Научная статья на тему 'Социологический портрет организационно-культурного ландшафта правоохранительной системы современной России'

Социологический портрет организационно-культурного ландшафта правоохранительной системы современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / ORGANIZATIONAL CULTURE / VALUABLE ORIENTATIONS / SOCIOLOGICAL ANALYSIS / LAW-ENFORCEMENT SYSTEM / SOCIAL-POLITICAL TRANSFORMATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ломкин Александр Петрович

В статье обозначен социологический портрет современного организационно-культур-ного ландшафта правоохранительной системы России. Рассмотрены предпосылки формирования организационной культуры, отвечающей гуманистической концепции. Анализируются тенденции последних лет, влияющие на характер и качество правоохранительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ломкин Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL PORTRAIT OF THE ORGANIZATIONAL AND CULTURAL LANDSCAPE OF LAW-ENFORCEMENT SYSTEM OF MODERN RUSSIA

In article the sociological portrait of a modern organizational and cultural landscape of law-enforcement system of Russia is designated. Preconditions of formation of the organizational culture answering to the humanistic concept are considered. The tendencies of the last years influencing character and quality of law-enforcement activity are analyzed.

Текст научной работы на тему «Социологический портрет организационно-культурного ландшафта правоохранительной системы современной России»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ОРГАНИЗАЦИОННО-КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

А. П. ЛОМКИН

В статье обозначен социологический портрет современного организационно-культурного ландшафта правоохранительной системы России. Рассмотрены предпосылки формирования организационной культуры, отвечающей гуманистической концепции. Анализируются тенденции последних лет, влияющие на характер и качество правоохранительной деятельности.

Ключевые слова: организационная культура, ценностные ориентации, социологический анализ, правоохранительная система, социально-политические трансформации.

Тенденции последних лет символизируют новый этап в развитии гражданско-правовых взаимоотношений в обществе. Демократизация и глобализация российского общества в структуру мировых институтов приносит первые дивиденды в лице повышения гражданской позиции, роста активности в области отстаивания личных прав, групповых норм и общественной справедливости. На другой чаше весов можно наблюдать не столько прецеденты, сколько привычные картины шокирующего пренебрежения закона и унизительного отношения к системе правового надзора. Такой яркий диссонанс - следствие накопления критической массы социальных мотивов, недовольства и стремлений.

На фоне культурного падения российского общества факты оскорбительного нарушения закона со стороны отдельных индивидов служат порой копинг-стратегиями в процессах профессиональной и социальной адаптации. С каждым годом болевой порог к фактам правовых нарушений снижается. Данная проблема приобретает масштабный характер, если принимать во внимание тот факт, что деятельность самой правоохранительной системы в последнее время становится предметом острых информационных поводов. Масс-медиа с завидной регулярностью выдают в свет новую партию фактов о вопиющих правонарушениях в среде органов охраны закона и порядка. Социологический анализ свидетельствует о значительном росте правонарушений среди личного состава. Так, только за 2001 г. общее число сотрудников, привлеченных к ответственности, возросло на 6,9 % и составило 14 497 человек, в

том числе за нарушения законности - на 6,6 % (10 720), за преступления - на 7,7 % (3805), из них должностные - на 19 % (2265) [1].

В целом рост правонарушений отмечается в органах внутренних дел 49 субъектов РФ. Из них: более чем в 1,5 раза - в МВД республик Татарстан, Адыгея; ГУВД (УВД) Костромской, Новосибирской областей; Алтайского, Приморского, Ставропольского краев; более чем в 2 раза -в УВД Сахалинской, Томской областей; более чем в 5 раз - в УВД Орловской области и Ненецкого АО. Причем в структурной раскладке (по видам служб) наибольший рост отмечается в подразделениях по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на 56,3 %, организованной преступностью на 37,5 %, паспортно-визовой службы на 25 %, а также в образовательных учреждениях МВД России на 85,7 % [2].

В некоторых случаях складывается опасная тенденция покровительства организованным преступным группам, оказания помощи в реализации преступных замыслов, уклонения от уголовной ответственности, предательства интересов службы. Подобные факты подрывают веру населения в способность правоохранительных структур эффективно бороться с преступностью. Помимо этого, все вышеперечисленные факты только способствует распространению философии правового нигилизма и формированию скептически-депрес-сивного отношения к государственным институтам правовой защиты.

Безусловно, новая очередная реформа является необходимой, но и в какой-то степени запоздалой и фиктивной. Если отбросить политические

идеи, связанные с выбором нового президента в настоящем году, и номинальное увеличение оплаты определенных профессиональных групп в правоохранительной системе, остается очень мало ощутимых на общественном настроении фактов преобразований в правоохранительной системе. Будем надеяться, что это первый кардинальный шаг в сторону формирования новой гуманистической стратегии развития государственных органов правовой защиты.

Выявить объективно основные черты организационно-культурного ландшафта, проследить характер его преобразования, идентифицировать зоны повышенного риска и волатильности можно посредством построения социологического портрета. Учитывая то, что каждый орган правового регулирования подвержен социальным настроениям и политическим веяниям, можно с уверенностью говорить, что данный социопортрет будет также отражать срез на уровне общества в целом.

Структура ценностных ориентаций и нравственных убеждений общества подвержена постоянной коррекции. Интересен тот факт, что ценностные модусы внутри определенных групп людей, организаций и/или социальных масс сильно варьируются. Причиной тому является множество внутренних и внешних факторов по отношению к рассматриваемому срезу социума. В каждом конкретном случае могут быть выявлены отличительные черты в культурном и ценностном плане. Минимальной единицей рассмотрения при этом может быть отдельная личность или относительно моногенная группа людей, находящихся приблизительно в одинаковых условиях. В правоохранительной системе объектом социологических исследований выступают профессиональные группы сотрудников. Их ценностный, культурный, нравственный и эстетический уровни сильно дифференцированы в зависимости от рассматриваемого института правоохранительной системы. Задача, стоящая перед автором, заключалась в унификации социологического портрета ценностно-культурной компоненты, идентификации наиболее значимых элементов организационной среды, составляющих своеобразие профессиональных групп силовых структур.

Изменения политического, экономического, социального и духовного характера в обществе получают существенное отражение в правоохранительной деятельности. На органы внутренних дел, как известно, падает основная нагрузка по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию совершаемых преступлений. Личный состав постоянно находится в условиях повы-

шенной нагрузки и напряжения в работе. В отдельных случаях деловой стиль руководства подменяется авральным, предполагающим периодическую мобилизацию сотрудников рассматриваемых подразделений для выполнения того или иного срочного задания, иногда не связанного непосредственно со служебной деятельностью. В этой связи особенно резко возрастает необходимость укрепления законности и дисциплины сотрудников всех служб и подразделений правоохранительной системы.

Служба в правоохранительных органах должна выделять ее представителей по образу мыслей, повышенному чувству долга и ответственности, формировать в личности такие качества и духовные ценности, как настойчивость, выдержку, разумную инициативу, готовность прийти на помощь людям и т. д. Повседневная практическая трудовая деятельность сотрудника, преодоление трудностей, которые встречаются в службе, требуют от человека принципиальности в большом и малом, непримиримости к любым проявлениям расхлябанности, недисциплинированности, пассивности. Особенность службы заключается и в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Учитывая определенную сложность деятельности сотрудников правоохранительных органов, неотъемлемой стороной хорошей их профессиональной подготовки должно стать нравственно-эстетическое воспитание личного состава.

Необходимость пересмотра многих параметров, характеризующих особенности организации и функционирования правоохранительных органов, требуют введения новых управленческих категорий, влияющих на эффективность и стабильность в работе, таких как «организационная культура». Большинство авторов сходятся на том, что государственная организационная культура в основных параметрах и позициях воспроизводит специфику той общей культуры, частью которой она является.

Существующие подходы позволяют выделить следующие сегменты государственной организационной культуры:

а) стереотипы индивидуальной и коллективной реакции государственных служащих на изменения (готовность к использованию и внедрению новых форм работы и организации труда, технических средств);

б) приверженность определенному типу коммуникаций в рамках государственной иерархии;

в) особенности самоидентификации с целями государственной организаций;

г) восприимчивость к определенным формам разрешения внутриколлективных конфликтов и противоречий;

д) стереотипы восприятия опыта иных организаций и его адаптации в работе государственного аппарата;

е) устойчиво бытующие и закрепленные в сознании служащих стереотипы отождествления себя со сложившейся системой социальной мобильности в государственных организациях и т. д.

В контексте сказанного, наиболее значимыми элементами культуры признаются ценности, миссия, цели, нормы поведения, традиции и ритуалы, формирующие корпоративный дух организации. Таким образом, государственная организационная культура представляет мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных сотрудников на общие цели.

Правоохранительная сфера имеет ряд черт, обусловленных ее принадлежностью к системе государственного сектора (государственного управления). Они в основном детерминированы спецификой их внутренней организации, подразумевающей:

а) большую степень централизации в порядке принятия решений, строго определяющей уровень и меру компетенции структурных подразделений, их полномочия, властные прерогативы, порядок процедурных вопросов;

б) жесткую формализацию функций, связанных с постановкой конкретных задач должностным лицам, поддержанием выработанной и функционирующей конфигурации государственных организационных единиц (министерства, ведомства, департаменты, управления, отделы, отделения и т. п.);

в) однозначную ориентацию структуры федеральных органов исполнительной власти на нормативно-правовые акты, определяющие меру возможного и невозможного в процессах государственной деятельности, степень ответственности, территориальное местонахождение государственных организаций и т. п. [3].

Все это в совокупности позволяет правоохранительным органам легче осуществлять процессы координации в принятии решений, обеспечивать единообразие и стандартизацию в определении требований к различным ведомствам. Однако, как свидетельствует практика, достоинства формальной (нормативной) структуры правоохранительных органов могут превращаться в недостатки,

когда речь идет о возведении ценности прав и свобод граждан выше нормативно-процессуального порядка вещей.

Безусловно, задача правоохранительной системы состоит в четкой структурированности общественного пространства, приведении к единому знаменателю законности всего и всех, однако в этом теряется гуманистическая ценность и смыл деятельности всей системы. Выходом в этой ситуации может быть построение гуманистической организационной культуры внутри правоохранительной системы. К ее основным характеристикам можно отнести:

1) обоюдную инициативность общества, выраженную в реализации гражданского долга, и органов охраны закона и свобод личности. Общество может и должно брать на себя ответственность за справедливость и порядок внутри государства, а компетентные органы с должной ответственностью приводить недовольство и возмущение граждан к правовому равновесию;

2) воспитание правосознания, моральнонравственного духа и интеллектуального базиса сотрудников охраны закона. Поведение «проводников» закона должно быть эталонным, достаточным и социально ориентированным. Случаи девиантного поведения и преступление закона среди этих сотрудников должны быть в высшей степени наказуемы с публичным характером распространения информации;

3) гражданская ориентация. Поддержание государственных интересов должно стать незначительной частью работы таких структур. Общество, социальные интересы и настроения следует выдвигать в качестве приоритетов деятельности правоохранительных органов. А критериями эффективности их деятельности должны стать категории удовлетворенности правовым порядком в стране, ощущение защищенности и безопасности жизни в стране.

Система правоохранительных институтов всегда будет находиться в поиске нужных реформ и действенных методов работы. Однако при этом нельзя нивелировать ценность правовой защиты отдельно взятого гражданина. В широкомасштабных государственных усилиях по трансформации организационной среды силовых органов хотелось бы больше находить поводов для отождествления нововведений с направленностью на повышение качества жизни резидентов. Таким образом, социологический анализ организационно-культурного ландшафта правоохранительной системы обнажает скорее диспропорции и несбалансированность всего организационного пространства.

Литература

1. Алтухов С. А. Преступления сотрудников милиции. СПб, 2001.

2. Информационное письмо ГУСБ МВД России от 07.03.02г. № 19/611дсп. Доступ из спра.-правовой системы «Консультант Плюс».

3. Удальцова М. В. Социология управления. М.,1999.

* * *

SOCIOLOGICAL PORTRAIT OF THE ORGANIZATIONAL AND CULTURAL LANDSCAPE OF LAW-ENFORCEMENT SYSTEM OF MODERN RUSSIA

A. P. Lomkin

In article the sociological portrait of a modem organizational and cultural landscape of law-enforcement system of Russia is designated. Preconditions of formation of the organizational culture answering to the humanistic concept are considered. The tendencies of the last years influencing character and quality of law-enforcement activity are analyzed.

Key words: organizational culture, valuable orientations, sociological analysis, law-enforcement system, social-political transformations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.