Научная статья на тему 'СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ФЕНОМЕН РЕВОЛЮЦИИ'

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ФЕНОМЕН РЕВОЛЮЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / РЕФОРМА / УЩЕМЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП / НЕПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ КЛАССЫ / ВЛАСТЬ / ВОССТАНИЯ / SOCIAL REVOLUTION / REFORMATION / PINCHING SOCIAL GROUPS / NONPRODUCTIVE CLASSES / POWER / UPRISINGS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Титкова А.С., Матвеева А.В., Кудряшев А.А., Тихонова И.Э.

В данной статье рассматриваются различные взгляды на революцию как на социальное явление. Объясняется понимание революции в контексте социологической науки, а также различие между такими понятиями как революция и реформа. Работа отсылает к воззрениям социологов Питирима Сорокина, Теды Скочпол и Лайфорда Эдвардса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL VIEW ON THE PHENOMENON OF REVOLUTION

This article considers different opinions about such social phenomenon as revolution. How social science explains the meaning of this phenomenon? What is the difference between revolution and reformation? This work tries to answer these questions. Opinions of such sociologists as P. Sorokin, T. Skocpol and L. Edwards about revolution are presented in this article.

Текст научной работы на тему «СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ФЕНОМЕН РЕВОЛЮЦИИ»

УДК 378.1

Титкова А. С. студент 3 курса факультет Социологии Матвеева А.В. студент 3 курса факультет Социологии Кудряшев А.А. студент 3 курса факультет Социологии Тихонова И.Э. студент 3 курса факультет Социологии Санкт-Петербургский Государственный Университет

Россия, г. Санкт-Петербург СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ФЕНОМЕН РЕВОЛЮЦИИ Аннотация: В данной статье рассматриваются различные взгляды на революцию как на социальное явление. Объясняется понимание революции в контексте социологической науки, а также различие между такими понятиями как революция и реформа. Работа отсылает к воззрениям социологов Питирима Сорокина, Теды Скочпол и Лайфорда Эдвардса.

Ключевые слова: Социальная революция, реформа, ущемление социальных групп, непроизводительные классы, власть, восстания.

Titkova A. student

3rd year, Faculty of Sociology St Petersburg State University Russia, St Petersburg Matveeva A. student

3rd year, Faculty of Sociology St Petersburg State University Russia, St Petersburg Kudryashev А. student

3rd year, Faculty of Sociology St Petersburg State University Russia, St Petersburg Tikhonova I. student

3rd year, Faculty of Sociology St Petersburg State University Russia, St Petersburg

SOCIOLOGICAL VIEW ON THE PHENOMENON OF REVOLUTION

Annotation: This article considers different opinions about such social phenomenon as revolution. How social science explains the meaning of this phenomenon? What is the difference between revolution and reformation? This work tries to answer these questions. Opinions of such sociologists as P. Sorokin, T. Skocpol and L. Edwards about revolution are presented in this article.

Key words: Social revolution, reformation, pinching social groups, nonproductive classes, power, uprisings.

Во все времена в различных обществах существовали разноплановые проблемы. Они носили разнообразный характер и не всегда решались мирными путями. Одним из способов разрешения напряжений и противоречий, появлявшихся в общественной жизни, стала революция.

С социологической точки зрения революция - это процесс, складывающийся из одинаковых компонентов, изучив и систематизировав которые, представляется возможным вывести формулу этого явления. История помнит множество революций: Великая французская революция, Русская революция, революции в Германии и Англии, и т.д. Каждая из них имеет свои особенности, причины и результаты, действующих лиц, но при всем многообразии этих различий во всех упомянутых явлениях есть «ряд сходств и однообразных закономерностей, в совокупности составляющих явление Революции» (Сорокин, 2005).

Одним из исследователей, активно занимавшихся изучением революции, был П. Сорокин. Его работа «Социология революции» особенно ценна тем, что представляет выводы, сделанные автором о природе революционного процесса и его влиянии на различные сферы жизни общества, посредством реального наблюдения и участия в событиях, происходивших в Российской империи в 1917 г. Таким образом, одними из причин, приводящими к революционным потрясениям становятся "ущемление главных инстинктов и рефлексов у значительной части общества, невозмож ность их минимально-необходимого удовлетворения, с одной стороны, и неспособ ность социальных групп, защищающих порядок и обладающих всей совокупностью средств и инструментов власти, противостоять усилившимся попыткам низ вержения существующего строя, с другой стороны". (Ломоносова, 2017)

Революция представляется как точка кипения, кульминация нарастающих и набирающих силу проблем, период, в который люди понимают, что их дальнейшая жизнь больше не может протекать в соответствии с устоявшимися порядками, требующими безотлагательного изменения.

Помимо этого стоит упомянуть, что П. Сорокин вывел «закон социального иллюзионизма». Его смысл заключается в том, что результаты революции в большинстве случаев не соответствуют тому, что провозглашалось при ее зарождении. Более того страдают в итоге от

революционных действий те массы людей, права и свободы которых должны были укрепиться и улучшиться, но все происходит в точности до наоборот. И правда, вспомним лозунг русской революции: «Землю - крестьянам, фабрики - рабочим!», но что получилось в итоге? У крестьян отбирали последнее, сгоняли колхозы, в которых зачастую жить и работать было намного хуже, чем при прежней власти. Ни один рабочий не стоял во главе фабрики, их положение так же, как и положение крестьян, оказалось лишь больше ущемлено, просто теперь они находились не в ведении собственника фабрики, а под управлением директора, которого назначило правительство. Люди хотели лучшей жизни, но при смене власти жизнь не изменилась. В данном случае революция стала механизмом, с помощью которого в стране был изменен режим правления, с помощью которого у власти оказались люди, желавшие не улучшить жизнь народа, а отобрать бразды правления у тех, кто, по их мнению, делал это неправильно.

Вернемся к причинам, приводящим к революционным действиям. Иными словами ими являются неудовлетворение значимых потребностей общества и неспособность власти пресечь восстание против нее, спровоцированное той самой неудовлетворяемостью запросов масс. Люди, управляющие малыми или большими сообществами в приоритет должны ставить прежде всего интересы представителей этих сообществ, а не свои личные. Однако, к сожалению, это лишь утопия, и в большинстве случаев все складывается совсем не так. Власть перестает помнить о нуждах своих подчиненных и начинает заботиться о собственном благополучии. В этом случае в обществе назревает неравенство, между бедными и богатыми образуется огромная пропасть во всех сферах жизни. Об этом говорила американский социолог Теда Скочпол: «Выделяются "непроизводительные" классы, которые, имея более широкие возможности контроля над ресурсами, присваивают излишки продукта, формируя и воспроизводя отношения неравенства во множестве структур. При этом крайне бюрократизированное государство дистанцируется как от отстаивания социально -экономических интересов классов, так и от процессов воспроизводства социальных структур и институтов, ориентированных на это" (Епархина, 2010). Люди перестают видеть выполнение органами власти своих прямых обязанностей, что заставляет их действовать таким образом, чтобы эту власть поменять.

В.И. Ленин говорил, что «любая власть есть насилие», с чем нельзя не согласиться. Власть и правда применяет определенные формы контроля и порой ужесточения условий жизни людей, однако когда это насилие начинает выходить за рамки дозволенного, происходят восстания против него. Я думаю, что власть - слуга народа, и когда народу не нравится то, что делает власть, он производит ее смену. Однако зачастую народ является не двигателем революции, а лишь инструментом. Ведь если разобраться, народу нужно не так много: все революции зачинались тогда, когда условия жизни общественных масс становились ужасными, и люди хотели, чтобы соблюдались их права и режим работы, их труд справедливо и своевременно оплачивался, и они имели возможность полноценно обеспечивать себя и свои

семьи. Но те, кто начинают революционные действия, конечной своей целью видят, в первую очередь, захват власти, а значит интересы этих людей не вполне соответствуют решению назревших противоречий. Первоочередной для себя задачей они видят угнетение существующего правительства, а не изменение социального порядка.

На мой взгляд, цель любой революции - это изменение условий, больше не удовлетворяющих потребностям людей. Изменение это происходит стихийно, агрессивно, оно разрушает старое, чтобы возвести на его месте что -то новое, лучшее, но в результате оказывается, что эффективно выполняется только первое действие. Революция на самом деле разрушает прежние уклады, однако построить на их месте новые структуры, которые изменили бы жизнь общества в лучшую сторону, не представляется возможным. Уничтожив то, что строилось веками, революция уничтожает и прежние проблемы. Однако создавая новую жизнь, она не обязательно теперь делает ее счастливой и одобряемой обществом. Для поддержания новой власти и создания новой системы нужно жесткое управление, которое требует жестких мер, только еще больше ухудшающих положение населения.

Тем не менее, на процесс революции можно посмотреть и с другой стороны. Американский социолог Лайфорд Эдвардс, представитель Чикагской школы, писал: «Истинная революция практически всегда является процессом медленным, по сути своей мирным и незаметным. Насильственные восстания, как правило, называемые революциями, вызываются в большей степени консерватизмом экономически преуспевающего класса, не желающего признать тот факт, что настоящая мирная революция уже свершилась» (Грязнова, Подвойский, 2005). Не секрет, что мир и общество находятся в постоянной динамике, отмирают старые социальные институты и создаются новые, изменяются порядки и устои. Все эти социальные изменения происходят постепенно, и вопрос состоит в том, принимают ли эти изменения и подстраиваются ли под них те, кто управляют жизнью общества. Не все могут поменять свои взгляды, особенно если они уже давно устоялись и если сам человек продолжительное время не просто поддерживал их, но и отстаивал. Именно поэтому правящие слои не всегда готовы идти на изменения, отличающиеся от их взглядов, но соответствующие веяниям времени. В такие моменты нужно складывать свои полномочия, уступая месту новому поколению, воспитанному на устоях изменившегося мира, но кто захочет отказаться от власти?

Эдвардс называет революцией медленные изменения, но я не согласна с этой точкой зрения. На мой взгляд, трансформации происходящие в обществе - это естественный ход его развития. Перемены неизбежны, они были, есть и будут, но это не значит, что все перемены могут именоваться революциями. Когда мы говорим о социальных революциях, то имеем в виду именно те конфликты, которые сопровождаются агрессией и насилием, захватом и свержением существующей власти, коренным изменением социальных структур и порядков. Все, что носит мирный и тихий характер скорее именуется реформой, нежели революцией. Когда же изменение

происходит в нижних слоях, а верхние отказываются его замечать и принимать, тогда происходит революция - восстание масс против устаревшего режима.

Также любая революция не является процессом, который протекает сам по себе, в отличие от естественных изменений общества. У любой революции есть те, кто ее начинает, кто мобилизует народные массы и подталкивает их к открытому высказыванию недовольства и восстаниям. Революция по сути своей искусственный процесс, конструкция, временно возводимая и необходимая на определенный период времени. Когда цель восставших достигается, эта конструкция устраняется, исчезает, и жизнь общества снова постепенно возвращается в свое естественное русло.

Таким образом, любая революция является показателем определенных конфликтов и проблем, долгое время назревающих в обществе, но не решаемых в силу различных обстоятельств. Недовольство масс, выражаемое зачастую в крайне агрессивных формах, приводит к удручающим последствиям, а новая власть не только не решает проблемы, из-за которых и произошла революция, но и еще больше закрепощает страдавшие от прежнего режима слои населения.

Использованные источники:

1. Ломоносова М. В. Социология революции Питирима Сорокина // Вестник СПбГУ. Социология. 2017. Т. 1. Вып. 3. С. 251-268

2. Епархина О. В. Социоструктурные трансформации в работах Т. Скочпол // Вестник Московского университета. Социология и политология. 2010. Сер. 18. № 3. С. 58-73

3. О.С. Грязнова, Д.Г. Подвойский Социология революции Лайфорда Эдвардса // Социологический журнал. 2005. № 1. С. 73-100

4. Сорокин П.А. Социология революции. М.: Издательский дом «Территория будущего», РОСПЭН, 2005. 704 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.