формирование профессиональных компетенций у волонтеров студенческой психологической службы юфу
Черных О.В.
Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Программы развития деятельности студенческих объединений ЮФу на 2012-2013 гг.
Исследуются компетенции, которыми должны овладеть волонтеры студенческой психологической службы ЮФу. В рамках педагогического эксперимента проводится опрос экспертов при помощи квалиметрической анкеты.
Ключевые слова: компетенции, квалиметрическая анкета, экспертный метод.
В рамках постоянно изменяющегося экономического пространства выпускникам учебного заведения необходимо быть уверенным в своих знаниях и сформировать траекторию жизненного пути, ориентируясь на личностные приоритеты и требования общества. Главной целью учреждения профессионального образования является подготовка высокопрофессиональных, уверенных, самостоятельных специалистов, которые хорошо ориентируются в пространстве рыночной экономики, а, значит, найдут свое место в жизни.
Южный федеральный университет создан для того, чтобы продвигать долгосрочные интересы России в сфере инновационной экономики, заключающиеся в интеграции в Евроазиатскую экономическую зону. Для этой цели подготовлен стратегический план развития - Программа развития на 2007-2010 гг., разработанная на основе следующих документов: «Концепция модернизации российского высшего образования до 2010 года», Закон Российской Федерации «Об образовании», «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», Федеральная программа «Юг России» и Концепция инновационного развития Ростовской области [1]. Дальнейшее развитие миссии Южного федерального университета потребовало пролонгировать Программу развития до 2021 года.
Модернизация образовательного процесса в ЮФУ предполагает компетентностную направленность образовательного процесса, заключающуюся в разработке индивидуальных учебных планов студентов, внедрение рейтинговой системы оценивания учебных достижений, повышение роли преподавателя через модульное структурирование рабочих программ и создание современного
дидактического обеспечения процесса обучения [2]. Многие выпускники школ, поступая в высшие учебные заведения, не способны осуществить осознанный и мотивированный выбор будущей профессиональной деятельности. Принципиальное изменение данного положения достигается в рамках компетентностного образования, когда знания, навыки и необходимые личностные качества обучающегося заранее разложены на стандартные модели поведения - компетенции.
В результате овладения обучающимся необходимыми моделями поведения формируется его компетентность, критериями которой можно считать следующее.
Знания - набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания является более широким и основополагающим понятием, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.
Навыки - владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне: от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.
Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является близким понятием к термину «одаренность».
Стереотипы поведения означают видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Поведение индивида проявляет его ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду или проявляет склонность к действиям, его по- 33
ведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.
Усилия (воля) - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах [3].
Перечисленные критерии компетентности отличаются от базовых качеств, на которые концентрируют внимание американские экономисты Л.М. и С.М. Спенсеры [4] тем, что психофизиологические свойства индивида фокусируются в способностях, стереотипы поведения заменяют ценностные установки в рамках Я-концепции, а воля рассматривается как аналог мотивации.
Основной проблемой процесса обучения является стимулирование заинтересованности студента изучаемым предметом, что требует от него определенных усилий, времени и способности к саморефлексии. Преподаватель должен владеть современными образовательными технологиями, позволяющими организовать диалоговое общение с обучающимися, и попытаться сформировать их внутреннюю мотивацию. Это позволит помочь студенту подготовиться не только к будущей профессиональной деятельности, но к жизни в современном обществе с его высокой конкуренцией, борьбой за рабочие места, за профессиональный успех.
Одной из самых перспективных педагогических концепций, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», является концепция управляемого самостоятельного обучения. Сегодня она широко используется в европейских университетах. В рамках данной концепции гармонично используется метод проектного обучения, посредством которого студенты приобретают знания и навыки, исследуя на протяжении определенного времени сложные оригинальные вопросы и тщательно разработанные задания и программы [5]. Идея познакомить студентов с проектной деятельностью берет начало в 1900-е гг., когда Джон Дьюи изучал преимущества метода «учиться на деле» [6]. В рамках проектного обучения студенты попадают в ситуацию, когда они руководствуются девизом «интересно то, что полезно» и активно конструируют знания.
Метод проектов эффективен тогда, когда студент включается в активную деятельность самостоятельно и добровольно. Примером формирования внутренней мотивации может служить проект
«Студенческая психологическая служба» Союза студентов ЮФУ, который призван обеспечить повышение профессионального уровня студентов 2-3 курса психологических факультетов. Работа службы включает в себя психологическую профессиональную подготовку студентов, которые в дальнейшем будут вести тренинги для студентов других специальностей.
Союз студентов ЮФУ одна из форм воспитательной работы вуза, осуществляемая в рамках концепции непрерывного образования и направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.
Начнем с определения компетенций, которыми должны овладеть студенты в рамках данного проекта. Разработаем для этой цели квалиметрическую анкету (таблица 1), включающую в себя корреляционные пары утверждений, отражающих концептуальные и прикладные составляющие интересующих нас моделей поведения [7].
Таблица 1
Квалиметрическая анкета
Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в исследовании необходимых компетенций, которыми овладевают студенты психологического факультета в контексте проекта «Студенческая психологическая служба ЮФУ». Оцените справедливость предлагаемых утверждений с помощью пятибалльной шкалы: 1 - не овладевают; 2 - скорее не овладевают; 3 - затрудняюсь ответить; 4 - скорее овладевают, чем нет; 5 - овладевают.
№ Утверждение Балл
1 Умеет находить сильные и слабые стороны психологических программ
2 Знаком с широким спектром психологических проблем
3 Справляется со всеми этапами решения поставленной проблемы
4 Знает какие методы, тесты использовать для диагностического исследования поведения человека
5 Может критически оценивать информацию, полученную в ходе практической реализации проекта
6 Не умеет излагать свои мысли в письменной форме и не может представить тему в четко структурированном виде
7 Проявляет обширные знания в области разработки программ и тренингов для разрешения и профилактики конкретных задач
8 Не умеет находить необходимую информацию для разрешения поставленной задачи
9 Умеет прогнозировать результат своей деятельности
10 Умеет работать с группой людей, заинтересованных в разрешении конкретной психологической проблемы
Результаты статистической обработки оценочных суждений 8-ми экспертов представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сводная корреляционная таблица
Эксперт № 1
с с н с с н
а \0 1 х- ф а \0 >5 Л 5 X I V ^ Ф Л а \0 1 > ф а \0 1 £ х V ^ ф
Пары X £ Ф Ф X X о ч с Ф * а н и О х £ Ф Ф X X о ч с Ф * а н и О
£ о X ф р и £ о X ф р и
1 2) 3 -0,2 7) 4 +0,2
2 4) 2 -1,2 10) 5 +1,2
3 5) 4 3,2 +0,8 1) 4 3,8 +0,2 -0,76
4 6) 4 +0,8 8) 2 -1,8
5 3) 3 -0,2 9) 4 +0,2
Эксперт № 2
1 2) 4 +0,6 7) 4 +0,4
2 4) 2 -1,4 10) 4 +0,4
3 5) 5 3,4 +1,6 1) 4 3,6 +0,4 0,59
4 6) 2 -1,4 8) 1 -2,6
5 3) 4 +0,6 9) 5 +1,4
Эксперт № 3
1 2) 4 +0,4 7) 4 +0,4
2 4) 4 +0,4 10) 4 +0,4
3 5) 5 3,6 +1,4 1) 5 3,6 +1,4 1,00
4 6) 1 -2,6 8) 1 -2,6
5 3) 4 + 0,4 9) 4 + 0,4
Эксперт № 4
1 2) 4 +0,2 7) 4 +0,2
2 4) 5 +1,2 10) 5 +1,2
3 5) 4 3,8 +0,2 1) 4 3,8 +0,2 1,00
4 6) 1 -2,8 8) 1 -2,8
5 3) 5 +1,2 9) 5 +1,2
Эксперт № 5
1 2) 5 +1,8 7) 4 +0,8
2 4) 4 +0,8 10) 4 +0,8
3 5) 2 3,2 -1,2 1) 2 3,2 -1,2 0,84
4 6) 2 -1,2 8) 2 -1,2
5 3) 3 -0,2 9) 4 +0,8
Эксперт № 6
1 2) 4 +0,4 7) 5 +1
2 4) 5 +1,4 10) 5 +1
3 5) 5 3,6 +1,4 1) 5 4 +1 0,95
4 6) 1 -2,6 8) 1 -3
5 3) 3 -0,6 9) 4 0
Эксперт № 7
1 2) 2 -1,2 7) 5 +0,2
2 4) 4 +0,8 10) 5 +0,2
3 5) 5 3,2 +1,8 1) 5 4,8 +0,2 0,52
4 6) 3 -0,2 8) 5 +0,2
5 3) 2 -1,2 9) 4 -0,8
Эксперт № 8
1 2) 4 +0,4 7) 4 +0,4
2 4) 5 +1,4 10) 4 +0,4
3 5) 4 3,6 +0,4 1) 5 3,6 +1,4 0,75
4 6) 1 -2,6 8) 2 -1,6
5 3) 4 +0,4 9) 3 -0,6
Для вычисления внутренней конкордации суждений экспертов следует воспользоваться модифицированной формулой К. Пирсона для коэффициента корреляции:
г = (1ху) / V (!х2) (!у|2)
Если согласованность концептуальных и прикладных составляющих моделей поведения студентов по результатам их оценки экспертом оказалась ниже 0,60
[8], то начисленные им баллы не следует учитывать при дальнейшей статистической обработке данных квалиметрического анкетирования.
По результатам процедуры конкордации установлено, что 5 из 8-ми экспертов подтвердили свой статус, так как у экспертов № 3 и № 4 выявлена идеальная согласованность суждений, а у экспертов № 5, № 6 и № 8 внутренняя конкордация превышает минимально необходимый уровень равный 0,60. Суждение респондентов № 1, № 2 и № 7 не обладают необходимой согласованностью и должны быть исключены из рассмотрения.
Для представления дидактического кластера программы психологической службы в виде матрицы, необходимо пересчитать баллы, начисленные экспертами, прошедшими процедуру конкордации
[9]. За качественную оценку экспертом позитивного утверждения (4 или 5) или некачественную оценку негативного утверждения (1, 2 или 3) начисляется 0,5 балла, а за некачественную оценку позитивного утверждения или качественную оценку негативного утверждения - 0 (таблица 3).
Таблица 3
Пересчет результатов квалиметрического анкетирования
' '—■—■—Эксперты Компетенции ——■—__ 3 4 5 6 8 Сумма
Значение широкого спектра психологических проблем (2 и 7) 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Знание основ психодиагностики (4 и 10) 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Наличие критического мышления при анализе программ (5 и 1) 0,5 0,5 0 0,5 0,5 4
0,5 0,5 0 0,5 0,5
Умение излагать свои мысли в рамках представленной задачи (6 и 8) 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5
0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
Умение планировать и прогнозировать свою деятельность (3 и 9) 0,5 0,5 0 0 0,5 3,5
0,5 0,5 0,5 0,5 0
Учитывая общее количество экспертов, можно рассчитать относительные частоты регистрации эквивалентности 5-ти компетенций на номинальной измерительной шкале (таблица 4).
Таблица 4
Номинальное шкалирование модели компетенций
Компетенции 1 2 3 4 5
Количество экспертов 5
Абсолютная частота 5 5 4 5 3,5
Относительная частота 1,00 1,00 0,80 1,00 0,70
На основе результатов номинального шкалирования модели компетенций можно построить дидактический кластер, в который заносятся прямые и обратные значения коэффициентов связности между различными профессиональными компетенциями программы психологической службы, образующие симметричную матрицу:
S=
1Sl2 ' ' ' Sin Sl2 1" ' S2n SnlSn2 ' ' ' 1
Целевая функция сходства удовлетворяет следующим соотношениям матричных элементов:
1) S (x.,xj) = 1/S (x.,x.); 2) S (х,х) =
1, если x. = x.. В дидак-
тическом кластере компетенций коэффициент Брц Б.. = х./х. характеризует степень взаимосвязи компетенции ]ц с произвольно выбранным центральным элементом кластера 1р (таблица 5).
Таблица 5
дидактический кластер компетенций
Центр 1 2 3 4 5
1 1 1,00 0,80 1,00 0,70
2 1,00 1 0,80 1 0,70
3 1,25 1,25 1 1,25 0,88
4 1 1 0,80 1 0,70
5 1,43 1,43 1,14 1,43 1
После того как из экспертной группы 5 экспертов подтвердили свой статус, мы рассчитали нормированные коэффициенты внутренней конкордации каждого эксперта (таблица 6).
Таблица 6
нормирование внутренней конкордации экспертов
Эксперты 3 4 5 6 8
r 1,00 1,00 0,84 0,95 0,75
Весомость 0,22 0,22 0,19 0,21 0,17
Средневзвешенные баллы, начисленные экспертами с учетом весомости их суждений, позволяют ранжировать компетенции с более высокой точностью
по сравнению с дидактическим кластером.
1. «Умение излагать свои мысли в рамках поставленной задачи» (9,55).
2. «Знание основ психодиагностики» (9,11).
3. «Знание широкого спектра психологических проблем» (8,48).
4. «Наличие критического мышления при анализе программ» (8,35).
5. «Умение планировать и прогнозировать свою деятельность» (7,95).
литература
1. Петегем В.В., Каменски Х. Образование для инноваций. Применение передовой методики преподавания и обучения в ЮФУ. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009.
2. Сафонцев С.А., Сафонцева Н.Ю. Квалиметрические методы организации компетентностного образования: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во РКСИ, 2012.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2006.
4. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. - М.: HIPPO, 2005.
5. Project-Based Learning Handbook, Buck Institute for Education, 2002.
6. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим). - М., 1999.
7. Сафонцев С.А., Шамильян О.И. Квалиметрический анализ процедур педагогического диагностирования // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2006. - № 5. - С. 212-215.
8. Рудинский И.Д. Основы формально-структурного моделирования систем обучения и автоматизации педагогического тестирования знаний. -М.: Изд-во «Горячая линия - Телеком», 2004.
9. Сафонцева Н.Ю., Махно А.С. Дидактическое обеспечение учебного процесса на основе модульного структурирования рабочих программ. -Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010.