Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ИМИДЖА КИТАЯ ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ ИЗ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ИМИДЖА КИТАЯ ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ ИЗ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
85
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ КИТАЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ ИЗ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / ВОСПРИЯТИЕ / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лю Ци, Вань Тао, Ло Цзин

По мере роста «жесткой силы» Китая растет и спрос на «мягкую силу» страны, важным критерием которой является имидж Китая. Иностранные студенты играют важную роль в формировании имиджа страны как носителя глобальной культурной коммуникации. В данной работе, используя анкетирование и интервью в качестве метода эмпирического исследования, проводится деконструкция имиджа Китая на три аспекта: материальный, институциональный и духовный, и выясняется, что иностранные студенты из стран Центральной Азии высоко оценивают экономическое развитие Китая, довольны его социальным строем и китайской культурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL STUDY OF THE PERCEPTION OF CHINA’S IMAGE BY FOREIGN STUDENTS FROM CENTRAL ASIAN COUNTRIES

This paper, using questionnaires and interviews as a method of empirical research, deconstructs China’s image into three aspects: material, institutional and spiritual, and finds that international students from Central Asian countries appreciate China’s economic development and are satisfied with its social system and Chinese culture.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ИМИДЖА КИТАЯ ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ ИЗ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ»

Социологическое исследование восприятия имиджа Китая иностранными студентами из стран Центральной Азии

Лю Ци,

магистрант института иностранного языка, Ланьчжоуский

университет, КНР

E-mail: 1223913869@qq.com

Вань Тао,

магистрант института иностранного языка, Ланьчжоуский

университет, КНР

E-mail: 591552354@qq.com

Ло Цзин,

магистрант института иностранного языка, Ланьчжоуский

университет, КНР

E-mail: 1660475471@qq.com

По мере роста «жесткой силы» Китая растет и спрос на «мягкую силу» страны, важным критерием которой является имидж Китая. Иностранные студенты играют важную роль в формировании имиджа страны как носителя глобальной культурной коммуникации. В данной работе, используя анкетирование и интервью в качестве метода эмпирического исследования, проводится деконструкция имиджа Китая на три аспекта: материальный, институциональный и духовный, и выясняется, что иностранные студенты из стран Центральной Азии высоко оценивают экономическое развитие Китая, довольны его социальным строем и китайской культурой.

Ключевые слова: имидж Китая, иностранные студенты из стран Центральной Азии, восприятие, коммуникация.

Введение

Термин «имидж государства» впервые появился в статье «Имидж государства и международная система» Кеннета Юарта Боулдинга, ведущего экономиста и представителя новой американской институциональной экономики. Автор утверждает, что имидж государства - это сочетание того, как государство воспринимает себя и как его воспринимают другие участники международной системы. В Китае концепция «имидж государства» берет свое начало от Дуань Ляньчэна, ученого из Управления КНР по делам издания и распространения литературы на иностранных языках, который в 1988 году опубликовал книгу под названием «Предварительное исследование зарубежных коммуникаций», в которой подробно описывается историческая эволюция национального имиджа Китая. С быстрым ростом совокупной мощи страны, изучение имиджа государства, являющегося важной частью «мягкой силы» страны, вызвало всплеск роста в отечественном ученом сообществе, и было предложено более богатое объяснение основного смысла имиджа государства.

В настоящее время процесс глобализации развивается все шире, а взаимодействия и связи между странами становятся все более тесными. В качестве «репутационного капитала» для взаимосвязей между странами и мощного инструмента для реализации собственных интересов, создание благоприятного имиджа государства становится неизбежным выбором в эпоху взаимозависимости между странами. На протяжении более чем 30 лет положение Китая на международной арене усиливается по мере подъема китайской экономики, усиления совокупной мощи государства и непрерывной интеграции с миром. Однако жесткая сила Китая не растет пропорционально его мягкой силе, при этом жесткая сила растет быстрее, а мягкая сила нуждается в улучшении, особенно с точки зрения имиджа страны. «Вопрос об имидже государства - самая сложная стратегическая проблема для Китая», а все реальные ситуации, с которыми сталкивается Китай на стратегическом уровне, «неразрывно связаны с имиджем государства».

Согласно «теории причинности», объясняющей эффективность коммуникации, для любого коммуникационного акта существует убеждающий мотив, и аудитория будет стремиться искать этот мотив, а намерения и мотив коммуникатора находятся в обратной зависимости от эффективности коммуникации. В связи с этим сформиро-

сз о

о Л о

о сз о в

в и

см со

вался так называемый метод «идентификации третьей стороны», при котором сообщения, передаваемые независимыми третьими сторонами или нейтральными сторонами, не имеющими отношения к собственным интересам или отстраненными от них способны получить одобрение с наибольшей вероятностью со стороны аудитории. В этом смысле иностранные студенты в Китае являются наилучшей третьей стороной для распространения имиджа Китая. Истории о Китае, рассказанные иностранными студентами на основе их собственного опыта, с большей вероятностью будут признаны иностранной аудиторией, создавая тем самым правильный имидж Китая. Исследования имиджа Китая в глазах иностранных студентов растут в последние годы, но лишь небольшое количество эмпирических исследований было проведено в конкретных регионах с выборкой иностранных студентов из конкретных целевых стран. Являясь местом пересечения Востока и Запада на древнем Шелковом пути и ключевым регионом для реализации инициативы «Пояс и путь», в сознании центральноазиатских народов сформировался надежный и достоверный имидж Китая, что способствует углубленному продвижению инициативы «Пояс и путь» в Центральной Азии. Исходя из этого и принимая во внимание преимущество географического положения Ланьчжоу, города-плацдарма «Пояса и пути», открывающего путь на запад, где живет автор, в данной статье предпринята попытка изучить восприятие имиджа Китая иностранными студентами из стран Центральной Азии, чтобы разобраться в том, как сформировать правильный имидж Китая на международной арене.

Методология

Дизайн опросных анкет

Опросная анкета была составлена из трех частей: материальные, институциональные и духовные аспекты имиджа Китая, со ссылкой на структуру формирования имиджа государства, изложенную Чжан Кунем в книге «Национальная имиджевая коммуникация». К показателям, измеряемым на материальном уровне, относятся уровень экономического развития Китая, качество его товаров, способность к научно-техническим инновациям, влиятельность бренда и состояние экологической среды. Институциональный уровень включает в себя внутренние факторы, такие как эффективность государственного управления, социальное обеспечение, социальная защита и меры по предотвращению эпидемий, а также такие темы, как является ли Китай ответственной державой, идёт ли Китай по пути мирного развития, взгляды иностранных студентов на инициативу «Пояс и путь» и их отношение к сотрудничеству между Китаем и странами Центральной Азии. Духовное измерение предназначено для описания эмоционального отношения иностранных студентов к Китаю, с учетом их мнения о традиционной китайской культуре, книгах и фильмах, куль-

туре питания, о том, останутся ли они в Китае или нет в дальнейшем, а также их оценки об уровне образования в Китае и качестве гражданской цивилизованности населения.

Опросная анкета была составлена на китайском и русском языках, а вопросы, касающиеся зависимых переменных (материальные, институциональные и духовные аспекты), были разделены на семь шкал -3, -2, -1, 0, +1, +2 и +3 для выбора иностранными студентами, используя семибалльный метод оценки по шкале Лайкерта. Согласно расчету коэффициента альфа Кронба-ха, внутренняя согласованность анкеты оказалась равной а=0,899, что свидетельствует о высокой внутренней согласованности и идеальной надежности анкеты.

Анализ испытуемых образцов

С декабря 2021 года по март 2022 года автор выбрал студентов из Центральной Азии в университетах Ланьчжоу в качестве объекта исследования и проводил научные опросы студентам из Центральной Азии в Ланьчжоуском университете, Ланьчжоуском технологическом университете, Северо-западном педагогическом университете, Ланьчжоуском университете Цзяотун, Ганьсуском университете Политики и права, Ганьсуском университете китайской медицины, Ланьчжоуском колледже искусств и науки, Ланьчжоуском университете финансов и экономики, а также в двух профессиональных учебных заведениях - Ганьсуском сельскохозяйственном профессионально-техническом колледже и Ганьсуском дорожном профессионально-техническом колледже. Всего было собрано 114 достоверных анкет, и 22 иностранных студента были отобраны для проведения полуструктурированных интервью. Из иностранных студентов, ответивших на вопросы анкеты, 60 (52,6%) были мужчинами и 54 (47,4%) - женщинами. Наибольшее количество иностранных студентов прибыло из Казахстана - 43 (37,7%), далее следует Туркменистан - 27 (23,7%) и в меньшей степени из Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана - 17 (14,9%), 16 (14,1%) и 11 (9,6%) соответственно. Большинство студентов из Центральной Азии в Ланьчжоу имеют большой опыт проживания в Китае, 99 (86,8%) из них прожили в Китае 2 года и более, и даже 22 (19,3%) прожили в Китае более 5 лет. По результатам данного опроса высокий процент иностранных студентов из Центральной Азии были удостоены стипендий - 79,8%, и процент, превышающий средний, получал стипендии правительства Китая. По данным Министерства образования Китая, иностранные студенты, получающие стипендии китайского правительства, составляют 12,81% от общего числа иностранных студентов, приезжающих в Китай, в то время как процент студентов из Центральной Азии, получающих стипендии китайского правительства, в данном исследовании достиг 32,5%, но ни один из иностранных студентов не получал стипендии от своих стран.

Результаты исследования

Имидж Китая на материальном аспекте

После реформ и открытия экономика Китая стремительно развивается, и результаты ее развития очевидны всему миру. В отличие от отстающего экономического развития и стареющей инфраструктуры в Центральной Азии, стремление к материальному процветанию и уверенность в экономическом динамизме Китая являются важными причинами для студентов из Центральной Азии для обучения в Китае. 42,8% опрошенных иностранных студентов отметили быстрое развитие китайской экономики важным фактором, привлекшим их к обучению в Китае. В то же время иностранные студенты из Центральной Азии выразили большую уверенность в темпах и объемах экономического развития Китая. По вопросу «Китай стал развитой страной» средний балл составил 2,66 (самый высокий среди всех вопросов), и 83 иностранных студента «совершенно согласны» с этим вопросом (см. табл. 1). Тем не менее, экологические проблемы также подвергались критике со стороны иностранных студентов: средний балл за ответ «экологическая обстановка в Китае хорошая» составил всего 1,44, что является самым низким показателем среди всех вопросов.

Таблица 1. Китай стал развитой страной

Раз Эффективный процент Кумулятивный процент

-3 1 .9 .9

-2 1 .9 1.8

0 1 .9 2.6

1 6 5.3 7.9

2 13 11.4 19.3

3 92 80.7 100.0

Итоги 114 100.0

Самым удивительным технологическим продуктом для студентов из Центральной Азии является WeChat. не только позволяет платить и выходить из дома без кошелька, но и может быть использован для определения местонахождения, где вы были, путем просмотра QR-кода поездки». Иностранные студенты также с удовольствием делают покупки в Интернете и высоко оценивают качество китайских товаров. Иностранный студент из Туркменистана сказал: «Многие иностранцы думают, что китайские товары некачественные, но качество товаров заключается в цене. Многие бизнесмены покупают в Китае самые дешевые товары, которые, естественно, плохого качества, поэтому люди из других стран считают, что качество всех китайских товаров не очень хорошее. На самом деле, в Китае много товаров хорошего качества, только они не такие дешевые». Кроме того, студенты из Центральной Азии высоко оценивают многие китайские бренды и считают, что такие бренды, как Huawei, имеют высокое международное признание (средний балл 2,50), знако-

мы с некоторыми брендами одежды, такими как Li Ning, 361°, Hongxing Erke и Anta, но почти не упоминают бренды в других областях.

В 2021 году Китай добился большой победы в борьбе с бедностью, полностью ликвидировав абсолютную бедность и достигнув первой 100-летней цели - всестороннего построения среднезажи-точного общества. Иностранные студенты из Центральной Азии также в целом положительно оценивают результаты усилий Китая по искоренению бедности (средний балл - 2,03), однако стандартное отклонение по данному вопросу составило 1,052, что свидетельствует о большой степени разброса в представлениях иностранных студентов о разрыве между богатыми и бедными в Китае. Некоторые иностранные студенты говорили о большом разрыве в уровне жизни между городскими и сельскими районами, но другие считали, что Китай прилагает все усилия для сокращения разрыва между богатыми и бедными, ограничивая чрезмерные доходы и стараясь обеспечить население работой.

Имидж Китая на институциональном уровне

Институциональный аспект имиджа Китая у иностранных студентов в целом оцениваются положительно, с небольшим разбросом и низкой дисперсией, что означает меньшее расхождение во мнениях (см. табл. 2). 95% опрошенных студентов из Центральной Азии заявили, что они согласны с политикой китайского правительства по предотвращению эпидемии и считают меры Китая по борьбе с эпидемией эффективными. Иностранный студент из Таджикистана сказал, что китайское правительство несет ответственность за свой народ, лечит инфицированных пациентов и предоставляет бесплатные вакцины. Китайский народ также согласен с политикой правительства по предотвращению эпидемий, поэтому «В настоящее время Китай - самая безопасная страна в мире».

Имидж Китая на международной арене также высоко ценится иностранными студентами из Центральной Азии. Один кыргызский студент в интервью сказал, «если вы будете хорошо относиться к Китаю, Китай будет вдвое лучше относиться к вам, если вы будете задирать Китай, Китай ударит вас в ответ». Между тем, средний балл по вопросу «согласен/согласна ли с инициативой Один пояс и один путь» составил 2,518, при этом 95,6% иностранных студентов считают, что сотрудничество между Китаем и странами Центральной Азии является позитивным и выгодным. Почти все опрошенные иностранные студенты сказали, что им известно об инициативе «Один пояс и один путь» и считают, что инициатива «Один пояс и один путь» способствовала товарному потоку и контактам между людьми. Студент из Кыргызстана считает Китай дружественной страной, в его стране много дорог и зданий, построенных с китайской помощью, а также много компаний, принадлежащих китайцам, которые в значительной степени решают проблему занятости местного населения.

сз о

о Л о

о сз о в

Таблица 2. Оценка студентами из Центральной Азии имиджа Китая на институциональном уровне

N Минимальное значение Максимальное значение среднее значение нормальное отклонение

Китайское правительство обладает высоким уровнем административной эффективности 114 0 3 2.45 0.832

Хорошая система социального обеспечения в Китае 114 -2 3 2.23 1.065

Хороший общественный порядок в Китае 114 -1 3 2.67 0.737

Я согласен(-на) с мерами Китая по предотвращению эпидемий 114 -3 3 2.42 1.063

Китай является ответственной державой 114 0 3 2.57 0.752

Китай - страна, идущая по пути мирного развития 114 -1 3 2.46 0.854

Китай выступает в качестве движущей силы мирного развития в мире 114 0 3 2.41 0.870

Я приветствую инициативу Китая «Один пояс, один путь». 114 0 3 2.52 0.844

Экономическое сотрудничество Китая со странами Центральной Азии является позитивным и выгодным 114 0 3 2.50 0.801

Имиджа Китая на духовном уровне

Многолетняя традиционная культура Китая является важным источником национальной мягкой силы и краеугольным камнем национального культурного самосознания и культурной уверенности. 35,7% иностранных студентов из Центральной Азии сказали, что они приехали в Китай, поскольку им понравилась китайская культура либо они хотели научиться китайскому языку. Конфуцианство и Конфуций считаются символами китайской культуры, а такие культурные символы, как Лаоцзы, Великая стена, Гугун и Терракотовые статуи воинов и боевых коней в гробницах Цинь Шихуана, также хорошо известны иностранным студентам. Иностранный студент из Таджикистана отметил, что народ в Таджикистане использует слово «Цинь» (Цинь) вместо «Китай» для обозначения Китая, потому что могущественная китайская империя династии Цинь оставила глубокое впечатление на жителей Центральной Азии. Китайская культура кино и телевидения также пользуется определенным спросом в Центральной Азии. В ходе интервью все иностранные студенты мужского пола сказали, что выросли в любви к китайским боевым искусствам и с удовольствием смотрят фильмы о боевых искусствах Брюса Ли и Джеки Чана, а 48% иностранных студентов женского пола с удовольствием смотрят китайские романтические драмы. Иностранные студенты в целом согласны с тем, что Китай имеет богатую культуру питания и в каждом городе есть свои фир-0 менные блюда, но поскольку большинство жителей Ц Центральной Азии не любят острую пищу, требуется ^ время, чтобы адаптироваться к китайской кухне. еЗ «Большая теплота» и «услужливость» - са-^ мые глубокие впечатления о китайцах у студентов

из Центральной Азии. 96,1% иностранных студентов считают, что китайцы относятся к студентам из Центральной Азии одинаково (как показано на таблице 3) и часто предлагают помощь. Однако, по их мнению, национальные качества китайцев необходимо улучшать. 35% иностранных студентов считают, что китайцы громко разговаривают, плюются, шумят во время еды и иногда пялится на иностранцев, даже в таком интернациональном городе, как Шанхай.

Таблица 3. Китайцы одинаково относятся к учащимся из Центральной Азии

Раз Эффективный процент Кумулятивный процент

-3 2 1.8 1.8

-2 1 .9 2.6

-1 1 .9 3.5

0 1 .9 4.4

1 10 8.8 13.2

2 22 19.3 32.5

3 77 67.5 100.0

Итоги 114 100.0

Среднее значение оценки уровня образования в Китае студентами из Центральной Азии составляет 2,61, а стандартное отклонение - всего 0,744, что свидетельствует о высокой согласованности мнений. 78,8% опрошенных иностранных студентов сказали, что китайские преподаватели очень терпеливы к иностранным студентам, и многие преподаватели университетов являются докторами наук с опытом обучения за рубежом и ведут преподавательскую деятельность на вы-

соком уровне. Любовь к китайской культуре, оценка национального характера китайского народа и признание уровня образования составляют эмоциональную склонность иностранных студентов из Центральной Азии к Китаю.

Заключение

Иностранные студенты из Центральной Азии могут стать потенциальными пропагандистами имиджа Китая. Данные исследования показывают, что все 26 вопросов об имидже Китая были оценены опрошенными иностранными студентами выше 0, а средний общий рейтинг имиджа Китая у студентов из Центральной Азии составил более 60. Это показывает, что студенты из Центральной Азии в целом высоко оценивают имидж Китая. Средний балл 2,55 за вопрос «Мое впечатление о Китае стало лучше после приезда в Китай» показывает, что впечатление иностранных студентов о Китае улучшилось после приезда в Китай. Теория межгруппового контакта социального психолога Гордона Уилларда Олпорта (Gordon Willard Allport), основанная на гипотезе межгруппового контакта, предполагает, что межгрупповые предрассудки возникают из-за недостатка информации или дезинформации об одной группе другой. А именно межгрупповой контакт дает возможность получить новую информацию и прояснить дезинформацию. Студенты из Центральной Азии выступают в качестве группы-посредника между иностранными людьми и имиджем Китая. С одной стороны, они переходят от имиджа Китая, представленного в СМИ, к реальному Китаю, а их личный опыт жизни в Китае, образование, полученное в Китае, и общение с китайскими людьми дополняют и углубляют их понимание о Китае с разных сторон, способствуя формированию позитивного и положительного субъективного восприятия имиджа Китая. С другой стороны, их межличностное взаимодействие и групповое общение с друзьями и родственниками на родине, а также их рассказы о Китае и распространение имиджа Китая через личные социальные аккаунты и другие СМИ способствуют пониманию и восприятию имиджа Китая среди иностранных групп, с которыми они контактируют, что может в определенной степени уменьшить стереотипы о Китае за рубежом и способствовать формированию позитивного восприятия имиджа Китая.

Иностранным студентам из Центральной Азии необходим период кросс-культурной адаптации для интеграции в китайское общество. «Межкультурная адаптация относится к адаптации жителей иностранной культуры к их новой среде, особенно в таких ситуациях, как краткосрочное пребывание, поселение, межсубкуль-турная мобильность и социальные изменения». Кальверо Оберг (Kalvero Oberg) делит процесс межкультурной адаптации на четыре стадии: стадия медового месяца, стадия неприятия, стадия регрессии и стадия принятия и восстановления. Такие факторы, как комфортность жизни, уровень

владения языком и количество друзей, могут в той или иной степени влиять на межкультурную адаптацию иностранных студентов. Межкультурная адаптация влияет на впечатление о стране обучения, что в свою очередь влияет на адаптацию иностранного студента. Отложив по горизонтальной оси время, проведенное в Китае, а по вертикальной оси - среднее значение суммы оценок по каждому вопросу об имидже Китая среди иностранных студентов с одинаковым сроком обучения (см. рис. 1), мы обнаружили, что оценки имиджа Китая среди иностранных студентов демонстрируют тенденцию высокого-низкого-высокого роста по мере увеличения времени, проведенного в Китае, что указывает на то, что иностранным студентам требуется некоторое время для адаптации к китайской культуре. Период межкультурной адаптации может быть сокращен за счет надлежащего образования в классе и положительного имиджа гражданина в обществе. Поэтому усиление национального регулирования и руководства в сфере образования в Китае, создание национальной концепции коммуникации и формирование позитивной когнитивной среды могут способствовать иностранным студентам сформировать хороший имидж Китая.

70 65

69,2

меньше 1-2 года 2-3 года 3-4 года года

4-5 лет больше 5

Рис. 1. Карта распределения времени в Китае и среднего значения оценки имиджа Китая

Духовная привлекательность - основная причина, по которой иностранные студенты хотят остаться в Китае. Быстро растущая экономика и благополучный материальный уровень - основные причины привлечения иностранных студентов в Китай, но это не главная причина, по которой они хотят остаться в стране. Культурная привязанность, духовная принадлежность и признание ценностей являются наиболее важными причинами улучшения имиджа Китая в глазах иностранных студентов. Согласно тесту на коэффициент корреляции г Пирсона по вопросам «Китай стал развитой страной», «Я хотел бы остаться и работать в Китае после окончания университета» и «Мне нравится китайская культура», «Я хотел бы остаться и работать в Китае после окончания университета», экономическое развитие положительно коррелирует с намерением остаться в Китае, но корреляция слабая (г=0,18) и незначительная (р=0,069), в то время как любовь к культуре положительно коррелирует с намерением остаться в Китае, и корреляция сильная (г=0,385) и высоко значимая (р=0). Повышение привлекательности

сз о

о Л о

о сз о в

75

60

55

50

китайской культуры, улучшение способов культурной пропаганды, повышение культурного самосознания и культурной уверенности граждан - важный способ сделать нашу культуру приемлемой для аудиторий других стран. Культурная идентичность, скорее всего, побудит иностранных студентов рассматривать Китай как свой второй дом, тем самым способствуя формированию дружественного и сердечного имиджа Китая с чувством собственного достоинства и позиции другого.

Литература

1. Ха Цзяин. Иностранные студенты в Китае и самостроительство национального имиджа Китая. Шаньдунская социальная наука. 2010(11), 152.

2. Джошуа Купер Раймер. Китай в свете. В книге «Образы Китая: Китай глазами иностранных ученых», Джошуа Купер-Раймер и др. Пекин: Издательство литературы по общественным наукам.2008,7.

3. Ли Чжи. Национальный имидж Китая - конструктивистская интерпретация в эпоху глобальной коммуникации. Пекин: Издательство Синьхуа. 2011, 11-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Лю Сяоянь. Размышления о формировании СМИ национального имиджа. Международная журналистика. 2002(02),61.

5. Лю Цзиньнань, Хэ Хуэй. Имидж Китая - текущая ситуация и контрмеры международной коммуникации национального имиджа Китая. Пекин: Издательство Коммуникационного университета Китая. 2006, 5.

6. Чжоу Нин. Китай в мире: исследование экстерриториального имиджа Китая. Нанкин: Издательство Нанкинского университета. 2007, 5.

7. Вэнь, Чуньин, Ву, Иньин. Измерения национального имиджа и его взаимная неоднородность. Современные коммуникации. 2021(01),75.

SOCIOLOGICAL STUDY OF THE PERCEPTION OF CHINA'S IMAGE BY FOREIGN STUDENTS FROM CENTRAL ASIAN COUNTRIES

Liu Qi, Wan Tao, Luo Jing

Lanzhou University

This paper, using questionnaires and interviews as a method of empirical research, deconstructs China's image into three aspects: material, institutional and spiritual, and finds that international students from Central Asian countries appreciate China's economic development and are satisfied with its social system and Chinese culture.

Keywords: China's national image, international students from Central Asian countries, perception, communication.

References

1. Ha Jiaying. Foreign Students in China and the Self-Construction of China's National Image. Shandong Social Science. 2010(11), 152.

2. Joshua Cooper Ramo et al. China in Light. In Images of China: China through the Eyes of Foreign Scholars. Beijing: Social Science Literature Publishers. 2008, 7.

3. Li Zhi. China's National Image - A Constructivist Interpretation in the Age of Global Communication. Beijing: Xinhua Publishing House. 2011, 11-12.

4. Liu Xiaoyan. Reflections on media formation of national image. International Journalism. 2002(02),61.

5. Liu Jinan, He Hui. China's image - current situation and coun-termeasures of international communication of China's national image. Beijing: China Communication University Press. 2006, 5.

6. Zhou Ning. China in the world: a study of China's extraterritorial image. Nanjing: Nanjing University Press. 2007, 5.

7. Wen, Chunying, Wu, Yining. Dimensions of national image and its mutual heterogeneity. Contemporary Communications. 2021(01),75.

e

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.