КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
CULTURAL TRADITIONS AND INNOVATIONS
УДК 364.01
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ
SOCIOLOGICAL ASPECT OF THE STUDY OF THE QUALITY OF SOCIAL
SERVICES FOR FAMILIES WITH CHILDREN
Е. Н. Васильева, А. В. Левчик
E. N. Vasilieva, A. V. Levchik
Ключевые слова:
социальное обслуживание; качество социального обслуживания; оценка качества социальных услуг
Key words:
social services; quality of social services; assessment of the quality of social services
Попытки исследования качества социального обслуживания семей с детьми в социологическом дискурсе предпринимаются с 2000-х гг. XX столетия, почти с периода становления системы социального обслуживания в России.
Интерес ученых к данной проблеме не ослабевает на протяжении последних двух десятилетий. Основные тенденции научной мысли социологов позволил выявить анализ трудов, посвященных исследованию качества социального обслуживания семей с детьми с 2000 по 2017 годы.
Сложность изучения обозначенного феномена в контексте социального обслуживания связана с его междисциплинарностью и до сих пор вызывает методологические споры. Социологическая энциклопедия (2003 г.) рассматривает социальное обслуживание как одно из направлений социальной работы [1], которая осмысливается в настоящее время относительно самостоятельной новой отраслью социально-гуманитарного знания. В связи с этим у некоторой группы ученых возникает недовольство «вторжением» социологии в данную область исследования
социальной работы. Тем не менее существует и другое мнение научного сообщества — не ограничиваться «обслуживающей» ролью социологии, а рассматривать социальную работу в системе социологического знания как отраслевую социологическую теорию [2]. Такой позиции придерживаются социологи, исследующие категорию «социальное обслуживание» как институт социальной сферы, социальный процесс, часть социальной реальности.
Одним из объектов социального обслуживания является семья с детьми как особая категория населения, требующая пристального внимания со стороны ученых и специалистов-практиков.
Современный институт семьи, существующий в условиях развития нового типа социально-экономических отношений, переживает глубокий структурный и функциональный кризис. Меняется социальный облик семьи, усложняются ее социальные, эмоционально-психологические функции. Сложность адаптации к данным социально-экономическим и морально-психологическим условиям ослабляет потенциал семьи, затрудняет выполнение ею основополагающих функций, в том числе функции воспроизводства населения. Негативные тенденции в сфере се-мейно-брачных отношений отрицательно отражаются на социальном здоровье семьи, способствуют взаимному отчуждению ее членов, деформации семейных установок, ценностей и идеалов. Это сказывается на физическом, психическом и нравственном состоянии детей, их социальном поведении, что способствует многократному возрастанию проявления девиаций. В настоящее время многие семьи самостоятельно пытаются найти способы и механизмы выживания в современном социуме. Сложившаяся ситуация, в свою очередь, актуализирует поиск эффективных путей решения проблемы качества социального обслуживания семей с детьми средствами социологической науки.
Социальное обслуживание семей с детьми социологи рассматривают под разным ракурсом: как самостоятельное направление социальной работы; подсистему (сектор) социальной сферы; подсистему социального обслуживания граждан и социальной защиты населения; способ реализации семейной политики государства.
Начиная с 2006 года, ученые отмечают динамику развития социального обслуживания семей с детьми как категории социального института: формируется фундамент нормативно-правовой базы социального обслуживания данной группы населения, укрепляются научно-методические основы функционирования социальных служб, принимаются меры по улучшению подготовки и переподготовки специалистов для работы в социальных службах, призванных гарантировать высокое качество социальных услуг.
Социальное обслуживание семей с детьми представляет собой системную целостность, сущностным ядром которой является социальная услуга. Тем не ме-
нее оценка качества социальных услуг обозначенной категории, по мнению исследователей, представляется определенной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Так, Е. Р. Ярская-Смирнова отмечает, что само понятие «услуга» нуждается на сегодняшний день в уточнении. Чаще всего понятие «услуга» приравнивается к понятию «помощь», а это затрудняет определение критериев и показателей качества, эффективности и результативности социальных услуг. Кроме того, необходимо разделить понятия «обслуживание», «услуга», «процесс обслуживания», «процесс оказания услуги» [3].
В концептуальные схемы исследования социологи встраивают разработку критериев оценки деятельности учреждений социального обслуживания, результативности пособий, льгот и субсидий, уточняют содержание таких понятий, как «результативность социального обслуживания семей с детьми», «субъекты социальной сферы», «социальное благополучие», «потенциал социальной сферы» [4]. Однако одной из важнейших задач остается определение конечного результата услуги и ее качественно-количественных показателей.
С 2016 года в научных трудах осмысливается новый этап совершенствования качества социального обслуживания семей с детьми. С точки зрения ученых, фактором, детерминирующим повышение экономической эффективности и качества оказания социальных услуг, является ярко выраженная социальная направленность политики государства: ориентация государственной политики на сбережение людей, умножение человеческого капитала, поддержку традиционных ценностей семьи, демографические программы, изменения в социальной сфере, «чтобы она становилась ближе к людям, к их запросам, была более современной и справедливой»1.
Исследуя социальное обслуживание семей с детьми как социальный процесс, социологи акцентируют внимание на оказании помощи и услуг, реализующихся на двух уровнях: на макроуровне — функционирование системы учреждений; на микроуровне — оказание помощи конкретной семье с определенными проблемами [5].
Рассматривая социальное обслуживание семей с детьми в качестве социального процесса на микроуровне (взаимодействие специалиста и семьи — клиента социального обслуживания), ученые выявляют тенденции, способствующие повышению качества и эффективности социального обслуживания: укрепление репродуктивного и воспитательного потенциала семьи; отход от чистых форм социально-экономической поддержки (социальные выплаты, пособия, натуральная
1 Послание Президента Федеральному собранию от 1 декабря 2016 года [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/533 79.
помощь) и переход к социально-культурным, социально-психологическим и социально-образовательным услугам; актуализация деятельности благотворительных и общественных организаций; дифференциация социального обслуживания семей с детьми, которая инициирует появление множества социальных практик (социальное сопровождение по месту жительства, развитие самопомощи, развитие мобильной социальной работы и др.).
В настоящее время преобладает практика количественной оценки качества деятельности учреждений социального обслуживания, в разработке критериев которой лидирующие позиции занимают кандидаты и доктора экономических и технических наук (А. Л. Александрова, Г. Г. Азгальдов, А. В. Гличев, Л. И. Быковская, С. А. Кириллова, Ю. А. Кузнецова, О. В. Кучмаева, И. А. Лисицкий, Я. Б. Шор и др.). Л. Э. Панкратова утверждает, что это тоже является своего рода проблемой в обозначенной сфере, так как все методы количественных оценок и их результаты часто используются только как отчетный материал, а не как механизм поиска изменений [6].
Многолетний опыт развития системы социального обслуживания в Российской Федерации актуализирует перед социологическим знанием проблему четкого определения содержания эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и разработки механизмов оценки ее качества. В работах социологов, научные интересы которых лежат в области социального обслуживания семей с детьми (Э. Л. Воробьева, Ю. Ю. Ивашкина, Т. В. Кузьмина, И. В. Малофеев, Э. А. Манукян, П. Д. Павленок, В. Г. Попов, А. М. Рогова, С. А. Савинова, Е. Н. Тимошина, Е. Р. Ярская-Смирнова и др.), поднимается вопрос ограниченности методов, основанных на квалиметрии, для построения и внедрения в практику учреждений социального обслуживания показателей результативности их деятельности.
Согласно Федеральному Закону от 28.12.2013 № 442_ФЗ в настоящее время в связи с переходом на новые формы организации деятельности учреждений требуется оценка предоставления социальных услуг по качественным показате-лям2. На наш взгляд, важна разработка интегративной исследовательской стратегии, объединяющей качественные и количественные показатели, способствующей определению не только идеального образа качественной услуги, но и эффективной деятельности учреждений социального обслуживания семей с детьми.
В процессе изучения данного объекта социологи выявили недостаточно разработанные проблемные зоны, которые, в свою очередь, тормозят выработку
2 Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558.
объективной оценки качества социальных услуг в системе социального обслуживания семей с детьми.
1. Социологическая теория социального обслуживания и ее методологическое обоснование отстают от реального развития сферы социального обслуживания, которая играет важную роль в решении социально-экономических, политических и нравственных проблем российского общества.
2. На современном этапе в стадии научной разработки находятся теоретические и практические аспекты содержания понятия «социальное обслуживание семей с детьми».
3. Недостаточно разработаны нормативные, методологические, методические и организационные основы качества социального обслуживания семей с детьми. Остаются открытыми вопросы отбора валидных методик, определения субъекта социального обслуживания, гибкости системы критериев, учитывающих обстоятельства, влияющие на качество услуг и т. п.
4. Отсутствие единого подхода и универсальной концепции социального обслуживания семей с детьми приводит к большой вариативности региональных подходов к изучению социального обслуживания обозначенной группы (выбор типов учреждений, их структурно-функциональных схем, правового статуса, ассортимента услуг и т. д.), что существенно затрудняет выявление объективной и достоверной оценки деятельности существующих учреждений социального обслуживания.
5. Функциональная структура социального обслуживания не соответствует растущим потребностям семей. Неэффективность функционирования системы социального обслуживания семей с детьми на муниципальном уровне проявляется в таких показателях, как слабость финансовой, правовой, кадровой базы, малочисленность учреждений социального обслуживания семей с детьми, ограниченность видов оказываемых ими услуг.
6. Индивидуализированный подход в социальном обслуживании препятствует оказанию социальной услуги семье в целом как мультиперсональному клиенту.
7. Расширение функциональных и институциональных границ социального обслуживания семей с детьми (присоединение функций, которые на протяжении длительного времени исполняли другие институты — медицинские и образовательные организации, силовые и контролирующие ведомства и т. д.) привело с одной стороны, к расширению спектра социальных услуг, а с другой — к невозможности их эффективной реализации в силу недостаточной квалификации практикующих специалистов.
8. В центре объективной оценки деятельности системы социального обслуживания лежит противоречие между прогрессирующим возрастанием объемов
и спектра социальных услуг семьям с детьми и существующими механизмами обеспечения их качества.
9. Трудности квантификации в оценке социальных услуг обусловливают построение критериев оценки качества услуг, оказываемых семьям с детьми, в основном на субъективных показателях.
Таким образом, анализ исследуемой проблемы показал необходимость активного использования и расширения методологического арсенала социологии в тщательном изучении и осмыслении дальнейшей актуализации проблемы качества социального обслуживания семей с детьми с учетом усиления ее гуманистического потенциала.
Библиографический список_
1. Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / Национальный общественно-научный фонд: руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин; гл. ред. В. Н. Иванов. -М.: Мысль, 2003. - 472 с.
2. Рудакова О. В. Социология социальной работы: курс лекций. - Курск: ООО «Мечта», 2013.
3. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения / Под ред. П. В. Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой. - М.: Московский общественный фонд, 2007. - 154 с.
4. Савинова С. А. Социальное обслуживание семей с детьми в регионе: социологический аспект: Автореф. дис. канд. социол. наук. - М., 2006. - 32 с.
5. Рогова А. М. Социальное обслуживание семей с детьми: социологический анализ [Электронный ресурс] // Credo New. - 2017. - № 2 (90). - Режим доступа: http://credo-new.ru.
6. Панкратова Л. Э. К вопросу об оценке качества, эффективности и результативности социальных услуг // Социальная работа на Урале: история и современность: межвузовский сб. науч. тр. Вып. 5 / Российский государственный профессионально-педагогический университет. - Екатеринбург, 2012. - 101 с._
Сведения об авторах Васильева Елена Николаевна,
д. социол. н, профессор кафедры социально-культурной деятельности, культурологии и социологии, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, тел. 89088770648, e-mail: vasilievatyumen@gmail. com
Information about the authors Vasilieva Elena N., Doctor of Sociology, Professor at the Department of Socio-Cultural Activity, Cultural Studies and Sociology, Tyumen State Institute of Culture, phone: 89088770648, e-mail: vasilievatyumen @gmail.com
Левчик Александр Владимирович,
аспирант кафедры социально-культурной деятельности, культурологии и социологии, Тюменский государственный институт культуры, г. Тюмень, тел. 89129943918, e-mail: alexanderlevchik @yandex.ru
Levchik Alexander V., Postgraduate at the Department of Socio-Cultural Activity, Cultural Studies and Sociology, Tyumen State Institute of Culture, phone: 89129943918, e-mail: [email protected]
УДК 316.77
МЕДИАМИСТИФИКАЦИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРАНКИНГА И ТРОЛЛИНГА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МЕДИАЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ
MEDIA MYSTIFICATION BY MEANING OF PRANKING AND TROLLING: SOCIOLOGICAL VIEW AT THE MEDIA ECOLOGICAL PROBLEM
А. А. Ефанов
A. A. Yefanov
Ключевые слова:
СМИ; Интернет; социальные сети; медиа-мистификация; медиафальсификация; пранкинг; троллинг; блогинг; медиаэколо-гия; медиаманипулирование; псевдоновость; фейк; постправда
Key words:
mass media; Internet; social networks; media mystification; media falsification; pranking; trolling; blogging; media ecology; media manipulation; pseudo-news; fake; post-truth
В современном коммуникационном пространстве в условиях усиления роли социальных медиа все чаще возникают явления медиамистификации. А. А. Первухин обозначает понятие медиамистификации как «созданную и зафиксированную в информационном поле фиктивную историю (событие или явление), которая подкреплена рядом правдоподобных доказательств, выступающую ярким информационным поводом для средств массовой информации» [1]. С. С. Распопова и Е. Н. Богдан справедливо уточняют, что медиамистификация «направлена на то, чтобы отобразить фрагмент реальности, в подлинности которого не было сомнения.