Научная статья на тему 'Социологический опрос как метод улучшения качества пассажирских перевозок'

Социологический опрос как метод улучшения качества пассажирских перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1368
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ / КАЧЕСТВО ОБСЛУЖИВАНИЯ / ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ ТРАНСПОРТА / РЕГУЛЯРНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Болотин Никита Александрович

В данной статье затрагиваются вопросы функционирования городского пассажирского транспорта. Качество обслуживания пассажиров является одним из аспектов, позволяющих провести оценку качества оказания транспортных услуг. На примере г. Волгограда при помощи социологического опроса проводится анализ показателей качества оказания услуг, который дает объективную картину работы городского пассажирского транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социологический опрос как метод улучшения качества пассажирских перевозок»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС КАК МЕТОД УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК Болотин Н.А.

Болотин Никита Александрович — студент магистратуры, кафедра автомобильных перевозок, факультет автомобильного транспорта, Волгоградский государственный технический университет, г. Волгоград

Аннотация: в данной статье затрагиваются вопросы функционирования городского пассажирского транспорта. Качество обслуживания пассажиров является одним из аспектов, позволяющих провести оценку качества оказания транспортных услуг. На примере г. Волгограда при помощи социологического опроса проводится анализ показателей качества оказания услуг, который дает объективную картину работы городского пассажирского транспорта. Ключевые слова: анализ, городской пассажирский транспорт, качество обслуживания, время ожидания транспорта, регулярность движения, социологический опрос.

При проведении исследования используется метод получения первичной информации. Это обусловлено тем, что решение проблемы требует современных данных, кроме того, информация, касающаяся проблем качества и удовлетворенности населения г. Волгограда транспортным обслуживанием, ранее не собиралась. Получение информации производится путем интервьюирования респондентов (жителей города). Для получения информации используется телефонный опрос. Выбор именно этого метода обусловлен удобством, оперативностью получения данных. Кроме того, такой способ сбора информации отвечает требованию случайности в математическом значении, поскольку источником извлечения телефонных номеров является случайный набор цифр [1]. Формой для сбора данных является анкета. Объем выборки для проводимого исследования при заданном уровне ошибки 5% составляет 344 человека. Для равномерного распределения результатов выборочного исследования в каждом районе города необходимо опросить равное количество респондентов [2].

После проведения опроса выяснили, среднее значение оценки качества транспортного обслуживания в восприятии пассажиров составляет 5,8. Уровень удовлетворенности качеством транспортных услуг составляет 21,26% [3].

Значимость показателя для пассажиров

Уровень реализации качества

Рис. 1. Диаграмма показателей качества транспортного обслуживания

Наглядно результаты опроса представлены в виде профиля показателей качества транспортного обслуживания (рис. 1). Линия 1 показывает максимально возможный уровень качества или максимальную удовлетворенность пассажиров качеством обслуживания. Цифрами от 1 до 30 обозначены элементы качества в порядке, представленном в анкете. Линия

2 показывает значимость каждого показателя для пассажиров. Иными словами, это тот уровень, начиная с которого качество может быть принято удовлетворительным. Соответственно, линия

3 - это уровень реализации качества, т.е. насколько полно тот или иной показатель качества обслуживания реализуется в действительности [4]. Таким образом, из рисунка можно видеть, что существующий уровень качества транспортного обслуживания не соответствует желаемому и тем более, максимально возможному.

Также опрос показал, что предпочтения пассажиров по видам транспорта распределились следующим образом: маршрутное такси предпочитают 40% опрошенных, трамвай - 24%, автобус -20%, троллейбус - 10%, электричка - 6% (рис. 2).

Рис. 2. Распределение предпочтений пассажиров по видам транспорта г. Волгограда, %

Для определения причины выбора пассажирами того или иного вида транспорта предлагалось ответить на открытый вопрос о достоинствах предпочитаемого транспорта. Основными достоинствами выбранного вида транспорта чаще всего были названы:

1. Маршрутное такси - скорость передвижения, доступность (доставка от двери к двери), возможность остановки по требованию, беспересадочность поездки, связь практически со всеми районами города.

2. Автобус - плата за проезд, возможность проезда по проездному билету, безопасность, регулярность движения (по расписанию), вместительность (возможность проехать с коляской или габаритным грузом), доступность для социально незащищенных слоев населения (инвалидов).

3. Трамвай - достоинства аналогично автобусу, кроме того, отмечена скорость перемещения в час-пик и комфорт, а также экологичность. труднодоступен для пенсионеров, инвалидов так, как:

- большинство по большей части подвижной состав состоит из устаревших моделей, которые не являются низкопольными;

- чтобы воспользоваться трамваем в Ворошиловском и Центральном районах необходимо спускаться под землю;

- отмечена скорость перемещения в час-пик и комфорт.

4. Троллейбус - те же показатели, что для автобуса.

5. Электричка - самая высокая скорость перемещения, комфортабельность. Однако из-за размещения большинства станций вдали от центров притяжения пассажиров имеет наименьший пассажиропоток [5].

Затем было предложено описать недостатки предпочитаемого пассажиром вида транспорта. В качестве недостатков названо следующее:

1. Маршрутное такси - нарушение ПДД, опасность, неаккуратность вождения водителями транспортного средства, превышение скорости, переполнение, нерегулярность движения (несоблюдение расписания или его отсутствие), завышенная стоимость проезда, отсутствие установленного (стабильного) тарифа в зависимости от расстояния поездки.

2. Автобус - медленная скорость (в сравнении с маршрутным такси), движение с пересадками.

3. Трамвай - изношенность парка подвижного состава. Труднодоступен для пенсионеров, инвалидов так, как:

- большинство по большей части подвижной состав состоит из устаревших моделей, которые не являются низкопольными;

- чтобы воспользоваться трамваем в Ворошиловском и Центральном районах необходимо спускаться под землю.

4. Троллейбус - медленная скорость в часы пик.

5. Электричка - удаленность большинства станций от центров притяжения пассажиров.

Таким образом, в статье были рассмотрены результаты социологического опроса жителей г. Волгограда о качестве пассажирских перевозок, составлена диаграмма показателей качества транспортного обслуживания, диаграмма распределение предпочтений пассажиров по видам транспорта, сделаны выводы по каждому виду общественного транспорта г. Волгограда.

Список литературы

1. Гудков В.А. Качество пассажирских перевозок: возможность исследования методами социологии: учебное пособие / В.А. Гудков [и др.]. Волгоград: ВолгГТУ, 2008. 163 с.

2. Загорский И.О. Эффективность организации регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом / И.О. Загорский, П.П. Володькин. Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского гос. ун-та, 2012. 154 с.

3. Антонов М.Н. Совершенствование методов обоснования параметров транспортного обслуживания населения по автобусным маршрутам регулярных перевозок: дис. ... канд. техн. наук / М.Н. Антонов. М., 2010. 157 с.

4. Загорский И.О. Методика управления качеством пассажирских автомобильных перевозок на рынке автотранспортных услуг / И.О. Загорский, П.П. Володькин // Власть и управление на Востоке России, 2009. № 3. С. 45-48.

5. Попова И.М., Шустов Р.А., Попова Е.А. Критерии оценки качества обслуживания городским пассажирским транспортом // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2015. Т. 35. С. 126-130. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/95579.htm/ (дата обращения: 04.06.2018).

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВОКУПНОСТИ ИННОВАЦИЙ

Руденок П.Б.

Руденок Павел Борисович - бакалавр, кафедра информационных технологий и систем управления, Московский государственный технологический университет «СТАНКИН», г. Москва

Аннотация: в настоящее время программные и автоматизирующие продукты охватывают огромное количество бизнес-процессов высокотехнологичных предприятий. В данной статье предложен механизм для выбора наилучшей стратегии модернизации производства, исходя из исходных данных, экономической целесообразности и накладываемых ограничений. Ключевые слова: модернизация производства, бизнес-процессы, формирование стратегии модернизации производства.

УДК 65.011.56

При модернизации производства предполагается полная замена устаревших производственных мощностей. Модернизация достигается путем конструирования новых производственных структур, которые ориентированы на использование автоматизированного и высокоавтоматизированного оборудования, технологических процессов и новых информационных систем.

При проектировании технологической модернизации могут быть предусмотрены различные мероприятия по увеличению рабочих мест:

• организация технологических маршрутов и процессов, которые позволяют количественно увеличить партии запуска и сократить трудоёмкость рабочих мест;

• создания оптимальной системы логистики, которая обеспечивает оптимизацию затрат времени и ресурсов на внутреннюю логистику;

• создания системы диспетчирования процессов на предприятии, которые обеспечивают сокращение производственного цикла, повышение скорости производственного процесса.

В процессе разработки производственных структур, возможны решения некоторых побочных задач:

• оптимизация отдельных станков с ЧПУ и групп таких производственных станков;

• разработка проектов по объединению станков с ЧПУ в высокоавтоматизированные комплексы;

• оптимизация производственных заделов;

Во время формирования системы, которая управляет процессами модернизации, должны быть решены следующие задачи:

• выявление особенностей функционирования и основных свойств системы управления модернизацией производства;

• разработка принципов построения автоматизированной системы управления ресурсами, капиталом, а также интеллектуальными ресурсами, активами и рисками;

• улучшение устойчивости системы при воздействии внешних и внутренних факторов.

Используя математическое описание внутренних процессов, которые протекают в рамках

модернизации высокотехнологического производства, представляется возможным разработать математическую модель, которая позволяет совершить:

• моделирование стратегии модернизации производства и выбор лучшего варианта стратегии;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.