Научная статья на тему 'Социологический анализ взаимодействия субъектов общественных слушаний'

Социологический анализ взаимодействия субъектов общественных слушаний Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Авдошина Н. В.

В статье рассматриваются возможности социологического анализа взаимодействия субъектов общественных слушаний. В качестве технологии изучения такого взаимодействия предлагается мониторинг удовлетворенности участников общественных слушаний их результатами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF INTERACTION OF PARTICIPANTS OF PUBLIC HEARINGS

Possibility of sociological analysis of interaction of participants of public hearings is considered in the article. As a research technology for study of such interaction a monitoring of satisfaction of participants of public hearings by the results of hearings is suggested.

Текст научной работы на тему «Социологический анализ взаимодействия субъектов общественных слушаний»

УДК 316.4

Н.В. Авдошина*

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ**

В статье рассматриваются возможности социологического анализа взаимодействия субъектов общественных слушаний.

В качестве технологии изучения такого взаимодействия предлагается мониторинг удовлетворенности участников общественных слушаний их результатами.

Ключевые слова: социологический анализ, взаимодействие, субъекты общественных слушаний.

Одной из форм непосредственной демократии в России, обеспечивающей участие населения в управлении общественными и государственными делами, закрепленной в федеральном законодательстве, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актах, являются общественные (публичные) слушания. Появление данного конституционного правового института обусловлено развитием общественных отношений, возникающих по поводу участия населения в управлении общественными и государственными делами.

Общественные слушания являются конституционно-правовым институтом участия населения публично-территориальных образований в осуществлении публичновластных функций путем открытого непосредственного обсуждения органами власти и гражданами проектов правовых актов и других общественно значимых проблем и вынесения по ним рекомендаций, обязательных для учета компетентными органами власти при принятии соответствующих решений.

Общественные слушания представляют собой систему отношений, структурными элементами которой являются:

— объект слушаний (общественные отношения, регулируемые органом, которому адресуются рекомендации, принимаемые в ходе публичных слушаний);

— предмет слушаний (вопросы и проекты правовых актов, выносимые на слушания);

— субъекты слушаний (инициаторы слушаний, организаторы их проведения и участники);

— адресат слушаний (орган власти, принимающий решение по обсуждаемому на публичных слушаниях вопросу).

Результаты общественных слушаний, замечания и предложения их участников учитываются органами власти при принятии решения об утверждении, а также при разработке плана реализации соответствующих схем и проектов. Проведение общественных слушаний возможно по любому проекту, затрагивающему интересы общества. Общественные слушания максимально эффективны, когда высказываются точки зрения всех заинтересованных групп и когда обсуждение проходит в обстановке взаимного доверия.

* © Авдошина Н.В., 2013

Авдошина Наталья Владимировна ([email protected]), кафедра социологии социальной сферы и демографии Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

** Статья выполнена по гранту в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг., соглашение № 14.В 37.21.0024.

220

Вестник СамГУ. 2013. № 8/2 (109)

Общественное участие в публичных слушаниях — достаточно сложный процесс, оказывающий влияние как на общественность, так и на представителей власти. Общественное участие необходимо как населению, так и государству, поскольку, с одной стороны:

— участие общественности в принятии решений приносит пользу в первую очередь ей самой, потому что этот процесс увеличивает шансы того, что интересы населения будут приняты во внимание;

— общественное участие делает людей более независимыми, помогает гражданам влиять на условия своей жизни;

с другой стороны:

— население лучше, чем представители власти, знает условия и проблемы своей жизни. Помочь ему поделиться этими знаниями — значит, сделать первый шаг к разработке эффективной политики в конкретной ситуации и в конкретных обстоятельствах.

— вовлечение общественности необходимо для того, чтобы не упустить важные экономические, социальные и другие последствия планируемых действий;

— действия властей будут намного успешнее, если они осуществляются после консультаций с общественностью; предоставляя общественности возможность влиять на выработку решений, органы власти уменьшают шансы возникновения оппозиции своим планам и действиям;

— люди сопротивляются изменениям, если они не понимают или не соглашаются с их целями, методами или временем проведения. Держать общественность в неведении — это верный путь к провалу;

— участие общественности в принятии решений повышает ответственность людей за одобренные проекты.

Общественные слушания можно считать весьма демократической формой участия, обладающей значительным потенциалом согласования интересов различных социальных групп, обеспечения легитимности принимаемых властью решений, гармонизации процессов общественного развития в целом. Вместе с тем слушания не лишены недостатков и не застрахованы от злоупотреблений, использования различными силами в собственных узких интересах, что может приводить к усложнению процессов принятия решений, провоцированию конфликтов, социального недоверия, отчуждения и другим негативным для общества последствиям.

Возможно вычленение трех основных моделей реализации публичных слушаний:

— публичные слушания, реализуемые по инициативе населения;

— публичные слушания, реализуемые по инициативе управляющих субъектов;

— обязательные (автоматические) публичные слушания.

Сопоставление этих моделей, а также анализ опыта реализации публичных слушаний в Российской Федерации и зарубежных странах показывает, что основными направлениями развития института публичных слушаний, желательными для России, являются:

1) обеспечение условий для более активного участия населения в реализации публичных слушаний, упрощение порядка их проведения по инициативе граждан;

2) постепенное расширение круга вопросов, которые выносятся на публичные слушания по инициативе как органов власти, так и населения;

3) переход от системы редких, организуемых исключительно в обязательном порядке публичных слушаний к системе периодического проведения слушаний по наиболее значимым общественным вопросам;

4) расширение количественного состава участников публичных слушаний и привлечение к участию в слушаниях представителей различных социальных групп, которые можно считать выразителями мнений и воли всего населения;

5) достижение возможности организации публичных слушаний независимо от размеров публично-территориального образования и численности граждан, проживающих в нем;

6) введение норм, ограничивающих возможности органов власти препятствовать проведению публичныгх слушаний, а также норм, обеспечивающих независимость процесса обсуждения в ходе публичныгх слушаний от влияния управляющих субъектов;

7) применение в ходе реализации публичныгх слушаний методов социального проектирования с использованием случайной выборки представителей населения с учетом пола, возраста, образования, места проживания и других показателей [1].

Для повышения эффективности общественный: слушаний необходим социологический анализ взаимодействия субъектов этого мероприятия, их удовлетворенности результатами слушаний. Такой анализ целесообразно осуществлять в режиме мониторинга, что позволит оценить динамику удовлетворенности участников слушаний их результатами.

В данном случае мониторинг определяется не в традиционном смысле как «чисто» количественный метод, а как метод сбора качественной информации. Мониторинг — это технология, включающая в себя такие методы, как «наблюдение, сбор, систематизацию и обобщение информации об изучаемом объекте». Само такое определение мониторинга предполагает проведение его в рамках количественной методологии, что традиционно и делается, но и наряду с этим качественной методологии. Действительно, наблюдение, сбор и систематизация данных могут носить как количественный, так и качественный характер.

Основным методами сбора информации в рамках такого мониторинга может служить полуформализованное интервью с участниками слушаний — представителями общественности и представителями органов власти. Анализ полученной информации позволит выгавить ключевые проблемы в организации и проведении слушаний, решение которыгх будет способствовать повышению их эффективности в последующем.

Библиографический список

1. Очеретина М.А. Понятие и структурный анализ института публичных слушаний как формы участия населения в осуществлении публичной власти // Российская юстиция. 2008. № 6. С. 31—33.

N.V. Avdoshina*

SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF INTERACTION OF PARTICIPANTS OF PUBLIC HEARINGS

Possibility of sociological analysis of interaction of participants of public hearings is considered in the article. As a research technology for study of such interaction a monitoring of satisfaction of participants of public hearings by the results of hearings is suggested.

Key words: sociological analysis, interaction, participants of public hearings.

* Avdoshina Natalia Vladimirovna ([email protected]), the Dept. of Sociology of Social Sphere and Demography, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.