Научная статья на тему 'Социологическое образование в отраслевом вузе: опыт интеграции'

Социологическое образование в отраслевом вузе: опыт интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологическое образование в отраслевом вузе: опыт интеграции»

г

\

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Г. СИЛЛАСТЕ, профессор Финансовая академия при Правительстве РФ

Размышляя о социологической науке и образовании, вспоминаю слова французского ученого Луи де Бройля: «Наука - дочь удивления». Для меня одной из самых удивительных и интригующих ветвей науки остается социология. Она подобна живому организму, знает периоды зарождения и спада, затухания и расцвета. Начавшийся в нашей стране около 20 лет назад подъем социологического образования сегодня остается стабильным.

Анализ сложного процесса становления, расширения и укрепления социологического образования попробую дать в форме отдельных сюжетов.

Сюжет первый. Что значит конкурентоспособность современных кадров?

Конкуренция, как известно, это соперничество предприятий или организаций, выпускающих на рынке одинаковую продукцию, с целью привлечения потребителей к своей марке. Конкурентоспособность специалиста означает его способность выдержать соперничество на рынке труда и профессий с другими специалистами, показать более высокий уровень профессиональной пригодности и востребованности, несмотря на сложность ситуации и предложения на рынке профессий.

Конкурентоспособность требует от профессионала не только знаний теоретических основ профессиональной деятельности, закономерностей ее развития, но и умений видеть проблему в широком мировоззренческом кон-

Социологическое образование в отраслевом вузе: опыт интеграции

тексте, учитывать возможные социальные последствия принимаемых решений и владеть гуманитарными технологиями внедрения инноваций и прогнозирования последствий этого процесса.

Именно в этих условиях вызовом времени стало увеличение спроса на социологическую подготовку кадров, особенно в сфере экономики.

Сюжет второй. Социологическое образование в России на подъеме. Социологический ренессанс начался у нас в 80-х гг. ХХ в. В 1984 г. открылись отделения прикладной социологии в Московском и Ленинградском университетах (50 студентов в каждом), во многих других вузах началась специализация по социологии.

В 1988 г. ВАК включила социологию в номенклатуру специальностей научных работников; тогда же возник Всесоюзный центр изучения общественного мнения - ВЦИОМ.

Назову еще один важнейший документ - приказ 1998 г. Госкомитета СССР «О формировании системы подготовки социологических кадров в стране». В результате специальность «Прикладная социология» была преобразована в «Социологию», а социологические факультеты открылись в университетах Москвы, Ленинграда, Киева. Появилось девять отделений социологии в крупнейших городах страны.

Таковы исторические предпосылки нынешнего ренессанса. Что представляет собой система социологического образования в России в настоящее время? Она объединяет несколько уровней.

Базовый, или профессиональный: к нему относятся вузы, готовящие специалистов с квалификацией «социолог».

Если в 1989 г. было шесть вузов с социологическими факультетами, то в 1993 г. ихстало 13, в1998г. - 50, а в 2003 г. -105. Сегодня в России 130 вузов (120 -университеты), готовящих кадры по специальности «Социология», включая 4 негосударственных университета, 40 социологических факультетов, отделений, 65 социологических кафедр. За последние 15 лет численность студентов, обучающихся по специальности «Социолог», возросла более чем в 100 раз. 14 тысяч студентов получили квалификацию «социолог». Создана даже социологическая ассоциация корпоративного образования, претендующая на альтернативу государственному.

Цифры впечатляющие, вполне сравнимые с зарубежными показателями. У нас есть все основания говорить о высоких темпах роста социологического образования в России, я бы даже сказала - о его расцвете, и нет никаких

оснований для уничижения себя перед иноземными социологическими школами, забывая собственные. Мы за интеграцию лучшего, прогрессивного российского и иностранного социологического опыта и знания.

Второй уровень - интегративный. Это социология, преподаваемая в отраслевых вузах (финансовых, экономических, технических, военных и др). Не могу привести конкретные цифры, так как число вузов, где социология преподается в качестве одной из дисциплин гуманитарного блока, изменяется каждый год. Социология в этих вузах является не основной, я бы сказала - сопровождающей (вспомогательной) учебной дисциплиной.

Например, в финансово-экономических вузах учебные дисциплины дифференцированы по трем блокам: «специальные», «общепрофессиональные», «общегуманитарные, социальноэкономические, общематематические, естественно-научные». Социология относится к третьему блоку учебных дисциплин. Помимо социологии к его структуре относятся философия, социально-политические науки, русский язык, иностранный язык, физвоспита-ние.

Третий уровень - поствузовский: второе высшее образование и институты переподготовки и повышения квалификации специалистов различных специальностей.

Конкретных данных по этому уровню нет. Отмечу лишь, что в ИППКпо финансово-банковским специальностям и на отделении второго высшего образования при Финансовой академии преподается курс «Основы экономической социологии».

Четвертый уровень - аспирантура и докторантура.

Аспирантура по социологии существует в 44 университетах, не говоря о большом количестве отраслевых вузов,

в которых действуют диссертационные советы по защите кандидатских диссертаций по специальности «Социология управления».

Пятый уровень - средняя школа. Это важнейший резерв для перспективного развития социологического образования.

Сейчас средняя школа, как и вся система образования в стране, переживает этап модернизации. Начальное социологическое образование переживает стадию первоначального становления, о результатах которого судить пока преждевременно.

Стратегия социологического образования, по моему глубокому убеждению, должна быть нацелена на его непрерывность, на создание системы дополнительного социологического образования.

Итак, категория «подъема» вполне адекватна для оценки современного состояния социологического образования в России. Нет необходимости перечислять, где работают сейчас специалисты с социологическим образованием или с социологической подготовкой. С полным основанием можно сказать - повсюду.

Как никогда ранее социология стала неотъемлемой частью социальной политики, которая сегодня занимает ключевое место во всех странах с рыночной экономикой, в том числе и в России.

Достаточно сослаться на колоссальнейшие социальные расходы, осуществляемые в наше время на реализацию национальных проектов в области образования, здравоохранения, доступного жилья и сельского хозяйства. Эти проблемы находятся в центре внимания политической стратегии руководства страны.

Можно ли реализовать социальную политику без анализа социальных отношений, порождаемых экономикой?

Разумеется, нет. Отсюда и тот постоянный диалог, который ведется бизнесом с высшей школой по вопросам подготовки современных специалистов, в том числе социологов. Ведь именно социология определяет социальную температуру состояния и эффективности управления обществом и государством, является, можно сказать, их «нервной системой». Отсюда и повышенные требования к социологическому образованию, с которыми мы сталкиваемся ежедневно.

По моему мнению, прирастать социологическое образование и социологическая наука в XXI в. будут за счет вузовской социологии. Здесь будущее социологической науки. Поэтому приветствую решения прошедшего в минувшем году III Социологического конгресса, ставшего по сути своей форумом именно вузовских социологов. У вузовской социологии есть архиваж-ная особенность, я бы сказала - несомненное преимущество перед классической академической социологией. Речь идет о ее интегративном характере. Если ХХ в. был веком академической социологии, то XXI в. становится веком прикладного социологического знания.

Сюжет третий. Противоречия, существующие в системе социологического образования. Они серьезны и требуют анализа, а следовательно - и разрешения.

Важнейшее противоречие институционального уровня сложилось, с одной стороны, между процессами реформирования высшего образования в духе принципов Болонской декларации, имеющей своей целью интеграцию специалистов (в том числе социологов) в рынок образовательных услуг, труда, занятости и профессий, и традиционными методами подготовки профессиональных кадров в духе абстрактного теоретизирования - с другой.

Результатом этого противоречия является отрыв теории от практики, социологии - от ее прикладной реальной востребованности. На практике повышающиеся требования к подготовке молодых специалистов вступают в конфликт с методикой преподавания социологии как учебной дисциплины.

Второе противоречие - внутрикорпоративное - действует между установленными стандартами преподавания социологии как учебной дисциплины, предназначенной для формирования мировоззрения и расширения кругозора студентов преимущественно младших курсов, - с одной стороны, и широкими интегративными возможностями социологической науки в подготовке современных специалистов - с другой.

Фактически жизнь ставит вопрос о необходимости пересмотра места социологии в учебном процессе отраслевых вузов. Эта дисциплина должна рассматриваться как специальный предмет, преподаваемый на старших курсах, в том числе выпускных, и значительно расширяющий подготовку специалистов в сфере их профессиональной деятельности.

Противоречие третье: между растущими требованиями, предъявляемыми экономикой и рынком труда и услуг к методике и качеству преподавания социологии с учетом инновационных технологий, с одной стороны, и острым, возрастающим из года в год недостатком молодых кадров преподавателей социологии в высшей школе - с другой. Это противоречие проявляется в учебном процессе и оказывает на него негативное влияние.

Противоречие четвертое - концептуально-методическое - сложилось между объективно развивающимися процессами социализации сферы экономики и финансов, возрастанием потребности в социологической подго-

товке экономических кадров - с одной стороны, и явной тенденцией отраслевых вузов к сокращению учебных часов на социологию, закреплению ее на уровне младших курсов - с другой. Иначе говоря, в противоречие вступают два направления: социализации экономики и десоциологизации высшего обра.зования.

Особенно это ощущается с 2000 г., когда стали сокращать преподавание социологии во многих отраслевых вузах в соответствии с государственными образовательными стандартами второго поколения. В результате произошло, с одной стороны, возрастание запроса на социологическую подготовку, с другой - сокращение часов на преподавание социологии в ряде вузов.

Сюжет четвертый. Конфликт двух модулей преподавания социологии в отраслевых вузах (так называемого академического и социально-прикладного).

Противники социально-прикладного модуля утверждают, что он якобы игнорирует общесоциологическую теорию. Это неверная постановка вопроса. На самом деле социально-прикладной модуль требует единства теории с практикой на основе логической триады: теория — отраслевые знания — социологические исследования. На этом пути открываются широкие возможности применения социологического подхода к изучению социальных отношений в экономической и других сферах жизни общества.

Вместе с тем обобщение вузовского опыта преподавания социологии в последние годы наглядно подтверждает, что академический модуль применим и оправдывает себя в университетских курсах, на социологических факультетах, располагающих большим количеством часов. Правда, и в этом случае академизм нередко превращается в абстрактное теоретизирование,

оторванное от жизни, а по существу -не побоюсь этого слова! - в схоластику.

В ее основе нередко лежит примитивное западничество, отрицающее самобытность отечественной социологии. «Конт - Спенсер - Вебер - Парсонс» или «Парсонс - Вебер - Конт -Спенсер» - по такой «железной схеме» построены обзоры научной литературы во многих диссертациях по социологии. В них часто отсутствует даже тень самостоятельного социологического анализа, единства теории и практики. Особенно это касается отраслевых вузов.

Это означает, что преподавать социологию в вузах, особенно отраслевых, следует не ранее, чем на третьем-четвертом курсах, когда студенты уже имеют гуманитарную подготовку, владеют хотя бы минимальным понятийным аппаратом и приближены к профессиональным знаниям в области будущей специализации.

Особенность учебных курсов по социологии в отраслевых вузах состоит в том, что она выступает в роли своеобразного моста между гуманитарными и специальными знаниями по профессии.

Понимаю, что высказанные мною соображения и пожелания провоцируют коллег на встречный вопрос: располагаю ли я личным опытом применения социально-прикладного модуля преподавания социологии в отраслевом вузе? Располагаю, и немалым.

Сюжет пятый. От теории к практике, или Некоторые итоги преподавания социологии в крупном столичном финансово-экономическом вузе.

10 лет назад, в 1996 г., по инициативе и активной поддержке ректора Финансовой академии при Правительстве РФ профессора Аллы Георгиевны Грязновой впервые в истории этого престижного вуза была создана кафед-

ра социологии, которую мне поручено было возглавить. Скажу прямо: опыт у кафедры огромный и, по моему мнению, заслуживающий внимания социологического сообщества всех отраслевых вузов.

Финансовая академия - крупнейший вуз, где обучается 21 тысяча студентов по всем ведущим финансово-экономическим специальностям (финансы, кредит, налоги и налогообложение, страхование, экономическая безопасность, финансовый менеджмент, бухучет и аудит, государственное и муниципальное управление и др.). Академия является координирующим центром, в его УМО входят 710 вузов с преподаванием специальностей «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Бухучет и аудит», «Мировая экономика».

Поэтому целью создания кафедры социологии в таком вузе являлось внедрение социологического подхода в изучение сферы экономики и финансов, овладение студентами навыками анализа социальных отношений во всех областях финансово-экономической деятельности и умением прогнозировать возможные социальные последствия принимаемых решений.

■ Социально-прикладной модуль преподавания применяется во всей педагогической и научной работе кафедры, во всех читаемых курсах. Их на дневном и вечернем отделениях шесть: «Социология», «Социология в сфере экономики и финансов», «Исследование социально-экономических и политических процессов», «Социология управления», «Демография», «Методика и техника социологических исследований в сфере экономики и финансов». Базовым является курс «Социология в сфере экономики и финансов».

Помимо этого мы ведем курсы по выбору, среди которых есть ряд оригинальных, впервые разработанных

кафедрой: «Социология страхования», «Социальная конфликтология финансово-банковской сферы», «Социальные интересы бизнеса», «Корпоративная культура и корпоративные ценности», «Гендерная социология в экономической жизни», «Социология в познании международных экономических отношений», «Экономическая социология». Общая цель этих курсов -интеграция социологии и экономики, формирование социальной ответственности будущих специалистов-экономи-стов за социальные последствия управленческих решений в экономике, бизнесе, политике.

■ В учебном процессе используются уже хорошо разработанные и новые, разрабатываемые на кафедре частные социологические теории, позволяющие объединить в одно целое социологический подход и специальные знания по профессии. Так, помимо учебных курсов по теории и практике социологии страхования и социальной конфликтологии финансово-банковской сферы (автор Г. Силласте) вводится частная социологическая теория фискальной социологии.

Приказом ректора выпускникам нашего вуза предоставляется возможность выполнять дипломную работу по своей специализации с применением социологического инструментария. 49 выпускников успешно защитили дипломы с использованием результатов проведенных ими социологических экспертных опросов. Ряд наших выпуск-ников-отличников, закончивших академию и защитивших «социологически оснащенные» дипломы, работают во всех ведущих банках и страховых компаниях, налоговых органах, международных и иностранных финансовобанковских организациях, где знания в области социологии, тем более социологии в сфере экономики и финансов (именно такой курс мы и преподаем)

являются важным условием повышения конкурентоспособности молодых специалистов.

Успешной работе способствуют как потребности финансово-экономической практики, так и исследования наших выпускников и диссертационные работы наших аспирантов, направленные на углубленное изучение социальных особенностей развития институтов экономики и финансов. Все это -прекрасная возможность сократить дистанцию между теорией и практикой.

Мы исходим из того, что социология, тем более экономическая, является наукой управленческой и в значительной мере дополняющей, расширяющей компетентность будущих специалистов и руководителей в сфере экономики и финансов.

Большое значение имеет интеграция социологического подхода в образовательный процесс всех институтов (факультетов) академии, включая дневную, вечернюю, дистанционную формы обучения, бакалавриат по экономике, аспирантуру, Институт подготовки и переквалификации специалистов финансово-банковских специальностей, второе высшее образование. Обучение студентов 3-4-го курсов методике и технике самостоятельного социологического исследования завершается публичной защитой ими (в форме зачета) индивидуальной программы социологического исследования в одном из направлений финансово-экономической, банковской деятельности или других сфер жизнедеятельности. За 10 лет защищено свыше 5,5 тысяч программ, часть из которых прошла непосредственную апробацию в банковских и других кредитных организациях.

А ведь каждая программа, как известно, связана с анализом методологических подходов и теорий, обоснова-

нием методики и разработкой инструментария исследования.

Кафедра реализует стратегию интеграции образования и науки путем участия студентов всех специальных институтов в исследовательской работе, в подготовке и проведении внут-ривузовских и внешних социологических исследований, в ежегодном круглом столе «Социология - финансы -государство» в рамках академической Недели науки. Особое достижение последних лет - подготовленные временными студенческими научными коллективами (ВСНК) под руководством пре-подавателей-социологов социальноэкономические проекты, получившие премии и отмеченные дипломами на Всемирной выставке «Молодежь и наука - 2003», на всероссийских выставках научно-технического творчества молодежи (НТТМ-2005 и 2006), проводимых Всероссийским выставочным центром. Добавлю к этому участие наших студентов в работе социологических секций Ломоносовских чтений, в международной студенческой конференции у наших друзей-партнеров в Харькове - в Народной Украинской академии, в других конференциях.

Но инициативе кафедры раз в три года в академии проводится студенческая конференция «Alma mater: жизнь, заботы, перспективы» по результатам социологических исследований вузовской жизни, проведенных студентами под руководством преподавателей кафедры социологии.

Учебный процесс активно используется нами в целях патриотического воспитания молодежи, формирования у нее исторической памяти. Кафедра разработала и применяет в педагогической практике «Концепцию воспитательной работы со студентами», в которой задействованы интегративные возможности социологической науки для воспитания у будущих специалис-

тов-экономистов высоких моральных качеств и главное - уважения к отечественной истории,чувства национального достоинства. Таким способом мы вносим свой вклад в формирование новой экономической интеллигенции России.

Вот уже 10 лет мы держим «руку на пульсе» учебного процесса, т.е. осуществляем социологический мониторинг качества преподавания социологии в финансово-экономическом вузе (по постоянной анкете «Курс социологии: мнение студента»).

Все это и есть применение социологического подхода к учебно-образовательному процессу на практике. Главное состоит в том, что наша Концепция, ее стратегия и тактика - это не абстрактная теоретическая разработка, а руководящий документ, последовательно реализуемый преподавательским составом более 10 лет и полностью сохраняющий свою силу для будущего.

В заключение скажу о некоторых основных итогах реализации нашей стратегии социологического образования в отраслевом вузе.

Социально-прикладной модуль преподавания «обкатан», внедрен в жизнь и успешно функционирует во всех институтах (факультетах) Финансовой академии. Все учебные курсы кафедры обеспечены учебно-методическими комплексами и учебными пособиями, подготовленными нашими преподавателями.

Аспирантура по специальности «Экономическая социология и демография» комплектуется главным образом из выпускников академии, которых кафедра, используя лонгитюдную стратегию работы со студентами, активно привлекала к научной работе в течение трех лет. Для повышения уровня профессионализма преподавателей на кафедре работает методический се-

минар «Методика и техника преподавания социологии в финансово-экономическом вузе».

Наши студенты и аспиранты принимали участие в реализации совместного российско-болгарского социологического проекта на тему «Формирование новой экономической интеллигенции России и Болгарии в условиях рыночной экономики».

По итогам этого международного сравнительного исследования написана монография, выход в свет которой приурочен болгарскими коллегами к открытию международной российско-болгарской конференции по результатам исследования, проведение которой намечено в Москве на апрель 2007 г. Мы с готовностью пригласим на нее всех коллег, интересующихся данной проблемой.

Сюжет шестой - предложения.

• Обратиться с предложением в Министерство образования и науки о целесообразности переквалификации кафедр социологии в экономических вузах из категории «общегуманитарные, социально-экономические, общематематические, естественно-научные» в категорию «общепрофессиональные».

• Рекомендовать отраслевым вузам, где преподается социология, использовать социально-прикладной модуль преподавания этой дисциплины, доказавший на практике свою эффективность и повышающий конкурентоспособность специалистов на рынке труда и профессий.

• Признать целесообразным преподавание социологии в отраслевом вузе не на младших, а на старших курсах начиная с третьего, так как до этого студенты не имеют необходимой теоретической подготовки, социального опыта для усвоения и применения социологических знаний в сфере своей специализации.

• Необходимо разработать дифференцированные образовательные стандарты по социологии для учебных заведений, специализирующихся на подготовке специалистов-социологов, а также для отраслевых вузов, где социология призвана служить инструментом познания социальных отношений в сферах специализации будущего специалиста.

• В результате изучения социологии в отраслевом вузе его выпускники должны обладать навыками проведения социологических исследований и применения их результатов в сфере профессиональной деятельности и управления.

• Изменить подход к преподаванию учебной дисциплины «Социология» для специалистов, получающих экономическое образование в качестве второго высшего образования, и дать право экономическим вузам вместо общего курса «Социология» ввести учебную дисциплину «Экономическая социология», отвечающую уровню второго высшего образования и специфике экономической профессии.

• Учитывая актуальность задачи интеграции образования и науки, активно развивать участие студентов в самостоятельной научной работе и проведении социологических исследований.

• В соответствии с требованиями Болонской декларации по развитию самостоятельной работы студентов и внедрению инновационных технологий рекомендовать дополнить нормативы по планированию и учету педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава новыми показателями (например, соруководство дипломными работами с использованием социологических исследований, аналитические записки по их результатам, написание авторских резюме, раз-

работка программ социологических исследований).

• Рассмотреть вопрос о введении в отраслевых вузах, выпускающих спе-циалистов-экономистов, специализации «Социоэкономист».

Понимаю дискуссионность и сложность решения выдвинутых мною предложений, но убеждена в том, что они

О. ЛЕЙБОВИЧ, профессор Пермский государственный технический университет

В настоящей статье речь пойдет о преподавателе государственного вуза, финансируемого в основном за счет федерального бюджета. Из общего профессорско-преподавательского состава выделим доцентуру как наиболее массовую категорию преподавательского корпуса, по своему положению играющую ключевую роль в образовательном процессе. С известной долей условности предположим, что речь идет о людях, принадлежащих к поколению пятидесятилетних, начавших свою профессиональную карьеру в 70-е гг., выполнивших квалификационное исследование в специфической отрасли научного знания.

Начнем с исходной позиции. Доцент в советском вузе - фигура влиятельная, авторитетная, солидная. Быть избранным на эту должность, а тем более получить от ВАК соответствующий диплом означало обеспечить себе безбедное существование, занять достойное место в общественной иерархии. От защиты кандидатской диссертации до доцентуры была определенная временная дистанция, которую необходимо было преодолеть, сообразуясь с определенными правилами. В штатном расписании вуза количество доцентских должностей лимитировалось. Для того чтобы претендовать на эту должность,

актуальны и отвечают на вызовы времени, а потому заслуживают обсуждения.

Мы готовы провести на базе Финансовой академии круглый стол (или конференцию) по проблемам интеграции социологии в подготовку специалистов отраслевых и конкретно-экономических вузов.

Преподаватель вуза: кризис идентичности

необходимо было получить поддержку от влиятельнейших институтов: коллектива кафедры, Ученого совета, партийного бюро. Все шаги, направленные к указанной цели, были обставлены тщательно разработанными церемониями. Доцентом мог стать преподаватель вуза с определенным стажем, обязательно опубликовавший после защиты несколько тезисов, в листке по учету кадров называемых «трудами», и методических разработок. Предполагаемые тексты нужно было обязательно включить в издательский план, дождаться очереди и наконец получить акт, подписанный полудюжиной ответственных лиц, удостоверяющих, что: в предназначенных для печати материалах не содержится, во-первых, ничего нового, а во-вторых, не приводится сведений, составляющих государственную тайну или не допущенных к открытой печати многочисленными и, естественно, засекреченными перечнями, списками, индексами. Претендент на должность или звание должен был также прочесть открытую лекцию, а затем выслушать на заседании кафедры многочисленные замечания и предложения со стороны заинтересованных коллег. На партийном бюро следовало сделать отчет о своей общественной работе и т.д. и т.п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.