ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ
УДК 378.146
Черных Оксана Владимировна
Аспирант кафедры психологии и педагогики факультета психологии Южного федерального университета, [email protected], Ростов-на-Дону.
социологическое анкетирование
с использованием процедуры конкордации
Аннотация. При существовании противоречий между классическим и постиндустриальным подходами образования была сформулирована актуальность исследования первоисточников компетентностно-ориентированного подхода к организации образовательного процесса. В данной статье отображен подготовительный этап к процедуре контент-анализа, который включает в себя возможность применения социологической анкеты в рамках компетентност-ного подхода. Первичный отбор респондентов для процедуры анкетирования осуществлялся с учетом экспертной весомости каждого из них. Разработан алгоритм социологического анкетирования экспертов в области истории педагогики и образования. Для повышения достоверности результатов анкетирования была использована процедура конкордации.
Ключевые слова: компетенция, семантическое поле, репрезентативная экспертиза, конкор-дация.
Chernikh Oxana Vladimirovna
Postgraduate student of the Psychology and Pedagogy Department of the Faculty of Psychology of the Southern Federal University, [email protected], Rostov-on-Don.
sociological pool with the usage of concordation procedure
Abstract. Current explanation of the research of origins of competence-oriented approach to organization of the educational process was formulated under the condition of existence of contradiction between classical and postindustrial educational approaches. The preparatory stage of content analysis procedure including the possibility of applying the sociological pool in the context of competence approach is represented in the given paper. The initial selection of respondents for the pool procedure was accomplished taking into account the expert weight of all of them. The algorithm of experts in the field history of pedagogy and education social pool is developed. For the sake of increase of pool results' reliability the concordation procedure was used.
Keywords: competence, semantic field, representative assessment, concordation.
Современная педагогическая наука широко использует терминологию, положенную в основу Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения. Активно исследуются организационно-управленческие, учебно-методические и контрольно-оценочные аспекты компетентно стно-ориентированной образо -вательной системы. В связи с этим возникает естественный вопрос о первоисточниках компетентностного подхода к организации учебного процесса: ограничиваются ли они постиндустриальным этапом развития общества или их следует искать в классических трудах по педагогике и дидактике.
Актуальность проведения социологиче-
ского анкетирования экспертов в области истории педагогики и образования по вопросу об истоках компетентностно-ориен-тированного образования основывается на противоречиях между:
- представлениями участников академического сообщества о возникновении постиндустриальной системы образования, которые варьируются от рубежа Х1Х-ХХ веков до 60-х годов ХХ века [1; 2];
- толкованием термина «компетенция» как овладение личностью определенными знаниями и навыками, с одной стороны, и как необходимая для успешной работы модель поведения, с другой стороны [7; 9];
- использованием в качестве индикатор-
THEORETICAL MESSAGES
ной переменной качества образования учебных достижений и текущей компетентности обучающихся [5; 8].
Чтобы установить степень проникновения идей компетентностно ориентированного образования в педагогические исследования на различных исторических этапах от XVII до XXI века, представляется необходимым проведение специальной процедуры социологического анкетирования с предварительным подбором экспертной группы и последующим расчетом конкордации полученных суждений. Данная процедура позволит выявить наиболее значимые научные труды, на базе которых предполагается провести контент-анализ.
В качестве концептуальной составляющей комплексной цели исследования можно рассматривать моделирование семантического поля компетентностно-ориентирован-ного образования, включающего в себя две согласующиеся поверхности современных дидактических категорий и высказываний выдающихся ученых прошлого. В основу понятия «семантическое поле» положено корректное перенесение принципов современной натуральной философии в дидактический контекст [6].
Практической составляющей предполагаемого исследования является процедура контент-анализа, в которой следует выделить следующие этапы:
1. формирование выборочной совокупности первоисточников, относящихся к различным этапам развития образовательной системы, на основе результатов анкетирования специалистов в области истории педагогики и образования.
2. определение перечня единиц анализа категорий, понятий, согласно которому устанавливается в качестве единицы счета факт обнаружения соответствующей информации в представительной выборке контента первоисточника.
3. на основе результатов подсчета частотного распределения на номинальной шкале категорий и понятий расчет степени соответствия двух поверхностей в каждой точке семантического поля.
Первый этап контент-анализа включает в себя анкетирование группы респондентов с использованием процедуры конкордации индивидуальных суждений с совокупным
суждением экспертной группы, чему и посвящена наша статья. В процессе анкетирования мы можем положиться на надежность оценок, которые подтверждаются статусом экспертов, а также внутренней согласованностью их суждений.
На первом этапе организации процедуры анкетирования следует подготовить почву для обеспечения объективности получаемых результатов. Поэтому необходимо учитывать: 1) квалификацию экспертов; 2) количество экспертов; 3) степень согласованности суждений экспертов (конкордацию) [4]. Первичный отбор респондентов для процедуры анкетирования осуществлялся с учетом экспертной весомости каждого из них (Таблица 1).
На основе весомости суждений экспертов, установленных с помощью таблицы квалификационных признаков, были отобраны семь респондентов, которым было предложено принять участие в отборе наиболее важных первоисточников компетентностно-го подхода к организации образовательного процесса. Перед участниками экспертной группы была поставлена задача оценить процент участников репрезентативной выборки генеральной совокупности академического сообщества, которые бы отдали предпочтение источникам, перечисленным в таблице 2. Таким образом осуществлялась репрезентативная экспертиза, при которой каждое индивидуальное суждение представляет собой предполагаемую конфигурацию статистического распределения результатов опроса представительной выборки, составленной на основе процедуры стратификации [3].
Каждый эксперт вынужден был решать задачу перевоплощения в репрезентативную выборку специалистов в области психолого-педагогического образования и определения процентов ее участников, отдавших предпочтение каждому из первоисточников, относящихся к классической системе образования и отдельно - к постиндустриальной системе образования. Полученные данные позволили рассчитать с учетом весомостей экспертов средневзвешенные проценты (СВ) для каждого первоисточника.
По результатам социологического анкетированная при оценивании первоисточников группой экспертов были получены следующие СВ с учетом весомости каждого эксперта: Я. А. Коменский - 33,6 %;
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СООБЩЕНИЯ
Таблица 1 - Квалификационные признаки эксперта
№ Признак, степень его выраженности Важность признака Выраженность Баллы
1 Академическое звание 90
1.1 Отсутствие звания 0,00 0,00
1.2 Член-корреспондент 0,50 45,00
1.3 Академик 1,00 90,00
2 Ученая степень 55
2.1 Отсутствие степени 0,00 0,00
2.2 Кандидат наук 0,50 27,50
2.3 Доктор наук 1,00 55,00
3 Российский индекс научного цитирования 50
3.1 0-10 0,25 12,50
3.2 10-50 0,50 25,00
3.3 50-100 0,75 37,50
3.4 Свыше 100 1,00 50,00
4 Ученое звание 45
4.1 Отсутствие звания 0,00 0,00
4.2 Доцент 0,50 22,50
4.3 Профессор 1,00 45,00
5 Количество научных публикаций 40
5.1 0-10 0,25 10,00
5.2 10-50 0,50 20,00
5.3 50-100 0,75 30,00
5.4 Свыше 100 1,00 40,00
6 Стаж работы 20
6.1 0-5 лет 0,25 5,00
6.2 5-10 лет 0,50 10,00
6.3 10-25 лет 0,75 15,00
6.4 Свыше 25 лет 1,00 20,00
7 Должность 15
7.1 Отсутствие должности 0,00 0,00
7.2 Доцент вуза 0,50 7,50
7.3 Профессор вуза 1,00 15,00
8 Почетное звание 10
8.1 Отсутствие звания 0,00 0,00
8.2 Наличие звания 1,00 10,00
Сумма баллов
Максимальное количество баллов 325,00
Весомость суждений эксперта
Таблица 2 - Перечни первоисточников
Классическая система образования Постиндустриальная система Образования
Коменский Я.А. Великая дидактика / Избр.пед. соч.: в 2-х томах. Т.1. М., 1982. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим). М., 1999.
Песталоцци И.Г. Памятная записка о семинаре в катоне Во / Педагогическое наследие. М.,1987. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1940. Рубинштейн С.Л. К критике метода тестов / Против педологических извращений в педагогике. Л., 1938.
Дистервег А.Избранные педагогические произведения. М., 1956. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., 1974.
Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.-Л.,1948. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
_THEORETICAL MESSAGES_
Таблица 3. - Сводная таблица расчета конкордации экспертов
Эксперты Эксп. 1 Эксп. 2 Эксп. 3 Эксп. 4 Эксп. 5 Эксп. 6 Эксп. 7
Конкордация 0,80 0,83 0,77 0,07 0,71 0,46 0,40
И.Г. Песталоцци - 12,5 %; И.Ф. Гербарт -15,0%; А. Дистервег - 13,7 %; К.Д. Ушин-ский - 25,3 %; Дж. Дьюи - 27,9 %; Л.С. Выготский - 19,7 %; С.Л. Рубинштейн - 15,4 %; И.Я. Лернер - 18,7 %; Дж Брунер. - 18,4 %.
Повысить достоверность выбора наиболее значимых первоисточников можно с помощью процедуры конкордации, позволяющей установить степень согласованности индивидуальных суждений экспертов с совокупным суждением группы специалистов. Для этой цели формируется сводная корреляционная таблица 3, в которой сопоставляется множество отклонений средневзвешенных процентов от среднего арифметического значения (х) с множеством соответствующих величин, характеризующих суждение одного из экспертов (у^). В таблиц представлены уже посчитанные результаты персональной конкордации для каждого эксперта.
В соответствие с результатами проведенной процедуры конкордации суждения экспертов № 4, № 6 и № 7 можно не рассматривать в силу недостаточной согласованности их суждений с совокупным суждением экспертной группы. Пересчитав средневзвешенный процент для десяти выбранных первоисточников, результат показал, что весомость суждений отобранных экспертов как с учетом данных квалификационной таблицы, так и по значениям их конкордации можно считать практически равнозначной. Я. А. Коменский - 39,25 %; И. Г. Песталоцци - 13,0%; И. Ф. Гербарт - 15,25 %; А. Дистервег - 10,75 %; К. Д. Ушинский -21,75 %; Дж. Дьюи - 33,25 %; Л. С. Выготский - 19,25 %; С. Л. Рубинштейн - 14,75 %; И. Я. Лернер - 16,25 %; Дж. Брунер - 16,5 %.
Таким образом, на основании проведения процедуры анкетирования экспертов для выявления значимых научных первоисточ-
ников мы можем видеть, что были выделены четыре весомых педагогических произведения (два принадлежат классической системе образования, два других - постиндустриальной). Данная процедура позволяет нам из большого массива научных трудов выявить актуальные и наиболее весомые для педагогических исследований особенностей компетентностно-ориентированного образования, что позволяет приступить к экспериментальной части исследования.
Библиографический список
1. Бермус А. Г. Российское педагогическое образование в контексте Болонского процесса // Педагогика, 2005. - №10. - С. 102-109.
2. Гавров С. H., Huкандров H. Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. - 2008. - № 5. - С. 21-29.
3. Мясников В. А., Hайденова H. H. Компетенции и педагогические измерения // Народное образование, 2006. - №9. - С.147- 151.
4. Рудинский И. Д. Основы формально-структурного моделирования систем обучения и автоматизации педагогического тестирования знаний. - М.: Горячая линия - Телеком, 2004. - 204 с
5. Рудинский И. Д. Структурные основы те-стологии. - Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2010. - 249 с.
6. Сафонцев С. А. Образовательная квалиме-трия в системе повышения квалификации. Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2003. - 160 с.
7. Сафонцев С. А., Сафонцева H. Ю. Целевая функция понятийного усвоения информации // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2013. -№11. - С. 47- 51.
S. Сафонцев С. А., Черных О. В. Диагностико-квалиметрические методы исследования принципов организации компетентностного образования // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. - 2013. - № 2. - С. 148-154.
9. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. - М.: HIPPO, 2003. - 228 с.