Е. А. Социальная защищенность: сущность и методы изучения // Социальная политика и социология. 2006. № 1. С. 143-156.

15. Морозова Е. А. Социальная защита населения: системное изучение. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2006. 287 с.

16. Морозова Е. А., Добрынина А. Ю. Механизмы социальной защиты населения региона // Экономика региона. 2012. № 1. С. 235-241.

17. Морозова Е. А., Кочнева О. П., Сухачева А. В. Кузбасский студент - 2013 // Социологический ежегодник КемГУ (2013-2014 учебный год, 2014-2015 учебный год): сборник отчетов по результатам внутривузовских социологических исследований. Кемерово: Кемеровский государственный университет: Социологическая лаборатория, 2016. С. 62-120.

18. Морозова Е. А. Качество подготовки кадров для пищевой промышленности как фактор обеспечения населения продовольственными ресурсами // Техника и технология пищевых производств. 2016. Т. 40. № 1. С. 142-149.

19. Кочнева О. П., Морозова Е. А. Мотивы профессионального выбора студентов (на примере Кемеровской области) // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития системы профессиональной ориентации учащейся молодежи: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 15-16 марта 2017 г.): в 2 ч. / ред. колл. В. И. Блинов, Н. Э. Касаткина, А. К. Кусаинов, В. А. Овчинников, Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева, А. В. Чепкасов, С. Н. Чистякова. Кемерово: КРИРПО, 2017. Ч. 2. С. 130-132.

20. Кочнева О. П. К вопросу о проблеме профессионального выбора молодежи в период экономики, основанной на знаниях (на примере студентов вузов Кемеровской области) // Российская экономика знаний: вклад региональных исследователей: сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием (Кемерово, 5-6 октября 2017 г.): в 2-х ч. / под общ. ред. Е. Е. Жернова. Кемерово, 2017. Ч. 2. С. 205-210.

21. Морозова Е. А. Образовательные планы старшеклассников как фактор потенциальной нестабильности рынка труда региона // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Актуальные направления развития

системы профессиональной ориентации учащейся молодежи: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 1516 марта 2017 г.): в 2 ч./ ред. колл. В. И. Блинов, Н. Э. Касаткина, А. К. Кусаинов, В. А. Овчинников, Е. А. Пахомова, Е. Л. Руднева, А. В. Чепкасов, С. Н. Чистякова. Кемерово: КРИРПО, 2017. Ч. 2. С. 53-55.

22. Морозова Е. А. Подготовка кадров с высшим образованием для региональной экономики: экспертное мнение руководящих работников вузов Кемеровской области // Russian Journal of Management. 2015. Т. 3. № 2. С. 191-198.

23. Морозова Е. А. Совершенствование управления вузами региона на основе анализа мнения студентов // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 6. С. 102-109.

24. Морозова Е. А., Добрынина А. Ю. Образовательные и профессиональные намерения кузбасских старшеклассников как фактор формирования кадрового потенциала региона // Фундаментальные исследования. 2016. № 4-3. С. 641-645.

25. Морозова Е. А., Пфетцер С. А., Сухачева А. В. Социологические методы изучения коррупции и борьбы с ней в системе образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 3. С. 126-136.

26. Бизюков П. В., Бирке П., Вальковой А. Ф., Вебстер Э., Галлас А., Герасимова Е. С., Головина С. Ю., Зайцева Л. В., Куренной А. М., Нуртдинова А. Ф., Орловский Ю. П., Прингл Т., Сафонов В. А., Скачкова Г. С., Тиетье О., Хюк Н. Коллективные трудовые конфликты: Россия в глобальном контексте: монография / под ред. Ю. П. Орловского, Е. С. Герасимовой. М.: Контракт, 2016. 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Азарова Е. Г., Антонова Н. В., Благодир А. Л., Сафонов А. Л., Воронин Ю. В., Захаров М. Л., Тучкова Э. Г., Роик В. Д., Миронова Т. К., Путило Н. В., Жаворонков Р. Н., Медведев А. В., Пудов А. Н., Ломакина Л. А., Серегина Л. В., Коршунова Т. Ю., Моцная О. В., Герасимова Е. С., Михайлов А. В., Кучма М. И., Чесалина О. В. Социальное обеспечение: настоящее и будущее: монография / отв. ред. Ю. В. Воронин, М. Л. Захаров. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Контракт, 2017. 284 с.

SOCIOLOGICAL SUPPORT FOR MANAGEMENT DECISIONS AT THE REGIONAL AND MUNICIPAL LEVELS Anna V. Sukhacheva1 Oksana P. Kochneva1 @2, Al'mira R. Latfulina1 @3

1 State educational establishment Kuzbass Regional Institute of Professional Education Development, 38-A, Tuhachevskiy St., Kemerovo, Russia, 650070 @1 anisha86@mail.ru @2 smiop@yandex.ru @3 almiralatfulina@yandex.ru

Received 07.02.2018. Accepted 12.03.2018.

Keywords: sociological Abstract: The importance of using sociological knowledge in management is often

research, feedback, region, underestimated. The same governing bodies, whose work is oriented to feedback, opinions, municipal formation, assessments, proposals of the managed subsystem, are in a more advantageous position, being

management, management more successful managers. The paper indicates the expediency of incorporating the results of decision. sociological research into management processes, especially if it is the object of regional and

municipal communities, as well as a review of the sociological research practice conducted by the Kuzbass Center for the Study of Public Opinion.

Over the years of its functioning, the Center has conducted more than 600 sociological studies to provide the Kemerovo region administrations and municipalities with a feedback that would enable them to adopt balanced managerial decisions. Almost 30 years of experience clearly demonstrates the usefulness of sociological information to solve both specific problems (i.e. evaluation of planned activities, projects, attitude to the activities of individual structures, leaders, etc.), and long-term goals, such as improving social security or quality of life.

For citation: Sukhacheva A. V., Kochneva O. P., Latfulina A. R. Sotsiologicheskoe soprovozhdenie upravlencheskikh reshenii na regional'nom i munitsipal'nom urovniakh [Sociological Support for Management Decisions at the Regional and Municipal Levels]. Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 1 (2018): 42-50. DOI:10.21603/2500-3372-2018-1-42-50.

References

1. Sotsiologicheskii spravochnik [Sociological reference book]. Ed. V. I. Volovicha. Kiev: Politizdat Ukrainy, 1990, 382.

2. Latfullin G. R., Raichenko A. V. Teoriia organizatsii [Theory of organization]. Saint-Petersburg: Piter, 2008, 464.

3. Morozova E. A. Sotsial'naia politika v Kuzbasse: Teoreticheskie osnovy. Regional'naia praktika. Obratnaia sviaz' [Social Policy in Kuzbass: Theoretical Foundations. Regional practice. Feedback]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2005, 563.

4. Sotsial'noe upravlenie [Social management]. Ed. V. I. Dobren'kova, I. M. Slepenkova. Moscow: Izd-vo MGU, 1994, 198.

5. Pastukhova E. Ia. Kharakteristiki bednosti i sotsial'naia zashchita bednykh v regione (na primere Kemerovskoi oblasti). Diss. kand. ekon. nauk [Characteristics of poverty and social protection of the poor in the region (case of the Kemerovo region). Cand. econ. Sci. Diss.]. Kemerovo State Univ. Kemerovo, 2001, 177.

6. Shabashev V. A., Morozova E. A. Uroven' zhizni, kachestvo zhizni, sotsial'naia zashchishchennost' - obshchee i osobennoe [The standard of living, the quality of life, social security - general and special]. Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta = Bulletin of Kuzbass State Technical University, no. 6 (2005): 103-109.

7. Pastukhova E. Ia., Proshkin B. G., Mukhacheva A. V. Kachestvo zhizni naseleniia: teoriia i praktika sotsiologicheskogo izucheniia [Quality of life of the population: theory and practice of sociological study]. Ed. Morozova E. A. Kemerovo: Kemerovskii gos. un-t, 2011, 262.

8. Morozova E. A., Bel'chik T. A., Golovina O. V., Kochneva O. P., Luzgareva O. I., Mukhacheva A. V., Pastukhova E. Ia., Sukhacheva A. V. Sotsiologicheskaia otsenka rezul'tativnosti sotsial'noi politiki na regional'nom i munitsipal'nom urovne [Sociological assessment of social policy effectiveness on regional and municipal level]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, no. 3-3 (2013): 119-124.

9. Pastukhova E. Ia. Deprivatsionnyi podkhod k analizu potrebitel'skikh kharakteristik bednosti v regione [Deprivation approach to the analysis of the consumer characteristics of poverty in the region]. Teoriia i praktika obshchestvennogo razvitiia = Theory and Practice of Social Development, no. 4 (2013): 41-43.

10. Morozova E. A., Pastukhova E. Ia., Golovina O. V. Sotsiologicheskaia otsenka urovnia zhizni naseleniia [Sociological assessment of the living standards of the population]. Chelovecheskie resursy: problemy innovatsionnogo razvitiia i ispol'zovaniia. Posviashchaetsia 40-letiiu ekonomicheskogo fakul'teta KemGU [Human resources: problems of innovative development and use. Dedicated to the 40th anniversary of the Faculty of Economics of Kemerovo State University]. Kemerovo: Ministerstvo obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii: Kemerovskii gosudarstvennyi universitet: Kuzbasskii tsentr SAN VSh: Nauchnaia shkola «Sotsial'no-ekonomicheskie problemy upravleniia chelovecheskimi resursami», 2014, 158-165.

11. Mukhacheva A. V., Morozova E. A. Kachestvo zhizni v usloviiakh krizisa: regional'nyi aspekt [Quality of life in crisis: regional aspect]. Kemerovo: Kemerovskii gos. un-t, 2016, 232.

12. Mukhacheva A. V., Morozova E. A. Podkhody k tipologizatsii regionov po kachestvu zhizni naseleniia [Region typology approaches by life quality]. Sibirskaiafinansovaia shkola = The Siberian Financial School, no. 6 (2014): 34-39.

13. Morozova E. A. Sotsial'naia zashchita naseleniia: sistemnyipodkhodk analizu i upravleniiu. Diss. doktora ekon. nauk [Social protection of the population: a systematic approach to analysis and management. Dr. econ. Sci. Diss.]. Kemerovo State Univ. Kemerovo, 2006, 464.

14. Morozova E. A. Sotsial'naia zashchishchennost': sushchnost' i metody izucheniia [Social security: the essence and methods of studying]. Sotsial'naia politika i sotsiologiia = Social Policy and Sociology, no. 1 (2006): 143-156.

15. Morozova E. A. Sotsial'naia zashchita naseleniia: sistemnoe izuchenie [Social protection of the population: systematic study]. Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2006, 287.

16. Morozova E. A., Dobrynina A. Iu. Mekhanizmy sotsial'noi zashchity naseleniia regiona [Regional social protection mechanisms]. Ekonomika regiona = Economy of Region, no. 1(29) (2012): 235-241.

17. Morozova E. A., Kochneva O. P., Sukhacheva A. V Kuzbasskii student - 2013 [Kuzbass student - 2013]. Sotsiologicheskii ezhegodnik KemGU (2013-2014 uchebnyi god, 2014-2015 uchebnyi god) [Sociological Yearbook of KemSU (2013-2014 academic year, 2014-2015 academic year)]. Kemerovo: Kemerovskii gosudarstvennyi universitet: Sotsiologicheskaia laboratoriia, 2016, 62-120.

18. Morozova E. A. Kachestvo podgotovki kadrov dlia pishchevoi promyshlennosti kak faktor obespecheniia naseleniia prodovol'stvennymi resursami [Quality of food industry personnel training as the factor of providing the population with food resources]. Tekhnika i tekhnologiia pishchevykh proizvodstv = Food Processing: Techniques and Technology, 40, no. 1 (2016): 142-149.

19. Kochneva O. P., Morozova E. A. Motivy professional'nogo vybora studentov (na primere Kemerovskoi oblasti) [Motives of professional choice among students (case of the Kemerovo region)]. Professional'noe obrazovanie i zaniatost'molodezhi: XXI vek. Aktual'nye napravleniia razvitiia sistemy professional'noi orientatsii uchashcheisia molodezhi: mat-ly Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Kemerovo, 15-16 marta 2017 g.) [Vocational education and employment of youth: XXI century. Actual directions of the development of vocational guidance system for students: Proc. Intern. Sc.-Prac. Conf. (Kemerovo, March 15-16 2017)]. Ed. Blinov V. I., Kasatkina N. E., Kusainov A. K., Ovchinnikov V. A., Pakhomova E. A., Rudneva E. L., Chepkasov A. V., Chistiakova S. N.. Kemerovo: KRIRPO, part 2 (2017): 130-132.

20. Kochneva O. P. K voprosu o probleme professional'nogo vybora molodezhi v period ekonomiki, osnovannoi na znaniiakh (na primere studentov vuzov Kemerovskoi oblasti) [The problem of professional choice of young people in the knowledge-based economy period (as exemplified by Kemerovo region students of higher educational institutions)]. Rossiiskaia ekonomika znanii: vklad regional'nykh issledovatelei: sbornik statei Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Kemerovo, 5-6 oktiabria 2017) [The Russian economy of knowledge: the contribution of regional researchers: Proc. Russian Sc. Conf. with international participation (Kemerovo, October 5-6 2017). Ed. Zhernov E. E. Kemerovo, part 2 (2017): 205-210.

21. Morozova E. A. Obrazovatel'nye plany starsheklassnikov kak faktor potencial'noi nestabil'nosti rynka truda regiona [Educational plans for high school students as a factor in the potential instability of the labor market in the region]. Aktual'nye napravleniia razvitiia sistemy professional'noi orientatsii uchashcheisia molodezhi: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Kemerovo, 15-16 marta 2017) [Vocational education and employment of youth: XXI century. Actual directions of the development of vocational guidance system for students: Proc. Intern. Sc.-Prac. Conf. (Kemerovo, March 15-16 2017)].

Ed. Blinov V. I., Kasatkina N. E., Kusainov A. K., Ovchinnikov V. A., Pakhomova E. A., Rudneva E. L., Chepkasov A. V., Chistiakova S. N. Kemerovo: KRIRPO, part 2 (2017), 53-55.

22. Morozova E. A. Podgotovka kadrov s vysshim obrazovaniem dlia regional'noi ekonomiki: ekspertnoe mnenie rukovodiashchikh rabotnikov vuzov Kemerovskoi oblasti [Training of the university-educated personnel for the regional economy: expert opinion of the executives of Kemerovo Region universities]. Russian Journal of Management, 3, no. 2 (2015): 191-198.

23. Morozova E. A. Sovershenstvovanie upravleniia vuzami regiona na osnove analiza mneniia studentov [Improving the management of the regional higher education institutions on basis of the students opinions'' analysis]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz = University Management: Practice and Analysis, no. 6 (2014): 102-109.

24. Morozova E. A., Dobrynina A. Iu. Obrazovatel'nye i professional'nye namereniia kuzbasskikh starsheklassnikov kak faktor formirovaniia kadrovogo potentsiala regiona [Educational and vocational intentions of pupils of the Kuzbass as a factor of formation of personnel potential in the region]. Fundamental'nye issledovaniia = Fundamental research, no. 4-3 (2016): 641-645.

25. Morozova E. A., Pfettser S. A., Sukhacheva A. V. Sotsiologicheskie metody izucheniia korruptsii i bor'by s nei v sisteme obrazovaniia [Sociological methods of corruption studies and eradicating it in education]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom = Professional Education in Russia and Abroad, no. 3 (2017): 126-136.

26. Biziukov P. V., Birke P., Val'kovoi A. F., Vebster E., Gallas A., Gerasimova E. S., Golovina S. Iu., Zaitseva L. V., Kurennoi A. M., Nurtdinova A. F., Orlovskii Iu. P., Pringl T., Safonov V. A., Skachkova G. S., Tiet'e O., Khiuk N. Kollektivnye trudovye konflikty: Rossiia vglobal'nom kontekste [Collective labor conflicts: Russia in a global context]. Ed. Orlovskogo Iu. P., Gerasimovoi E. S. Moscow: Kontrakt, 2016, 320.

27. Azarova E. G., Antonova N. V., Blagodir A. L., Safonov A. L., Voronin Iu. V., Zakharov M. L., Tuchkova E. G., Roik V. D., Mironova T. K., Putilo N. V, Zhavoronkov R. N., Medvedev A. V., Pudov A. N., Lomakina L. A., Seregina L. V., Korshunova T. Iu., Motsnaia O. V., Gerasimova E. S., Mikhailov A. V., Kuchma M. I., Chesalina O. V. Sotsial'noe obespechenie: nastoiashchee i budushchee [Social security: present and future]. Ed. Ju. V. Voronin, M. L. Zaharov. Moscow: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniia pri Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii: Kontrakt, 2017, 284.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.