Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций у волонтеров студенческой психологической службы юфу'

Формирование профессиональных компетенций у волонтеров студенческой психологической службы юфу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ АНКЕТА / ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД / COMPETENCES / QUALIMETRIC FORM / EXPERT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черных Оксана Владимировна

Исследуются компетенции, которыми должны овладеть волонтеры студенческой психологической службы ЮФУ. В рамках педагогического эксперимента проводится опрос экспертов при помощи квалиметрической анкеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming of professional competences of volunteers of the student psychological service of southern federal university

The competences which must be captured by volunteers of the student psychological service of Southern Federal University are being analyzed. Within the bounds of the pedagogical experiment the questioning of experts is taken using qualimetric form.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций у волонтеров студенческой психологической службы юфу»

формирование профессиональных компетенций у волонтеров студенческой психологической службы юфу

Черных О.В.

Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Программы развития деятельности студенческих объединений ЮФу на 2012-2013 гг.

Исследуются компетенции, которыми должны овладеть волонтеры студенческой психологической службы ЮФу. В рамках педагогического эксперимента проводится опрос экспертов при помощи квалиметрической анкеты.

Ключевые слова: компетенции, квалиметрическая анкета, экспертный метод.

В рамках постоянно изменяющегося экономического пространства выпускникам учебного заведения необходимо быть уверенным в своих знаниях и сформировать траекторию жизненного пути, ориентируясь на личностные приоритеты и требования общества. Главной целью учреждения профессионального образования является подготовка высокопрофессиональных, уверенных, самостоятельных специалистов, которые хорошо ориентируются в пространстве рыночной экономики, а, значит, найдут свое место в жизни.

Южный федеральный университет создан для того, чтобы продвигать долгосрочные интересы России в сфере инновационной экономики, заключающиеся в интеграции в Евроазиатскую экономическую зону. Для этой цели подготовлен стратегический план развития - Программа развития на 2007-2010 гг., разработанная на основе следующих документов: «Концепция модернизации российского высшего образования до 2010 года», Закон Российской Федерации «Об образовании», «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», Федеральная программа «Юг России» и Концепция инновационного развития Ростовской области [1]. Дальнейшее развитие миссии Южного федерального университета потребовало пролонгировать Программу развития до 2021 года.

Модернизация образовательного процесса в ЮФУ предполагает компетентностную направленность образовательного процесса, заключающуюся в разработке индивидуальных учебных планов студентов, внедрение рейтинговой системы оценивания учебных достижений, повышение роли преподавателя через модульное структурирование рабочих программ и создание современного

дидактического обеспечения процесса обучения [2]. Многие выпускники школ, поступая в высшие учебные заведения, не способны осуществить осознанный и мотивированный выбор будущей профессиональной деятельности. Принципиальное изменение данного положения достигается в рамках компетентностного образования, когда знания, навыки и необходимые личностные качества обучающегося заранее разложены на стандартные модели поведения - компетенции.

В результате овладения обучающимся необходимыми моделями поведения формируется его компетентность, критериями которой можно считать следующее.

Знания - набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания является более широким и основополагающим понятием, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.

Навыки - владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Навыки проявляются в широком диапазоне: от физической силы и сноровки до специализированного обучения. Общим для навыков является их конкретность.

Способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является близким понятием к термину «одаренность».

Стереотипы поведения означают видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретенные реакции на ситуации, и ситуационные раздражители. Поведение индивида проявляет его ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир. Когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду или проявляет склонность к действиям, его по- 33

ведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение.

Усилия (воля) - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов. Усилия составляют ядро рабочей этики. Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах [3].

Перечисленные критерии компетентности отличаются от базовых качеств, на которые концентрируют внимание американские экономисты Л.М. и С.М. Спенсеры [4] тем, что психофизиологические свойства индивида фокусируются в способностях, стереотипы поведения заменяют ценностные установки в рамках Я-концепции, а воля рассматривается как аналог мотивации.

Основной проблемой процесса обучения является стимулирование заинтересованности студента изучаемым предметом, что требует от него определенных усилий, времени и способности к саморефлексии. Преподаватель должен владеть современными образовательными технологиями, позволяющими организовать диалоговое общение с обучающимися, и попытаться сформировать их внутреннюю мотивацию. Это позволит помочь студенту подготовиться не только к будущей профессиональной деятельности, но к жизни в современном обществе с его высокой конкуренцией, борьбой за рабочие места, за профессиональный успех.

Одной из самых перспективных педагогических концепций, в рамках приоритетного национального проекта «Образование», является концепция управляемого самостоятельного обучения. Сегодня она широко используется в европейских университетах. В рамках данной концепции гармонично используется метод проектного обучения, посредством которого студенты приобретают знания и навыки, исследуя на протяжении определенного времени сложные оригинальные вопросы и тщательно разработанные задания и программы [5]. Идея познакомить студентов с проектной деятельностью берет начало в 1900-е гг., когда Джон Дьюи изучал преимущества метода «учиться на деле» [6]. В рамках проектного обучения студенты попадают в ситуацию, когда они руководствуются девизом «интересно то, что полезно» и активно конструируют знания.

Метод проектов эффективен тогда, когда студент включается в активную деятельность самостоятельно и добровольно. Примером формирования внутренней мотивации может служить проект

«Студенческая психологическая служба» Союза студентов ЮФУ, который призван обеспечить повышение профессионального уровня студентов 2-3 курса психологических факультетов. Работа службы включает в себя психологическую профессиональную подготовку студентов, которые в дальнейшем будут вести тренинги для студентов других специальностей.

Союз студентов ЮФУ одна из форм воспитательной работы вуза, осуществляемая в рамках концепции непрерывного образования и направленная на формирование всесторонне развитой, творческой личности с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.

Начнем с определения компетенций, которыми должны овладеть студенты в рамках данного проекта. Разработаем для этой цели квалиметрическую анкету (таблица 1), включающую в себя корреляционные пары утверждений, отражающих концептуальные и прикладные составляющие интересующих нас моделей поведения [7].

Таблица 1

Квалиметрическая анкета

Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в исследовании необходимых компетенций, которыми овладевают студенты психологического факультета в контексте проекта «Студенческая психологическая служба ЮФУ». Оцените справедливость предлагаемых утверждений с помощью пятибалльной шкалы: 1 - не овладевают; 2 - скорее не овладевают; 3 - затрудняюсь ответить; 4 - скорее овладевают, чем нет; 5 - овладевают.

№ Утверждение Балл

1 Умеет находить сильные и слабые стороны психологических программ

2 Знаком с широким спектром психологических проблем

3 Справляется со всеми этапами решения поставленной проблемы

4 Знает какие методы, тесты использовать для диагностического исследования поведения человека

5 Может критически оценивать информацию, полученную в ходе практической реализации проекта

6 Не умеет излагать свои мысли в письменной форме и не может представить тему в четко структурированном виде

7 Проявляет обширные знания в области разработки программ и тренингов для разрешения и профилактики конкретных задач

8 Не умеет находить необходимую информацию для разрешения поставленной задачи

9 Умеет прогнозировать результат своей деятельности

10 Умеет работать с группой людей, заинтересованных в разрешении конкретной психологической проблемы

Результаты статистической обработки оценочных суждений 8-ми экспертов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Сводная корреляционная таблица

Эксперт № 1

с с н с с н

а \0 1 х- ф а \0 >5 Л 5 X I V ^ Ф Л а \0 1 > ф а \0 1 £ х V ^ ф

Пары X £ Ф Ф X X о ч с Ф * а н и О х £ Ф Ф X X о ч с Ф * а н и О

£ о X ф р и £ о X ф р и

1 2) 3 -0,2 7) 4 +0,2

2 4) 2 -1,2 10) 5 +1,2

3 5) 4 3,2 +0,8 1) 4 3,8 +0,2 -0,76

4 6) 4 +0,8 8) 2 -1,8

5 3) 3 -0,2 9) 4 +0,2

Эксперт № 2

1 2) 4 +0,6 7) 4 +0,4

2 4) 2 -1,4 10) 4 +0,4

3 5) 5 3,4 +1,6 1) 4 3,6 +0,4 0,59

4 6) 2 -1,4 8) 1 -2,6

5 3) 4 +0,6 9) 5 +1,4

Эксперт № 3

1 2) 4 +0,4 7) 4 +0,4

2 4) 4 +0,4 10) 4 +0,4

3 5) 5 3,6 +1,4 1) 5 3,6 +1,4 1,00

4 6) 1 -2,6 8) 1 -2,6

5 3) 4 + 0,4 9) 4 + 0,4

Эксперт № 4

1 2) 4 +0,2 7) 4 +0,2

2 4) 5 +1,2 10) 5 +1,2

3 5) 4 3,8 +0,2 1) 4 3,8 +0,2 1,00

4 6) 1 -2,8 8) 1 -2,8

5 3) 5 +1,2 9) 5 +1,2

Эксперт № 5

1 2) 5 +1,8 7) 4 +0,8

2 4) 4 +0,8 10) 4 +0,8

3 5) 2 3,2 -1,2 1) 2 3,2 -1,2 0,84

4 6) 2 -1,2 8) 2 -1,2

5 3) 3 -0,2 9) 4 +0,8

Эксперт № 6

1 2) 4 +0,4 7) 5 +1

2 4) 5 +1,4 10) 5 +1

3 5) 5 3,6 +1,4 1) 5 4 +1 0,95

4 6) 1 -2,6 8) 1 -3

5 3) 3 -0,6 9) 4 0

Эксперт № 7

1 2) 2 -1,2 7) 5 +0,2

2 4) 4 +0,8 10) 5 +0,2

3 5) 5 3,2 +1,8 1) 5 4,8 +0,2 0,52

4 6) 3 -0,2 8) 5 +0,2

5 3) 2 -1,2 9) 4 -0,8

Эксперт № 8

1 2) 4 +0,4 7) 4 +0,4

2 4) 5 +1,4 10) 4 +0,4

3 5) 4 3,6 +0,4 1) 5 3,6 +1,4 0,75

4 6) 1 -2,6 8) 2 -1,6

5 3) 4 +0,4 9) 3 -0,6

Для вычисления внутренней конкордации суждений экспертов следует воспользоваться модифицированной формулой К. Пирсона для коэффициента корреляции:

г = (1ху) / V (!х2) (!у|2)

Если согласованность концептуальных и прикладных составляющих моделей поведения студентов по результатам их оценки экспертом оказалась ниже 0,60

[8], то начисленные им баллы не следует учитывать при дальнейшей статистической обработке данных квалиметрического анкетирования.

По результатам процедуры конкордации установлено, что 5 из 8-ми экспертов подтвердили свой статус, так как у экспертов № 3 и № 4 выявлена идеальная согласованность суждений, а у экспертов № 5, № 6 и № 8 внутренняя конкордация превышает минимально необходимый уровень равный 0,60. Суждение респондентов № 1, № 2 и № 7 не обладают необходимой согласованностью и должны быть исключены из рассмотрения.

Для представления дидактического кластера программы психологической службы в виде матрицы, необходимо пересчитать баллы, начисленные экспертами, прошедшими процедуру конкордации

[9]. За качественную оценку экспертом позитивного утверждения (4 или 5) или некачественную оценку негативного утверждения (1, 2 или 3) начисляется 0,5 балла, а за некачественную оценку позитивного утверждения или качественную оценку негативного утверждения - 0 (таблица 3).

Таблица 3

Пересчет результатов квалиметрического анкетирования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

' '—■—■—Эксперты Компетенции ——■—__ 3 4 5 6 8 Сумма

Значение широкого спектра психологических проблем (2 и 7) 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5

0,5 0,5 0,5 0,5 0,5

Знание основ психодиагностики (4 и 10) 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5

0,5 0,5 0,5 0,5 0,5

Наличие критического мышления при анализе программ (5 и 1) 0,5 0,5 0 0,5 0,5 4

0,5 0,5 0 0,5 0,5

Умение излагать свои мысли в рамках представленной задачи (6 и 8) 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 5

0,5 0,5 0,5 0,5 0,5

Умение планировать и прогнозировать свою деятельность (3 и 9) 0,5 0,5 0 0 0,5 3,5

0,5 0,5 0,5 0,5 0

Учитывая общее количество экспертов, можно рассчитать относительные частоты регистрации эквивалентности 5-ти компетенций на номинальной измерительной шкале (таблица 4).

Таблица 4

Номинальное шкалирование модели компетенций

Компетенции 1 2 3 4 5

Количество экспертов 5

Абсолютная частота 5 5 4 5 3,5

Относительная частота 1,00 1,00 0,80 1,00 0,70

На основе результатов номинального шкалирования модели компетенций можно построить дидактический кластер, в который заносятся прямые и обратные значения коэффициентов связности между различными профессиональными компетенциями программы психологической службы, образующие симметричную матрицу:

S=

1Sl2 ' ' ' Sin Sl2 1" ' S2n SnlSn2 ' ' ' 1

Целевая функция сходства удовлетворяет следующим соотношениям матричных элементов:

1) S (x.,xj) = 1/S (x.,x.); 2) S (х,х) =

1, если x. = x.. В дидак-

тическом кластере компетенций коэффициент Брц Б.. = х./х. характеризует степень взаимосвязи компетенции ]ц с произвольно выбранным центральным элементом кластера 1р (таблица 5).

Таблица 5

дидактический кластер компетенций

Центр 1 2 3 4 5

1 1 1,00 0,80 1,00 0,70

2 1,00 1 0,80 1 0,70

3 1,25 1,25 1 1,25 0,88

4 1 1 0,80 1 0,70

5 1,43 1,43 1,14 1,43 1

После того как из экспертной группы 5 экспертов подтвердили свой статус, мы рассчитали нормированные коэффициенты внутренней конкордации каждого эксперта (таблица 6).

Таблица 6

нормирование внутренней конкордации экспертов

Эксперты 3 4 5 6 8

r 1,00 1,00 0,84 0,95 0,75

Весомость 0,22 0,22 0,19 0,21 0,17

Средневзвешенные баллы, начисленные экспертами с учетом весомости их суждений, позволяют ранжировать компетенции с более высокой точностью

по сравнению с дидактическим кластером.

1. «Умение излагать свои мысли в рамках поставленной задачи» (9,55).

2. «Знание основ психодиагностики» (9,11).

3. «Знание широкого спектра психологических проблем» (8,48).

4. «Наличие критического мышления при анализе программ» (8,35).

5. «Умение планировать и прогнозировать свою деятельность» (7,95).

литература

1. Петегем В.В., Каменски Х. Образование для инноваций. Применение передовой методики преподавания и обучения в ЮФУ. - Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2009.

2. Сафонцев С.А., Сафонцева Н.Ю. Квалиметрические методы организации компетентностного образования: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Изд-во РКСИ, 2012.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2006.

4. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. - М.: HIPPO, 2005.

5. Project-Based Learning Handbook, Buck Institute for Education, 2002.

6. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим). - М., 1999.

7. Сафонцев С.А., Шамильян О.И. Квалиметрический анализ процедур педагогического диагностирования // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2006. - № 5. - С. 212-215.

8. Рудинский И.Д. Основы формально-структурного моделирования систем обучения и автоматизации педагогического тестирования знаний. -М.: Изд-во «Горячая линия - Телеком», 2004.

9. Сафонцева Н.Ю., Махно А.С. Дидактическое обеспечение учебного процесса на основе модульного структурирования рабочих программ. -Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.